crimea-fun.ru

«Клитемнестра узнает, что Ифигению принесут в жертву». «Похищение Елены», Гвидо Рени, Лувр

Елена - в греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. По самой популярной версии мифа, Елена была дочерью смертной женщины Леды и бога Зевса, который явился Леде в образе прекрасного лебедя. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. По другой версии мифа, Леда лишь сберегла у себя яйцо, снесённое богиней возмездия Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь. В юности Елена была похищена Тесеем и Пирифоем, однако когда они отправились в царство Аида за Персефоной, Елену освободили и вернули обратно её братья Диоскуры.

Слух о красоте Елены распространяется по Греции и сватать её приезжают несколько десятков знаменитейших героев, среди которых Одиссей , Менелай, Диомед, оба Аякса, Патрокл. Земной отец Елены Тиндарей, царь Спарты, во избежание обид среди женихов по совету Одиссея связывает всех женихов Елены клятвой оберегать в дальнейшем честь её будущего супруга. После этого мужем Елены Тиндарей выбирает Менелая. На этот выбор явно повлияло то, что Клитеместра (другая дочь Тиндарея) была замужем за братом Менелая - Агамемноном, царем Микен.

Вскоре Тиндарей уступил царскую власть в Спарте Менелаю и своей дочери Елене. В браке с Менелаем Елена родила дочь Гермиону. Безмятежная жизнь Менелая и Елены длилась около 10-ти лет, пока в Спарту не приехал троянский царевич Парис , которому Афродита обещала самую прекрасную из женщин (Елену) в награду за то, что Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь. Парис, пользуясь отсутствием Менелая, увозит Елену в Трою. Согласно самой популярной версии мифа, Афродита внушила Елене любовь к Парису, которой Елена не могла противиться. Была и другая версия мифа, высказанная древнегреческим поэтом Стесихором. Когда он написал песнопение о похищении Елены Парисом, то в ту же ночь ослеп. Поэт взмолился богам с просьбой об исцелении. Тогда в сновидении ему явилась Елена и сказала, что это наказание за то, что он сочинил про нее такие недобрые стихи. Стесихор сложил тогда новое песнопение - о том, что Парис увез в Трою совсем не Елену, а только призрак ее, настоящую же Елену боги перенесли в Египет, и она пребывала там, верная Менелаю, до самого конца войны. После этого Стесихор прозрел. На эту версию мифа опиралался греческий драматург Еврипид в трагедии "Елена", а из писателей нового времени, например, Генри Райдер Хаггард и Эндрю Лэнг в романе "Мечта мира ".

Прибыв в Трою, Елена своей красотой покорила сердца троянцев. Вскоре в Трою прибывают Менелай и Одиссей, чтобы вернуть Елену мирным путем, однако троянцы отказываются выдать Елену и начинается война, длившаяся 10 лет.

Pierre Delrome. Гектор , Елена и Парис. Гектор призывает Париса вступить в бой

В "Илиаде" Гомера Елена тяготится своим положением, т.к. чары Афродиты, вызвавшие любовь к Парису, уже развеялись. В 4-й песне "Одиссеи" Елена рассказывает, как во время войны она помогла Одиссею, тайно проникшему в город:

Снадобье бросив в вино и вино разнести приказавши,
Так начала говорить Елена, рожденная Зевсом:
235 "Царь Менелай Атреид, питомец Зевеса, и все вы,
Дети отважных мужей! По желанию Зевс посылает
Людям и зло и добро, ибо все для Кронида возможно.
Сидя тут в зале высоком, пируйте в весельи, беседой
Тешьтесь, а я рассказать подходящее вам бы хотела.
240 Подвигов всех Одиссея, в страданиях твердого духом,
Ни рассказать не смогу я, ни их перечислить подробно.
Но расскажу, на какое деянье дерзнул он бесстрашно
В дальнем троянском краю, где так вы, ахейцы, страдали.
Сам себе страшно позорнейшим способом тело избивши,
245 Рубищем жалким, подобно невольнику, плечи одевши,
В широкоуличный город враждебных мужей он пробрался.
Так себя скрывши, совсем он другому был мужу подобен -
Нищему, как никогда его возле судов не видали.
Образ принявши его, он прошел в Илион, подозрений
250 Не возбудивши ни в ком. Только я его сразу узнала,
Спрашивать стала, но он от ответов хитро уклонился.
Только тогда, как его я обмыла и маслом натерла,
Платьем одела и клятвой великой ему поклялася,
Что лишь тогда Одиссея троянцам я выдам, когда он
255 В стан уж вернется к себе, к ахейским судам быстролетным, -
Только тогда мне раскрыл он весь замысел хитрый ахейцев.
В городе много троянцев избив длиннолезвенной медью,
Он возвратился к ахейцам, принесши им знанье о многом.
Громко другие троянки рыдали. Но радостью полно
260 Было сердце мое: уж давно я рвалася уехать
Снова домой и скорбела о том ослепленьи, какое
Мне Афродита послала, уведши меня из отчизны,
Бросить заставив и дочку, и брачную спальню, и мужа,
Могшего духом и видом своим потягаться со всяким".

Также во время осады Трои Елена помогает Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую богини Афины.

Менелай после взятия Трои разыскивает Елену с мечом в руке, чтобы казнить её за измену, однако при виде Елены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает её.

В египетской версии мифа Менелай прибывает с призраком Елены в Египет, чтобы найти настоящую Елену. Призрак Елены возносится на небо, а истинная Елена возвращается к Менелаю.
После смерти Елена была перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с Ахиллом (согласно одному из мифов, Елена и Ахилл встречались на Троянской равнине незадолго до смерти Ахилла). Впрочем, более правдоподобным выглядит другой миф, по которому на островах блаженных Ахилл соединился вечным союзом с Медеей. Страстная и сильная Медея гораздо более похожа на любимую когда-то Ахиллом Пентесилею , чем покорная судьбе Елена. Генри Райдер Хаггард, опираясь на сведения о встрече Одиссея и Елены в Трое, в романе "Мечта мира " навеки связывает судьбу Елены с другим героем Троянской войны - Одиссеем.

Красота спасала миры и разрушала их. Связывала судьбы и развязывала войны. Ради нее совершались нечеловеческие подвиги и приносились человеческие жертвы. «Вокруг света» отправился в Трою в поисках следов прекраснейшей из женщин

На современных Елен с лицами, будто срисованными с древних гравюр, я начала засматриваться еще в самолете, выполнявшем рейс «Москва - Стамбул». Головы одних были загадочно укутаны в платки, других - украшены пышными ободками с искусственными цветами. Еще больше таких барышень я увидела на пароме, следующем через Дарданеллы в Чанаккале.

У нас тут все женщины прекрасны! - смеется пассажир, накрывший палубу шлейфом парфюма. - И вы у нас на пару недель задержитесь, тоже похорошеете.

Трудно не похорошеть, когда средства для этого попадаются на каждом шагу. В горной деревушке Ешильюрт жители продают ароматную косметику ручной работы с маслом тимьяна, благодаря которой «через пять минут ты будешь выглядеть на пять лет моложе». А на лихом подъеме к античному городу Ассосу дежурит стайка мальчишек, выскакивающих из засады при появлении туристов:

Мадам, горный мед улучшает цвет лица, дарит румянец, силу и легкую походку! Вы заберетесь в гору, как лань!

Дэвушка! - а это уже две бабушки в длинных фартуках. - Идите к нам в кафе, будем кофе пить и гадать. Мы сами из Грузии, 20 лет назад сюда приехали и русский язык еще не забыли.

