crimea-fun.ru

Княжна горе от ума. Cочинение «"Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!"

Эксперты, переписывающие по поручению правительства стратегию развития России до 2020 г., разослали в министерства промежуточную версию труда. В августе документ рассмотрит президиум правительства. Если не менять роста, экономику России ждет один из двух сценариев: либо экономика будет медленно затухать, либо надуются и потом лопнут пузыри.

В 1999-2008 гг. российская экономика интенсивно росла благодаря притоку капитала и расширению внутреннего рынка. Эта эпоха закончилась, уже со следующего года рост замедлится до 2-2,5 % в год (прогноз Минэкономразвития на 2011 г. — 4,2 %, на 2012 г. — 3,5 %), обещают правительственные эксперты.

Если правительство попытается разогнать экономику до роста на 6-7 % в год (стимулируя потребление и кредит), то к концу десятилетия Россию ждут «кредитная яма» размером в 16 % ВВП и болезненный кризис, предрекают эксперты.

Нынешняя модель себя исчерпала из-за трех фундаментальных ограничений: закрытости экономики, недостатка прямых и длинных инвестиций, недостатка конкуренции на внутреннем рынке.

Комментарий Игоря Залюбовского

Эксперты по поручению правительства в промежуточном докладе по стратегии развития России до 2020 г.: «Если не менять модели роста, экономику России ждет один из двух сценариев: либо экономика будет медленно затухать, либо надуются и потом лопнут пузыри» и т. д. и т. п.

Подобные документы вызывают неизбывную скуку. И не только потому, что пишутся в основном для конъюнктуры. И не потому, что авторы, по сути, ни за что из написанного не отвечают: что там будет с нами к 2020 г. — Бог весть, и кто тогда вспомнит сегодняшние доклады… Складывается впечатление, что авторы примерно так и рассуждают, и возникает своеобразный (замечу, крайне высокооплачиваемый) «клуб по интересам» — некие рассуждения на заданную тему, обрастающие мнениями различных экспертов, и катится это по наезженной колее всякого рода прогнозов, которые интересны разве что участвующим в них.

Что это я так резко, скажет читатель, разве прогнозы не нужны? Или никому не интересны?

Как специалист по компьютерной прогностике, отвечу: конечно, нужны и интересны. Но мы с вами живем в XXI веке, и сегодня прогнозирование — это не просто набор мнений тех или иных экспертов, а довольно строгие компьютерные и статистические процедуры, основанные на различных нелинейных алгоритмах с привлечением мощных компьютеров. Но главное, для такого прогноза должен присутствовать ясный и прозрачный объект, в данном случае — российская экономика и ее развитие. И вот с этим возникает самая большая проблема, в смысле нужно анализировать то, что вроде как бы и есть, но одновременно как бы и не совсем.

Для простоты понимания давайте вспомним наше недавнее прошлое. Во времена СССР в ЦРУ были уникальные специалисты, которые могли по тому, где кто стоял из членов Политбюро на трибуне или как была изогнута бровь у Леонида Ильича при посещении совхоза им. прогнозировать назначения и увольнения в советских верхах. Иногда американцам удавались удивительно точные предвидения, правда, развала СССР Америка не ожидала. Но речь о другом: подобные прогнозы делались не от хорошей жизни, а от безысходности, поскольку реальная информация из-за железного занавеса практически отсутствовала.

Сейчас, конечно, все по-иному, и информации в избытке, но ее достоверность, как бы помягче выразиться, «вызывает вопросы».

Вот были у нас, к примеру, доблестные служители на букву М, а теперь они же стали на букву П. И вроде много информации в СМИ, как все улучшается в результате этого — прямо на глазах. И очень хочется верить. Так и представляется: едешь по трассе, тебя останавливает вежливый служитель порядка и говорит: «Мы теперь не на букву М, а на букву П. Так что денег нам никаких не нужно, а я Вас остановил просто пожелать счастливого пути». Только глаз (вот противный орган!) видит иную картину.

И вдруг попалась информация: африканское племя Бабонго переименовывало засушливый месяц, чтобы новому названию Бог ниспослал дожди.

Или вот национальные проекты. Может кто-то (кроме «экспертов по поручению») утверждать, положа руку на сердце, что видит, как они работают. Не анализировать нечто малопонятное в цифрах, а выйти на улицу, оглянуться и самому убедиться, что идет, например, масштабное строительство дорог. Как в Китае: проект, подобный нашему, есть, и масштабное дорожное строительство видно повсюду. И у нас проект вроде присутствует, и написано, что вот же он — на глазах, но невольно хочется спросить: «На чьих глазах?»

Еще немного истории. В 80-х годах руководство СССР задумало создать прогностическую суперсистему для народного хозяйства и превзойти в этом саму RAND Corporation. По задумке эта система должна была базироваться на двух основаниях — анализе экономики и анализе рабочей силы (т. е. персонала, говоря сегодняшним языком). Для работы над этим проектом были привлечены лучшие умы, в частности экономическую часть возглавлял Павел Бунич.

