crimea-fun.ru

Сильные личности в литературных произведениях для детей. Детская художественная литература в формировании личности и речевом развитии ребенка

Виртуальное путешествие-обзор

Известный специалист по развитию навыков чтения у детей Ирина Ивановна Тихомирова , кандидат педагогических наук, доцент кафедры детской литературы Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств установила имена персонажей – детей и подростков, основных героев детской литературы , вошедших в её золотой фонд. Таких героев она насчитала около 30 в научном издании «Энциклопедия литературных героев» (М., Аграф, 1997) и книге «1000 великих литературных героев» (М., Вече, 2009). Примерно столько же она выявила и памятников литературным героям-детям. Кто эти герои, чем объяснить их бессмертие и способность помогать детям становиться людьми?

Виртуальное путешествие познакомит с литературными героями-детьми, которых сделала бессмертными классика и в их честь благодарные читатели установили памятники.

АЛИСА – умная, добрая, смешная и одновременно грустная героиня двух сказок Льюиса Кэррола «Приключения Алисы в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» (1875). Автор – профессор математики из Оксфорда и нетривиальный мыслитель, а его сказки – глубокие произведения, внешне наполненные смехом и игрой в «чепуху». В них отражено умение автора взглянуть на мир свежим взглядом ребёнка, пародируются нравоучения, скучная мораль, школьные премудрости и разговорные штампы. Памятники Алисе установлены в английском городе Голфорде и в Центральном парке Нью-Йорка.

БУРАТИНО – герой повести Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»» (1936), любимая деревянная игрушка с длинным носом, вырезанная из полена папой Карло. Он является обрусевшим вариантом деревянного человечка Пиноккио, созданного итальянского писателя Карло Коллоди. Буратино приобрел большую популярность в России: он герой множества песен, мультфильмов, кинофильмов и спектаклей. Дети восхищаются его любопытством, самостоятельностью, добрым сердцем, верностью в дружбе. Люди проносят образ этого героя в сердце через всю жизнь. Буратино – необычный положительный персонаж. У него много недостатков: он часто попадает впросак, его легко обмануть, он не подчиняется правилам. Но читатели ему верят и узнают в нём себя. Благодаря невероятным приключениям Буратино меняется и начинает лучше понимать жизнь. Пройденный им путь – это путь познания реалий жизни и преодоления эгоизма. Памятник герою установлен в российском городе Самаре, Кишинёве (Молдавия), Гомеле (Белоруссия).

ДЮЙМОВОЧКА – героиня сказки Ганса Христиана Андерсена (1836). Она родилась из прекрасного цветка. Всё, что с ней происходит, зависит от воли других. Ей грозит брак с сыном жабы, с майским жуком, кротом и жить в чуждой среде. Но случилось так, что она спасла от гибели ласточку, а затем ласточка – её. Дюймовочка стала женой эльфа, царицей цветов. Эта героиня – воплощение добра, но сама она беззащитная и хрупкая, вызывающая в читателе сочувствие. Памятник ей установлен в Дании на родине Андерсена – в городе Оденсе. Есть памятник в России, в городе Калининграде. А в Киеве (Украина) сооружен музыкальный фонтан «Дюймовочка».

ГАДКИЙ УТЁНОК – герой одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена (1843). Судьба героя близка к притче о вечном столкновении добра и зла. Преображение некрасивого птенца в прекрасного лебедя – лишь внешняя сторона сюжета. Суть образа в изначальном благородстве птенца, от природы щедро награжденного добротой и открытого любви. Гонимый всеми, кто старался его «переделать», он не озлобился. Читателя покоряет изначальная чистота и смиренность этого образа. Памятник герою сказки и её автору установлен в Нью-Йорке.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА – героиня одноимённой сказки Шарля Перро (1697). За прошедшие столетия со времени её создания образ Красной Шапочки в критике и в народе заметно трансформировался. От первоначально религиозной трактовки – богини неба – в современном понимании он превратился в образ положительного персонажа – наивной и услужливой девочки. Памятники Красной Шапочке можно встретить в разных странах: в Мюнхене (Германия), в Барселоне (Испания), в Буэнос-Айресе (Аргентина). В России памятник Красной Шапочке установлен в Ялте в Парке сказок.

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ – герой одноимённой сказки французского лётчика Антуана де Сент-Экзюпери, созданной в разгар Второй мировой войны. Это символ чести, бескорыстия, естественности и чистоты, носитель детства, живущего по «велению сердца». У Маленького принца доброе сердце и разумный взгляд на мир. Он верен любви и дружбе. Его трактуют как образ детскости в душе взрослого человека. Это относится и к автору сказки. Памятник Маленькому принцу установлены в разных городах – во французском городе Лионе, в грузинском Тбилиси. В России есть памятники в Абакане, в Калужской области в парке «Этномир».

МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ – герой созданного Аркадием Петровичем Гайдаром в 1935 году эпического сказа о маленьком мальчике с душой настоящего воина, верного своим идеалам и героически стойкого в служении им. Эту сказку о жертвенном подвиге Мальчиша Натка рассказывает детям в пионерском лагере. Над могилой погибшего Мальчиша поставили большой красный флаг. Пафос сказки поднимается до эпических обобщений, трактующих вечную тему борьбы добра со злом. Зло в сказке олицетворяет Плохиш - трус и предатель, по вине которого погибает Мальчиш-Кибальчиш. В финале сказки в память о Мальчише салютуют проезжающие поезда, проплывающие пароходы и пролетающие самолёты. Памятник герою поставлен в Москве, на Воробьёвых горах, рядом с Дворцом творчества юных.

МАУГЛИ – персонаж романов Редьярда Киплинга «Книга джунглей» и «Вторая книга джунглей» (1894-95). Это потерявшийся в джунглях мальчик, вскормленный волчицей и ставший членом стаи. Маугли – один из персонажей, которых называют «вечными спутниками человечества». Таковы и другие герои Киплинга – отважный мангуст Рикки-Тикки-Тави, любопытный Слонёнок… Путь взросления мальчика среди животного мира роднит книгу с «романом воспитания»: здесь в ненавязчивой форме преподносятся важные нравственные уроки. В образе Маугли писатель убедительно показал, что человек может жить на планете Земля только в согласии с природой. Памятник Маугли поставлен на Украине в городе Николаеве, у входа в зоопарк. В России памятник этому герою есть в городе Приозёрске Ленинградской области.

