crimea-fun.ru

Характеристика главного героя фильме очарованный странник. Анализ повести “Очарованный странник” Лескова

Сочинение


Лесков в своей замечательной повести "Очарованный странник" формирует абсолютно неповторимый, несопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, до такой степени органично слившегося с переменчивой стихией жизни, что ему не боязно в ней запутаться.

Иван Северьяныч Флягин - "очарованный странник"; он "очарован" сказкой жизни, ее магией, потомуто для него в ней не имеется пределов. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь - неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина - это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия.

Повесть Лескова "Очарованный странник" была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения - жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.

Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. "Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому нашему спутнику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…",- пишет Лесков.

Но, несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз - и тогда, когда спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, - а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует по ее течению.

Но это - не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем.

И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он "всю жизнь погибал, но не мог погибнуть", и объясняет это тем, что он - "большой грешник", которого "ни земля, ни вода принимать не хочет". На его совести - смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его "искушают бесы". Но ни один из его "греховных" поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха - результат несчастного случая, Савакирея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство… Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. "Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла", - умоляет его несчастная Груша.

У Ивана собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост как младенец, но, когда он борется с несправедливостью и со злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему "за народ очень помереть хочется", и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители.

Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая "так живчиком и переливается" по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки. Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя - это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва. "Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис… Тут только я опомнился и пришел в страх, и руки у меня оторвались, и я полетел и ничего уже не помню…"

Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства попадает он в плен к татарам. В плену он тоскует по родине: "… домой хочется… тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи… Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь".

Флягин - недюжинно наделенный и духовной и физической силой человек, для которого ничего неосуществимого нет. Секрет его силы, неуязвимости и поразительного дарования - все время испытывать радость - состоит в том, что он в любой ситуации поступает так, как этого требует обстановка. Флягин находится в гармонии с обществом, когда окружение слажено, он готов сразиться с лихом, встающим на его дороге.

На образе "очарованного богатыря" Ивана Флягина Лесков раскрывает перед нами качества русского национального характера. Данный персонаж далеко не безупречный, ему характерна противоречивость: он бывает и добросердечен, и беспощаден; и примитивен, и хитроумен; совершенен и несерьезен; поэтичен и дерзок. Иногда свершает безумные действия, но и доставляет людям добро. В образе Флягина весьма неплохо изображена широта русской натуры, ее, если можно так сказать, безмерность.

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник - самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник»

"Очарованный странник" - повесть Лескова, созданная во 2-й половине 19 столетия. В центре произведения - изображение жизни простого русского мужика по имени Флягин Иван Северьянович. Исследователи сходятся на том, что образ Ивана Флягина вобрал в себя основные черты русского народного характера.

В повести Лескова представлен абсолютно новый тип героя, несопоставимый ни с каким другим в русской литературе. Он настолько органично слился со стихией жизни, что не боится запутаться в ней.

Флягин - "очарованный странник"

Автор назвал Флягина Ивана Северьяныча "очарованным странником". Этот герой "очарован" самой жизнью, ее сказкой, магией. Именно поэтому для него нет пределов. Герой воспринимает мир, в котором живет, как настоящее чудо. Для него он бесконечен, равно как и его странствие в этом мире. У Флягина Ивана нет какой-то конкретной цели в жизни, она для него неисчерпаема. Этот герой воспринимает каждое новое пристанище как очередное открытие на своем пути, а не просто как смену занятия.

Внешность героя

Автор отмечает, что его персонаж имеет внешнее сходство с Ильей Муромцем, легендарным героем былин. Иван Северьянович отличается огромным ростом. У него открытое смуглое лицо. Волосы этого героя густые, волнистые, свинцового цвета (его проседь отливала этим необычным цветом). Флягин носит подрясник послушника с монастырским поясом, а также высокий суконный колпачок черного цвета. По виду герою можно дать немногим более пятидесяти лет. Однако он, как отмечает Лесков, был богатырем в полном смысле этого слова. Это добрый, простодушный русский богатырь.