В итоге система была построена только наполовину — в части анализа персонала из нее вышли ныне широкоизвестные экспертные комплексы НПО «Эталон». А экономическую часть Бунич делать отказался и пояснял это впоследствии на таком примере: «Если курс рубля определяется экономическими причинами — его можно постараться спрогнозировать. Но если курс исчисляется по звонку со Старой площади — корректный прогноз нереален, поскольку слишком многое зависит от манипулирования».

Увы, этот пример выдающегося экономиста академика Павла Бунича и в сегодняшних российских реалиях не потерял актуальности.

P. S. Пояснение из «Википедии». Старая площадь в разговорной речи — синоним высшего руководства: в советский период в доме № 4 по Старой площади располагался Центральный комитет КПСС, в настоящее время это же здание занимает Администрация Президента РФ.

С уважением к читателям, Игорь Залюбовский

Примерные темы итогового сочинения по литературе 2015-2016

Яндекс.Директ

Предлагаем вам примерные темы выпускных сочинений по направлениям.

1. Время:

Проблемы века

Время поиска

Время рассказать о человеке…

Человек и время

Общество и эпоха

Время мужания

Время испытаний

Пора взросления

Время, вперед!

Герой(и) нашего времени

« О времена, о нравы! » (Марк Туллий Цицерон)

История - ключ к пониманию народа

Писатель – судья своего времени

" Время разбрасывать камни и время собирать камни" (Из Библии.)

« Времена не выбирают, в них живут и умирают » (А.С.Кушнер)

« В наши подлые времена человеку совесть нужна » (Н.Коржавин)

2. Дом:

Дом – центр мира для человека

Дом-основа человеческого бытия

Дом – хранитель православных ценностей

Дом – прекрасная мечта о счастье

Дом – жилище, местообитание семьи

Дом – островок, крепость в хаосе революционных, военных событий

Дом – пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил.

Дом – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций.

Дом – утверждение вечности, красоты и прочности жизни.

Дом – портрет души семьи.

Дом – памятник человеку

Дом – хоромина для души и тела.

Потеря дома – крушение нравственных идеалов. (О затоплении деревень в 70-80 годы 20 века.)

Дом – разлад с собой и миром.

Дом – совесть для человека

Дом – тревога

Дом – судьба

Дом – возрождение идеалов.

Дом – Россия

Дом – это место, где тебя всегда ждут

« Родительский дом- начало начал »

3. Путь:

Ах, дорожка, фронтовая…

Долгий путь домой…

Жизненный путь

Путь познания

Путь в вечность (Человек родом из вечности.)

Дорога в никуда…

Дорога чести

Тип « русского скитальца » в литературе

« Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь » (Н.А.Некрасов)

Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо)

Путь к себе...

4. Любовь:

Любовь на века

Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Любовь сильнее смерти…

Любовь и война…

Любовь и разлука…

Любовь есть духовное возрождение...

Лики любви...

« Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, высокой любви? »

« От любви к женщине родилось все прекрасное на земле » (А.М.Горький)

Лицемерная любовь хуже ненависти.

5. Год литературы в России:

« Моя любимая книга »

« Роль книги в моей жизни »

« Кто для Вас идеальный герой литературы? »

« Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете? »

« Можно ли обойтись без книг? »

« Можно ли испытать радость, читая книгу? »

« Какие вопросы задает человеку литература? »

Литература - это исповедь или проповедь?

Какие мысли и чувства вызывают финальные сцены любимых книг?

« Самые яркие персонажи в литературе - неудавшиеся отрицательные герои. Самые тусклые - неудавшиеся положительные ». (С.Д.Довлтов)

« Поэт в России - больше, чем поэт »

« Хорошая книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро. »(Ф.Абрамов)

« Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению » (Ф.Бэкон)

Юбилейные даты « Года литературы в России »:

« Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом (А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня? »

« А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте »,

« Мой А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) » и т.д.

Любовь- высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античности. Тему Любви можно раскрыть по-разному:

любовь к мужчине или женщине

любовь к родителям или ребенку

любовь к Родине

любовь к делу, которое ты выбрал.

Смотреть материалы для подготовки

Любовь к женщине или мужчине…

Неисчерпаемость этой темы очевидна. Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя!. Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы разных эпох обращались к этой вечной теме, пытаясь средствами своего жанра выразить очарование, гармонию, драматизм любви, постичь ее тайну. Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литерат урным материалом для осмысления феномена любви.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», И.С.Тургенев «Отцы и дети»,И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Анна Каренина», А.И.Куприн "Гранатовый браслет", М.А.Шолохов «Тихий Дон» и многие другие. Приводя примеры из этих произведений, важно помнить, что любовь бывает разной - страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной... В указанных книгах говорится о любви несчастливой, а вот о счастливой любви можно взять примеры в произведениях: Л.Н.Толстой "Война и мир", М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита", О.Генри "Дары волхвов", А.И.Куприн "Куст сирени".

Любовь к Родине в ЛИРИКЕ

М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину - значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине - тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляе

т свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-кре постническую, официальную Россию.

Н.А.Некрасов

Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны -

Я песни Родине слагал! -

заявлял поэт в стихотворении “Тишина”. Он любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился”; “Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” - с такими словами обращался поэт к Родине. В творчестве Некрасова слова “любовь к Родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “печаль”:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,-

писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил, ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.

