crimea-fun.ru

Основные композиционные элементы в рассказе после бала. Композиционные особенности рассказа Л.Толстого "После бала"

Тема нашего урока: «Все дело в среде или в случае ?»

Цели и задачи урока:

  • рассмотреть сюжет и композицию рассказа;
  • дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ;
  • Определить социально-нравственные проблемы рассказа.

ТЕСТ:

1. Замысел произведения:

А) подсказан писателю кем-то;

Б) придуман Толстым;

В) реальное событие, произошедшее с родственником Толстого.

2. Жанр произведения:

А) очерк;

Б) повесть;

В) рассказ.

3. Из скольких сюжетных элементов состоит композиция произведения:

А) два;

Б) три;

В) четыре.

4. Каков тип композиции рассказа:

А) Повествование от 3 лица;

Б) Рассказ в рассказе;

5. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

А) важность судьбы героя после бала;

Б) важность утра, следующего за балом;

В) особое значение сцены расправы с солдатом.

6. Тема произведения:

А) рассказ о полковнике;

Б) показ николаевской эпохи;

В) повествование о любви Ивана Васильевича.

7. Произведение заставляет задуматься о:

А) личной ответственности человека за жизнь общества;

Б) судьбе полковника;

В) любви Ивана Васильевича.

Слайд 15: После бала.

Новый материал:

Слово учителя:

Каждый писатель, обдумывая композицию произведения и избирая определенный способ повествования, стремится к тому, чтобы наиболее полно воплотить в произведении свои мысли, чувства, переживания, передать свое видение жизни, воссоздать правду жизни, правду характеров, и воссоздать так, чтобы заставить задуматься читателя. Поэтому каждый писатель по-разному строит произведения, по-разному располагает картины, сцены и эпизоды, по-разному организует сюжет.

Перекличку скольких эпох охватывает произведение?

(трех: 40-е 19 века, 1900-е годы и наше время)

Какие события изображены в рассказе?

  • Бал у губернаторского предводителя
  • Сцена наказания солдата .

– Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.) И такая резкая противоположность называется контрастом . (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)

Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе

В каких ещё произведениях мы встречали прием контраста?

(«Капитанская дочка», «Тарас Бульба»)

Давайте перенесемся в 19 век.

Звучит мазурка (Излюбленный польский танец. Веселый, задорный, как бы символизирующий военную удаль. Танцевали её на балах. В 19 веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев).

Выступление 1 ученицы:

Бал настоящая находка

Для юных франтов и для дам,

Его с восторгом ждет красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет отец её на бал.

Ф. Кони

Балы в России стали проводиться по указу Петра 1 с 1718 года.

Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шахматы и шашки. Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики – как великосветской, так и мещанской.

Теперь рассмотрим сцену балла, изображенную Толстым.


Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее героя рассказа воспринимается «с восторженным умилением»?

Герой влюблен, он очарован праздничной атмосферой званого ужина, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты.

Выступление 2 ученика:

Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I . Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

Из публицистических сочинений Л.Толстого мы узнаем, что:

«Солдат – бранное слово в устах нашего народа, солдат- существо, движимое одними телесными страданиями.

Солдат – существо грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека.

Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, – быть не битым по произволу каждого.

Вот кто защитник нашего Отечества»

Поэтому можно сделать вывод, что сцена наказания, изображенная Толстым, была привычным явлением для николаевской России.



- Подумайте, в чем автор подчеркивает контраст

Понаблюдаем над языковыми средствами:

Работа по группам в парах (листочки)

Цель: выбрать из сцен бала и наказания языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет эти картины.



Вывод: мы наглядно увидели, что все произведение построено на контрасте. Это, к сожалению, дает нам право сделать вывод о социальной несправедливости, жестокости николаевской России.

Запись в тетрадь вывода.

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.


Слайд 25

Слайд 26

Чтобы понять душевные муки рассказчика, надо сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа. Сравните и ответьте на вопрос:

Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?


Теперь, я думаю, самое время определить идею произведения.

Слайд 27

Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющего ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности.

Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за все, что происходит.


какова композиция рассказа после бала

    Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» (1903) построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек - Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он сам признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого - Варенька В. , ее отец и сам Иван Васильевич.

    Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования мы уже узнаем о том, что эпизод, о котором нам сейчас расскажут, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям реалистичность: мы начинаем верить, что это действительно было, и было так, а не иначе. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Вообще, судя по описанию, Иван Васильевич заслуживает доверия. Он рассказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины» , как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем» .

    Таким образом, на примере рассказа «После бала» видна важность композиции произведения для понимания смысла. Здесь композиция имеет очень большое значение и влияет на восприятие рассказа читателями.

Построение литературного произведения: расположение и взаимосвязь частей произведения, порядок изложения событий называется композицией (от лат.compositio – сложение, состав, соединение).

Художественное произведение не хаотическое собрание эпизодов описаний, монологов и диалогов. Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствуют раскрытию идеи писателя и помогают воспринять произведение как единое целое. Композиция состоит из таких сюжетных элементов: пролог, экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Кроме этого автор может использовать некоторые композиционные приемы, которые помогают ярче обозначить идею произведения (повтор, противопоставление, гипербола и др.), а также внесюжетные элементы (эпиграф, посвящение, вставные эпизоды, обрамление лирические отступления). Они составляют особенности композиции. Остановимся на некоторых из них на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

1) Художественное обрамление – сцены, которыми начинается и заканчивается произведение. Прямого отношения к действию они не имеют, но дополняют его. В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» основное повествование ведется от имени Ивана Васильевича, пожилого человека, который вспоминает прошлое. Герой поведал историю, которая переменила всю его жизнь. В обрамлении же второй рассказчик, автор, сообщает, что Иван Васильевич уважаем всеми и обладает богатым жизненным опытом. От этого читатель с первых же страниц с уважением относится к главному герою и верит в его искренность.

2) Контрастное изображение двух эпизодов : бала у губернского предводителя и наказания солдата. С помощью этого автор развивает единую художественную идею. Без эпизода истязания солдата картина бала потеряла бы всякий смысл. И сцена истязания солдата не выглядела бы столь ужасной, а отчаяние молодого студента не было бы так глубоко объяснено. Контрастно противопоставляя две сцены, Л.Н.Толстой как бы срывает маски с внешне благополучной и нарядной действительности. Чем праздничнее и роскошнее мир, представляемый студентом, тем неожиданнее и трагичнее оказалось его прозрение.

В художественном произведении нет ничего случайного, все события и герои взаимосвязаны.

2. Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов вглаве «Два солдата»(поэма «Василий Теркин»)?

1) В главе «Два солдата» А.Т.Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов. С первой строфы словами «Рвутся мины. Звук знакомый / отзывается в спине», – автор начинает рисовать (создавать) образ бывалого солдата. Старик по слуху определяет «перелет» и «недолет». Теперь у него не такая сноровка, но в душе он – настоящий солдат, умелый, мастеровитый. На каждое дело Теркина он говорит: «Вот что значит мы, солдаты…». Дед-солдат по достоинству оценил смекалку Теркина – умение чинить и пилу, и часы. Автор подчеркивает преемственность поколений в диалоге во время застолья: дед со знанием дела рассказывает, что в армии должны быть у солдат сапоги с суконными портянками, спрашивает, есть ли вошь у солдат. Дед уважает терпение и скромное мужество Теркина: «Ты – солдат, хотя и млад, а солдат солдату – брат». Оба они: и дед, и Теркин – спокойно реагируют на разорвавшийся вблизи снаряд. Преемственность поколений выражается в интонациях глубокого уважения молодого солдата Теркина к старому деду, а дед гордится званием солдата и тем, что ему на смену пришло поколение Теркиных.



2) Вспомним бытовые русские сказки о ловком, смекалистом солдате. А.Т.Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается! Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой – Василий Тёркин – достоин быть его преемником: он мастер на все руки, человек широкой души, любит хорошую, задушевную шутку.

Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом, полусерьёзном разговоре – испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:

Ты – солдат, хотя и млад,
А солдат солдату – брат.

Некоторые строки этой главы звучат как поговорки, пословицы, которые говорят о духовной близости солдат, их общих народных корнях:

Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.

I вариант 1. Искусство по своей природе: а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в

себе и рациональное, и эмоциональное начала.

2. Действующее лицо художественного произведения называется:

а) образом;

б) персонажем;

3. Тема произведения - это:

а) главная идея;

б) объект отражения;

в) конкретная описанная ситуация.

4. Идея произведения - это:

б) нравственный «урок» произведения;

в) главная обобщающая мысль произведения.

5. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

6. Композиция - это:

а) последовательность событий и действий;

б) движение произведения от завязки до развязке;

в) последовательность частей и элементов произведения.

а) жизнеописанием;

б) автобиографией;

а) мезансцена;

б) картина;

в) ремарка.

9. Кому из литературных героев принадлежат слова: «Казнить так казнить, миловать так миловать - таков мой обычай» ?

а) Мишка Копылев, «Возвращение Копылева», Л. Леонов

б) Пугачёв, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

в) Аммос Фёдорович, «Ревизор», Н.В. Гоголь

10. Какая героиня была на балу в белом платке с розовым поя­сом, в белых лайковых перчатках и в белых атласных баш­мачках?

а) Анна Андреевна

б) Ася Гагина

в) Варенька Б.

11. Какой герой часами сидел с сыном у микроскопа, исследуя микробов?

а) Андрей Ерин

б) Пётр Гринёв

в) Мишка Копылев

12. Где Н.Н. познакомился с Гагиными?

а) В Англии

б) В Германии

в) В России

13. Из какого стихотворения взягы строчки и кто их автор?

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поёт,

Пролежал бы всю ночь до утра я.

Запрокинув лицо в небосвод.

а) С. Есенин «Край любимый»

в) М. Лермонтов «Кавказ»

14. Из какого стихотворения взягы строчки и кто их автор?

Я счастлив с вами, ущелья гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, вспоминая тот взор...

а) Н. Рубцов «Во время грозы»

б) Н.Заболоцкий «Я воспитан суровой природой»

в) М. Лермонтов «Кавказ»

15. Какая была фамилия у М. Горького?

а) Пешков

в) Горький

16. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:

б) повествователя;

в) Петра Гринёва.

17. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

а) былины;

б) Библии;

в) древнерусских летописей.

18. К какому литературному направлению можно отнести поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) сентиментализм;

б) реализм;

в) романтизм.

19. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) антитеза;

б) ретроспектива;

в) последовательность излагаемых событий.

20. Каков тип композиции рассказа «После бала»?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

21. Василий Тёркин:

а) историческая личность;

б) сказочный герой;

в) собирательный образ.

22. Какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии «Ревизор»?

б) сарказм;

в) сатира.

праздности".И чему меня научил рассказ "После бала" Очень срочно надо,пожалуйста!

сопоставить в таблице полковника и Ивана Васильевича до бала и после бала, какие выводы можно сделать; прочитать дополнительные материалы "

Жизненные источники рассказа "После бала"", "Композиция художественного произведения".

1 Какой композиционный прием использовал автор Л.Н.Толстой "После бала" 2 Кто из героев произведения противопоставлен друг другу? 3

Составьте рассказ "Полковник на балу и после бала"

4Раскройте смысл названия произведения

5 Расскажите об Иване Васильевиче, его отношении к жизни. Почему в мировосприятии героя происходят контрастные изменения?

7Кем является в произведении Иван Васильевич - автором, рассказчиком или героем

Оперируя фактами, докажите, что рассказ "После бала" - пример реалистического отражения действительности в художественной литературе.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

Давайте проанализируем рассказ и рассмотрим особенности его композиции. В произведении можно выделить две части. Первая - «На балу», вторая — «После бала» или можно назвать её конкретнее — «На плацу».

