crimea-fun.ru

Материал по музыке (8 класс) на тему: Анализ кантаты С. Прокофьева "Александр Невский"


3. Содержание и главные темы кантаты «Александр Невский»

1. Музыкальный жанр - кантата

В музыке, как и в других видах искусства, есть много различных жанров.
Историческая песня, ария, романс, кантата, опера, марш, вальс, прелюдия, соната — все это примеры различных музыкальных жанров. Каждый из них объединяет множество произведений.
В этом уроке мы познакомимся с новым жанром музыкального произведения - кантатой.
Кантата - это музыкальное произведение для хора, солистов, симфонического оркестра, состоящее из нескольких частей, связанных по смыслу.
Музыку к фильму «Александр Невский» писал Сергей Прокофьев, хороший друг режиссера. Фильм имел колоссальный успех. Но музыки в фильме было недостаточно. Вот почему после выхода фильма на экран у композитора появилось желание продолжить работу над музыкальным материалом.

2. История создания кантаты «Александр Невский»

Прокофьев сочинял самостоятельное крупное произведение - кантату, в которой звучал хор, пела солистка, играл оркестр. Работа шла очень быстро и 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.
Если вам посчастливится хоть раз в жизни попасть в концертный зал на кантату Прокофьева, то вы удивитесь. Кантата - это не оперное произведение, на сцене вы не увидите особых декораций, артисты не будут разыгрывать перед вами представление. Вы увидите огромное количество музыкантов: большой состав симфонического оркестра и многочисленный коллектив хора, которые на протяжении всего произведения будут неподвижно находиться на сцене.
Сергей Прокофьев в своей кантате воспевает благородный патриотизм русского народа во главе с князем Александром Невским, защищавшим русскую землю от крестоносцев. Сюжет исторический, но музыка звучит современно.

3. Содержание и главные темы кантаты «Александр Невский»

В кантате противопоставлены музыкальные темы двух лагерей - русских воинов и немецких псов-рыцарей. Композитор с первых звуков показывает свое отношение к героям: у врагов музыка резкая, завывающая, преобладают медные духовые инструменты; а у русского народа напевные мелодии в исполнении струнных инструментов.

Кантата состоит из семи частей:
1. «Русь под игом монгольским»
2. «Песня об Александре Невском»
3. «Крестоносцы во Пскове»
4. «Вставайте, люди русские»
5. «Ледовое побоище»
6. «Мёртвое поле»
7. «Въезд Александра во Псков».

Каждая из частей кантаты поражает яркостью образов и интересна по содержанию. В них рассказывается своя миниатюрная история. Здесь и вокальные номера, и самостоятельные оркестровые эпизоды.
В первой части кантаты перед слушателями возникает образ разорённой Руси. Страна истощена, разграблена ордами хана Батыя.
Во второй части представлена песня о доблестях войска Александра Невского, разгромившего некогда шведов.
Третья часть повествует о свирепствующих крестоносцах, которые захватили русский город Псков.
Четвёртая часть - это призыв к бою. Звучит набатный колокол Великого Новгорода. Александр бросает клич. И словно из-под земли вырастают русские воины.
Пятая часть - картина Ледового побоища на Чудском озере. Здесь с помощью музыкальных красок передана жестокая битва. Конные и пешие смешались в кучу.
Шестая часть - плач русской девушки. На поле, усеянном русскими и вражескими телами после сражения, молодая женщина ищет раненых обессиленных воинов, чтобы спасти их от смерти.
Завершается кантата торжественным финалом. На площади освобождённого Пскова народ празднует победу.
Два великих художника - Эйзенштейн и Прокофьев - сумели в патриотической кантате «Александр Невский», как никто до них, добиться впечатляющей внутренней связи пластических и музыкальных образов.

С.С.Прокофьев, кантата "Александр Невский"

Кантата "Александр Невский", монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938 - 1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Текст поэта В. Луговского и самого композитора.

В кантате семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер:

"Русь под игом монгольским"
"Песня об Александре Невском"
"Крестоносцы во Пскове"
"Вставайте, люди русские"
"Ледовое побоище"
"Мертвое поле"
"Въезд Александра во Псков"

1-я часть. "Русь под игом монгольским". Это небольшая вступительная оркестровая картина.

