crimea-fun.ru

Институт древнеславянской письменности и древнеевразийской цивилизации - иддц. Скалигер и новые хронологии

Иосиф Юстус Скалигер, Joseph Justus Scaliger, (1540-1609) - европейский гуманист-филолог, историк и воин, итальянец по происхождению, француз по рождению, голландец по месту проживания в наиболее плодотворные годы, один из основателей традиционной исторической хронологии, издатель и комментатор античных текстов. Сын Юлия Цезаря Скалигера.

Биография
Жозеф (Иосиф) Скалигер родился 5 августа 1540 г. в аквитанском городе Ажене. Он был третьим сыном ученого-гуманиста Юлия Цезаря Скалигера. С 12 лет Иосиф учился в коллеже Гиени в Бордо. После смерти отца в 1558 г. отправился в Париж. Четыре года учился в Сорбонне. В результате молодой Скалигер в совершенстве овладел не только латынью и древнегреческим, но также еврейским и арабским языками. Энциклопедическое владение доступными в то время источниками создали Скалигеру славу крупнейшего филолога. Его комментарии (1573) к трактату М. Т. Варрона «De lingua Latina» и лексикографическому труду римского грамматика С. П. Феста (1575) открыли учёному миру архаическую латынь.
В 1560-х годах Иосиф Скалигер совершил путешествие по Италии, затем - по Англии и Шотландии. Во время поездки, в 1562 году, он становится кальвинистом. Иосиф Скалигер принимал участие в религиозной войне своего времени: как учёный филолог он разоблачал подложность ряда папских документов, как солдат - сражался в рядах гугенотов.
После Варфоломеевской ночи Иосиф Скалигер бежит в Швейцарию и становится профессором в Женевской академии.
В 1593 г. Иосиф Скалигер отправляется в Нидерланды. Остаток жизни он проводит в университете Wikipedia:ru:Лейдена, и своей деятельностью способствует расцвету филологии в Нидерландах.

Скалигер скончался 21 января 1609 г. в Лейдене, Голландия. В честь него назван один из институтов Лейденского Университета. Энциклопедический словарь Граната, каждому тому предпосылает слова Скалигера:
«Lexicographis secundus post Herculem labor»

Научное наследие
Одна из заслуг Иосифа Скалигера - создание традиционной научной хронологии. Его познания в языках и истории многих народов, в математике, астрономии, астрологии и теологии проявились в его «Исправлении хронологии» («De emendatione temporum», 1583), дополнения и поправки к которому Иосиф Скалигер опубликовал в «Сокровищнице времен» («Thesaurus temporum», Лейден, 1606; Амстердам, 1629). Здесь он определил системы исчисления времени, применявшиеся у разных народов (включая Восточную Азию и мексиканцев), и привёл их в соответствие друг с другом. До Скалигера господствовали лишь средневековые способы летосчисления по церковному календарю, крайне недостаточные для исторической науки, а почти вся хронология имела узкослужебное назначение - определять дни церковных праздников: глобальная мировая хронология в те времена ещё не существовала. В основу своей версии хронологии Иосиф Скалигер положил восстановленные им самим хронологические сочинения Евсевия, его предшественника Юлия Африканского и его продолжателей Иеронима и Идация.

За текстами древних хронографов, восстановление коих именуют чудом дивинаторной критики, следуют у Скалигера «Примечания к хронике Евсевия»: здесь даются средства для выяснения взаимоотношений древних народов, и освещается библейская история и хронология. За «Примечаниями» следует систематическое изложение начал хронологии, с таблицами вычислений, ссылками на древние документы и т. п. Силою своего недюжинного воображения и точных знаний Иосиф Скалигер построил в «Сокровищнице времен» мировую историю, расчленил ее материал по народам, синхронистически сопоставил события по периодам от начала ассирийского царства до половины XV в. нашей эры, впервые объединив Священную историю Библии с историей Светской. В лице Иосифа Скалигера европейская историческая наука вышла из подчиненного отношения к науке античности. Гуманитарная ученость Иосифа Скалигера превосходила собою знания и методы его предшественников. В сочинении «О монетном деле» («De rе nummaria», Лейден, 1606) Скалигер первым из историков оценил важность изучения древних монет. Немецкий реформатор Гутер по инициативе Скалигера издал свод античных надписей (1602), к которому Скалигер составил целую сеть указателей, которые являлись образцом для будущих работ этого типа. Огромный авторитет Иосифа Скалигера вызвал злобу его религиозных (католических) противников, особенно иезуитов, которые специально готовили учёных, способных оспаривать мнения Скалигера. Эти критики вносили частные поправки в его положения (например, иезуиты Д. Петавиус, И.-Б. Риччиоли, ирландский епископ Уссерий внесли несколько дополнений и исправлений в его хронологическую систему), но даже отдалённо они не могли достигнуть его широты познаний, охватывавших древний мир в его целостности, как она представлялась до самого Новейшего Времени.

