crimea-fun.ru

Монолог из горе от ума. Роль монологов Чацкого в комедии А

На протяжении всего романа «Отцы и дети» читатель постоянно наблюдает за отступлениями, за комментариями, за ремарками автора. Конечно, автор высказывает позицию самого И.С. Тургенева, говорит от его имени.

Все те события, которые описывает автор на страницах романа, необычайно волнуют его, вызывают в его душе чувства разного рода – от неприятия до симпатии. При помощи своих авторских ремарок, Тургенев может высказать отношение к тому или иному герою романа. Ярким тому примером является описание внешности старой женщины – матери Евгения Базарова.

К примеру, Павла Петровича он называет «мертвецом». И это слово на все 100% подчеркивает натуру Кирсанова. Этот человек был мертвым внутри. Он давно уже перестал развиваться и стремиться к свету, к хорошему.

Нередко, И. С. Тургенев использует иронию, для того чтобы описать некоторых героев, чаще – псевдонигилистов. Он пишет о том, как «визгливо» смеется Ситников. Это описание его смеха во многом опускает нашу оценку данного персонажа.

Неоднозначное отношение испытывает автор к главному герою романа – к Евгению Базарову. С одной стороны, он недолюбливает в нем его нигилистические стремления, однако, на протяжении всего романа, описывает мужчину, как сильную и умную личность. Даже перед лицом смерти Евгений не струсил. Это говорит о его силе воли, о его твердом характере.

Немаловажное значение имеет эпилог в романе. Из его содержания, читатель узнает о дальнейших судьбах героев. Тургенев описывает могилу Евгения. На ней растут цветы, а это говорит о бесконечной жизни, которая продолжается в остальных предметах.

На протяжении всего романа, автор не высказывался резко, категорично. Он явно не проявлял симпатии к тем или иным героям. Все это дает каждому из нас возможность самостоятельно поразмыслить над судьбами героев, над их поступками и жизненными взглядами.

Авторская позиция в романе «Отцы и дети» . В письме Герцену 16 апреля 1862 года Тургенев называет своего героя «волком», а в письме Случевскому говорит о «бессердечнос­ти» и «безжалостной сухости» Базарова. Он представляет собой едва ли не природную силу; почти так определяет его Тургенев втом же самом письме Случевскому: «…фигура …дикая… до половины вы­росшая из почвы».

«Он… демократ до конца ногтей», - пишет Тургенев о Базарове в письме Случевскому. Роман подтверждает это определение и в то же время обнаруживает необычность базаровского демократизма, доходящего до крайности.

В базаровском отрицании живет пафос нравственного непри­ятия современного мира, он-то и делает «нигилиста» противни­ком существующего порядка. Но Тургенев, как видно, убежден в том, что этот пафос не может выйти за пределы платонических порывов, если он не опирается на инстинкты и силу «хищника», способного идти напролом, ни с чем не считаясь, сокрушая или ненавидя все, что ему противится. Невозможно даже мысленно вообразить себе Базарова, который любит поэзию, наслаждается красотой природы, который самозабвенно предан женщине, - и остается при этом беспощадным разрушителем, необузданным мятежником, «фигурой сумрачной, дикой … сильной, злобной». Одним словом, тем, кого предлагается называть революционе­ром. Базаров, полюбивший Пушкина и Моцарта, Базаров, на­слаждающийся прелестью вечернего пейзажа, Базаров, самоот­верженно обожающий возлюбленную, - уже не Базаров. Это совершенно другой человек, может быть, более приятный и близ­кий читателю, но другой. Неспособный на «полное и беспощад­ное отрицание», не обреченный на роковую и неповторимую базаровскую судьбу.