Дикая монгольская тема - словно тяжелая пята, придавившая русскую землю. И безрадостные, протянутые русские напевы.
Замечательна выразительность этой музыки, создающая образ равнинного скупого пейзажа и печали, стоящей над разоренной Русью. Ощущение пустынного пространства. Русскую тему ведут гобой и бас-кларнет.
Знакомые песенные национальные черты лежат в основе русских напевов.

2-я часть - "Песня об Александре Невском" - для мужского хора, дополненного альтами, и оркестра.

Это начало событий, данное в эпическом плане, - рассказ о недавней победе русских над шведами: "А и было дело на Неве-реке" - и о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую". "Кто придет на Русь, будет насмерть бит" - такова основная мысль этой части.
3-я часть - "Крестоносцы во Пскове"

В оркестровом вступлении "Крестоносцев" устрашающие диссонансы - словно каменные глыбы, падающие одна на другую, и одновременно - будто пронзительный крик и стон, стоящий в завоеванном городе.
Облик рыцарей - смесь ханжества и жестокости. Мрачное оркестровое вступление сменяется тихим "святым" пением - хоралом крестоносцев.
При втором проведении хорал звучит уже фанатически-исступленно. В оркестре новые угрожающие темы - военный сигнал крестоносцев.
Все это вместе сливается в потрясающую симфонию ужаса и разрушения.
Горькой печалью пронизана ответная русская тема.
2-я и 3-я части кантаты представляют собой экспозицию противоборствующих сил. Вслед за ними идет гневный призывный хор "Вставайте, люди русские" -

4-я часть. "Вставайте, люди русские".

Русь угнетенная, величавая и скорбная предстает теперь с другой стороны - героической. Хор замечателен своей активностью и ритмической энергией. Этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической песней.

Как тревожный набат возникает краткое вступление к хору. Главная мелодия его содержит чеканные призывные интонации,
и пластичностью своей она воплощает образ Родины: "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу". Эта тема будет звучать еще в 5-й и 7-й частях "Александра Невского".

5-я часть. - "Ледовое побоище".

Она представляет собой грандиозную разработку, где непосредственно сталкиваются основные драматические темы, звучавшие в предыдущих номерах, а также появляются новые русские темы заключающие в себе огромный драматизм.

Вначале дан сумрачный зимний пейзаж - застывшее озеро в морозной мгле. Дрожащий фон (струнные), окрашенный глубокими мрачными сопоставлениями трезвучий, зловещие "каркающие" звуки у альтов.
Слышится отдаленный звук тевтонского рога - сигнал крестоносцев. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, озаглавленный в фильме "Скок свиньи" ("Свинья" - боевое построение тевтонского войска в форме клина). Точный изобразительный прием - чередующиеся равномерно аккорды у струнных басов - передает характерное дробное постукивание, конский топот приближающегося отряда.
Начинается новый, чисто батальный эпизод. Возникает острая скоморошья тема, отчетливо различимая среди звуков боя:
Затем следует новый раздел: Andante, - более высокая ступень драматического напряжения. Ожесточенной и грозной становится музыка крестоносцев, более уверенной и стремительной - музыка русских. Появляется новая тема, полная задора и удали.
Вновь слышится героическая русская тема (из хора "Вставайте, люди русские").
Яркая изобразительная картина гибели рыцарей: треск льда, темные холодные волны, заливающие поле битвы.
Суровая траурная музыка выражает трагический характер происшедшего. Заканчивается картина "Ледового побоища" нежнейшим "рассветным" звучанием темы - "На родной земле не бывать врагу".Этот лирический, пейзажный конец придает законченность всей картине.

6-я часть - "Мертвое поле" - песня для меццо-сопрано и оркестра.

Лирическое пение солирующего женского голоса в сопровождении почти одних струнных звучит с особой трогательностью после грандиозной сцены битвы. "Мертвое поле" - один из лучших номеров кантаты. Это скорбь Родины о погибших, воплощенная в символическом образе невесты, оплакивающей "славных соколов, женихов своих, добрых молодцев".

7-я часть. "Въезд Александра во Псков".

В хоровом финале, прославляющем Русь-победительницу, соединяются в более мощном звучании знакомые русские темы кантаты: песня об Александре Невском и светлая мелодия из средней части хора "Вставайте, люди русские".Одновременно с хором мелодия звучит и в оркестре.Кроме этих двух в финале возникают еще новая веселая плясовая тема у хора ("Веселися, пой, мать родная Русь") и скоморошьи наигрыши из 5-й части.