С.А.Есенин

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”. И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, которая для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина. В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях “Запели тесаные дроги...”, “Гой ты, Русь, моя родная” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” - восклицает он, обращаясь к Руси.

Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

А.А.Блок

По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В стихотворении «Русь» поэт создает атмосферу тайны, язычества:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И мутным взором колдуна.

В стихах этого цикла поэт дает и реальные черты Родины, и ее символический облик, показывает страну с разных сторон, многоликой и величественной в своей необъятной широте.

…До боли

Нам ясен долгий путь!

Здесь поэт пытается в истории Руси, в событиях Куликовской битвы найти ответы на вопросы современности. Древний мир противопоставлен России рубежа XIX–XX веков. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы, ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой.

В стихотворении «Россия» Блок выступает как гражданин и патриот, который не мыслит себя без Родины. Он переживает вместе с ней горькую судьбу, ее нищету, видит тяжелую жизнь народа. Перед нами предстает Россия в образе женщины с тяжелой долей, но волевым характером:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка.

А.А.Ахматова

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Эта тема стала одной из основных в ее поэзии, прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для неё эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе. Впервые тема Родины появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая». В него вошли стихотворения, написанные в 1912--1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»). В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль, переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы«туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (если считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигранто

в Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой - «не осквернился») скорбный дух...

Любовь к МАТЕРИ

О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами. О них слагают песни, стихи, прекрасные легенды и серьезные книг.

Для христианского мира прообразом идеальной матери, конечно же, является Богородица. Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость – эти ассоциации возникают при упоминании о Пресвятой Деве даже у людей, далеких от Церкви.

Н.А. Некрасов Стихотворения «Великое чувство…», «Мать»

Стихотворение посвящено самому святому в жизни каждого человека – матери:

Великое чувство, его до конца

Мы живо в душе сохраняем.

Мы любим сестру и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем

С помощью синтаксического параллелизма Некрасов акцентирует наше внимание на риторическом восклицании «Великое чувство!» и на мысли, что ни дети, ни матери не могут обойтись друг без друга.

Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

(Из стихотворения «Мать»)

С.А.Есенин Стихотворение "Письмо к матери". Сердце поэта тянется к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С.Есенин обращается с письмом-стихотво

рением к матери:

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Это - доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов ("вечерний несказанный свет") и эмоционально окрашенного слова "струится".

Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о "кабацких драках", о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она "часто ходит на дорогу". Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну.

И.А.Бунин Стихотворение "Матери".

В стихотворении поэт вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает:

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

«Ангел-хранитель над тобой!»

Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни.

Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!».

В.А.Закруткин Повесть "Матерь человеческая"

В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы. Мужа Ивана и сына Васятку повесили фашисты. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка. Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, встретив раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!». И сердце русской женщины дрогнуло. Мария принимает под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор. Повесть В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, чья душа пропитана любовью.

Любовь к своей профессии

Конфуций писал: «Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте». Любовь к своему делу… Это качество в людях завораживает, останавливает и вызывает желание либо испытать нечто подобное, либо как можно быстрее убежать от слепящего чувства восторга, которым искрятся увлеченные. Они как влюбленные, встречаясь с которыми, люди не могут скрыть своего отношения к жизни, радости и любви.

В каких книгах российских классиков можно найти примеры для раскрытия этой темы?

Н.С.Лесков «Левша», И.С.Тургенев «Отцы и дети», А.П.Платонов "В прекрасном и яростном мире", Ю.П.Герман «Дело, которому ты служишь», В.М.Санин "72 градуса ниже нуля", Д.А.Гранин "Иду на грозу", "Зубр", В.Г.Распутин "Уроки французского", В.Д.Дудинцев "Белые одежды".

Составитель: И.А.Суязова

ФИПИ : Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Дамы света (по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума")

PВ системе персонажей пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума” важное место занимают женские образы. Центральным является образ Софьи, дочери Фамусова, московского барина, управляющего в казенном месте. Ее образ трудно определить однозначно. Пушкин в своей критической статье заметил: “Софья начертана неясно”.

Французские книжки, на которые сетует Фамусов (“Ей сна нет от французских книг”), фортепиано, стихи, французский язык и танцы - вот то, что считалось необходимым в воспитании барышни того времени. С одной стороны, семнадцатилетняя девушка житейски мудра (ведь она дочь своего отца), рассудительна, с другой стороны, слепа в своей любви к Молчалину. Ведь она любит не его, а тот идеал, который она почерпнула из сентиментальных французских романов. Но этот идеал на самом деле оказывается далек от совершенства. Она искренна в своем стремлении покровительствовать “безродному” Молчалину, в дальнейшем же надеясь сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Ведь Софья - девушка своего класса и времени. А в обществе царит всевластье женщин, поэтому “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей” - это осознанная или неосознанная мечта Софьи.

Именно Софья повинна в том, что Чацкий был объявлен сумасшедшим. Это она заклеймила его, сказав: “Вот нехотя с ума свела”. Конечно, героине с ее житейской мудростью ближе Молчалин, который принимает “вид любовника в угодность дочери такого человека”, а с Чацким ей бы пришлось выпить свою чашу страдания, вынести свой “мильон терзаний”. Она в данном случае руководствуется здравым смыслом с точки зрения фамусовского общества, поступает так, как велит закон данного общества.

