crimea-fun.ru

Итальянский композитор Россини: биография, творчество, история жизни и лучшие произведения. Произведения джоаккино россини Проверочный тест жизнь и творчество россини

Джоаккино Антонио Россини (1792-1868) - выдающийся итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки.

Краткая биография

Родился в Пезаро (Италия), в семье валторниста. В 1810 году написал оперу "Брачный вексель", не получившую признания. Успех пришел к Россини три года спустя, когда в Венеции была поставлена его опера "Танкред", завоевавшая крупнейшие оперные сцены Италии. С этих пор успех сопутствовал ему почти во всех европейских странах. В 1815 году он подписывает в Неаполе контракт с антрепренером Д. Барбайя, обязуясь за постоянное годовое жалованье писать по две оперы в год. До 1823 года композитор самоотверженно трудился, выполняя условия контракта. В это же время он совершил гастрольную поездку в Вену, где ему был оказан восторженный прием.

Ненадолго задержавшись в Венеции, и написав там для местного театра оперу "Семирамида", Россини отправляется в Лондон, где пользуется огромным успехом как композитор и дирижер, а затем - в Париж. В Париже он становится директором Итальянской оперы, но вскоре его увольняют с этой должности. Учитывая заслуги Россини как крупнейшего композитора эпохи, для него создают должность главного интенданта королевской музыки, а затем - главного инспектора пения во Франции.

Закончив в 1829 году работу над "Вильгельмом Теллем", Россини уже до самой смерти не написал больше ни одной оперы. Все его композиторское творчество этого времени ограничилось "Stabat Mater", несколькими камерными и хоровыми произведениями и песнями. Это, пожалуй, единственный случай в истории музыки, когда композитор сам сознательно прервал свой творческий труд.

Временами он еще дирижировал, но, в основном, наслаждался славой заслуженного музыканта-композитора и занимался кухней. Большой гурман, он любил вкусные блюда и умел их приготовить, без конца выдумывая все новые рецепты. Некоторое время он был совладельцем Парижского оперного театра. С 1836 года жил в Италии, главным образом, в Болонье, но через 19 лет, вновь возвратился в Париж и уже не покидал его до конца жизни.

Когда было решено еще при жизни Россини воздвигнуть на его родине в Пезаро памятник стоимостью в два миллиона лир, композитор не согласился, возразив: "Дайте мне эти деньги, и я ежедневно в течение двух лет буду стоять по два часа на цоколе в любой позе".

В творческое наследие Россини входят 37 опер ("Севильский цирюльник", "Сорока-воровка", "Итальянка в Алжире", "Золушка", "Вильгельм Телль" и др.), "Stabat Mater", 15 кантат, многочисленные хоровые произведения, песни, камерные произведения (главным образом квартеты для духовых инструментов). Его музыка выдержана в стиле позднего классицизма и в итальянских традициях. Она отличается необычайной темпераментностью, неистощимым мелодическим многообразием, легкостью, блестящим использованием всех оттенков инструментов и исполнительских голосов (в том числе не встречавшегося до него колоратурного меццо-сопрано), богатым аккомпанементом, самостоятельной трактовкой оркестровых партий, умелой характеристикой сценических ситуаций. Все эти достоинства выдвигают Россини, вместе с Моцартом и Вагнером, в ряд величайших оперных композиторов.

Произведения

оперы:
«Вексель на брак» (1810)
«Итальянка в Алжире» (1813)
«Севильский цирюльник» (1816)
«Золушка» (1817)
«Моисей в Египте» (1818)
«Вильгельм Телль» (1829)
5 струнных квартетов
Stabat Mater (1842) 

Россини Д. А.

(Rossini) Джоаккино Антонио (29 II 1792, Пезаро - 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа) - итал. композитор. Его отец, человек передовых, республиканских убеждений, был музыкантом гор. дух. оркестра, мать - певицей. Обучался игре на спинете первоначально у Дж. Принетти, позже (в Луге) у Дж. Малерби. Обладая превосходным голосом и выдающимися муз. способностями, Р. с детства пел в церк. хорах. Ок. 1804 семья Р. обосновалась в Болонье. Р. занимался у А. Тезеи (пение, игра на чембало, муз. теория), позднее у М. Бабини (пение); овладел также иск-вом игры на альте и скрипке. С успехом пел в т-рах и церквах Болоньи, был дирижёром хора и концертмейстером (аккомпанировал на чембало) в оперных т-рах, исп. партию альта в организованном им любительском струн. квартете. С 1806 (в 14 лет) чл. Болонской филармонич. академии. В 1806-10 занимался в Болонском муз. лицее у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт), а также в классе фп. Одноврем. написал ряд соч.: 2 симфонии, 5 струн. квартетов, кантату "Жалоба Гармонии на смерть Орфея" (исп. в 1808 под упр. автора) и др. В 1806 сочинил первую оперу "Деметрио и Полибио" (пост. 1812, Рим) в традиц. жанре оперы-сериа. В 1810 был исполнен его фарс "Вексель на брак". Уже здесь проявились яркое и самобытное муз.-театр. дарование Р., его мелодич. щедрость. Овладевая мастерством, Р. писал по неск. опер в год (в 1812 - 5 опер, неравноценных, но свидетельствующих о формировании творч. индивидуальности автора). В комич. операх композитор находил оригинальные решения. Так, в фарсе "Счастливый обман" он создал тип оперной увертюры, ставший характерным для большинства его опер, написанных для Италии: контрастное сопоставление певучего, медленного вступления и темпераментного, жизнерадостного, стремительного allegro, построенного обычно на весёлой, задорной и лирической, лукавой темах. Тематич. связь между оперой и увертюрой отсутствует, однако колорит последней отвечает общему эмоционально-психологич. тонусу оперы (образец такой увертюры - в фарсе "Шёлковая лестница", 1812). Следующую его оперу-буффа "Пробный камень" (1812, по заказу т-ра "Ла Скала") отличали не только остроумие и жизнерадостность музыки, но и выразительность, сатирич. меткость обрисовки персонажей. В опере-сериа "Танкред" и опере-буффа "Итальянка в Алжире" (обе 1813) получили отражение патриотич. идеи, воодушевлявшие итал. народ в обстановке крепнущего нац.-освободит. движения карбонариев. В этих операх проявились реформаторские тенденции, хотя композитор ещё не ломает рамки традиц. жанров. В "Танкреде" (по одноим. историч. трагедии Вольтера) Р. ввёл хоры героич. маршевого характера, проникнутые интонациями боевых массовых песен, развил драм. речитативные сцены, создал героич. арии нар.-песенного склада (однако по традиции роль мужественного Танкреда предназначалась для певицы-травести). Изобилующую острокомедийными сценами оперу-буффа "Итальянка в Алжире" Р. обогатил патетич. и героич. эпизодами (ария героини, сопровождаемая хором, воинственно-маршевый хор итальянцев, в к-ром звучат интонации "Марсельезы", и др.).

Одноврем. Р. продолжал писать традиц. оперы-буффа (напр., "Турок в Италии", 1814) и оперы-сериа ("Аврелиан в Пальмире", 1813; "Сигизмондо", 1814; "Елизавета, королева Англии", 1815, и др.), но и в них он вводил новшества. Так, впервые в истории итал. оперного иск-ва Р. выписал в партитуре "Елизаветы" все виртуозные вок. украшения и пассажи, к-рые ранее импровизировались певцами; он ввёл в сопровождение речитативов струн. инструменты оркестра, упразднив тем самым речитатив secco (т. е. на фоне выдержанных аккордов чембало).
В 1815 Р., увлечённый нац.-освободит. идеями, написал по просьбе патриотов Болоньи "Гимн независимости" (впервые исп. под его управлением). После участия Р. в патриотич. демонстрации австр. полиция установила за ним негласный надзор, длившийся мн. годы.
В 1816 за 19-20 дней Р. создал своё лучшее соч., шедевр итал. оперы-буффа - "Севильский цирюльник" (по комедии Бомарше; во избежание параллелизма с оперой Дж. Паизиелло на тот же сюжет опера Р. шла под назв. "Альмавива, или Тщетная предосторожность"). Из-за нехватки времени Р. использовал увертюру к своей опере "Аврелиан в Пальмире". В "Севильском цирюльнике" он опирался на муз.-драматургич. открытия В. А. Моцарта и лучшие итал. буффонные традиции. В этом соч. соединилось всё новаторское и яркое, найденное Р. в его прежних комич. операх. Персонажи получили сочные, многогранные характеристики, музыка чутко следует за неожиданными поворотами действия. Поразительны богатство и гибкость вок. мелодики, то лирически кантиленной, то обобщающей интонации темпераментной итал. речи. Многочисленны и разнообразны ансамбли - средоточие муз.-драм. действия. Ещё в предыдущих соч. Р. обновил и обогатил иск-во оркестровки. Партитура "Севильского цирюльника" - свидетельство высоких достижений Р. в области оркестра: искрящегося и певучего, темброво насыщенного и контрастного, громогласного и прозрачного. Р. довёл до совершенства встречавшийся у него и ранее приём огромного эмоц.-динамич. нарастания, достигаемого постепенным усилением силы звучности, подключением новых певч. голосов и инструментов (в частности ударных), общим ускорением темпа, ритмич. нагнетанием. Подобное crescendo Р. вводил в конце нек-рых арий, ансамблей и обязательно в заключения оперных финалов. "Севильский цирюльник" - подлинно реалистич. муз. комедия с элементами сатиры. Герои её наделены типическими, выхваченными из жизни характерами. Ситуации, при всей нагромождённости комедийных положений и яркой театральности, естественны и правдивы. На премьере из-за козней интриганов и завистников опера провалилась, но уже следующий спектакль оказался триумфальным.

