crimea-fun.ru

Конституция своей империи де сталь. Мадам де сталь в россии

Подобно тому, как госпожа Ролан была выдающейся представительницей демократического идеализма Жан Жака Руссо , её остроумная современница мадам де Сталь (1766-1817), урожденная Неккер, была представительницей конституционализма, которому поучал Монтескье . Анна Луиза Жермена, баронесса де Сталь-Гольштейн, дочь протестантского банкира и министра Неккера , вступившая в 1786 году в брак со шведским посланником Сталь-Гольштейном, принадлежала к числу тех парижских дам, которые своим умом и образованием достигли выдающегося положения в высших сферах парижского общества, а собирая в своих салонах ученых и даровитых людей, влияли на направление французской литературы. Несмотря на то, что по своему воспитанию и образованно они принадлежали к старому обществу, их ум был так эластичен, что они умели приноравливаться к произведенным революцией переменам в строе общественной жизни и в идеях.

Портрет мадам де Сталь. Художник Ф. Жерар, ок. 1810

Мадам де Сталь провела годы революционного терроризма вместе со своим отцом в его родовом поместье, замке Коппе, на берегу Женевского озера; возвратившись оттуда в Париж, она занимала во времена Директории и даже при консульском управлении влиятельное общественное положение; но Наполеон , не выносивший ни самостоятельного образа мыслей, ни какой-либо тайной или явной оппозиции своему единовластию, заставил ее выехать из столицы, таким образом, окружив её имя ореолом мученичества. Так как мадам де Сталь умела соединять республиканский либерализм и мещанское образование времен революции с аристократическим изяществом старого режима и даже сумела усвоить новоромантическую чувствительность, то, благодаря такой умственной многосторонности, пользовалась очень высоким уважением в литературных и аристократических кружках, главные представители которых собирались в её доме.

Произведения мадам де Сталь разделяются на три разряда, – на политические, эстетические и поэтические, но нередко представляют смешанное содержание. С того времени, когда появилось её сочинение, наполненное похвалами финансовому управлению её отца , и до написанных ею незадолго перед смертью «Размышлений о французской революции», она издавала в различные периоды своей жизни сочинения политического содержания то по поводу какого-нибудь современного события (размышления о процессе королевы), то касательно общих вопросов (размышления о мире; полуполитическое, полуфилософское сочинение о влиянии страстей на счастие отдельных личностей и целых государств). Между её сочинениями эстетико-социального характера занимают первое место: остроумное сочинение «О литературе в её отношениях к общественным учреждениям» и знаменитое сочинение «О Германии», которое было плодом её продолжительного пребывания в Веймаре и в Берлине и её сношений с А. В. Шлегелем и с романтиками . Похвалы, с которыми мадам де Сталь отзывалась в этом последнем сочинении о характере немцев и об их врожденной склонности к поэзии и к философии, до такой степени раздражили Наполеона, что он приказал министру полиции Савари запретить продажу книги во Франции и конфисковать её первое издание. В сочинении «О Германии» мадам де Сталь хвалила богатство идей, обнаруживавшееся в немецкой поэзии и науке, религиозные чувства народа, сохранившиеся несмотря на умственную свободу, и идеалистическую философию, служившую преградой для распространения материалистических воззрений её соотечественников. В противоположность авторитету французской академии и её тирании во всем, что касалось литературного языка, г-жа Сталь восхваляла самоуверенность и самообладание немецкого ума, который сам создает для себя законы и правила и, несмотря на полную свободу, дошел не до «анархии вкуса, а до идеального понятия об искусстве и до самого богатого разнообразия поэтических произведений». Во всех сочинениях мадам де Сталь видны ясность и сдержанность суждений, уважение ко всяким искренним чувствам, ко всяким оригинальностям, не доходящим до преувеличений. Против романтического католицизма она отстаивает своеобразность народов и отдельных личностей; против здравомыслия эпохи просвещения она отстаивает непосредственное влияние чувств; против условного формализма знатного общества де Сталь отстаивает гений и оригинальность; против легкомыслия она отстаивает строгую нравственность; против материалистического настроения умов она отстаивает идеализм.

После своего изгнания из Парижа мадам де Сталь побывала почти во всех европейских странах, а по временам жила в Коппе (Коппете), – в прелестном поместье на берегу Женевского озера. Свои путевые впечатления она описала в сочинении «Десять лет изгнания» и в некоторых других произведениях. Между этими последними заслуживают самых больших похвал: «Дельфина – роман, написанный в подражание «Новой Элоизе» Руссо и состоящий из писем, наполненных меланхолическими сентиментальными идеями, и роман «Коринна», в котором представлена борьба женской натуры с теми тесными рамками, в которые она поставлена нравами и установившимися обычаями. Мадам де Сталь сделалась предшественницей социальных романов Жорж Санд в особенности благодаря «Коринне», где с пылкой фантазией нарисована идеал женщины, стремящейся к приобретению прав в обществе, и вместе с тем увлекательно описана Италия.

