crimea-fun.ru

Конспект горе от ума 3 действие. Анализ произведения «Горе от ума

МОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по литературе в 9 классе

Тема: «Анализ III действия комедии А. Грибоедова «Горе от ума»»

Разработано учителем

русского языка
и литературы

Сорокиной а.А.

Тема: Анализ III действие.

Цель: обучение анализу сцены из комедии, определить кульминационный момент конфликтов.

Ход урока.

  1. Слово учителя.

Мы с вами на предыдущем уроке обозначили, что в комедии два конфликта: между Чацким и фамусовским обществом – общественный, между Чацким, Молчалиным и Софьей. Завязка общественного конфликта начинается во 2-м действии – разговор о женитьбе на Софье перерастает в политический спор.

  1. Проверка домашнего задания .

Домашним заданием вашим было: выучить монолог, прочитать III действие. Монолог Чацкого и Фамусова является доказательством завязки общественного конфликта.

Чтение наизусть монологов (если дети не выучили, то выразительное чтение)

  1. Анализ 3-го действия.

В каком действии завязывается любовный конфликт?

Продолжает ли он развиваться в третьем действии?

  1. Прочитаем по ролям 1 явление 3-го действия.

Что хочет узнать Чацкий от Софьи?

Говорит ли ему об этом Софья открыто?

Удается ли ей обмануть Чацкого?

Вывод: Софья, сама того не замечая, в своем разговоре с Чацким открытым текстом говорит, что ей нравится Молчалин. (с.127, 129)

Что держит Чацкого в доме Фамусова, ведь общение с людьми, которые здесь живут, ему не по сердцу, тяготит?

Какое событие должно произойти в доме Фамусовых?

На балу много гостей. Кто близок Чацкому, и кто не приятен?

Что узнаем о Платоне Михайловиче?

Чему удивляется Чацкий в результате общения с ним? (с.138)

Вывод: московские нравы делают людей одинаковыми, живущими по одному «уставу», принципу, стирается индивидуальность.

Кто разносит сплетню о сумасшествии Чацкого?

Почему фамусовское общество так быстро поверило сплетни о сумасшествии Чацкого? (он не такой, как все, общество его не приняло, оно отторгает его за ум, за любовь к родине, за его не похожесть на других, изоляция Чацкого от общества, ему нет здесь места, ему не комфортно здесь).

Вывод: Софья – девушка, которую любит Чацкий, участница любовного конфликта, человек, который разглашает сплетню – кульминация конфликтов .

В чем, по мнению фамусовского общества, причина сумасшествия Чацкого? (в уме, книгах, с.154).

Чем Чацкий отличается от фамусовкого общества?

Чем заканчивается III действие? (монологом Чацкого, он одинок, его никто не слушает, все отворачиваются от него).

IV. Домашнее задание. Прочитать 4 действие, ответить на вопрос: Как разрешаются конфликты в 4 действии.

Предварительный просмотр:

Тема урока : Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП.

Цель урока: закрепить понятие о сложноподчиненном предложении; научиться представлять структуру СПП в виде схем; совершенствовать пунктуационные навыки.

Ход урока.

I. Лингвистическая разминка.

1. Сделать фонетический разбор слова дирижер.

2. Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор слова пешеходный.

II. Проверка домашнего задания.

Чем различаются ССП и СПП?

Какие способы прикрепления придаточных вы знаете?

Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

Какую роль играют указательные слова?

Каково место придаточных по отношению к главному?

III. Структура сложноподчиненных предложений.

Повторение по тексту слайда строения СПП, схемы СПП, подчинительные союзы.

Запись предложений у доски.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.

Мешают и заросли дикой малины, усеянные неспелыми ягодами.

Увидев самолет в небе, я помахал ему рукой.

В ходе проверке предложений учащиеся повторяют знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах.

Задание: переделайте эти предложения в СПП. Сверьте ваши предложения с предложениями на слайде. Все ли правильно вы сделали.

Слово учителя. В русском языке существуют синонимичные конструкции, которые по смыслу одинаковые, но разные синтаксически, они называются грамматическими синонимами.

IV. Схематический диктант.

Учитель читает предложения (между ними надо делать достаточные паузы), ученики записывают в тетради только схемы.

