crimea-fun.ru

Какие характерные особенности древнеегипетской скульптуры. Скульптура Древнего Египта

Своему появлению и дальнейшему развитию обязана религиозным убеждениям. Требования культовой веры явились основанием для возникновения того или иного вида статуй. Религиозные учения обусловили иконографию скульптур, а также места их установки.

Скульптура Древнего Египта, основные правила создания которой окончательно сформировались в период Раннего царства, обладала фронтальностью и симметричностью фигуры, четкостью и спокойствием линий. Все эти характеристики соответствовали ее непосредственному назначению, а также были обусловлены местами ее расположения, которыми являлись в основном ниши в стенах.

Скульптура отличается преобладанием определенных поз. К ним относятся:

Сидячая - руки при этом лежат на коленях;

Стоячая - левая нога выдвинута вперед;

Поза писца, который сидит на скрещенных ногах.

Для всех скульптур был обязателен ряд правил:

Прямая постановка головы;

Наличие атрибутов профессии или власти:

Определенный вид раскраски для женских и мужских тел (желтая и коричневая соответственно);

Инкрустация глаз камнями или бронзой;

Преувеличение мощности и развитости тела, что способствовало сообщению фигуре торжественной приподнятости;

Передача индивидуальных умерших (считалось, что статуи наблюдали за жизнью людей через специальные отверстия, сделанные на уровне глаз).

Скульптура Древнего Египта стала одним из средств в овладении портретным искусством. При помощи гипса пытались спасти труп от разложения, получая подобие маски. Однако для изображения живого человека требовалось, чтобы глаза у скульптуры были открыты. Для того чтобы добиться этого, маску дополнительно обрабатывали.

Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. В некоторых гробницах исследователи нашли статуи из дерева. Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды. Во времена в гробницах размещали и фигурки работников. Их предназначением являлось обеспечение умершего. При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью.

Архитектурное оформление производилось с использованием статуй. Скульптуры стояли вдоль ведущих к ним дорог, во дворах и внутренних помещениях. Те статуи, основной нагрузкой которых было архитектурно-декоративное оформление, отличались от культовых. Их фигуры имели большие размеры, а в очертаниях отсутствовала детализация.

Статуи, которые передавали изображения царей, содержали молитвы, в которых у бога просили здоровье и благополучие, а иногда и содействие в политических делах. Период, который длился после того, как пало Древнее царство, охарактеризовался коренными изменениями в идеологической области. Фараоны, стремившиеся прославить себя и свое могущество, повелевали ставить свои статуи в храмах, рядом с фигурами различных божеств. Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя. В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона.


Важнейшей особенностью религиозных представлений египтян было то, что необходимой предпосылкой благополучного существования души покойного в загробном мире являлась сохранность его «материальной оболочки», его тела. Это привело к появлению гробниц и возникновению мумификации трупов. Мумия царицы Хатшепсут


В ту отдаленную эпоху возник обычай устанавливать в гробницах портретные статуи усопших: они должны были стать своего рода «дубликатами» тела человека. Подлинными шедеврами древней египетской скульптуры являются портретные статуи царевича Рахотепа и его жены Неферт, найденные в гробнице Рахотепа в Медуме. Портретные заупокойные статуи царевича Рахотепа и его супруги Неферт из их гробницы в Медуме. Начало XXVI в. до н. э.





Изображения персонажей, не имеющих божественного сана, гораздо более естественны и менее формальны, нежели изображения фараонов. Это проявляется в более свободных позах и жестах,; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, внешность, прическа, одежда, украшения. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. Поверх казалириса накинут легкий плащ.


Одежду мужчин и женщин эпохи Древнего царства передает и другая скульптурная группа статуэтка, изображающая Тенти и его жену. Тенти одет в набедренник, украшенный плиссировкой. На его супруге традиционный казалирис, плотно облегающий тело. Тенти и его жена. Статуэтка эпохи Древнего царства. Ок г. до н. э.


Одежду египтян-мужчин составлял набедренник. Простолюдины и рабы довольствовались простой повязкой из грубой ткани, то схенти высокопоставленных персон, а тем более фараона, имели очень изысканную форму. Они делались из плиссированной ткани и поддерживались кожаным поясом. статуя Аменхотепа III в Луксорском храме (XIV век до н. э.




Вельможа Птаххенуи занимал пост «начальника дворцовых слуг» и был погребен в гробнице, расположенной в Гизе неподалеку от пирамид фараонов. В этой гробнице и была найдена парная скульптурная группа, запечатлевшая Птаххенуи и его супругу. Вельможа Птаххенуи и его супруга. Скульптура из гробницы в Гизе. Время правления 5-й династии


Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа, изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э.)


Носительница даров. Статуэтка эпохи Среднего царства из гробницы в Фивах. Начало XX в. до н. э. К тому же периоду Среднего царства относится статуэтка «носительницы даров», которая хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Датируется периодом правления Двенадцатой династии. Предполагается, что эта статуэтка изображает одну из служительниц храма Исиды.


Существует большое количество статуй и барельефов, на которых фараон изображен в особом ритуальном полосатом платке, концы которого опускаются на плечи. Этот платок назывался «немесе». Самое известное изображение фараона в немесе это знаменитый Большой Сфинкс, голова которого повторяет черты лица фараона Четвертой династии Хефрена.


Огромная статуя Великого сфинкса, полу льва – получеловека, в Гизе недалеко от современного Каира на западном берегу реки Нил. На заднем плане Сфинкса видна пирамида Хефрена (Хафра). Великий сфинкс – это самая большая монолитная статуя на Земле, высеченная, как принято считать, древними египтянами в III тысячелетии до н.э., где-то между 2520 и 2494 годами до н.э..



Имеются и такие статуи, у которых голова фараона украшена и немесом, и надетой поверх него короной. Именно такие уборы красуются на головах тех гранитных сфинксов, стоящих на набережной Невы в Петербурге, которые изображают фараона Восемнадцатой династии Аменхотепа III, жившего в XIV веке до н. э.


«Западного" сфинкс Аменхотеп III из Ком эль-Хеттан. Гранит. Санкт- Петербург.




Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. Монументальны и сравнительно небольшие статуи, а порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов вроде тех каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, совершенно небольших по размеру. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета.Конец Среднего царства, ок. XVIII в. до н.э. Музей им. А.С.Пушкина Зал Древнего Египта.Статуя писца счета зерна Маа-ни- амона.Сер.XV века до н.э., Эрмитаж.


Огромные каменные статуи Аменхотепа III входят в композицию пилона, построенного в его правление в храме Амона-Ра в Луксоре. Фараон восседает на троне, а его главная жена, Тия, изображенная совсем в другом масштабе, стоит рядом, ласково прикасаясь к голени своего повелителя.


Соотношение размеров фигур фараона и его супруги могло оказываться разным в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения. В композициях колоссальных статуй фараонов, украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе, что ее голова едва достигала колен статуи фараона. В уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, красавица Нефертари, у ног статуй фараона, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, который был возведен в правление Рамзеса II


Очень традиционными были позы писцов. В таких же сидячих позах иногда изображали и наиболее знаменитых архитекторов, портретные статуи которых удостаивались чести быть помещенными в построенных ими храмах. Архитектор Аменхотеп сын Хапу строитель храма Амона-Ра в Карнаке. XIV в. до н. э. Архитектор Сенмут в роли воспитателя царской дочери. Начало XV в. до н. э.