Историк Шлоссер говорит: «Смелая и открытая защита чувственности и любви, излагаемая в романах Жорж Санд без всякой стыдливости, является в «Коринне» и «Дельфине» мадам де Сталь прикрытой софизмом о налагаемой на женщину обязанности подчиняться условным приличиям и о свободе мужчины. Кроме гениальной ветрености, «Коринна» имеет еще то сходство с Гётевским «Вильгельмом Мейстером», что в ней всё сводится к декламаторской поэзии точно так же, как у Гёте всё сводится к искусству. Она имеет и то сходство с образцовым произведением нашего аристократического поэта, что в ней точно так же, как у этого поэта и у Гейнзе, Италия выдается за земной рай. Так как наша немецкая домашняя жизнь выдавалась за филистерство, наша натура – за северную прозу, наша сердечная и разумная религиозность – за недостаток художественного вкуса и подвижности ума, то все нежные сердца в Берлине и в Дрездене вздыхали о папизме, об Италии как о такой стране, где цветут лимонные деревья, поспевают апельсины, поют кастраты, а благочестивое искусство делает сносным недостаток нравственности. «Коринна» мадам де Сталь производила точно такое же впечатление в парижских салонах».

Мадам де Сталь. Портрет в виде Коринны. Ок. 1808-1809

После падения Наполеона г-жа Сталь возвратилась в Париж и там до конца своей жизни оказывала влияние и на литературу и на общественную жизнь в духе либерального конституционализма. Из собиравшегося у де Сталь в Коппете кружка вышли люди, стоявшие во главе конституционной оппозиции во время реставрации и царствования Луи-Филиппа , – как например её зять герцог Брольи, её друг Бенжамен Констан , историк и государственный деятель Гизо ; к этому же кружку принадлежали люди, старавшиеся содействовать распространению гуманных и либеральных идей, как например Бонштеттен, игравший роль посредника между литературами немецкой и французской, и историк Сисмонди . К числу предшественников мадам де Сталь можно отнести публициста и дипломата, женевского уроженца Малле дю Пана. В своих «Размышлениях о французской революции» он рекомендовал как наиболее соответствующую человеческой натуре, смешанную форму правления, ссылаясь на то, основанное на опыте, общее правило, что демократия всегда подготовляет почву для военного деспотизма. И г-жа Рекамье, – любезная и богатая дама, умевшая привлекать в свои салоны и очаровывать всех выдающихся людей своего времени, – принадлежала к кружку мадам де Сталь, в котором господствовали умеренные политические воззрения, получившие название убеждений женевской школы.

Творчество Мадам де Сталь


«Коринна», М., 1809
«Дельфина», М., 1803
«Новые повести», М., 1815

Современные издания






Другие сочинения




«Essais dramatiques» (1821)

Анн-Луиз Жермен, баронесса де Сталь-Гольштейн родилась 22 апреля 1766 года в городе Париж. В салоне ее матери сходились литературные знаменитости Парижа. Жермена с одиннадцати лет постоянно присутствовала на этих вечерах и жадно прислушивалась к разговорам гостей. Напрасно строгая мать старалась системой воспитания, основанной на началах долга, сдерживать и дисциплинировать свою живую и впечатлительную дочь.

Богато одаренная и экзальтированная девочка, ускользая от влияния матери, особенно горячо привязалась к отцу, целыми часами беседовавшему по самым разнообразным вопросам со своей нежно любимой дочерью. Так сформировалась та, что стала родоначальницей новой романтической, литературы во Франции. Ее отличие от прежней, классицистической литературы состояло, главным образом, в ценностях, которые авторы воспевали в своих произведениях. Прежде важны были государственные интересы, долг и общество, теперь же на первый план выходила ценность личности и ее свободы.

Еще в пятнадцатилетнем возрасте Жермена написала замечания к финансовому «Отчету» своего отца и сделала извлечения из «Духа законов» Монтескье, присоединив к ним свои размышления. В это время ее любимыми писателями являлись Ричардсон и Руссо, влияние которых сказалось в первых ее произведениях, отличающихся сентиментальным направлением.

В 1786 году, уступая советам отца, Жермена вышла замуж за барона де Сталь, но в этом браке не нашла счастья, о котором мечтала. Супруг не смог возбудить в девушке никаких симпатий: это оказался малообразованный светский человек и вдвое старше жены, привлекавшей его, главным образом, своим богатым приданым.

Когда вспыхнула революция, и барон вынужден бежать из Франции, мадам де Сталь сначала осталась в Париже. В это время ее салон успел сделаться самым блестящим в Париже. Мемуары современников полны рассказов о том неизгладимом впечатлении, которое в этот период своей жизни производила молодая женщина. Ее блестящий ум, красноречие и энтузиазм делали ее царицей избранного парижского общества. Но вскоре и ей пришлось покинуть Париж, найдя убежище в Англии, а в 1793 году переселилась в Швейцарию, где продолжала писать.

В 1796 году французская республика признана Швейцарией и Жермена смогла вернуться в Париж. Здесь ее салон вновь стал влиятельным литературным центром. Добившись негласного развода с мужем, но, продолжая жить с ним в одном доме, де Сталь сделалась мишенью для пересудов со стороны ее светских противников. Ответом обществу стал ее роман «Delphine», упрочивший ее литературную славу. Одновременно де Сталь трудится над обширным сочинением: «De la littérature, considérée dans ses rapports avec les institutions sociales», в котором прослеживает влияние религии, нравов, законодательства на литературу и обратно и делает вывод, что литература в новом республиканском обществе должна служить выражением новых общественных идеалов и быть защитницей политической и нравственной свободы.