Дж. Россини. "Севильский цирюльник". Каватина Фигаро. Страница партитуры. Автограф.
Новые решения Р. искал и в опере-сериа. Обращение к драматургии У. Шекспира в опере "Отелло" (1816) означало разрыв с легендарно-историч. темами, типичными для оперы-сериа. В ряде сцен этой оперы Р. достигает драматически выразительной обрисовки ситуаций. Новым для итал. оперы было то, что в сопровождении речитативов участвует весь оркестр (речитатив obligato). Однако в "Отелло" ещё не полностью преодолены условности, имеются просчёты в либретто, отсутствует муз. обрисовка характеров.
Исчерпав в "Севильском цирюльнике" возможности оперы-буффа, Р. стремился к драматургич. и образному обновлению жанра. Он создал бытовую муз. комедию, выдержанную в лирич. тонах, - "Золушка" (по сказке Ш. Перро, 1817), полусерьёзную оперу "Сорока-воровка" (1817), в к-рой жанровые сцены, полные лирики и мягкого юмора, сопоставляются с патетич. и трагич. эпизодами. Принципиально новым является тематич. связь увертюры с оперой. Усилена роль оркестра, богаче, разнообразнее стали ритм и гармония.
Важнейшей вехой на пути перестройки итал. оперы-сериа в нар.-героическую явилась опера "Моисей в Египте" (1818), написанная в жанре "трагико-священного действия". Библейская легенда, послужившая основой либретто, трактована композитором как намёк на совр. положение итал. народа, страдавшего под гнётом чужеземных захватчиков. Опера выдержана в характере величавой ораториальности (преобладают широко развёрнутые ансамблево-хор. сцены). Музыка проникнута героич. и гимнич. интонациями и ритмами, суровой маршевостью. Вместе с тем ей присуща и чисто россиниевская нежность, лиризм. С большим успехом она шла в Италии и за её пределами. К числу удач композитора принадлежит опера "Дева озера" (по поэме Вальтера Скотта, 1819), отмеченная патетикой, сдержанной благородной героикой; Р. впервые запечатлел в своей музыке ощущение природы, рыцарский колорит средневековья. Массовые хор. сцены стали ещё крупнее и значительнее (в финале 1-го д. чередуются и объединяются секстет солистов и 3 разнохарактерных хора).
Постоянная необходимость писать по неск. оперных партитур в год зачастую неблагоприятно сказывалась на результатах работы. Неудачной оказалась традиционно решённая опера-сериа на историч. сюжет "Бьянка и Фальеро" (1819). В то же время значит. достижением явилась предназначенная для т-ра "Сан-Карло" в Неаполе опера "Магомет II" (по трагедии Вольтера, 1820), в к-рой сказалось тяготение композитора к героико-патриотич. тематике, развёрнутым сценам, сквозному муз. развитию, драм. характерности. Новые творческие принципы композитор утверждал и в опере-сериа "Зельмира" (1822).
В 1820, в период революц. восстания в Неаполе, руководимого офицерами- карбонариями, Р. вступил в ряды нац. гвардии. В 1822 Р. вместе с итал. труппой, с большим успехом исполнявшей его оперы, находился в Вене. Глубокое впечатление произвела на него опера "Вольный стрелок" Вебера, исполненная под упр. автора. В Вене Р. посетил Л. Бетховена, творениями к-рого восторгался. В кон. 1822 он завершил в Венеции партитуру "трагич. мелодрамы" "Семирамида" (по трагедии Вольтера, пост. 1823). Это последняя из написанных им для Италии опер. Её отличают целостность муз. развития, активная разработка ярких рельефных тем, имеющих значение сквозных образов, красочная гармония, симф. и тембровое обогащение оркестра, органич. вплетение многочисл. хоров в драм. действие, пластичные, выразительные декламац. речитативы и мелодии вок. партий. С помощью этих средств композитор воплотил остродрам. и конфликтные ситуации, психологически напряжённые эпизоды муз. трагедии. Однако здесь сохранились нек-рые традиции старой оперы-сериа: сольные вок. партии чрезмерно виртуозны, партия молодого полководца Арзаче поручена контральто. Не была ещё также разрешена проблема муз. характера в опере-сериа.
Для творчества Р. типично взаимопроникновение жанров (он не рассматривал оперу-сериа и оперу-буффа как нечто изолированное, взаимоисключающее). В комич. операх встречаются драм. и даже трагич. ситуации, в опере-сериа - жанрово-бытовые эпизоды; усиливается лирико-психологич. начало, обостряется драматизм, возникают черты героич. ораториальности. Р. стремился к оперной реформе, аналогичной той, к-рую осуществил в Вене Моцарт. Однако известная консервативность художеств. вкусов итал. публики тормозила его творч. эволюцию.
В 1823 Р. с группой итал. певцов был приглашён в Лондон для исп. своих опер. Он дирижировал спектаклями, выступал как певец и композитор в концертах. С 1824 был руководителем "Театр Итальен", с 1826 корол. композитором и генеральным инспектором пения в Париже. Город революц. традиций, интеллектуальный и художеств. центр Европы, средоточие передовых деятелей иск-ва и культуры - Париж 20-х гг. стал благоприятнейшей почвой для полной реализации новаторских устремлений Р. Парижский дебют Р. (1825) оказался малоудачным (опера-кантата "Путешествие в Реймс, или Гостиница Золотой лилии", написанная по заказу к коронации Карла X в Реймсе). Изучив франц. оперное иск-во, особенности его муз. драматургии и стиля, франц. язык и его просодию, Р. переработал для парижской сцены одну из своих героико-трагич. опер итал. периода "Магомет II" (написана на новое либр., приобретшее злободневную патриотич. направленность, Р. углубил выразительность вок. партий). Премьера оперы под назв. "Осада Коринфа" (1826, "Корол. академия музыки и танца") вызвала одобрение аудитории и парижской прессы. В 1827 Р. создал франц. ред. оперы "Моисей в Египте", встреченную также с восторгом. В 1828 появилась опера "Граф Ори" (либр. Э. Скриба и III. Делестр-Пуарсона; использованы лучшие страницы музыки "Путешествия в Реймс"), в к-рой Р. показал себя мастером в новом для него жанре франц. комич. оперы.
Р. многое воспринял от оперной культуры Франции, но в то же время оказал воздействие на неё. Во Франции у Р. были не только приверженцы и поклонники, но и противники ("антироссинисты"), однако и они признавали высокое мастерство итал. композитора. Музыка Р. оказала влияние на творчество А. Буальдьё, Ф. Герольда, Д. Ф. Обера, а также в определ. мере на Дж. Мейербера.
В 1829, в обстановке обществ. подъёма кануна Июльской революции 1830, была сочинена опера "Вильгельм Телль" (либр. по старинной швейц. легенде, послужившей также основой трагедии Ф. Шиллера), ставшая выдающимся итогом всех предшествующих исканий композитора в нар.-героич. жанре. По-новому трактована увертюра - свободная программная симф. поэма, в к-рой чередуются лирико-эпич., пасторально-живописные, жанрово-действенные эпизоды. Опера насыщена хорами, рисующими народ, к-рый живёт, радуется, мечтает, скорбит, сопротивляется, борется и побеждает. По словам А. Н. Серова, Р. показал "кипучесть народных масс" (монументальная хор. сцена финала 2-го д.; участвуют солисты и 3 хора). В "Вильгельме Телле" была решена проблема создания индивидуально очерченных муз. характеристик действующих лиц в героич. опере. Каждый персонаж наделён определ. строем ритмоинтонаций; наиболее рельефно очерчен Телль. Р. добился сохранения индивидуального облика каждого из участников в многочисл. ансамблях, перерастающих в большие сцены, полные непрерывного муз. развития и драм. контрастов. Отличит. черты "Вильгельма Телля" - монолитность актов, развитие муз.-сценич. действия крупным штрихом. Велика роль драм.-выразительных речитативов, скрепляющих отд. сцены в нерасчленимое целое. Замечат. особенность темброво-красочной партитуры - тонкая передача местного колорита. Опере свойственны новый тип муз. драматургии, новое толкование героики. Р. создал реалистич. нар.-героич. и патриотич. оперу, в к-рой великие деяния совершаются простыми людьми, наделёнными живыми характерами, а их муз. язык основывается на широко распространённых песенных и речевых интонациях. Вскоре за "Вильгельмом Теллем" укрепилась слава революц. оперы. В монархич. странах она запрещалась цензурой. Для пост. приходилось менять название, текст (в России опера долгое время шла под назв. "Карл Смелый").
Сдержанный приём, оказанный "Вильгельму Теллю" бурж.-аристократич. публикой Парижа, а также новые веяния в оперном иск-ве (утверждение романтич. направления, чуждого мироощущению Р., приверженца эстетики венских классиков), переутомление, вызванное напряжённейшим творчеством, - всё это побудило композитора отказаться от дальнейшего сочинения опер. В последующие годы он создал множество вок. и фп. миниатюр: сб-ки "Музыкальные вечера" (1835), "Грехи старости" (не изд.); ряд гимнов и 2 крупных вок.-симф. произв. - Stabat mater (1842) и "Маленькая торжественная месса" (1863). Несмотря на ортодоксально-католич. тексты, экспрессивная и эмоциональная, воплощающая широкий мир общечеловеческих переживаний музыка этих соч. воспринимается как подлинно светская.
В 1836-65 Р. жил в Италии (Болонья, Флоренция), занимался педагогич. работой, руководил Болонским муз. лицеем. Последние 13 лет жизни провёл в Париже, где его дом стал одним из популярных муз. салонов.