  1. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. 2. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». 3. Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. 4. Но все же, неправда, - замечаем. 5. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой. 6. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. 7. Бывают сладчайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.

V. Вывод: СПП разнообразны по своей структуре, придаточные предложения по отношению к главному могут занимать разные позиции.

Действие комедии движется к развязке. Заключительные сцены поистине драматичны: наступает прозрение главных героев. Но не случайно Грибоедов называет свое произведение комедией. Мы уже неоднократно убеждались в том, что в пьесе драматическое тесно переплетается с комическим.

В IV действии перед читателями и зрителями вновь проходят гос­ти Фамусова, уверенные в себе и довольные собой. Это последняя встреча с ними. Это зеркальное отражение общества, обрисо­ванного в самом начале комедии в монологах Чацкого и Фамусова.

Какова роль этих сцен в развитии действия? Как они характери­зуют московское дворянство? Как усиливают трагизм положения Чацкого? Каков финал пьесы? Эти вопросы - в центре нашего вни­мания сегодня на уроке.

1. Начало IV действия. Гости Фамусова разъезжаются по домам. Сколько интересных наблюдений дают нам эти сцены для группо­вой характеристики персонажей - фамусовских гостей! Какие штрихи к следующим портретам второстепенных персо­нажей вы можете добавить?

Графиня Внучка . Ее последняя реплика подтверждает злой и вздорный характер старой девы, которая кичится своим аристо­кратическим происхождением, на всех смотрит свысока (вспом­ним, что в сцене появления на балу, когда в зале было уже много гостей, она сетует на то, что приехала первой!). Ее фраза комична тем, что метко характеризует общество, к которому она сама отно­сится, и все происшедшее на балу у Фамусова - «какие-то уроды с того света».

Горичи. Платон Михайлович во время бала скучает, но он готов делать все по желанию жены; Наталья Дмитриевна властно повелева­ет мужем.

Скалозуб. Уезжает один из первых - он не испытывает особых чувств к Софии; если и надумает жениться, его позиции как воз­можного жениха достаточно сильны, поэтому ему нет необходимос­ти оставаться дольше в доме Фамусова, он и так здесь всегда желан­ный гость. Его юмор «солдафонский».

Хлестова Амфиса Ниловна. Дама самовластная и безапелляци­онная, не лишенная ума, верно оценивает Репетилова («А ты, мой батюшка, неисцелим, хоть брось»), ласково-снисходительно указы­вает Молчалину на его пока что незначительное положение, назы­вая его комнату «чуланчиком» и т.д.

2. Наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена, гости начинают разъезжаться по домам, по­является новый герой. Это Репетилов, Связано ли его появление с развитием действия комедии? (Фамусовское общество единодушно объявило Чацкого сумасшедшим, определило тому причины, но сам Чацкий об этом еще ничего не знает. Конфликт в такой ситуации не может разрешиться. Приблизить развязку общественного конфликта и помогает приезд Репетилова.)



3. Как гости Фамусова убеждают Репетилова в «помешательст­ве» Чацкого? Почему он тоже соглашается с «общественным мнением», хотя незадолго перед этим изъяснялся Чацкому «в любви» и «дружбе»? (Они подавляют его всеобщностью и единодушием:

Все вместе: Мсье Репетилов! Вы! Мсье Репетилов! что вы!

Да как вы! Можно ль против всех! Да почему вы? Стыд и смех, -

в этих словах гневное осуждение сообщника, пытавшегося укло­ниться от единомыслия.)

4. Согласны ли вы с мнением, что в образе Репетилова заключе­на насмешка над некоторыми взглядами Чацкого? Зачем Грибоедов противопоставляет Чацкому Репетилова? Как автор это делает? Докажите текстом. (В репликах и поступках Репетилова, словно в кривом зеркале, отражается сценическое поведение Чацкого - вплоть до отдельных деталей.

В некотором роде образ Репетилова напоминает пародию на Чацкого.)