Сцена бала - завязка действия, его развитие и кульминация. Иван Васильевич, молодой, «весёлый и бойкий малый», да ещё «красавец» и «богатый», влюблён в прекрасную девушку Вареньку. Чувства Ивана Васильевича развивались по восходящей. Герой видел девушку ангелоподобной. Белый цвет её платья как бы подчёркивает светлый образ Вареньки и светлые чувства Ивана Васильевича.

Ивану Васильевичу казалось, что любовь поднимает его на какую-то небывалую высоту. Герой на вершине счастья и кажется, что дальше его чувство развиваться не может. Но нет, это ещё не предел. Танец Вареньки с отцом поднимает в его душе неведомую ранее волну умиления и счастья. Этот танец — кульминация чувств героя и кульминация сюжета.

Свою любовь Иван Васильевич незаметно и с легкостью перенёс на отца Вареньки. Отец и дочь для него - единое целое. Чуть позже осознание их неразрывности вызовет чувства, противоположные умилению. Достигнув своей кульминации, любовь Ивана Васильевича и после бала остаётся такой же. «Счастье моё всё росло и росло», - скажет он, распространяя свою любовь на весь мир. На самой высокой ноте чувств героя заканчивается первая часть действия.

«Я увидел... что-то большое, черное»

Вторая часть рассказа во многом противоположна первой. На балу доминировал белый цвет, а на плацу - чёрный. На балу звучала мазурка, которая поддерживала ощущение счастья, а на плацу «били барабаны и свистели флейты». Эти звуки разбудили тревогу. Контрастны и фигуры, на которых сосредоточено внимание героя. На балу - прелестная Варенька, а на плацу — солдат, избиваемый шпицрутенами. Он мог лишь всхлипывать: «Братцы, помилосердуйте».

«На балу» и «На плацу» - разные сцены, и контраст между ними вполне естественен, если бы не одно «но»... В них участвует один и тот же человек. Экзекуцией на плацу руководил отец Вареньки, полковник Б. Ослепленный любовью, Иван Васильевич видел его раньше идеальным, поэтому потрясение от происходящего на плацу было сильнейшим. «На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска...» И ещё было очень «стыдно».

Сцена на плацу — развязка действия. Иван Васильевич на короткий отрезок времени (с вечера до утра) прошёл путь от ослепления до прозрения. Прозрев, он понял, что в мире людей есть видимость и сущность, и далеко не всегда они бывают в гармонии. В случае с полковником всё было именно так. На балу он «розовый и белый». Оказалось, что это видимость, а на плацу проявилась его сущность.

«Если бы я знал...»

Ещё Иван Васильевич понял в то утро, что существует какая-то другая правда, которой он не знает. Эта правда позволяет забивать до смерти провинившегося солдата.

Невозможность понять ту, другую правду, а значит и принять её, перевернула всю жизнь Ивана Васильевича. Он, беспечный молодой человек, вдруг открыл в себе неведомые ранее чувства: «Мне было до такой степени стыдно... как будто я был уличён в самом постыдном поступке...» Ему было стыдно за действия другого.

Мечтавший о военной службе, Иван Васильевич отказывается от неё. Отчего? Наверное, опять-таки от невозможности понять, что оно такое — эта служба.

Да и «любовь с этого дня пошла на убыль». Но при чём тут Варенька? Ни при чём. Но если она в минуту счастья была для Ивана Васильевича единым целым со своим отцом, то и в минуту своего ужаса и стыда он не мог их разъединить в своём сознании. Зло, исходящее от полковника, вопреки его желанию, поразило любовь его любимой дочери. Это и есть единственное для него наказание.

Повествование, которое ведёт Иван Васильевич, показывает события в обратной хронологии, что позволяет увидеть его разрушительные последствия в его судьбе.

Основные особенности рассказа «После бала»:

  • жанр - рассказ;
  • в основе — реальные события;
  • сюжет: один случай из жизни героя;
  • повествование: от лица главного героя;
  • контраст как композиционный приём;
  • деталь как способ раскрытия событий и героев;
  • внимание к внутреннему миру героя;
  • история духовного прозрения героя.

Загрузка...