Вместе с тем, математические познания Иосифа Скалигера были значительно менее значительными. Известно, что он считал себя автором истинной квадратуры круга, которую опубликовал в 1594 г. в книге «Cyclometrica elementa duo». Несмотря на то, что его метод оспаривался современными ему геометрами (Виетом, Клавием, А. ван Рооменом и Л. ван Кёленом), Иосиф Скалигер настаивал на своей правоте: согласно его ошибочным рассуждениям, равнялось бы корню из 10 (примерно 3,16..), что являлось менее точным значением, чем даже у Архимеда (22/7 = 3,142…).

Сочинения
Lettres francaises inedites de Joseph Scaliger
De emendatione temporum (1583)
Thesaurus temporum (1606)
De rе nummaria, Лейден, 1606

Библиография
J. Casaubonus «Opuscula varia»,- Париж, 1610
Anthony T. Grafton. «Joseph Scaliger: A Study in the History of Classical Scholarship, 2 vol.»,- Oxford: Oxford University Press, 1983, 1993
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», т. ХХХ, с. 169
Вайнштейн О. Л. «Западно-европейская средневековая историография»,- М.-Л.: 1964
Краткая литературная энциклопедия,- М.: СЭ, 1971, т.6, стр. 883
Олдос Хаксли «Луденские бесы» (1952),- М.: Терра, 2000, стр. 62-63

2008 год. Но это у нас и сейчас он - 2008 год. Так было не всегда и не везде. Мы привыкли считать, что над временем человек не властен,однако….

В Китае, например, на подходе 4703 год, а согласно старославянскому летоисчислению, у нас должен быть 7516 год, библия, между прочим, говорит, что с момента сотворения мира про¬шло 7 тысяч лет. Поэтому хронология - очень даже непостоянная вещь. И если человек "играется" даже со временем, что же он сможет сделать с историей? Все что угодно! Многие события, произошедшие еще при жизни наших современников, уже сейчас имеют разные трактовки. Мало того, события, происходящие у нас на глазах, и то оцениваются по-разному. Какой вид они приобретут через 100-150 лет? Поэтому вполне возможно, что события, о которых мы с детства "всё знаем", очевидцами оценивались совершенно иначе.

К истории накопилось немало претензии, и речь идет уже не о частностях вроде Сусанина» а о покушении на незыблемые основы - под вопросом летоисчисление. Например - был ли античный мир, в том виде, который известен? Все «древнегреческие» и «древнеримские рукописи известны лишь в поздних копиях, составленных как минимум через 800-900 лет после смерти их «авторов». Оригиналов не сохранилось. Ни единого!

Но даже это не главное. Если смотреть на мир прагматично, без слепого преклонения перед всем, что нам преподносят с умным видом на первое место выходит экономика. В любое время, в любой стране она играла первую и решающую роль. Ее законы незыблемы и нарушить их не в состоянии ни один тиран, деспот, султан или император, как бы ему этого ни хотелось. Но практически вся "античная** история находится в остром противоречии с экономикой. По всем законам экономики Древняя Греция и Древний Рим, какими их представляет "классическая" история, попросту не могли существовать.

В их изложении все выглядело просто: император повелел - и вырос огромный Колизей. Император ведь повелел. Повелеть он, конечно мог, но уровень тогдашних строительных технологий, да и технологий более поздних столетий категорически не позволял подобных забав. Как ни бушевал бы император, как ни рубил головы, ничего бы не вышло. Это относится и к огромным амфитеатрам, и к водопроводу, сработанному рабами Рима. Строительство во времена "античности" больших сооружений попросту нереально с точки зрения обыкновенной экономики.

Всякий раз, когда идет речь о грандиозных сооружениях, перед глазами сразу же возникает картина, как многие тысячи рабов трудятся на стройке -об этом нам рассказывали и школьные учебники, и художественные книги, и фильмы, в том числе документальные. Однако никто не задумывается над простым вопросом: кто их обеспечивал хоть каким-то питанием? В древние времена люди без еды жить не могли. Другие рабы? Возникает заколдованный круг. Откуда великий Древний Рим взял свои богатства? Покорил полмира и собрал огромные трофеи. Каким образом римлянам удалось покорить полмира? Не имея необходимой материальной базы? Ответ, в принципе, имеется - благодаря упорству и природной смекалке. Но это на уровне анекдота. Без развитой индустрии, без промышленности никакой боевой дух не поможет. Римлянам попросту неоткуда было взять развитую индустрию, потому что неоткуда было взять на нее денег, «Просто нетая рабов», еще можно прокормиться - но полмира завоевать нельзя! Тем более, если столичный город расположен в столь неудобном месте, что финансовые и торговые потоки идут где-то в стороне - посмотрите карту.

Есть четкая закономерность: росли, крепли и становились столицами только те города, которые были расположены удобно. На судоходных реках, на морском побережье либо на суше, где проходили постоянные торговые пути, где регулярно проходят купцы с товарами, где регулярно устраивают ярмарки и строят постоянные склады, что влечет приток средств в городскую казну (Киев, Константинополь, Вена, Париж, Лондон). Рим, расположенный вдали от торговых путей, в своеобразном "аппендиксе", с точки зрения экономики, никогда не мог стать центром "древней* империи. Зачем торговым караванам делать крюк? Столицей империи Рим мог стать только в более поздние, христианские времена, когда превратился в духовный центр, когда тысячи паломников оставляли там груды монет - и на эти монеты средневековые ремесленники (не рабы) и возвели все великолепие, что приписывается "античности".

