crimea-fun.ru

Марина Цветаева: биография, личная жизнь, фото. Марина цветаева - биография, информация, личная жизнь

Один из самых ярких, известных поэтов прошлого века - Марина Цветаева, биографию и личную жизнь которой мы обсуждаем сегодня. Она писала не только замечательные стихи, но и биографии, критические статьи. Со стихами талантливой поэтессы в обязательном порядке знакомят всех школьников. Ее творчество и сегодня на устах актеров и певцов. Книги Цветаевой, словно переворачивают что-то глубоко внутри и навсегда остаются в сердце.

Родилась Марина в Москве. Ее отец, Иван Владимирович Цветаев, был известным академиком. А мама Марины - пианистка Мария Мейн. Разумеется, творческая семья повлияла на детские годы Цветаевой. Мама учила ее играть на фортепиано, надеялась, что девочка пойдет по ее стопам. А отец навечно привил Марине горячую любовь к литературе и иностранным языкам.

Марина вместе с мамой периодически жили в Европе. Поэтому девочка превосходно выучила иностранный языки - французский и немецкий. Уже в шесть лет она начала писать стихи и на родном и на зарубежных языках. Больше всего ей нравилось творить на французском.

Кроме того, Марина училась не только в московской частной гимназии, но и в зарубежных пансионах для девочек, в Швейцарии и Германии. В 16 лет она решила учиться в парижской Сорбоне. Начала слушать в этом знаменитом учебном заведении курс лекций по старо-французской литературе, но вскоре бросила учебу.

В начале прошлого века юная поэтесса начала публиковать свои первые стихи. В то время она тесно общалась с представителями московских символистов, была очень активной, принимала участие в жизни литературных кружков.

Но беззаботная юность длилась недолго - страну охватила Гражданская война. Марина не смогла принять разделение ее родной, любимой страны на «белую» и «красную» части. Морально девушке было очень тяжело.

Весной 1922 года она получила разрешение на эмиграцию и поселилась в Чехии. Тем более, что в этой стране уже несколько лет жил ее супруг, Сергей Эфрон и обучался в местном университете.

Но в Праге Цветаева оставалась недолго. Спустя три года, вместе со своей семьей она переехала в Париж. Но в этой стране у ее семьи возникли трудности, и Марина поняла, что сердцем стремится на Родину.

Стихи Марины Цветаевой

В 1910 году талантливая девушка выпустила первый сборник своих стихов - «Вечерний альбом». Он состоял, по большей части, из стихов, которые Марина написала еще в школе. Творчеством Цветаевой заинтересовались «гуру» советской поэзии - Максимилиан Волошин, Николай Гумилев и Валерий Брюсов.

Интересно, что Марина не искала ничьей поддержки, чтобы выпускать свои книги. Самые первые из них издавались на ее собственные деньги.

Второй сборник стихов Марины Цветаевой, личную жизнь и биографию которой мы обсуждаем сегодня, назывался «Волшебный фонарь». А еще через некоторое время вышел следующий сборник «Из двух книг».

В период начала гражданской войны Марина поддерживала своего мужа, «белого» офицера, хоть разделение страны она вовсе не одобряла. В этот период она написала много стихов, поэмы, пьесы.

После переезда за рубеж она сочинила одни из самых знаменитых своих поэм - «Поэма Горы» и «Поэма конца». Кроме того, в 1925 году вышел сборник стихов Цветаевой «После России».

Но иностранцам больше нравилась проза Цветаевой. Они зачитывались ее впечатлениями о творчестве знаменитых российскими поэтов. Сборники стихов покупали катастрофически редко. Хотя в тот период девушка написала замечательные произведения. Например, цикл «Маяковском», написанный в переживаниях из-за смерти великого поэта.

Это событие очень сильно потрясло Цветаеву. И спустя много лет можно почувствовать ее боль, прочитав те строки. Сегодня мы кратко вспомним творчество Марины Цветаевой, поговорим про ее биографию и личную жизнь.

Личная жизнь

У Марины Цветаевой, личная жизнь и биография которой полны драматическими событиями, было трое детей. В 1911 году девушка встретила человека, который стал ее супругом, Сергея Эфрона. Спустя погода они поженились. И вскоре у них родилась дочь Ариадна. Тем не менее, идиллии в этой семье не получилось. Периодически Цветаева влюблялась в других мужчин.

Один из самых ярких ее романов был с поэтом Борисом Пастернаком. Их отношения продолжались 10 лет. И даже эмигрировав из России, Цветаева поддерживала связь с Борисом.

В прочем, в Праге у нее начался еще один роман, с Константином Родзевичем. Эти отношения продолжались примерно полгода, а после Марина написала знаменитую «Поэму Горы» и посвятила ее Константину. Точка была поставлена в их отношениях в момент, когда Цветаева решила помочь невесте Родзевича подобрать платье на свадьбу.

Кроме того, близкие отношения связывали Марину Цветаеву с поэтессой Софией Парнюк. Цветаева посвятила своей близкой подруге цикл стихов, тем самым публично заявив об их отношениях. Однажды Марина даже ушла к Парнюк от своего мужа после сцены ревности. Но через какое-то время она вернулась к Сергею и родила еще одну дочь, Ирину.

Отношения с Парнюк Цветаева позже объяснила тем, что ей скучно было любить одних мужчин. Кроме того. Она назвала эту любовь «первой катастрофой в своей жизни».

