crimea-fun.ru

Какие картины айвазовского находятся в русском музее. Грандиозная выставка айвазовского теперь в русском музее

Он часами сидел на берегу моря и смотрел… Он всегда говорил, что невозможно написать с натуры движение волны, удар молнии, дуновение ветра. Это непередаваемо, это всё нужно запомнить.

Иван Айвазовский прожил жизнь длиною почти в век. Армянский мальчик из провинциальной Феодосии впитал в себя русскую культуру, став одним из самых ярких её представителей. Он открыл для отечественного искусства жанр марины (морского пейзажа) и превратил его в важнейшее явление в изобразительном искусстве XIX века.

Ревизор/Ирина Ремнева

Однако, великое множество полотен, созданных художником благодаря титанической работоспособности, и громкая прижизненная слава сыграли с ним злую шутку. Публика не переставала любить Айвазовского, но критики, пресытившись его работами, отвернулись от него как от "устаревшего", не отвечающего запросам динамичного ХХ века, поставив на его произведениях ярлык "салонные и коммерческие". Как следствие — отсутствие масштабных выставок и фундаментальных исследований творчества живописца на протяжении многих десятилетий.

При жизни у Ивана Айвазовского было около 120 персональных выставок, которые проходили как в России, так и во многих городах Европы и Америки. Но до настоящего времени у столь популярного и среди широкой публики, и среди коллекционеров художника не было ни одной масштабной ретроспективы в стенах Третьяковской галереи.

"Начав работу над экспозицией, мы задумались - кем же был Иван Айвазовский и каково его место в истории отечественного и европейского искусства. Что значит, чем интересно и о чём говорит его творчество сегодня. И почему так получилось, что этот художник, который начинал работать как представитель позднего романтизма, в своих поздних работах касался вселенских сюжетов, предвосхищал метафизику и попытку изобразить бесконечное - столь свойственное для искусства XX столетия", - отметила на открытии выставки генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Юбилейная выставка Айвазовского готовилась несколько лет при участии 17 музеев и ряда частных коллекционеров. Кураторы не пытались собрать как можно больше работ художника, но стремились представить его творчество самыми значительными и наиболее качественными произведениями. Для этого был проведён тщательный отбор: из шести тысяч написанных Айвазовским картин выбрано 120 живописных полотен и 55 графических работ. В самой Третьяковской галерее хранится сравнительно скромная коллекция Айвазовского, большинство работ мастера сконцентрировано в Санкт-Петербурге: в Русском музее, Центральном военно-морском музее, в загородных дворцах /Петергоф, Павловск, Царское Село/. Остальные рассредоточены в региональных музеях России и по другим странам. Юбилей Айвазовского стал поводом показать всё лучшее из этих коллекций в Москве.

Экспозиция разместилась на двух этажах музея. Первый занимают шедевры Айвазовского, а на втором представлены фотографии, архивные материалы, морская атрибутика и портреты родных художника. Выставка построена не по хронологическому принципу, как это часто бывает на ретроспективах, а по темам и мотивам - море бушующее, море спокойное, море при лунном свете, море на рассвете, виды приморских городов, сражения русского флота, библейские сюжеты. Посетители могут следовать зигзагообразными курсами от раздела к разделу, всё больше и больше погружаясь в мир образов великого мариниста.

"Я морем только и жил"

Встречает гостей картина "Радуга" (1873), которая была отреставрирована к открытию юбилейной выставки. После работы специалистов на картине даже проявились тени моряков на корабельных мачтах. Не самая яркая по краскам, не самая большая по размеру, но, по мнению искусствоведов, одна из ключевых работ в творчестве Айвазовского. Бушующее море, терпящий крушение корабль и едва заметная радуга, которая окрашивает водяные брызги в нежно-розовые тона и дарит тонущим морякам надежду на спасение. Художник намеренно отказался от яркой палитры, типичной для его ранних произведений, придав наибольшее значение проработке тончайших тональных переходов в изображении натуры.