Этот труд не мог не казаться опасным правительству первого консула. Когда салон мадам де Сталь стал центром оппозиции, ей было велено покинуть Париж, и в 1802 году отправляется в Германию. Здесь знакомится с Гете, Шиллером, Фихте, Гумбольдтом, Шлегелем. Впечатления от этой поездки легли в основу книги: «De l’Allemagne», написанной пятью годами позже. Затем писательница отправляется в Италию. Плодом путешествия де Сталь по Италии стал ее роман: «Corinne ou l’Italie». Вообще, героини де Сталь, списанные с нее же самой: талантливые и сильные женщины, жаждущие признания и настоящей любви.

Мадам де Сталь не блистала талантом беллетриста, ей трудно давалась выдумка. Персонажи, окружавшие главных героинь слабо продуманы и походили на декорации для моноспектакля. Зато смогла первой дать определение новому литературному течению и указать ему пути развития. Кроме того, внимания заслуживают ее работы о современной политической ситуации.

Автор много писала о зависимости литературы от общественной жизни. Но ее политические воззрения всегда шли вразрез с официальными. Книгу «О Германии», в которой описывала культуру и философию немцев, даже посылала Наполеону лично вместе с письмом, в котором просила об аудиенции. Ей верилось, что сила ее убеждения, покорявшая многих, может повлиять и на императора. Но книгу правитель сжег, а просьбу проигнорировал, видимо боялся проиграть в остроте ума знаменитой мадам де Сталь. Вместо встречи Наполеон велел ей оставаться в Коппэ, где окружил ее шпионами.

В 1812 году преследование швейцарских властей, действовавших в угоду Наполеону, заставили писательницу бежать из Коппэ, и женщина через Австрию отправилась в Россию, где ей оказали самое широкое гостеприимство. Владимир Боровиковский пишет ее портрет, Константин Батюшков охарактеризует де Сталь: «…Дурна как черт и умна как ангел». Свои впечатления в России писательница описала во второй части своей книги «Dix années d’Exil».

Из России де Сталь уехала в Англию и оставалась там до тех пор, пока Наполеон не был разбит и заключен на острове Эльбе. Только после этого вернулась в Париж после десятилетнего изгнания. Последние годы жизни посветила труду о Французской революции и ее последствиях.

Творчество Мадам де Сталь

Прижизненные переводы на русский язык

«Мелина», пер. Карамзина, 1795 г.
«Коринна», М., 1809
«Дельфина», М., 1803
«Новые повести», М., 1815

Современные издания

«О влиянии страстей на счастье людей и народов» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков, под ред. А. С. Дмитриева, М., Изд-во Московского университета, 1980, С.363-374, пер. Е. П. Гречаной;
«О литературе в ее связи с общественными установлениями» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков, под ред. А. С. Дмитриева, М., Изд-во Московского университета, 1980, С.374-383, пер. Е. П. Гречаной;
«О Германии» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков, под ред. А. С. Дмитриева, М., Изд-во Московского университета, 1980, С.383-391, пер. Е. П. Гречаной;
«О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями», М., Искусство, 1989 г., серия: История эстетики в памятниках и документах, пер. В. А. Мильчиной;
«Десять лет в изгнании», М., ОГИ, 2003, предисл., пер. и коммент. В. А. Мильчиной.
Рассуждения о главных событиях французской революции / Фрагмент из книги // Новая Юность, 2017, № 3.

Другие сочинения

«Réflexions sur la paix adressées à M. Pitt et aux Français» (1795)
«Réflexions sur le suicide» (1813)
«Zulma et trois nouvelles» (1813)
«Essais dramatiques» (1821)
«Oeuvres complètes» 17 t., (1820-21)

Жермена де Сталь - выдающаяся французская писательница и мыслительница, автор романов «Дельфина» (1802) и «Коринна» (1807), трудов «О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями» (1800), «О Германии» (1810).

Имя Жермены де Сталь знакомо нам со школьных лет. Ведь все мы читали пушкинского «Евгения Онегина». Помните?

Прочел он Гиббона, Руссо,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Марате dе Stаеl, Биша, Тиссо...

Она была, пожалуй, единственной женщиной, книгами которой в то время зачитывалась вся Европа. «Любви нас не природа учит, а Сталь или Шатобриан» - так писал Пушкин, по праву считая великую француженку воспитательницей нравственности для своего поколения. А сколько русских девушек, подобно Татьяне Лариной, воображали себя героинями романов де Сталь - Дельфиной, Коринной. В том, что женщина дает уроки любви, чувственности - нет ничего удивительного, скорее, это вполне закономерно. Однако Жермена де Сталь смогла подняться над воззрениями своего века и стать проповедницей гуманизма, политической корректности и либераль¬ных идей, опередив в этом многих «ученых мужей».

Анна Луиза Жермена Неккер родилась в семье известного швейцарского банкира. Французский король Людовик XVI не раз приглашал ее отца, финансового гения, на пост министра. Потому, когда Жермене было около пятнадцати лет, ее семья переехала в Париж. Уже тогда ее тяга к знаниям, цепкий ум, умение делать смелые, но вполне верные выводы поражали окружающих.