Здесь каждая вторая женщина гадает на кофейной гуще, потому что это модно - знать свою судьбу. И модно носить золото, как тысячи лет назад. Троянские красавицы обожали его. Считалось, что магический металл приносит удачу. Поэтому древние диадемы, извлеченные из кладов, похожи на массивные венки из дубовых и лавровых листьев. Века не извели любовь прекрасного пола к драгоценностям - в каждом анатолийском городке «золотые улицы» с ювелирными магазинчиками длиннее, чем продуктовые. В витринах на дамах-манекенах килограммы украшений: серьги до плеч, браслеты нанизаны от запястья до локтя. И это не художественное преувеличение, на улицах и в кафе можно встретить таких «золотых девочек».

Это земля красавиц, - объясняет историк Ахмет Туна. - И героев. Ведь там, где есть красивая женщина, рядом обязательно будет сильный мужчина.


«Други, герои ахейцы, бесстрашные слуги Арея!»

Современные потомки Парисов и Гекторов лихо газуют на мотоциклах, вдохновенно рыбачат на лодках и с причалов, подают в кафе кебабы или чорбы, причем подносы таскают сами хозяева - с массивными перстнями на руках. Мужчины здесь тоже любят себя украшать.

Аксессуары сильной половины впечатляют. В магазинах мужская обувь наряднее женской. Вот мокасины 45-го размера: бирюзовые, оранжевые, лазурные - и со стразами. А вот ремни из крокодиловой, змеиной, страусиной кожи с затейливыми золотыми и серебряными пряжками. Любой мужчина, даже с харизмой, как у цыпленка, почувствует себя султаном. Или настоящим полковником - в окрестностях в изобилии продается камуфляжная одежда с портретами Ататюрка, напоминающая о боях Первой мировой войны. Правда, разбирают это все больше туристы - как военные сувениры.

Гости страны, особенно российские, удивляются равнодушию местных мужчин к их «коням» - создается ощущение, что туркам все равно, на чем ехать, лишь бы было удобно и колеса крутились. Нередко можно увидеть, как богатые люди подъезжают на неказистых машинках к собственным яхтам на морском берегу. Кстати, рейтинги автопродаж в стране из года в год возглавляют модели просторные, простые и надежные.

Мужчинам здесь жить легко - они бесконечно уверены в себе, а для больших дел им нужен особый повод вроде Троянской войны…


НАСЛЕДИЕ
Год Трои

2018-й объявлен в Турции Годом Трои - в связи с 20-летием включения города в список всемирного наследия ЮНЕСКО. «Троя - это источник вдохновения для целых цивилизаций, мать мифологии, центр встречи и борьбы Востока и Запада, она обладает уникальным наследием. Мы хотим не просто сохранить эти древние камни, доставшиеся нам в наследие, но и превратить это место в мировой музейный и туристический центр», - сказал 10 января на праздновании события губернатор Чанаккале Орхан Тавлы. В течение всего года будут устраиваться концерты симфонической музыки, театральные постановки, выставки. Рядом с историческими развалинами на холме Гиссарлык в августе откроется гигантский музей. Его посетители смогут в интерактивном режиме увидеть, что представляли собой все культурные слои древнего города, как выглядела одежда и жилища людей, где какой клад откопали. «В нашей стране нет большого богатства в виде залежей нефти или природных ископаемых, зато Турция богата культурой и историей», - сказал министр культуры и туризма Турции Нуман Куртулмуш.


«…И над Троею носится гибель от Зевса»

Белые, серые, красные камни разных форм. Колодцы, лестницы. Мифическая Троя, которую время не смогло стереть с лица земли, сегодня похожа на пирог в десять культурных слоев, частично раскопанных, частично прячущихся под землей. В этом году ученым удалось откопать древнюю дорогу, и теперь ее часть рассматривают туристы. А вот следов Троянского коня здесь не найти.

