crimea-fun.ru

Лирическое отступление евгений онегин 1 глава. Лирическое отступление

1. Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Враги его, друзья его (это может быть, одно и тоже). Его чистили так и сяк. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы.

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница» - так сообщал А.С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онегиным», подчеркивая его нетрадиционность. Поэтическая речь предполагает определенную авторскую свободу, именно поэтому в восьмой главе автор называет свой роман в стихах «свободным».

Свобода пушкинского произведения – это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами В.Г. Белинского, написать «энциклопедию русской жизни».

Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онегине» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна – «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень.

Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношения к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход», «…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде, привлекает внимание остротой наблюдения.

Какие блистательные строки посвящены театру. Драматурги, актеры … Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где блистал Фонвизин, друг свободы, и переменчивый Княжнине, «видим летящую, как пух от уст Эола», Истомину.

Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобиографический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман – история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой.

«Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках описывают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече…»

Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана…

Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был Поэт!

Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:

…просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей стороны.

Дружба, благородство, преданность, любовь качества, высоко ценимые Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей, поэтому и возникли такие строки:

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит на один? –

Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «…я сердечно люблю героя моего». Автор не скрывает своей привязанности к героям подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый читатель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно согласится с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа не только в его героях.

Поэт говорит с нами строками лирических отступлений, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным.

Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя – «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применено в самой полной мере.

Осенней дороге. И в общей настроенности авторского монолога, и в быстро сменяющихся картинах ясно ощущается намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступление отделено большой главой, посвященной похождениям Чичикова. Рассказ о главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкие возражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и поэма в целом, ...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

Верно, У вас изменятся безмерно... Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют... и т. д. Именно тем дороги - вторая важнейшая темаМертвых душ”, связанная с темой России. Дорога - образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. “Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту... Теперь...

Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”. В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – ...

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»
«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разни­ца» - так сообщал А. С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онеги­ным», подчеркивая его нетрадиционность. Поэтическая речь предполагает определенную авторскую свободу, именно поэтому в восьмой главе автор называет свой роман в стихах «свободным».

Свобода пушкинского произведения - это прежде всего непринуж­денная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать истори­ческую картину современного ему общества, говоря словами В. Г. Бе­линского, написать «энциклопедию русской жизни».

Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онеги­не» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна - «пора любви». Пушкин ри­сует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и, несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень.

Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возмож­ность автору характеризовать их внутренний мир через отношение к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж пред­стает читателю таким, каким его видит Татьяна: «...она любила на бал­коне предупреждать зари восход», «... в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных ба­рышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой на­блюдения.

Какие блистательные строки посвящены театру! Драматурги, акте­ры... Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где «блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжнин», видим летящую, «как пух от уст Эола», Истомину.

Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобио­графический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман - история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неор­динарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой.

«Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлы­ми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече...»

Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей...


Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана...

Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был Поэт!

Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:

Просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.

Дружба, благородство, преданность, любовь - качества, высоко це­нимые Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучши­ми проявлениями этих нравственных ценностей, потому и возникли та­кие строки:

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один? -

Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «...я сердечно люблю героя моего». Автор, не скрывая своей привязанности к героям, подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый чита­тель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно со­гласиться с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа не только в его героях. Поэт говорит с нами строками лирических отступлений, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным.

Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдатель­ность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя - «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применимо в са­мой полной мере.

Лирическими отступлениями принято называть внесюжетные вставки в литературном произведении, моменты, когда автор отходит от основного повествования, позволяя себе размышлять, вспоминать какие-либо события, не относящиеся к повествованию. Тем не менее, лирические отступления представляют собой отдельные композиционные элементы, как пейзажи, характеристики, диалоги.

Роман в стихах «Евгений Онегин» изобилует лирическими отступлениями. Сложно найти другое литературное творение, в котором они были бы столь значимы. Основная задача этих вставок — время. Пушкин уходит в лирические отступления, когда нужно было подчеркнуть промежутки прошедшего в ходе повествования времени. Но в то же время они гармонично вплетены в сюжет повествования. Таким образом поэт выражает свой авторский взгляд на те, или иные события, отношение к своим героям. Пушкин незримо присутствует в общей канве повествования.

После некоторых рассуждений о нравах и характерах людей, поэт, наконец, «приводит Музу» на светский прием, где состоялась встреча Онегина и Татьяны Лариной.

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!