В начале XX века в Южной Америке вспыхнул каучуковый бум. На каучуковом соке росли громадные состояния - на месте глухих джунглей выросли самые настоящие города. Одуревшие от шальных доходов «каучуковые бароны» строили себе особняки каким позавидовали бы лорды и герцоги, пароходами везли из Европы лучший мрамор, воздвигали театры, по роскоши превосходившие лучшие европейские, исполнять арии и играть спектакли выписывали звезд с мировыми именами. Потом все кончилось - каучук стали получать искусственно. Денежные потоки иссякли. Выросшие, словно на дрожжах, города обезлюдели и опустели, Экономика...

Рабский труд еще способен помочь, когда не думают о рентабельности, а "Древний Рим", каким-то чудом ухитрился совершить нереальное: с помощью принудительного рабского труда вести грандиозные строительства. Так не бывает.

Вообще, гигантомания - необходимая часть рукописей, представленных в качестве «древних источников», Геродот говорит о легендарных спартанцах, которые, собираясь на войну, выставили 75000 тяжеловооруженных воинов-гоплитов. Греция начала XX в, могла выставить армию в 82 000человек. Вся. В XX веке! Крохотный городишко Спарта, чья экономика зависела исключительно от оливок, свиней и коз, выставляет 75000 бойцов. Доспех каждого гоплита, согласно классической истории, весил около 20 кг меди, выходит, что для этого войска требуется полтора миллиона тонн меди! Между прочим, даже е XI в. рубились каменными топорами - и дешево, и эффективно. Не каждый мог себе позволить металлический топор..

А миллионное войско, которое персидский царь Ксеркс послал на греков? В годы Екатерины II все пехотные части Российской империи составляли около двухсот тысяч человек. Каким образом живший в V в, до Р.Х. царь сумел кормить свою миллионную армию хотя бы день, историки благоразумно умалчивают. Главное - царь повелел, значит и проблем быть не может.

Что характерно, в Средневековье ситуация меняется кардинально. Климат тот же, население растет, техника и ремесла усовершенствуются, но средневековые короли, как ни "повелевали", не смогли собрать хотя бы отдаленное подобие "античных" армад. Пять-шесть тысяч пехотинцев и сотня-другая конников - вот примерный состав средневековой армии. Ситуация не менялась столетиями. Лишь в 1812 г, Бонапарт захватил практически всю Европу, но более шестисот тысяч человек у него никогда не было. Зато "татары" в 1237 году имели 500 тысяч конников..

Кроме экономических соображений существует и множество документальных нестыковок. Французский поэт Гугон Орлеанский (1093-1160) написал "Стих о татарском нашествии где упоминается страна Мидия, Согласно "классической" истории, она перестала существовать за 1,5 тысячи лет до Р.Х. а поэт, живший в XII в., считает ее реально опустошенной татарами.

Средневековые авторы твердят, что готы ("исчезнувшие" в VII в.) обитают в Европе, Об этом говорит и "Великопольская хроника", где готы - это пруссы, живущие на Балтике. Однако это не сочетается с "классикой", и потому летописцы прошлого "заблуждались" в массовом порядке. Возникают парадоксы: готы исчезли в VII в., но спустя четыреста лет пышно расцвел готический стиль. Много ли сейчас направлений в культуре, имеющих название четырехсотлетней давности?

Итальянский поэт Петрарка, живший в XIV ст., говорит о «подложности привилегий, которые Нерон и Цезарь выдали»,. Габсбургскому дому. Какой смысл спорить о подлинности привилегий, если Габсбурги появились через тысячу с лишним лет после Нерона и Цезаря? Однако Петрарка ничуть не сомневается, что Нерон и Цезарь могли выдавать жалованные грамоты дому Габсбургов - вот только эта5 конкретная, оказалась подделкой, Петрарка уверен, что Габсбурги - современники Нерона и Цеза¬ря. Между прочим, немецкий город Нюрнберг известен с XI в и означает "город Нерона"! Никакого тысячелетнего интервала - кто же называет города в честь умершего тысячу лет назад владыки, когда живущих "богов на земле" и сейчас достаточно?

Калюжный и Жабинский: "Правивший в XIII веке император Священной Римской империи Фридрих II Гогеиштауфен именовался Цезарем Августом; на золотых монетах он изображен в лавровом венке и одеянии "римских цезарей*, на обороте - римский орел и надпись: "Римский император Цезарь Август”. Никакого тысячелетнего разрыва!

Средневековый историк Воден: "...от северян пришли механические изобретения - все, что связано с обработкой металла, Агрикол упрекал Аристотеля в незнании этих вещей". Между прочим, Георг Агрикол (Бауэр), физик, химик и минералог, родился в 1494 г; Когда же жил "античный" Аристотель? Какой смысл упрекать Г, Сковороду, жившего в XVIII ст. в незнании компьютеров?