В "Александре Невском" чрезвычайно убедительно самим ходом музыкального развития утверждается победа живого человеческого народного начала над жестокостью и насилием.

Материал из музыковедческого сайта Vita Brevis, Ars Longa

С.С. Прокофьев,

кантата,Александр Невский”

Кантата Александр Невский возникла на основе музыки к одноимённому фильму Сергея

Эйзенштейна, вышедшего на экраны в 1938 году. Исключительный успех, выпавший на

долю фильма и сравнимый разве что с Чапаевым, позволил Прокофьеву сделать из

киномузыки самостоятельное произведение и перенести его на сцену концертного зала,

практически ничего в ней не меняя, за исключением некоторых деталей оркестровки.

Кадровость, зримость образов - одна из характерных черт музыки Прокофьева вообще и

этого произведения в частности. Слушатель как будто видит происходящее на сцене, даже

если за музыкальными впечатлениями не стоят впечатления от просмотра киноленты.

Кантата Александр Невский - монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и

оркестра. Текст поэта В. Луговского и самого композитора.

Александр Невский занимает важнейшее место в творчестве Прокофьева, утверждая в нем

героико-эпическую национальную тему, которая развивается затем в опере Война и мир, в

музыке к Ивану Грозному, в Пятой симфонии и в некоторых других сочинениях. Эта новая

ценная сторона таланта Прокофьева характерна своим неизменным и глубоким интересом к

народу и его истории.

Прокофьева не увлекает непосредственное обращение к древнему музыкальному материалу.

Музыку крестоносцев, пишет он, ему представлялось более "выгодным" дать "не в том виде,

в каком она действительно звучала во времена Ледового побоища, а в том, в каком мы сейчас

ее воображаем. Точно так же и с русской песней: ее надо было дать в современном складе,

оставляя в стороне вопрос о том, как ее пели 700 лет назад.

Примечателен подход композитора к исторической теме.

Прокофьеву свойственно удивительно верное ощущение исторической эпохи.

Но строгие, как древние фрески, образы старины в Александре Невском проникнуты вместе с тем острым чувством нашей современности. Бездушная железная музыка крестоносцев воспринимается, в сущности, как характеристика современных агрессивных и реакционных сил - кантата писалась в эпоху разгула фашизма в Западной Европе.

В музыке Александра Невского воплотились лучшие черты творчества Прокофьева --

универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы,

проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор

сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими

оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой

конкретности отдельных образов.

В самой структуре кантаты можно проследить черты симфонической поэмы, где первая часть -

пролог, вторая и третья - экспозиция, дающая характеристику двух противоборствующих сил: русских витязей в лице Александра и рыцарей Ливонского ордена. Четвёртая и пятая части - разработка, в которой кульминационным и центральным номером всей кантаты, безусловно, является пятая - сцена битвы на Чудском озере.

Шестая часть - эпизод, плач по погибшим воинам, единственный сольный номер во всём

произведении (меццо-сопрано). И наконец, седьмая часть - финал, реприза, торжество и

триумф одержавших победу русских воинов.

В основе музыкальной характеристике крестоносцев лежит хорал, созданный Прокофьевым

в знакомом баховском стиле. Благодаря особым гармоническим и оркестровым приемам

он приобретает мрачные и жесткие черты. Гармоническая, тембровая и ритмическая стороны

преобладают в нем над мелодией; характерны напряженные диссонирующие сочетания,

остинатный механический ритм; ревущая пронзительная медь (часто с сурдинами), ударные.

В характеристике русских господствует песенное начало, ясные диатонические

гармонии; в оркестре преобладают струнные. Здесь целая вереница мелодий печальных и

скорбных, величавых и героических, удалых и веселых. В них ясно ощущается продолжение

эпических традиций Глинки и кучкистов, преломленных, однако, через своеобразие

прокофьевского стиля. Прокофьев в Александре Невском пришел к созданию органичного

современного эпического музыкального стиля на ярко национальной основе.

,Русь под игом монгольским” -- короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи событий. Господствуют архаические попевки с диковатым

всхлипывающим форшлагом, с широко разведенными унисонами, звучащими у самых

высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали,

огромных пространств.

В былинной Песне об Александре Невском возникает главная тема России, ее

непобедимости и величия (,А и было дело на Неве реке”).