Образы женщин в комедии представлены также второстепенными и эпизодическими персонажами. Это и остроумная горничная в доме Фамусова Лиза, являющаяся вторым резонером в комедии и выполняющая роль субретки, дающая меткие характеристики персонажам; и Наталья Дмитриевна Горич, держащая своего мужа под каблуком, обращающаяся с ним, как с ребенком; и княгиня Тугоуховская, ярая противница просвещения, с негодованием рассказывающая о Педагогическом институте в Петербурге, где профессора “упражняются в расколах и безверьи”; и шесть ее дочерей, которых никак не могут выдать замуж, думающие только о модных “складочках” и “фасонах”. Сюда же относятся также графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины, вынужденные ездить по балам и гостям в поисках жениха для престарелой внучки. Особый вес имеет в этом обществе старуха Хлестова, ярая крепостница, осуждающая обучение в “пансионах, школах, лицеях”.

И. А. Гончаров в критическом этюде “Мильон терзаний” так писал о веренице образов гостей в доме Фамусова: “Наплыв этих лиц так обилен, портреты их так рельефны, что зритель холодеет к интриге, не успевая ловить эти быстрые очерки новых лиц и вслушиваться в их оригинальный говор”. Все они, безусловно, принадлежат фамусовскому обществу, являясь его типичными представительницами.

Грибоедов показал в своем произведении не только сценические персонажи фамусовского общества, но и внесценические, которые также воплощают в себе черты “века минувшего”. Это Арина Власьевна, Лукерья Алексевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андреевна, Прасковья Федоровна. Упоминается и Екатерина II, .при дворе которой служил дядя Фамусова Максим Петрович, который “сгибался вперегиб”, когда ему “надо было подслужиться”. Мы узнаем и о “наезднице” княгине Власовой, упавшей с лошади и ищущей теперь мужа “для поддержки”. Немалый вес в фамусовском обществе имеет и Татьяна Юрьевна, которой “чиновные и должностные - все ей друзья и все родные”. Именно к ней советует Молчалин съездить Чацкому для покровительства и получения чина. Упоминается Фамусовым и покойная мать Чацкого, по словам которого, она “с ума сходила восемь раз”. Всю фамусовскую Москву держит в страхе княгиня Марья Алексевна, имя которой произносит почтенный барин в страхе: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Дополняет женское общество и такой внесценический персонаж, как мадам Розье, которой Фамусов доверил воспитание своей дочери. “Вторая мать” Софьи была умна, “нрав тихий, редких правил ”, но допустила, по мнению Фамусова, единственную ошибку -

За лишних в год пятьсот рублей

Сманить себя другими допустила.

Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлена целая галерея женских образов, типичных представительниц “века минувшего”. Все они являются порождением московской жизни первой четверти XIX столетия и воплощением наиболее типичных ее черт, при этом каждый из образов, будь то сценический или внесценический персонаж, обладает своей индивидуальностью. Именно женщины дополняют картину жизни патриархального русского общества, не приемлющего никаких перемен и так яро отстаивающего свои жизненные принципы, которые позволяют им жить безбедно за счет самодержавно-крепостной системы. Поэтому общество так напугано распространением новых, прогрессивных идей передовой дворянской молодежи, усматривая в них опасность перемен в их жизни.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это своего рода «энциклопедия русской жизни» первой половины XIX века. Значительно расширив рамки повествования за счет множества второстепенных и внесценических персонажей, Грибоедов обрисовывает в ней великолепные человеческие типы современной ему Москвы.

Как замечает О. Миллер, почти все второстепенные лица комедии сводятся к трем типам: «Фамусовы, кандидаты в Фамусовы и Фамусовы-неудачники».

Первым из них в пьесе появляется полковник Скалозуб, «поклонник» Софьи. Это «Фамусов в армейском мундире», но, вместе с тем, Сергей Сергеич «гораздо ограниченнее Фамусова».

Скалозуб обладает характерной внешностью («трех сажен удалец»), жестами, манерами, речью, в которой множество военных терминов («дивизия», «бригадный генерал», «фельдфебель», «дистанция», «шеренга»).

Столь же типичны и черты характера героя. Грибоедов подчеркивает в Скалозубе грубость, невежество, умственную и духовную ограниченность. Отвергая его «потенциальное жениховство» , Софья замечает, что он «слова умного не выговорил сроду». Будучи не слишком образованным, Скалозуб выступает против наук и просвещения, против «новых правил». «Ученостью меня не обморочишь...», — уверенно заявляет он Репетилову.

Кроме того, автор подчеркивает в Скалозубе еще одну черту — карьеризм, «грубо выраженную страсть к крестам» (Н. К. Пиксанов). Сергей Сергеич с едва ли осознаваемым цинизмом рассказывает Фамусову о причинах своего продвижения по службе:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

В доме Фамусова Скалозуб — желанный гость: Павел Афанасьевич считает его подходящим женихом для Софьи. Однако Софья, как и Чацкий, далеко не в восторге от «достоинств» Сергея Сергеича. По-своему поддерживает племянницу и старуха Хлестова:

Ух! я точнехонько избавилась от петли;

Ведь полоумный твой отец:

Дался ему трех сажень удалец, —

Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?