Есть и материальные свидетельства, В конце XX ст, германские ученые обнаружили в "древнеегипетских" мумиях кокаин и эвкалиптовяе масло. Кокаин добывают из листьев коки, которая растет исключительно в Южной Америке, а эвкалипты - в Австралии. Обнаружена "древнеримская" мозаика с изображением ананаса - сугубо американского фрукта, По ту сторону Атлантики находили "древнеримские" монеты. Кстати, найденные в Трое каменные топоры - из китайского нефрита, А ведь первые контакты европейцев с Китаем были в XV ст, спустя две тысячи лет! Получается либо Троянская война была в Средневековье, либо контакты с Китаем были еще во времена античной Греции. Но оба эти варианта остро противоречат классической истории, В начале XX ст. югославский ученый Жуйкович утверждал, что расшифровал славянские руны обнаруженные в Италии. Научный мир его расшифровку отверг, потому что Жуйкович доказывал, что в надписи присутствовало слово "краль" король. А это противоречит "обпринятой" теории согласно к торой слово "король" вошло европейские языки лишь послое смерти Карла Великого в X веке, А между тем, рядом с рунами изображены древнеримские легионеры.

Дело в том, что нынешнюю историю, какой мы ее знаем - писали в кабинетах. Писали люди образованные и неглупые, но сами в жизни не забившие ни единого гвоздя, не вскопавшие ни единой сотки, не срубившие ни единого дерева. Они подгоняли ее под хронологию, придуманную ранее. Именно так - придуманную. «Отцы» современной хронологии Скалигер и Петавиус в XVII ст. высчитывали даты событий, пользуясь сугубо оккультными методиками – «нумерологией». Как это происходило, понятно из книги французского историка XVI века Бодена "Метод легкого познания истории" - событие имело место не потому, что есть письменные сообщения, которые следует привнести в систему, а потому что полученная дата должна соответствовать, числу «значимому» либо «великому». Свидетельства очевидцев, если они не подпадали под это "великое число", просто не учитывались,..

До XVIII ст, когда окончательно утвердилась скалигеровская хронология, существовала совершенно другая концепция всеобщей истории, хронологии, политической географии. Где не было, в частности, никаких "темных веков", никакого тысячелетнего разрыва меж "античностью" и средневековьем, О "странностях" скалигеровской хронологии начали говорить еще тогда - это не модное нынче увлечение оспаривать все и вся. В середине XVI ст. профессор университета н Саламанке Д"Арсилла Высказал мнение, что вся древняя история сочинена, Веком спустя, историк и археолог Жан Гардуин к этому мнению присоединился, В XVII ст. Исаак Ньютон более двадцати лет посвятил историческим исследованиям, в результате чего "передвинул" даты многих событий ближе к нашим временам» где на триста-пятьсот, а где и на две тысячи лет. Изыскания Ньютона продолжил в XIX веке Джордж Грот (Гроте), в свое время авторитетный историк, почетный доктор Оксфорда и Кембриджа, вице-канцлер Лондонского университета. Он "ужимал" классическую историю и считал, что реальная история Древней Греиии начинается лишь с 776 г. до Р.Х. В начале XX ст. немецкий ученый Роберт Балдауф считал всю древнюю историю фальсификацией эпохи Возрождения. То же говорил и его коллега Т. Моммзен, столкнувшийся с серьезнейшими проблемами при написании древнеримской истории. Конечно же, с этим можно спорить и не соглашаться, но познакомиться с информацией лежащей за пределами "нашего круга знаний", все же стоит. Хотя бы для расширения кругозора и выработки умений смотреть на привычные вещи под другим углом. Тем более, что действительно "наша история" полна откровенных мифов. И многие из них рождаются прямо сегодня.

Подготовил Виталий Ерофеев


Газета Эхо Таврии

В предыдущих разделах мы показали, что датировки по Скалигеру двух основных событий «античной» и средневековой истории, на которых в значительной мере основана глобальная хронология, - Рождества Христова и первого Вселенского собора, - противоречат сохранившимся в церковном предании данным об этих событиях. Подчеркнем еще раз, что именно эти данные, а не привычные нам сегодня датировки событий, являются первичным хронологическим и историческим материалом. Именно они дошли до нас «из глубины веков». А все даты «античной» и ранне- средневековой истбрии, «известные» нам сегодня - это уже итог некоторых весьма поздних вычислений, начавшихся, по-видимому, не ранее XVI века и законченных в основном лишь в XVII веке.

Важно понимать, что в XVII веке внедрили в научный оборот и канонизировали итог НЕЗАВЕРШЕННОЙ, «сырой» хронологической работы. Хронология Скалигера, являющаяся сегодня общепринятой версией и поэтому кажущаяся единственно возможной и известной будто бы «всегда», была в XVI веке только одной из нескольких соперничающих версий глобальной хронологии.