Этот герой принадлежит к тем «вольнодумцам», которые не подвергаются гонениям, так как их жизненные идеалы ничем не от­личаются от общепринятых. Репетилов не прочь был повторить путь, приведший к успеху многих, но ему не повезло с женитьбой на дочери влиятельного барона. Поэтому источником его «оппозици­онных» настроений стали зависть к более удачливым и обида на обманувшего его ожидания тестя.

5. В финале пьесы Чацкий и София одновременно убеждаются в неверности тех, кого любят. По сути, они оказываются в ситуации, которую можно расценить как испытание. Вот почему многие лите­ратуроведы считают именно эту сцену кульминацией любовного конфликта . Как ведут себя герои? Что можно добавить к их харак­теристике?

(Это сильное потрясение для героев, но они достойно встречают удар судьбы. Это свидетельствует о том, что София - сильная личность. Она отвергает Молчалина. Чацкий, убедившийся в «измене» Софии, разражается гневным монологом, в котором с «гордостью» и горечью говорит о разрыве.

София винит во всем только себя. А Чацкий обвиняет Софию, даже в том, в чем она явно не виновата: что завлекла его надеждой (это неправда!), что пожертвовала им ради подлеца, что не рассказала обо всем сра­зу и т.д. Но психологическое состояние Чацкого можно понять: он потрясен прежде всего тем, что именно София пустила слух о его су­масшествии. Герой справедливо видит в этом предательство близко­го человека. И уж «рубит вкривь и вкось». Вот почему он так жесток по отношению к любимой девушке.)

6. А где же «доброта души»? Вспомним, что София уже однаж­ды упрекала Чацкого в отсутствии «доброты души»... Может быть, она права? Как вы оцениваете поведение главного героя в этой сцене?

7. Чтение 14 явления по ролям.

8. Какое прозрение наступило для Фамусова? Почему в такой трагический момент его поведение выглядит комичным?

(Комизм положения Фамусова заключается как раз в том, что его «прозре­ние» далеко от истины: он твердо решил, что дочь в заговоре с Чац­ким, и совершенно уверен в своей правоте. Это к Чацкому, а не к Молчалину обращается он со словами:

Брат, не финти, не дамся я в обман,

Хоть подеретесь, не поверю...)

9. Но вот прозвучал последний и полный драматизма монолог Чацкого. Почему Грибоедов не завершает им свою пьесу? Для чего нужна последняя реплика Фамусова в 15 явлении? (Снова перепле­тение трагического и комического: Фамусова (снова обыгрывается его фамилия!) больше всего в этой истории волнует общественное мнение:

Ax! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Так финал комедии снова возвращает нас в комедийную об­становку.)

Итак, прозрение героев наступило. Но что будет с ними дальше? Грибоедов оставляет финал комедии открытым, а читателя - наеди­не со своими чувствами, мыслями о прочитанном...

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ

Тексты... внешне даже самые ясные и подат­ливые,

говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать.

Марк Бок

В эпиграф урока вынесены слова из работы французско­го историка Марка Бока (1886-1944) «Апология истории, или Ре­месло историка».

С чего начать анализ произведения? С его жанра, потому что жанр - это те «первые ворота», через которые читатель входит в художественный мир произведения. Жанр во многом организует наше восприятие: ведь у каждого жанра свои законы, и грамотный читатель их должен знать, чтобы «уметь спрашивать».

Сопоставление разных высказываний о жанре комедии

Материал для раздачи на уроке

1.И.А. Гончаров:

«...Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея жи­вых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя - больше всего комедия - какая едва ли най­дется в других литературах...»

2.А. Блок:

«Горе от ума»... - гениальнейшая русская драма; но как пора­зительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной об­становке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и зло­стью в душе и с лицом неподвижным, в котором «жизни нет»; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядови­тый насмешник и скептик... написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователе! себе равных».

3.Н. Пиксанов:

«По существу, «Горе от ума» следовало бы назвать не комедией а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. <...>

Реализм «Горя от ума» - это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный».

4. А.А. Лебедев:

«Горе от ума» все пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях... Стихия комического в «Горе от ума» - стихия сложнейше противоречивая... Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и «легкий юмор», «трепещущая иро­ния», даже «вроде ласкающий смех» и тут и «едкость», «желчь», сатира.

