crimea-fun.ru

Мийо, дариус - биография. Биографии, истории, факты, фотографии Смотреть что такое "Мийо Д." в других словарях

Мийо Д.

(Milhaud) Дариюс (4 IX 1892, Экс-ан-Прованс - 22 VI 1974, Женева) - франц. композитор, дирижёр и муз. критик. Чл. франц. Академии изящных иск-в (1956). Учился в Парижской консерватории у Бертелье (скрипка), К. Леру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора (теория композиции), П. Дюка (дирижирование), а также в "Схола канторум" у В. д"Энди. В консерватории завязалась дружба с Ж. Ибером и А. Онеггером. М. увлекался музыкой Г. Берлиоза, К. Дебюсси (особенно оперой "Пеллеас и Мелизанда"), М. П. Мусоргского и ставившимися тогда балетами И. Ф. Стравинского. Дебютировал в 1913 в концерте "Независимого муз. об-ва" своим 1-м квартетом (1912; М. исполнил партию 1-й скрипки). В 1916-18 - в Бразилии в качестве секретаря посла Франции поэта П. Клоделя. Природа, музыкальный фольклор Бразилии произвели на М. сильное впечатление, вызвав к жизни ряд произв. По возвращении в Париж (1918) М. вскоре становится одним из участников "Шестёрки". В 20-х гг. концертировал (в Европе, США). Среди его друзей - С. С. Прокофьев, П. Хиндемит. Весной 1926 дирижировал в Москве и Ленинграде своими произведениями. К этому времени М. были написаны многочисл. инстр. сочинения. Но главным в его творч. деятельности было создание муз.-сценич. произв: балетов "Человек и его желание" (на основе браз. фольклора, 1918), "Сотворение мира" (по негр. легенде, 1923), античной оперы "Эвмениды" (1922), оперы "Христофор Колумб" (по П. Клоделю, 1928) и др. Вместе с членами "Шестёрки" М. принимал участие в работе Народной музыкальной федерации (с момента её основания). Написал совм. с др. композиторами (в т.ч. Онеггером) музыку к драме "14 июля" Р. Роллана (1936), создал хоры на тексты революц. поэтов. В годы оккупации Франции жил в США, где преподавал композицию в Миллс-колледже в Калифорнии. Возвратившись на родину (1945), М. стал профессором Парижской консерватории (класс композиции), продолжая педагогич. работу в США. В своём творчестве М. не раз обращался к сюжетам нар. освобождения: опера "Боливар" (о нац. герое Латинской Америки, 1943), 4-я симфония (посв. 100-летию Революции 1848 года, 1947), кантата "Огненный замок" (памяти жертв фашистских лагерей, 1954). В то же время М. по-прежнему привлекали античные и библейские сюжеты. Мастер обширных вок.-симф. "фресок", М. не чужд и развлекательных жанров (комические оперы и балет, ряд вок. произв.). Много писал для кино.
Наряду с Онеггером М. - один из значит. совр. франц. композиторов. Его ярко индивидуальной музыке присущи, однако, противоречия. В начале творч. пути это шло от полемич. задора, направленного против чрезмерной утончённости музыки импрессионистов, к-рой поколение М. противопоставляло подчёркнутое значение ритма, динамики, используя и нарочито примитивные интонации "уличной" музыки. Для стиля М. характерны политональность, броские орк. и хор. эффекты, сочетающиеся с простой в своей основе мелодией (часто провансальского склада). В годы деятельности "Шестёрки" композитор искал преувелич. эффекты, вызывавшие бурную реакцию аудитории и критики. Позднее стиль М. стал устойчивее и неск. умереннее. В инстр. и камерных сочинениях (М. культивировал жанр струн. квартета) особенно наглядны связи с франц. муз. классикой. М. обычно избирал сжатые муз. формы, длительному развитию предпочитал контрасты. Франц. характер мелодики составляет основу его творчества - здесь и интонации старинных песнопений, и провансальские мотивы. Он чужд догматики, не приемлет додекафонии. В его творч. методике - многое от интуиции, своеобразного муз. "ремесла" (отсюда целые серии однотипных сочинений). Наследие М. (более 400 опусов) включает произв. разл. жанров. Нек-рые его соч., в т.ч. "Бразильские танцы", "Провансальская сюита", сюита "Скарамуш" (для 2 фп.) и др., вошли в репертуар сов. исполнителей.
Сочинения : оперы - Заблудшая овца (La brebis agarae, 1910- 1915, пост. 1923, "Опера комик", Париж), Эвмениды (по трагедии Эсхила в пер. П. Клоделя, 1922, пост. неполностью 1928, Антверпен; полностью - 1949, Брюссель), Несчастья Орфея (Les malheurs d"Orphйe, 1924, пост. 1925, т-р "Де ла Монне", Брюссель), Эсфирь из Карпантра (Esther de Carpentras, 1924-25, пост. 1938, "Опера комик", Париж), Бедный матрос (Le pauvre matelot, 1926, пост. 1927, там же), 3 оперы-миниатюры (Похищение Европы, L"enlиvement d"Europe; Покинутая Ариадна, L"abandon d"Ariane; Освобождение Тезея, La dйlivrance de Thйsйe; 1927, Баден-Баден), оперный триптих - Христофор Колумб (1928, пост. 1930, Гос. опера, Берлин), Максимилиан (1930, пост. 1932, "Гранд-Опера", Париж) и Боливар (1943, пост. 1949, там же), Медея (1938, пост. 1939, Фламандская опера, Антверпен), Давид (1953, конц. исп. 1954, Иерусалим; пост. 1956, "Ла Скала", Милан), Фиеста (1958, Берлин; 1972, Ницца), Виновная мать (La mиre coupable, по Бомарше, 