Ревизор/Ирина Ремнева

Заглавное место на экспозиции занимает картина "Чёрное море". На ней изображено только небо, затянутое грозовыми облаками, и тёмное море, на котором начинает разыгрываться буря. Но это не просто морской пейзаж, а размышление художника над вечностью бытия. Знаменитый живописец и критик Иван Крамской, хоть и не очень любил творчество Айвазовского, но эту грандиозную картину называл "лучшим изображением бесконечности в истории русской живописи".

"Волна" (1889), по словам самого Айвазовского, принадлежит к его лучшим произведениям. "Мне удалось передать весь опыт моей продолжительной художественной деятельности", - писал маринист об этой работе. Гигантское полотно буквально поглощает зрителя своим величием, энергией и масштабом. Здесь нет ни бури, ни трагедии - только мощь стихии и величие мироздания. В 1890 году полотно экспонировалось в Париже и было высоко оценено западной публикой - правительство Франции наградило Айвазовского командорскими знаками ордена Почётного легиона.


Ревизор/Ирина Ремнева

На выставке представлен и знаменитый "Девятый вал" (1850) - та самая работа, за полотном которой иностранцы уже вторую сотню лет продолжают искать спрятанные софиты: настолько реально удалось художнику изобразить отблески заката на воде. Название самой картины пришло из древнего поверья о том, что в общем потоке накатывающихся волн одна из них несёт наибольшую мощь и разрушительную силу. Правда, греки считали такой волной третью, римляне - десятую, а жители Восточной Европы - девятую. Айвазовский написал эту картину на основе реальных событий - после того, как сам едва не погиб во время крушения в Бискайском заливе. Возможно поэтому картина написана настолько реалистично, что буквально поглощает собой зрителей. "Ты действительно ощущаешь, как эта волна поднимается и захлёстывает. Такой эффект 3D, ради которого люди сегодня ходят в кинотеатры и смотрят фильмы-катастрофы", - отметила Зельфира Трегулова.

Среди работ, которые выставляются впервые, картина "У берегов Кавказа". Она много лет хранилась в запасниках Третьяковской галереи, и когда реставраторы очистили потемневший лак, оказалось, что море, которое было зелёным, на самом деле синее.

Есть на выставке и картины, рассказывающие о подлинных исторических событиях. Например, "Синопский бой" - разгром турецкой эскадры Черноморским флотом под командованием Павла Нахимова. Сам адмирал, когда увидел эту картину, был потрясён: как можно, не будучи на месте, так точно всё изобразить?


Ревизор/Ирина Ремнева

О самой крупной катастрофе в истории Российского императорского флота повествует картина "Гибель корабля "Лефорт" (1858). Жертвами трагедии стали 843 человека, что потрясло не только Айвазовского, но и всю Россию. Художник аллегорически изобразил их души, поднимающиеся к небу.

За свою долгую жизнь Айвазовский посетил более 100 городов Европы и Америки. На выставке представлена интерактивная карта с указанием тех мест, в которых он успел побывать. Многие картины передают впечатления и воспоминания художника об увиденной там природе. "Бурю, виденную мною у берегов Италии, я на моей картине переношу на какую-нибудь местность Крыма или Кавказа, лучом луны, отражающимся на Босфоре, я освещаю твердыни Севастополя. Таково свойство моей кисти и характерная особенность моей художественной складки", - признавался живописец.

"Я морем только и жил", - говорил Айвазовский. На выставке можно увидеть множество великолепных пейзажей - Феодосия, Судак, Неаполь, Венеция, Капри завораживают с первого взгляда. Но самые пленительные из них посвящены красоте берега Турции, хотя именно с этой страной у художника сложились наиболее драматичные отношения. Айвазовский был с почётом принят в Стамбуле, награждён там наивысшими орденами, обучал живописи султанов, выполнял их заказы. Но он не смог пройти мимо геноцида армян в Турции (1894-1896), сделав его темой ряда произведений. Более того, художник выбросил в море все турецкие награды, заявив консулу, что султан может аналогичным образом поступить с его полотнами.