После того, как на свет появилась вторая дочь Марины, в стране произошли перемены. Муж убежал за границу. Девушка осталась с детьми в крайней нужде, голодала. Чтобы прокормить детей, ей пришлось отдать их в подмосковный приют. После чего, в жизни Цветаевой случилась новая трагедия - в трехлетнем возрасте умерла Ирина.

Переехав в Прагу, Марина родила еще одного ребенка от Сергея - сына Георгия. Этот мальчик с детства много болел, но это не помешало ему отправиться на войну. Летом 1944 года он погиб на фронте. Потомков у поэтессы, к сожалению не осталось.

Смерть Марины Цветаевой

В Европе Марина и ее семья жили очень бедно. Сергей Эфрон много болел и был не в состоянии содержать семью, у Марины на руках был маленький Гриша. Выручали лишь. скромные гонорары за статьи и эссе, но они не спасали положение. Уже тогда Марина говорила, что она не живет а всего лишь медленно угасает от голода. Неустанно она просила советское посольство вернуть ее вместе с семьей в Россию.

В 1937 году разрешили вернуться на Родину Ариадне, а спустя полгода тайно вернулся в Москву Сергей Эфрон. Во Францию мужчина мог попасть за решетку, так как его подозревали в причастности к политическому убийству. Еще через некоторое время в страну вернулись Марина с сыном. Но на Родине их встретили отнюдь не тепло.

Дочь и супруг поэтессы были арестованы НКВД. Ариадна провела в тюрьме больше 15 лет, а затем ее реабилитировали. А вот Эфрона в 1941 году расстреляли.

Впрочем Марина о судьбе своих близких так и не узнала. После начала Великой Отечественной Войны она вместе с сыном переехала в небольшой городок Елабуга. Там женщина устроилась работать посудомойкой. А уже спустя три дня Марина покончила жизнь самоубийством. Женщина повесилась.
Повесилась Марина на веревке, которую дал ей Борис Пастернак. Он помогал Марине собирать вещи в эвакуацию и купил для нее эту веревку, которой удобно было связывать вещи.

Марина Цветаева, биография и личная жизнь которой очень интересны поклонникам ее творчества, была похоронена в Елабуге. Где именно - неизвестно. Спустя 50 лет после смерти, Марину впервые отпели. Так решил сделать патриарх России Алексей II , невзирая на православные обычаи. Церковный обряд был проведен в Москве в храме Вознесения Господня.

Сейчас в нашей стране и за рубежом есть несколько музеев, посвященных жизни и творчеству известной поэтессы. На берегу Оки в честь памяти Марины Цветаевой установили монумент.

Есть мнение, что Марина всю свою жизнь стремилась умереть. Это могло произойти годом раньше или позже, неважно когда. Но произошло бы. В своих трудах, посвященных Маяковскому, Марина писала, что самоубийство начинается не в момент, когда спускается курок, а гораздо раньше. Так совпало, что 31 августа 1941 года Марина осталась дома одна и воспользовалась этим случаем.

Еще в 16 лет она впервые пыталась покончить с собой. Тогда молодая девушка хотела застрелиться, но оружие дало осечку. О том, что хочет покончить с собой поэтесса Марина Цветаева еще за год до гибели писала в своих дневниках. Ей приходилось жить ради сына. Но она так и не справилась с ситуацией.

Марина Ивановна Цветаева - гениальный поэт, прозаик, переводчик.

Семья

Марина Цветаева родилась в 26 сентября 1892 г. в семье профессора. Отец - Цветаев Иван Владимирович (1847-1913 гг.) - профессор московского университета, известный в научных кругах как блестящий филолог и искусствовед. Иван Владимирович стал основателем знаменитого музея изящных искусств, ныне музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Мать - Мария Александровна, урождённая Мейн (1868-1906 гг.), происходила из дворянской польско-немецкой семьи. Талантливая пианистка, она училась у Муромцевой, ученицы самого Николая Рубинштейна, а живописи - у Клодта.

Мария Александровна была очень талантливым и многогранным человеком. Будучи безумно одарённым музыкантом, она виртуозно играла на пианино и гитаре, писала замечательные стихи, хорошо рисовала. Мария Александровна превыше всего ставила искусство, лишь благородство духа было для неё ещё важнее. В семнадцать лет Мария Александровна безумно влюбилась в женатого человека, но, не желая огорчать своего отца, она была вынуждена отказаться от каких-либо контактов со своим возлюбленным. Она продолжала любить его до самой смерти.

Иван Владимирович Цветаев был вдовцом с двумя детьми от первого брака. Первой супругой его была Варвара Дмитриевна Иловайская - оперная певица, дочь знаменитого историка Д. И. Иловайского. Варвара Дмитриевна была женщиной-праздником. Иван Владимирович безумно любил её и пронёс эту любовь через всю свою жизнь. Варвара Дмитриевна внезапно скончалась от тромбофлебита в возрасте 32 лет.

Брак между Иваном Владимировичем и Марией Александровной был союзом по расчёту. У Цветаева было двое детей, сын Андрей и дочь Валерия, которые нуждались в женской опёке. Для Марии Александровны также уже настала пора выходить замуж. Профессор Цветаев, известный учёный, утончённый интеллигент, являлся весьма хорошей партией. Через год после смерти супруги Ивана Владимировича, невзирая на существенную разницу в возрасте (20 лет), они обвенчались.