Могут возразить, что хронология Скалигера была самой распространенной версией среди ученых тогдашнего Рима и Западной Европы. Возможно, хотя это требует доказательств. Но даже если действительно было так - это вовсе не означает, что версия Скалигера была верной, хотя бы даже в общих чертах. Весьма сомнительно, чтобы в результате туманных средневековых вычислений вообще могло возникнуть верное представление о всеобщей хронологии. Современные исследования показывают, что построение всеобщей хронологии по совокупности дошедших до нас исторических источников - сложная научная проблема, требующая применения различных естественно-научных методов и обширных расчетов на ЭВМ. К сожалению, методы работы современных специалистов по хронологии остались в основном прежними - теми же самыми, которые были доступны еще во времена Скалигера и Петавиуса.

Любопытно отметить одну важную особенность скалигеровских - да и не только скалигеровских, - датировок: почти все они следуют правилу «чем древнее, тем лучше». А именно: из множества допустимых значений датировки (скажем - из всех возможных решений той или иной хронологической задачи) всегда выбиралось НАИБОЛЕЕ ДРЕВНЕЕ. Кажется, это правило сохраняет свое значение и в наши дни. Возможно, оно основано на каких-то психологических предпочтениях, связанных с представлениями «о древности рода» и т. п. Мы покажем, как это правило действует в случае принятых ныне датировок Рождества Христова и Первого вселенского собора.

Представим себе хронолога XVI века, который датирует эти два события, пользуясь их календарно-астрономическими описаниями (см. о них выше). Зададимся вопросом: какие самые простые ограничения существовали для него снизу? Другими словами, древнее каких дат он заведомо не мог зайти при датировке? Вспомним, что в описании обоих событий - Рождества Христова и Первого вселенского собора, - участвует день весеннего равноденствия (точка весны), скорость смещения которого по числам юлианского календаря была уже прекрасно известна в XVI веке. Значением этой скорости широко пользовались средневековые хронологи того времени - и Скалигер в том числе.

Ответ следующий.

В случае датировки Рождества Христова, хронолог XVI века, как мы видели, предполагал, что в год Воскресения Христа весеннее полнолуние приходилось на 24 марта. Отсюда прямо следовало, что точка весны не могла быть позднее 24 марта - поскольку полнолуние 24 марта было уже весенним, уже после точки весны. Простой арифметически расчет, вполне выполнимый в XVI веке, показывает, что точка весны была 24 марта около 100 года до н. э. А ранее того времени она приходилась на более поздние числа календаря - что было для нашего хронолога уже недопустимо. Значит, наш воображаемый хронолог НИКАК НЕ МОГ ДАТИРОВАТЬ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО РАНЕЕ, ЧЕМ 100 ГОДОМ ДО Н.Э. Реальный средневековый хронолог «не дотянул» до этой нижней границы всего 100 лет. Но ведь не надо забывать, что при решении этой хронологической задачи ему надо было и другим условиям удовлетворять!

Легко показать, что согласно правилу «чем древнее, тем лучше», у нашего воображаемого хронолога XVI века была на самом деле ТОЛЬКО ОДНА возможность «решить» свою хронологическую задачу - а именно, «решить» ее так, как это и сделал Дионисий Малый. Покажем это.

В своих расчетах даты Воскресения хронолог XVI века при вычислении полнолуний, средневековый хронолог должен был пользоваться пасхальными таблицами. Напомним, что указанный Дионисием Малым 31 год н. э. в качестве года Воскресения, удовлетворяет календарным «условиям Воскресения», только если рассчитывать полнолуние (иудейскую Пасху) по православной пасхалии. Согласно пасхалии, в окрестности вышеупомянутой границы (100 год до н. э.) полнолуние (иудейская Пасха) приходилось на субботу 24 марта, а христианская Пасха - на воскресение 25 марта только в следующие годы: 209 год до н. э., 31 год н. э., 126 год н. э., 221 год н. э., 316 год н. э. Выбрать из этого ряда 209 год до н. э. в качестве датировки Воскресения Христа наш хронолог не мог - эта дата была уже за допустимой границей (точка весны была тогда уже 25 марта). Поэтому самой ранней приемлемой датой для средневекового хронолога, решающего эту календарно-хронологическую задачу методами вычислительной астрономии своего времени, был 31 год н. э. Именно эту САМУЮ РАННЮЮ дату он и выбрал! См. рис. 4.

Рис. 4. Почему средневековые хронологи в качестве даты воскресения Иисуса Христа выбрали именно 31 год н. э.? Потому что это была САМАЯ РАННЯЯ возможная для них дата. Иначе нарушались календарные условия Воскресения: из-за векового смещения точки весны в юлианском календаре 24 марта в эпоху до н. э. было РАНЬШЕ ТОЧКИ ВЕСНЫ и потому никак не могло быть первым ВЕСЕННИМ полнолунием (XIV Луной). Поэтому средневековые хронологи просто НЕ МОГЛИ датировать Рождество Христово ранее, чем началом н. э.

В случае датировки первого Вселенского собора - то же самое. Наш воображаемый хронолог знал, что точка весны приходилась во времена Собора не позднее 21 марта. Иначе не могла быть составлена пасхалия, в которой самая ранняя христианская Пасха приходится на 22 марта. Ведь христианская Пасха должна быть по крайней мере на день позже весеннего равноденствия, см. выше.