Художник Главного морского штаба

Экспозицию дополняют макеты кораблей, подзорные трубы, компасы, штурвал, напольный звёздный глобус и другие предметы морского обихода. Их присутствие на выставке не случайно. Как художник Главного морского штаба, Айвазовский совершал плавания на военных кораблях, присутствовал на манёврах, изучал корабельную оснастку, хорошо знал быт моряков и с неизменной любовью изображал парусный флот на картинах. Кроме того, художник собрал коллекцию макетов кораблей, украшавшую парадные комнаты его феодосийского дворца.

Ревизор/Ирина Ремнева

Выставка производит очень светлое, позитивное впечатление. Ощущение света, радости, ощущение той широты, которое заключал в себе Айвазовский, получат и зрители. Даже в картинах с изображением самых грозных и разрушительных морских штормов художник лучом света из туч, радугой, пролетающей птицей или другой деталью даёт гибнущим кораблям и людям надежду на спасение.

Экспозиция демонстрирует всю многогранность творчества великого русского мариниста и заставляет зрителя по-новому взглянуть на его работы. В основном, все привыкли к Айвазовскому как к мастеру изображения вздымающихся волн или идиллических венецианских пейзажей. Его картины идеально украшали дворцовые залы в XIX веке и столь же идеально украшают современные приёмные и загородные дома. Однако Айвазовский не так прост, как продолжают считать многие. Тематика его работ выходит далеко за пределы морских пейзажей, в каждом его творении заключён глубокий философский смысл. Вот только понять этот смысл сможет лишь думающий зритель.


Ревизор/Ирина Ремнева

О посещении

Стараясь избежать тех проблем, которые были на выставке Серова, руководство Третьяковской галереи ввело новую систему посещения. Вход на выставку теперь организован строго по сеансам, которые начинаются каждые полчаса. Запускают на них по 250 человек, при этом время пребывание на выставке не ограничено. По мнению организаторов, это оптимальная загруженность зала, которая позволяет посмотреть выставку без давки. Посетить выставку в день смогут порядка 5 тысяч человек.

Билеты на экспозицию можно купить как на сайте ГТГ, так и в кассах музея. На сегодняшний день уже продано более 25 тысяч билетов. Ожидается, что за три с половиной месяца работы выставку посетят порядка 300 тысяч человек.


Что: Выставка "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения"

Где: Государственная Третьяковская галерея (Крымский Вал, 10)

«У наших коллег из Третьяковской галереи небольшая и не слишком престижная коллекция произведений Айвазовского. Все самое главное у нас, а также в Петергофе, Царском Селе и Военно-морском музее. Вот все это богатство и отправится в Москву», - рассказал и.о. заместителя директора Русского музея, заведующий отделом живописи XVIIIначала XIX веков Григорий Голдовский.

Всего из собрания Русского музея в Третьяковскую галерею будут переданы 51 работа Айвазовского. Сотрудники уже демонтировали самые крупные и известные полотна мариниста. Один «Девятый вал» весит около 100 кг. Чтобы не повредить произведения искусства, картины сняли со стен с помощью веревок. Все работы освободят от рам и погрузят в специальные фургоны, где для защиты полотен установлены особые подрамные щиты. На время перевозки и экспонирования на картины оформляется страховка (для «Девятого вала» - 20 млн евро). Пока шедевры Айвазовского будут радовать москвичей, их места в Русском музее займут эскизы росписей Исаакиевского собора, выполненные Карлом Брюлловым, и религиозная живопись мастера.

Выставка «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» будет работать в корпусе Бенуа с декабря. В экспозицию войдут более 100 живописных полотен и 50 графических работ. В Русском музее говорят, что эта выставка мариниста будет богаче, чем в Третьяковской галерее. Посетители увидят работы из музейных собраний со всей страны и из частных коллекций, а также личные вещи художника. Чтобы избежать столпотворения и очередей, решено билеты на определенное время - наподобие сеансов в кинотеатре.