Детство и юность

В семье Цветаевых всячески поощрялось всестороннее образование. Маленькая Марина с самого раннего детства прекрасно разговаривала на трёх языках - русском, немецком, французском, и не только разговаривала, но и писала стихи. Первые свои стихи девочка написала уже в шестилетнем возрасте. Мама маленькой Марины мечтала о том, что дочь пойдёт по её стопам и станет музыкантом. Цветаева даже обучалась в музыкальной школе Зограф-Плаксиной. Однако, как мы с вами знаем, судьба распорядилась совершенно иначе.

Ранее детство Марина провела в Москве и в своей любимой на берегу Оки. Впервые в Тарусу, Марина попала ещё в младенческом возрасте. Папа взял в долгосрочную аренду городскую дачу «Песочное». Это были счастливейшие дни для всей семьи Цветаевых: Папа, мама, маленькие Марина и Анастасия, сводные брат и сестра Андрей и Валерия, каждый летний сезон с огромным удовольствием проводили в Тарусе. Возле дома отец посадил четыре орешника в честь каждого своего ребёнка и ещё три ели в честь каждой из дочерей. Интересный факт, в 1941 г., когда Марины Цветаевой не стало, одна из елей засохла. Цветаевы считались первыми дачниками Тарусы, с их подачи множество интеллигентных московских семей потянулись в эти благодатные места. Анастасия Цветаева, ставшая впоследствии писательницей и мемуаристом, в книге «Воспоминания» отразила атмосферу, царившую на даче. Анастасия Цветаева написала эту книгу, будучи уже пожилым человеком, ей удалось совершить маленькое чудо. Писательница самым волшебным образом смогла перенестись во времени и показать их дачную жизнь глазами ребёнка. Подобное под силу далеко не каждому, только человек с чистой душой способен на это. Позже, уже в зрелом возрасте Марина Цветаева завещала, чтобы её похоронили в любимом месте детства, на берегу красавицы Оки.

В 1902 г. в их семью пришло горе. Мама, Мария Александровна, заболела туберкулёзом. Наш российский климат, был мало пригоден для больной с подобным диагнозом. В надежде на поправку здоровья Цветаевы были вынуждены много времени проводить за границей. Бальнеологические курорты Италии, Швейцарии, Германии на протяжении нескольких лет стали почти постоянным пристанищем для Марии Александровны и детей. Однако, несмотря на отчаянные попытки сохранить остатки здоровья, в 1906 г. мама Марины Цветаевой умерла. Смерть матери оставила неизгладимый след в душе Марины Цветаевой. Мария Александровна являлась настоящим центром семьи, любящая, утончённая, нежная, она привила детям самые высокие человеческие идеалы.

После кончины Марины Александровны всё бремя воспитания возложил на себя отец. Иван Владимирович, эстет, образованнейший человек, прилагал всяческие усилия для того, чтобы дети получили хорошее, многогранное образование. Марина росла непокорной, самолюбивой девушкой, она была достаточно замкнутым ребёнком. Отцу, вечно занятому своим любимым детищем - музеем, не всегда удавалось находить общий язык с неуступчивой дочерью.

Выход в свет

В 1909 г., возрасте шестнадцати лет, Марина Цветаева отправилась в Париж, в знаменитую Сорбонну, с целью изучения старофранцузской литературы.

По возвращении в Москву Марина Цветаева знакомится с Валерием Брюсовым, знаменитым поэтом символистом. Валерий Брюсов, являвшийся главным редактором символистского издательства «Скорпион», познакомил Цветаеву с поэтом и художником Максимилианом Волошиным и многими другими, весьма известными литераторами. Цветаева и Волошин были весьма дружны, возможно, даже у них был роман, если судить по письмам Цветаевой, поэт был влюблён неё. С самого первого их знакомства Волошин оценил силу таланта Цветаевой и на протяжении многих лет всячески поддерживал её на творческом пути. Волошин был владельцем частного дома в Крыму, в Коктебеле. Летом дом Волошина становился уникальным миром творчества друзей поэта. Писатели, поэты и художники с удовольствием пребывали на живописном черноморском берегу. По приглашению Волошина Цветаева неоднократно гостила в Коктебеле. Пребывание в этом удивительном доме, общение с талантливейшими людьми самым серьёзнейшим образом повлияло на становление творчества юной поэтессы. В Коктебеле состоялось знакомство Цветаевой с , К. Бальмонтом, И. Эренбургом.

В это время Марина Цветаева заявила о себе как настоящий поэт. Первая книга стихов под названием «Вечерний альбом» вышла в 1910 г. Книга бы издана на средства самой поэтессы, втайне от родных. Издание не прошло незамеченным. Максимилиан Волошин писал: это прекрасная и непосредственная книга, исполненная истинно женским обаянием. Для крайне самолюбивой Цветаевой поддержка Волошина была очень важна. Марина Цветаева писала, что Волошину она обязана первым самоосознанием себя, как поэта. также самым лестным образом отозвался о стихах Цветаевой. И это было немудрено, трудно было не разглядеть новое восходящее солнце поэзии. Слишком ярко оно светило. Брюсов же, напротив, выступил с позиции высокопарного ментора.

В этом же 1910 году Цветаева заявила о себе и как талантливый прозаик. Первая её работа, критическая статья «Волшебство в стихах Брюсова», также была оценена по достоинству. Волошин стал литературным наставником для Цветаевой. В Коктебеле Цветаева познакомилась с молодым литератором Сергеем Эфроном. Молодой человек впечатлил девушку. Он показался ей несказанно благородным, но в то же время абсолютно беззащитным. В 1912 г. Цветаева и Эфрон стали мужем и женой, у них родилась дочь Ариадна. В этом же году вышла ее вторая книга стихов «Волшебный фонарь». Как поэт Цветаева не принадлежала ни к одному из поэтических направлений. Её творчество само по себе являлось отдельным направлением. Цветаева говорила: Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила, которые меня любили или не любили. В 1913 г. вышел стихотворный сборник «Из двух книг». Увы, в этом же году ушёл из жизни Иван Владимирович Цветаев - профессор, филолог, историк, археолог выдающийся искусствовед.