Частая смена мест, мотив бегства

Несмотря на свою уживчивую натуру, Иван Северьянович не задерживается долгое время нигде. Читателю может показаться, что герой непостоянен, легкомыслен, неверен как себе, так и другим. Не поэтому ли Флягин скитается по миру и никак не может отыскать себе пристанища? Нет, это не так. Герой не раз доказывал свою верность и преданность. К примеру, он спас семью графа К. от неминуемой гибели. Таким же образом богатырь Иван Флягин проявил себя в отношениях с Грушей и князем. Частая смена мест, мотив бегства этого героя объясняются отнюдь не тем, что он недоволен жизнью. Наоборот, он жаждет испить ее сполна. Иван Северьянович так открыт жизни, что она как будто сама несет его, а герой лишь следует по ее течению с мудрой покорностью. Однако не следует понимать это как проявление пассивности и душевной слабости. Эта покорность является безоговорочным принятием судьбы. Образ Ивана Флягина характеризуется тем, что герой нередко не отдает отчета в собственных поступках. Он полагается на интуицию, на мудрость жизни, которой во всем доверяет.

Неуязвимость для смерти

Может быть дополнена тем, что герой честен и открыт перед высшей силой, и она за это вознаграждает и оберегает его. Для смерти Иван неуязвим, он всегда к ней готов. Ему каким-то чудом удается спасти себя от гибели, когда он удерживает лошадей на краю пропасти. Затем цыган вынимает Ивана Флягина из петли. Далее герой побеждает в поединке с татарином, после чего бежит из плена. Во время войны Иван Северьянович спасается от пуль. Он говорит о себе, что погибал всю жизнь, однако никак не мог погибнуть. Герой объясняет это своими большими грехами. Он считает, что ни вода, ни земля не хотят его принимать. На совести Ивана Северьяновича - смерть монаха, цыганки Груши и татарина. Герой с легкостью бросает своих детей, родившихся от татарских жен. Также Ивана Северьяновича "искушают бесы".

"Грехи" Ивана Северьяныча

Ни один из "греховных" поступков не является порождением ненависти, жажды личной выгоды или лжи. Монах погиб в результате несчастного случая. Иван до смерти засек Савакирея в честном бою. Что касается истории с Грушей, то герой поступил согласно велению совести. Он понимал, что совершает преступление, убийство. Иван Флягин осознавал, что смерть этой девушки неизбежна, поэтому он решил взять грех на себя. При этом Иван Северьянович решает вымолить в будущем прощение у Бога. Несчастная Груша говорит ему, что он еще поживет и отмолит Богу и ее, и свою душу. Она сама просит убить ее, чтобы не совершить самоубийство.

Наивность и жестокость

У Ивана Флягина своя мораль, своя религия, однако в жизни этот герой всегда остается честным как с самим собой, так и с другими людьми. Рассказывая о событиях своей жизни, Иван Северьянович не утаивает ничего. Душа этого героя открыта как для случайных попутчиков, так и для Бога. Иван Северьянович прост и наивен как младенец, однако во время борьбы со злом и несправедливостью он может быть весьма решительным, а порой и жестоким. К примеру, он отрезает хвост барской кошке, наказывая ее так за истязание птички. За это Иван Флягин сам жестоко наказан. Герою хочется "помереть за народ", и он решает пойти на войну вместо одного юноши, с которым не могут расстаться родители.

Природная сила Флягина

Огромная природная сила героя является причиной его поступков. Эта энергия побуждает Ивана Флягина на безрассудства. Герой случайно убивает монаха, который заснул на возу с сеном. Это происходит в азарте, во время быстрой езды. В молодости Ивана Северьяновича не очень-то тяготит этот грех, однако с годами герой начинает ощущать, что ему придется когда-нибудь искупить его.

Несмотря на этот случай, мы видим, что быстрота, ловкость и богатырская сила Флягина не всегда являются разрушительной силой. Будучи еще совсем ребенком, этот герой едет в Воронеж вместе с графом и графиней. Во время поездки повозка едва не срывается в пропасть.

Мальчик спасает хозяев, остановив лошадей, однако самому ему едва удается избежать смерти после падения с обрыва.

Смелость и патриотизм героя

Иван Флягин демонстрирует смелость и во время поединка с татарином. Вновь из-за своего безрассудного удальства герой оказывается плененным татарами. Иван Северьянович тоскует по своей родине, находясь в плену. Таким образом, характеристика Ивана Флягина может быть дополнена его патриотизмом, любовью к родине.