Трагедия ума, о которой идет речь в комедии Грибоедова, осве­щена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в «Горе от ума» и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего...»

Каков жанр «Горя от ума» - комедия или драма? Обратимся к тексту произведения и найдем в нем подтверждения выводам иссле­дователей.

Анализируя второе действие, мы видим что для Фамусова тот жених, у кого чины и имение. Во втором действии также становится известно истинное отношение Софьи к Молчалину. Чацкий теперь понимает к кому неравнодушна девушка.

Анализ 3 действия

Далее мы переносимся в комнату, где состоялся разговор Софьи и Чацкого. Мужчина хотел понять, кто мил сердцу девушки, то ли это Молчалин, то ли Скалозуб. Но она уходила от ответа, в то время как Чацкий признается Софье, что он от нее без ума. Эту фразу в дальнейшем и применит героиня против Чацкого, назвав его безумцем на званом вечере. Известие о безумии на балу, где были приглашены только влиятельные люди столицы, быстро распространилось. Самому же Чацкому было неуютно среди этого общества, он был недоволен столицей, где не было ничего русского. На каждом шагу чувствовалось веяние иностранного. Очень много было французского. Настолько много, что француз чувствовал себя в России, как дома. Это было ужасно и не приемлемо для Чацкого, но для фамусовского общества было привычно и они с удовольствием преклонялись перед Францией.

Анализ 3 действия затрагивает тему зависимости общества от другого мнения, где стоило бросить фразу, как тут же все ее принимали, не утруждая себя поиском правды и лжи. Мы видим стадность толпы, которая из-за шутки Софьи сделала Чацкого безумцем. Мы видим, насколько здесь верят авторитетам. И сам автор пишет, что если это говорят князья, значит так оно и есть. На самом же деле это тоже была одна из проблем, которую поднял Грибоедов.

Анализ 4 действия

Продолжая анализ 4 действия комедии, мы видим ее завершающий этап. Это конец бала, все гости разъезжаются. В 4 действии мы видим истинное лицо Молчалина, который вовсе не любит Софью, а просто выслуживается перед Фамусовым. Это слышит Софья, которая прогоняет Молчалина. Тот же пытается заслужить прощение, бросаясь Софье в ноги. О чувстве собственного достоинства вспоминает и Чацкий. Он надеялся разбудить у девушки любовь, а она лишь посмеялась над ним, назвав Чацкого сумасшедшим. Она предала их дружбу, предала их чувства. Чацкий обвиняет героиню в том, что она подарила три года назад надежду, не сказав правду о своем к нему равнодушии. А ведь он все три года думал лишь о ней. Чацкому становится плохо в этом фамусовском обществе. Ему душно, ему противна сонная столица. Не потеряв достоинство, Чацкий высказывает свое мнение и покидает теперь такой чужой дом Фамусова.

В 4 действии комедии мы видим проблему человеческого достоинства, которое должно быть в каждом. Но, для фамусовского общества это чуждо.

Закончив анализ эпизодов произведения Грибоедова, мы еще раз убедились, насколько оно актуально. Ведь и в наше время многие крылатые фразы используются в быту. Пьесу наполняют яркие образы и сравнения. Здесь очень много остроумных высказываний, а язык насколько понятен, что по праву делает произведение великим и народным. Главная же его ценность в том, что в отличие от других писателей 18-19 вв, которые обличали пороки отдельных людей, Грибоедов обрушился с сатирой на весь жизненный уклад, который полностью погряз в пороках. В этом и была сила комедии, что стала достоянием русской литературы и с удовольствием читается в наши дни.

«Горе от ума» анализ комедии Грибоедова

А какую оценку поставите вы?


Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума» Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Случайно сталкивается с ней в комнате и допытывается, кого она любит. Софья отвечает, что «весь свет», и высказывает Чацкому: вы слишком саркастичны, насмехаетесь то над тем, то над другим, а не лучше ли вам обратить больше внимания на самого себя? (См. полный текст «Горя от ума» .)

Чацкий откровенно расспрашивает её насчёт Молчалина . Есть ли в нём «та страсть, то чувство, пылкость та, чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?» Не слишком ли Молчалин смирен? Не приписали ли вы ему в воображении те качества, которых он не имеет?