В том же 1914 г. произошло важнейшее событие в личной жизни Цветаевой. В одном из литературных салонов, где собирались московские поэтессы, Цветаева, знакомится с Софьей Парнок. Софья Парнок - поэт, переводчик и литературный критик, печаталась под псевдонимом Андрей Полянин. Софью Парнок называли «русской Сафо». На момент их знакомства Цветаевой было всего 23 года, она была замужем и имела дочь. Однако ничто не смогло остановить их взаимное притяжение. Подруги стали любовницами, о чём в мгновение ока узнала вся Москва. Какое-то время подруги даже жили вместе. В их общении наблюдалось что-то от материнско-дочерних отношений, Парник была старше Цветаевой на 7 лет. Для Марины Цветаевой это было противоречивое время, любовная идиллия сменялась жестокими ссорами. Периодически они намеренно эпатировали публику, появляясь вместе в различных местах, подруги сидели в обнимку, куря одну папиросу на двоих. Во время романа они совершили несколько совместных поездок: Коктебель, . Печально, что всё это происходило на глазах у дочери Цветаевой. Ариадна была на тот момент совсем маленькой девочкой, но всё же и она догадалась о характере взаимоотношений между мамой и тётей Соней. Интересный факт, впоследствии, сама Ариадна Эфрон связала свою судьбу с женщиной - Адой Шкодиной и прожила с ней до своей кончины. Муж - Сергей Эфрон, старался сохранять внешнее спокойствие. Эту же выжидательную позицию он принимал и во время всех будущих увлечений супруги, а их было отнюдь не мало. Любовная связь Софьи Парнок и Марины Цветаевой длилась около двух лет. В 1916 г., произошёл окончательный разрыв их отношений. Именно о романтических отношениях с Парнок Цветаева написала гениальное стихотворение «Под лаской плюшевого пледа», на основе которого написан несравненный любовный романс, так проникновенно исполненный певицей Валентиной Пономарёвой в замечательном фильме «Жестокий романс».

В продолжение любовной темы можно добавить, что Софья Парнок была не единственной женщиной в жизни Марины Цветаевой. К примеру, в 1919 г. у неё случился роман с актрисой студии МХАТ Софьей Голлидэй. Гораздо позднее, уже в эмиграции в Париже, Цветаева выскажется о подобных вещах таким образом: «Мужчина, после женщины, какая простота, какая доброта, какая открытость. Какая свобода! Какая чистота».

Революция и эмиграция

В 1917 г., в год революции, муж Марины Цветаевой, Сергей Эфрон, став офицером, отправляется на фронт. Во время гражданской войны он активно выступал на стороне белого движения. Служил в знаменитом офицерском полку генерала Маркова. Был участником «Ледового похода» и обороны Крыма. В числе тысяч и тысяч русских людей, спасаясь от смерти, он был вынужден покинуть родину. Эмигрировав в Турцию, сначала обретался в Галлиполи, позднее переехал в Константинополь, затем перебрался в Прагу.

В эти трагические годы на долю Цветаевой выпало множество тяжёлых испытаний. После ухода мужа на фронт Цветаева осталась без средств к существованию. В 1919 г. в Петрограде царил голод. Цветаева приняла решение отдать дочерей в приют. В приют брали только детей-сирот, чтобы их приняли, Цветаева была вынуждена назваться крёстной матерью. Так семилетняя Ариадна и двухлетняя Ирина оказались в приюте. Теперь уже не совсем понятны мотивы этого поступка: почему Цветаева пошла на этот шаг? Можно лишь предположить, что Цветаева, не рассчитывая на собственные силы, пыталась таким образом спасти детей от голода. Однако сохранились письма старшей дочери Ариадны, восьмилетняя девочка писала маме о том, как ей и сестре голодно и плохо в приюте. В 1920 г. маленькая Ирина умерла от голода. Цветаева на похороны не пришла, не смогла.

Марина Цветаева отрицательно относилась к революции, она считала её смертью для , о чём не преминула высказать в своих стихах. Сборник «Лебединая песня», вышедший в 1921 г., был полон сочувствия к воинам-белогвардейцам. Разумеется, в подобной ситуации, стихи Цветаевой никто не печатал, а её пребывание в России становилось попросту опасным.