В 15 лет Жермена составила комментарий к знаменитой работе Монтескье «Дух законов». А в шестнадцать - написала отцу анонимное письмо, в котором указала на недостатки его финансового отчета. Впрочем, у девушки была прекрасная возможность развивать свои способности и узнавать много нового, благодаря салону, который «держала» ее мать, и где бывали все парижские знаменитости того времени. Это было собрание высшего общества, где каждый знатен - по происхождению или же по уму, где обсуждают королевскую политику и новинки литературы, слушают музыку, плетут любовные интриги, показывают новые шикарные наряды, наконец.

Весь этот замкнутый круг, особый мирок вращался вокруг королевы салона, то есть хозяйки. Чтобы собрать это общество и удерживать его в своем доме долгое время, нужен недюжинный талант. Мать Жермены им, видимо, обладала и старалась научить этому искусству дочь. Вступать в светскую беседу девушке было еще рано - не доросла. А вот слушать - не возбранялось. И она с удовольствием слушала разговоры о свободе и деспотизме, о необходимости предоставления нации законодательной власти и о Руссо - кумире французской молодежи конца XVIII века, и о «высокой» литературе. В двадцать два года Жермена написала «Рассуждения о сочинениях и характере Ж. Ж. Руссо». Она упивалась его книгами, была в восторге от его «общественного договора».

Разумные, гуманные герои романов Руссо презирали сословные предрассудки... Увы, самой Жермене не удалось их избежать. 14 января 1788 г. ей пришлось сделать «выгодную партию» - выйти замуж за шведского посланника барона Эрика Магнуса Сталь-Хольстейна. Брак этот оказался неудачным. Муж дал Жермене дочь, которая прожила всего два года, фамилию и море разочарования. Эрика поражала несдержанность юной жены. Так, одна из современниц писала: «Я от души желаю, чтобы Сталь был счастлив, но, по правде сказать, плохо верю в это. Правда, его жена воспитана в правилах чести и добродетели, но она совершенно не знакома со светом и его приличиями, и притом такого высокого мнения о своем уме, что ее трудно будет убедить в ее недостатках. Она властолюбива и решительна в своих суждениях; она так уверена в себе, как ни одна женщина в ее возрасте и положении. Она судит обо всем вкривь и вкось, и хотя ей нельзя отказать в уме, но, тем не менее, из двадцати пяти высказанных ею суждений разве только одно бывает вполне уместным. Посланник не дерзает делать ей какое бы то ни было замечание из боязни оттолкнуть ее от себя на первых порах». Что ж, уничтожающая характеристика женщины, о которой даже Байрон, этот противник женской активности, скоро напишет: «...Она совершила в умственной области больше, чем все остальные женщины, взятые вместе; ей бы родиться мужчиной».

В те огненные времена во Франции действительно лучше было родиться мужчиной. В 1789 г. пала Бастилия. Жермена, ее отец и друзья всем сердцем поддерживали революцию. Но когда праздник свободы обернулся массовым террором, де Сталь оказалась в лагере противников революции. Казнь короля и террор якобинцев она назвала «национальным позором». Ведь она представляла послереволюционную Францию как конституционную монархию английского типа с разделением властей, двухпалатной системой, с соблюдением свободы совести и слова.

Через несколько лет де Сталь напишет труд «Рассуждения об основных событиях Французской революции», в котором попытается проанализировать причины и последствия революции. «Осуждение Людовика XVI до того смутило все сердца, что на долгое время я казалась проклятой», - будет вспоминать писательница.

Ну, а пока, чтобы избежать участи короля и самой не попасть на плаху, нужно было соблюдать осторожность. Свободолюбивую женщину спасало только положение мужа. Но вскоре Жермена решилась его оставить...

Она полюбила графа Нарбонна. В ее глазах это был умный, благородный, смелый мужчина. Ему, бывшему военному министру, угрожала смертельная опасность. Все было как в романтическом романе: сопряженное с опасностями бегство любимого в Англию, прощание с мужем и Францией, «возмутительный» согласно нравам того времени гражданский брак, рождение двух детей и... возвращение к законному супругу Эрику.

Тем временем политическая ситуация во Франции изменилась. К власти пришел Наполеон. Эта харизматическая личность поразила впечатлительную Жермену. Казалось бы, вот он, достойный Франции правитель! Де Сталь даже писала ему восторженные письма. Но ее снова ожидало разочарование: все указывало на то, что страна приближается к диктатуре. Жермена смело говорила об этом в своем салоне. Благодаря ее дару убеждения, те, кто к ней приходил, вскоре начинали думать так же. «У нее был талант... возбудителя раздумий и новых чувств, ищущих запечатления в смелой мысли и прекрасной форме», - заметил один из исследователей ее творчества.

Не удивительно, что Наполеон ненавидел эту женщину. Е. В. Тарле в книге «Наполеон» написал: «Он терпеть не мог знаменитую г-жу де Сталь еще до того, как разгневался на нее за оппозиционное политическое умонастроение и возненавидел ее за излишний, по его мнению, для женщины политический интерес, за ее претензии на эрудицию и глубокомыслие. Беспрекословное повиновение и подчинение его воле - вот то необходимейшее качество, без которого женщина для него не существовала». Жермена в долгу не оставалась и старалась уколоть императора побольнее. В предисловии к «Дельфине» она применила к Франции эпитет «безмолвная», указывая на отсутствие свободы слова в стране.