Далее, он без труда мог рассчитать, что точка весны приходилась на 21 марта в конце III века н. э., а ранее этого времени она была 22 марта или позднее. Значит, хронолог XVI века не мог датировать Никейский собор ранее, чем концом III века н. э. Иначе самая ранняя христианская Пасха оказалась бы раньше точки весны. Но это невозможно по определению Пасхи, см. выше. И что же мы видим? Была принята привычная ныне датировка началом IV века. То есть - опять выбрана САМАЯ РАННЯЯ дата из возможных! См. рис. 5. Именно эта «экстремальная» датировка и вошла в хронологическую версию Скалигера. Итак, справедливо следующее УТВЕРЖДЕНИЕ 5.

Средневековые хронологи не могли «опустить вниз» дату Первого вселенского собора ранее IV века н. э., потому что уже в III веке и до того весеннее равноденствие попадало позже самой ранней календарной Пасхи 22 марта, что невозможно по апостольскому правилу о Пасхе (которое, естественно, отслеживали хронологи). Дионисий Малый или любой другой средневековый хронолог не мог «вычислить» дату Рождества Христова так, чтобы она оказалась ранее I века до н. э., потому что уже во II веке до н. э. и ранее положение весеннего равноденствия исключало иудейскую Пасху 24 марта, а это противоречило бы календарным «условиям Воскресения». В ОБОИХ СЛУЧАЯХ ПЮСТАЯ, БЕЗ ТРУДА РАСЧИТЫВАМАЯ НИЖНЯЯ ГРАНИЦА ДАТИРОВОК БЫЛА ДОСТИГНУТА СРЕДНЕВЕКОВЫМИ ХРОНОЛОГАМИ. См. рис. 4 и рис. 5.

Рис. 5. Почему средневековые хронологи в качестве даты Первого Никейского собора выбрали именно 325 год н. э.? Потому что в более ранние эпохи (вIIIвеке и ранее) день весеннего "равноденствия приходился бы позже самой ранней календарной Пасхи 22 марта. Что вызвало бы противоречие с апостольским правилом о Пасхе .

ЗАМЕЧАНИЕ. Еще раз подчеркнем важное обстоятельство, о котором мы уже говорили выше. Определение даты события по дню весеннего равноденствия может показаться на первый взгляд исключительно заманчивым способом даг тирования древних событий, ввиду чрезвычайной простоты вычислений по этому способу - всего лишь в одно арифметическое действие. По-видимому, именно таким способом датирования и ограничивались хронологи XVI–XVII веков (если он был применим в их задаче). Дальнейшего исследования они не проводили и не утруждали себя оценкой возможной ошибки такого метода. Однако кажущаяся на первый взгляд простота и привлекательность датировки по равноденствию очень обманчива. Как уже отмечалось выше, в действительности определение точки весны - сложная астрономическая задача. Ее могли вычислять с большими ошибками даже в позднее Средневековье. Но ошибка в положении точки весны всего на несколько дней приводит к гигантским ошибкам в хронологии - на сотни и тысячи лет. Возможно, если бы средневековые хронологи были бы более внимательны и осторожнее пользовались таким опасным методом датирования, привычная нам хронология была бы другой.

1.3.2. «Равноденственная хронология» Матфея Властаря и скалигеровская хронология

Мы уже частично отмечали выше, что в «Собрании святоотеческих правил» Матфея Властаря содержится неточная теория весеннего равноденствия. Остановимся на этом очень интересном вопросе подробнее.

Как видно из его книги, Властарь в XIV веке ошибочно полагал, что равноденствие смещается по числам юлианского календаря со скоростью 1 сутки в 300 лет. В действительности же, как мы знаем сегодня, истинная скорость смещения равноденствий в юлианском календаре составляет 1 сутки примерно за 128 лет.

Властарь делает и еще одну ошибку в теории равноденствий. А именно - современную ему дату весеннего равноденствия в 1333 году он указывает неправильно: 18 марта вместо истинного 12 марта. Сегодня мы знаем, что весеннее равноденствие в начале XIV века было 12 марта.

При этом, вся историческая хронология в книге «Властаря основана исключительно на датах весеннего равноденствия! Следовательно, эта хронология - ошибочна. Властарь обычно не приводит прямых дат событий прошлого. Вместо этого, он указывает лишь дату весеннего равноденствия во время события. Кроме того, он дает отдельную таблицу дат весеннего равноденствия в годах от Адама (то есть - по русско-византийской эре от сотворения мира). Вот эта замечательная таблица с нашими комментариями в скобках.

В годы Навунасара, - пишет далее Матфей Властарь, - равноденствие было вечером 25 марта, в годы же Филиппа Арифея - в полдень 24 марта, во дни же, когда Христос своею смертью смерть умертвил, - в полночь на исходе 25 марта. Когда же отцы составляли пасхалию, равноденствие было 21 марта. Ныне же оно 18 марта» , состав П, гл. 7; И.