В 1922 г. Цветаева, несколько лет ничего не ведающая о судьбе своего мужа, получает долгожданное известие. Эфрон жив и здоров, находится в Праге. Узнав об этом, Цветаева с дочерью Ариадной покинула Россию. Они прибыли в Берлин, туда же приехал и Сергей Эфрон. Первые несколько лет семья прожила в Чехии. В Праге у них родился сын Георгий (Мур). В 1925 г. Эфроны переехали во Францию, в Париж. В Париже у Цветаевой состоялась целая волна гетеросексуальных романов, иногда они носили исключительно платонический характер. В эмиграции стихи Цветаевой были мало востребованы, их считали слишком обнажёнными, чересчур сложными, переходящими всяческие рамки. На тот момент среди русской эмиграции были модны лирические стихи декадентской направленности. Проза, напротив, была весьма популярна в эмигрантских кругах. В эмиграции было написано множество замечательных произведений: «Ремесло», «Поэма Горы», «Поэма конца», «Крысолов», «С моря», «Поэма лестницы», «Поэма воздуха», «Мой », «Пушкин и », а также цикл антифашистских стихов «Стихи к Чехии». Отношения Цветаевой и белоэмигрантского общества не сложились. Переписка со старым другом - единственное, что поддерживало Цветаеву в этой тяжёлой ситуации. Муж, Сергей Эфрон, был болен туберкулёзом и не мог трудиться на тяжёлых работах. Будучи очень артистичным юношей, он в молодости пробовал себя на театральных подмостках. Во Франции Эфрон попытал счастья в кино. В 1927 г. он даже снялся в крошечной роли в немом фильме «Мадонна спальных вагонов». Но, невзирая на отчаянные попытки хоть как-то заработать, их семья жила в нищете. Какое-то время деньги в семью приносила только Цветаева. Женщина-поэт была удручена невозможностью заниматься творчеством. Бытовые проблемы целиком поглотили её. При попытке вырваться из житейского плена и хоть что-то написать она выслушивала упрёки родных. Семья не понимала её: дети обвиняли мать в эгоизме, говорили о ненужности её стихов. Атмосфера накалялась. После одной из ссор дочь Ариадна ушла из дому. Сергей Эфрон, ранее бывший активным членом белого движения, полностью разочаровался в нём. Всё чаще его стали посещать мысли о возвращении на родину.

Возращение на родину

С 30-х годов Сергей Эфрон начал свою работу в «Союзе возвращения на родину». Желание вернуться становилось всё сильнее, для достижения этой цели Эфрон был вынужден стать штатным агентом ОГПУ. В 1937 г., после очередной крупной ссоры с матерью, дочь Ариадна ушла из дому и вскоре уехала в СССР. В этом же году Сергей Эфрон оказался замешан в политическом убийстве. Преследуемый французской полицией, он сел на пароход в Гавре, доплыл до Ленинграда и таким образом также оказался в СССР. В связи с этим делом Цветаеву вызвали в Парижский комиссариат, её пытались допросить, но она начала безостановочно декламировать стихи, в итоге Цветаева была отпущена. Марина Ивановна совершенно не хотела возвращаться в Россию, но была вынуждена последовать за дочерью и мужем. В СССР Цветаева узнала об аресте младшей сестры Анастасии. Всего Анастасию арестовывали 3 раза: в 1933 г., 1937 г. и 1949 г., в итоге после всех мытарств её определили на вечное поселение в Сибирь, в деревню .

После возвращения на родину поначалу всё было хорошо. Для проживания семье Эфрона была предоставлена дача НКВД в подмосковном посёлке . Однако спокойная жизнь длилась совсем недолго. В 1939 г. была арестована дочь Ариадна, вскоре после этого арестовали и самого Эфрона. Ариадна получила 8 лет лагерей и 6 лет ссылки в , была реабилитирована лишь в 1955 г. Сергея Яковлевича Эфрона расстреляли 16 октября 1941 г., но Марине Цветаевой не суждено было это узнать. После ареста дочери и мужа Цветаева осталась с сыном Муром, она зарабатывала на жизнь переводами.

Когда началась война, по настоянию друга Бориса Пастернака Цветаева вместе с сыном отправилась в эвакуацию в город . В эвакуации Цветаева безуспешно пыталась найти работу, она была в отчаянии, житейские трудности сломили её. Марина Ивановна, была готова на любую работу, она просилась на должность посудомойки в столовую Литфонда, но и там её ждал отказ.

31 августа 1941 г. жизнь Марины Цветаевой завершилась самоубийством. Причины самоубийства до сих пор остаются тайной. Как часто бывает в подобных случаях, существуют лишь различные версии трагедии. Среди них основной версией самоубийства считается бытовая неустроенность. Перед смертью Марина Цветаева оставила несколько записок, но в них не была указана точная причина её ухода. Там лишь содержалась просьба к людям позаботиться о любимом сыне - Муре. Увы, Мур, одарённый, талантливый юноша, погиб на фронте в 1944 г.

Марина Цветаева - гениальный поэт, непонятый многими, человек не от мира сего, она абсолютно не вписывалась в общепризнанные рамки. Гордая, порывистая, ранимая, страдающая, любящая, отвергающая. Кто-то любил её, кого-то любила она, но всегда это было страстно, как в последний раз. Марина Цветаева не могла жить не любя. Любовные страсти питали её, без них она была подобна цветку, гибнущему без солнца.

Дмитрий Сытов


Имя: Марина Цветаева (Marina Tsvetaeva)

Возраст: 48 лет

Рост: 163

Деятельность: поэтесса, прозаик, переводчица

Семейное положение: была замужем

Марина Цветаева: биография

Марина Ивановна Цветаева - русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Сегодня называют хрестоматийными такие стихотворения Марины Цветаевой о любви, как «Пригвождена к позорному столбу…», «Не самозванка – я пришла домой…», «Вчера еще в глаза глядел…» и многие другие.


Детское фото Марины Цветаевой | Музей М. Цветаевой

День рождения Марины Цветаевой приходится на православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях. Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки, ученицы самого Николая Рубинштейна. По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра , а также родная младшая сестра Анастасия. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.


Детские фото Марины Цветаевой

Так получилось, что Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лекций по старофранцузской литературе в парижской Сорбонне, но обучение там не окончила.