Творчество Р. оказало определяющее воздействие на последующее развитие итал. оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) и большое влияние на эволюцию европейского оперного иск-ва 19 в. "Положительно всё великое движение музыкальной драмы нашего времени, со всеми её открывающимися перед нами широкими горизонтами, тесно связано с победами автора "Вильгельма Телля"" (А.Н.Серов). Неистощимое мелодич. богатство, лёгкость, искристость, лирико-драм. экспрессивность музыки, яркая сценичность обусловили популярность опер Р. во всём мире.
Основные даты жизни и деятельности
1792. - 29 II. В Пезаро в семье музыканта гор. оркестра (валторниста и трубача), инспектора скотобоен Джузеппе Р. (уроженца г. Луго) и его жены Анны - певицы, дочери пезарского пекаря (урожд. Гидарини) род. сын Джоаккино.
1800. - Переезд с родителями в Болонью.- Первые уроки игры на спинете у Дж. Принетти. Обучение игре на скрипке.
1801. - Работа в театр. оркестре, где отец был валторнистом (исполняет партию скрипки).
1802. - Переезд с родителями в г. Луго.- Продолжение муз. занятий у каноника Дж. Малерби, приобщившего Р. к произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта.
1804-05. - Возвращение в Болонью. Уроки у падре А. Тезеи (пение, игра на чембало, первонач. муз.-теоретич. сведения).- Первые муз. соч. Р.- Выступления в качестве певчего в церквах.- Приглашение в т-ры Болоньи и близлежащих городов для дирижирования хором, сопровождения речитативов на чембало, исп. сольных вок. партий.- Занятия у тенора M Бабини - Создание R. любительского струн. квартета (исполняет партию альта).
1806. - IV. Принятие R. в. чл. Болонской филармонич. Академии. - Лето. Поступление в Болонский муз. лицей (класс виолончели В. Каведаньи и класс фп.).
1807. - Занятия в классе контрапункта у падре С. Маттеи.- Самостоят. изучение партитур Д. Чимарозы, Гайдна, Моцарта.
1808. - 11 VIII. Исп. под упр. R. его кантаты "Жалоба Гармонии на смерть Орфея" в концерте Болонского муз. лицея.- Исп. в концерте одной из академий Болоньи симфонии D-dur P.
1810. - Середина года. Прекращение занятий в Болонском муз. лицее.- 3 XI. Премьера оперы-фарса "Вексель на брак" (увертюра впоследствии использована R. в опере "Аделаида Бургундская").- Выступление в качестве дирижера в концерте Академии Конкорди в Болонье (исполнялась оратория "Сотворение мира" Гайдна).
1812. - 8 I. Пост. оперы-фарса "Счастливый обман" (увертюра использована в опере "Кир в Вавилоне").- 26 IX. Пост. оперы-буффа "Пробный камень" (увертюра использована в "Танкреде") и др. опер.
1813. - Пост. ряда опер, в т. ч. оперы-сериа "Аврелиан в Пальмире".
1815. - Апрель. Исп. под упр. R. его "Гимна независимости" в т-ре "Кантавали" (Болонья).- Осень. Приглашение R. импрессарио Д. Барбаей на должность постоянного композитора т-ра "Сан-Карло" в Неаполе.- Знакомство с певицей Изабеллой Кольбран.- Преподнесение R. вдове фельдмаршала M. И. Кутузова - E. И. Кутузовой кантаты "Аврора", в к-рой использована мелодия рус. плясовой песни "Ах, зачем бы огород городить" (впоследствии введена в финал 2-го д. "Севильского цирюльника").
1816. - Первые пост. опер R. за пределами Италии.
1818. - Чествование R. в Пезаро в связи с открытием нового оперного т-ра и пост. "Сороки-воровки".
1820. - Революц. восстание в Неаполе, руководимое офицерами-карбонариями. Принятие Конституции, временный приход к власти бурж.-либерального правительства - Вступление R. в ряды нац. гвардии.
1821. - Пост. в Риме оперы "Матильда ди Шабран", первыми тремя представлениями к-рой дирижировал H. Паганини.- Март. Разгром австр. армией революц. восстания в Неаполе, восстановление абсолютизма.- Апрель. Исп. в Неаполе под упр. R. оратории Гайдна "Сотворение мира".
1822. - Пост. в т-ре "Сан-Карло" (Неаполь) оперы-сериа "Зельмира" (последняя опера, написанная для этого т-ра).- Женитьба на И. Кольбран.- 23 III. Приезд R. с женой в Вену.- 27 III. Присутствие на венской премьере оперы "Вольный стрелок" Вебера.- Посещение концерта, где исп. 3-я ("Героическая") симфония Бетховена.- Встреча и беседа R. с Л. Бетховеном.- Конец июля. Возвращение в Болонью. Создание сб. вок. упражнений.- Декабрь. Поездка по приглашению К. Меттерниха в Верону с целью сочинения и исп. 4 кантат во время празднеств, сопровождавших конгресс членов Священного союза.
1823. - 3 II. Пост. "Семирамиды" - последней оперы R., созданной в Италии.- Осень. Поездка с женой в Париж, затем по приглашению импрессарио т-ра "Ковент-Гарден" - в Лондон.
1824. - 26 VII. Отъезд из Лондона.- Август. Занятие поста муз. директора "Театр Итальен" в Париже.
1825. - 19 VI. Пост. оперы-кантаты "Путешествие в Реймс", сочиненной по заказу к коронации Карла X в Реймсе.
1826. - Назначение R. на пост корол. композитора и генерального инспектора пения - 11 VI. Пост. в Лисабоне фарса "Адина, или Калиф Багдадский".
1827. - Получение почетной должности в корол. свите, утверждение членом Совета по управлению корол. муз. школами и членом комитета т-ра "Корол. академия музыки и танца".
1829. - 3 VIII. Пост. "Вильгельма Телля".- Награждение R. орденом Почетного легиона.- Отъезд с женой в Болонью.
1830. - Сентябрь. Возвращение в Париж.
1831. - Посещение Испании. Получение заказа от архидьякона Севильи дона M. P. Варела на написание Stabat mater - Возвращение в Париж. - Тяжелое нервное заболевание.
1832. - Знакомство с Олимпией Пелисье (впоследствии вторая жена R.).
1836. - Получение от франц. правительства пожизненной пенсии.- Возвращение в Болонью.
1837. - Разрыв с И. Кольбран-Россини.
1839. - Ухудшение здоровья.- Получение звания почетного президента комиссии по реформе Болонского муз. лицея (становится его постоянным консультантом).
1842. - Исп. Stabat mater в Париже (7 I) и в Болонье (13 III, под упр. Г. Доницетти).
1845. - 7 X. Смерть И. Кольбран.- Назначение R. на пост. директора Болонского муз. лицея.
1846. - 21 VIII. Женитьба на О. Пелисье.
1848. - Переезд с женой во Флоренцию.
1855. - Отъезд с женой из Италии. Жизнь в Париже.
1864. - 14 III. Исп. "Маленькой торжественной мессы" во дворце графа Пийе-Виль.
1867. - Осень. Ухудшение состояния здоровья.
1868. - 13 XI. Смерть R. в Пасси, близ Парижа.- 15 XI. Погребение на кладбище Пер-Лашез.
1887. - 2 V. Перенесение праха R. во Флоренцию, в церковь Санта-Кроче.
Сочинения : оперы - Деметрио и Полибио (1806, пост. 1812, т-р "Балле", Рим), Вексель на брак (La cambiale di matrimonio, 1810, т-р "Сан-Моизе", Венеция), Странный случай (L"equivoco stravagante, 1811, "Театро дель Корсо", Болонья), Счастливый обман (L"inganno felice, 1812, т-р "Сан-Моизе", Венеция), Кир в Вавилоне (Ciro in Babilonia,1812, т-р "Муниципале", Феррара), Шёлковая лестница (La scala di seta, 1812, т-р "Сан-Моизе", Венеция), Пробный камень (La pietra del parugone, 1812, т-р "Ла Скала", Милан), Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы (L"occasione fa il ladro, ossia Il cambio dйlia valigia, 1812, т-р "Сан-Моизе", Венеция), Синьор Брускино, или Случайный сын (Il signor Bruschino, ossia Ilfiglio per azzardo, 1813, там же), Танкред (1813, т-р "Фениче", Венеция), Итальянка в Алжире (L"italiana in Algeri, 1813, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), Аврелиан в Пальмире (Aureliano in Palmira, 1813, т-р "Ла Скала", Милан), Турок в Италии (Il turco in Italia, 1814, там же), Сигизмондо (1814, т-р "Фениче", Венеция), Елизавета, королева Англии (Elisabetta, regina d"Inghilterra, 1815, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Торвальдо и Дорлиска (1815, т-р "Балле", Рим), Альмавива, или Тщетная предосторожность (Almaviva, ossia L"inutile precauzione; известна под назв. Севильский цирюльник - Il barbiere di Siviglia, 1816, т-р "Арджентина", Рим), Газета, или Брак по конкурсу (La gazzetta, ossia Il matrimonio per concorso, 1816, т-р "Фьорентини", Неаполь), Отелло, или Венецианский мавр (Otello, ossia Il тоrо di Venezia, 1816, т-р "Дель Фондо", Неаполь), Золушка, или Торжество добродетели (Cenerentola, ossia La bontа in trionfo, 1817, т-р "Балле", Рим), Сорока-воровка (La gazza ladra, 1817, т-р "Ла Скала", Милан), Армида (1817, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Аделаида Бургундская (Adelaide di Borgogna, 1817, т-р "Арджентина", Рим), Моисей в Египте (Mose in Egitto, 1818, т-р "Сан-Карло", Неаполь; франц. ред. - под назв. Моисей и фараон, или Переход через Красное море - Moпse et pharaon, ou Le passage de la mer Rouge, 1827, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Адина, или Калиф Багдадский (Adina о Il califfo di Bagdado, 1818, пост. 1826, т-р "Сан-Карло", Лисабон), Риччардо и Зораида (1818, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Эрмиона (1819, там же), Эдуарде и Кристина (1819, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), Дева озера (La donna del lago, 1819, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Бьянка и Фальеро, или Совет трёх (Bianca е Faliero, ossia II consiglio