НАХАЛЁНОК – восьмилетний Мишка, герой трагического и в то же время жизнеутверждающего рассказа Михаила Александровича Шолохова (1925). Рассказ отразил тему становления советской власти на Кубани, в котором принял участие и Мишка, следуя примеру своего погибшего отца. О рассказе говорили: «Сжатость полна жизни, напряжения и правды». Его герой, выходец из простого народа, встаёт на защиту людей, даже если изменить ничего не может. Он не может пройти мимо зла. Читая рассказ, ребёнок забывает, что Мишка – плод фантазии писателя, он воспринимает его как реального, как живого мальчика. Памятник Нахалёнку поставлен в городе Ростов-на-Дону, где часто бывал писатель.

НЕЗНАЙКА – герой сказочной трилогии Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе (1958), «Незнайка на Луне» (1965). Это самый известный коротышка Цветочного города, о котором говорят, что он ничего не знает. Своё незнание он восполняет воображением, создавая небылицы и рассказывая их другим. Незнайка – фантазёр и хвастун, непоседа и забияка, любящий слоняться по улицам. Как личность он привлекательнее правильного Знайки и других обитателей города. Он продолжает традиции прославленных сказочных героев – Чиполлино, Мурзилки, Буратино, но не копирует их. Памятник Незнайке создан в городе Прокопьевске Кемеровской области.

НИЛЬС ХОЛЬГЕРСОН – герой сказки шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона по Швеции» (1906). Нильс – четырнадцатилетний мальчик, обыкновенный ребёнок, поставленный автором в условия необыкновенные. Он, уменьшенный гномом за лень и грубость, совершает одно из самых невероятных путешествий в истории сказки – на домашнем гусе вместе со стаей диких гусей облетает всю Швецию. Во время путешествия Нильс проникает в закрытые для него раньше миры: леса, поля, города и деревни, соприкасается с миром мифов и фольклора. Он познаёт историю и географию своей страны. Сказка странствий оборачивается для Нильса сказкой воспитания. К концу путешествия он внутренне преображается. Памятник Нильсу поставлен в городе Карлскруна (Швеция).

ПИТЕР ПЭН – герой повести-сказки Джеймса М. Барри «Питер Пэн и Венди» (1912). Это символ несдающегося детства. Питер Пэн был когда-то птичкой и превратился в мальчика. Когда ему было 7 дней, он вспомнил, что умеет летать, выпорхнул в окошко и улетел на Птичий остров в Кенсингтонском парке. Это печальная история о белой птичке, снова превратившейся в мальчика. Но Питер не оставил любимого Парка и стал на козлике гарцевать в самых дальних его закоулках и вызывать заблудившихся там детей мелодией своей флейты. Он еженощно объезжает дозором все дорожки сада в поисках потерявшихся малышей и отвозит их к Волшебному домику, где тепло и уютно. Он уверен: настоящие мальчики никогда не оставляют в беде слабых. Памятник своему герою воздвиг сам Джеймс Барри к десятилетию выхода книги. Он находится в том же Парке.

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК – герой одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена (1838). Этот маленький одноногий игрушечный солдатик, сделанный из оловянной ложки, – символ несгибаемого мужества. Он живёт в мире людей, зверей и игрушек. В игрушечном мире, куда попал он вместе со своими братьями, было много чудесного, но больше всего Солдатика привлекла бумажная танцовщица, тоже стоявшая на одной ножке. Солдатик решил, что они друзья по несчастью. Судьба Оловянного Солдатика сложилась на редкость удивительно, хотя он прожил короткую жизнь и погиб вместе с танцовщицей. Памятник ему поставлен на родине Андерсена – в датском городе Оденсе.

ТИМУР – герой повести Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда» (1940). В произведении отразилось умение Гайдара затронуть потаённые струны души подростка, удивительное понимание духовных запросов и возможностей детей. Гайдар был уверен, что любой подросток, при добром к нему обращении, стремится участвовать в настоящем полезном деле. Олицетворением готовности к деятельной романтике стал Тимур. Понятие «тимуровцы» прочно вошло в житейский обиход. Миллионы мальчишек-читателей стали подражать Тимуру, а миллионы девчонок – Жене. Книга положила начало тимуровскому движению у нас в стране и за рубежом. В настоящее время оно переросло в движение волонтеров – добровольцев. Сам писатель был уверен: «Если Тимуров сейчас мало, то их будет много». Так и случилось. Лучшим памятником герою стала сама жизнь.

ТОМ СОЙЕР и ГЕКЛЬБЕРРИ ФИНН – герои романов Марка Твена (1876, 1884). Эти мальчишки – фантазёры, товарищи по играм и забавам. Том Сойер – сирота, живущий у тети Полли, мастер разыгрывать друзей, дурачиться, придумывать небылицы, устраивать игры в индейцев, пиратов, разбойников. Юмор, присущий писателю, даёт читателю-подростку тепло и радость. Его привлекает правдивое отражение внутреннего мира персонажа, который не утратил душевной чистоты и поэтической прелести. Несколько иной настрой присущ книге о Геке Финне. Писатель обличает зло и воспевает духовную красоту героя, бросающего вызов несправедливости. Гек предстаёт перед читателем как человек, готовый пожертвовать собой во имя свободы угнетённого негра Джима. Памятник друзьям возведён в городе Ганнибал (штат Миссури, США).

ЧИК – герой серии рассказов Фазиля Абдуловича Искандера. Рассказы о Чике создавались писателем в разное время, и найти их можно в разных сборниках автора. Чик давно любим читателями-подростками. Это смешной мальчик, а «все смешное обладает бесспорным достоинством: оно всегда правдиво», как говорил сам Ф. Искандер. Приключения Чика обыденны – например, завоевание и удержание лидерства в дворовой драке и одержанная победа. В мальчике силён инстинкт духовного самосохранения, то, что выше ума. Обычная драка предстаёт как рыцарский турнир, как примерка будущих испытаний души. Среди общей дисгармонии писатель учредил школу счастья. Он ненавязчиво дал детям-читателям понять, зачем человек рождается и живёт на Земле. Памятник Чику возведён на родине писателя – в Абхазии, в городе Сухуми.