Виды лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» -- первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно» . А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа и о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин» можно разделить на несколько групп:

1) Автобиографические отступления (воспоминания о юношеской любви, отсылки к биографии, отступления о переоценке романтических ценностей). Описывая действие, Пушкин остается на страницах романа. Он впрямую разговаривает с читателем, он не оставляет героев, потому что им трудно; он хочет помочь им жить - и нам тоже; он с открытой душой раздает нам то богатство, которое накапливал всю жизнь: мудрость и чистоту своего сердца…

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при криках лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

(Гл. XVIII, строфы I-II)

2) Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений -- мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни:

Я думал уж о форме плана

И как героя назову;

Покамест моего романа

Я кончил первую главу;

Пересмотрел все это строго;

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу;

Цензуре долг свой заплачу

И журналистам на съеденье

Плоды трудов моих отдам;

Иди же к невским берегам,

Новорожденное творенье,

И заслужи мне славы дань:

Кривые толки, шум и брань!

(Гл. I, строфа LX)

3)Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии). Именно тут впервые на протяжении II главы перед читателем открыто проявляется сам Пушкин, как будто подхватывая грустные мысли Ленского:

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья

По тайной воле провиденья,

Восходят, зреют и падут;

Другие им вослед идут…

Так наше ветреное племя

Растет, волнуется, кипит

И к гробу прадедов теснит.

Придет, придет и наше время…

Пушкин пишет эти строки, когда ему вот-вот исполнится двадцать пять лет: еще, казалось, рано задумываться о смерти, о смене поколений, об уходе из жизни. Но Пушкин был мудр даже в молодости, он умел такое подарить людям, что дух захватывает и жить хочется:

Придет, придет и наше время.

И наши внуки в добрый час

Из мира вытеснят и нас!

(Гл. II, строфа XXXVIII)

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится

И узнавать себя стыдится;

Приятней, если он, друзья,

Завоет сдуру: это я!

Еще приятнее в молчанье

Ему готовить честный гроб

И тихо целить в бледный лоб

На благородном расстоянье;

Но отослать его к отцам

Едва ль приятно будет вам.

(Гл. VI, строфа XXXIII)

Шестую главу «Онегина» он кончил в середине 1826 года и, хотя обещал читателям вернуться к своему герою, не возвращался к нему долго - трудное было время. Вот почему так грустно начинается VII глава; горькие философские мысли приходили ему на ум, когда он видел просыпающуюся весну:

Или с природой оживленной

Сближаем думою смущенной

Мы увяданье наших лет,

Которым возрожденья нет?

Быть может, в мысли нам приходит

Средь поэтического сна

Иная, старая весна…

(Гл. VII, строфы II-III)

Философские размышления о судьбах и будущем России перемежаются житейской иронией над вечными российскими проблемами. Российские дороги, немало измучившие поэта, не меняются со времени Соловья-разбойника и - так думает Пушкин - если изменятся, то «лет через пятьсот». Тогда наступит блаженство:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды,

И заведет крещеный мир

На каждой станции трактир.

Это не насмешка - про трактир, это стон человека, много ездившего по стране, где:

Трактиров нет. В избе холодной

Высокопарный, но голодный

Для виду прейскурант висит

И тщетный дразнит аппетит.

(Гл. VII, строфы XXXIII-XXXIV)

4) Отступления на житейские темы («роман требует болтовни»). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т. д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях: мы видим то убежденного эпикурейца, насмехающегося над скукой жизни, то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

(Гл. I, строфа V)

Вмешавшись в светскую беседу об Онегине, Пушкин горько смеется над тем идеалом, который создали себе «важные люди». Посредственность, самолюбивая ничтожность - вот кто счастлив, вот кто не вызывает удивления или недовольства:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть умел;

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался…

(Гл. VIII, строфы X-XI)

Дружба для Пушкина - не только одна из главных радостей жизни, но и долг, обязанность. Он умеет относиться к дружбе и друзьям всерьез, ответственно, умеет думать о человеческих отношениях, и мысли его далеко не всегда веселы:

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами -- себя.

(Гл. II, строфа XIV)

Авторские отступления о любви имеют бесценное значение. Любовные атрибуты, за которыми действительно любовь и настоящее чувство, и в тоже время, внешнее проявление этих чувств, которых на самом деле нет, изображены Пушкиным мастерски:

Чем меньше женщину мы любим.

Тем легче нравимся мы ей

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Разврат, бывало, хладнокровный,

Наукой славился любовной,

Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя…

(Гл. IV, строфы VII-VIII)

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям…

(Гл. VIII, строфа XXIX)

Сюда же можно отнести многочисленные отступления о женских ножках, о вине, кухне, альбомах, которые точно и верно трактуют события и нравы того времени:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма…

(Гл. I, строфа XXIX)

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, с начала и кругом.