Итак, по своей шкале равноденствий Матфей Властарь дает пять основных хронологических вех древней и средневековой истории:

1) Правление Навунасара = Набонассара, правителя Ассирии. Сегодня считается, что «эра Набонассара» началась в 747 году до н. э. . Возможно, впрочем, имеется в виду царь Набополассар, правление которою скалигеровская версия относит к концу VII века до н. э.

2) Правление Филиппа Арифея (эпоха Александра Македонского). По Скалигеру это - середина IV века до н. э.

3) Время страстей Христа (Воскресение Христа).

4) Время составления пасхалии (традиционно - на Никейском соборе, хотя сам Властарь об этом определенно не говорит).

5) Время самого Матфея Властаря первая половина XIV века н. э. Общеринятая сегодня датировка книги Властаря 1333 год. Отметим, что по нашему мнению, вероятнее всего, книга Властаря была написана несколько позже - в конце, а не в начале XIV века То есть, уже после принятия апостольского христианства в Империи, см. нашу книгу «Крещение Руси». Однако сейчас для нас эта разница в датировке книги Властаря не так важна (наши рассуждения от нее не зависят), поэтому мы для простоты будем придерживаться общепринятой датировки.

Обратимся теперь к приведенной выше таблице равноденствий Властаря, и посмотрим - когда, согласно его астрономической теории - то есть при принятой им скорости смещения равноденствия по числам календаря 1 сутки за 300 лет, - равноденствие было в указанное Властарем для событий 1–5 время. Получим следующие даты:

1) Навунасар (равноденствие, по Властарю, 25 марта): от 900 года до н. э. до 600 года до н. э.

2) Филипп Арифей (равноденствие, по Властарю, 24 марта): от 600 года до н. э до 300 года до н. э.

3) Страсти Христа (равноденствие, по Властарю, 23 марта): от 300 года до н. э. до 0 года н. э. (то есть до начала н. э.).

4) Первый Вселенский собор, составление пасхалии (равноденствие, по Властарю, 21 марта): от 300 года н. э. до 600 года н. э.

5) Сам Матфей Властарь (равноденствие по Властарю 18 марта): от 1200 года н. э. до 1500 года н. э.

Сразу отметим ПРЕКРАСНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ ЭТИХ ДАТИРОВОК С ПРИНЯТОЙ СЕГОДНЯ СКАЛИГЕРОВСКОЙ ХРОНОЛОГИЕЙ: почти все скалигеровские даты перечисленных событий находятся внутри вычисленных по хронологии Властаря временных границ. Единственное исключение - страсти Христа: по Скалигеру, они были около 30 года н. э., а таблица равноденствий Властаря дает верхнюю границу в 1 году н. э. (то есть, удревняет их).

С другой стороны, хронология равноденствий Матфея Властаря не только основана на СОВЕРШЕННО НЕВЕРНОЙ ТЕОРИИ ВЕСЕННИХ РАВНОДЕНСТВИЙ, но и ПРОТИВОРЕЧИТ ВСЕМ ИМ ЖЕ САМИМ ПРИВОДИМЫМ ЯВНЫМ ДАТАМ ЗА ЕДИНСТВЕННЫМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЕГО СОБСТВЕННЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ! Еще раз поясним, что Властарь приводит не только неправильные дни равноденствий для своего времени (!), но и пользуется неправильным значением скорости точки весны: 1 сутки за 300 лет вместо 1 суток примерно за 128 лет.

Получается, что СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ ИДЕАЛЬНО СОГЛАСОВАНА С ГРУБО НЕВЕРНОЙ АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ! А потому и сама не может быть верной. Вскоре мы убедимся, что это идеальное согласование - отнюдь не случайное совпадение.

Властарь (в других местах своей книги) дает явные даты в годах от Адама для трех из пяти перечисленных им событий, упомянутых выше:

Для года страстей Христовых: 5539 от Адама, то есть год н. э.;

Для времени составления пасхалии - после 743 года н. э. (см. выше параграф 1, п.5);

Для своего времени: 6441 от Адама, то есть 1333 год н. э.

Но по его же таблице равноденствий страсти Христовы не могли быть позже 1 года н. э. А составление пасхалии не могло быть позже 600 года н. э. И только для своего собственного времени жизни Властарь снабжает нас непротиворечивыми указаниями.

Перед нами явно итог незавершенной работы по составлению хронологии. В ней еще не устранены даже явные противоречия. Впрочем, возможно, эти противоречия - следы поздней редакторской правки. В любом случае ясно, что работа по составлению исторической хронологии действительно велась в Православной Церкви в XIV веке, но до ее завершения и канонизации дело так и не дошло. Исследования прервали, возможно, в эпоху падения Константинополя в 1453 году, и потом они так и остались незавершенными. Ни дата Рождества Христова, ни другие даты церковной истории так и не были канонизированы Православной церковью вплоть до нового времени. Сегодня ясно, что это было отражением трезвого взгляда ее средневековых специалистов на тогдашнее состояние хронологии. Вероятно, они даже не ставили вопроса о канонизации, рассчитывая продолжать и завершить вычисления. При этом, возможно, частные лица могли иметь свои взгляды на хронологию, не свободные, как мы видим на примере Матфея Властаря, от серьезных противоречий. И. А. Климишин пишет: «Что же касается Восточной церкви, то она, по свидетельству Э. Бикермана, избегала пользоваться ею (эрой от Р. Х.), так как споры о дате рождения Христа продолжались в Константинополе до XIV века. Впрочем, по-видимому, бывали исключения. Так, в таблице дат Пасхи, составленной в IX веке, на весь 13-й Индиктион (877–1408) Иоанном Пресвитером (то есть священником Иоанном - Авт.) рядом с годом от сотворения мира, кругами Солнца и Луны, эпактами проставлен также и год от Рождества Христова» , с. 250.