Нужно ли удивляться тому, что любовь Базарова к Анне Серге­евне Одинцовой оказывается переломным пунктом в его судьбе, тому, что любовные переживания героя на наших глазах перераста­ют в настоящий духовный кризис? Неразрывное сплетение качеств, о которых шла речь, образует основу базаровской личности, и лю­бовь не могла явиться прибавлением ко всему этому. Любовь для Базарова - сила чуждая, враждебная, угрожающая разрушением его душевному строю. Так она и воспринимается: «…что-то другое в него вселилось», «… с негодованием сознавал романтика в самом себе» - как будто говорится о чем-то постороннем, о каком-то дру­гом человеке, а не о его же собственном «я».

В беседе с Я. П. Полонским Тургенев говорил о трагическом противоречии как о столкновении двух «равнозаконных» великих правд. Именно такое противоречие входит в жизнь и сознание Ба­зарова. Революционность и человечность оказываются несовмес­тимыми, потому что у каждой стороны своя правота и своя непра­вота. «Полное и беспощадное отрицание» оправдано как единствен — ная в современных условиях серьезная попытка действительно из­менить мир, покончив с противоречиями, которые так и не разре­шили века существования гуманистической культуры. По-своему оправдан и враждебный полемизм, отметающий стремление к гар­монии, а вместе с ним - нравственный пафос альтруизма, эсте­тизм, чувствительность и человечность. Разве все это не оборачива­ется в конце концов примирением с несовершенством и неспра­ведливостью мира?

В эпилоге романа автор говорит о «страстном, грешном, бунту­ющем» сердце Базарова. Эти определения в наибольшей степени отвечают особой природе трагического героя. Базаров действитель­но таков: он бунтует против законов объективной необходимости, которые невозможно изменить или обойти. Однако для Тургенева бесспорно и то, что «нигилизм» неизбежно приводит к свободе без обязательств, кдействиям без любви, к поискам без веры. Тургенев не находит в «нигилизме» созидающей творческой силы.

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», безусловно, является одним из выдающихся произведений 19 века. Произведение посвящено знаменитому критику В.Г.Белинскому. В романе автор поднимает множество философских проблем, которые находят отражение через образы и мысли персонажей, их открытые столкновения или внутренние конфликты героев. Главная проблема, поставленная автором в романе, – конфликт «отцов» и «детей». Чью же сторону в данном конфликте занимает сам И.С.Тургенев?

С одной стороны конфликта «отцов» и «детей» находится старшее поколение семьи Кирсановых. Павел Петрович и Николай Петрович – самые яркие представители «отцов» в романе. Оба они придерживаются либеральных взглядов. Однако Павел Петрович занимает более резкую позицию в данном вопросе, считая, что благоприятное будущее стране способны обеспечить только права и свободы человека, самоуважение, представители аристократии. Автор симпатизирует семье Кирсановых, взглядам Павла Петровича, но в то же время иронично описывает внешность Павла Петровича, его историю жизни в Дрездене.

Евгений Базаров – главный представитель «детей» в конфликте романа. Герой обладает нигилистическими взглядами на мир, он революционер, высказывается за коренное изменение существующего в стране порядка. Базаров настаивает на неограниченной свободе личности. Многие качества Базарова поощряются И.С.Тургеневым, например, прямота, честность, физическая и духовная сила, также нравится автору и профессия, которую выбирает его герой. Но, в то же время, автор не разделяет мнение Базарова, касающееся отрицания литературы, музыки, истинных чувств, природы. Также И.С.Тургенев не придерживается взглядов своего героя касаемо русского народа, русских женщин.

Неоднозначна оценка автора и в отношении смерти Евгения Базарова. Смерть показывает неправоту взглядов героя, но с другой стороны смерть Базарова в некоторой степени благородна. Герой умирает от заражения крови, которое получил, помогая людям. Так, И.С.Тургенев отразил изменения, произошедшие в Базарове, теперь герой задумался и о любви, и о природе. Но даже перед смертью Базаров сохраняет твердость и стойкость духа, непреклонность своих убеждений.