У осирических статуй фараонов, установленных вдоль стен храмов, ноги всегда параллельны и пятки сдвинуты вместе. В таких же позах стоят заупокойные статуи в нишах и вдоль стен в гробнице вельможи Ирукаптаха: они изображают усопшего в традиционной одежде египетских мужчин той эпохи. Позы изваяний статичны и напоминают солдат, стоящих в строю по команде «смирно!». Осирические статуи фараона Рамзеса III в храме Амона-Ра в Карнаке. XII в. до н. э.


Искусство периода Раннего царства. В глубокой древности в Египте существовал малоприятный для вождей ритуал: постаревший, но все еще полный сил и энергии царь должен был, благополучно процарствовав определенный срок (обычно тридцать лет), доказать, что он еще вполне дееспособен. А о том, что правитель, как и любой человек, все-таки старел, нам напоминает уникальная и очень трогательная костяная статуэтка фараона в высокой короне Южного Египта. Статуэтка постаревшего фараона. Кость. Раннее царство


А в ритуальных статуях сидящий фараон оставался навсегда молодым и сильным, о чем свидетельствует, например, хорошо сохранившаяся статуя фараона Второй династии Хасекема (XXIX в. до н. э.), высеченная из темного камня- шифера. Это едва ли не самый древний пример монументальной портретной статуи такого типа. Статуя фараона Второй династии Хасехема была найдена в Иераконполе. Считается одной из древнейших статуй, изображающих царскую особу тунисской эпохи.


Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э.). В известном списке фараонов, составленном Манефоном, Джосер обозначен как родоначальник Третьей династии. Статуя Джосера уже в глубокой древности была повреждена грабителями: они выломали лаза, сделанные из горного хрусталя и алебастра. Теперь эта статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами, что придает лицу фараона еще более суровое выражение. Портретная статуя фараона Джосера. XXVII в. до н. э.


Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. Его имя записано иероглифами рядом с именем Джосера на каменной плите, оставшейся от статуи фараона. Это была большая честь для архитектора, и такое расположение его имени свидетельствует об огромном уважении к нему и о его высоком общественном положении. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера - его ближайшим советником. Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти.


Скульптура Египта Древнего царства. Один из самых прекрасных образцов деревянной скульптуры Древнего Царства, фигура жреца Каапера, начальника над чтецами или церемониалом (высота 109 см), которая в настоящее время хранится в Египетском музее в Каире. Обнаруженная в его собственном мастабе в Саккаре, эта скульптура, созданная в конце IV или начале V династии, известна под общераспространенным названием Шейх-эль-Белед, что означает «сельский староста».


Сидящие писцы представляют собой скульптурные изображения, воплощающие в себе большой реализм. Несомненно, двумя из наиболее важных являются писцы, датируемые временем V династии. Глазница - медь. Белок - алебастр. Радужка - горный хрусталь. В хрустале выточен конус, заполненный сажей, который имитирует зрачок и сам взгляд. "Сидящий писец" - древнеегипетская (гг. до н.э) статуя писаря в Лувре.


В фигурах фараонов и знатных лиц подчеркивалась физическая мощь. Сохраняя некоторые, несомненно портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие, величаво-монументальные формы тела. Но наиболее талантливые скульпторы даже в сдерживающих рамках канона сумели создать ряд замечательных, ярких портретных произведений. Бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств)




Скульптура Египта Среднего царства. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками.. Так же отступление от отступление от канона Древнего царства выражается в более стройных пропорциях человеческого тела.


В творчестве фиванцев наблюдается и совершенно иное, более реалистическое направление. Фиванские мастера исполняют ряд великолепных портретных голов фараонов XII династии. Голова Сенусерта III, фараона XII династии, из бывшей коллекции Мак-Грегора (теперь коллекция Гюльбенкяна) Скульптурный портрет Аменемхета III. Один из самых известных паямтников из собрания В.С. Голенищева. XII дин.




Скульптура Египта Нового Царства. Во времена Нового Царства Египет на основе военных завоеваний втягивается в отношения с азиатским миром. Эти отношение привели к налаживанию тесных культурных связей, которые обогащают художественные произведения. В скульптуре создаются невиданные фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и со времен греков называются «Колоссами Мемнона».






Фасад храма, построенного в Абу-Симбе-ле (Нубия) по распоряжению Рамзеса II в честь царицы Нефертари, главной его супруги в молодости, и в честь богини Хатхор. В этом высеченном в скале фасаде имеются семь контрфорсов, центральный из которых обеспечивает доступ внутрь храма, между тем как остальные вписаны в шесть ниш, в которых помещены четыре стоящие статуи этого фараона и две Нефертари, украшенной атрибутами богини Хатхор.


Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве, которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами. Так, удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, подобно новым символам божественности, его внутреннюю духовную силу


Бюст царицы Нефертити (раскрашенный известняк высотой 48 см). Это творение хранится в Археологическом музее Флоренции (Италия) и считается одним из наиболее совершенных художественных выражений в мировом искусстве. Нефертити разделяла с Эхна-тоном, своим супругом, глубокое преклонение перед Атоном. Как и в других изображениях супруги монарха- еретика, в этой скульптуре подчеркивается длина шеи и другие черты лица, чтобы представить ее в соответствии с восточным идеалом сладострастия. Скульптура Позднего периода В Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира. Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй, присущие канону скульптуры более ранних эпох. Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (гг. до н. э.) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. Она является прекрасным свидетельством высокого уровня искусства царского и частного портрета во время XXV, эфиопской династии.


Статуя Осириса. Черный гранит. Выс. 0,52 м. Статуя производит впечатление незаконченной работы; перемычка между искусственной бородкой и шеей оставлена такой же ширины, что и бородка, тогда как она должна быть уже. Контуры плетки, жезла и рук не четкие. Фигуры богинь и иероглифы намечены рельефом, но не закончены. Вся поверхность статуи оставлена шероховатой и не подверглась окончательной обработке.




Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Коричневый кварц. Выс. 0,205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с прижатыми к туловищу ногами и сложенными на коленях руками. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. Такие статуи, передающие обычную позу, в которой любят сидеть египетские феллахи, напоминающие "пакет с головкой", по выражению Масперо, характерны только для Египта. Они появляются в Среднем царстве, но изготовляются потом также на протяжении всего Нового царства и Позднего периода


Часть статуи мужчины. Базальт. Выс. 0,098 м. Черты лица даны мягко, даже несколько нечетко, без резких линий и чрезмерно выделяющихся деталей. Лицо несколько асимметрично: левый глаз помещен выше правого и посажен немного глубже. Небольшие уши прилегают к черепу плотнее, чем это обычно бывает на египетских статуях.


Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всехИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ

ИСКУССТВО ДРEВНЕГО ЕГИПТА, искусство государства, расположенного в нижнем течении р. Нил (Северо-Восточная Африка), где возник один из древнейших очагов цивилизации. В истории древнеегипетского искусства выделяют следующие периоды:

  • - Древнее царство (31-22 вв. до н. э.),
  • - Среднее царство (21-16 вв. до н. э.),
  • - Новое царство (16-11 вв. до н. э.);
  • - Поздний период (11 в. до н. э. - 6 в. н. э.).