Активная политическая и литературная деятельность не вытеснили из жизни Жермены любовь. Роман с Нарбонном был далеко позади. Как-то они встретились в Париже, и оказалось, что их давно уже ничего не связывает. Даже сыновья, рожденные Жерменой от графа, носили фамилию ее законного мужа. В 1794 г. де Сталь встретила Бенжамена Констана. «Я никогда не видел лучшей женщины, более грациозной, более преданной, но я не видел также женщины, которая предъявляла бы столь настойчивые требования, сама не замечая этого, которая до такой степени поглощала бы жизнь всех окружающих и которая при всех достоинствах обладала бы более деспотической личностью; все существование другого человека, минуты, часы, годы, должны быть в ее распоряжении. И когда она отдается своей страсти, происходит катастрофа вроде гроз и землетрясений. Она - избалованное дитя, этим все сказано», - писал Констан в дневнике.

Но несмотря ни на что, он полюбил этого политика в юбке. Их отношения были долгими и тягостными - постоянные ссоры и примирения. Никто не хотел поступиться своей свободой. В итоге Констан женился на некой Шарлотте, простой женщине, с которой у него не могло бы возникнуть подобных проблем. Однако роман с Жерменой продолжался и после этой свадьбы, что принесло много боли трем сердцам. Историю своих взаимоотношений с Констаном де Сталь отразила в романе «Коринна, или Италия», наделив одного из героев, лорда Освальда Нельвиля, многими чертами любимого.

Их связывали не только чувства, но и схожие социально- политические взгляды. Жермена де Сталь и Бенжамен Констан считаются создателями буржуазно-либеральной партии во Франции. С некоторых пор их стали воспринимать как единое целое. Потому, когда Наполеон узнал о клеймящей его тиранию речи, которую произнес Констан, весь императорский гнев обрушился именно на Жермену. Ей было предложено уехать из Парижа. Впереди были годы скитаний. Но и они не остудили пылкого сердца.

В Швейцарии Жермена познакомилась с французским офицером, который покорил ее сердце. Учитывая разницу в положении и возрасте (де Сталь была старше возлюбленного приблизительно на двадцать лет), они поженились тайно.

В июле-сентябре 1912 г., в самый разгар наполеоновского нашествия, мадам де Сталь побывала в России. Свои впечатления она отобразила в последних главах посвященной скитаниям книги «Десять лет в изгнании». Выводы были сделаны отнюдь не лестные для наших соотечественников: «...в гражданском отношении внутреннее управление в России страдает большими недостатками. Этой нации свойственны энергия и величие, но порядка и просвещения все еще не хватает... Нравственность нации и особенно знати сильно пострадала от той серии убийств, которыми наполнена история России вплоть до царствования Петра Великого и после него».

Долгое время в дворянских кругах моден был следующий исторический анекдот. Однажды во время своего пребывания в России де Сталь сделала императору Александру комплимент: «Ваш характер, государь, - конституция вашей империи, а ваша совесть - ее гарантия». «Если бы это и было так, то я был бы только счастливой случайностью», - таким был ответ царствующей особы. Да, к Александру де Сталь относилась более или менее лояльно. Но у Пушкина упоминается и другое высказывание писательницы: «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкою».

Когда Жермена смогла вернуться в Париж, она окунулась в привычную светскую жизнь. Ее салон снова был открыт для друзей. Стоит отметить, что в этом деле она превзошла даже свою мать. В разное время ей «удавалось заманить» в свой салон таких знаменитостей, как Лафайет, Сиейес, Талейран, Жозеф и Люсьен Бонапарт, Август Шлегель, Сисмонди, Веллингтон, российский декабрист Волконский. В 1814 г. здесь побывал даже император России Александр I. Интересно, что, несмотря на лютую ненависть к Наполеону, тирану и гонителю, она стала на его сторону, когда над страной нависла угроза интервенции. Очевидно, что Франция для нее была дороже свободы. Впрочем, она мечтала, чтобы Наполеон отстоял независимость и... погиб. Этого не случилось. Была реставрирована династия Бурбонов. И снова Жермена оказалась в оппозиции. «...Нет и тени свободы печати... тысячи людей попадают в тюрьмы без следствия... Словом, везде царствует произвол», - с горечью писала она.

Жермена де Сталь много сделала на литературном поприще. Ее художественные произведения - это не просто повествования о любви. Это своеобразные манифесты свободной личности в закрепощенном мире. Героини ее романов, талантливые, честные в любви и дружбе, сталкиваются с предательством со стороны любимых, непониманием в семье, невозможностью проявить себя в этой жизни.

Не менее важны и литературоведческие труды де Сталь. Своим трактатом «О Германии» Жермена провозгласила новую эру в литературе. Она пыталась найти компромисс между классической и зарождавшейся в Германии романтической литературой. Поэт, писатель должны быть свободны от каких бы то ни было канонов, пусть даже античных, идеальных, считала она. Культура каждого народа своеобразна, и следует отстаивать ее индивидуальность. Своими трудами она оказала большое влияние на политические и, что самое главное, художественные убеждения создателя русского литературного языка А. С. Пушкина.