Наконец, очень метко характеризует Скалозуба Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Образу Скалозуба присущи элементы комического. На это намекает уже сама фамилия героя. О шутках Скалозуба в комедии говорит Лиза.

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

Зачастую комична и речь Сергея Сергеича. Так, о Москве он замечает: «Дистанции огромного размера», о родстве с Настасьей Николавной — «Мы с нею вместе не служили», о падении Молчалина с лошади — «Взглянуть, как треснулся он — грудью или вбок?»

Н. К. Пиксанов считал образ Скалозуба недостаточно разработанным, незавершенным. Читателю непонятно, собирается ли Скалозуб жениться на Софье, а также догадался ли он о ее романе с Молчалиным, увидев реакцию Софьи на падение Молчалина с лошади. Однако, несмотря на некоторую незавершенность, образ Скалозуба очень органично вошел в круг действующих лиц, созданных Грибоедовым.

Столь же ярко и живо обрисованы практически все персонажи комедии.

Одними из первых приезжают к Фамусову князь и княгиня Тугоуховские. Они надеются на балу присмотреть богатых женихов для своих дочерей. В поле их зрения неожиданно попадает Чацкий, но, узнав о том, что он не богат, они оставляют его в покое.

Супруги Тугоуховские изображены Грибоедовым сатирически. Князь Тугоуховский (на что указывает уже сама фамилия) почти ничего не слышит. Речь его состоит из отдельных возгласов: «О-хм!», «И-хм!». Он беспрекословно исполняет все указания жены. Этот герой воплощает собой постаревшего Фамусова. Княгиня Тугоуховская отличается достаточно злым нравом, язвительностью. Так, причину высокомерного поведения графини-внучки она видит в ее «несчастной судьбе»: «Зла, в девках целый век, уж бог ее простит». Как и все гости Фамусова, княгиня Тугоуховская не видит пользы в просвещении, считает, что науки несут угрозу для общества: «в Петербурге институт пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: там упражняются в расколах и безверьи профессоры!» Тугоуховские быстро подхватывают сплетню о безумии Чацкого и даже пытаются убедить в этом Репетилова.

Среди гостей Фамусова и графиня Хрюмина с внучкой, которые тоже рады поверить в сумасшествие Чацкого. Графиня-внучка сообщает новость Загорецкому. Графиня-бабушка же, страдая от глухоты, по-своему истолковывает все услышанное. Она объявляет Александра Андреевича «окаянным вольтерьянцем» и «пусурманом».

К гостям Фамусова присоединяется и его свояченица, старуха Хлестова. С. А. Фомичев называет эту героиню Фамусовым для женской половины общества. Хлестова — уверенная в себе барыня, неглупая, бывалая, по-своему проницательная. Чего стоит одна только характеристика, данная ей Загорецкому:

Лгунишка он, картежник, вор...

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

Двоих арапченков на ярмарке достал;

Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;

А мне подарочек, дай бог ему здоровье!

Скептически она настроена и по отношению к Скалозубу, Репетилову. При всем том, Хлестова разделяет мнение гостей Фамусова о науках и просвещении:

И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

Хлестова здесь имеет в виду ланкастерскую систему обучения, однако для ее возраста и образа жизни эта путаница понятий вполне простительна и очень реалистична. Кроме того, стоит отметить, что в этом высказывании нет той воинственности, которая характерна для речей Фамусова и Скалозуба о просвещении. Скорее, здесь она просто поддерживает разговор.

В сознании Хлестовой человеческие достоинства окружающих неразрывно слиты с их социальным положением, богатством и чинами. Так, она замечает о Чацком: «Был острый человек, имел душ сотни три». Снисходительно-покровительственны ее интонации в разговорах с Молчалиным. Однако Хлестова прекрасно понимает «место» Алексея Степаныча и не особо церемонится с ним: «Молчалин, вон чуланчик твой», — заявляет она, прощаясь.

Как и многие гости Фамусова, Хлестова любит сплетничать: «уж чужих имений мне не знать!». Она мгновенно подхватывает слух о сумасшествии Чацкого и даже выдвигает свою версию событий: «Чай, пил не по летам».

Карикатурен в комедии образ Репетилова. Это как раз тип «Фамусова-неудачника». Это нелепый, безалаберный, глупый и поверхностный человек, посетитель Английского клуба, любитель выпить и покутить, пофилософствовать в шумных компаниях. Персонаж этот задает в комедии тему «идейной моды», как бы пародируя общественную линию Чацкого.

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, «Репетилову... не удалось добиться какого-нибудь действительно служебного проку от женитьбы на дочери влиятельного фон-Клока и вот он ударился в либеральное краснобайничанье...».

Репетилов пытается увлечь Чацкого «свободомыслием» и обрисовывает ему «тайные собранья» в Английском клубе, где говорят «о Бейроне», «о матерьях важных». Репетилов рассказывает Чацкому об «умной молодежи», в числе которой «истинный гений» Ипполит Удушьев. В этом описании звучит откровенная авторская сатира:

Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом.
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.

Вот что писал об этом образе Пушкин: «...Что такое Репетилов? в нём 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему подобных кающихся?»