Особый период составляет время правления фараона Эхнатона (т. н. эпоха Амарны; 1365-48 гг. до н. э.).

Большой Сфинкс в Гизе. 27-26 вв. до н. э.

Искусство Древнего Египта было тесно связано с религией и мифологией. Все произведения искусства создавали по строгим правилам - канонам. В честь богов воздвигали грандиозные храмы. В скульптуре и живописи их изображали как в человеческом облике (солнечный бог Амон-Ра, властитель загробного мира Осирис и его супруга Исида - богиня любви и материнства, богиня справедливости и космического порядка Маат и др.), так и в виде животных или людей с головами животных (Хор - в образе сокола; бог мудрости, правосудия и письменности Тот - птицы ибиса; покровитель бальзамировщиков и проводник умерших в загробное царство Анубис - шакала; богиня войны, болезней и покровительница врачевателей Сохмет - львицы и т. д).

Исида Тот Сет Осирис Анубис

В отличие от др. культур Древнего Востока, египтяне подчеркивали в образах богов не устрашающе-ужасные черты, а величие и торжественность. Фараонов (царей) почитали как живых богов. Искусство было ориентировано на потустороннюю жизнь. Египтяне верили в продолжение жизни после смерти, если будет сохранено тело. Тела умерших обрабатывали специальными составами, превращавшими их в мумии. По представлениям египтян, после смерти продолжали существовать жизненные сущности человека. Одна из них - Ба, жизненная сила - изображалась в виде птицы, вылетающей из уст умершего. Другая - Ка, невидимый двойник.

В гробничных статуях и рельефах изображался не сам человек, а его Ка, который рождался вместе с человеком, однако не имел возраста и не менялся, поэтому покойного представляли в образе цветущего, здорового юноши. На всех изображениях подписывали имя (Рен), которое также считалось одной из сущностей человека. Статуя без надписи считалась незавершенной.

Особое значение имели инкрустированные или раскрашенные глаза в скульптурах и рельефах. Для египтян зрение было важнейшим условием жизни, а мертвый мыслился как слепец. Согласно египетским мифам, бога Осириса, предательски убитого братом Сетом, воскресил его сын Хор, давший ему проглотить свой глаз. Перед погребением мумии необходимо было совершить особый ритуал «отверзания уст и очей», «оживляющий» ее для вечной жизни. Подобным обрядом завершалось и создание статуи, которая должна была заменить мумию в случае ее утраты. Уже в юности состоятельные египтяне начинали украшать свои «вечные дома» - гробницы - рельефами и настенными росписями, не предназначенными для осмотра, а призванными обеспечить умершему изобилие и довольство в загробном существовании. Изображения воспринимались как нечто «живое», обладающее магической силой. Слово художник означало «творящий жизнь».

Погребальная маска фараона Тутанхамона. Золото. 14 в. до н. э. Египетский музей. Каир

Искусство Древнего царства стало образцом для египтян последующих эпох: в их представлении это было время, когда царствовал порядок, установленный богами, некогда правившими на земле. Столичным городом был Мемфис.

Архитектура, как и в позднейшие эпохи, играла главную роль. Здания возводились из камня (известняка); их отличают строгие геометризованные формы, грандиозный масштаб. Были выработаны типы сооружений, которые применяются и поныне (пирамиды, обелиски, пилоны ). Храмы украшали мощными колоннами с капителями в виде цветущего лотоса или папируса. Древнейшей формой гробницы была мастаба .

Позднее сооружались огромные погребальные комплексы, куда входили царские усыпальницы - пирамиды, окруженные маленькими пирамидами цариц и гробницами вельмож, и заупокойные храмы (ступенчатая пирамида Джосера, 28 в. до н. э., зодчий Имхотеп; «великие пирамиды» (27-26 вв. до н. э.) фараонов Хуфу (Хеопса; архитектор Хемиун); Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина) в Гизе (см. ст. Пирамиды египетские ). Рядом возвышалось, как грозный страж, изваяние Большого Сфинкса.

Ступенчатая пирамида Джосера. 28 в. до н. э., зодчий Имхотеп.

Пирамида Джосера - не только первая пирамида, построенная в Древнем Египте по приказу правителя III династии фараона Джосера, но и первое большое каменное сооружение монументального характера Древнего мира. Высота пирамиды соответствует современному двадцатиэтажному дому- 61 м, а длина одной из сторон составляет 125 м - это больше, чем длина футбольного поля. Возведение этого строения происходило, вероятнее всего, в XXVIII веке до нашей эры.

Архитектором пирамиды являлся, согласно древнеегипетской традиции, самый высокий сановник Джосера - Имхотеп. Он непосредственно руководил строительством пирамиды. В соответствии с египетским преданием, записанным Манефоном, Имхотеп считался родоначальником всего каменного строительства.

Сооружение пирамиды Джосера стало невиданным событием в истории Древнего мира. Как только строительство пирамиды подошло к концу, Имхотепа сразу же провозгласили мудрецом и начали оказывать ему самые высокие почести наравне с богами. А в эпоху Птоломеев египтяне почитали его еще и как бога медицины.

В основании пирамиды Джосера, как и почти всех позднейших пирамидах, - скала. Выравнивание ее поверхности по горизонтали с очевидностью представляет собой трудоемкую операцию, однако недостатка в рабочей силе не было, и умение разрушать твердый камень с помощью огня, воды и диоритовых молотов было накоплено раньше. Сложнее иное получить плоскость площадью более полутора гектаров. Образец был - отступая после разлива, нильская вода оставляла отливающие шоколадным блеском площадки полей между дамбами, но здесь, в месте, которое теперь называется Саккара, воды не было. Тем не менее ровная площадка создана почти без подсылки, без подкладки камней, т. е. срезанием всех выступов над заранее установленной горизонтальной отметкой. Это технически неосуществимо без применения уровня.

По-видимому, нивелирование было произведено с помощью стоек с нанесенными иа них метками и элементарного, но достаточно надежного устройства, состоявшего из треноги, горизонтальной рейки, образующей основание треугольника, и грузика, свисающего из его вершины. Зная, сколь регулярными были в Египте землемерные процедуры, сопряженные с разбивкой участков после разлива реки, мы вправе предположить, что в Саккара средство решения задач в одной сфере практики осознанно использовано для решения задачи в другой. Если это так, то мы впервые сталкиваемся с важнейшей для всей эволюции архитектуры операцией сознательного переноса умения "извне" сферы строительства "вовнутрь".

С той же процедурой мы явно сталкиваемся при проблеме ориентации подошвы пирамиды по странам света. Вновь гипотетическая реконструкция достаточно надежно подкреплена долгой последующей практикой: только с помощью так называемого искусственного горизонта (сохраняя неподвижной точку наблюдения и фиксируя на стене-экране пункты восхода и захода избранной звезды (для египтян это всегда Сириус), а затем разделяя расстояние между отметками пополам, можно получить направление север - юг с точностью в доли градуса.) можно было достичь высокой точности ориентации.Итак, с первых же шагов мы имеем дело с заимствованием технических приемов областью строительного искусства.