Но вот что интересно. Отмеченное выше идеальное согласование сырой, противоречивой хронологии XIV–XV веков с позднейшей версией Скалигера однозначно показывает - именно эта сырая версия благодаря трудам Скалигера и его школы легла в основу нынешней хронологии древней и средневековой истории, рис. 6 показывает в сравнении:

а) современную версию хронологии (фактически - скалигеровскую);

б) старую «равноденственную хронологию» равноденствий Матфея Властаря в ее исходном виде;

в) равноденственную хронологию Властаря после исправления в ней только одной из двух его ошибок в теории весеннего равноденствия - скорости смещения точки весны;

г) хронологию равноденствий Матфея Властаря после исправления обеих его ошибок - как скорости смещения точки весны, так и ошибки на б дней в определении современного ему дня весеннего равноденствия.

ЗАМЕЧАНИЕ. Нельзя не отметить в пункте (в) замечательное обстоятельство: при указанной «датировке по равноденствию» время жизни самого Матфея Властаря «уезжает вниз» в VI век н. э., то есть ИМЕННО ТУДА, куда сегодня «помещен» хронолог Дионисий Малый. Напомним здесь нашу гипотезу: не приписан ли Дионисию Малому какой-нибудь вариант текста Матфея Властаря?

Из рис. 6 хорошо видно, что хронология Скалигера - то есть общепринятая сегодня хронологическая версия, - является «смесью» исходной хронологии равноденствий Матфея Властаря и его хронологии равноденствий с исправлением только одной из двух ошибок. Сравните второй и третий столбцы на рис. 6 с первым столбцом.

Правда, Скалигер (или Дионисий Петавиус) «уточнил» все заимствованные им из прежней версии датировки, доведя их до фантастического «совершенства»: год, месяц, число, а иногда даже час дня (!). Современная историческая наука с серьезным видом упоминает лишь годы из этих датировок Скалигера, стыдливо опуская час дня. Полные же скалигеровские «даты» можно найти в хрониках XVII века, например в . При этом, скажем, в случае Набонассара Скалигер (или Дионисий Петавиус) «уточнил» дату, взятую из исходной хронологии равноденствий Властаря, а для датировки страстей Христовых воспользовался его «полуисправленной» хронологией. Самого же Матфея Властаря Скалигер «раздвоил»: первый экземпляр (= оригинал) оставил на месте (согласно исходной хронологии равноденствий - см. 2-й столбец на рис. 6), а второй экземпляр Матфея Властаря превратил в Дионисия Малого и отправил в VI век н. э. (по «полуисправленной хронологии»).

Рис. 6. Сравнение скалигеровской хронологии с «равноденственной хронологией» Матфея Властаря, а также с его «наполовину исправленной равноденственной хронологией» и «полностью исправленной равноденственной хронологией» (которая, впрочем, как мы теперь понимаем, все еще остается ошибочной, хотя и в меньшей степени)

Текстов. Сын астролога и гуманиста Юлия Цезаря Скалигера

«... Иозеф Юстус Скалигер опубликовал величайший исторический бред всех времен и народов, лежащий и сегодня еще в основе общепринятого исторического мифа.» (Е.Я. Габович)

Биография

Жозеф (Иосиф) Скалигер родился 5 августа г. в аквитанском городе Ажене. Он был третьим сыном ученого–гуманиста Юлия Цезаря Скалигера и его жены Андриет де Рокэ Лобеяк (Andiette de Roques Lobejac ). В своей «Автобиографии» Иосиф сообщает, что был десятым ребёнком и имеет пять братьев. С 11 до 14 лет Жозеф учился в колледже Гиени в Бордо вместе с братьями Леонаром и Жаном Констаном .

Иосиф Скалигер принимал участие в религиозной войне своего времени: как учёный филолог он разоблачал подложность ряда папских документов, как солдат - сражался в рядах гугенотов. После Варфоломеевской ночи (24 августа года) Иосиф Скалигер бежит в Швейцарию и становится профессором в Женевской академии. Во Францию он вернулся в году и почти 20 лет жил в замке Луи де Шастенье .

Некоторые сочинения Иосифа Скалигера попали в Индекс запрещённых книг и продержались там до отмены «Индекса» в середине ХХ века.

Сочинения

  • «Lettres françaises inédites de Joseph Scaliger»
  • «De emendatione temporum» , ,
Загрузка...