Репетилов в комедии является своеобразной пародией на Чацкого, это персонаж-двойник, комически снижающий идеи главного героя. Литературные «собратья» Репетилова — Грушницкий из романа Лермонтова «Герой нашего времени», Ситников из романа Тургенева «Отцы и дети», Лебезятников из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Среди гостей Фамусова и «ловкий светский человек» Антон Антоныч Загорецкий. Это также тип « Фамусова-неудачника». Не сумев получить чинов и званий, он остается мелким мошенником и дамским угодником. Исчерпывающую характеристику ему дает Горич:

Отъявленный мошенник, плут:

Антон Антоныч Загорецкий.

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись, продаст.

К Платону Михайловичу присоединяется и старуха Хлестова: «Лгунишка он, картежник, вор», — говорит она Софье. Однако все «буйство» Загорецкого ограничивается жизненно-бытовой сферой. В «идейном» же смысле он совершенно «законопослушен»:

А если б, между нами,
Был ценсором назначен я,
На басни бы налег; ох! басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, Загорецкий — это кандидат в Фамусовы, но обстоятельства его сложились иначе, и он взял себе иную роль — всеобщего прислужника, угодника. Это своего рода Молчалин, необходимый всем.

Загорецкий — отъявленный болтун и лгун. Причем ложь его в комедии практически беспричинна. Он тоже рад поддержать сплетню о Чацком, даже не вспомнив, о ком идет речь: «Его в безумные упрятал дядя-плут... Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Впрочем, графине Хрюминой он выдвигает уже другую версию: «В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны».

В гостях у Фамусова и чета Горичей. Горич — старый приятель Чацкого еще со времен военной службы. Пожалуй, это единственный персонаж комедии, написанный Грибоедовым с оттенком сочувствия. Этого героя, думается, мы не можем причислить ни к одному из типов, описанных ранее (Фамусовы, кадидаты в Фамусовы, Фамусовы-неудачники). Горич — добрый и порядочный человек, который не питает иллюзий по поводу нравов светского общества (вспомним характеристику, которую Горич дает Загорецкому). Это единственный герой, который всерьез сомневается, услышав сплетню о безумии Чацкого. Однако Платон Михайлович слишком мягок. Он лишен уверенности и убежденности Чацкого, его темперамента, смелости. Подчинившись во всем жене, он стал «здоровьем слаб», «спокоен и ленив», от скуки развлекается игрой на флейте. «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей» — именно этот тип представлен в образе Горича.

Поведение Горича иллюстрирует в комедии тему покорности мужчин своим властным женам. Так же покорен и безгласен князь Тугоуховский «перед своею супругою, этою расторопной маменькой». Так же робок, тих и скромен Молчалин во время свиданий с Софьей.

Итак, Скалозуб, князь и княгиня Тугоуховские, графини Хрюмины. старуха Хлестова, Репетилов и Загорецкий, Горичи... — «все это типы, созданные рукою истинного художника; а их речи, слова, обращение, манеры, образ мыслей, пробивающийся из-под них, — гениальная живопись...». Все эти образы — яркие, запоминающиеся, оригинальные. Герои Грибоедова воплощают собой неспешный «век минувший», с его жизненными традициями и моральными правилами. Люди эти боятся новых веяний, не слишком жалуют науки и просвещение, смелость мыслей и суждений. Благодаря этим персонажам, а также внесценическим героям Грибоедов создает широкую панораму русской жизни. «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Второстепенные персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» - это своего рода «энциклопедия русской жизни» первой половины XIX века. Значительно расширив рамки повествования за счет множест­ва второстепенных и внесценических персонажей, Грибоедов обрисовывает в ней великолепные человеческие типы совре­менной ему Москвы.

Как замечает О. Миллер, почти все второстепенные лица комедии сводятся к трем типам: «Фамусовы, кандидаты в Фамусовы и Фамусовы-неудачники».

Первым из них в пьесе появляется полковник Скалозуб, «поклонник» Софьи. Это «Фамусов в армейском мундире», но, вместе с тем, Сергей Сергеич «гораздо ограниченнее Фа­мусова».

Скалозуб обладает характерной внешностью («трех сажен удалец»), жестами, манерами, речью, в которой множество военных терминов («дивизия», «бригадный генерал», «фельд­фебель», «дистанция», «шеренга»).

Столь же типичны и черты характера героя. Грибоедов подчеркивает в Скалозубе грубость, невежество, умственную и духовную ограниченность. Отвергая его «потенциальное жениховство», Софья замечает, что он «слова умного не выго­ворил сроду». Будучи не слишком образованным, Скалозуб выступает против наук и просвещения, против «новых пра­вил». «Ученостью меня не обморочишь...», - уверенно заяв­ляет он Репетилову.

Кроме того, автор подчеркивает в Скалозубе еще одну чер­ту - карьеризм, «грубо выраженную страсть к крестам» (Н. К. Пиксанов). Сергей Сергеич с едва ли осознаваемым цинизмом рассказывает Фамусову о причинах своего продви­жения по службе:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

В доме Фамусова Скалозуб - желанный гость: Павел Афанасьевич считает его подходящим женихом для Софьи. Однако Софья, как и Чацкий, далеко не в восторге от «досто­инств» Сергея Сергеича. По-своему поддерживает племянни­цу и старуха Хлестова:

Ух! я точнехонько избавилась от петли;

Ведь полоумный твой отец:

Дался ему трех сажень удалец, -

Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?