Сооружение пирамиды проходило в несколько этапов. На первом этапе Джосер повелел возводить пирамиду как традиционную мастабу) с квадратным горизонтальным основанием со сторонами по 63 м и высотой 9 м. Здесь следует упомянуть о том, что мастаба представляла собой специальную гробницу в виде прямоугольного сооружения с наклонными стенами. Она возводилась из кирпича-сырца и предназначалась для сохранения тела умершего фараона. Новым было только то, что Джосер приказал строить гробницу не из традиционного материала, а из известняковых глыб, которые снаружи обложили плитами из более тонкого известняка.

Пирамида фараона Хуфу (Хеопса). 27-26 вв. до н. э. архитектор Хемиун

Точно определить первоначальные параметры пирамиды Хуфу (Хеопса) не представляется возможным, поскольку её края и поверхности в настоящее время большей частью разобраны и уничтожены. Это затрудняет вычисление точного угла наклона. Кроме того, ее симметрия сама по себе не является идеальной, так что при разных измерениях наблюдаются отклонения в цифрах. Пирамида Хеопса скорее всего в древности достигала 146 м, в настоящее время верхняя часть пирамиды Хеопса разрушена и ее высота составляет 137 метров. На строительство пирамиды Хеопса ушло 2,3 миллиона каменных блоков средним весом 2,5 тонны каждый. Во времена Хеопса грани пирамиды Хеопса были облицованы отполированными плитами из мелкозернистого песчаника. Согласно подсчетам английских ученых, на строительство всех христианских церквей в Англии ушло меньше материала, чем на одну пирамиду Хеопса.

Основание пирамиды покоится на природном скальном возвышении высотой в центре около 9 м.

Первоначально пирамида была облицована более твердым, чем основные блоки, белым песчаником. Верх пирамиды венчал позолоченный камень - пирамидион. Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В 1168 г. н. э. арабы разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы построить новые дома.

Вход в пирамиду Хеопса первоначально находился с северной стороны, на уровне 13-го ряда гранитных плит. Вход образуют каменные плиты, уложенные в виде арки. Этот вход в пирамиду был заделан гранитной пробкой. Сейчас этот вход в Пирамиду Хеопса закрыт. Попасть внутрь египетской пирамиды Хеопса можно по лазу, оставленному древними грабителями. Узкий коридор ведет сначала почти горизонтально поверхности внутрь пирамиды, затем постепенно поднимается все выше и выше. По нему попадаешь в камеру супруги фараона, которая находится в середине пирамиды Хеопса, приблизительно в 120 метрах от ее вершины. Вернувшись немного назад и поднявшись по узкой деревянной лестнице в гранитную галерею, уходящую под углом 30 градусов, оказываешься в погребальной камере, где и находится саркофаг Хеопса.

Пирамида Хафры и Великий Сфинкс на плато Гизы

Пирамида Хефрена (точнее - Хафры) - вторая по величине древнеегипетская пирамида. Расположена рядом с Великим Сфинксом, а также пирамидами Хеопса (Хуфу) и Микерина в Гизе. Построенное в сер. XXVI в. до н.э. сооружение (215,3 × 215,3 м и высота 143,5 м) получило название Урт-Хафра («Хафра велик» или «Почитаемый Хафра»).

Хотя пирамида Хафры и уступает размерами пирамиде его отца Хуфу, её положение на более высоком холме и её более крутой склон делают её достойной соперницей Великой Пирамиды. Две довольно большие камеры и два перекрещивающихся прохода, которые ведут в горизонтальный коридор, представляют собой довольно скромное по отношению к пирамиде Хуфу пространство. Погребальная камера, расположенная под пирамидой, больше не выложена гранитом, хотя этот защитный материал в изобилии употреблялся внутри пирамиды (сам высокий проход, ограждения и саркофаг), так же как и снаружи (облицовка фундамента пирамиды и храмов). Кровлю камеры обеспечивал свод на стропилах, расцененный как более прочный, чем горизонтальные ригели пирамиды Хуфу. Прямоугольный классической формы саркофаг Хафра из великолепно отшлифованного гранита был размещен в облицовке погребальной камеры. Ниша для каноп, размещенная около саркофага Хафра, была новшеством, которое станет распространенным в более позднее время. Ныне эта пирамида находится в хорошем состоянии, хотя её размеры несколько уменьшились, и составляют на сегодняшний день 210,5 × 210,5 м и выс. 136,5 м. Пирамида Хефрена на Викискладе?

Пирамида Хафра была всего лишь элементом заупокойного комплекса, который включал в себя маленькую пирамиду-спутницу, вероятно построенную для супруги Хафра, стену ограждения, заупокойный храм, дорогу, храм в долине и порт, который также необходимо было построить. Современное состояние сохранности комплекса позволяет сказать, что все его элементы были завершены. Храмы Хафры, ставшие образцами для фараонов Древнего царства, были построены из многотонных блоков гранита и известняка. Каменные блоки у входа в его заупокойный храм достигают в длину 5,45 м и весят до 42 тонн. Это были обширные здания: 113 м на 49 м - заупокойный храм, и 45 м на 50 м - храм в долине, сохранившаяся высота которого в настоящее время составляет 13 м. Учитывая найденные фрагменты, общее количество скульптурных произведений нижнего храма Хафра насчитывает более 200 статуй. Среди них - знаменитая замечательно сохранившася статуя царя, выполненная из темно-зеленого диорита. Правитель гордо восседает на троне с нарядным платком на голове и уреем на лбу, а позади него реет соколоподобный бог Хор.

Основание пирамиды представляет собой квадрат со сторонами 215,16 метров (т.е. 410 локтей); погрешность от идеального квадрата составляет не более 8 см. Параллельное сближение является практически идеальным и равно 1"15. Боковые грани ориентированы по четырем сторонам света с погрешностью не более 5"26". Искривление сторон от деформации приводит к появлению ошибки от правильного в верхней части пирамиды на 3"46". Угол наклона граней равен 53°10"и 52°02", что очень близко к теоретической величинам, соответствующим склону в 4/3. Этот уклон египетского треугольника (прямоугольный треугольник 3,4,5, с теоретическим углом наклона 53°07"48"), был упомянут в четырех разделах Папируса Ахмеса (см. Математика в Древнем Египте). Пирамида изначально имела высоту 143,87 метров. Была покрыта известняком, которой виден и сегодня на 45 метрах у самой вершины.

Пирамида была украшена розовым гранитным пирамидионом, который сейчас утерян. У нас нет никаких сведений о том, был ли гранит украшен известняком, гипсом или золотом.

Великие пирамиды и Большой Сфинкс в Гизе. 27-26 вв. до н. э.

Пирамида Микерина в Гизе.

Пирамида Микерина (точнее - Менкаура) - самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе. Вопреки прозвищу «Херу» (высокая), она едва достигает 66 м в высоту, а длина стороны её основания составляет 108,4 м. Её объём в 260000 м³ составляет только десятую часть объема пирамиды Хуфу: это был конец эпохи больших пирамид. Внутренность пирамиды обнаруживает отсутствие единства плана: вероятно, первоначальные скромные размеры, рассчитанные не на наследника престола, увеличены с его воцарением. Пирамида Менкаура несколько выбивается из общей картины построек в Гизе, и в античности её постройку иногда приписывали не Микерину, а жившей во времена Амасиса II гетере Родопис.