1965, пост. 1966, Женева) и др.; балеты -Человек я его желание (L"homme et son dйsir, 1918, пост. 1921, Париж), Бык на крыше (Le boeuf sur le toit, 1919, пост. 1920, там же), Сотворение мира (La crйation du monde, 1923, там же), Голубой экспресс (Le train bleu, 1924, труппа С. П. Дягилева, там же), Салат (Salade, балет с пением, 1924, труппа Л. Ф. Мясина, Париж), Сновидения (Les songes, 1933, там же), Весенние игры (Jeux de printemps, 1944, Вашингтон), Колокола (The bells, по Э. По, 1945, пост. 1946, Чикаго), Госпожа Мируар (Madame Miroir, 1948, Париж), Сны Иакова (Les rкves de Jacob, 1949, Сан-Франциско), Моисей (1957, Перуджа), Роза ветров (La rose des vents, 1957, пост. 1958, Париж), Ветка с птицами (La branche des oiseaux, 1959, пост. 1965, Ницца) и др.; кантаты - Возвращение блудного сына (Le retour de l"enfant prodigue, 1917), Смерть тирана (La mort d"un tyran, 1932), Кантата мира (Cantate de la paix, 1937),Кантата о матери и ребёнке (Cantate de l"enfant et de la mиre, 1938), Кантата войны (Cantate de la guerre, 1940), Огненный замок (Le chвteau de feu, 1954), Ода погибшим на войне (Ode pour les morts de guerre, 1963) и др.; для хора и oрк. -хоровая симфония Мир на земле (Pacem in terris, 1963); для орк. - 12 симфоний (1939-1961, в т.ч. 3-я, с хорами, Те Deum, посв. Победе, 1946; 4-я, посв. 100-летию Революции 1848 года, 1947; 12-я, сельская, Rurale, 1961); концертная симфония (Symphonie concertante, 1959), 6 симфоний для малого орк. (1917-23, Весна, Le printemps; Пастораль; Серенада; Дикстуор струнных, Dixtuor а cordes; Дикстуор духовых, Dixtuor а vent; для вок. квартета, гобоя и влч.), сюиты (в т.ч. Провансальская, 1936; Французская, 1944; Деревенская, Suite campagnarde, 1953, и др.); концерты с орк. - 5 для фп. (1933-55), для 2 фп. (1941), 3 для скр. (1927-58), 2 для альта (1929, 1954-55), 2 для влч. (1934, 1955), 2 для кларнета(1941,1964), для арфы (1950), для маримбы и вибрафона (1947) и др.; 4 концертино (Весеннее, для скр. с орк., 1934; Осеннее, для 2 фп. и 8 струн. инструментов, 1951; Летнее, для альта и камерного орк., 1951; Зимнее, для тромбона с орк., 1953); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. струн. трио (1947), 18 струн. квартетов (1912-51), фп. квинтет (1951), 3 струн. квинтета (1952, 1953, 1956), Серенада для 9 инструментов (Aspen sйrйnade, 1957), Труба короля Ренэ (La cheminйe du roi Renй, для дерев. дух. инструментов и валторны, 1939); инстр. сюиты, сонаты и сонатины; пьесы для фп., 2 фп., органа; хоры; для голоса с фп. или орк. - вок. циклы (в т.ч. Петроградские вечера, Les soirйes de Petrograd, 1919), Сельскохозяйственные машины (Machines agricoles, пасторали для голоса и 7 инструментов, на сл. из каталога, 1919), Каталог цветов (Catalogue de fleurs, для голоса и 7 инструментов или фп., сл. Л. Доде, 1920), пьесы для детей, в т.ч. По поводу сапог (Б propos de bottes, И песен для голоса, скр. и влч. или для голоса с фп., 1932), Немного музыки (Un petit peu de musique, игра из 12 пьес для голоса и струн. орк. или фп., 1932), Немного упражнений (Un petit peu d"exercice, игра из 12 пьес для голоса и струн. орк. или фп., 1934); музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. Орестея - трилогия Эсхила, в пер. Клоделя - Агамемнон (1913), Хоэфоры (1915) и Эвмениды (пост. 1963, Берлин), драмы Протей (1913-19), Благовещение (1932) и Мудрость (1935) Клоделя, драма 14 июля Р. Роллана (1936, совм. с др. авторами); музыка для радио, в т.ч. Песни из "Оперы нищих" (Chansons de l"Opйra du gueux, 1937); музыка к фильмам; обр. франц., браз., негр., евр. и др. песен. Литературные сочинения и письма : Polytonalitй et atonalitй, "RM", 1925, No 3 (рус. пер., "К новым берегам", 1923, No 3); Etudes, P., 1927; Notes sur Erik Satie, N. Y., 1946; Notes sans musique (Mйmoires), P., 1949, 1963 (рус. пер. - Заметки без музыки. (Фрагменты), "СМ", 1963, No 2-3); Entretiens avec Claude Rostand, P., (1952); Correspondance P. Claudel - D. Milhaud, P., 1961; и др. Литература : Крейн Ю., Д. Мийо, "СМ", 1957, No 8; Говорит Дариус Мийо, "СМ", 1962, No 9; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "шести", пер. с франц., ред. и вступ. ст. М. Друскина, Л., 1964; Кокорева Л., Памяти) Дариуса Мийо, "СМ", 1974, No 12; Музыка и время, (вып.) 1.сост. Г. М. Шнеерсон, М., 1970, с. 146-56; Landоrmy P., La musique franзaise aprиs Debussy, P., 1943; Соllаеr Р., Darius Milhaud, P., 1947; его же, La musique moderne, P. -Brux., 1955; Вeck G., Darius Milhaud. Йtude suivie du catalogue chronologique complet de son oeuvre, P., 1949 (suppl. - Oeuvres composйes de nov. 1949 а avril 1956, P., 1956); Roy J., Prйsences contemporaines. Musique Franзaise, P., (1962); его же, Darius Milhaud. L"homme et son oeuvre, P., 1968; Braga A., Darius Milhaud, Napoli, 1969; Zijlstra M., In memoriam D. Milhaud, "Mens en melodie", 1947, No 9. Ю. Г. Крейн.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Мийо Д." в других словарях:

    - (Milhaud) Дариюс (1892 1974), французский композитор. Участник Шестерки, воплотил в музыке ее бунтарские устремления. Оперы: Несчастья Орфея (1924), Бедный матрос (1926), Боливар (1943), Давид (1953); балеты, в том числе Бык на крыше (1919);… … Современная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мийо (значения). Город Мийо фр. Millau, окс. Milhau Герб … Википедия

    - (Milhaud) Дарнюс (р. 4.9.1892, Экс ан Прованс), французский композитор, дирижёр, музыкальный критик, педагог. Член института Франции (1956). Участник творческой группы «Шестёрка». В 20 е гг. концертировал как дирижёр (в 1926 в СССР). С… …

    Мийо Д. - МИЙÓ (Milhaud) Дариюс (1892–1974), франц. композитор, дирижёр, муз. критик. Ученик Ш.М. Видора, В.д Энди, П. Дюка. В 1939–45 в эмиграции в США. Участник объединения композиторов Шестёрка (наряду с А. Онеггером, Ф. Пуленком и др.). Оп.… … Биографический словарь

    Мийо Д. - МИЙÓ (Milhaud) Дариюс (4.9.1892, Экс ан Прованс, – 22.6.1974, Женева), франц. композитор. Чл. Ин та Франции (1956). Учился в Парижской консерватории (у К. Леру, А. Жедальжа, Ш. Видора, Π. Дюка), занимался у В. д Энди в Схола канторум. Один… … Балет. Энциклопедия

    Мийо Персоналии: Дариус Мийо (фр. Milhaud) французский композитор. Мийо, Эдуар Жан Батист (фр. Édouard Jean Baptist Milhaud) (1766 1833) граф, французский кавалерийский генерал Наполеоновской армии. Объекты: Мийо… … Википедия

    Мийо Millau Страна Франция Регион Юг Пиренеи Департамент Аверон Супрефектура Мийо Количество кантонов 15 Количество коммун 101 … Википедия

    Мийо (Milhaud) Дарнюс (р. 4.9.1892, Экс ан Прованс), французский композитор, дирижёр, музыкальный критик, педагог. Член института Франции (1956). Участник творческой группы «Шестёрка». В 20 е гг. концертировал как дирижёр (в 1926 в СССР). С 1936… … Большая советская энциклопедия

    - (Milhaud) (1892 1974), французский композитор, дирижёр, музыкальный критик. В 1939 45 в эмиграции в США. Участник «Шестёрки», деятель Народной музыкальной федерации. Оперы: «Бедный матрос» (1926), «Христофор Колумб» (1928), балеты «Бык на крыше»… … Энциклопедический словарь

    - (1892 1974) французский композитор, дирижер, музыкальный критик. Участник Шестерки, деятель Народной музыкальной федерации. Оперы Бедный матрос (1926), Христофор Колумб (1928), балеты Бык на крыше (1919), Голубой экспресс (1924), кантата… … Большой Энциклопедический словарь

"Музыка Мийо не объективна, а духовна. Она объединяет все и всех на основе человеческих чувств. Благодаря ей все предметы, растения, животные, сами люди, взятые как индивидуумы, становятся свидетелями драмы Человека, драмы вечной и неизменной. Такова не только одна из его пластических поэм, известная под названием "Человек и его желание"; так могло бы называться все его творчество, рассказывающее о страдании человека перед лицом невозможности счастья, о его тоске по недостижимому совершенству и о его стремлении к духовному началу, в котором все находит свое решение и все делается простым", - написал Поль Коллер.