Наконец, очень метко характеризует Скалозуба Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Образу Скалозуба присущи элементы комического. На это намекает уже сама фамилия героя. О шутках Скалозуба в ко­медии говорит Лиза.

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

Зачастую комична и речь Сергея Сергеича. Так, о Москве он замечает: «Дистанции огромного размера», о родстве с На­стасьей Николавной - «Мы с нею вместе не служили», о па­дении Молчалина с лошади - «Взглянуть, как треснулся он - грудью или вбок?»

Н. К. Пиксанов считал образ Скалозуба недостаточно раз­работанным, незавершенным. Читателю непонятно, собира­ется ли Скалозуб жениться на Софье, а также догадался ли он о ее романе с Молчалиным, увидев реакцию Софьи на па­дение Молчалина с лошади. Однако, несмотря на некоторую незавершенность, образ Скалозуба очень органично вошел в круг действующих лиц, созданных Грибоедовым.

Столь же ярко и живо обрисованы практически все персо­нажи комедии.

Одними из первых приезжают к Фамусову князь и княги­ня Тугоуховские. Они надеются на балу присмотреть богатых женихов для своих дочерей. В поле их зрения неожиданно попадает Чацкий, но, узнав о том, что он не богат, они остав­ляют его в покое.

Супруги Тугоуховские изображены Грибоедовым сатири­чески. Князь Тугоуховский (на что указывает уже сама фами­лия) почти ничего не слышит. Речь его состоит из отдельных возгласов: «О-хм!», «И-хм!». Он беспрекословно исполняет все указания жены. Этот герой воплощает собой постаревше­го Фамусова. Княгиня Тугоуховская отличается достаточно злым нравом, язвительностью. Так, причину высокомерного поведения графини-внучки она видит в ее «несчастной судь­бе»: «Зла, в девках целый век, уж бог ее простит». Как и все гости Фамусова, княгиня Тугоуховская не видит пользы в просвещении, считает, что науки несут угрозу для общества: «в Петербурге институт пе-да-го-гический, так, кажется, зо­вут: там упражняются в расколах и безверьи профессоры!» Тугоуховские быстро подхватывают сплетню о безумии Чац­кого и даже пытаются убедить в этом Репетилова.

Среди гостей Фамусова и графиня Хрюмина с внучкой, которые тоже рады поверить в сумасшествие Чацкого. Графи­ня-внучка сообщает новость Загорецкому. Графиня-бабушка же, страдая от глухоты, по-своему истолковывает все услы­шанное. Она объявляет Александра Андреевича «окаянным вольтерьянцем» и «пусурманом».

К гостям Фамусова присоединяется и его свояченица, ста­руха Хлестова. С. А. Фомичев называет эту героиню Фамусо­вым для женской половины общества. Хлестова - уверен­ная в себе барыня, неглупая, бывалая, по-своему проница­тельная. Чего стоит одна только характеристика, данная ей Загорецкому:

Лгунишка он, картежник, вор...

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

Двоих арапченков на ярмарке достал;

Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;

А мне подарочек, дай бог ему здоровье!

Скептически она настроена и по отношению к Скалозубу, Репетилову. При всем том, Хлестова разделяет мнение гостей Фамусова о науках и просвещении:

И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

Хлестова здесь имеет в виду ланкастерскую систему обу­чения, однако для ее возраста и образа жизни эта путаница понятий вполне простительна и очень реалистична. Кроме то­го, стоит отметить, что в этом высказывании нет той воинст­венности, которая характерна для речей Фамусова и Скалозу­ба о просвещении. Скорее, здесь она просто поддерживает разговор.

В сознании Хлестовой человеческие достоинства окружающих неразрывно слиты с их социальным положени­ем, богатством и чинами. Так, она замечает о Чацком: «Был острый человек, имел душ сотни три». Снисходительно-по­кровительственны ее интонации в разговорах с Молчалиным. Однако Хлестова прекрасно понимает «место» Алексея Степа- ныча и не особо церемонится с ним: «Молчалин, вон чулан­чик твой», - заявляет она, прощаясь.

Как и многие гости Фамусова, Хлестова любит сплетни­чать: «уж чужих имений мне не знать!». Она мгновенно под­хватывает слух о сумасшествии Чацкого и даже выдвигает свою версию событий: «Чай, пил не по летам».

Карикатурен в комедии образ Репетилова. Это как раз тип «Фамусова-неудачника». Это нелепый, безалаберный, глупый и поверхностный человек, посетитель Английского клуба, любитель выпить и покутить, пофилософствовать в шумных компаниях. Персонаж этот задает в комедии тему «идейной моды», как бы пародируя общественную линию Чацкого.

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, «Репетилову... не удалось добиться какого-нибудь действительно служебного проку от женитьбы на дочери влиятельного фон-Клока и вот он ударился в либеральное краснобайничанье...».