Несмотря на небольшие размеры пирамиды (считающиеся признаком упадка), по свидетельствам очевидцев, пирамида Менкаура была прекраснейшей из всех пирамид. Потенциал строителей пирамиды Менкаура был огромен, как об этом свидетельствует один из монолитов, использованных в заупокойном храме Менкаура. Его вес оценен в более чем 200 тонн. Водворение на место блока такого размера, самого тяжелого на плато Гиза, было подлинным техническим подвигом. Колоссальная статуя сидящего царя из центральной капеллы храма - одна из самых огромных в эпоху Древнего царства - превосходное доказательство мастерства ваятелей фараона. Для произведений скульптуры времени правления Менкаура было характерно высочайшее качество художественного исполнения. Её лучшими образцами были статуи из грауваки, среди которых - новый тип скульптурной группы: триады. Тщательность исполнения, привнесенная в строительство царской пирамиды, названной Нечери-Менкаура («Божествен Менкаура»), является другим свидетельством этого стремления к качеству исполнения.

Примерно на треть своей высоты пирамида была облицована красным асуанским гранитом, дальше его сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по всей вероятности, тоже была красная гранитная. Такой пирамида оставалась на протяжении четырёх тысячелетий, пока в начале XVI века мамлюки не сняли облицовку.

Выбор для облицовки пирамиды гранита, по преимуществу материала защитного, быть может, делал бесполезным сооружение огромной пирамиды для защиты царской мумии.

С точки зрения архитектоники не было необходимо возводить очень высокую пирамиду, так как погребальная камера отныне располагалась на уровне земли, а после Хуфу идею высотного расположения камер уже не воплощали, вероятно, из-за технических трудностей подъема блоков перекрытия погребальной камеры.

Пирамида Менкаура является отображением завершения этой эпохи, но она, в частности, выражает и начало другой эпохи, во время которой размеры пирамид обрели стандарт.

В самом деле, начиная с царствования Менкаура, высота пирамид стабилизируется и отклонения редко превышают двадцать метров.

Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества.

Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ.

Воздвигались огромные статуи богов и фараонов, олицетворявшие их мощь и власть, но никогда - злых демонов. Сложилось три типа царских статуй:

1. «Идущий» фараон с выдвинутой вперед ногой (парная статуя Микерина и царицы Хамерернебти, 27 в. до н. э.);

«Фараон Микерин и царица Хамерернебти II», ок. 2548-2530 до н. э., Бостон

Микери́н (собственно Менкаура́, Мин-куу-Риа, букв. «Навеки сохраняющий Ка великого Ра») - одна из греческих транскрипций имени пятого фараона IV древнеегипетской династии Менкаура, строителя третьей пирамиды в Гизе. Правил в районе 2520-2480 до н. э. (2494-2471 до н. э.) после фараона Хафры.

О Микерине, кроме легенд, мало известно. По Геродоту, он был сыном Хеопса (Хуфу).

Вообще, народная и античная традиция пытались выставить Микерина полной противоположностью отцу и деду - другим строителям пирамид в Гизе.

В частности, Геродот характеризует его как доброго и справедливого правителя: «Он открыл храмы и освободил измученный тяготами народ, отпустив его трудиться и приносить жертвы. Он был самым праведным судьей из всех царей, за что его особенно восхваляют египтяне среди всех когда-либо правивших над ними царей. Ведь он был не только судьей праведным, но даже давал деньги из своего добра недовольным его приговорами, чтобы удовлетворить их просьбы».

Народные сказания о нём повествовали, между прочим, что посланный им для ревизии храмов царевич Гордедеф нашёл в Гермополе часть «Книги мёртвых»; говорили о его благочестии, мудрости, в частности, о том, как он перехитрил оракула, предсказавшего ему недолгое царствование, тем, что ночными пиршествами удвоил время.

В пересказе Геродота этот рассказ звучит следующим образом: «Прорицание оракула из города Буто возвестило, что ему осталось жить только шесть лет, а на седьмом году он умрет…

В ответ на прорицание царь жаловался на то, что его отец и дядя, которые заперли храмы, забыли богов и угнетали народ, прожили долго, а он, человек благочестивый, все-таки должен скоро умереть…

Микерин понял, что рок неотвратим и приказал изготовить множество светильников. По ночам царь велел зажигать их, стал пить вино и непрестанно веселиться днем и ночью.

Он блуждал по лугам и рощам и всюду, где только находил подходящие места для удовольствия. Так поступал он, превращая ночи в дни, чтобы уличить оракул во лжи и сделать из шести лет двенадцать».

2. Сидящий на троне с руками на коленях (статуя Хефрена, 27 в. до н. э.);

Сидящая статуя Хефрена; Египетский музей, Каир

Хафра, или Хефрен в греческом варианте, - четвертый фараон Египта из IV династии; царствовал, согласно Туринскому папирусу, 24 года (предположительно, между 2558 и 2532 до н. э.).

Считается, что Хафра был либо братом и наследником Хеопса (Хуфу), либо сыном Хуфу и наследником фараона Джедефра.

Почитание Хафры как бога просуществовало до периода Позднего царства.

Имя фараона IV Династии Хефрена сегодня может быть прочитано по-разному.

Греческое чтение имени звучит как Хефрен (Chephren), но если читать иероглифы (транслитерация древнеегипетских иероглифов: Ḫˁjˁ.f Rˁ), то это имя звучит как Хафра (Chaefre). Примерные значения имени: «Подобный Ра», «Являющийся (воплощением) Ра».

Однако возможно ещё и иное прочтение: Рахаф (RˁḪˁjˁ.f или Rachaef), т.е. «Ра-воплощающий».

Последний вариант возник после изучения грамматики древнеегипетского языка.

Выяснилось, что существовала особая последовательность знаков: в имени фараона есть символ бога Ра, который должен читается перед всеми другими символами имени фараона.

Греческие историки знали мало о Хефрене. О нем упоминают Геродот во второй книге своей Истории и Гекатей Абдерский.

Хефрена обычно изображали как и его отца - Хеопса, жестким деспотом.

Впрочем также заметно и значительное среди египтян почитание этого фараона в течение долгого времени.

Диодор сообщает, что сына Хеопса - Хефрена, египетский народ так был сильно ненавидел, что опасаясь за сохранность своих усыпальниц в неприкосновенности, гробницы Хефрена и его родственников пришлось делать не в пирамидах, а в секретных местах.

Статуи фараона Рамсеса II.


3. В облике бога Осириса - стоящая фигура с руками, сложенными на груди и держащими символы царской власти (жезл и бич).

Деревянные фигурки, изображающие царя


По подобию царских создавались скульптуры вельмож.

Скульпторы использовали камень, дерево, слоновую кость. Предпочитались твердые породы камня (гранит, базальт, порфир и др.).

Статуарный образ вычерчивали на гранях прямоугольной каменной глыбы, а затем высекали; поэтому в египетских изваяниях всегда ощущается первоначальный кубический объем.

Статуи обращены к Вечности; из них изгнано все случайное, второстепенное.