(Гл. IV, строфы XXVIII-XXX)

5) Образ лирического с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой -- остается целостным и гармонически законченным. Сюда входят авторские отступления о культуре пушкинского времени, о литературных героях, о поэтических жанрах:

Волшебный край! там, в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там, под сению кулис

Младые дни мои неслись.

(Гл. I, строфа XVIII)

Пушкин опять, не таясь и не прячась, беседует с читателем о книгах, о литературе, о деле поэта, о том, что волнует его больше всего:

Свой слог на важный лад настроя,

Бывало, пламенный творец

Являл нам своего героя

Как совершенства образец.

Он одарял предмет любимый,

Всегда неправедно гонимый,

Душой чувствительной, умом

И привлекательным лицом.

(Гл. III, строфы XI-XIII)

Могу ли их себе представить

С «Благонамеренным» в руках!

Я шлюсь на вас, мои поэты;

Не правда ль, милые предметы,

Которым, за свои грехи,

Писали втайне вы стихи,

Которым сердце посвящали,

Не все ли, русским языком

Владея слабо и с трудом,

Его так мило искажали,

И в их устах язык чужой

Не обратился ли в родной?

Как уст румяных без улыбки

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

(Гл. III, строфы XXVII-XXVIII)

Пейзажные отступления также входят в число лирических. Чаще природа показана сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе…

(Гл. V, строфа I)

6) Отступления на гражданскую тему (о героической Москве 1812 года). Пушкин умел отделять парадный, казенный патриотизм царских манифестов и светских раутов от того народного патриотизма, который живет в душе каждого честного человека. Именно свое отношение к Москве он показывает через торжественные и возвышенные строки:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

(Гл. VII, строфа XXXVII)

В.Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни» , поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина.

Согласно определению, лирические отступления - это некоторые высказывания авторских мыслей и чувств, относящиеся к изображаемому в произведении. Они помогают глубже понять идейный замысел создателя, по-новому взглянуть на текст. Писатель, вторгаясь в повествование, замедляет развитие действия, нарушает единство образов, однако подобные вставки входят в тексты естественно, поскольку возникают в связи с изображаемым, проникнуты тем же чувством, что и образы.

Лирические отступления в романе "Евгений Онегин" играют огромную роль, в чем вы убедитесь, прочитав данную статью. Она посвящена их тематике, функциям и значению.

Особенности романа "Евгений Онегин"

Роман, о котором идет речь, А.С. Пушкин писал на протяжении более 8 лет - с 1823 по 1831 год. Петру Андреевичу Вяземскому он писал в самом начале работы над произведением, что создает не роман, а именно "роман в стихах", а это - "дьявольская разница".

Действительно, благодаря стихотворной форме "Евгений Онегин" сильно отличается от традиционного жанра романа, поскольку намного сильнее выражает чувства и мысли автора. Произведению добавляет своеобразия и постоянное участие и комментирование самого автора, о котором можно сказать, что он является одним из главных действующих лиц. В первой главе романа Александр Сергеевич называет Онегина "добрым приятелем".

Лирические отступления и биография автора

Лирические отступления - это средство, используемое Александром Сергеевичем Пушкиным, в частности, для того, чтобы помочь нам познакомиться с личностью создателя произведения, его биографией. Из первой главы мы узнаем, что повествователь покинул Россию и вздыхает о ней "под небом Африки", под которой подразумевается южная ссылка поэта. О своих тоске и страданиях рассказчик пишет ясно. В шестой главе он сожалеет о молодых годах и задается вопросом, куда ушли времена юности, что ему готовит "день грядущий". Лирические отступления в романе также помогают оживить светлые воспоминания Александра Сергеевича о тех днях, когда ему начала являться муза в садах Лицея. Они, таким образом, дают право судить о произведении как об истории развития личности самого Пушкина.

Описание природы в отступлениях

Лирические отступления - это не только биографические данные автора. Множество их посвящено описанию природы. Ее описания встречаются на всем протяжении романа. Представлены все времена года: и зима, когда мальчишки радостно режут лед коньками, падает снег, и северное лето, называемое Пушкиным карикатурой южных зим, и пора любви - весна, и, конечно, любимая Александром Сергеевичем осень. Поэт часто описывает разные времена суток, наиболее красивым из которых считает ночь. Однако он вовсе не стремится к изображению необыкновенных, исключительных картин. Напротив, все обыденно, просто, но в то же время прекрасно.