dei tre, 1819, т-р "Ла Скала", Милан), "Магомет II" (1820, т-р "Сан-Карло", Неаполь; франц. ред. - под назв. Осада Коринфа - Le siиge de Corinthe, 1826, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Матильда ди Шабран, или Красота и железное сердце (Matilde di Shabran, ossia Bellezza e cuor di ferro, 1821, т-р "Аполло", Рим), Зельмира (1822, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Семирамида (1823, т-р "Фениче", Венеция), Путешествие в Реймс, или Гостиница Золотой лилии (Il viaggio a Reims, ossia L"albergo del giglio d"oro, 1825, "Театр Итальен", Париж), Граф Ори (Le comte Ory, 1828, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Вильгельм Телль (1829, там же); пастиччо (из отрывков опер Р.) - Айвенго (Ivanhoe, 1826, т-р "Одеон", Париж), Завещание (Le testament, 1827, там же), Чиндерелла (1830, т-р "Ковент-Гарден", Лондон), Роберт Брюс (1846, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Едем в Париж (Andremo a Parigi, 1848, "Театр Итальен", Париж), Забавное происшествие (Un curioso accidente, 1859, там же); для солистов, хора и орк. - Гимн независимости (Inno dell`Indipendenza, 1815, т-р "Контавалли", Болонья), кантаты - Аврора (1815, изд. 1955, Москва), Свадьба Фетиды и Пелея (Le nozze di Teti e di Peleo, 1816, т-р "Дель Фондо", Неаполь), Искренняя дань уважения (Il vero omaggio, 1822, Верона), Счастливое предзнаменование (L"augurio felice, 1822, там же), Бард (Il bardo,1822), Священный союз (La Santa alleanza, 1822), Жалоба муз на смерть лорда Байрона (Il pianto dйlie Muse in morte di Lord Byron, 1824, зал Альмак, Лондон), Хор Муниципальной гвардии Болоньи (Coro dedicato alla guardia civica di Bologna, инструментован Д. Ливерани, 1848, Болонья), Гимн Наполеону III и его доблестному народу (Hymne б Napoleon et а son vaillant peuple, 1867, Дворец Индустрии, Париж), Национальный гимн (The national hymn, англ. нац. гимн, 1867, Бирмингем); для орк. - симфонии (D-dur, 1808; Es-dur, 1809, использована как увертюра к фарсу Вексель на брак), Серенада (1829), Военный марш (Marcia militare, 1853); для инструментов с орк. - Вариации для облигатных инструментов F-dur (Variazioni a piu strumenti obligati, для кларнета, 2 скрипок, виолы, виолончели, 1809), Вариации C-dur (для кларнета, 1810); для дух. орк. - фанфара для 4 труб (1827), 3 марша (1837, Фонтенбло), Корона Италии (La corona d"Italia, фанфара для воен. орк., приношение Виктору Эммануилу II, 1868); камерно-инстр. ансамбли - дуэты для валторн (1805), 12 вальсов для 2 флейт (1827), 6 сонат для 2 скр., влч. и к-баса (1804), 5 струн. квартетов (1806-08), 6 квартетов для флейты, кларнета, валторны и фагота (1808-09), Тема с вариациями для флейты, трубы, валторны и фагота (1812); для фп. - Вальс (1823), Веронский конгресс (Il congresso di Verona, в 4 руки, 1823), Дворец Нептуна (La reggia di Nettuno, в 4 руки, 1823), Душа чистилища (L"вme du Purgatoire, 1832); для солистов и хора - кантата Жалоба Гармонии на смерть Орфея (Il pianto d"Armonia sulla morte di Orfeo, для тенора, 1808), Смерть Дидоны (La morte di Didone, сценич. монолог, 1811, исп. 1818, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), кантата (для 3 солистов, 1819, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Партенопа и Игея (для 3 солистов, 1819, там же), Благодарность (La riconoscenza, для 4 солистов, 1821, там же); для голоса с орк. - кантата Пастушеское приношение (Omaggio pastorale, для 3 голосов, к торжеств. открытию бюста Антонио Кановы, 1823, Тревизо), Песнь Титанов (Le chant des Titans, для 4 басов в унисон, 1859, исп. 1861, Париж); для голоса с фп. - кантаты Элье и Ирена (для 2 голосов, 1814) и Жанна д"Арк (1832), Музыкальные вечера (Soirйes musicales, 8 ариетт и 4 дуэта, 1835); 3 вок. квартета (1826-27); Упражнения для сопрано (Gorgheggi e solfeggi per soprano. Vocalizzi e solfeggi per rendere la voce agile ed apprendere a cantare secondo il gusto moderno, 1827); 14 альбомов вок. и инстр. пьес и ансамблей, объединённых под назв. Грехи старости (Pйchйs de vieillesse: Альбом итальянских песен - Album per canto italiano, Французский альбом - Album franзais, Сдержанные пьесы - Morceaux rйservйs, Четыре закуски и четыре десерта - Quatre hors d"oeuvres et quatre mendiants, для фп., Альбом для фп., скр., влч., гармониума и валторны; мн. др., 1855-68, Париж, не изд.); духовная музыка - Graduate (для 3 муж. голосов, 1808), месса (для муж. голосов, 1808, исп. в Равенне), Laudamus (ок. 1808), Qui tollis (ок. 1808), Торжественная месса (Messa solenne, совм. с П. Раймонди, 1819, исп. 1820, церковь Сан-Фернандо, Неаполь), Cantemus Domino (для 8 голосов с фп. или органом, 1832, исп. 1873), Ave Maria (для 4 голосов, 1832, исп. 1873), Quoniam (для баса и орк., 1832), Stabat mater (для 4 голосов, хора и орк., 1831-32, 2-я ред. 1841-42, исп. 1842, зал Вантадур, Париж), 3 хора - Вера, Надежда, Милосердие (La foi, L"espйrance, La charitй, для жен. хора и фп., 1844), Tantum ergo (для 2 теноров и баса), 1847, церковь Сан-Франческо деи Минори Конвентуали, Болонья), О Salutaris Hostia (для 4 голосов 1857), Маленькая торжественная месса (Petite messe solennelle, для 4 голосов, хора, гармониума и фп., 1863, исп. 1864, в доме графа Пийе-Виль, Париж), то же (для солистов, хора и орк., 1864, исп. 1869, "Театр Итальен", Париж), Мелодия Реквиема (Chant de Requiem, для контральто и фп., 1864); музыка к спектаклям драм. т-ра - Эдип в Колоне (к трагедии Софокла, 14 номеров для солистов, хора и орк., 1815-16?). Письма : Lettere inedite, Siena, 1892; Lettere inedite, Imola, 1892; Lettere, Firenze, 1902. Литература : Серов А. Н., "Граф Ори", опера Россини, "Музыкальный и театральный вестник", 1856, No 50, 51, то же в его кн.: Избранные статьи, т. 2, М., 1957; его же, Rossini. (Coup d"oeil critique), "Journal de St.-Pйtersbourg", 1868, No 18-19, то же в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М., 1950; Хохловкина А., "Севильский цирюльник" Дж. Россини, М., 1950, 1958; Синявер Л., Джоаккино Россини, М., 1964; Бронфин Е., Джоаккино Россини. 1792-1868. Краткий очерк жизни и творчества, М.-Л., 1966; eл же, Джоаккино Россини. Жизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973; Джоаккино Россини. Избранные письма, высказывания, воспоминания, ред.-сост., автор вступит. статьи и прим. E. Ф. Бронфин, Л., 1968; Stendhal, Vie de Rossini, P., 1824 (рус. пер. - Стендаль, Жизнь Россини, Собр. соч., т. 8, М., 1959); Саrpani G., Le Rossiniane, Padua, 1824; Оrtigue J. d", De la guerre des dilettanti, ou de la rйvolution opйrйe par M. Rossini dans l"opйra franзais, P., 1829; Berlioz G., Guillaume Tell, "Gazette musicale de Paris", 1834, 12, 19, 26 octobre, 2 novembre (рус. пер. - Берлиоз Г., "Вильгельм Телль", в его кн.: Избранные статьи, М., 1956); Escudier M. et L., Rossini, P., 1854; Mireсоurt E. de, Rossini, P., 1855; Hiller Р., Aus dem Tonleben unserer Zeit, Bd 2, Lpz., 1868; Edwards H., Rossini, L., 1869; его жe, Rossini and his school, L., 1881, 1895; Rougin A., Rossini, P., 1870; Wagner R., Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 8, Lpz., 1873; Hansliсk E., Die moderne Oper. Kritiken und Studien, В., 1875, 1892; Naumann E., Italienische Tondichter von Palestrina bis auf die Gegenwart, В., 1876; Dauriас L., Rossini, P., 1905; Sandberger A., Rossiniana, "ZIMG", 1907/08, Bd 9; Istel E., Rossiniana, "Die Musik", 1910/11, Bd 10; Saint-Saлns C., Ecole buissonniиre, P., 1913, p. 261-67; Para G., Gioacchino Rossini, Torino, 1915; Сurzon H. de, Rossini, P., 1920; Radiciotti G., Gioacchino Rossini, vita documentata, opere ed influenza su l"arte, t. 1-3, Tivoli, 1927-29; его же, Anedotti autentici, Roma, 1929; Rrоd"hоmme J.-G., Rossini and his works in France, "MQ", 1931, v. 17; Tоуe F., Rossini, L.- N. Y., 1934, 1955; Faller H., Die Gesangskoloratur in Rossinis Opern..., В., 1935 (Diss.); Praccarolli A., Rossini, Verona, 1941, Mil., 1944; Вассhelli R., Gioacchino Rossini, Torino, 1941, Mil., 1954; его же, Rossini о esperienze rossiniane, Mil., 1959; Rfister K., Das Leben Rossinis, W., 1948; Franzйn N. O., Rossini, Stockh., 1951; Kuin J. P. W., Goacchino Rossini, Tilburg, 1952; Gozzano U., Rossini, Torino, 1955; Rоgnoni L., Rossini, (Parma), 1956; Weinstock H., Rossini. A biography, N. Y., 1968; "Nuova Rivista musicale italiana", 1968, Anno 2, No 5, sett./oct. (номер посв. Р.); Harding J., Rossini, L., 1971, то же, N. Y., 1972. E. P. Бронфин.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Gioachino Rossini - итальянский композитор духовой и камерной музыки, так называемый «последний классик». Будучи автором 39 опер, Джоаккино Россини известен как один из самых продуктивных композиторов с уникальным подходом к творчеству: в него, помимо изучения музыкальной культуры страны, входит работа с языком, ритмикой и звучанием либретто. Россини был отмечен Бетховеном за оперу-буфф «Севильский цирюльник». Работы «Вильгельм Телль», «Золушка» и «Моисей в Египте» стали мировой оперной классикой.