Строгая симметрия, неподвижность, лаконизм и обобщенность форм усиливали ощущение монументальности, незыблемости, торжественного величия.

В то же время статуарные образы потрясающе жизненны: связь скульптурного изображения с заупокойным культом требовала передачи портретного сходства (бюст царевича Анххафа, сер. 3-го тыс. до н. э.; статуи зодчего и визиря Хемиуна, 27 в. до н. э., писца Каи, сер. 3-го тыс. до н. э., царевича Каапера, сер. 3 тыс. до н. э.; портретные группы царевича Рахотепа с женой Нофрет, первая пол. 3-го тыс. до н. э., и карлика Сенеба с семьей, 25 в. до н. э.).


Бюст царевича Анххафа

Статуя Хемиуна, Пельзауеский музей, Германия

Хемиун - древнеегипетский зодчий периода Четвёртой династии Древнего царства.

Хемиун является предполагаемым зодчим Великой пирамиды фараона Хуфу (Хеопса) в Гизе. Сын Нефермаата, родственника Хуфу. Имел титулы "Мастера работ" и визиря фараона. Умер от болезни незадолго до окончания строительства Великой пирамиды, похоронен в сохранившейся мастабе неподалёку.

«Писец Каи». Сер. 3-го тыс. до н. э. Лувр. Париж

При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих, помогавших при раскопках: они приняли ее за живого человека, когда в вечную темноту гробницы проник луч света и взгляд Каи блеснул им прямо в глаза.

В то время глаза статуй инкрустировались горным хрусталем и блестящим черным деревом.

Статуя царевича Каапера. Сер. 3-го тыс. До н.э. Египетский музей. Каир. Дерево.

Шейх Эль Балад (V династия)

Эта статуэтка известна под названием "Сельский староста" вовсе не потому, что она действительно изображает старосту. Это член царской фамилии Каапер. Когда ее нашли при раскопках в Саккара, один из феллахов воскликнул: "Да это же наш сельский староста!". С тех пор это прозвище и закрепилось за Каапером.

Эта знаменитая деревянная статуя датируется Древним царством. Она представляет сановника Каапера, известного также под именем Великого жреца. Его черты выражают спокойное достоинство. Глаза сделаны из кварца, веки - из меди. Статуя составлена из нескольких кусков раскрашенного фигового дерева.

Принц Рахотеп с супругой принцессой Неферт

4-я династия. Медум. (известняк, 120 см. высотой).

Статуи принца Рахотепа и его супруги Неферт, происходят от мастабы вМедуме. Принцесса носит повязку на голове, ожерелье, льняное платье и парик. На принце - простое ожерелье с амулетом. За фигурами видны иероглифы - символы, развившиеся из совершенного живописного шрифта. Рахотеп (с усами), вероятно был сыном царя Снефру. Он занимал высшие должности и, по древнеегипетскому обычаю, носил только короткий фартук.

Карлик Сенеб и его семья (VI династия)

Это шедевр древнеегипетского скульптора, который блестяще изобразил карлика Сенеба - важного чиновника - с женой, обнимающей его правой рукой, и с двумя детьми под короткими ногами карлика.

Эта группа из раскрашенного известняка была найдена в мастабе Сенеба в Гизе, к северу от пирамиды Хефрена.

Статуи и рельефы раскрашивались: тела мужчин - в красно-коричневый цвет, женщин - в светло-желтый; обозначались белые одежды, черные парики, яркие украшения.

Египтяне создали два типа рельефа: очень низкий, едва отступающий от плоскости фона, и врезанный, углубленный в толщу камня.

Выдающийся памятник - стела фараона Нармера (кон. 4 - нач. 3-го тыс. до н. э.), посвященная победе Верхнего (Южного) Египта над Нижним.

Стела фараона Нармера. Около 3000 г. до н. э. Египетский музей, Каир.

По преданию, первый фараон I династии Менес (около III тысячелетия до н. э.), объединивший Верхний и Нижний Египет, основал на правом берегу Нила город Мемфис В эпоху Древнего царства (XXVIII-ХХШ вв. до н. э.)

Стела фараона Нармера, которого некоторые исследователи отождествляют с мифическим Менесом, - небольшая вертикальная плита высотой шестьдесят четыре сантиметра. Рельефы и надписи на обеих сторонах стелы повествуют о победе Верхнего Египта над Нижним н объединении их в одно царство.

Мемфис стал главным религиозным и художественным центром страны, царство - эпоху создания письменности, религиозных и светских основных принципов художественного творчества - можно считать подлинно золотым веком египетского искусства.

Человек и его деятельность - главные темы гробничных рельефов и росписей (гробницы вельмож Ти, ок. 2450 г. до н. э., и Птаххотепа, ок. 2350 г. до н. э.; обе - в Саккара).


Ти был влиятельным и богатым человеком, стражником нескольких царских пирамид и храмов солнца, жил во времена V династии (Древнее царство). Гробница Ти находится в Саккаре. Стены внутренних помещений гробницы украшают великолепно исполненные рельефы и росписи, изображающие сцены из жизни Ти, а также различные хозяйственные работы, выполняемые в его владениях. Рельеф, исполненный в технике барельефа, изображает Ти, плывущего в лодке по болоту, заросшему папирусом. Фигура Ти в несколько раз больше находящихся в лодке слуг. Ти вытаскивает из болота два стебля папируса.

Рельеф гробницы Ти. XXV-XXIV вв. до н.э. Фрагмент. Штукатурка на камне, резец, темпера. Саккара, Египет

Рельеф, исполненный в технике барельефа, изображает сцену строительства лодок.