Репетилов пытается увлечь Чацкого «свободомыслием» и обрисовывает ему «тайные собранья» в Английском клубе, где говорят «о Байроне», «о матерьях важных». Репетилов рассказывает Чацкому об «умной молодежи», в числе кото­рой «истинный гений» Ипполит Удушьев. В этом описании звучит откровенная авторская сатира:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист;

Да умный человек не может быть не плутом.

Когда ж об честности высокой говорит,

Каким-то демоном внушаем:

Глаза в крови, лицо горит,

Сам плачет, и мы все рыдаем.

Вот что писал об этом образе Пушкин: «...Что такое Репе­тилов? в нем 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; до­вольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему по­добных кающихся?»

Репетилов в комедии является своеобразной пародией на Чацкого, это персонаж-двойник, комически снижающий идеи главного героя. Литературные «собратья» Репетилова - Грушницкий из романа Лермонтова «Герой нашего времени», Ситников из романа Тургенева «Отцы и дети», Лебезятников из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Среди гостей Фамусова и «ловкий светский человек» Ан­тон Антоныч Загорецкий. Это также тип «Фамусова-неудач­ника». Не сумев получить чинов и званий, он остается мел­ким мошенником и дамским угодником. Исчерпывающую ха­рактеристику ему дает Горич:

Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий.

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись, продаст.

К Платону Михайловичу присоединяется и старуха Хле­стова: «Лгунишка он, картежник, вор», - говорит она Со­фье. Однако все «буйство» Загорецкого ограничивается жиз­ненно-бытовой сферой. В «идейном» же смысле он совершен­но «законопослушен»:

...А если б, между нами,

Был денсором назначен я,

На басни бы налег; ох! басни - смерть моя!

Насмешки вечные над львами! над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки дари.

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, Загорецкий - это кандидат в Фамусовы, но обстоятельства его сложились иначе, и он взял себе иную роль - всеобщего прислужника, угодника. Это своего рода Молчалин, необходимый всем.

Загорецкий - отъявленный болтун и лгун. Причем ложь его в комедии практически беспричинна. Он тоже рад поддер­жать сплетню о Чацком, даже не вспомнив, о ком идет речь: «Его в безумные упрятал дядя-плут... Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Впрочем, графине Хрюминой он выдвигает уже другую версию: «В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны».

В гостях у Фамусова и чета Горичей. Горич - старый приятель Чацкого еще со времен военной службы. Пожалуй, это единственный персонаж комедии, написанный Грибоедо­вым с оттенком сочувствия. Этого героя, думается, мы не мо­жем причислить ни к одному из типов, описанных ранее (Фа­мусовы, кадидаты в Фамусовы, Фамусовы-неудачники). Го­рич - добрый и порядочный человек, который не питает иллюзий по поводу нравов светского общества (вспомним ха­рактеристику, которую Горич дает Загорецкому). Это единст­венный герой, который всерьез сомневается, услышав сплет­ню о безумии Чацкого. Однако Платон Михайлович слишком мягок. Он лишен уверенности и убежденности Чацкого, его темперамента, смелости. Подчинившись во всем жене, он стал «здоровьем слаб», «спокоен и ленив», от скуки развлека­ется игрой на флейте. «Муж-мальчик, муж-слуга, из жени­ных пажей» - именно этот тип представлен в образе Горича.

Поведение Горича иллюстрирует в комедии тему покорности мужчин своим властным женам. Так же покорен и безгласен князь Тугоуховский «перед своею супругою, этою расторопной маменькой». Так же робок, тих и скромен Молчалин во время свиданий с Софьей.

Итак, Скалозуб, князь и княгиня Тугоуховские, графини Хрюмины, старуха Хлестова, Репетилов и Загорецкий, Горичи... - «все это типы, созданные рукою истинного художни­ка; а их речи, слова, обращение, манеры, образ мыслей, про­бивающийся из-под них, - гениальная живопись...». Все эти образы - яркие, запоминающиеся, оригинальные. Герои Грибоедова воплощают собой неспешный «век минувший», с его жизненными традициями и моральными правилами. Лю­ди эти боятся новых веяний, не слишком жалуют науки и просвещение, смелость мыслей и суждений. Благодаря этим персонажам, а также внесценическим героям Грибоедов соз­дает широкую панораму русской жизни. «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Мо­сква, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Миллер О., Григорьев А. Среда, изображаемая комедиею «Горе

от ума». - В кн: Александр Сергеевич Грибоедов. Его жизнь и сочи­нения. Сборник историко-литературных статей. Составил В. Покров­ский. М., 1908. С. 51.

Миллер О., Григорьев А. Среда, изображаемая комедиею «Горе от ума». - В кн: Александр Сергеевич Грибоедов."Его жизнь и сочи­нения". Сборник историко-литературных статей. Составил В. Покров­ский. М., 1908. С. 52.

Пушкин А. С. Письмо к А. А. Бестужеву. - В кн: А. С. Гри­боедов в русской критике. М., 1958. С. 41.

Незеленов. Женское общество в комедии «Горе от ума». - В кн: Александр Сергеевич Грибоедов. Его жизнь и сочинения. Сбор­ник историко-литературных статей. Составил В. Покровский. М., 1908. С. 7.

Белинский В. Г. Горе от ума. - В кн: В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., 1987. С. 241.

Гончаров И. А. Мильон терзаний.

Загрузка...