Дариюс Мийо родился 4 сентября 1892 года на юге Франции в Экс-ан-Провансе в семье торговца. Его родители были музыкантами-любителями: отец хорошо играл на рояле, а мать пела. В семь лет Дариюс начал учиться игре на скрипке, а семнадцати лет поступил в Парижскую консерваторию. Здесь он занимался у Бертелье (скрипка), К. Леру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора (теория композиции), П. Дюка (дирижирование), а также в "Схола канторум" у В. д"Энди. В консерватории завязалась дружба с Ибером и Онег-гером. Мийо увлекался тогда музыкой Берлиоза, Дебюсси, Мусоргского и ставившимися в то время балетами Стравинского. Эти пристрастия не прошли бесследно для его творчества.

Позднее Мийо скажет так: "Я могу утверждать, что не существует такого проявления современной музыкальной мысли, как бы свободна она ни была, которое не восходило бы к установившейся традиции и не открывало бы логического пуги для будущего развития. Каждое произведение - только звено цепи, и новые находки мысли или техники письма служат лишь добавлением к прошлой музыкальной культуре, без чего любое изобретение было бы нежизнеспособным".

Дебютировал Дариюс в 1913 году в концерте "Независимого музыкального общества" своим Первым струнным квартетом (1912), бодрым, ритмически и мелодически изобретательным, посвященным памяти Поля Сезанна. Мийо сам исполнил партию первой скрипки.

На редкость трудоспособный, независимый в суждениях, дисциплинированный, а последнее отлично сочеталось со смелостью его творческих поисков, Мийо привлек внимание П. Кло-деля. Этот человек выдающихся способностей: дипломат, поэт, драматург, замечательный переводчик, сыграл большую роль в формировании творческого облика Мийо. Началась их долгая дружба. Клодель, который с 1906 года занимал пост посла Франции в Бразилии, взял его с собой. В 1916-1918 годах Мийо проводит в Бразилии в качестве секретаря посла Франции. Позднее он часто привлекал Мийо для музыкального оформления своих театральных замыслов.

На всю жизнь в памяти Дариюса запечатлелся оригинальный бразильский фольклор, красочный быт страны. Воспоминания о ней вызвали к жизни одно из самых его популярных произведений - "Бразильские танцы". В них выразились самобытные черты народного творчества Бразилии, в частности смешение португальского и негритянского фольклора. Это обогатило творческое воображение композитора, расширило его композиторские ресурсы. "Бразильские танцы" наряду с другими произведениями - сюитой "Скарамуш" (для двух фортепиано) и "Провансальской сюитой" - прочно вошли в репертуар советских исполнителей.

По возвращении в Париж в 1918 году Мийо вскоре становится одним из участников "Шестерки".

В 1919 году Мийо завершает драму "Протей", начатую еще в 1913 году. Интересно, что ее инструментальный материал стал содержанием второй симфонической сюиты композитора. "Протей" представляет собой музыку к сатирической драме Поля Клоделя, но, в сущности, заключает в себе много элементов пластико-симфонических или симфонико-хореографических. Интереснейшим моментом в этой музыке является симфонический эпизод, сопровождающий кинофильм, на котором развертываются различные превращения "Протея" во льва, огонь, воду, дракона, осьминога и во фруктовое дерево. Это, пожалуй, одно из первых приближений композитора-симфониста к кинематографическим заданиям - дать звукопись в движении, связать музыкальные ритм и интонацию с механически вращающейся лентой. В целом музыка к "Протею" образует ряд вокальных (хоровых) изобразительно-программных и чисто симфонически-инструментальных эпизодов, своего рода кантату-сюиту.

С середины 1920-х годов произведения Мийо исполняются в ряде стран Европы, он сам много гастролирует в Америке и Европе, в 1926 году Мийо как дирижер своих произведений посещает Москву и Ленинград.

К этому времени он автор уже большого числа сочинений: остроумных эксцентриад-балетов "Бык на крыше" (1919), "Салат" (1924), "Голубой экспресс" (1924), балета на основе бразильского фольклора "Человек и его желание", "Сотворение мира" (1923) по негритянской легенде, античной оперы "Эвмениды".

Характерным для своего времени является балет "Бык на крыше". Мийо выступил здесь как новатор и один из первых пропагандистов негритянской музыки. Сам композитор определил балет как "кино-симфонию", в которой сплавлены интонации городского фольклора и джаза.

Мийо много писал также в жанре инструментального концерта. Ему принадлежит более тридцати концертов и концертных пьес для различных инструментов с оркестром. В 1920-е годы композитор стремится обновить привычные "классические" разновидности инструментального концерта и вводит ранее не использовавшиеся в качестве концертных инструменты, например маримбу, вибрафон. Шесть маленьких симфоний Мийо (1917-1923) вводят нас в атмосферу музыкально-поэтических впечатлений от природы, весны, любовных забав и в лабораторию мастера, радующегося своему умению сплетать из звуколиний прихотливые красочные узоры и сочетать их в остро ритмованные мелодические - политональные комплексы.