Хор унисонный (что характерно для эпических повествований) и построен на чередовании

бились мы, как рубились мы!” более оживленна и картинна. Звуки битвы, бряцание оружия,

удары мечей переданы в оркестре сочетанием: сухого pizzicato, форшлагов у деревянных в

сопровождении ударных (барабан, бубен). В то же время гусельные переборы у арф придают

музыке характер эпического рассказа. Мелодия отличается переменностью размера (2/4 и

3/4), соответствующей ритму стиха.

Гармонический склад всей части строго диатоничен.

3-я часть - Крестоносцы во Пскове - составляет резкий контраст с предшествующим и

сама внутренне контрастна (в середине ее проходит русская тема).

В части Крестоносцы во Пскове впервые сталкиваются противоборствующие образы.

Жесткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим

хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные

напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.

Боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия хора.

В оркестровом вступлении Крестоносцев устрашающие диссонансы - словно каменные

глыбы, падающие одна на другую, и одновременно - будто пронзительный крик и стон,

стоящий в завоеванном городе. Эта музыка проходит три раза перед началом каждого из

трех разделов этой части. Господствующая тембровая окраска - медные, часть которых с

сурдинами.

Облик рыцарей - смесь ханжества и жестокости. Мрачное оркестровое вступление сменяется

тихим "святым" пением "Регеgrinus" - хоралом крестоносцев. Но в оркестре - угрожающая

фигура у медных инструментов и контрафагота. Здесь проходит четырехтактная басовая

хроматическая тема (вроде старинного basso ostinato). На нее накладывается трезвучие до-

диез минора с диссонирующим звуком си-диез.

При втором проведении (вторая варьированная строфа) хорал звучит уже фанатически-

исступленно. Начиная с такта 5 до такта 17 все голоса, расположенные в октаву, повторяют

на fortissimo один и тот же, тупой мотив” {соль-диез и фа-диез). В оркестре новые

угрожающие темы - военный сигнал крестоносцев и неумолимо нисходящая хроматическая

Все это вместе сливается в потрясающую симфонию ужаса и разрушения.

4 часть:

Вставайте, люди русские , рожденная русской народной песенностью.

Русь угнетенная, величавая и скорбная предстает теперь с другой стороны - героической.

Хор замечателен своей активностью и ритмической энергией (вспомним намерение

Прокофьева дать русскую песню в современном преломлении). Этот xoр был очень любим в

годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической

Как тревожный набат возникает краткое вступление к хору (набатный колокол звучит в

оркестре на протяжении всей первой части хора). Главная мелодия его содержит чеканные

призывные интонации, особенно вторая ее половина.

Характерны внезапные сдвиги из ми-бемоль мажора в до-бе-моль мажор при словах, Живым

бойцам почет и честь”, а также из ми-бемоль мажора в ре мажор при переходе к средней

Прекрасная ре-мажорная тема средней части (хор написан в трехчастной форме),

исполняемая альтами, а затем басами, пластичностью своей напоминает некоторые темы из

глинкинского Руслана; она воплощает образ Родины:, На Руси родной, на Руси большой

не бывать врагу”. Эта тема будет звучать еще в 5-й и 7-й частях Александра Невского.

Центр кантаты -- грандиозная картина Ледового побоища .

Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского озера.

А далее, постепенно нарастая и ускоряясь, приближается неумолимой поступью страшная бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом остинатном фоне звучит католический хорал из третьей части, доходящий до исступления. Им противопоставляются и молодецкая тема,Вставайте, люди русские”, и глумливые скоморошьи наигрыши, и стремительный ритм скачки русских всадников.Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед).

5-я часть - Ледовое побоище - центральный номер кантаты . Он представляет собой

грандиозную разработку, где непосредственно сталкиваются основные драматические темы,

звучавшие в предыдущих номерах, а также появляются новые русские темы. Ледовое

побоище заставляет вспомнить Сечу при Керженце. Обе картины соревнуются в

живописности, осязаемости передачи батальной сцены, заключающей в себе огромный

драматизм.

Вначале дан сумрачный зимний пейзаж - застывшее озеро в морозной мгле. Дрожащий фон

(струнные), окрашенный глубокими мрачными сопоставлениями трезвучий до минора и

соль-диез минора; зловещие "каркающие" звуки у альтов sul ponticello (прием игры

смычковых у подставки).