Россини родился в 1792 году в городе Пезаро в семье музыкантов. После ареста отца за поддержку Французской революции будущему композитору пришлось жить в скитаниях по Италии вместе с матерью. При этом юный талант старался освоить музыкальные инструменты и занимался пением: Джоаккино обладал сильным баритоном.

Большое влияние на творчество Россини оказали работы Моцарта и Гайдна, которые Россини разучивал, обучаясь в городе Луго с 1802 года. Там же состоялся его дебют, как оперного исполнителя в пьесе «Близнецы». В 1806 году, переехав в Болонью, композитор поступает в Музыкальный лицей, где изучает сольфеджио, виолончель и фортепиано.

Дебют композитора состоялся в 1810 году в венецианском театре «Сан-Моизе», где была поставлена опера-буфф основанная на либретто «Брачный вексель». Вдохновленный успехом, Россини написал оперу-сериа «Кир в Вавилоне, или Падение Валтасара», а в 1812 году – оперу «Пробный камень», принесшую Джоаккино признание театра «Ла Скала». Следующие работы «Итальянка в Алжире» и «Танкред» приносят Россини славу маэстро буффонады, а за склонность к напевным и мелодичным гармониям Россини получил прозвище «итальянский Моцарт».

Переехав в Неаполь в 1816 году, композитор написал лучшую работу итальянской буффонады – оперу «Севильский цирюльник», затмившую одноименную оперу Джованни Паизиелло, считавшуюся классикой. После громкого успеха композитор перешел к оперной драме, написав «Сороку-воровку» и «Отелло» - оперы, в которых автор проработал не только партитуры, но и текст, выставив жесткие требования к солистам-исполнителям.

После успешной работы в Вене и Лондоне, композитор покоряет Париж оперой «Осада Коринфа» в 1826 году. Россини умело адаптировал свои оперы для французской публики, изучив нюансы языка, его звучание, а также особенности национальной музыки.

Активная творческая карьера музыканта закончилась в 1829 году, когда на смену классицизму пришел романтизм. Далее Россини преподает музыку и увлекается изысканной кухней: последнее привело к болезни желудка, ставшей причиной смерти музыканта в 1868 году в Париже. Имущество музыканта было продано согласно завещанию, а на вырученные средства в городе Пезаро была основана Учебная Консерватория, обучающая музыкантов и сегодня.