Мийо создал двенадцать симфоний. К этому жанру он обратился в 1939 году, а последнюю, "Пасторальную", написал в 1963 году. В симфонии его привлекала жанрово-характеристическая особенность. Это наиболее сильная сторона оркестровой музыки композитора, и ярче всего она проявилась не в симфоническом, а в сюитном жанре.

С 1936 года вместе с членами "Шестерки" Мийо принимал участие в деятельности Народной музыкальной федерации: создал хоры на тексты революционных поэтов, вместе с Онегге-ром написал музыку к драме "14 пиля" Р. Роллана (1936).

В 1940 году Мийо эмигрировал из оккупированной Франции за океан. В годы оккупации Мийо жил в США, где преподавал композицию в Миллс-колледже (Калифорния). Здесь он написал много произведений различных жанров, среди которых опера "Боливар" (1943) - романтизированное повествование о герое национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки. Вскоре Мийо еще раз обращается к идее народного освобождения - в Четвертой симфонии, посвященной столетию Революции 1848 года (1947). Отголоски войны запечатлены в его значительной по замыслу кантате "Огненный замок" (1954), рассказывающей о страшной судьбе узников фашистских лагерей смерти.

Близится окончание войны. Во "Французской сюите" (1944) на фольклорные темы Нормандии, Бретани, Иль-де-Франса, Эльзаса-Лотарингии и Прованса Мийо стремился собрать фольклор тех регионов страны, в которых, по словам композитора, "соединенные армии боролись за освобождение моей страны".

В 1945 году композитор возвратился на родину, работал профессором Парижской консерватории. В 1956 году он становится членом института Франции. В 1959 году его избирают президентом Французской академии грамзаписи.

Это естественное признание его заслуг. Наряду с Онеггером Мийо - один из самых значительных современных композиторов Франции и уж точно самый плодовитый. Им создано более 500 сочинений: 16 опер, 10 балетов, 12 симфоний, 34 концерта, 18 квартетов, 23 кантаты и многие другие сочинения. Среди композиторов "Шестерки" Мийо был самым деятельным, успешно совмещал композиторское творчество, дирижерскую и музыкальную практику.

Природа музыкального дарования Мийо богата, но не однородна. В своих сочинениях он предстает лириком и сатириком, трагиком и эпиком. Конкретность мышления предопределяет реалистичность его искусства. Ему чужды крайности экспрессионизма.

Его ярко индивидуальной музыке присущи, однако, противоречия. В начале творческого пути это шло от полемического задора, направленного против чрезмерной утонченности музыки импрессионистов, которой поколение Мийо противопоставляло подчеркнутое значение ритма, динамики, используя и нарочито примитивные интонации "уличной" музыки. Для стиля Мийо характерны политональность, броские оркестровые и хоровые эффекты, сочетающиеся с простой в своей основе мелодией (часто провансальского склада). В годы деятельности "Шестерки" композитор искал преувеличенные эффекты, вызывавшие бурную реакцию аудитории и критики. Позднее стиль Мийо стал устойчивее и несколько умереннее. В инструментальных и камерных сочинениях (Мийо культивировал жанр струнного квартета) особенно наглядны связи с французской музыкальной классикой. Мийо обычно избирал сжатые музыкальные формы, длительному развитию предпочитал контрасты. Французский характер мелодики составляет основу его творчества - здесь и интонации старинных песнопений, и провансальские мотивы. Он чужд догматики, не приемлет додекафонии. В его творческой методике - многое от интуиции, своеобразного музыкального "ремесла" (отсюда целые серии однотипных сочинений).

Мийо многолик. Чтобы нагляднее пояснить это, стоит остановиться на его оперном творчестве, в котором сосуществуют разные, нередко полярные, направления. Первое, условно говоря, "антично-библейское" - эпическое по концепции, суровое по колориту, со стихийными взрывами эмоций. Это - "Орес-тея" (1915), далее "Медея" (1939) и "Давид" (1954); отблески этой манеры, преимущественно в хоровых сценах, ощутимы в "Христофоре Колумбе" (1930). На другом направлении Мийо стремится к максимальной простоте речи, в основном монодически-речи-тативной, опирающейся на камерное звучание оркестра. Оно отражено, к примеру, в опере "Несчастья Орфея" (1926) на свободно модернизированный античный сюжет: Орфей стал сельским костоправом, Эвридика - цыганкой! Одновременно - это уже третий путь! - он создает "Бедного матроса" (1927), где и сам сюжет и его музыкальная трактовка сродни веристской драме. И, наконец, сразу же вслед за новаторской концепцией "Колумба" Мийо обращается к традиционно-романтическому ("обстановочному") спектаклю, в духе Мейербера или раннего Верди, в опере "Максимилиан" (1932) и позднее в опере "Боливар".