ЧИПОЛЛИНО – герой повести-сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино» (1951). Это отважный мальчик-луковка, умеющий приобретать друзей. Он привлекает читателя своей непосредственностью, трогательностью, добродушием. Он твёрдо держит своё слово и всегда выступает защитником слабых. Он Чиполлино не боится грозного синьора Помидора и смело вступается за обиженного кума Тыкву. Образ Чиполлино, при всей его сказочности, очень правдив, все поступки его психологически достоверны, его способность приходить на помощь другим убедительна и заразительна. Перед нами живой мальчик из простой семьи, наделенный лучшими человеческими качествами. Одновременно Чиполлино – символ дружбы, отваги и преданности. Памятники ему поставлены в Италии и в России (Мячино, Коломна, Воскресенск).

На этом обзор персонажей-детей, отраженных в классической детской литературе и увековеченных в памятниках, мы закончим. Конечно, этот список не исчерпывающий.

Можно было бы подобным образом рассказать и о других персонажах-детях из отечественной литературы – например, об Артёмке из рассказа Д. Василенко «Волшебная шкатулка», чей бронзовый памятник украшает город Таганрог, или о Ваньке Жукове из рассказа А.П. Чехова (памятник Ваньке воздвигнут в Перми). Заслужил увековечения и Ваня Солнцев из повести В. Катаева «Сын полка», памятник которому поставлен в Минске (Беларусь).

Есть памятник Пете и Гаврику из повести того же автора «Белеет парус одинокий». Вместе можно увидеть в бронзе ещё двоих – демобилизованного солдата Андрея Соколова и усыновлённого им Ванюшку, маленького оборвыша «с глазёнками как звёздочки» из повести М.А. Шолохова «Судьба человека», памятник им установлен в городе Урюпинске Волгоградской области.

И ещё о многих других, не менее значимых для детского становления персонажах можно было бы рассказать. Кто присоединится к ним, покажет время. Известно, например, что Гарри Поттеру, созданному писательницей Джоан Роулинг совсем недавно, уже поставлен памятник в Лондоне.

Задача библиотекаря – подсказать юным читателям названия произведений. А потом можно устраивать в библиотеке Дни добрых героев и книг и наблюдать, как от книги к книге юные читатели будут становиться светлее и человечнее. Надо указать на книги, после чтения которых ребёнку захочется стать настоящим человеком – на радость себе и другим. Чтобы на вопрос, как вы стали таким, он мог сказать: «Значит, нужные книги я в детстве читал». И не просто читал, а вложил их в свое сердце навеки, чтобы передать потом своим детям и внукам.

ИСТОЧНИК

Тихомирова, И.И. О литературных героях, очеловечивающих детство / И.И. Тихомирова. – Школьная библиотека. – 2018. – № 2. – С. 35-43.

заведующая информационно-библиографическим отделом

Зульфия Елистратова

Публикуем отрывок дипломной работы «Особенности образа ребенка у будущих мам, получающих различные специальности», автор М.Ю. Гумилевская, выпускница :

Как мы уже говорили в первом параграфе диплома, изучение образа ребенка не ограничивается рамками какой-либо одной дисциплины, он проходит своеобразной нитью через многие науки и обнаруживается в искусстве, религии и других сферах общественного сознания. Чтобы более полно в нем разобраться, рассмотрим литературу как отдельную область, в которой этот образ нашел свое отражение.

Постараемся, анализируя литературу, затронуть несколько периодов. В литературе классицизма можно увидеть, что детство воспринимается, как отклонение от нормы «не-зрелость». В это время интересуются образцовым в поведении людей.

У просветителей намечается интерес к детству, вместе с этим он, скорее, воспитательный. Издается литература для детей, где серьезные и научные мысли мира взрослых пытаются объяснить детям. Книги строят в доступной дидактической, иллюстрированной форме. Между 1750 и 1814 г. в Англии было выпущено около 2400 названий таких книг. Детские и юношеские годы занимают все больше места в просветительских автобиографиях и «романах воспитания», изображаясь как период становления, формирования личности героя. И только в эпоху романтизма детство рассматривается как «драгоценный мир в себе».

У романтиков отношение переворачивается. Как писал Н.Я. Берковский, «романтизм установил культ ребенка и культ детства. XVIII век понимал ребенка как взрослого маленького формата, даже одевали детей в те же камзольчики, прихлопывая их сверху паричками с косичкой и под мышку подсовывал им шпажонку. С романтиков начинаются детские дети, их ценят самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущие взрослые. «Детские дети» романтиков на самом деле - вовсе не дети, а такие же условные символы некоего идеального мира, как «счастливые дикари» XVIII века. Детская невинность и непосредственность противопоставляются «извращенному» и холодному миру рассудочной взрослости. В «Песнях невинности» У. Блейка ребенок - «дитя-радость», «птица, рожденная для радости», которую в «Песнях опыта» ожидает школа, напоминающая клетку. Самоценность детства всячески подчеркивается. По определению У.Вордсворта, «ребенок - отец мужчины». С. Кольридж подчеркивает, что ребенок может многому научить взрослого. Но в романтических произведениях фигурирует, не реальный, живой ребенок, а отвлеченный символ невинности, близости к природе и чувствительности, которых не хватает взрослым.

В России образ детства наделяется глубокой значимостью у М.Ю.Лермонтова. Он высказывает мысль о том, что детство представляется зыбким цветущим островом посреди пустынного моря жизни. Пушкин же в свою очередь относится к детству, так же как и к старости, как просто к моменту в круговороте времен.