Природа и внутренний мир героев

Природа тесно связана с героев романа. Благодаря ее описанию мы лучше понимаем то, что творится в душе у персонажей. Автор часто отмечает духовную близость с природой главного женского образа - Татьяны - и размышляет об этом, характеризуя тем самым нравственные качества своей героини. Пейзаж нередко предстает перед нами глазами именно этой девушки. Она любила встречать на балконе "зари восход" или вдруг увидела поутру в окне побелевший двор.

Энциклопедичность произведения

В.Г. Белинский, знаменитый критик, назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни". И с этим нельзя не согласиться. Ведь энциклопедия - это некоторый приведенный в систему обзор, который раскрывается последовательно от А до Я. Роман является именно таким, если просмотреть внимательно все присутствующие лирические отступления в "Онегине". Мы отметим тогда, что тематический диапазон произведения разворачивается именно энциклопедически, от А до Я.

"Свободный роман"

Александр Сергеевич называет в восьмой главе свое произведение "свободным романом". Эта свобода выражается, прежде всего, в непринужденной авторской беседе с читателем посредством лирических отступлений, выражающих чувства и мысли от его лица. Данная форма позволила Пушкину изобразить картину жизни современного ему общества. Мы узнаем о воспитании молодого поколения, о том, как молодежь проводит время, о балах и моде времен Александра Сергеевича Пушкина.

Лирические отступления романа "Евгений Онегин" охватывают и театр. Он, говоря об этом удивительном "волшебном крае", вспоминает и Княжина, и Фонвизина, но особенно его внимание привлекает Истомина, которая летит, как пушинка, касаясь одной ногой пола.

Лирические отступления о литературе

Лирические отступления - это и возможность высказать в отношении современной ему литературы и ее проблем. Этому посвящено множество рассуждений Александра Сергеевича в тексте романа "Евгений Онегин". В данных лирических отступлениях рассказчик спорит о языке, использовании в нем различных иноязычных слов, которые порой просто необходимы для того, чтобы описать те или иные вещи (например, фрак, панталоны, жилет). Пушкин полемизирует со строгим критиком, который призывает сбросить убогий венок поэтам элегии.

Автор и читатель

Роман "Евгений Онегин" - это одновременно и история его создания. Повествователь беседует с читателем с помощью лирических отступлений.

Текст создается как будто прямо у нас на глазах. В нем присутствуют планы и черновики, а также личная оценка автором романа. Александр Сергеевич призывает внимательного читателя к сотворчеству. Когда последний ждет рифмы "роза", Пушкин пишет: "Возьми ее скорей". Сам поэт выступает порой в роли читателя и строго пересматривает свое произведение. Лирические отступления вносят в текст авторскую свободу, благодаря которой движение повествования развертывается во многих направлениях. Образ Александра Сергеевича многолик - он и герой, и рассказчик одновременно.

Если все остальные герои романа (Онегин, Татьяна, Ленский и другие) являются вымышленными, то создатель всего этого художественного мира реален. Он оценивает своих героев, их поступки, и либо соглашается с ними, либо не одобряет, спорит опять же в лирических отступлениях. Построенный, таким образом, на обращении к читателю роман повествует о выдуманности происходящего, создается впечатление, что это всего лишь сон, похожий на жизнь.

Особенности лирических отступлений

Часто лирические отступления в "Евгении Онегине" возникают перед кульминационными моментами повествования, заставляя читателя находиться в напряжении, ожидая дальнейшего развития сюжета. Так, монологи автора встречаются перед объяснением Онегина и Татьяны, перед ее сном и дуэлью, в которой участвует Евгений Онегин.

Роль лирических отступлений, однако, этим не ограничивается. Они используются также для того, чтобы читатель мог лучше понять сущность тех или иных героев. То есть, они не только вводят в художественный мир новые пласты "реальности", но и создают уникальный авторский образ, который является посредником между пространством, в котором обитают герои, и реальным миром, представителем которого является читатель.

Лирические отступления в "Евгении Онегине", таким образом, очень разнообразны по тематике и целям включения их в текст повествования. Они придают творению Пушкина особую глубину и многогранность, масштабность. Это говорит о том, что роль лирических отступлений в произведении очень велика.

Роман, строящийся на обращении автора к читателю, был новым явлением в истории русской литературы 19 столетия. Как показало время, данное новаторство не прошло бесследно, оно было замечено и оценено как современниками Александра Сергеевича Пушкина, так и его потомками. "Евгений Онегин" по прежнему остается одним из самых известных произведений русской литературы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Загрузка...