(29 II 1792, Пезаро - 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа)

Джоаккино Россини (Rossini) Россини открыл в музыке Италии блестящий XIX век, за ним последовала целая плеяда оперных творцов: Беллини, Доницетти, Верди, Пуччини, словно передававшие друг другу эстафетную палочку мировой славы итальянской оперы. Автор 37 опер, Россини поднял на недосягаемую высоту жанр оперы-буффа. Его «Севильский цирюльник», написанный спустя почти столетие после рождения жанра, стал вершиной и символом оперы-буффа вообще. С другой стороны, именно Россини завершил почти полуторавековую историю самого знаменитого оперного жанра - оперы-seria, покорившей всю Европу, и открыл путь для развития новой, пришедшей ему на смену героико-патриотической оперы эпохи романтизма. Основная сила композитора, наследника итальянских национальных традиций - в неистощимой изобретательности мелодий, увлекательных, блестящих, виртуозных.

Певец, дирижер, пианист, Россини отличался редкой доброжелательностью и общительностью. Без всякой зависти, с восхищением отзывался он об успехах своих молодых итальянских современников, готовый помочь, подсказать, поддержать. Известно его преклонение перед Бетховеном, с которым Россини встретился в Вене в последние годы его жизни. В одном из писем он писал об этом в присущей ему шутливой манере: «Я занимаюсь Бетховеном два раза в неделю, Гайдном - четыре, а Моцартом ежедневно... Бетховен - это колосс, который часто дает вам хорошего тумака в бок, тогда как Моцарт всегда восхитителен». Вебера, с которым они соперничали, Россини называл «великим гением, и к тому же п о д л и н н ы м, ибо он творил самобытно и никому не подражал». Симпатичен ему был и Мендельсон, особенно его Песни без слов. При встрече Россини просил Мендельсона играть ему Баха, «много Баха»: «Его гений просто подавляет. Если Бетховен чудо среди людей, то Бах чудо среди богов. Я подписался на полное собрание его сочинений». Даже к Вагнеру, творчество которого было очень далеко от его оперных идеалов, Россини относился уважительно, интересовался принципами его реформы, о чем свидетельствует их встреча в Париже в 1860 году.

Остроумие было свойственно Россини не только в творчестве, но, и в жизни. Он утверждал, что это предвещала сама дата его рождения - 29 февраля 1792 года. Родина композитора - приморский городок Пезаро. Его отец играл на трубе и валторне, мать, хотя и не знала нот, была певицей и пела по слуху (по утверждению Россини «из ста итальянских певцов восемьдесят находятся в таком же положении»). Оба были членами странствующей труппы. Рано проявивший способности к музыке Джоаккино в 7 лет, наряду с письмом, арифметикой и латынью, обучался игре на клавесине, сольфеджио и пению в пансионе в Болонье. В 8 лет он уже выступал в церквах, где ему доверяли самые сложные партии сопрано, а однажды поручили детскую роль в популярной опере. Восхищенные слушатели предсказывали, что Россини станет знаменитым певцом. Он аккомпанировал себе с листа, свободно читал оркестровые партитуры и работал аккомпаниатором и руководителем хора в театрах Болоньи. С 1804 года начались его систематические занятия игрой на альте и скрипке, весной 1806-го он поступил в Болонский музыкальный лицей, и уже через несколько месяцев знаменитая Болонская музыкальная академия единогласно избрала его своим членом. Тогда будущей славе Италии было всего 14 лет. А в 15 он написал свою первую оперу. Услышавший ее несколько лет спустя Стендаль восхищался ее мелодиями - «первыми цветами, созданными воображением Россини; в них была вся свежесть утра его жизни».

В лицее Россини проучился (в том числе игре на виолончели) около 4 лет. Его педагогом по контрапункту был знаменитый падре Маттеи. Впоследствии Россини сожалел, что не мог пройти полный курс композиции - ему приходилось зарабатывать на жизнь и помогать родителям. В годы учения он самостоятельно знакомился с музыкой Гайдна и Моцарта, организовал струнный квартет, где исполнял партию альта; ансамбль переиграл по его настоянию множество гайдновских сочинений. У одного любителя музыки он брал на время партитуры ораторий Гайдна и опер Моцарта и переписывал их: вначале только вокальную партию, к которой сочинял свой аккомпанемент, а потом сравнивал его с авторским. Впрочем, Россини мечтал о карьере певца, гораздо более престижной: «когда композитор получал пятьдесят дукатов, певцу доставалась тысяча». По его словам, он почти случайно попал на композиторский путь - началась мутация голоса. В лицее он пробовал силы в разных жанрах: написал 2 симфонии, 5 струнных квартетов, вариации для солирующих инструментов с оркестром, кантату. Одна из симфоний и кантата были исполнены в лицейских концертах.

По окончании учебы 18-летний композитор 3 ноября 1810 года впервые увидел свою оперу на сцене венецианского театра. На следующий осенний сезон Россини был ангажирован театром в Болонье на написание уже двухактной оперы-буффа. В течение 1812 года он сочинил и поставил 6 опер, в том числе одну зепа. «У меня быстро возникали идеи, и мне не хватало только времени, чтобы записывать их. Я никогда не принадлежал к тем, кто потеет, когда сочиняет музыку». Опера-буффа «Пробный камень» была поставлена в крупнейшем театре Италии, миланском Ла Скала, где прошла 50 раз подряд; чтобы послушать ее, по словам Стендаля, «толпы людей прибывали в Милан из Пармы, Пьяченцы, Бергамо и Брешии и из всех городов на двадцать миль в округе. Россини стал первым человеком своего края; всем хотелось во что бы то ни стало его увидеть». А 20-летнему автору опера принесла освобождение от военной службы: «Пробный камень» так понравился генералу, командовавшему в Милане, что тот обратился к вице-королю, и армия не досчиталась одного солдата.

Переломным в творчестве Россини стал 1813 год, когда в течение трех с половиной месяцев в театрах Венеции увидели свет рампы две оперы, популярные доныне («Танкред» и «Итальянка в Алжире»), а третья, провалившаяся на премьере и теперь забытая, принесла бессмертную увертюру - Россини использовал ее еще дважды, и ныне все знают ее как увертюру к «Севильскому цирюльнику». Через 4 года импресарио одного из лучших театров Италии и самого большого в Европе, неаполитанского Сан Карло, предприимчивый и удачливый Доменико Барбайя, прозванный вице-королем Неаполя, подписал с Россини длительный, на 6 лет, контракт. Примадонной труппы была красавица испанка Изабелла Кольбран, обладавшая роскошным голосом и драматическим талантом. Она была знакома с композитором давно - в один и тот же год 14-летний Россини и Кольбран, на 7 лет старше его, были избраны членами Болонской академии. Теперь она была подругой Барбайи и одновременно пользовалась покровительством короля. Кольбран вскоре стала возлюбленной Россини, а в 1822 году - его женой.

За 6 лет (1816- 1822) композитор написал для Неаполя в расчете на Кольбран 10 опер-seria и 9 - для других театров, преимущественно буффа, так как Кольбран не исполняла комических ролей. Среди них - «Севильский цирюльник» и «Золушка». Тогда же рождается новый романтический жанр, который в дальнейшем вытеснит оперу-seria: опера народно-героическая, посвященная теме борьбы за освобождение, с изображением больших народных масс, широким использованием хоровых сцен, занимающих не меньшее место, чем арии («Моисей», «Магомет II»).

1822 год открывает новую страницу в жизни Россини. Весной он вместе с неаполитанской труппой отправляется в Вену, где уже на протяжении 6 лет с успехом ставятся его оперы. В течение 4 месяцев Россини купается в лучах славы, его узнают на улицах, толпы собираются под окнами его дома, чтобы увидеть композитора, а иногда и послушать, как он поет. В Вене происходит его встреча с Бетховеном - больным, одиноким, ютящимся в убогой квартире, которому Россини напрасно пытается помочь. За венскими гастролями последовали лондонские, еще более продолжительные и успешные. 7 месяцев, до конца июля 1824 года, он дирижирует в Лондоне своими операми, выступает как аккомпаниатор и певец в публичных и частных концертах, в том числе в королевском дворце: английский король - один из самых верных его поклонников. Здесь же была написана кантата «Жалоба муз на смерть лорда Байрона», на премьере которой композитор пел партию солирующего тенора. По окончании гастролей Россини вывез из Англии целое состояние - 175 тысяч франков, что заставило его вспомнить гонорар за первую оперу - 200 лир. А с тех пор не прошло и 15 лет...