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Софья сожалеет про себя, что она Чацкого «нехотя с ума свела», однако. Но отрицает свою любовь к Молчалину. Говорит, что просто сострадает ему, когда слышит, как зло Чацкий его высмеивает. Софья настаивает: Молчалин неглуп, он умеет кротостью обезоружить вспыльчивого Фамусова , по доброте души проводит целые часы со скучными старичками. «Он наконец: уступчив, скромен, тих… Чужих и вкривь и вкось не рубит».

Слушая Софью, Чацкий убеждает себя: она не способна полюбить Молчалина – слишком мелки те свойства характера, которые она в нём хвалит. О Скалозубе же Софья прямо говорит: он герой «не моего романа».

Появляется Лиза и потихоньку говорит Софье, что к ней собирается придти Молчалин. Софья покидает Чацкого под предлогом, что ей надо к «прикмахеру». В комнату к Чацкому входит Молчалин. Чацкий спрашивает, как он поживает. Молчалин рассказывает, что недавно получил служебное повышение по Архивам: начальство оценило два его таланта – умеренность и аккуратность. «Чудеснейшие два! и стоят наших всех», – иронизирует Чацкий. Молчалин намекает, что Чацкий просто завидует: ведь ему «не дались чины». Рассказывает, как влиятельная московская дама Татьяна Юрьевна, воротясь из Петербурга, рассказывала: существовавшая прежде связь Чацкого с министрами быстро оборвалась. К большому удивлению Молчалина Чацкий даже не знает, кто такая Татьяна Юрьевна.

Молчалин советует Чацкому послужить в Москве: «и награжденья брать и весело пожить». Чацкий отвечает: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь; а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа». Молчалин вспоминает ещё какого-то Фому Фомича. Чацкий называет этого начальника отделения «пустейшим и бестолковым человеком» и интересуется мнением о нём Молчалина. «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь… В чинах мы небольших», – с наигранной скромностью отвечает Молчалин.

Чацкий почти открыто насмехается над ним и вновь приходит к мысли, что Софья не может любить такое ничтожество.

В дом Фамусова собираются гости на бал. Лакеи готовят столы. Чацкий стоит одиноко. Подъезжает карета. Молодая дама Наталья Дмитриевна удивлена, увидев Чацкого: она полагала, что он далеко от Москвы. Рассказывает, что вышла замуж за Платона Михайловича Горича. Входит и сам Платон Михайлович, тоже близкий знакомец Чацкого. Чацкий шутливо осведомляется: после женитьбы «забыт шум лагерный, товарищи и братья»? – Горич с сожалением отвечает: теперь у меня иные занятия; сейчас вот твержу на флейте дуэт a-мольный. «Брат, женишься, тогда меня вспомянь! От скуки будешь ты свистеть одно и то же». Чацкий напоминает Горичу прежние дни военной службы в полку. Однако Наталья Дмитриевна спешит ответить: у Платона Михайловича сейчас рюматизм и головные боли, он любит город, Москву, а в глуши армейского гарнизона погубит свои дни. Наталья Дмитриевна назойливо опекает мужа, настаивает, чтобы он застегнул жилет, отошёл от сквозняка. Горич даже возводит глаза к небу. Чацкий: «Не в прошлом ли году, в конце, в полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя и носишься на борзом жеребце; осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла». – Горич: «Эх! братец! славное тогда житьё-то было».

Подъезжает семья Тугоуховских: князь и княгиня с шестью незамужними дочерьми. Наталья Дмитриевна бежит лобызаться с ними. Дамы громко обсуждают фасоны платьев и шарфов. Княгиня, заметив Чацкого, спрашивает у Натальи Дмитриевны, кто он. Та отвечает: «Чацкий, холостяк». Княгиня тут же велит князю идти «звать Чацкого к нам на обед». Глуховатый князь, выслушав указание жены через слуховую трубку, идёт его исполнять. Тем временем княгине объясняет: Чацкий не камер-юнкер и не богат. Княгиня: «Князь, князь, назад!»