21 февраля 1817 года, поднимаясь по лестнице, Жермена де Сталь упала. Диагноз лекарей был неутешительным - кровоизлияние в мозг. Умерла она только летом, продержавшись до 14 июля, дня начала Великой французской революции. Она ведь всегда боролась. В конце ей пришлось побороться за свою жизнь...

Откуда черпала эта женщина такую неуемную энергию, где брала силы для того, чтобы отстоять свою позицию, не страшась ни презрения окружающих, ни преследования со стороны государства? Ответ на этот вопрос дает героиня ее романа «Коринна, или Италия»: «В чем же, наконец, заключается счастье, если не в развитии своих способностей? И разве нравственная смерть не равносильна физической? Если нужно подавить в себе ум и душу, к чему же тогда дорожить жалкими остатками бесполезной жизни?»

Анна Луиза Жермена де Сталь (1766- 1817) - представительница раннего романтизма во Франции. Отец ее, выходец из Швейцарии, знаменитый банкир Неккер, накануне революции был министром финансов Людовика XVI и тщетно пытался путем реформ предотвратить роковой для феодальной Франции кризис. Неккер ценил просвещенных людей, в его доме бывали Д"Аламбер и Дидро, Бюффон и Мармонтель, Гримм и Гиббон. Жермена беседовала с ними, размышляла о сочинениях философов XVIII в., пробовала писать. В 1788 г. было опубликовано ее «Письмо о сочинениях Жан Жака Руссо». Революцию она встретила восторженно, однако после падения монархии покинула Париж. Якобинскую диктатуру Жермена де Сталь не приняла, но и не присоединилась к контрреволюционной эмиграции, а вернувшись на родину после падения правительства Робеспьера, была на подозрении у термидорианских властей. Своим идеалом она считала конституционную монархию.

Жермена де Сталь резко отрицательно отнеслась к цезаризму, монархическим устремлениям Бонапарта, а он, в свою очередь, распорядился отправить писательницу в изгнание. Но она не смирилась (как того ожидали в Париже), а продолжала выступать против произвола наполеоновской администрации и удушения даже тех немногих свобод, которые народу удалось завоевать в первые годы революции.

Романтические отношения с Бенжаменом Констаном и графом Луи де Нарбонном оказали заметное влияние на жизнь и творчество писательницы. Впервые в жизни Жермена испытала страсть, оказавшуюся взаимной, и подвигнувшую ее на написание «первого романтического произведения во французской литературе» - книги «О влиянии страстей на счастье людей и народов» (1796). В центре внимания Жермена де Сталь в этой книге - чувство, страсть, но не сентименталистско-гармоничное и идиллическое, а стихийное и трагичное.

В конце 1795 г. Жермена де Сталь возвращается на родину. Трактат «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями» (1800) - образец полемического сочинения, в котором писательница вступает в творческий спор с религиозно-романтическими взглядами Ф.-Р. де Шатобриана, и одновременно первая попытка систематизировать эстетические взгляды.

Роман «Дельфина » (1802) - послужил предлогом для начала репрессий против писательницы. Роман написан в традиционной для XVIII в. эпистолярной форме. Его сюжет - история любви молодой светской женщины Дельфины д’Альбемар к дворянину Леонсу. Судьба страстной, благородной, высокоодаренной женщины, отличающейся независимостью суждений, подчиняющейся только внутренним побуждениям и не желающей подавлять свои чувства в угоду отвлеченным правилам светской морали, общественному мнению, показана романисткой как трагедия. Этот роман добавил Жермене де Сталь литературной славы и одновременно сделал ее личным врагом Наполеона Бонапарта. В первом романе - «Дельфина» - Жермена де Сталь выступает как зачинательница одной из основных тем литературы всего XIX столетия - темы женской, эмансипации. Во втором романе («Коринна, или Италия») писательница значительно углубляет и расширяет эту тему: теперь она отстаивает права женщины на почетное положение в обществе, обусловленное личными заслугами.

В 1804 г. умирает отец писательницы, в это же время кризис претерпевают ее отношения с Б. Констаном. Жермена де Сталь отправляется в Италию. Итогом путешествия стал роман «Коринна, илиИталия» (1807). В нем рассказывается о том, как богатый англичанин Освальд Нельвиль, бегущий от рутины и обыденности из родной страны в Италию, встречается там с Коринной, поэтессой и артисткой, полуитальянкой, полуангличанкой. Италия оказывается в центре внимания Сталь как страна, олицетворяющая сильные чувства, страсти. В «Коринне» более последовательно представлена романтическая концепция де Сталь, да и роман оказался более успешным, чем «Дельфина».

Ее героиня - гениальная поэтесса-импровизатор, актриса и певица - добивается всенародного признания: ее торжественно венчают в Риме золотым лавровым венком Петрарки. Однако Коринна, героиня романтическая, погибает, очутившись в полном одиночестве. Ее не понимают самые близкие ей люди: сестра Люсиль, жених Освальд Нельвиль, отказавшийся от брака с артисткой и поэтессой во имя семейных традиций, национальных и аристократических предрассудков, а прежде всего - из-за пассивности, готовности удовлетвориться существующим.