Возможно, Гомер его просто придумал, - считает главный археолог Трои Рюстем Аслан. - Для мужчин в древности конь был символом победы. Ведь полноценно сражаться и разить врага в те времена могли только всадники или воины на колесницах. Поэтому взять неприступный город ахейцам (они же данайцы), которые, по легенде, осаждали его 10 лет, помог именно конь, а был ли он на самом деле - тайна, покрытая мраком. Надо учесть, что Гомер жил на 500 лет позже, чем случилась Троянская война. Эта история дошла до поэта устно. А если любую историю передает из уст в уста больше трех поколений рассказчиков, то правды в ней почти не остается.


«Что ты, о конь мой, пророчишь мне смерть? Не твоя то забота»

Был конь или его не было, неважно. Современные предприимчивые бизнесмены успешно эксплуатируют легенду, привлекающую гостей. В городе Чанаккале, центре одноименной провинции, расположенном в 30 километрах от Трои, конь - главная туристическая приманка. В каждой местной сувенирной лавочке можно найти вазы, тарелки, картины с изображенными на них табунами и статуэтки коней всех мастей.


Главный же конь города водрузился на набережной, и нет такого туриста, который не привез бы отсюда свою фотографию на фоне деревянного исполина. Суть в том, что это не просто дощатая скульптура местного производства, а голливудская звезда - конь снимался в блокбастере «Троя» в компании Брэда Питта и Питера О’Тула. Потом киношники подарили использованный реквизит горожанам. История действительно движется по спирали - через три тысячи лет эта земля получила новый «данайский дар», и местные жители опять доверчиво «втащили» деревянного коня в город. Только, в отличие от древнего троянского, этот, голливудский, приносит всем удачу. Гости города выстраиваются к исполину в очередь - делать селфи и загадывать романтические желания. А торговцы в непосредственной близости от главного места притяжения успешно продают магнитики с сердечками или рыбные бутерброды.

Это самое популярное место в Чанаккале, здесь больше всего народу в любое время дня и ночи, - говорит гид Мехмет Шен. - Люди по-прежнему зачарованы троянским конем, он как будто гипнотизирует их.

Был конь или не было его на самом деле, неважно: «голливудский дар» снимает этот вопрос. О троянском деревянном монстре новые поколения туристов знают скорее из голливудского блокбастера, нежели из «Илиады» Гомера. И уж точно благодаря фильму представляют, как выглядели ключевые персонажи эпической драмы, развернувшейся в этих местах. Например, главное сокровище Трои - Елена Прекрасная в исполнении Дианы Крюгер…

ГАЛЕРЕЯ
Образы Елены

VI в. до н. э.


Древнегреческий рельеф, изображающий Елену и Менелая

V в. до н. э.


«Яйцо Елены», Великая Греция, Потенца

IV в. до н. э.


«Взятие Трои ахейцами», вазописец Наццано

I в. н. э.


«Парис и Елена», фреска неизвестного художника

1550


«Похищение Елены», керамическое блюдо из Урбино, Италия

1606


«Суд Париса», Питер Пауль Рубенс

1812


«Елена Троянская», бюст, Антонио Канова

1830


«Похищение Елены», Антуан-Жан Гро

1863


«Елена Троянская», Данте Габриэль Россетти

1885


«Елена на стенах Трои», Гюстав Моро

1898


«Елена Троянская», Эвелин де Морган

1956


Россана Подеста в фильме «Елена Троянская»

1967


Элизабет Тейлор в фильме «Доктор Фауст»

2003


Сиенна Гиллори в мини-сериале «Елена Троянская»

2004


Диана Крюгер в фильме «Троя»


«Истинно, вечным богиням она красотою подобна!»

Гомер в «Илиаде» описывал Елену кратко, но емко, хоть и несколько расплывчато: «супруга цветущая», «лилейнораменная», «лепокудрая».

Сладкоголосого поэта перепели современные сочинители турецких имен - женщины здесь «звучат» розами, закатами, источниками. Больше всего «луноликих»: Айгуль - «лунная роза», Айла - «лунный свет», Айсу - «лунная вода», Гюленай - «смеющаяся луна», Гюнай - «дневная луна».

«Прекрасная, как луна» - смуглокожая блондинка Айсун, сотрудница отеля - открыла мне собственный секрет красоты.