После Лондона Россини ждал Париж и хорошо оплачиваемая должность руководителя Итальянской оперы. Однако пробыл Россини на этом посту лишь 2 года, хотя и сделал головокружительную карьеру: «композитор его величества короля и инспектор пения всех музыкальных заведений» (высшая музыкальная должность во Франции), член Совета по управлению королевскими музыкальными школами, член комитета театра Grand Opera. Здесь Россини создал свою новаторскую партитуру - народно-героическую оперу «Вильгельм Теллъ». Рожденная в преддверии революции 1830 года, она воспринималась современниками как прямой призыв к восстанию. И на этой вершине, в 37 лет, Россини прекратил свою оперную деятельность. Однако сочинять не перестал. За 3 года до смерти он говорил одному из своих гостей: «Видите эту этажерку, полную музыкальных рукописей? Все это написано после «Вильгельма Телля». Но я ничего не публикую; пишу потому, что не могу поступать иначе».

Самые крупные сочинения Россини этого периода относятся к жанру духовной оратории (Stabat Mater, Маленькая торжественная месса). Немало было создано и камерной вокальной музыки. Наиболее известные ариетты и дуэты составили «Музыкальные вечера», другие вошли в «Альбом итальянских песен», «Смесь вокальной музыки». Писал Россини и инструментальные пьесы, нередко снабжая их ироническими заголовками: «Сдержанные пьесы», «Четыре закуски и четыре десерта», «Болеутоляющая музыка» и др.

С 1836 года Россини почти на 20 лет возвращается в Италию. Он отдается педагогической работе, оказывает поддержку только что основанной Экспериментальной музыкальной гимназии во Флоренции, Болонскому музыкальному лицею, который когда-то окончил сам. Последние 13 лет Россини вновь живет во Франции, как в самом Париже, так и на вилле в предместье Пасси, окруженный почетом и славой. После смерти Кольбран (1845), с которой он расстался около 10 лет назад, Россини женится на француженке Олимпии Пелиссье. Современники характеризуют ее как женщину ничем не примечательную, но наделенную отзывчивым и добрым сердцем, однако итальянские друзья Россини считают ее скупой и негостеприимной. Композитор регулярно устраивает приемы, знаменитые на весь Париж. Эти «субботы Россини» собирают самое блестящее общество, привлеченное и изысканной беседой, и изысканной кухней, знатоком которой композитор слыл и даже являлся изобретателем некоторых кулинарных рецептов. За роскошным обедом следовал концерт, хозяин нередко и пел, и аккомпанировал певцам. Последний такой вечер состоялся 20 сентября 1868 года, когда композитору шел 77-й год; он исполнил недавно сочиненную элегию «Прощание с жизнью».

Умер Россини 13 ноября 1868 года на своей вилле в Пасси под Парижем. В завещании он выделил два с половиной миллиона франков на создание музыкальной школы в родном Пезаро, где за 4 года до того ему был поставлен памятник, а также большую сумму на учреждение в Пасси дома для престарелых певцов - французских и итальянских, сделавших карьеру во Франции. На заупокойной мессе присутствовало около 4 тысяч человек. Траурную процессию сопровождали два батальона пехоты и оркестры двух легионов Национальной гвардии, исполнявшие отрывки из опер и духовных сочинений Россини.

Композитор был похоронен на парижском кладбище Пер Лашез рядом с Беллини, Керубини и Шопеном. Узнав о смерти Россини, Верди писал: «В мире угасло великое имя! Это было самое популярное имя нашей эпохи, известность самая широкая, - и это была слава Италии!» Он предложил итальянским композиторам почтить память Россини написанием коллективного Реквиема, который должен был торжественно прозвучать в Болонье в первую годовщину его смерти. В 1887 году набальзамированное тело Россини было перевезено во Флоренцию и захоронено в соборе Санта Кроче, в пантеоне великих людей Италии, рядом с могилами Микеланджело и Галилея.

А. Кенигсберг

Итальянский композитор. Один из выдающихся представителeй оперного жанра в XIX в. Его творчество одновременно является завершением развития музыки XVIII в. и открывает пути к художественным завоеваниям романтизма. Его первая опера "Деметрио и Полибио" (1806) написана еще вполне в русле традиционной оперы-сериа. Россини обращался к этому жанру неоднократно. Среди лучших сочинений "Танкред" (1813), "Отелло" (1816), "Моисей в Египте" (1818), "Зельмира" (1822, Неаполь, либретто А. Тоттола), "Семирамида" (1823).

Огромный вклад внес Россини в развитие оперы-буффа. Первыми опытами в этом жанре стали "Вексель на брак" (1810, Венеция, либретто Г. Росси), "Синьор Брускино" (1813) и ряд других сочинений. Именно в опере-буффа Россини создал свой тип увертюры, основанный на контрасте медленного вступления, сменяющегося стремительным allegro. Один из ранних классических образцов такой увертюры мы видим в его опере "Шёлковая лестница" (1812). Наконец, в 1813 г. Россини создает свой первый шедевр в буффоном жанре: "Итальянку в Алжире", где вполне видны уже черты зрелого стиля композитора, особенно в замечательном финале I д. Его удачей стала также опера-буффа "Турок в Италии" (1814). Спустя два года композитор пишет свою лучшую оперу "Севильский цирюльник", по праву занимающую выдающееся место в истории жанра.

Созданная в 1817 г., "Золушка" свидетельствует о стремлении Россини расширить палитру художественных стредств. Чисто буффоные элементы сменяются сочетанием комического и лирического начал, в том же году появляется "Сорока-воровка", написанная в жанре оперы-семисериа, в которой лирико-комедийные элементы соседствуют с трагическими (как тут не вспомнить моцартовского "Дон Жуана"). В 1819 г. Россини создал одно из наиболее романтических своих сочинений - "Деву озера" (по роману В. Скотта).

Среди поздних сочинений выделяются "Осада Коринфа" (1826, Париж, является французской редакцией его более ранней оперы-сериа "Магомет II"), "Граф Ори" (1828), написанная в стиле французской комической оперы (в ней композитор использовал ряд наиболее удачных тем из оперы "Путешествие в Реймс", созданной тремя годами ранее по случаю коронации в Реймсе короля Карла X), и, наконец, последний шедевр Россини - "Вильгельм Телль" (1829). Эта опера, с ее драматизмом, индивидуально очерченными характерами, большими сквозными сценами, уже принадлежит к другой музыкальной эпохе - веку романтизма. Этим сочинением завершается творческий путь Россини как оперного композитора. В последующие 30 лет он создал ряд вокально-инструментальных произведений (среди них "Stabat Mater" и др.), вокальных и фортепианных миниатюр.

РОССИНИ, ДЖОАККИНО (Rossini, Gioacchino) (1792–1868), итальянский оперный композитор, автор бессмертного Севильского цирюльника . Родился 29 февраля 1792 в Пезаро в семье городского трубача (глашатая) и певицы. Очень рано полюбил музыку, в особенности пение, но заниматься серьезно начал только в 14 лет, поступив в Музыкальный лицей в Болонье. Там он изучал игру на виолончели и контрапункт вплоть до 1810, когда первое заслуживающее упоминания сочинение Россини – одноактная опера-фарс Вексель на брак (La cambiale di matrimonio , 1810) – была поставлена в Венеции. За ней последовал ряд опер того же типа, среди которых две – Пробный камень (La pietra del paragone , 1812) и Шелковая лестница (La scala di seta , 1812) – до сих пор пользуются популярностью.

Наконец в 1813 Россини сочинил две оперы, которые обессмертили его имя: Танкред (Tancredi ) по Тассо и затем двухактную оперу-буффа Итальянка в Алжире (L"italiana in Algeri ), триумфально принятую в Венеции, а затем и во всей Северной Италии.

Молодой композитор попробовал сочинить несколько опер для Милана и Венеции, но ни одна из них (даже сохранившая свое обаяние опера Турок в Италии , Il Turco in Italia , 1814) – своего рода «пара» к опере Итальянка в Алжире ) не имела успеха. В 1815 Россини вновь сопутствовала удача, на этот раз в Неаполе, где он подписал контракт с импресарио театра «Сан-Карло». Речь идет об опере Елизавета, королева Английская (Elisabetta, regina d"Inghilterra ), виртуозном сочинении, написанном специально для Изабеллы Кольбран, испанской примадонны (сопрано), пользовавшейся расположением неаполитанского двора и любовницы импресарио (несколько лет спустя Изабелла стала женой Россини). Затем композитор отправился в Рим, где собирался написать и поставить несколько опер. Второй из них стала опера Севильский цирюльник (Il Barbiere di Siviglia ), впервые поставленная 20 февраля 1816. Провал оперы на премьере оказался столь же громким, как и ее триумф в будущем.