Иван Айвазовский – истинный гений безудержной морской стихии. Царь моря. Созданные им картины моря неповторимы и узнаваемы. Вот оно бушующее, враждебное, клокочущее, а вот повеял легкий бриз, и волны с белыми барашками набегают на берег. А вот оно ласковое и ручное – как маленький котенок улеглось возле ног…

«Большой рейд в Кронштадте» 1836, Государственный Русский музей

Будущий художник-маринист появился на свет в Феодосии. Незаурядное дарование мальчика проявилось очень рано. Он сам обучился скрипичной игре, прекрасно рисовал своё любимое море. Однажды Ованес (таково настоящее имя художника) мастерски изобразил солдата, стоящего в карауле. Рисунок случайно попал на глаза Феодосийскому градоначальнику. Благодаря его протекции способного юношу приняли в Петербургскую императорскую Академию художеств.


«Кораблекрушение у Афонской горы», 1856. Центральный военно-морской музей Санкт-Петербург

В 1833 году в Санкт-Петербург приехал Филипп Таннер – французский мастер изображения моря. Вскоре ему понадобился толковый помощник. Им-то и стал Иван Айвазовский. Стараясь успевать в Академии, молодой художник работал в две смены и даже представил на выставке два своих полотна. В рецензии на эти работы написали: «Талант Айвазовского поведет его далее». И они не ошиблись.


«Встреча рыбаков». Государственная Третьяковская галерея

В 1837 году за достижения в изобразительном искусстве руководство Академии присудило юному художнику Большую золотую медаль и вынесло решение командировать его в солнечный Крым для оттачивания мастерства. В первых полотнах того времени отражены яркие картины прибрежной полосы Солнечного полуострова. «Без моря я не представляю своей жизни» - часто повторял художник. Он обладал удивительной способностью передавать движение моря.


«По дороге в Ялту», 1860-е. Государственная Третьяковская галерея

Значительных успехов достиг художник в Италии. За это время Айвазовский создал сорок крупноформатных полотен. Все свои произведения художник выдерживал в одной тональности, основываясь на единстве светотени.


«Вид на Капри», 1845. Государственный музей русского искусства, Киев

Самой масштабной картиной, написанной Айвазовским в Италии, считается «Сотворение мира», изображающее противоборство двух стихий: небесной и морской.


Сотворение мира. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После возвращения в Россию Айвазовский написал свои самые известные полотна. Главной темой картины «9-ый вал» выступила борьба человека с морской стихией. А в полотне «Черное море» Айвазовский мастерски передал её неповторимую магию. «Это один из величайших шедевров, какой я когда-либо видел» - так сказал о картине Иван Крамской.


Девятый вал. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Бурное, холодное, но одновременно прекрасное море изображено мастером на полотне «Среди волн». Айвазовский мастерски озаряет волны ярким лучом света.


Среди волн, 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия.

Оказывается, у Айвазовского была абсолютная память и исключительная работоспособность. Он написал более 6000 полотен. Причем, многие марины - по памяти.


Аю-Даг в туманный день. 1853. Галерея Г. Басмаджяна, Париж

Что ж, никто так, как Иван Айвазовский не смог выразить на холсте притягательность и неповторимость морской стихии. И, надо сказать, его талант оказался настолько сильным, что даже передался по наследству его потомкам – почти все его внуки стали художниками-маринистами.


«Побережье в Амальфи», 1841. Государственный Русский музей., Санкт-Петербург

Начиная с XVII века изображение моря заняло большое место в европейской живописи. Особенно широкое развитие маринистическая живопись получила в Голландии, Англии и Франции. Но ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, и только Айвазовский, наделив его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление своего народа о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе. Издревле для русского народа морская стихия была синонимом свободы.

«Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу, для подачи сигнала гибнущим судам своим», 1846

«Русская эскадра на Севастопольском рейде», 1846. Государственный Русский музей

«Всемирный потоп», 1864
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Закат», 1866 . Собрание А. Шагиняна, Нью-Йорк


«Захват пароходом Россия турецкого военного транспорта Мессина на Черном море 13 декабря 1877 года»

29 июля 1817 года в Феодосии родился всемирно известный художник-маринист Иван Айвазовский. Впрочем, в метрической книге он записан как Ованес Айвазян, но ещё его отец переделал фамилию на польский манер и звался Константином Гайвазовским.