Характерный пример - росписи весьма известной гробницы вельможи Ти (сер. III тыс. до н. э.). При чуть более близком рассмотрении «ковер» распадается на огромное количество отдельных эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственными законами - гробница Хнумхотепа. Здесь уже трудно говорить о застылости и тому подобных вещах. Живость и непосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой критики. Возможно эти качества жанровых сцен в сопоставлении с преопределенной фиксированностью и торжественной представительностью парадных портретов можно объяснить разницей в том, какую сакральную функцию выполняли различные изображения: представляли перед богами самого Фараона, или же рассказывали о быте его подданных. В последнем случае важно было живо и реалистично отобразить функции персонажей, что бы они и дальше столь живо служили господину. Мы не должны также удивляться многочисленным изображениям животных в гробницах. Многие животные в Древнем Египте обожествлялись и их изображения являлись изображениями богов. «Гуси». Фреска гробницы зодчего Нефермаата в Медуме. 27 в. до н. э. Каир. Египетский музей. Фрагмент Градация размеров, масштабов фигур внутри одной композиции, дающая декоративную живость и легкую певучую вариативность ритма была для египтян прежде всего градацией ценностей. Главный герой росписей изображался самым большим. Его близкие родственники и приближенные изображались немного меньшими его самого, а второстепенные персонажи изображались меньшими его даже в несколько раз, тому примеры - рельефы в гробнице Ти и в мастаба в Саккара.. Такая шкала была наиболее универсальной табелью о рангах, которой не требовалось отображения особых, различных для каждого чина аксессуаров роскоши и общественного положения. Даже величие власти самого фараона, почитавшегося богом, не обозначалось даже каким-либо дорогими одеждами, почти ничем, кроме исключительной величины его фигуры и эффектной, предопределенной каноном, позой. Нельзя также однозначно утверждать, что какие-то фигуры в росписях или рельефах разработаны тщательнее других. И росписи и рельефы дают картину жизни текущей одинаково размеренно и неотвратимо для всех. Композиция, как правило, построчная, с соблюдением симметрии и уравновешенная. Изображения на рельефах и росписях выполнялись как и в круглой скульптуре соблюдением строгой подчиненности архитектурным формам, с ориентацией на их пропорции и ритмы, на их масштабы.Рельеф гробницы Мерерука. XXIV-XXIII вв. до н.э. Фрагмент. Штукатурка на камне, резец, темпера. Саккара, Египет Мерерука был зятем фараона Тети, первого фараона VI династии (Древнее царство). Гробница Мерерука находится в Саккаре. Одна из крупнейших гробниц некрополя, она содержит свыше тридцати различных помещений, включая погребальные камеры, предназначенные для жены и сына Мерерука. Стены внутренних помещений гробницы украшены рельефами и росписями с изображением сцен повседневной жизни. Рельеф, исполненный в технике барельефа, изображает лодку, плывущую по болоту, кишащему крокодилами и гиппопотамами.Рельеф гробницы Мерерука. XXIV-XXIII вв. до н.э. Фрагмент. Штукатурка на камне, резец, темпера. Саккара, Египет Рельеф, исполненный в технике барельефа, изображает сцены кормления диких животных - антилоп и гиен. В захоронениях эпохи Древнего царства не было изображений богов, солнца и луны. Запечатленный на стенах мир не был зеркальным отражением земного существования; это была искусственно созданная среда, обеспечивающая все потребности владельца гробницы. Рельефы и росписи разбиты на полосы и «читаются» как текст; они настолько точно и подробно передают повседневную жизнь египтян, что служат надежным источником для ее изучения. Однако, по сравнению с реальностью, в изображение загробного «мира-двойника» вносились определенные изменения. Не было сцен государственной службы, свидетельствовавшей о подчиненном положении. Настенные росписи отличает плоскостность, яркость цветов. Египетские мастера работали клеевыми красками, обычно не смешивая их; полутона появились только в поздний период. Выразительность живописи строилась на четкости силуэтов, контуры которых заполнялись яркими красками. Человека изображали не так, как видели, а таким образом, чтобы дать о нем наиболее полное представление: плечи, туловище и глаз на лице человека изображались анфас, лицо и ноги - в профиль.

Для скульптуры Древнего Египта характерны геометрическая обобщенность формы, строгая фронтальность фигур, симметрия и статика. В круглой скульптуре наблюдается высшая степень реализма при максимальном отказе от всего случайного и второстепенного. Образы рассчитаны на вечность и связаны с погребальным культом. По представлениям египтян портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Торжественно статичные портретные статуи отличались ясностью и точностью передачи наиболее существенных характерных черт и социального положения портретируемого. Объемы изваяний обобщены. Складки одежды парики, головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны. Скульптуры раскрашивались, глаза выполнялись в технике инкрустации. В искусстве Древнего Египта большого развития достигла анималистическая скульптура, т.к. многие боги египтян имели звериные головы. Древнеегипетский рельеф был очень широко распространен и имел свои каноны схожие с живописью. Канон (от греч. сл. kanon – норма, правило) – твердо установленные правила, определяющие в произведении искусства нормы пропорций, композиции, колорита или в целом иконографии какого либо изображения:

  1. Изображение человека: плечи, глаз, торс изображались в фас. Лицо, грудь, ноги изображались в профиль. Левая нога всегда выдвигалась вперед.
  2. Изображение сочеталось с иероглифическим текстом.
  3. Плоскость рельефа понималась как «книга», где информация с изображениями располагалась полосами.
  4. Использовалась разно масштабность фигур, отражавшая иерархию власти социальной структуры.

В эпоху Среднего царства в скульптурном портрете проявились более индивидуальные черты при сохранении канонов композиции. Фиксировались возрастные особенности, появились элементы раскрытия характера. Виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульпторы выявляли четкую структуру лица, подчеркивая его суровость, придавали изображению драматичность, экспрессию.В период правления Эхнатона (Ахетатон) в скульптуре появляется заостренность образов, гротескность, подражание и типизация болезненно-уродливых черт фараона и его семьи. Появляется идеал красоты и впервые появляется изображение семьи в рельефе.

Виды круглой скульптуры:

Идущий человек Сидящий человек

с выставленной вперед со скрещенными ногами.

левой ногой

Примеры произведений искусства Древнего Египта:

  1. Плита Нармера (рельеф, шифер, h – 64см, 1 династие)
  2. Статуя Джоссера (известняк, 2 династие, 28 в. до н. э.)
  3. Статуя Хефрена (диорит, h -1, 68м, 4 династие, 27 в. до н. э.)
  4. Статуя писца Каи (раскрашенный известняк, глаза инкрустированы, 5 династие, 3 тыс. до. н.э.)
  5. Статуя Каапера (дерево, глаза инкрустированы, h – 1,1м, 4 династие, 3 тыс. до н. э.)
  6. Пирующий Птаххотеп перед жертвенным столом (рельеф, 5 династие, середина 3 тыс. до н. э.)
  7. Плакальщицы (рельеф, известняк, h – о,29м, нач 12 династии, 14 в. до н. э.)
  8. Семья Эхнатона (рельеф, известняк, 18 династие, 14 в. до н. э.)
  9. Голова Нефертити (раскрашенный известняк, глаза инкрустированы, h – 0,50м, 14 в. до н. э.)
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 21.12.2015 10:46 Просмотров: 8850

Искусство Древнего Египта делят на три периода:

Искусство Древнего Царства, искусство Среднего Царства и искусство Нового Царства. В каждый из этих периодов складывался свой стиль, вырабатывались свои каноны и вводились новшества. Кратко эти периоды можно охарактеризовать следующим образом.

Общая характеристика искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в.-XXIV в. до н. э.)

Главные каноны египетского искусства, которые потом сберегались на протяжении веков, сложились в первой половине III тысячелетия до н. э. Это был монументальный стиль, обусловленный тем, что искусство Египта было составной частью заупокойного ритуала, тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть.
К этому времени относятся Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Египетские пирамиды

Еги́петские пирами́ды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта. Это огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте обнаружено более 100 пирамид.

Пирамида Неферефра в Абусире

Большой сфинкс

Большой сфинкс в Гизе – древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Она высечена из монолитной известковой скалы в форме сфинкса – лежащего на песке льва, лицу которого придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.). Длина статуи 72 м, высота 20 м; между передними лапами в давние времена располагалось небольшое святилище (алтарь, посвящённый божеству).

Большой сфинкс и пирамида Хеопса
С древнейших времён в Египте было принято изображать фараона в виде льва, истребляющего своих врагов. Обстоятельства и точное время возведения сфинкса пока точно не определены. Для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила. Они полагали, что от него зависел уровень разлива великой реки и плодородие их полей.