Растираешь свежую оливку пальцами, выделяется мутный горький сок, его нужно нанести на лицо и руки, и кожа становится бархатной и начинает сиять, как не будет сиять ни от одного крема. Такой эффект потому, что плоды свежие, только что взятые у дерева, земли, морского ветра и солнца, - объясняет девушка, протягивая мне горсть тугих оливок. - Вот возьми. Домой надо вернуться Еленой Прекрасной!

ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА пилав, кебаб, гёзлеме (тонкие лепешки с разными начинками), сютлач (молочно-рисовый пудинг).
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ айран, турецкий чай, шира (виноградный сок).
СУВЕНИРЫ деревянные статуэтки троянского коня, керамическая посуда и глиняные горшки, изображения Елены Прекрасной на различных предметах: вазах, картинах, тарелочках с надписью «Чанаккале - город любви».

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Чанаккале ~ 1900 км (от 4 часов в полете без учета пересадки в Стамбуле)
ВРЕМЯ совпадает с московским
ВИЗА россиянам не требуется
ВАЛЮТА турецкая лира (10 TRY ~ 2,6 USD )

--
* Использованы цитаты из «Илиады» Гомера в переводе Н. Гнедича.

Фото: HEMIS / LEGION-MEDIA , DREAMSFOTO, HEMIS, PHOTONONSTOP (X2) / LEGION-MEDIA , HEMIS (X2), PHOTONONSTOP (X2), FINE-ART-IMAGES , EVERETT (X3), ALAMY / LEGION-MEDIA , GETTY IMAGES (X3), AFP (X2) / EAST NEWS, SAILKO ( CC-BY-SA ), HEMIS / LEGION-MEDIA

Бюст "Елена Троянская"(1812 г., Венеция, палаццо Альбрицци).


В своем чудесном мраморе светла,
Она превыше грешных сил земли -
Того природа сделать не могла,
Что Красота с Кановою смогли!

Ее постичь уму не суждено,
Искусство барда перед ней мертво!
Бессмертие приданым ей дано -
Она - Елена сердца твоего!

Лорд Байрон (25 ноября 1816 г.)
Перевод - А. М. Арго

Антонио Канова / Canova, Antonio (1757 - 1822г.г.) – это итальянский скульптор, живописец. Крупнейший мастер неоклассицизма в европейской скульптуре, образец для подражания академистов XIX века (вроде Торвальдсена). Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже. В период с 1814г. по 1822г. Канова создает серию портретных бюстов. В них он воплотил свои представления о гражданственности, нравственных идеалах, возвышенной красоте человеческого духа как подлинный наследник эстетических идеалов века Просвещения. Наряду с портретными бюстами мастер создавал и, так называемые, «идеальные головки". Например - "Елена Троянская". Лорд Байрон увидел этот бюст в доме графини d"Albrizzi в Венеции. Покорённый красотой работы, он написал стихотворение «К бюсту Елены, изваянному Кановой» (1816 г.). Впервые оно было опубликовано во 2-ом томе книги изданной Томасом Муром «Жизнь, письма и дневники лорда Байрона» в 1830 году. В письме к Меррею от 25 ноября 1816 года, в котором было это стихотворение, Байрон писал: «Елена Кановы, бесспорно, на мой взгляд, самое совершенное по красоте создание человеческого гения, далеко оставившее мои представления о творческих возможностях человека».

Музыка: Joel Goldsmith – Helen on Display (Елена Троянская, 2003)

Стала ли она причиной Троянской войны? Во всяком случае, жизнь она испортила не одному мужчине и не одной женщине

О красоте Елены Троянской, которую еще называли Прекрасной, сложено множество легенд и мифов. Поэты того времени утверждали, что «красота Елены способна наполнить тысячу парусов». За нее дрались, из-за нее разгорались войны, отважные герои шли на рискованные поступки, чтобы завоевать сердце красавицы.