Подъезжают ворчливые, всем раздражённые графини Хрюмины. Прибывают и другие гости. Между ними суетливый Загорецкий, который тут же предлагает Софье билет на завтрашний спектакль, который достал по знакомству. Загорецкий пробует заговорить с Горичем, но тот с отвращением советует ему «морочить женщин». Горич рекомендует Загорецкого Чацкому как «отъявленного мошенника и плута», с которым и в карты садиться опасно.

Появляется старуха Хлёстова, свояченица Фамусова, с арапкой-девкой и собачкой. Хвалится ими перед Софьей. Говорит, что достать их помог Загорецкий. Загорецкий, услышав эти слова, выставляется вперёд из толпы. Но Хлёстова продолжает о нём Софье: «лгунишка, картёжник, вор» – и Загорецкий тут же исчезает. Чацкий хохочет над этой сценой. Хлёстовой его смех не нравится: она думает, что Чацкий смеётся над нею.

Выходит Фамусов, громко спрашивая, приехал ли Сергей Сергеич Скалозуб. Тот вскоре появляется. Молчалин уже занял для Хлёстовой место за карточным столом. Гладит её шпица и восхищается его шёрсткой.

Чацкий подходит к Софье. Насмехается над льстивыми повадками Молчалина, находит в нём сходство с Загорецким. Когда Чацкий отходит, Софья в бешенстве. «Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства! Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!» К Софье подходит господин N, осведомляется о Чацком. Софья: «Он не в своём уме!» Господин N удивлён и заинтересован. Софья, заметив это, думает про себя: «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?»

Господин N передаёт слух о сумасшествии Чацкого господину D. От господина D новость переходит к Загорецкому. Тот уверяет, что и прежде слышал: Чацкий сидел на цепи в жёлтом доме, но потом его с цепи спустили. Загорецкий рассказывает слух графиням Хрюминым. Внучка, недолго думая, подтверждает: она и сама заметила сумасшествие Чацкого. Глуховатой графине-бабушке вообще слышится: Чацкий то ли сведён в тюрьму, то ли перешёл в басурманство. Бабушка пытается рассказать новость такому же глухому князю Тугоуховскому.

Весть о «безумии Чацкого» мало-помалу узнают все гости. Никто не ведает, от кого первого она пошла. Фамусов говорит, что нимало не удивляется, ибо Чацкий «чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, хоть пред монаршиим лицом, так назовёт он подлецом!..» Все очень рады новости, все имеют причины досадовать на умного, язвительного Чацкого. Фамусов уже уверяет, что мать Чацкого сходила с ума восемь раз. Хлёстова осведомляется: «он пил не по летам»? Наталья Дмитриевна подтверждает: «бутылками-с, и пребольшими», а Загорецкий: «Нет-с, бочками сороковыми». Фамусов заявляет: «Ну вот! великая беда, что выпьет лишнее мужчина! Ученье – вот чума, учёность – вот причина».

Все подхватывают тему о вреде учения. Княгиня Тухоуховская рассказывает о своём родственнике, который учился в Педагогическом институте и теперь: «От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Фёдор, мой племянник». Скалозуб говорит, что уже есть проект переустроить все школы и гимназии на военный лад, «а книги сохранят так: для больших оказий». Фамусов: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь». Загорецкий возмущается, что баснописцы в своих стишках насмехаются «над львами и орлами». Начинают горячо спорить о том, сколько крестьянских душ имеет Чацкий.

Появляется он сам. Все пятятся от него («не начал бы драться»). Чацкий подходит к Софье, говорит ей, что ему не понравилась Москва. Рассказывает, как только что говорил в соседней комнате с приезжим французиком из Бордо. Тот боялся ехать в Россию, «к варварам», но когда прибыл сюда, почувствовал себя как будто в собственном отечестве: все говорят по-французски, у дам такие же наряды… Чацкий возмущается отсутствием национального духа в высшем российском обществе.

Ах! если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.


1. МЕСТО ЭПИЗОДА

3 действие 3 явление. Данный эпизод начинается сразу после слов Чацкого "Я там дни целые пожертвую молве. Про ум Молчалина...", что дает понять, что речь пойдет об открытии образа Молчалина.