Тема детства вошла в русскую литературу как признак интенсивного самосознания личности и всего общества в целом. Писатели до Л.Н. Толстого, как правило, ориентировались на тип взрослого человека с его устойчивой, сформированной индивидуальностью. Л.Н. Толстой первый, кто обратил свой взор к детству, в это период развития литературы. Свои мысли по поводу образа ребенка Л.Н. Толстой отразил в произведении «Детство. Отрочество. Юность». Он показывает внутреннюю подвижность чувств, резкие переходы от отрицания к утверждению, от целого к частному, которые являются типичной чертой ребенка в его представлении. Детство, а вслед за ним и сам ребенок, не подчиняется определенным правилам и одной линии, оно живет многомерно, разнонаправлено, вгрызаясь во все, с чем оно соприкасается. Детство и ребенок – «это океан, на поверхности которого плавают островки взрослого сознания». Л.Н. Толстой изображает развитие рефлексии и морального сознания ребенка.

В «Детстве Люверс» Б. Пастернака вещи предстают перед читателем какими-то размытыми гранями, которые проникают друг в друга. Здесь мы видим, что все во всем, без ограничения. Детский разрыв усугубляется болезнями и сновидениями. Ребенок у Б. Пастернака вступает как существо беззащитное, нежное, стремящееся быть постоянно под опекой чьей-то и заботой. Это существо хочет оставаться в таком положении как можно дольше, потому что его мир позволяет жить ему, не задумываясь о взрослых проблемах.

Уже в XIX веке концепция романтизма начинает уходить на второй план, отдавая предпочтение другому образу, глубже всего он проявляется у Ф.М. Достоевского. Образ невинного, безгрешного ребенка все более уходит в прошлое. Образ ребенка у Ф.М. Достоевского построен на двойной природе ребенка. С одной стороны – это неповторимая детская чистота, с другой – жестокость во всех своих проявлениях. Это традиционный христианский образ и существо демоническое, готовое разрушить все заповеди. У М.Ф. Достоевского есть высший идеал, который представляет собой уже взрослого с невинностью и непосредственностью ребенка и опытом нравственного сознания.

В XX веке у некоторых западных писателей такая позиция М.Ф. Достоевского по отношению к ребенку заостряется в сторону антиморальности детства. Например, У. Голдинг в «Повелители мух» высказывает мысль, что ребенок легко перестает вести себя так, как его учили взрослые, и превращается в дикое, разнузданного существо. Дети сами деградируют до такого состояния. Ребенок не есть изначально высший человек, каким его себе представляли литераторы романтизма, а не человек, некая чужеродная и даже враждебная человечеству сущность. Такой пример можно увидеть в произведении Р. Брэдбери «Вельд», «Урочный час». Он высказывает очень интересную мысль и идею, в которой хочет показать, что ребенок может быть страшнее всего. Он с одной стороны полностью зависит от взрослого, является полностью беззащитным, с другой – по внутреннему складу он для взрослых непроницаем. Ребенок говорит на своем языке, играет в свои игры, все это остается загадкой для взрослого. В результате инопланетяне могут проникнуть в нашу цивилизацию благодаря детям, учитывая их образ и особенности. Тогда они будут столь же таинственны и непредсказуемы в своих замыслах и столь же коварны и безжалостны в своих деяниях.

Противопоставляя образу английскому, в русской литературе сложился свой образ ребенка, для которого специфичным можно считать интерес к миру природы и вещей. Если у Л.Н. Толстого мы увидели направленность на людей, то у Аксакова на первом плане выступает природа и отношение с ней ребенка. Аксаков считает, что ребенок – это человек до грехопадения, тот человек, который нарекал имена всем вещам и животным, пришедшим к нему. Образ ребенка включает в себя увлеченность и вовлеченность в процесс общения с природой, интерес ко всему окружающему. Преимущественный интерес к вещам, а не людям возникает, по мнению Аксакова, только в период младенчества.

В XIX веке появляются образы бедных, обездоленных детей, лишенных домашнего очага, жертв семейной и особенно, школьной тирании, однако сами дети остаются одномерно наивными и невинными. Затем художественному исследованию подвергается семейное «гнездо» и выясняется, что под теплой оболочкой здесь часто скрываются жестокое рабство, гнет и лицемерие, калечащие ребенка. По мере углубления психологического анализа сами детские образы также утрачивают былую ясность и одномерность. Оливер Твист – маленький, жалкий человечек, со всех сторон шпыняемый взрослыми, весь в синяках от физических и моральных ушибов; человечек, сдавленный огромной массой чужих, неродных людей, среди которых он затерялся. Хочется привести сразу же противоположный образ ребенка и детства. У Ж.-П. Сартра ребенок живет в полном буржуазном достатке, он лишен опоры в реальном мире, за него все делают другие, он искусственно отгорожен от действительности. Перед нами два разных образа: один несчастный и гонимый, другой – обеспеченный и постоянно живущий в заботе, - вместе с этим они оба беззащитны, каждый по-своему.

М. Твен показывает ребенка, который любит романтику странствий и приключений, радость бездомности. И если у Диккенса, ребенок не любит, даже ненавидит свой дом, потому что он утратил теплоту родства, то Гекльберри Финн ненавидит родной дом, потому что это ограниченное пространство, а ему нужно широта и простор. Если Оливер без слез не может вспоминать о матери, то Финн люто ненавидит своего отца. Детство Финна и Тома Сойера счастливо так же, как и у Николеньки Л.Н. Толстого и Сережи Аксакова, только по-разному они счастливы. Первые полной свободы действия и фантазии, вторые – в единстве себя и земли, глубоком чувстве земли.

У Хемингуэя, Фолкера, Т. Вулфа, Сэлинджера образ ребенка строится на естественности ребенка, нетерпимой к фальши, отвергающей конформизм.

Только в XX веке в русской литературе появляется образ ребенка твеновского типа. Это мальчики сорванцы, дерзкие, отважные, раскованные – это Тимур А. Гайдара. Это ребята готовые к боевым поступкам, они жаждут неизведанности, готовы к любым испытаниям.

В 40 – 50-е гг. XX века у Пришвина, Паустовского выступает сентиментальный образ ребенка, где ребенок окружен реальностью природы и атмосферой сказки, в нем отмечены черты наивности, высокой простоты, детскости.