Великая пирамида Хеопса

Хеопс – второй фараон IV династии Древнего царства Египта (2589-2566 гг. до н. э. или 2551-2528 гг. до н. э. предположительно), строитель Великой пирамиды в Гизе. За Хеопсом закрепилась репутация классического восточного деспота и жестокого правителя. Он царствовал около 27 лет. Пирамида – величайшее его достижение, а также первое среди семи чудес света в древнем мире. Она является единственным из чудес света, сохранившимся до наших дней. Первоначальная высота 146,6 м (сегодня только 137,5 м), считался высочайшим строением в мире на протяжении 3500 лет.

Искусство Среднего Царства (XXI в.-XVIII в. до н. э.)

Искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, но внесло и свои особенности. Начало Среднего царства: после долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы оно объединилось под властью фиванских правителей. Но теперь централизация не была абсолютной, как прежде. Местные правители (номархи) стали богаче и самостоятельнее и присваивали себе царские привилегии. Гробницы вельмож стали располагаться не у подножия царских пирамид, а отдельно. пирамиды стали скромнее и меньше размерами. В этот период началось развитие ювелирного дела.
Со снижением пафоса монументальности начинает развиваться жанровое разнообразие. Развивается портрет, постепенно в нём усиливаются индивидуальные черты.

Искусство Нового Царства (XVII в.-XI в. до н. э.)

В искусстве Нового царства стало заметным проявление человеческих чувств, размышлений.
Гробницы перестали быть наземными и прячутся в ущельях. Стала преобладать архитектура храмов. Жрецы стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Хотя и в храмах прославлялись фараоны, их подвиги и завоевания.
В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив.

Главный храм Амона-Ра в Карнаке
Новаторский этап связан с царствованием фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н. э. Эхнатон выступил против фиванского жречества, отменил весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами.

Эхнатон
Искусство времён Эхнатона обратилось к простым чувствам людей и их душевным состояниям. В искусстве появляются лирические сцены семейной жизни Эхнатона: он обнимает жену, ласкает ребёнка.
Но реакция на его реформы началась уже при одном из его ближайших преемников – Тутанхамоне. Вскоре были восстановлены все старые культы. Но многие новаторские идеи и приёмы Эхнатона так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Рамсес II
Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, а после Рамсеса последовала полоса длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами. Египет утратил военную и политическую мощь, а затем и культурное первенство. В VII в. до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей, возродилось и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Но в нём уже не было прежней жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта была исчерпана.

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Раннего царства

Памятники монументального зодчества этого периода практически не сохранились, т.к. основным строительным материалом был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов. Лучше сохранились культовые и мемориальные постройки: святилища, молельни и мастабы. В этот период сложились некоторые приемы оформления: вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные), оформление дверного проема глубоким уступом.

Архитектура Древнего царства – «время пирамид»

В этот период было создано мощное централизованное государство под властью фараона, который считается сыном бога Ра, это продиктовало и основной тип архитектурного сооружения – гробницу. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Пирамиды свидетельствуют о том, что в Древнем Египте этого времени были хорошо развиты точные науки и ремёсла.

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре
Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии. К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания – солнечный храм, который обычно строили на возвышении и обносили стеной.

Заупокойный храм Сети I в Абидосе

Архитектура Среднего царства

После того как Ментухотеп I в 2050 г. до н. э вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив, начала господствовать психология индивидуализма: каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Возникла идея равенства после смерти, это сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Гробницы типа мастаба стали излишней роскошью. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты.
Но фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, хотя размеры их уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился способ кладки. Основа – 8 капитальных каменных стен. От этих стен под углом в 45º отходили другие 8 стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами. К восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II
Появился и новый тип погребальных сооружений: усыпальницы. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Архитектура Нового царства

В архитектуре и искусстве Нового царства главную роль начинают играть Фивы. В них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы. Слава города сохранялась в течение многих веков.
Строительство храмов велось в трех основных направлениях: наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Фасад скального храма Рамзеса II

Архитектура Позднего царства

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают свое политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих сохранившихся присутствуют наземные и скальные сооружения, некоторые элементы храмовой архитектуры: гипостили, пилоны, цепочки зал.
Гипости́ль – поддерживаемый колоннами большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Большой гипостильный зал в Карнаке (Египет)
В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.
После завоевания Египта греками происходит синтез местной художественной культуры с традициями античности.

Храм в Филе – свидетельство эволюции традиций древнеегипетского искусства в период эллинизма

Скульптура Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта самобытна и строго канонически регламентирована. Она создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение обычно на открытых пространствах и вне храмов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме. Сохранилось много резных статуэток. Такие фигурки делались из дерева, алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи Хатшепсут и Тутмоса III (Карнак)
Существовало также множество изображений Ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Ка – дух человека, существо высшего порядка, божественная жизненная сила. После смерти человека Ка продолжал своё существование внутри гробницы и принимал подношения.
Ка изображали в виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые в локтях.
Ка имели и неодушевленные предметы. Боги имели по нескольку Ка.
Канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Правила изображения египетских богов: бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса – с головой шакала и т.д. Скульптурный канон Древнего Египта существовал 3 тыс. лет.
Расцвет скульптуры малых форм начался в искусстве Среднего царства. Хотя оно по-прежнему было связано с погребальным культом, но статуэтки уже покрывались грунтом и расписывались, создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре.
В Новом царстве активно начала развиваться монументальная скульптура, назначение которой стало выходить за пределы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты индивидуальности. Например, портретные изображения Хатшепсут. Хатшепсут – женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она наряду с Тутмосом III, Эхнатоном, Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII является одним из самых известных египетских правителей.

Хатшепсут
В искусстве Нового царства появляется также скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.
Новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт. Лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.
Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и известная голова царицы Нефертити в синей тиаре.

Бюст Нефертити. Новый музей (Берлин)
Неферти́ти – «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351-1334 до н. э.). Считается, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.
В скульптуре Позднего царства навыки древнего высокого мастерства скульптуры отчасти угасают. Вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Скульптуры птолемеевского периода в основном также выполнены в традициях египетского канона. Но эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, появляется бо́льшая пластичность, мягкость и лиризм.

Статуя Осириса. Лувр (Париж)

Живопись Древнего Египта

Все скульптурные изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Состав краски: яичная темпера, вязкие вещества и смолы. Настоящая фреска не использовалась, только «фреска a secco» (настенная живопись, выполняемая по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью). Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Чаще всего так раскрашивали маленькие статуи, особенно деревянные.
Многие египетские картины сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались, чтобы улучшить жизнь покойному в загробном мире. Изображались сцены путешествия в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса).

Часть Книги мёртвых из Ахмима, изображающий суд Осириса (IV-I вв. до н. э.)
Часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.
В Новом царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мёртвых, что считалось важным для загробной жизни.

Книга мёртвых

В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя. Позже подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках илина коже. Эти свитки и получили название «Книги мёртвых»: нагромождение молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в Книгу мёртвых проникают элементы морали.

Суд Осириса

Это 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса (царя и судьи загробного мира) над умершим. К главе иллюстрация: Осирис с короной и жезлом сидит на троне. Наверху изображены 42 бога. В центре зала стоят весы, на которых боги взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат или фигурки Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).
На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи.

Боги взвешивают сердце покойного (Книга мёртвых)
Основными цветами живописи в Древнем Египте были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и зелёный.

Загрузка...