crimea-fun.ru

Мое отношение к герою повести портрет. В чём заключается гибель и спасение таланта художника по повести Портрет (Гоголь Н

Повесть «Портрет» была написана Н. В. Гоголем в 1835 году, а затем отредактирована в 1842 году. Общественность восприняла ее неоднозначно, так как произведение было мистическим. В нем автор рассказал историю жизни двух художников, столкнувшихся с одним и тем же портретом, обладающим сверхъестественной силой. Мотив был использован традиционный: богатство в обмен на душу. В произведении затронуты такие социально-значимые темы, как борьба добра со злом, проблема назначения искусства, власть денег над человеком.

С главным героем мы знакомимся в первой части. Его зовут Чартков Андрей Петрович . Он молодой и талантливый художник, которому, однако, не везет в финансовом вопросе. Какими бы хорошими не были его картины, много заработать на них он не может. Более того, он настолько беден, что с трудом может себе позволить комнатку в неухоженном доме и свечи для работы в вечерний час. Однажды судьба ему преподносит неожиданный сюрприз. Купив на последний двугривенный картину, художник обнаруживает в рамке мешочек с деньгами, после чего у него начинается новая жизнь.

Картина эта, однако, необычная. На ней изображен старик азиатской внешности с пронзительными, будто живыми глазами. Он настолько живо выглядит, что, кажется, натурщик вот-вот выскочит из картины и заговорит. Собственно, именно это и привлекло внимание Чарткова. Все, что происходило с ним потом, было уже последствиями покупки этой картины. Художник разбогател, перебрался из бедного жилища в роскошные апартаменты, купил новые кисти, краски, холсты, а заодно и дал объявление в газету. К нему стали обращаться влиятельные заказчики.

Их портреты он теперь рисовал, не прикладывая никаких усилий. Всего два дежурных штриха и портрет был готов. Так он зарабатывал гораздо больше денег, чем усердным трудом, поэтому он предпочел материальное благополучие. При этом он перестал совершенствовать свой талант, поэтому вскоре стал посредственностью. Он жутко завидовал другим более талантливым художникам. Характер у него стал скверный. Чартков дошел до того, что сжигал свои и чужие картины. В результате он стал безумным и быстро умер.

На это обстоятельство пролил свет второй художник , о котором мы узнаем из второй главы. Его имя остается для нас загадкой, так как автор его не упоминает. Портрет старика-азиата, который обогатил Чарткова, был нарисован отцом этого художника - талантливым живописцем. Когда-то к нему с просьбой нарисовать портрет обратился сосед-ростовщик , у которого была дурная слава. Все, занимавшие у него деньги, становились несчастливыми. Но дело художника рисовать, а не копаться в жизненных обстоятельствах своих натурщиков, поэтому он с удовольствием взялся за работу.

Вскоре, однако, отец художника пожалел об этом. Чем дольше он рисовал портрет соседа, тем больше ему казалось, что глаза на картине живые. Он так и не окончил свое произведение, а после заявления ростовщика о том, что тот хотел жить вечно в портрете, художник просто ушел в монастырь. Ростовщик вскоре умер, но портрет продолжал его дело. Он приносил людям материальное благополучие взамен на гибель души. Сын художника, которого автор упоминает во второй части, мечтает найти неоконченную работу отца и уничтожить ее, чтобы портрет больше не приносил людям несчастья.

Таким образом, мы видим двух художников из разных городов и с разными судьбами. Однако оба, так или иначе, связаны с портретом ростовщика. В случае с первым художником А. П. Чартковым, мы видим, как он проходит путь от таланта к гибели, а в случае со вторым художником - путь от совершения греха к искуплению добром.

Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник.

В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…». Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…». После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро..., утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает.

Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.

Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором - путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

К написанию повести «Портрет» , в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».

Многим критикам произведение не понравилось. Белинский считал, что «Портрет» был неудачной попыткой, где талант автора начал падать.

После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.

Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.

Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника . Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи. Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду. Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.

Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.

Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант. Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту. Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.

Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.

Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.

Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту. Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться. Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.

Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.

Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.

В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления. В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.

Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.

  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Николай Васильевич любил в своих повестях пофантазировать, создать мистический сюжет, что видно из его известных рассказов «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но если здесь читателю предстоит окунуться в вымышленный мир фольклорного характера, то Гоголя «Портрет» показывает, что автор хотел фантастику перенести и на социальные явления. В этом Николай Васильевич напоминает многих зарубежных литераторов, у которых «сверхъестественное» захватывает мир. В нашем случае злом выступают деньги.

Внутреннее противостояние богатства и таланта

В начале повести перед читателем предстает молодой, подающий большие надежды художник Чартков. Он беден, поэтому завидует судьбе живописцев, которым стоит нарисовать несколько картин, чтобы купаться в роскоши. Молодой человек ропщет на свою судьбу, ведь ему приходится жить в безызвестности и бедности. И тут создает нетипичную и совершенно фантастическую ситуацию Гоголь. Анализ произведения «Портрет» показывает постепенное превращение Чарткова из талантливого художника в завистливого и жадного человека, погубившего свой талант.

В лавочке на Щукином дворе художник находит таинственный портрет, который в результате становится источником его обогащения. В картине заключена частица дьявольской души ростовщика Петромихали. Сначала Чартков на полученные деньги покупает гравюры и манекены, чтобы серьезно заняться искусством, но потом поддается искушению, приобретая совершенно бесполезные и ненужные ему вещи. Доходит до того, что молодой человек скупает талантливые картины других живописцев и дома их уничтожает.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что желание иметь все и сразу может убить талант. Чартков красиво рисовал, но даже его учитель заметил, что тот нетерпелив и присматривается к модным веяниям. Преподаватель наставляет молодого художника, чтобы тот не тратил свой талант на рисование портретов за деньги. Но Чарткову хочется мгновенной славы и денег. Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что за все нужно платить, живописец получил богатство, но его кисть приобрела бесцветность, он потерял свой дар.

Искупление грехов и служение искусству

Н.В. Гоголь «Портрет» написал, чтобы противопоставить совершенно разные характеры людей и их взгляды на искусство. Автором дьявольского портрета был отец рассказчика. Этот человек, как только понял, какую силу имеет картина, и какой он грех совершил, сразу же пошел в монастырь, замаливать свои грехи. Писатель не видит ничего плохого в том, что с помощью искусства изображено зло, но человек должен в этом раскаяться и не губить свой талант.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что иконописец, который в молитвах провел не один год, смог нарисовать картину рождества Иисуса такой, что все ее герои кажутся живыми. Даже настоятель был поражен святостью фигур, сказав, что кистью живописца водила высшая сила. Николай Васильевич на примере двух людей показал отношение к искусству. Чартков прошел путь от таланта к гибели, а иконописец - от совершения греха к добру.

Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник.
В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…». Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…». После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро..., утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает.
Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.
Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором - путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Загрузка...