Но каждый новый образ ребенка - не просто этап углубления художественного познания детства, но и специфический вид социальной проекции, отражение чаяний и разочарований взрослых.

Многомерность и разнообразие детских образов в литературе или портретной живописи отражают не только прогресс художественного познания и различия индивидуальностей авторов, но и изменения в реальном содержании детства и его символизации в культуре.

С.Цвейг писал: «…Наш духовный мир складывается, как из миллионов монад, из отдельных впечатлений, коих наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим – основной массой – мы обязаны книгам, прочитанному, воспринятому, изученному».

Система представлений, отраженная в книге, реально активно формирует как образ мира, так и образ ребенка. Образ в книге сам становится второй реальностью, подчас более реальной, чем сама реальность. И поскольку книга - это непредельное расширение связей субъекта социального действия с миром, то чем более открывается книга для личности, тем богаче становится ее личностный образ мира.

Ломов Б.Ф. выделял в построении образа роль слова и определял его формирующую роль через художественную литературу. При помощи слова писатель рисует живую картину, которая потом воссоздается читателем. Так, например, при чтении описаний степи в произведениях М.А. Шолохова возникают не только яркие зрительные образы, но и воссоздаются звуки и запахи.

Строя свой образ мира, человек не может хотя бы в минимальной степени не быть включенным в процесс обучения тому образу мира, который характерен для его социума, потому что книга есть опредмеченная потребность в адекватной включенности в нормативные общественные и личные нравственные отношения. Книга является значимым фактором не только в структурировании, но и в характере созидания образа мира и образа ребенка и их особенностей.

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1 – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.
2.Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. – М.: Смысл, 1999. – 350 с.
3.Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. - Вильнюс, 1988.
4.Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. – Екатеринбург: Урал, 1999. - 416с.
5.Бездидько А.В. Книга как психологическая составляющая в построении образа мира субъекта действия // Мир психологии. – 2003. - №4. – с. 133 – 138.
6.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
7.Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. – М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.
8.Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. №5. – С. 5-19.
9.Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. Пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
10.Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2005. – 176 с. с илл.
11.Дубнов П.Ю. Обработка статистической информации с помощью SPSS. – М.: ООО «Издательство АСТ»: Издательство «НТ Пресс», 2004. – 221 с. с илл.
12.Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. – М.: Наука, 1986. – 173 с.
13.Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир Психологии. – 1999. - № 1. – С. 97 -104.
14.Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. – 224 с.
15.Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. – 267 с.
16.Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988. – 270 с.
17.Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. - 1979. - № 2. - С. 3-13.
18.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. –М.: Смысл, 2003. – 487 с.
19.Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. – М.: Наука, 1986. – 128 с.
20.Ллойд де Моз. Психоистория. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 512 с.
21.Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М.: Прогресс, 1965. – 238 с.
22.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
23.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с. с илл.
24.Перельштейн Л. Осторожно: дети! Или пособие для родителей способных удивляться. – СПб.: «Эмпатия», 1998. – 169 с.
25.Петренко В. Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания // Вопросы психо¬логии. – 1982. - № 5. – С. 23 - 35
26.Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М.: МГУ, 1983. – 177 с.
27.Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск, 1997. – 400 с.
28.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Асадема, 2005. – 193 с.
29.Райгородский Д.Я Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: «БАХРАХ-М», 2004. – 672 с.
30.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. – 328 с.
31.Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства: Уч. Пос. для высшей школы. – М.: Академический проект, 2004. – 496 с.
32.Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
33.Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М.: Госполитиздат, 1947. – 433 с.
34.Cмирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. – 2003. - №4. – с. 18 – 31.
35.Соколова Е.Т. Самосознание: самооценка при аномалиях личности. - М.: МГУ, 1989. – 215 с.
36.Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. – 284 с.
37.Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. – 263 с.
38.Ушинский К.Д. Воспитание человека. - М: Карапуз, 2000 г. – 256 с.
39.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии – М.: Фаир-Пр, 2004. – 567 с.
40.Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. – 2002. – № 1. – с. 9-20
41.Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: КДУ, 2005. - 400 с.
42.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. - 180 с.
43.Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. – 1979. - №12. – с. 25 -38
44.Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. – 162 с.

Сила духа – это деятельная решимость идти к цели, преодолевая любые препятствия. Каждый человек хотел бы быть сильным, но не всем удается. Примеры силы (или слабости) духа находятся и в художественной литературе, и в окружающей нас реальности.