Иван с детства обнаружил художественные способности и по окончании симферопольской гимназии был принят в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Через четыре года обучения за картину «Штиль» он получил Большую Золотую медаль и право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу, где приобрёл известность. За свои полотна молодой Айвазовский получил золотую медаль Парижской академии художеств.

В 1844 году 27-летний маринист стал живописцем Главного морского штаба, но жить предпочёл не в столице, а в родной Феодосии. В Петербурге он проводил зимы.

За свою 82-летнюю жизнь Иван Константинович написал больше шести тысяч картин, они находятся во многих музеях нашей страны и за рубежом, но самые знаменитые произведения - в Петербурге. Тут лидирует Русский музей, в собрании которого представлен «Девятый вал», включённый в список ста самых знаменитых картин мира.

Трагедии на море

Ни один посетитель, входящий в зал Айвазовского в Русском музее, не может пройти равнодушно мимо картины «Девятый вал». Так происходит уже 165 лет - с 1850 года, когда художник впервые представил произведение в Петербурге и Москве. Полотно сразу назвали шедевром, приходили смотреть на него по многу раз, складывали легенды. Действительно, загадочно даже название - почему «Девятый вал»? По старинной легенде, это самая сильная и опасная волна в бурю. Такого мнения придерживались древние римляне, а вот греки считали катастрофической третью волну.

В разные времена в картине находили разные смыслы. Фото: Commons.wikimedia.org

На полотне изображено море после сильнейшего ночного шторма и люди, потерпевшие кораблекрушение. Лучи солнца освещают волны, самая большая из них вот-вот обрушиться на цепляющихся за остатки мачты потерпевших. Но люди живы и продолжают бороться, а тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

В разные времена в картине находили разные смыслы. Считалось, к примеру, что художник изобразил борцов за революцию.

Сам Айвазовский, выросший на Чёрном море, не раз слышал рассказы рыбаков о страшных бурях и кораблекрушениях. А однажды по пути из Англии в Испанию в Бискайской бухте пароход, на котором находился художник, попал в жестокий шторм. Чудом удалось добраться до Лиссабонской гавани, а европейские и петербургские газеты уже написали и гибели судна и пассажиров, в списке которых был Айвазовский.

Трагедии на море художник писал не раз. До «Девятого вала» была создана картина «Спасающиеся после кораблекрушения», которую хвалил Белинский, увидевший в ней не только мужество людей, но и протест против несправедливости и надежду на лучшее будущее.

"Спасающиеся от кораблекрушения". 1844 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Запомнить…ветер

Ещё одна впечатляющая по размерам и производимому впечатлению картина «Волна» находится в том же зале, где и «Девятый вал». Но в данном случае художник отдался чистому искусству: он был поглощён идеей создания синтетического образа морской стихии, вырабатывал новую красочную гамма, скупую по цвету.

Интересно, что мастер совсем недолгое время посвящал работе на натуре. Образы моря были у него в голове! Айвазовский писал: «Движения живых струй неуловимы для кисти: писать молнию, порывы ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Для этого художник должен запоминать их».

Иван Константинович добавлял: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта. Сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моею кистью». А художник Крамской так отзывался о «кисти» мариниста: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски у него - секретные. Таких ярких и частых тонов я не видел…»

"Волна". 1889 год Фото: Commons.wikimedia.org

Лунные сонаты

Прекрасные ночные виды моря тоже были запечатлены в сознании мастера.

Особенно он увлёкся игрой лунного света на водной глади, когда жил и работал в Италии и наблюдал Неаполитанский залив. Там же в Неаполе и Венеции Айвазовский представлял публике готовые произведения, которые неизменно вызывали ажиотаж. За свой «итальянский период» мастер создал около 50 картин. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и море столь живо и достоверно. Они отмечали, что мастер, прежде всего, сам любит красоту природы, и заставляет вместе с собой любоваться ею.