Действительно, каскад замыслов, калейдоскоп решений! До чего же этот композитор многолик, недаром он сам говорил, что меняет творческую манеру в зависимости от жанра и поставленной себе задачи. Несмотря на такую переменчивость манер, в музыке Мийо явственно ощущается индивидуальный стиль незаурядной художественной личности, мыслящего музыканта, смело "опробовающего" образно-выразительные возможности искусства.

Композитору было уже за семьдесят, но он продолжал интенсивную творческую работу. Кроме "Пасторальной" симфонии, рождаются - опера "Виновная мать" (1965), "Ода погибшим на войне" (1963), Второй концерт для кларнета (1964).

Свою последнюю оперу, музыка которой отмечена мелодраматизмом, - "Преступная мать" - он написал в возрасте 77 лет на сюжет заключительной части известной трилогии Бомарше.

Многие награждали его титулом гения, а многие считали шарлатаном, чья главная цель была «эпатировать буржуа».
М. Бауер

Творчество Д. Мийо вписало яркую, красочную страницу во французскую музыку XX в. Оно броско и отчетливо выразило мироощущение послевоенных 20-х гг., а имя Мийо оказалось в центре музыкально-критической полемики того времени.

Мийо родился на юге Франции; провансальский фольклор и природа родного края навсегда запечатлелись в душе композитора и наполнили его искусство неповторимым ароматом Средиземноморья. Первые шаги в музыке были связаны со скрипкой, игре на которой Мийо обучался сначала в Эксе, а с 1909 г. в Парижской консерватории у Бертелье. Но вскоре страсть к сочинению взяла верх. Среди педагогов Мийо были П. Дюка, А. Жедальж, Ш. Видор, а также В. д’Энди (в Schola cantorum).

В первых произведениях (романсах, камерных ансамблях) заметно влияние импрессионизма К. Дебюсси. Развивая французскую традицию (Г. Берлиоз, Ж. Базе, Дебюсси), Мийо оказался очень восприимчив и к русской музыке - М. Мусоргскому, И. Стравинскому. Балеты Стравинского (особенно «Весна священная», потрясшая весь музыкальный мир) помогли молодому композитору увидеть новые горизонты.

Еще в годы войны создаются 2 первые части оперно-ораториальной трилогии «Орестея: Агамемнон» (1914) и «Хоэфоры» (1915); 3 часть «Эвмениды» была написана позже (1922). В трилогии композитор отказывается от импрессионистской утонченности, находит новый, более простой язык. Самым действенным выразительным средством становится ритм (так, декламация хора нередко сопровождается только ударными инструментами). Одним из первых Мийо для усиления напряженности звучания применил здесь одновременное сочетание разных тональностей (политональность). Текст трагедии Эсхила перевел и обработал видный французский драматург П. Клодель - друг и единомышленник Мийо в течение многих лет. «Я оказался на пороге жизненного и здорового искусства... в котором чувствуется высвобожденная от пут мощь, энергия, одухотворенность и нежность. Это искусство Поля Клоделя!» - вспоминал впоследствии композитор.

В 1916 г. Клоделя назначают послом в Бразилии, и Мийо в качестве личного секретаря едет с ним. Свое восхищение яркостью красок тропической природы, экзотикой и богатством латиноамериканского фольклора Мийо воплотил в «Бразильских танцах», где политональные сочетания мелодии и аккомпанемента придают звучанию особую остроту и пряность. Балет «Человек и его желание» (1918, сценарий Клоделя) написан под впечатлением от танца В. Нижинского, гастролировавшего в Рио-де-Жанейро с труппой русского балета С. Дягилева.

Возвратившись в Париж (1919), Мийо примыкает к группе «Шести », идейными вдохновителями которой были композитор Э. Сати и поэт Ж. Кокто. Члены этой группы выступали против преувеличенной экспрессии романтизма и импрессионистской зыбкости, за «земное» искусство, искусство «повседневности». В музыку молодых композиторов проникают звучания XX в.: ритмы техники и мюзик-холла.

Ряд балетов, созданных Мийо в 20-х гг., объединяет дух эксцентрики, спектакля-клоунады. В балете «Бык на крыше» (1920, сценарий Кокто), где показан американский бар в годы сухого закона, звучат мелодии современных танцев, например танго. В «Сотворении мира» (1923) Мийо обращается к джазовому стилю, взяв за образец оркестр Гарлема (негритянский квартал Нью-Йорка), с оркестрами такого рода композитор познакомился во время гастролей в США. В балете «Салат» (1924), возрождающем традицию комедии масок, звучит старинная итальянская музыка.

Разнообразны поиски Мийо и в оперном жанре. На фоне камерных опер («Страдания Орфея», «Бедный матрос» и др.) возвышается монументальная драма «Христофор Колумб» (по Клоделю) - вершина творчества композитора. Большинство произведении для музыкального театра написано в 20-х гг. В это время создаются также 6 камерных симфоний, сонаты, квартеты и др.

Композитор много гастролировал. В 1926 г. он посетил СССР. Его выступления в Москве и Ленинграде никого не оставили равнодушными. По словам очевидцев, «одни возмущались, другие недоумевали, третьи относились положительно, а молодежь - даже восторженно».