Аргументы из литературы

  1. (56 слов) В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» образцом силы духа может послужить Стародум. Герой знакомится с молодым офицером, который кажется порядочным. Однако вскоре объявили войну, друг главного героя уклонился от защиты Родины и преуспел в тылу. Стародум же поехал на поле боя, был ранен и обойден. Но это происшествие не сломило его и не лишило веры в торжество правды.
  2. (48 слов) Эраст, герой повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», оказался слабым человеком, не смог соответствовать любви крестьянки Лизы. Юноша, соблазнив девушку и получив свое, проматывает состояние и решает найти себе выгодную партию. Эраст обманул Лизу и женился на другой, а она утопилась, поэтому бессилие героя оказалось наказано вечными муками совести.
  3. (54 слова) Чацкий, герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», является по-настоящему сильным человеком, у него хватило смелости идти не только против одного влиятельного человека, Фамусова, но и против толпы его сторонников. Чацкий проповедовал правду, свободу, выступал против чинопочитания и лжи. От него все отвернулись, но Александр все равно не сдавался, это ли не сила духа?
  4. (59 слов) В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина сила духа сосредоточена в Татьяне. Полюбив Онегина, она была готова ради него на все. Девушка не испугалась даже признаться, а ведь это было неприемлемо в XIX веке. Сила духа, сила любви преодолевала все преграды, кроме одной – отсутствие ответных чувств. Татьяна осталась несчастна, но в ней есть стержень и на ее стороне правда.
  5. (47 слов) Мцыри, главный герой одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова, всю жизнь тосковал по родному Кавказу и свободе. У героя была цель: хоть на миг пожить по-настоящему, за пределами монастыря. И Мцыри сбежал, пытался вернуться к родным местам. У него не вышло, но эта жажда свободы открывает в герое силу духа.
  6. (48 слов) Печорин, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — сильный духом человек. Например, когда Грушницкий затеял против него нечестную дуэль, Григорий не испугался, а хладнокровно довел игру до конца, наказав подлеца смертью. Этот поступок совсем не милосердный, однако сильный, ведь в противном случае герой погиб бы сам.
  7. (52 слова) Главный герой рассказа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» полностью лишен какой-либо душевной силы, он всю жизнь боялся опасностей, а поэтому и не жил, а только существовал в норе без друзей, любви, простых радостей. Из-за слабости все прошло мимо пискаря, хоть его существование было долгим, но абсолютно пустым. Без силы духа нет и жизни.
  8. (36 слов) В рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» экзекутор Червяков чихнул на генерала Брызжалова и настолько испугался последствий этой случайности, что, в конце концов, умер от ужаса. Страх лишил героя здравого смысла, вот к чему приводит слабость духа.
  9. (41 слов) Андрея Соколова, главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», можно назвать сильной личностью. Он отправился на войну, потому что Родина в опасности, прошел все ее ужасы, потом и плен, и концлагерь. Соколов – настоящий герой, хотя сам никогда не понимал своей силы.
  10. (60 слов) У Василия Теркина, героя одноименной поэмы А.Т. Твардовского, сила духа сочетается с юмором и легкостью, будто ничего не стоит бойцу совершать поступки, которые немногие современные люди смогут без страха и позерства повторить. Например, в главе «Поединок» рассказывается о противостоянии героя с немцем: враг откормленный, лучше подготовленный, но Василий победил, и эта победа произошла исключительно на морально-волевых качествах, из-за силы духа.
  11. Примеры из жизни, кино и СМИ

    1. (54 слова) Сантехник Дмитрий, герой фильма «Дурак» Ю. Быкова, попытался пойти против системы ради блага почти тысячи человек, которых просто бросили. В здании общежития герой заметил огромную трещину, дом вот-вот рухнет, люди погибнут или останутся на улице. Он борется за незнакомцев против власти, сражается до конца. Он погиб, система все-таки победила, однако сила характера героя вызывает уважение.
    2. (46 слов) Чак Ноланд, главный герой фильма «Изгой» Р. Земекиса, оказался в экстремальной ситуации: самолет, на котором герой путешествовал, падает, он оказывается на необитаемом острове. В такой ситуации если сдашься – погибнешь. Нужно принимать решения здесь и сейчас. Чак напряг свои внутренние силы, выжил и смог переосмыслить свою жизнь.
    3. (44 слова) Эксцентричный капитан Джек Воробей из фильма Гора Вербински «Пираты Карибского моря: На краю света» олицетворяет собой непотопляемость. Этот герой попал на тот свет и вернулся обратно, глазом не моргнув. А все потому, что он никогда не сдается, и это качество делает его сильным человеком.
    4. (41 слово) Человеком огромной силы духа является Ник Вуйчич. У Ника нет рук и ног, однако он смог получить диплом с двумя специальностями, найти любовь, путешествовать и читать лекции, которые помогают другим людям. Такие герои вызывают мотивируют на свершение великих дел своим примером.
    5. (46 слов) Питер Динклэйдж, известный многим по роли Тириона Ланистера из сериала «Игра престолов», преодолел многие препятствия. Динклэйдж родился с ахондроплазией (болезнь, приводящая к карликовости), у него бедная семья, в начале карьеры не было никакого успеха. Сейчас же этот актер обладает огромной популярностью, проблемы только закалили его характер.
    6. (52 слова) Стивен Хокинг, являющийся светилом современной науки, с 20 лет он борется с боковым амиотрофическим склерозом. Сейчас эта болезнь не поддается лечению, ученый парализован, даже говорит только с помощью синтезатора речи. Однако Хокинг не сдается: он продолжает научную деятельность, вдохновляет на новые свершения молодых ученых, даже появляется в комедийном сериале «Теория большого взрыва».
    7. (67 слов) У одной моей знакомой нашли рак. Это молодая женщина с маленьким ребенком, а болезнь находилась уже в последней стадии. Первое, о чем она подумала – как устроить ребенка наилучшим образом. Второе – как жить дальше. Можно было бы плакать в ожидании конца, но женщина стала помогать другим больным, а также жить полной жизнью, не откладывая какие-то встречи, путешествия, знакомства. Нужно обладать огромным внутренним стержнем, чтобы повторить ее подвиг.
    8. (47 слов) Моя знакомая пережила операцию, которая прошла не совсем удачно. Организм отторгал материал, который вшили при хирургическом вмешательстве, начиналось воспаление. Ей сделали еще несколько операций, огромное количество уколов, в больничной палате прошел целый год жизни. Однако этот год закалил ее характер, научил ее не сдаваться и быть сильной.
    9. (62 слова) В детстве со мной произошло происшествие, заставившее меня быть сильной под страхом смерти. Я только училась плавать, но случайно попала на глубокое место, где не доставала дна, испугалась и начала тонуть. До берега было достаточно далеко. Тогда я поняла, что если не успокоюсь и не буду сильной, то не смогу спастись. И я поплыла, как смогла, но поплыла и осталась в живых.
    10. (57 слов) Однажды, когда я была еще совсем маленькая, мама выглянула из квартиры и увидела, что в подъезде стоит дым, и нельзя выйти, особенно с ребенком. Но в окно мама увидела пожарную машину, поэтому мы вышли на балкон, и мама стала подавать сигналы пожарным. Те заметили нас и вытащили. Мама не растерялась, она должна была стать сильной ради меня.
    11. Сила духа – это не только идти в бой с шашкой наголо, часто она требуется и в повседневной жизни, чтобы бороться со всеми проблемами и неприятностями. Это качество необходимо в себе воспитывать, без него нельзя, как пела группа «Кино»: «Ты должен быть сильным, иначе, зачем тебе быть?».