Кто она такая

Самая красивая в Ойкумене (то есть в обитаемом мире) женщина, если верить древнегреческим мифам, - Елена, дочь Тиндарея , царствовавшего в Спарте. И сразу начинаются разногласия и противоречия. Многие авторы мифов утверждают, что Елена была рождена Ледой , женой Тиндарея, не от законного мужа, а от Зевса - верховного бога, правителя Олимпа.

Уже в детстве Елена была настолько красивой, что к ней приезжали свататься издалека. Слава о красоте Елены распространилась повсюду.

Ее внешность

Странно, но нигде, ни в одной легенде, даже в знаменитой «Илиаде» Гомера , нет подробного описания внешности Елены. Все твердят в один голос - «красивейшая», а в чем заключалась эта красота - не уточняют! Единственная подробность - схожесть с богинями.

В какой-то степени судить о внешности Елены позволяет скульптурное изображение, автор которого - Антонио Канова , а также другие изображения. И вот тут-то наступает время удивляться. Крупный прямой нос практически без переносицы. Слишком сильно изогнутые губы. Вздернутый подбородок. Да и грудь далека от общепринятых стандартов - во всяком случае, ее размер. Плотно сбитая фигура, довольно мощные ноги...

И это - идеал? Предмет восхищения мужчин и зависти женщин?

Впрочем, удивительного ничего нет: именно такими в то время и были каноны женской красоты. Плотная, с сильными ногами? Значит - выносливая, сможет родить здоровых детей и много трудиться для семьи. Нос не такой? А какой? Других в Греции попросту не знали.

Как и где родилась

В этом вопросе мифотворцы тоже не проявляют единогласия. Версий, как минимум, три.

Еврипид рассказывал о том, что Елена зачата и рождена Ледой от Зевса, - мол, именно поэтому девочка родилась нечеловечески красивой, похожей на богиню.

По версии Птолемея , отцом Елены Прекрасной был другой бог - Гелиос .

Наконец, самая загадочная история повествует о том, что на самом деле Зевс соблазнил вовсе не Леду - земную женщину, царицу Спарты, а богиню Немесиду . При этом он принял облик прекрасного лебедя. В результате взаимной любви Зевса и Немесиды на свет появилось яйцо - его на колени Леде положил Гермес . Леда приняла подарок и стала воспитывать Елену как собственную дочь.

Кто ее похитил

Невероятная красота Елены вынудила Тиндарея приставить к дочери охрану. И все же нашелся поклонник, которого это не остановило. Когда Елене исполнилось 12 лет (по некоторым данным - всего 10), ее похитил Тесей . Он поселил Елену у своей матери, а сам отправился в очередное путешествие, чтобы совершить очередной подвиг.

И - снова противоречия. В одних источниках говорится, что Елену впоследствии вернули домой ее братья, при этом она осталась нетронутой девственницей. По другим данным - она родила-таки дочь от Тесея, назвала ее Ифигенией и оставила девочку в Микенах, у своей сестры.

Второй муж - Менелай

После того как Елену вернули домой, отец решил выдать ее замуж за Менелая . Новый супруг увез Елену Прекрасную к себе домой. Скоро она родила ему дочь Гермиону . И все было бы хорошо, если бы не приехал к ним в гости красавчик Парис из Трои - Елена потеряла голову, увидев его.

А всему виной - спор богинь о том, кто из них самая прекрасная. Поспорили об этом Гера, Афина и Афродита. А рассудить спор призвали Париса. Он отдал знаменитое яблоко раздора Афродите - той из богинь, которая пообещала навести морок и заставить влюбиться в Париса самую прекрасную на земле женщину, то есть Елену.


Третий возлюбленный Елены - Парис

А ведь Парис был женат. И его жена - прорицательница Энона - отговаривала его ехать в Спарту, предсказывая от встречи с Еленой всяческие неприятности. И оказалась права.