Секрет оптимизма Флягина

Флягин - человек, наделенный недюжинной физической и духовной силой. Именно таким его изображает Лесков. Иван Флягин - человек, для которого нет ничего невозможного. Секрет его неизменного оптимизма, неуязвимости и силы заключается в том, что герой в любой, даже самой сложной ситуации поступает именно так, как требует обстановка. Жизнь Ивана Флягина интересна и тем, что он находится в гармонии с окружающими и готов в любое время сразиться с лихом, которое встанет у него на дороге.

Черты национального характера в образе Флягина

Лесков раскрывает перед читателями качества национального создавая образ Ивана Флягина, "очарованного богатыря". Этого персонажа нельзя назвать безупречным. Скорее, ему свойственна противоречивость. Герой бывает как добр, так и беспощаден. В одних ситуациях он примитивен, в других хитроумен. Флягин бывает дерзок и поэтичен. Порой он совершает безумные поступки, однако он делает и добро людям. Образ Ивана Флягина - олицетворение широты русской натуры, ее безмерности.

Главный герой повести, основной рассказчик событий. Это совершенно новый образ человека, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы. В нем органично сплелись черты былинного богатыря, сказочного персонажа и героя приключенческих романов. Этот персонаж неуязвим и благополучно преодолевает все жизненные преграды.

Одна из героев из повести, молодая цыганка. Главный герой Иван Флягин познакомился с ней, когда служил у одного знатного князя. Он был сразу же ею очарован, в особенности ее голосом. В глазах Ивана Северьяныча она идеал. В ней все прекрасно, и внешность, и страстность, и артистизм. Она словно чаровница завораживает его с первой же встречи.

Князь

Второстепенный персонаж, муж Груши, который нанял Ивана Флягина конэсером. Тот у князя отлично прожил три года, пока на их пути не встретилась красивая цыганка Груша. Князь так в неё влюбился, что отдал цыганам за неё почти всё своё состояние - 50 000 рублей. Но через несколько лет она ему надоела, он решил жениться на другой, а её отвёз в лес и поселил в избушке под присмотром.

Граф К.

Второстепенный персонаж, хозяин Ивана Флягина во младенчестве. Однажды Иван спас его с супругой от смерти, когда лошади внезапно понесли с обрыва. За это граф предложил выполнение любой просьбы, и Иван выбрал гармонь, которую украли на следующий день. После того, как Иван отрубил хвост любимой кошке графини, граф выгнал его из конюшни и заставил мостить дороги.

Графиня

Эпизодический персонаж, жена Графа К., которой Иван спас жизнь.

Горничная Графини

Эпизодический персонаж, именно она вычислила Ивана Флягина, когда он изувечил кошку Графини. В ходе ссоры он ударил её, а за это его перевели с конюшни мостить дороги.

Монах

Эпизодический персонаж, был убит Иваном Флягиным в детстве, когда он, ради шутки, ударил его спящего на возу кнутом, а тот упал с воза и разбил голову. Явился потом к нему ночью и предсказал, что тот будет много раз погибать, но ни разу не погибнет, пока время не придёт.

Хитрый цыган

Эпизодический персонаж, случайный свидетель попытки самоубийства Ивана Флягина. Он его спас, обрезав верёвку, а потом позвал с собой разбойничать. Иван согласился и даже вывел с конюшни графа двух самых лучших лошадей, но при дележе добычи цыган его обманул, и Иван расстался с ним.

Магнетизер

Эпизодический персонаж, случайный проходимец, с которым Иван Флягин познакомился в кабаке. Тот его убедил, что умеет отваживать от водки, что и сумел сделать. Также он привёл его в цыганский дом, где пела и танцевала Груша. Получив деньги от цыган, он так напился, что умер.

Барин

Эпизодический персонаж, отец маленькой девочки. Его бросила жена с грудным ребенком, и он решил для малыша нанять Ивана Флягина. Он купил ему козу и тот поил ребёнка молоком. Потом вернулась мать девочки с ухажёром, и Флягин ушёл с ними от барина.

Мать девочки

Эпизодический персонаж, жена барина, которая ушла от него с ремонтером. Она вернулась за дочкой, но Иван сначала девочку не отдавал, но потом отдал и ушёл вместе с ней и ремонтером.

Ремонтер

Эпизодический персонаж, ухажёр матери девочки, храбрый улан. Он предложил 1000 рублей за девочку, но Иван отказался и побил его, а потом увидел, что тот не трус и отдал девочку просто так, решив также уйти вместе с ними.