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Литературные герои, как правило, являются художественным вымыслом автора. Но у некоторых из них всё же есть реальные прототипы, жившие во времена автора, или известные исторические личности. Мы расскажем, кем же были эти незнакомые широкому кругу читателей фигуры.

1. Шерлок Холмс


Даже сам автор признал, что у Шерлока Холмса есть много общих черт с его наставником Джо Беллом. На страницах автобиографии можно было прочесть о том, что писатель часто вспоминал о своем преподавателе, говорил о его орлином профиле, пытливом уме и удивительной интуиции. По его словам, доктор мог превратить любое дело в точную систематизированную научную дисциплину.

Нередко доктор Белл пользовался дедуктивные методы дознания. Только по одному виду человека он мог рассказать о его привычках, о биографии и даже порою ставил диагноз. После выхода романа Конан Дойль вёл переписку с «прототипом» Холмса, и тот рассказал ему, что, возможно, именно так и сложилась бы его карьера, выбери он другой путь.

2. Джеймс Бонд


Литературная история Джеймса Бонда началась с серии книг, которые были написаны разведчиком Яном Флемингом. Первая книга серии – «Казино Рояль» - вышла в тираж в 1953 году, через несколько лет после того, как Флеминг был приставлен следить переметнувшимся из немецкой службы в английскую разведку принцем Бернардом. После долгих взаимных подозрений разведчики стали хорошими друзьями. Бонд перенял у принца Бернарда заказывать «Водку-мартини», при этом добавляя легендарное «Взболтать, а не размешивать».

3. Остап Бендер


Человек, ставший прототипом великого комбинатора из "12 стульев" Ильфа и Петрова в свои 80 лет ещё работал проводником на железной дороге в поезде по Москва-Ташкент. Урожденный одессит Остап Шор с нежных ногтей был склонен к авантюрам. Он представлялся то художником, то гроссмейстером по шахматам и даже выступал в качестве члена одной из антисоветских партий.

Только благодаря своей недюжинной фантазии Остапу Шору удалось вернуться из Москвы в Одессу, где он служил в уголовном розыске и вел борьбу с местным бандитизмом. Вероятно, отсюда и почтительное отношение Остапа Бендера к Уголовному кодексу.

4. Профессор Преображенский


У профессора Преображенского из известного булгаковского романа «Собачьего сердца» тоже был реальный прототип - французский хирург русского происхождения Самуил Абрамович Воронов. Этот человек в начале 20-го века произвёл настоящий фурор в Европе, пересаживая железы обезьяны человеку для омоложения организма. Первые операции эффект продемонстрировали просто поразительный: у пожилых пациентов наблюдалось возобновление половой жизни, улучшение памяти и зрения, легкость передвижений, а дети, отстающие в умственном развитии, обретали живость ума.

Лечение в Воронова прошли тысячи людей, а сам врач открыл собственный обезьяний питомник на Французской Ривьере. Но прошло совсем немного времени пациенты чудо-врача начинали чувствовать себя хуже. Появились слухи, что результат лечения всего лишь самовнушение, а Воронова назвали шарлатаном.

5. Питер Пен


Мальчика с прекрасной феей Динь-Динь миру и самому Джеймсу Барри – автору написанного произведения подарила чета Дэвис (Артуром и Сильвией). Прототипом для Питера Пена стал Майкл – один из их сыновей. Сказочный герой получил от реального мальчика не только возраст и характер, но и кошмары. А сам роман – посвящение брату автора – Дэвиду, скончавшемуся за сутки до своего 14-летия во время катания на коньках.

6. Дориан Грей


Досадно, но главный герой романа «Портрет Дориана Грея» существенно подпортил своему жизненному оригиналу репутацию. Джон Грей, который в молодости был протеже и близким другом Оскара Уайльда, был прекрасен, прочен и обладал внешностью 15-летнего мальчика. Но их счастливому союзу пришёл конец, когда об их связи стало известно журналистам. Разгневанный Грей обратился в суд, добился извинений от редакции газеты, но после этого его дружба с Уайльдом закончилась. Вскоре Джон Грей встретил Андре Раффаловича - поэта и выходца из России. Они приняли католичество, а через некоторое время Грей стал стал священником в церкви Святого Патрика в Эдинбурге.

7. Алиса


История Алисы в Стране чудес началась в день прогулки Льюиса Кэролла с дочерьми ректора Оксфордского университета Генри Лиделла, в числе которых была и Алиса Лиделл. Кэррол придумывал историю на ходу по просьбе детей, но в следующие разы не забыл о ней, а стал сочинять продолжение. Спустя два года автор подарил Алисе рукопись, состоявшую из четырех глав, к которой была прикреплена фотография самой Алисы в семилетнем возрасте. Озаглавлена она была «Рождественский подарок дорогой девочке в память о летнем дне».

8. Карабас-Барабас


Как известно, Алексей Толстой, планировал только изложить «Пиноккио» Карло Коллодио русским языком, а получилось, что написал самостоятельную историю, в которой явно проведены аналогии с деятелями культуры того времени. Поскольку толстой не питал слабости театру Мейерхольда и его биомеханике, то именно директору этого театра и досталась роль Карабаса-Барабаса. Пародию можно угадать даже в имени: Карабас - это маркиз Карабас из сказки Перро, а Барабас - от итальянского слова мошенник - бараба. А вот не менее говорящая роль продавца пиявок Дуремара досталась помощнику Мейерхольда, который работа под псевдонимом Вольдемар Люсциниус.

9. Лолита


По воспоминаниям Брайана Бойда, биографа Владимира Набокова, когда писатель работал над своим скандальным романом «Лолита», он регулярно просматривал газетные рубрики, в которых публиковались сообщения об убийствах и насилии. Его внимание привлекла наделавшая шума история Салли Хорнер и Франка Ласалля, произошедшая в 1948 году: мужчина средних лет похитил 12-летнюю Салли Хорнер и держал её при себе почти 2 года, пока полиция не нашла её в обном из калифорнийских отелей. Ласалль, как и герой Набокова, выдавал девочку за свою дочь. Набоков даже вскользь упоминает этот случай в книге словами Гумберта: «Сделал ли я с Долли то же самое, что Франк Ласалль, 50-летний механик, сделал с одиннадцатилетней Салли Хорнер в 48-м?»