С сестрой Анастасией, 1911 год | Музей М. Цветаевой

Когда поэтесса Цветаева начала публиковать свои стихи, она стала близко общаться с кругом московских символистов и активно участвовать в жизни литературных кружков и студий при издательстве «Мусагет». Вскоре начинается Гражданская война. Эти годы очень тяжело сказались на моральном состоянии молодой женщины. Разрыв родины на белую и красную составляющие она не принимала и не одобряла. Весной 1922 года Марина Олеговна добивается разрешения эмигрировать из России и отправиться в Чехию, куда несколько лет назад бежал ее муж, Сергей Эфрон, служивший в рядах Белой армии, а теперь обучавшийся в Пражском университете.


Иван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной, 1906 год | Музей М. Цветаевой

Долгое время жизнь Марины Цветаевой была связана не только с Прагой, но и с Берлином, а через три года ее семья смогла добраться и до французской столицы. Но и там счастья женщина не обрела. На нее действовала угнетающе молва людей о том, что ее муж участвовал в заговоре против сына и что он завербован советской властью. Кроме того, Марина осознала, что по своему духу она не эмигрант, и Россия никак не отпускает ее мысли и сердце.

Стихотворения

Первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом» увидел свет в 1910 году. В основном он включал ее творения, написанные в школьные годы. Довольно быстро творчество юной поэтессы привлекло внимание знаменитых литераторов, особенно ею заинтересовались Максимилиан Волошин, муж , Николай Гумилёв, и основоположник русского символизма Валерий Брюсов. На волне успеха Марина пишет первую прозаическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». Кстати, довольно примечательным фактом является то, что первые книги она публиковала на свои собственные деньги.


Первое издание "Вечернего альбома" | Феодосийский музей Марины и Анастасии Цветаевых

Вскоре был издан «Волшебный фонарь» Марины Цветаевой, ее второй поэтический сборник, потом вышло и следующее произведение - «Из двух книг». Незадолго до революции биография Марины Цветаевой была связана с городом Александров, куда она приехала в гости к сестре Анастасии и ее супругу. С точки зрения творчества этот период важен тем, что он насыщен посвящениями близким людям и любимым местам и позднее был назван специалистами «Александровским летом Цветаевой». Именно тогда женщина создала знаменитые циклы стихотворений «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».


Ахматова и Цветаева в образах египтянок. Памятник "Серебряный век", Одесса | Panoramio

Во время гражданской войны Марина прониклась сочувствием к белому движению, хотя, как говорилось выше, в целом не одобряла разделения страны на условные цвета. В тот период она пишет стихи для сборника «Лебединый стан», а также большие поэмы «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне» и романтические пьесы. После переезда за границу поэтесса сочиняет две масштабные работы - «Поэму Горы» и «Поэму Конца», которые окажутся в числе ее главных произведений. Но большинство стихов периода эмиграции опубликованы не были. Последним напечатали сборник «После России», включавший сочинения Марины Цветаевой до 1925 года. Хотя писать она не переставала никогда.


Рукопись марины Цветаевой | Неофициальный сайт

Иностранцы гораздо больше оценили прозу Цветаевой – ее воспоминания о русских поэтах Андрее Белом, Максимилиане Волошине, Михаиле Кузмине, книги «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена» и другие. А вот стихи не покупали, хотя Марина написала замечательный цикл «Маяковскому», «черной музой» для которого стало самоубийство советского поэта. Смерть Владимира Владимировича буквально потрясла женщину, что и через много лет можно почувствовать, читая эти стихи Марины Цветаевой.

Личная жизнь

Со своим будущим мужем Сергеем Эфроном поэтесса познакомилась в 1911 году в доме своего друга Максимилиана Волошина в Коктебеле. Через полгода они стали мужем и женой, а вскоре на свет появилась их старшая дочь Ариадна. Но Марина была женщиной очень увлекающейся и в разное время ее сердцем завладевали другие мужчины. Например, великий русский поэт Борис Пастернак, с которым у Цветаевой были почти 10-летние романтические отношения, не прекратившиеся и после ее эмиграции.


Сергей Эфрон и Цветаева перед свадьбой | Музей М. Цветаевой

Кроме того, в Праге у поэтессы начался бурный роман с юристом и скульптором Константином Родзевичем. Их связь продлилась около полугода, а затем Марина, посвятившая возлюбленному полную неистовой страсти и неземной любви «Поэму горы», вызвалась помочь его невесте выбрать свадебное платье, тем самым поставив точку в любовных отношениях.


Ариадна Эфрон с матерью, 1916 год | Музей М. Цветаевой

Но личная жизнь Марины Цветаевой была связана не только с мужчинами. Еще до эмиграции, в 1914 году она познакомилась в литературном кружке с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Дамы быстро обнаружили симпатию друг к другу, которая вскоре переросла в нечто большее. Марина посвятила возлюбленной цикл стихов «Подруга», после чего их отношения вышли из тени. Эфрон знал о романе жены, сильно ревновал, устраивал сцены, и Цветаева была вынуждена уйти от него к Софии. Впрочем, в 1916 году она расстаётся с Парнок, возвращается к супругу и через год рожает дочь Ирину. О своей странной связи поэтесса скажет позднее, что любить женщине женщину дико, но только одних мужчин – скучно. Тем не менее, любовь к Парнок Марина охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».