Лирический пейзаж «Неаполитанский залив», созданный в 1841 году, украшает музей-заповедник «Павловск». «Вид на венецианскую лагуну» - заповедник «Петергоф», ну а «Лунная ночь» 1849-го года и «Море в лунном свете» - Русский музей.

"Вид на венецианскую лагуну". 1841 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Морские победы

Как живописец Главного морского штаба, Айвазовский принимал участие в военных походах. Так, в 1839 году направился к берегам Кавказа, и на борту военного корабля познакомился с флотоводцем Лазеревым и молодыми офицерами, героями будущей обороны Севастополя: Корниловым, Нахимовым, Истоминым. В 1856 году и сам мастер принял участие в Крымской войне.

И в своём творчестве Айвазовский часто обращался к морским сражениям, его батальные картины отличает точное изображение кораблей и понимание тактики боя.

На полотнах мастера - немало героических кораблей из славного прошлого российского флота. Так, в Центральном военно-морском музее экспонируется картина «Синопский бой», созданная по рассказам очевидцев.

"Синопский бой", 1853 год. Фото: Commons.wikimedia.org

А в Русском музее представлена картина «Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой». Сама славная виктория была одержана во время русско-турецкой войны, в мае 1829-го года. 18-пушечный бриг Черноморского флота под «Меркурий» вступил в неравный бой с вражескими кораблями около Босфора, сумел нанести противнику серьезные повреждения и успешно уйти от преследования.

В память о подвиге российским кораблям стали присваивать гордое имя «Память Меркурия», осталась для потомков и картина Айвазовского.

В корпусе Бенуа начинает работу юбилейная межмузейная выставка к 200-летию Ивана Айвазовского. Грандиозная экспозиция заняла оба крыла, вместив 250 работ — живопись, гравюру и прикладные произведения, а также личные вещи художника. Среди них недоступные ранее широкой публике картины из Адмиралтейства и работы из галереи в Феодосии. Памятуя об ажиотаже на выставке Айвазовского в Москве, в Русском музее к открытию подготовились основательно - настолько, что «подстеленная соломка» торчала отовсюду.

Первые посетители не только еще не угрожали сломать двери, но даже и не направлялись в музей - поскольку выставка для широких масс откроется только 22 декабря. Но у входа в корпус Бенуа уже появились желтые металлические ограждения.

Внутри самого музея тоже ощущалось волнение. Сотрудники поторапливали прессу проходить в залы, гардеробщица, принимая одежду, никак не успевала доесть бутерброд, а продавщица сувениров сердито сверкала глазами в ответ на ироничные замечания по поводу выставленных в витрине чехлов для телефонов с картинами Айвазовского и дождевика «Девятый вал» за неполные три тысячи рублей.

«Не важно, где больше посетителей, а где меньше, - сказал директор Русского музея Владимир Гусев, подняв неблагодарную для него тему сравнения Москвы и Петербурга. - Важно, что выигрывает художник, который получает внимание зрителей, и выигрывают посетители, потому что им представляется возможность увидеть по-разному Айвазовского — в Третьяковской галерее и здесь».

Вряд ли среди посетителей выставки, ну разве что кроме нескольких арт-критиков, найдутся такие любители Айвазовского, которые бы ездили из города в город на его выставки и могли бы сравнивать, какие картины убрали, а какие добавили, и как расставили акценты. Но именно этот сюжет вызвал у музейщиков (а с их подачи и у журналистов) особое волнение.

Еще одной темой обсуждения стал масштаб творческой личности автора, который, судя по прозвучавшим фразам, кто-то якобы намеревался принижать.

Замдиректора музея по научной работе Евгения Петрова принялась объяснять, что Айвазовского упрекают в салонности и коммерческом характере его искусства, хотя они присутствуют в творчестве и других авторов. В то время как созданные им шедевры «оправдывают всё».

«Не будьте снобами по отношению к этому художнику!» - в заключение призвала она. Но отчего-то показалось, что это приведет к обратному эффекту.