Верность традициям Просвещения и их творческое переосмысление является характерной приметой художественности романа «Коринна». Сюжет развивается логично, повествование насыщено деталями - бытовыми, историческими, нравоописательными. Критическое отношение автора к аристократической среде не только декларировано и подтверждено многими персонажами романа, в них легко разглядеть типичные, социально обусловленные черты. Продолжая традиции французского просветительского романа XVIII в., Ж. де Сталь передает индивидуальность каждого героя, отмечает не только его пороки, но и достоинства. Пусть высокомерна, горда английская родня Коринны, но в ее среде мог вырасти такой нежный цветок, как Люсиль. Старомодно-наивны итальянские друзья Коринны, но за ними стоят традиции галантности, почитания красоты, искусства. Наиболее полно типичное и индивидуальное воплощено в возлюбленном Коринны лорде Нельвиле. Он тоже - настоящий романтический герой, способный на смелый поступок, на сильную любовь. Но именно в сравнении с Коринной очевидна его пассивность перед жизнью и неспособность стать духовно свободным. Есть сходство между ним и Рене, но в отличие от шатобрианского героя сложность характера Нельвиля обоснована не только присущей человеку «смутностью страстей», но и жизненными обстоятельствами, воспитанием, формирующимся под воздействием среды.

Сочетание традиций с новым мироощущением запечатлено в эпизодах романа, где Нельвиль знакомится с памятниками древности. Жермена де Сталь идет за XVIII веком в его преклонении перед гармонией античного мира. Но для нее это также напоминание об истории человеческого гения, о его поступательном движении. И вновь возникает сравнение (вернее, противопоставление) де Сталь и Шатобриана. Рене, созерцая памятники древности, видит неумолимость разрушающего действия времени. Для Коринны же они - подтверждение силы и несокрушимости человеческого гения, пусть даже его творения не вечны.

Жермена де Сталь, истосковавшись по родине, в 1807 г. тайком поселилась недалеко от Парижа. Наполеон Бонапарт узнал о том. Особым предписанием император повелел ей немедленно удалиться из страны. В 1807–1808 гг. де Сталь вновь уезжает в Германию. Впечатления от поездок по этой стране, знакомство с немецкой культурой нашли отражение в ее книге «О Германии» (1810). Этот труд стал свидетельством оформления эстетических взглядов теоретика французского романтизма в законченную систему. Книга «О Германии» становится апологией немецкой культуры. В ней Жермене де Сталь удалось создать широкую картину немецкой духовной и общественной жизни. Французская читательская аудитория получила возможность познакомиться с особенностями национального характера немцев, их ментальностью, бытом, литературой, философией и религией. По приказу французского императора книга «О Германии» была конфискована и предана сожжению, хотя цензура ее пропустила. Во Франции ее издали только в 1814 г.

В 1810 г. в Женеве де Сталь познакомилась с молодым офицером Альбером де Рока. Несмотря на разницу в возрасте они тайно обвенчались. Однако из-за преследования швейцарских властей, действовавших по указке Наполеона, в 1812 г. Жермена де Сталь вновь вынуждена отправиться в эмиграцию. Через Австрию, Швецию и Россию она бежит в Англию. Результатом ее длительного и рискованного путешествия стала книга «Десять лет в изгнании» (1821), во второй части которой французская писательница рассказала о своих благожелательных впечатлениях от пребывания в России.

Тревога за судьбу революции, жесточайшая реакция, пришедшая во Францию после периода Реставрации, заставили Жермену де Сталь взяться за давно уже начатый, но незаконченный труд «Размышления об основных событиях французской революции» (1818). Верная заветам энциклопедистов, защищая революционный дух и идеи, она с возмущением обрушивается на иноземных захватчиков, выступает против произвола власти, религиозной нетерпимости, придворной аристократии. Антитезой к основным частям сочинения стал этюд об английской конституции и английском обществе, которые воспринимаются автором «Размышлений» как желанный идеал. На последних страницах книги де Сталь с надеждой пишет о политическом переустройство Европы, которое совершится народностями и во имя народностей. В своем своеобразном политическом завещании она пишет о великом будущем русского народа и о лидирующей роли Североамериканских Соединённых Штатов. Европейцев (немцев и итальянцев) призывает к объединению в федерации.

Творчество Ж. де Сталь является наиболее прочным связующим звеном между просветительской и романтической художественной системами. Мадам де Сталь заложила основы французского романтизма. От просветителей XVIII века она унаследовала прежде всего сентименталистско-руссоистский идейный комплекс. Мадам де Сталь начинает с осмысления «чувства», «страсти», давая ему романтическое по существу истолкование.

При всей противоречивости мировосприятия Жермены де Сталь (сначала увлекалась материализмом, а в конце жизни спиритуализмом), она всегда была верна одному - принципам Великой французской революции. Ее место во французской литературе давно определено. Она первая из французских писателей XIX века доказала, что появление романтической литературы - историческое и закономерное явление, первая разработала принципы романтической литературы, указала на ее отличие от классицистической, ввела в художественное творчество новые темы и приемы, с помощью которых показала новое, неклассицистическое восприятие действительности.

Известная французская писательница Жермена Неккер, больше известная как мадам де Сталь, прославилась романом «Коринна, или Италия». Успех романа о женщине, презревшей условности света, был потрясающим. Путь к женской свободе писательница видела в полном раскрепощении чувств.