В 30-е годы искусство Мийо приближается к жгучим проблемам современного мира. Вместе с Р. Ролланом. Л. Арагоном и своими друзьями - членами группы «Шести» Мийо участвует в работе Народной музыкальной федерации (с 1936), пишет песни, хоры, кантаты для самодеятельных коллективов, широких народных масс. В кантатах он обращается к гуманистическим темам («Смерть тирана», «Кантата о мире», «Кантата о войне» и др.). Композитор также сочиняет увлекательные игры-пьесы для детей, музыку к кинофильмам.

Вторжение гитлеровских войск во Францию заставило Мийо эмигрировать в США (1940), где он обратился к преподавательской деятельности в Миллс-колледже (близ Лос-Анджелеса). Став по возвращении на родину профессором Парижской консерватории (1947), Мийо не оставлял работу в Америке и регулярно ездил туда.

Все больше его привлекает инструментальная музыка. После шести симфоний для камерных составов (созданных в 1917-23 гг.) он пишет еще 12 симфоний. Мийо - автор 18 квартетов, оркестровых сюит, увертюр и многочисленных концертов: для фортепиано (5), альта (2), виолончели (2), скрипки, гобоя, арфы, клавесина, ударных, маримбы и вибрафона с оркестром. Не ослабевает интерес Мийо к теме борьбы за свободу (опера «Боливар» - 1943; Четвертая симфония, написанная к столетию революции 1848 г.; кантата «Огненный замок» - 1954, посвященная памяти жертв фашизма, сожженных в концлагерях).

Среди работ последнего тридцатилетия - сочинения в самых разных жанрах: монументальная эпическая опера «Давид» (1952), написанная к 3000-летнему юбилею Иерусалима, опера-оратория «Святой Людовик - король Франции» (1970, на текст Клоделя), комедия «Преступная мать» (1965, по П. Бомарше), ряд балетов (в т. ч. «Колокола» по Э. По), множество инструментальных произведений.

Смелый новатор, Мийо широко разработал технику политонального письма, т.е. одновременного сочетания в произведении двух и более тональностей. Знаменит своими экспериментами с необычными инструментальными составами и оригинальными ритмическими находками, связанными с обращением к нетрадиционным источникам (американский джаз и бразильский фольклор).

Мийо родился 4 сентября 1892 в Экс-ан-Провансе. Учился в Парижской консерватории у К.Леруа (гармония), А.Жедальжа (контрапункт) и Ш.-М.Видора (фуга). Недовольный консерватизмом Леруа, Мийо показал учителю свою сонату, которая настолько разъярила профессора, что студент был изгнан из класса. Однако Мийо пользовался расположением Жедальжа, поощрявшего его композиторские опыты. В юности Мийо возненавидел музыку Вагнера и проникся любовью к опере Дебюсси Пеллеас и Мелисанда. Поэтому неудивительно, что в первых опусах Мийо заметно сильное влияние стиля Дебюсси.

В 1916 Мийо вместе с поэтом и дипломатом П.Клоделем, ставшим послом Франции в Бразилии, отправился в качестве его секретаря в Рио-де-Жанейро. Он заинтересовался бразильским фольклором, народными песнями что впоследствии отразилось в его Бразильских напевах (Saudades do Brasil , 1920–1921). После возвращения в Париж в 1918 сотрудничал с Ж.Кокто и с бельгийцем П.Коллером (автором книги о композиторе), вошел в группу музыкантов («Шестерка»). В 1920 сюита Мийо Протей (Prot e) произвела настоящий скандал, и какое-то время любая премьера Мийо давала повод для публичной шумихи. Мийо, однако, это не смущало, и он продолжал экспериментировать. Первой крупной работой композитора стала опера Эвмениды (Les Eum nides , 1917 – 1922) по трагедии Эсхила (в переводе Клоделя), целиком выдержанная в политональной манере. Для своего времени это было слишком смелое сочинение, и полностью опера была поставлена лишь в 1949. Между тем репутацию Мийо создали другие сочинения – балеты Бык на крыше (Le Boeuf sur le Toi t , 1919), Сотворение мира (La cr ation du monde , 1923), Салат (Salade , 1924) и Голубой экспресс (Le train bleu , 1923 – 1924). Мийо продолжал сочинять оперы; среди них – Несчастья Орфея (Les malheurs d"Orph e , 1924), Эстер де Карпентра (Esther de Carpentras , 1925), Бедный матрос (Le pauvre matelot , 1925) и Христофор Колумб (Christophe Colomb , 1930). Оперу Медея (Med e , 1938) он сочинил на либретто своей жены Мадлен.

Во время Второй мировой войны Мийо эмигрировал в Америку, где стал профессором композиции в Миллс-колледже (Окленд, шт. Калифорния). В последующие годы одна за другой появились десять больших симфоний и две большие оперы – Боливар (Bolivar , ор. 236, 1943) и Давид (Davi d , ор. 320, 1952). За свою долгую жизнь Мийо написал концерты почти для всех инструментов, в том числе для маримбы соло и для ударных.