То ли после такого вступления, то ли по объективным причинам, но без снобизма как-то уже не получалось. Но касался он отнюдь не художника, а организации выставки. Дело в том, что, помимо живописи Айвазовского, на ней представлены предметы корабельной оснастки из Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства - рынды, фонари, флаги и якоря, а также макеты судов. Все эти свидетельства эпохи своими внушительными размерами, изрядным количеством и, в основном, примитивным (по стеночкам) расположением оттесняют собственно картины на второй план и провоцируют их слишком буквальное восприятие. Они начинают восприниматься как иллюстрации, но не как аллегорические сюжеты. И так же буквально и конкретно выглядит реальное море на видеоролике в последнем зале экспозиции, разрушая, а не дополняя новыми смыслами художественную реальность.

А ведь в картинах Айвазовского всегда скрыт дополнительный образ и смысл — вера в лучшее, надежда на спасение. Недаром та же Евгения Петрова рассказала, как в 2003 году, отправив «Девятый вал» на временную выставку в Японию, они с коллегами стали свидетелями буквального поклонения этой картине со стороны жителей страны, пережившей в своей истории не одну природную катастрофу.

К художнику-то как раз «претензий» нет: коммерческий успех уже давно перестал быть негативной характеристикой чьего-либо творчества, а магия искусства есть магия искусства. Все так же манят в пучину прозрачные морские волны, все так же томны виды Константинополя под усталым солнцем, так же умиротворенны «Лунные ночи» - вне зависимости от того, над какой страной восходит Луна. А кроме всего прочего, поражают краски — никакая репродукция (в том числе в каталоге выставки) не передает их оттенков, глубины и богатства.

Приятно удивили картины из Феодосийского собрания. Хотя специалисты во главе с заведующим отделом живописи XVIII - начала XIX века Русского музея Григорием Голдовским сочли более ценными в крымской коллекции пейзажи «Ниагарский водопад» и «Ледяные горы», сильнейшее впечатление оставляет картина «Хождение по водам» (1897 год). Как и расположенная рядом с ней аллегорическая картина «Гибель корабля Лефорт» из собрания Центрального военно-морского музея. Светящиеся полупрозрачные изображения Христа на обоих работах передают ощущение творящегося чуда.

Да, художник — один ли или с помощью коллег - написал целых шесть тысяч работ. Да, где-то на его картинах свет падает под неверным углом, а изображение людей — вообще не его конек (что Айвазовский и сам признавал). Да, кто-то не увидит высокого искусства в его подарочных мини-пейзажах, вмонтированных в фотопортреты самого художника. А кто-то расскажет то ли байку, то ли быль, что у Айвазовского был целый «рулон» написанного заранее «моря», который тот отматывал по мере необходимости и пририсовывал корабль, горы или что там еще попросят муза или заказчик.

Сегодня взгляды на искусство стали гораздо шире, талантливого человека принимают целиком, с куда большими грехами, нежели алчность. Да и то, разве можно назвать Айвазовского алчным, если, собрав всевозможные награды и занимая вторую строчку в табели о рангах (на уровне адмирала), он не бросал искусство. А самое главное — он занимался вопросами охраны памятников Крыма, на свои деньги выстроил здание Феодосийского музея древностей, инициировал постройку концертного зала, морского порта и железной дороги Феодосия-Джанкой, и даже провел в Феодосию водопровод из принадлежавшего ему Субашского источника, что неподалеку от Старого Крыма... Жители города стали бесплатно получать воду, а построенный тогда в парке у набережной фонтан (по образцу константинопольского) сейчас носит имя Айвазовского.

Рассматривать его творчество будет нелишним в контексте его личности — масштаб которой позволяют оценить многочисленные награды, обладателем которых он стал (на выставке представлены не те конкретные ордена, что носил на груди художник, служивший живописцем Главного морского штаба России, но их образцы). А еще - картина «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия», на которой посетитель выставки видит множество судов, выстроившихся в гавани перед величайшим певцом моря.

Кстати, как было объявлено в Русском музее, этот парад в Крыму планируется повторить 29 июля 2017 года — когда в Феодосии будут отмечать 200-летие со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Загрузка...