10. Карлсон

История создания Карлсона – мифологизированная и невероятная. Литературоведы уверяют, что возможным прототипом этого забавного персонажа стал Герман Геринг. И хотя родственники Астрид Линдгрен эту версию опровергают, такие слухи и сегодня имеют место быть.

Астрид Линдгрен познакомилась с Герингом в 1920-е годы, когда он организовывал авиашоу в Швеции. В то время Геринг был как раз «в расцвете сил», известным летчиком-асом, мужчиной с харизмой и прекрасным аппетитом. Моторчик за спиной у Карлсона - интерпретация на тему лётного опыта Геринга.

Приверженцы этой версии отмечают, что некоторое время Астрид Линдгрен была ярой поклонницей национал-социалистической партии Швеции. Книга о Карлсоне была напечатала в 1955 году, поэтому о прямой аналогии речь идти не могла. Тем не менее, не исключено, что харизматичный образ молодого Геринга оказал влияние на появление обаятельного Карлсона.

11. Одноногий Джон Сильвер


Роберт Льюис Стивенсон в романе «Остров сокровищ» изобразил своего друга Уильямса Хэнсли вовсе не критиком и поэтом, кем он и являлся по сути, а самым настоящим злодеем. В детские годы Уильям перенёс туберкулёз, и ему ампутировали ногу до колена. Перед тем, как книга появилась на прилавках магазинов Стивенсон сказал другу: «Я должен тебе признаться, Злой с виду, но добрый в глубине души Джон Сильвер был списан с тебя. Ты ведь не в обиде?»

12. Медвежонок Винни Пух


По одной из версий, известный на весь мир плюшевый медведь получил своё имя в честь любимой игрушки сына писателя Милна Кристофера Робина. Впрочем, как и все другие герои книги. Но на самом деле это имя от клички Виннипег – так звали медведицу, которая жила в лондонском зоопарке с 1915 по 1934 годы. У этой медведицы было множество ребятишек-поклонников, среди которых и Кристофер Робин.

13. Дин Мориарти и Сэл Парадайз


Несмотря на то, что главных героев в книге зовут Сэл и Дин, роман «В дороге» Джека Керуака сугубо автобиографический. Остается только догадываться, почему Керуак отказался от своего имени в самой известной книге для битников.

14. Дейзи Бьюкенен


В романе «Великий Гетсби» его автор Фрэнсис Скотт Фицджеральд глубоко и проникновенно описал Джиневру Кинг – свою первую любовь. Их роман длился с 1915 по 1917 годы. Но из-за разных социальных статусов они расстались, после чего Фицджеральд написал, что «бедные мальчики не должны даже думать о том, чтобы жениться на богатых девочках». Эта фраза вошла не только в книгу, но и в одноименный фильм. Джиневра Кинг стала и прототипом Изабель Бордж в «По ту сторону рая» и Джуди Джонс в «Зимних мечтах».

Специально для любителей засиживаться за чтением . Выбрав эти книги, точно не разочаруешься.

Наталия Степанова
Детская художественная литература в формировании личности и речевом развитии ребенка

Книга играет огромную роль в формировании личности ребенка - дошкольника , в его речевом развитии . Детскую художественную литературу необходимо рассматривать, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка », - говорил известный советский педагог- новатор В. А. Сухомлинский. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения ребенка , воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи , дают образцы русского литературного языка . Советский педагог Е. А. Флерина в своих работах отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы , словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок . Средствами художественного слова еще до школы , до усвоения грамматических правил, маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Кандидат педагогических наук Н. С. Карпинская, внесшая огромный вклад в исследования в области эстетического воспитания детей средствами художественной литературы , также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка . В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития , язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Интерес к книге у ребенка появляется рано . Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Интерес к книге, возникший в ранние годы, помогает ребёнку в дальнейшем, когда он осваивает самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового. Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов , даёт первые, и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том , что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой, необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму .

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров : рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. На этой «возрастной ступени» особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги . Лучшими изданиями признаны сборники "Русские сказки", "Жили-были". Из изданий фольклора специалисты рекомендуют "Трыпцы-брынцы, бубенцы" - русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно знакомство прежде всего произведениями классиков детской литературы . Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.

Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки "Для детей") и Л. Толстого ("Для детей" и "Азбука") . Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках "Живая шляпа" (1986 г.) "Бобик в гостях у Барбоса" (1991г.) . Нельзя пройти мимо издания сборника "Аленушкины сказки", в который вошли сказки многих детских писателей . Так же нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов ("Львенок и черепаха", Г. Циферов ("Сказки старинного города") . Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", Братья Гримм "Бременские музыканты".

Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке "Приключение Пифа", на сказке Киплинга "Слоненок". Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках "Крошка Енот и другие", куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошкольного возраста.

Среди лучших книг о живой природе следует назвать "Большие и маленькие" Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет, в которых «оживают» знакомые им герои, журналы, наполненные разными играми, головоломками, кроссвордами.

После рассказывания сказок, необходимо обучать детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведения . Ежедневное чтение детской литературы в детском саду , специальные занятия по художественной литературе , оказывают большое влияние на развитие словаря детей . На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.) . Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях , но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто. С помощью художественной литературы у детей должна развиваться способность замечать красоту и богатство русского языка. Ежегодно издается много новой литературы для детей , за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять «детскую библиотеку » , руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Литература :

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М.: Академия,1997

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада . Пособие для воспитателя. М.: Просвеение,1983

3. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет . Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004

Публикации по теме:

Цветотерапия в формировании личности ребенка Лечение цветом, как метод терапевтического воздействия на психику человека, активно использовался еще в древние времена (Древний Египет,.

Анкетирование «Детская художественная литература как эффективное средство реализации задач познавательного развития» Просим Вас принять участие в анкетировании с целью оценки существующей системы работы ДОУ, по направлению «Детская художественная литература.

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на мини-конференцию, деловую игру

Загрузка...