Портрет Софии Парнок | Википедия

После рождения второй дочери Марина Цветаева сталкивается с черной полосой в жизни. Революция, побег мужа заграницу, крайняя нужда, голод. Сильно заболела старшая дочка Ариадна, и Цветаева отдает детей в приют в подмосковном поселке Кунцово. Ариадна выздоровела, но заболела и в трехлетнем возрасте умерла Ирина.


Георгий Эфрон с матерью | Музей М. Цветаевой

Позднее, уже после воссоединения с мужем в Праге, поэтесса родила третьего ребенка – сына Георгия, которого в семье называли «Мур». Мальчик был болезненным и хрупким, тем не менее, во время Второй мировой войны пошел на фронт, где и погиб летом 1944 года. Похоронен Георгий Эфрон в братской могиле в Витебской области. В связи с тем, что ни Ариадна, ни Георгий не имели своих детей, то на сегодняшний день прямых потомков великой поэтессы Цветаевой не существует.

Смерть

В эмиграции Марина и ее семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крошкой, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала Марина Цветаева. Она назвала такое материальное положение замедленным умиранием от голода. Поэтому все члены семьи постоянно обращаются в советское посольство с просьбой вернуться на родину.


Памятник работы Зураба Церетели, Сен-Жиль-Круа-де-Ви, Франция | Вечерняя Москва

В 1937 году получает такое право Ариадна, через полгода в Москву тайно перебирается Сергей Эфрон, так как во Франции ему угрожал арест как соучастнику политического убийства. Через некоторое время официально пересекает границу сама Марина с сыном. Но возвращение обернулось трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает дочь, а за ней и мужа Цветаевой. И если Ариадна после смерти , отсидев свыше 15 лет, была реабилитирована, то Эфрона расстреляли в октябре 1941 года.


Памятник в городе Таруса | Пионер-Тур

Впрочем, его жена об этом уже не узнала. Когда началась Великая Отечественная война, женщина с сыном-подростком отправилась в эвакуацию в городок Елабуга на реке Каме. Чтобы получить временную прописку, поэтесса вынуждена устроиться на работу посудомойкой. Ее заявление датировано 28 августа 1941 года, а спустя три дня Цветаева совершила самоубийство, повесившись в доме, куда их с Георгием определили на постой. Марина оставила три предсмертные записки. Одну из них она адресовала сыну и просила простить, а в двух других обращалась к людям с просьбой позаботиться о мальчике.


Памятник в селе Усень-Ивановское, Башкирия | Школа Жизни

Весьма интересно, что когда Марина Цветаева только собиралась в эвакуацию, в упаковке вещей ей помогал давний друг Борис Пастернак, который специально купил веревку для связывания вещей. Мужчина похвалился, что достал такую прочную веревку - «хоть вешайся»… Именно она и стала орудием самоубийства Марины Ивановны. Похоронили Цветаеву в Елабуге, но так как шла война, точное место погребения остается невыясненным до сих пор. Православные обычаи не позволяют отпевать самоубийц, но правящий епископ может делать исключение. И патриарх Алексий II в 1991 году, на 50-летие со дня смерти, воспользовался этим правом. Церковный обряд провели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.


Камень Марины Цветаевой в г. Таруса | Странник

В память о великой русской поэтессе был открыт музей Марины Цветаевой, причем не один. Существует подобный дом памяти в городах Тарус, Королев, Иванов, Феодосия и многих других местах. На берегу реки Оки установлен монумент работы Бориса Мессерера. Есть скульптурные памятники и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Сборники

  • 1910 - Вечерний альбом
  • 1912 - Волшебный фонарь
  • 1913 - Из двух книг
  • 1920 - Царь-девица
  • 1921 - Лебединый стан
  • 1923 - Психея. Романтика
  • 1924 - Поэма Горы
  • 1924 - Поэма Конца
  • 1928 - После России
  • 1930 - Сибирь


Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября), 1892, Москва, Российская империя - 31 августа 1941, Елабуга, СССР) - русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 году в Москве. Её отец, Иван Владимирович, - профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению - из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии - полька Мария Лукинична Бернацкая.

Марина начала писать стихи - не только на русском, но и на французском и немецком языках - ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.


Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта, 1905.

После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов - «Вечерний альбом». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 - вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).


Сергей Эфрон и Марина Цветаева. Москва, 1911

В 1914 г. Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году;

Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева, подытоживая, пишет: "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!" На известие о смерти Софии Парнок Цветаева отреагировала бесстрастно: «Ну и что, что она умерла? Не обязательно умирать, чтобы умереть». В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла в приюте в возрасте 3-х лет.

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма горы» и «Поэма конца».


Слева крайняя - Марина Цветаева. Сзади стоит слева - Сергей Эфрон. Справа - Константин Родзевич. Прага, 1923.

1 февраля 1925 года у Марины Цветаевой и Сергея Эфрона рождается сын Мур, полное имя - Георгий. Спустя несколько месяцев, осенью того же года, семья переезжает в Париж… В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.

С 1930-х гг. Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход - от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода. (Из воспоминаний Марины Цветаевой)

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на Родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшеве), соседями были чета Клепининых. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября - Эфрон. В 1941 году Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась), оставив три записки: тем, кто будет её хоронить, Асеевым и сыну: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик".

Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится ее затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест,

А в 1970 году было сооружено гранитное надгробие.

В эмиграции она написала в рассказе «Хлыстовки»: "Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Также она говорила: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни - вот места души моей».

На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». В первый раз камень был поставлен усилиями Семена Островского в 1962, но затем памятник был убран «во избежание», и позже в более спокойные времена восстановлен.