Возвратившись, в соответствии с условиями контракта, в Неаполь, Россини поставил там в декабре 1816 оперу, которая, пожалуй, была наиболее высоко оценена современниками, – Отелло по Шекспиру: в ней есть действительно прекрасные фрагменты, но произведение испорчено либретто, исказившим трагедию Шекспира. Следующую оперу Россини сочинил опять для Рима: его Золушка (La cenerentola , 1817) впоследствии благосклонно принималась публикой; премьера же не давала никаких оснований для предположений о будущем успехе. Однако Россини пережил неудачу гораздо спокойнее. В том же 1817 он ездил в Милан для постановки оперы Сорока-воровка (La gazza ladra ) – изящно оркестрованной мелодрамы, сейчас практически забытой, если не считать великолепной увертюры. По возвращении в Неаполь Россини поставил там в конце года оперу Армида (Armida ), которая была тепло принята и до сих пор оценивается гораздо выше, чем Сорока-воровка : при воскрешении Армиды в наше время все еще ощущается нежность, если не сказать – чувственность, которую излучает эта музыка.

За следующие четыре года Россини ухитрился сочинить еще десяток опер, в основном не особенно интересных. Однако до расторжения контракта с Неаполем он подарил городу два выдающихся произведения. В 1818 написал оперу Моисей в Египте (Mosé in Egitto ), которая вскоре завоевала Европу; по сути дела, это род оратории, здесь примечательны величественные хоры и прославленная «Молитва». В 1819 Россини представил Деву озера (La donna del lago ), которая имела успех несколько более скромный, но содержала очаровательную романтическую музыку. Когда в конце концов композитор уехал из Неаполя (1820), он взял с собой Изабеллу Кольбран и женился на ней, однако в дальнейшем их семейная жизнь протекала не слишком счастливо.

В 1822 Россини в сопровождении жены впервые покинул Италию: он заключил договор со своим старым другом, импресарио театра «Сан-Карло», который теперь стал директором Венской оперы. Композитор привез в Вену свою последнюю работу – оперу Зельмира (Zelmira ), завоевавшую автору беспрецедентный успех. Правда, некоторые музыканты, во главе с К.М.фон Вебером резко критиковали Россини, но другие, и среди них Ф.Шуберт, давали благоприятные оценки. Что касается общества, то оно безоговорочно приняло сторону Россини. Наиболее примечательным событием поездки Россини в Вену стала его встреча с Бетховеном, о которой он позже вспоминал в разговоре с Р.Вагнером.

Осенью того же года композитора вызвал в Верону сам князь Меттерних: Россини должен был почтить кантатами заключение Священного союза. В феврале 1823 он сочинил для Венеции новую оперу – Семирамиду (Semiramida ), от которой ныне осталась в концертном репертуаре только увертюра. Как бы то ни было, Семирамида может быть признана кульминацией итальянского периода в творчества Россини, хотя бы потому, что это была последняя опера, сочиненная им для Италии. Более того, Семирамида с таким блеском прошла и в других странах, что после нее репутация Россини как крупнейшего оперного композитора эпохи уже не подвергалась никаким сомнениям. Недаром Стендаль сравнивал триумф Россини на поприще музыки с победой Наполеона в битве при Аустерлице.

В конце 1823 Россини оказался в Лондоне (где пробыл полгода), а перед этим провел месяц в Париже. Композитора гостеприимно встретил король Георг VI, с которым он пел дуэты; Россини был нарасхват в светском обществе как певец и аккомпаниатор. Самым важным событием того времени стало получение приглашения в Париж в качестве художественного руководителя оперного театра «Театр Итальен». Значение этого контракта, во-первых, в том, что он определил место жительства композитора до конца его дней, а во-вторых, в том, что он подтверждал абсолютное превосходство Россини как оперного композитора. Надо помнить, что Париж был тогда центром музыкальной вселенной; приглашение в Париж являлось для музыканта самой высокой честью, какую только можно было себе представить.

Россини приступил к своим новым обязанностям 1 декабря 1824. По-видимому, ему удалось улучшить управление Итальянской оперой, в особенности в части ведения спектаклей. С большим успехом прошли представления двух ранее написанных опер, которые Россини радикально переработал для Парижа, а самое главное, он сочинил очаровательную комическую оперу Граф Ори (Le comte Ory ). (Она имела, как и следовало предполагать, огромный успех при возобновлении в 1959.) Следующим произведением Россини, появившимся в августе 1829, стала опера Вильгельм Телль (Guillaume Tell ), сочинение, которое обычно считают крупнейшим достижением композитора. Признаваемая исполнителями и критиками абсолютным шедевром, эта опера тем не менее никогда не возбуждала такого энтузиазма у публики, как Севильский цирюльник , Семирамида или даже Моисей : рядовые слушатели считали Телля оперой чересчур длинной и холодной. Однако нельзя отрицать, что второй акт содержат прекраснейшую музыку, и к счастью, эта опера не исчезла полностью из современного мирового репертуара и слушатель наших дней имеет возможность вынести о ней собственное суждение. Заметим только, что все созданные во Франции оперы Россини написаны на французские либретто.

После Вильгельма Телля Россини не написал больше ни одной оперы, и в последующие четыре десятилетия создал только две значительные композиции в других жанрах. Излишне говорить, что подобное прекращение композиторской деятельности в самом зените мастерства и славы – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры. Предлагалось множество разнообразных объяснений этому феномену, но, конечно, никто не знает полной истины. Одни говорили, что уход Россини был вызван его неприятием нового парижского оперного кумира – Дж.Мейербера; другие указывали на обиду, которую нанесли Россини действия французского правительства, пытавшегося после революции в 1830 расторгнуть контракт с композитором. Упоминалось и ухудшение самочувствия музыканта и даже его якобы невероятная лень. Возможно, сыграли роль все упомянутые факторы, кроме последнего. Следует учесть, что, покидая Париж после Вильгельма Телля , Россини имел твердое намерение приняться за новую оперу (Фауст ). Известно также, что он продолжал и выиграл шестилетний судебный процесс против французского правительства по поводу своей пенсии. Что касается состояния здоровья, то, пережив потрясение в связи с кончиной любимой матери в 1827, Россини действительно ощущал недомогание, сначала не очень сильное, но позже прогрессировавшее с угрожающей быстротой. Все остальное – это более или менее правдоподобные домыслы.

В течение следующего за Теллем десятилетия Россини, хотя и оставивший за собой квартиру в Париже, жил в основном в Болонье, где надеялся найти покой, необходимый после нервного напряжения предшествующих лет. Правда, в 1831 он съездил в Мадрид, где появилась ныне широко известная Stabat Mater (в первой редакции), а в 1836 – во Франкфурт, где встретился с Ф.Мендельсоном и благодаря ему открыл для себя творчество И.С.Баха. Но все же именно Болонья (не считая регулярных поездок в Париж в связи с тяжбой) оставалась постоянным местопребыванием композитора. Можно полагать, что в Париж его призывали не только судебные дела. В 1832 Россини познакомился с Олимпией Пелиссье. Отношения Россини с женой уже давно оставляли желать лучшего; в конце концов супруги решили расстаться, и Россини женился на Олимпии, котораяя стала хорошей женой для больного Россини. Наконец, в 1855, после скандала в Болонье и разочарования от Флоренции, Олимпия убедила мужа нанять экипаж (он не признавал поездов) и отправиться в Париж. Очень медленно его физическое и душевное состояние начало улучшаться; к нему вернулась доля если не веселости, то остроумия; музыка, которая была запретной темой в течение многих лет, опять стала приходить ему на ум. 15 апреля 1857 – именины Олимпии – стало своего рода поворотным пунктом: в этот день Россини посвятил жене цикл романсов, которые сочинял втайне от всех. За ним последовал ряд небольших пьес – Россини называл их Грехи моей старости ; качество этой музыки не требует комментариев для поклонников Волшебного магазинчика (La boutique fantasque ) – балета, для которого пьесы послужили основой. Наконец, в 1863 появилось последнее – и по-настоящему значительное – произведение Россини: Маленькая торжественная месса (Petite messe solennelle ). Эта месса – не очень торжественная и совсем не маленькая, но прекрасная по музыке и проникнутая глубокой искренностью, что и привлекло к сочинению внимание музыкантов.

Россини скончался 13 ноября 1868 и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Через 19 лет по просьбе итальянского правительства гроб с телом композитора перевезли во Флоренцию и захоронили в церкви Санта Кроче рядом с прахом Галилея, Микеланджело, Макиавелли и других великих итальянцев.

Загрузка...