После войны композитор преподавал композицию одновременно в Парижской консерватории и в Миллс-колледже. Мийо всегда привлекали оригинальные комбинации небольшого числа инструментов, он был мастером тембра и камерного письма, но столь же уверенно композитор справлялся и с большими исполнительскими составами. Среди его сочинений для большого симфонического оркестра – 12 симфоний и несколько фортепианных концертов. В 1949 в Париже вышла автобиография Мийо Заметки без музыки (Notes sans musique). В 1972 Мийо был избран членом французской Академии изящных искусств. Умер Мийо в Женеве 22 июня 1974.

«Никто кроме него, не имеет больше прав на титул французского музыканта, потому что никто не несет в себе так отчетливо печать обитателя Средиземноморья, как Мийо»
Г.Штуккеншмидт

Дариус Мийо родился в старинном провансальском городе Эксе, в семье коммерсанта 4 сентября 1892 года. Его предки, евреи, обосновались в Провансе еще в начале XV века. Дариус рос единственным ребенком в семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано. Ребенку не было еще и трех лет, когда мать застала его за инструментом, самостоятельно разыгрывающим модную уличную песенку, услышанную накануне.

Дариус Мийо

С семи лет Дариус стал брать уроки по скрипке у Брюгье – лауреата Парижской консерватории, и к десяти годам он уже хорошо играл на скрипке и исполнял партию второй скрипки в струнном квартете, который собирался по вечерам в среду и в субботу у них в доме. Дни были выбраны специально для мальчика, чтобы он мог отдохнуть в четверг и воскресным утром. Помимо музыки Дариуса влекли современная поэзия и путешествия. Он вместе с друзьями проводил много времени в длительных прогулках и путешествиях в окрестностях города.

Вот так, в окружении друзей, чутких и добрых родителей, прекрасного педагога Брюгье, в городе древнейшей культуры произошло формирование Мийо, как личности и музыканта. Сдав по настоянию родителей экзамены на аттестат зрелости, Мийо переезжает в Париж и поступает в качестве вольнослушателя в класс скрипки Бертелье и вскоре становится первым кандидатом на получение премии. Помимо скрипки, Дариус записывается в класс гармонии к Ксавье Леру, где совершенно теряется и попадает в разряд последних учеников. Его спасает Жедальж, в класс которого он переходит по совету Леру. Большой мастер контрапунктического письма, тонкий свободомыслящий музыкант, не стесненный академическими нормами многому научил Дариуса. Всю свою жизнь Мийо с благодарностью вспоминал своего учителя Жедальжа за уверенное профессиональное мастерство, которое он приобрел в его классе, за то, что он привил ему вкус к мелодическому стилю, к полифонии, ставшими основой музыкального мышления композитора.

Художественная жизнь в Париже начала века была очень интенсивна, и Мийо с головой погрузился в нее, стараясь не пропустить ни одного интересного события. Он знакомится с творчеством Вагнера, Мусоргского и много работает.

В 1916 году в жизни Мийо наступили большие перемены. На два года он покинул родину и отправился со своим другом, поэтом Клоделем в Бразилию. Поэта назначили туда послом Франции, а Мийо был при нем в качестве личного секретаря. Эта страна оставила глубокий след в душе молодого музыканта. Главные впечатления были связаны с фольклором Бразилии, с которым Мийо столкнулся во время карнавалов. Отзвуки этих впечатлений не раз потом отразятся в творчестве композитора. Непосредственным результатом пребывания в Бразилии явились пронизанные ритмами и интонациями бразильских народных мелодий партитуры балетов: эксцентрического – «Бык на крыше» и мистико-эротического «Человек и его желание», и цикл эффектных фортепианных пьес «Бразильские города». В Рио-де-Жанейро были написаны опера «Эвмениды», а также ряд симфонических пьес, среди которых оригинальная серия «Маленьких симфоний». После возвращения из Бразилии Мийо примкнул к группе композиторов, составивших затем знаменитую «Шестерку». Волей критика Анри Колле в нее были зачислены молодые французские музыканты Онеггер, Мийо, Орик, Пуленк, Дюрей и Тайефер.


Дариус Мийо

9 мая 1940 года Мийо присутствовал на премьере своей оперы в Париже. В этот вечер в зрительном зале были слышны глухие удары зенитной артиллерии. Началось вторжение гитлеровских армий в Голландию. События развивались стремительно, и уже через две недели немцы оккупировали Париж. После многих тревожных испытаний и трудностей Мийо с женой и сыном удалось перебраться в США. Здесь он много работает и преподает композицию в калифорнийском Миллс-колледже. Вернувшись в 1946 году на родину, Мийо занял пост профессора композиции Национальной консерватории в Париже и до последних дней своих продолжал сочинять, с неослабевающей интенсивностью.

В этом кратком очерке невозможно рассказать о всех произведениях Мийо – они слишком многочисленны. Чтобы понять музыку Мийо, необходимо принять ее в целом, не оглядываясь на детали. Некоторая отвлеченность ее высказывания – однообразная тропа, которая приводит Вас к неожиданной и сверкающей в лучах солнца лужайке. Мийо говорит все, что чувствует.

Виктор Каширников

Загрузка...