Таким образом, невозможно дать однозначную оценку позиции И.С.Тургенева в споре «отцов» и «детей». Автор одинаково симпатизирует обоим поколениям, но в то же время с удивительной легкостью обличает недостатки и несовершенства каждой стороны конфликта.

Александр Сергеевич Грибоедов - русский поэт и драматург, который получил широкое признание публики благодаря своему бессмертному произведению «Горе от Ума». Эта комедия является значимым произведением, которое сочетает в себе классицизм, романтизм и реализм. Комедия рассказывает о жизни светского московского общества, об их временах и нравах.

Благодаря произведению «Горе от ума», такой жанр, как комедия напрочь укоренилась в русской литературе.

Это произведение махом разошлось на цитаты, некоторые выражения стали поистине крылатыми, наверное, нет на свете таких людей, которые не слышали знаменитого выражения Чацкого: «А судьи кто?»

Вообще, все произведения русской литературы с 19 по 20 век охарактеризовывались натуральностью, многие образы, которые старательно создавались писателями и поэтами, стали нарицательными для людей с определенным складом ума и характера. Эта аксиома не обошла и «Горе от ума», хоть Чацкий и Фамусов - герои своего времени, и многие их высказывания не понятны современному искушенному читателю, который живет в 21 веке технологий, все равно эти некоторые личности в нашей жизни находят отголоски этих персонажей, для некоторых идеология Чацкого является идеальным общественным поведением.

Прежде всего, эта комедия известна своими монологами, с помощью которых персонажи раскрывают свой внутренний мир.

Главным действующим лицом является Александр Андреевич Чацкий, лишний человек в этой комедии. Почему он лишний? Да потому, что Александр Андреевич не мог воплотить в жизнь все свои таланты в России. Он осуждает общественную стратегию, например, презирает чиновничество, но система не дает ему вырваться за ее пределы, поэтому Чацкий не находит лучшего выхода, кроме времяпрепровождения на увеселительных мероприятиях.

Чацкий - прямолинеен, честен, имеет заурядный ум, а также проявляет свою эмоциональность и чувства. Необразованному человеку страшно находиться с такими людьми, как Александр Андреевич, потому что он мог затмить своей эрудицией и мыслительными способностями, тем самым унизив оппонента.

«И точно, начал свет глупеть, сказать вы можете вздохнувши; Как посравнить, да посмотреть век нынешний и век минувший: свежо предание, а верится с трудом; Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея»

Из этого монолога мы видим, что Чацкому был противен этот мир лжи и взяточничества, но, к сожалению, молодой человек не мог один побороть всю систему, поэтому он, обессилив, решает сбежать из Москвы, надеясь на то, что хотя бы не в светской и заваленной лицемерным аристократизмом столице он найдет свое убежище:

«Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!»

Главным оппонентом Чацкого является Павел Афанасьевич Фамусов, который считает себя дворянином и образованным человеком с монашеским поведением. Однако, Павел Афанасьевич противоречит сам себе, к примеру, какой же он монах, когда заигрывает с молоденькой служанкой Лизой?

Фамусов олицетворяет власть общества, которое описывает комедия «Горе от ума», то есть общества начала 19 века. Он работает на государственной службе, и это неудивительно, ведь Павел Афанасьевич - дворянин. Но, к сожалению, Фамусова не интересует будущее родины, работу он выполняет не из-за интереса к стране, а как говорится, из-за галочки, потому что подобная служба является частью дворянской жизни, а мнение общества для Павла Афанасьевича – святое. Он советует Чацкому пойти послужить, так как хочет показать себя противнику с высшей стороны. На что Фамусов получает заурядный ответ, который стал крылатым выражением:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Из монологов Фамусова читатель быстро понимает, что главное для этого человека - богатство и власть:

Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!

Комедия «Горе от ума» всегда будет актуальна в нашем мире, несмотря на то, что написана она была больше 200 лет назад. В нашем обществе всегда найдутся единицы Чацких, а такие люди, как Фамусов всегда будут занимать высокие должности.

Загрузка...