Книга вызвала у Наполеона приступ ярости, ибо ее автор осмелился рассуждать о самостоятельности женщин в общественной жизни. Влияние мадам де Сталь на французское общество было очевидно, ее острый язык и ум не давали покоя Бонапарту, и писательница поспешила скрыться от гнева тирана в своем швейцарском имении. Но постоянная угроза ареста заставляла искать более безопасного места. Исколесив всю Европу в поисках того человека, той силы, которая могла бы сокрушить Наполеона, она нашла этого человека и эту силу в России — императора Александра и русский народ. «Я изучала карты Европы, чтобы скрыться, с таким же старанием, с каким Наполеон, чтобы завоевать ее, — писала она. — Он остановил свой выбор на России — я тоже».

На дворе был 1812 год.

В России мадам де Сталь была принята с почетом как прославленная писательница и жертва тирании Наполеона. Аристократы и помещики, офицеры и чиновники, хорошо знакомые с ее сочинениями, спешили оказать ей гостеприимство. Государь также удостоил её аудиенции.

Вот как она описывает свои впечатления от продолжительной беседы с царем:

«Когда я разговаривала с императрицей (Елизаветой Алексеевной), дверь раскрылась и сам император Александр оказал мне честь, придя побеседовать со мною. Что прежде всего поразило меня в нем, так это выражение доброты и величия, до того сильное, что оба эти качества представляются нераздельными, и кажется, точно он слил их в одно. Я была также очень тронута благородной простотою, с которою он коснулся, с первых же слов, обращенных ко мне, великих интересов Европы. Я всегда считала признаком посредствености это опасение рассуждать о серьезных предметах, которое сумели внушить большинству европейских государей; они боятся произнести слово, которое имело бы действительный смысл. Император Александр, напротив того, разговаривал со мною так, как это сделали бы государственные люди Англии, полагающую свою силу в себе самих, а не в преградах, которыми можно окружать себя.
Император Александр, которого Наполеон старался представить в превратном виде, удивительно умный и образованный человек, и я не думаю, что он мог найти в своей империи министра, более сведующего, чем он, во всем, что касается суждения о делах и их направлении. Он не скрыл от меня, что сожалеет о восторгах, которым предавался в своих отношениях к Наполеону... Однако император Александр с большой проницательностью обрисовал впечатление, произведенное на него беседами Бонапарта, в продолжение которых тот высказывал самые противоположные мысли, как будто следовало постоянно восхищаться каждой из них, не думая о том, что они противоречат одна другой. Он рассказывал мне также об уроках в духе Макиавелли, которые Наполеон счел удобным преподать ему. "Видите ли", — говорил он Александру, — "я стараюсь ссорить между собою моих министров и генералов, чтобы они выдавали друг друга, я поддерживаю вокруг себя безграничную зависть, достигая этого моим способом обращаться с окружающими меня: один день один считает себя предпочитаемым, а завтра другой, и никто никогда не может быть уверенным в моей милости».

«Убедившись в чистосердечии отношений императора Александра к Наполеону, — продолжает г-жа де Сталь, — я в то же время уверилась, что он не последует примеру несчастных государей Германии и не подпишет мирный договор с тем, кто настолько же является врагом народов, как и врагом королей. Благородная душа не может быть дважды обманута одним и тем же лицом. Александр дарит и лишает своего доверия с величайшей осмотрительностью. Его молодость и счастливая внешность одни лишь могли, в начале царствования, дать повод подозревать его в легкомыслии; но он серьезен, как только может быть серьезен человек, изведавший горе. Александр выразил мне свое сожаление, что он не великий полководец; на это проявление благородной скромности я ответила ему, что государь представляет более редкое явление, чем генерал, и что поддерживать своим примером дух своего народа равносильно выигрышу самого важного сражения...
Император с восторгом говорил мне о своем народе и о том, чем он способен сделаться в будущем. Он выразил мне желание, которое всем известно, улучшить положение крестьян, еще находящихся в крепостной зависимости. "Государь", сказала я ему, "ваш характер является конституцией для вашей империи, а ваша совесть служит гарантией этого". — "Если бы это и было так", ответил он, "я был бы ничем иным, как счастливой случайностью". Чудные слова, первые, как мне кажется, в таком роде, произнесенными каким-либо самодержавным государем! Сколько нужно нравственных достоинств, чтобы судить о деспотизме, будучи деспотом, и для того, чтобы никогда не злоупотреблять неограниченной властью, когда народ, находящийся под этим правлением, почти удивляется столь большой умеренности».

Мадам де Сталь, возможно, первая из французов, и уж точно первая из французских писателей, узнала жизнь русских крестьян. Она слушала их песни, плясала в деревенских хороводах, посещала избы. «Есть что-то очаровательное в русских крестьянах — записывала она свои впечатления. — Мягкость этих людей, их гостеприимство, их природное изящество необыкновенны. Русские не знают опасностей. Для них нет ничего невозможного».

Жермена де Сталь поняла, что только Россия может избавить мир от тирании корсиканца. Весть о победе над Наполеоном она услышала в Стокгольме. Последние несколько лет своей жизни она писала мемуары, в которых с присущим ей умом предсказала окончательную гибель монархии во Франции, громадную роль молодой Америки и великое будущее русского народа.

Загрузка...