В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой (отпевание состоялась в день пятидесятой годовщины кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот), тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено.
Основанием для того послужило прошение Анастасии Цветаевой, а с нею - группы людей, в том числе диакона Андрея Кураева, к патриарху.

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!
С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

Марина Ивановна Цветаева - выдающаяся русская поэтесса, знаменитая также за пределами родной страны. Первые подвиги на литературном поприще девочка совершила еще в шесть лет, написав свой дебютный стих.

Годы жизни: с 1892 по 1941 год. Родилась поэтесса 26 сентября или 9 октября по старому стилю в Москве в семье интеллигентов: отец Иван Владимирович преподавал в Московском университете и там же возглавлял кафедру истории и теории искусств. Кроме того он являлся служащим Румянцевского и Московского Публичного музеев. Мать Марины Мария Александровна, в девичестве Мейн, умерла довольно рано, девочке на тот момент едва исполнилось 14 лет. О маме у Марины остались самые теплые воспоминания, она не раз подчеркивала, что их отношения всегда имели близкий духовных характер.

После смерти матери, семья, состоящая еще из двух сестер и брата, осталась на попечении отца. В этом окружении Марина чувствовала себя одиноко, была замкнутой и скрытной девушкой. Ее верными спутниками на тот момент стали книги. Надо сказать, что к литературе романтическая натура девушки тяготела с особым рвением. В 1903 году Марина прослушала курс лекций в интернате Лозанны в Швейцарии, а позже обучалась в немецком пансионе и постигала азы старой французской литературы в Сорбонне.

Собственные произведения Цветаевой впервые увидели свет в 1910 году, когда был опубликован ее первый стихотворный сборник «Вечерний альбом». Однако, на тот момент, девушка не ставила перед собой цели стать великой поэтессой: стихи были для нее отдушиной и одним из способов самовыражения. А уже спустя два года вышел следующий сборник «Волшебный фонарь».

1913 год стал годом рождения сразу двух книг, которые в полной мере отражали творческий рост автора и ее большую духовную зрелость как личности. До сих пор Цветаева не относила себя к литературным кругам и практически не общалась с коллегами по писательскому ремеслу. Единственным исключением стал ее близкий приятель Волошин, ему девушка посвятила очерк «Живое о живом». В его компании летом 1911 года в Коктебеле Марина познакомилась с Сергеем Эфроном. В душе девушки вспыхнули чувства, она буквально преклонялась перед идеальным образом нового знакомого, воплотившим в себе романтическую рыцарскую натуру. Ему она посвящала проникновенные строки и говорила о том, что наконец-то смогла познать счастье взаимной любви в жизни, а не на страницах романов. В начале 1912 года пара обвенчалась, а 5 сентября на свет появилась дочь Марины и Сергея Ариадна.

В процессе взросления Цветаевой и становления ее в роли матери и жены, растет и стиль ее поэзии. Она осваивает новые стихотворные размеры и приемы выразительности. Цикл «Подруга» прослеживает более зрелую манеру написания, на смену возвышенной патетике приходят повседневные бытовые детали и обилие неологизмов и просторечий. Лирику Цветаевой начинает пронзать некая трагедия и реалии страшной и не всегда справедливой современной жизни. В 1915 году муж Марины бросает учебу в связи с началом Первой мировой войны и уходит служить на военный поезд братом милосердия. Цветаева чутко откликается на происходящие в ее жизни нерадостные события циклом стихов, где выражает свою ненависть и презрение к войне и Родине, вынужденной вести боевые действия против столь родной для нее с детства Германии.

Затем гражданская война разлучила Марину и двух маленьких дочерей с отцом семейства, вставшим на сторону Временного правительства. В течение 1917-1920 годов она, оставаясь в голодной Москве, пишет стихи, прославляющие подвиг Белой армии, позже объединенные ее в сборник «Лебединый стан». Книге было суждено увидеть свет лишь после смерти Марины в 1957 году на Западе. Не имея возможности прокормить дочерей, Цветаева помещает их в приют, вскоре в 1920 году младшая Ирина умирает. Ей мать посвящает стих «Две руки, легко опущенные» и цикл «Разлука». В 1922 году Цветаева и Ариадна уезжают из ненавистной ей «новой» страны в Германию, где издает сборник «Ремесло». Далее на протяжении 4 лет вместе с мужем она оставалась в пригороде Праги. Там в 1925 году у семьи родился сын Георгий. Последующие годы были ознаменованы новыми свершениями на литературном поприще, очередным переосмыслением своего творчества и новыми произведениями, напечатанными на страницах зарубежных изданий.

1930 год ознаменовался творческим кризисом, подкрепленным общим неприятием просоветских взглядов ее мужа, хлопотавшим о возвращении на Родину. В 1937 году Эфрон вследствие причастия к грязному убийству бывшего советского спецагента, вынужден уехать скрываться в СССР. Вслед за ним мать покидает и Ариадна. В 1939 году Цветаева также была вынуждена покинуть страну с сыном и уплыть к берегам далекой Родины.

За политические убеждения были арестованы муж и дочь Цветаевой, а позже расстрелян Эфрон. Будучи родственнице «врагов народа» поэтесса скиталась без постоянного жилья и средств к существованию. С началом войны в 1941 году Цветаева с сыном эвакуировалась в Елабугу, где так и не смогла устроиться на работу. Обвиненная сыном в их тяжелом материальном положении, поэтесса 31 августа 1941 года ушла из жизни.

Загрузка...