2. РОЛЬ ЭПИЗОДА

Описание некоторых пунктов в характере Молчалина. Благодаря диалогу и разногласиям, также дается и описание Чацкого, сравнение их отношения к службе, к жизни, делам и развлечениям, выявляется наличие ил отсутствие у каждого из них собственного мнения.

Следовательно, данный эпизод помогает охарактеризовать персонажей для более глубокого дальнейшего понимания действий в комедии.

3.ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Основными являются два конфликта - любовный и социальный. В данном эпизоде столкновения в любовном конфликте не возникает, Чацкий лишь ведет короткое размышление о том, как же Софья могла выбрать такого человека, как Алексей Степаныч. Роль данного отрывка комедии в основном прослеживается в раскрытии социального конфликта. Для этого противопоставляются две стороны: разум, честь, нравственные ценности - Александр Андреевич Чацкий, и прислужничество, стремление к выгоде, богатству любыми путями - Алексей Степанович Молчалин.

4. РОЛЬ ЭПИЗОДА В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРОВ ГЛАВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

"- Вам не дались чины, по службе неуспех?"

"- Чины людьми даются, а люди могут обмануться"

Молчалин в первую очередь интересуется чином, судит человека по карьере и так составляет отношение к нему. Чацкий сразу дает понять, что для него чин - лишь отдельная характеристика человека. Александр Андреевич судит по уму, внутренним качествам, причем каждого по единой норме оценок. Чин - это показатель того, как сильно человек умеет прислужничать и подмазываться к более "высоким людям".

" - Я с нею не знаком.

С Татьяной Юрьевной!!!"

Молчалин делает акцент на этом имени, словно говорит: "Как можно не знать такого великого человека с таким высоким чином?". Для Чацкого же эта женщина не является святой из-за своего положения; на утверждение собеседника, что Александру Андреевичу нужно к ней съездить, тот отвечает: "На что же?" - не видя в этом смысла.

5.ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАЦКОГО

Чацкий - умен, красноречив и в общем-то очень разговорчив. Борец за социальную независимость и оценку человека не по чину, а по уму и развитию. Считает, что "чины людьми даются, а люди могут обмануться". Не ищет покровительства, находясь в делах, отдается им полностью, в веселье - веселью. Он не из тех, кто "смешивает два эти ремесла". Он "глупостей не чтец, а пуще образцовых".

По мнению Чацкого, человек не должен полностью отдаваться чужому мнению, независимо от своего чина; свое мнение всегда должно быть.

6.ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛЧАЛИНА

Молчалин - ярко выраженный прислужник. Как сказал Чацкий: "Ума в нем только мало", "Услужлив, скромненький в лице румянец есть", "не богат словами". В разговоре сразу стал хвалиться чинами. Имеет два таланта: умеренность и аккуратность. Прислуживание и стремление к богатству лишают его всяких моральных ценностей. Восхищается богатыми людьми с высокой должностью, не смеет высказать своего мнения из-за того, что "в его лета не должно сметь своё суждение иметь", и свято для него чужое, шаблонное мнение.

7. КОМПОЗИЦИЯ ЭПИЗОДА

Завязка: размышления Чацкого о Молчалине и начало разговора с ним.

Развитие действий: Разговор между персонажами

Кульминация: "Не смею моего сужденья произнесть..." - начало основного момента, определяющего положение и жалкость Молчалина.

Развязка: "С такими чувствами, с такой душою любим!.. Обманщица смеялась надо мною!"

Автор неоднозначно относится к Чацкому. С одной стороны, он является положительным героем относительно фамусовского общества, умен, не утратил моральных ценностей, благороден. С другой стороны, Александр Андреевич является слишком навязчивым, слишком умным для тех людей. Он пытается изменить уже сформировавшееся мировоззрение представителей века минувшего и тех, кто находится под их влиянием. Это и стало причиной того, что его стали звать сумасшедшим. Молчалин - явный отрицательный герой. Грибоедов показывает его жалким и безнравственным, но при этом удачливым из-за его положения: он подмазывается к Фамусову, пробивая себе карьерный путь, и все, до поры до времени, шло у Молчалина весьма удачно. Только из-за этого он выигрывает у Чацкого в любви, в отношении посторонних людей.

Загрузка...