Слышится отдаленный звук тевтонского рога - сигнал крестоносцев, знакомый уже по 3-й

части. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, озаглавленный в фильме Скок

свиньи (Свинья - боевое построение тевтонского войска в форме клина). Точный

изобразительный прием - чередующиеся равномерно аккорды у струнных басов sul ponticello

Передает характерное дробное постукивание, конский топот приближающегося отряда.

Прокофьев искал здесь тембр, который он сам характеризовал как неприятный для русского

уха. В музыке к фильму он смело использовал возможности звукозаписи. Сигнал в сцене

Побоища игрался валторной, специально записанной с искажением. В кантате в

аналогичном месте его исполняют английский рожок и тромбон с сурдиной.

Начинается новый, чисто батальный эпизод в ми-бемоль мажоре. Возникает острая

скоморошья тема (близкая Камаринской), отчетливо различимая среди звуков боя.

Затем следует новый раздел: Andante - более высокая ступень драматического напряжения.

Ожесточенной и грозной становится музыка крестоносцев, более уверенной и стремительной

Музыка русских. Появляется новая тема, полная задора и удали. В фильме ее звучание

соответствует эпизоду русской атаки.

Вновь слышится героическая русская тема (из хора, Вставайте, люди русские”).

До сих пор борьба враждебных тем выражалась в поочередном контрастном их

проведении. Кульминационные страницы Побоища представляют собой ряд

одновременных сочетаний этих тем. Каждая из них сохраняет свою тональную и тембровую

окраску. Темы крестоносцев (хоральная и сигнал) звучат в до-диез миноре у медных

инструментов с сурдинами, русские темы (героическая и удалая) - в различных мажорных

тональностях у струнных.

Таким образом, в результате полифонического приема возникают политональные сочетания, создающие огромное гармоническое напряжение, соответствующее драматическому

Ярко изобразительна картина гибели рыцарей: треск льда, темные холодные волны,

заливающие поле битвы.

Суровая траурная музыка выражает трагический характер происшедшего. Заканчивается

картина Ледового побоища нежнейшим рассветным звучанием темы - ,На родной земле

не бывать врагу”, (из среднего раздела 4-й части) - в высоком регистре в сопровождении тремолирующих струнных. Этот лирический, пейзажный конец придает законченность всей картине.

Кроме того, музыкальная цельность огромной и богатой по материалу картины Ледового

Побоища проявляется в рондо-образности ее строения.

Повторяющиеся моменты (повторение не точное, а динамизированное) - музыка крестоносцев; контрастные эпизоды - музыка русских. Наивысший динамический момент - одновременное сочетание тех и других тем.

Шестая часть - Мертвое поле - единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты

народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью

чувства. Это песня для меццо-сопрано и оркестра.

звучит с особой трогательностью после грандиозной сцены битвы. Мертвое поле - один из

лучших номеров кантаты. Это скорбь Родины о погибших, воплощенная в символическом

образе невесты, оплакивающей славных соколов, женихов своих, добрых молодцев.

Естественно, что скорбную мелодию песни Прокофьев основывает на интонациях народных

плачей, что особенно подчеркнуто в оркестровом вступлении.

Прокофьеву удалось создать в Мертвом поле глубоко выразительную и строгую русскую

мелодию, стоящую в ряду классических образцов. Тонко и своеобразно претворены им

народно песенные интонации. Такова, например, воздушная септима (до - си-бемоль),

данная на расстоянии.

В гармоническом языке наряду с оборотами натурального минора (до минор) характерно

выразительное использование ля-бемоль-минорного трезвучия в пределах до минора.

Интересно, что это глубокое и мрачное сопоставление минорной тоники и минорной VI

ступени известно в русской музыке со времен арии Руслана о мертвом поле. В Александре

Невском оно неоднократно применяется Прокофьевым для создания мрачного колорита -

вспомним начало Крестоносцев во Пскове (до-диез - ля) и начало Ледового побоища –

До - соль-диез (ля-бемоль).

В середине песни (от слов, Кто лежит, мечами порубленный”) проходит русская тема из 3-й

части кантаты. Эта горестная взволнованная мелодия представляет собой развитие более

спокойной основной темы.

Горькой печалью пронизана ответная русская тема (у струнных инструментов). Гибкое

тевтонским сигналом. Эта русская тема затем появится в средней части Мертвого поля.

Хорал в репризе варьирован (захватывает более высокий регистр) и усилен поддержкой темы

в оркестре. В самом конце снова звучит музыка вступления и хорал, который постепенно

затихает.