Менелай уехал на жертвоприношение на Крит. Любовники - Елена и Парис - воспользовались его отсутствием, чтобы сбежать в Трою. Разумеется, Менелай не пожелал мириться с таким оскорблением - он бросился в погоню вместе со своими соратниками. Так была развязана знаменитая Троянская война, в которой участвовали многочисленные города-государства Греции. Трою осаждали 10 лет. Парис почти не участвовал в сражениях - он уклонялся от опасностей. Возмущенная Елена назвала его трусом и впоследствии, когда Парис погиб, даже не стала носить траур.

Но и к законному мужу ветреная красавица не вернулась. Она вышла замуж за Деифоба - брата Париса. Впрочем, Менелай его быстренько убил и увез свою неверную жену домой, простив ей все грехи.

Париса, похитителя прекрасной Елены, виновника Троянской войны, Канова изображает изнеженным самовлюбленным юношей. Он стоит в небрежной позе, слегка опираясь на древесный пень. Его стройное тело лениво изогнулось, губы чуть тронуты улыбкой. Современники Кановы считали, что эта статуя, сделанная им, для жены Наполеона Жозефины, достойна стоять рядом с самыми прекрасными античными памятниками.

Парис - сын царя Трои Приама. Перед рождением Париса мать его Гекаба видела страшный сон: она видела, как пожар грозил уничтожить всю Трою. Испугавшись, Гекаба рассказала свой сон мужу. Приам обратился к прорицателю, и тот сказал, что у Гекабы родится сын, который будет виновником гибели Трои. Поэтому Приам, когда родился у Гекабы сын, велел своему слуге Агелаю отнести его на высокую Иду и бросить там в лесной чаще. Однако ребенок спасся - его вскормила медведица. Через год Агелай нашел его и воспитал, как родного сына, назвав Парисом. Вырос среди пастухов Парис и стал необычайно прекрасным юношей. Он выделялся среди своих сверстников силой. Часто спасал он не только стада, но и своих товарищей от нападения диких зверей и разбойников и так прославился среди них своей силой и храбростью, что они назвали его Александром (поражающий мужей).

Скульптура Кановы пользовалась большой популярностью и за виртуозность исполнения. Произведения его грациозны и декоративны. Говоря о лепке Кановы, Дж.К. Арган замечает, что она "глубоко контрастная, рваная, как бы состоящая из интенсивно освещенных маленьких выступающих плоскостей и глубоких, почти черных впадин. Такая лепка не растворяет поверхность, а как бы создает пластическую форму изнутри, как если бы изнутри, а не извне шел свет, при этом восприятие зависит не от изменения условий, а от силы, с которой форма воздействует на зрительное восприятие. Форма реальной вещи так мало его занимала, что он добивался более сильного светового эффекта, чем это было нужно, исходя из природы материала... Бесполезно стараться отделить фигуру от окружающего пространства, с которым она слита: в "восприятии" нет ничего постоянного, его условия изменчивы, как изменчиво соотношение структуры и образа, объекта и пространства".

И еще одно из постоянных и выдающихся качеств Кановы выделяет Арган - "это точность дистанции, которая так нравится зрителю, его восприятия фигуры и пространства как единого целого, как неизменной формы, основанной на его собственном и неизменном отношении к природной реальности. С любой точки зрения, при любом освещении ценность скульптуры, а, следовательно, и значение всегда будут одними и теми же".
При жизни Канова имел репутацию самого значительного из скульпторов новейшего времени. В развитии классицистической скульптуры он сыграл столь же ключевую роль, что и Давид - в развитии классицистической живописи. Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности. Его надгробия эффектны, портреты - идеализированы. Тем не менее ни «торжественное спокойствие композиции», ни «ясность и изящество пропорций» не уберегли Канову от обвинений в «холодной отвлечённости образов, сентиментальной слащавости и салонной красивости, безжизненности гладкой, отполированной поверхности мрамора», которые выдвигали против него многие позднейшие историки искусства и, в частности, авторы Большой советской энциклопедии.

Загрузка...