7-я часть - Въезд Александра во Псков. В хоровом финале, прославляющем Русь-

победительницу, соединяются в более мощном звучании знакомые русские темы кантаты:

песня об Александре Невском и светлая мелодия из средней части хора, Вставайте, люди

русские”. Первая, поистине богатырская тема дается здесь в увеличении, а затем и в двойном

увеличении (уже в самом конце финала). Благодаря четырехголосному хоровому изложению

(вместо унисона) она приобретает гимнический, торжественный характер. Одновременно с

хором мелодия звучит и в оркестре. Вторая тема также дана в замедленном темпе и в более

широком хоровом изложении. Кроме этих двух в финале возникают еще новая веселая

плясовая тема у хора (,Веселися, пой, мать родная Русь”) и скоморошьи наигрыши из 5-й

В Александре Невском чрезвычайно убедительно самим ходом музыкального развития

утверждается победа живого человеческого народного начала над жестокостью и насилием.

Драматургия кантаты основана на острейшем контрасте этих двух противоположных миров.

Интересно, что в Александре Невском нельзя выделить какую-либо одну сквозную

русскую тему, проходящую через всю кантату. Таких тем несколько. Характеристика

русских многотемна, (характеристика крестоносцев также). По ходу развития в связи с

новыми моментами действия возникают новые темы (например, победный натиск русских

войск в Ледовом побоище выражен появлением задорной, удалой темы). Такой метод

музыкальной характеристики и развития образов типичен для Прокофьева.

Замечательны стройность и цельность композиции всей кантаты. В центре ее находится

Ледовое побоище - драматургическая вершина. В этой части разрабатываются основные

темы произведения. По краям кантаты расположены эпические хоровые части, основанные

на теме песни про Александра Невского.

Александр Невский был для Прокофьева первым опытом воплощения большой

героической темы. Вторично он обращается к ней в опере Семен Котко (по роману

В.П.Катаева,Я сын трудового народа”), но уже на современном сюжете, рассказывающем о

событиях гражданской войны на Украине.

Состав исполнителей: меццо-сопрано, смешанный хор, симфонический
оркестр.

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу
завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на
мысль написать на материалах музыки к фильму кантату . Зиму
1938—1939 года он посвятил этой работе. Задача оказалась очень
непростой. «Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем
придумывать спайки», — жаловался он близким. Нужно было полностью
переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была
рассчитана на использование электронных средств, применяемых при
записи киномузыки, различных эффектов, связанных с приближением и
удалением того или иного инструмента от микрофона и т. д. Кроме
того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма,
нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического
цикла. Кантата, получившая ор. 78, состоит из семи частей, — «Русь
под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы
во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое
поле» и «Въезд Александра во Псков», — вобрала в себя все лучшее,
что было в киномузыке. 17 мая 1939 года прошла ее премьера в
Большом зале Московской консерватории.

В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества
Прокофьева — универсальность стиля, способного с равной силой
воплощать русские героические образы, проникновенную лирику,
жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает
живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами,
близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений
не мешает зримой конкретности отдельных образов.

«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог,
вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют
архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко
разведенными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких
инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали,
огромных пространств. В былинной «Песне об Александре Невском»
возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и
было дело на Неве реке»). В части «Крестоносцы во Пскове» впервые
сталкиваются противоборствующие образы. Жесткой, с резкими
созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим
хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов
противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность
звучания струнных, воплощающие народное горе. Боевой удалью и
отвагой дышит основная мелодия хора «Вставайте, люди русские»,
рожденная русской народной песенностью. Центр кантаты — грандиозная
картина «Ледового побоища». Живописное вступление рисует картину
утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. А далее, постепенно
нарастая и ускоряясь, приближается неумолимой поступью страшная
бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом остинатном фоне звучит
католический хорал из третьей части, доходящий до исступления. Им
противопоставляются и молодецкая тема «Вставайте, люди русские», и
глумливые скоморошьи наигрыши, и стремительный ритм скачки русских
всадников. Батальный эпизод завершается почти зримой картиной
катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед). Шестая часть, —
«Мертвое поле», — единственная в кантате сольная ария, которая
имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью
напева, глубиной и искренностью чувства. Победно-патриотический
финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном
колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее.
Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не
бывать врагу» завершает кантату.

Загрузка...