Джангар

Эпизодический персонаж, важный татарский хан, который торговал лошадьми.

Чепкун Емгурчеев

Сочинение

Повесть "Очарованный странник" была написана Николаем Семеновичем Лесковым (1831 - 1895) в 1872-1873 гг. Видимо, замысел вести возник у Лескова во время поездки летом 1872 г. в Валаамский монастырь на Ладожском озере.

Впервые произведение Лескова было напечатано в газете "Русский мир" 8 августа - 19 сентября 1873 г. под заглавием "Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения", Год спустя вышло отдельное издание "Очарованный странник. Рассказ Н. Лескова".

Жанрово-композиционное своеобразие повести

"Очарованный странник" - произведение сложного жанрового характера. Это повесть, использующая мотивы древнерусских жизнеописаний святых (житий) и народного эпоса (былин), переосмысляющая сюжетную схему распространенных в литературе XVIII в. романов приключений.

"Очарованный странник" - это своеобразная повесть - биография героя, составленная из нескольких замкнутых, завершенных эпизодов. Сходным образом строятся жития, состоящие из отдельных фрагментов, описывающих разные события из жизни святых. Такой же принцип характерен и для авантюрного романа, романа приключений, с героем которого на его жизненном пути, в его странствиях по свету по воле судьбы случаются самые неожиданные происшествия. Между прочим, само название повести в первом издании было несомненно стилизовано под заглавия русских авантюрных философских и нравоописательных романов XVIII столетия.

Элементы житийного жанра и романа приключений в "Очарованном страннике" очевидны. Герой повести, Иван Флягин подобно персонажу жития, покаявшемуся и преображенному грешнику, идет по миру от греха (бессмысленного "удальского" убиения монашка, убийства цыганки Грушеньки, пусть и совершенного по ее же молению, но все равно, по мысли Флягина, греховного) к покаянию и искуплению вины.

"Пережив с гибелью цыганки глубокое нравственное потрясение, Иван Северьяныч проникается совершенно новым для него нравственным влечением «постраждовать». Если раньше долгие годы своей жизни он сам ощущал себя вольным сыном природы, то теперь он впервые преисполняется чувством долга перед другим человеком. По его собственному признанию, смерть Груши всего его «зачеркнула». Думает он «только одно, что Грушина душа теперь погибшая» и его обязанность - «за нее отстрадать и ее из ада выручить». Следуя этому убеждению, он и берет на себя добровольно тяжесть чужой рекрутчины, сам просит отправить его в опасное место на Кавказ, а там идет под пули, налаживает переправу через горную реку" (Столярова И. В. Лесков и Россия // Лесков Н. С. Полное собрание сочинений: В 30 т. М., 1996. Т. 1. С. 56).

Лесковский странник, как и святой - герой жития, уходит в монастырь, и это решение, как он считает, предопределено судьбой, Богом.

Правда, уход в монастырь имеет и обыденную мотивировку: " в контексте повествования тот жизненный шаг, который как бы должен неминуемо свершиться в жизни Ивана Северьяныча независимо ни от каких житейских перипетий, - уход в монастырь - обретает не столько провиденциальный смысл, сколько смысл социально─психологический, почти бытовой. «Совсем без крова и без пищи было остался, - объясняет он свой поступок слушателям, - так и взял и пошел в монастырь». «От этого только? - удивляются его попутчики и слышат в подтверждение сказанного: «Да ведь что же делать-с - деться было некуда». Итак, момент свободы, выбора начисто отсутствует, действует диктат житейской необходимости, а не собственное желание и воля героя" (Столярова И. В. Лесков и Россия. С. 58).

Это истолкование справедливое, но несколько одностороннее. Обыденная мотивировка, очевидно, не исключает в повести второго, провиденциального плана: Божий замысел о Флягине проявляется через внешне обыкновенные события. Жития святых знают и более неожиданные случаи воплощения промысла. Так, в житии преподобного Феодосия Печерского мать святого, препятствуя, в частности, удалению сына в Святую Землю, одержима непросветленной, эгоистической привязанностью к Феодосию, и действует она по наущению дьявола. Однако, в конечном счете, сама того не ведая, она служит исполнению провиденциального замысла о Феодосии, которому Бог предначертал стать "великим светильником&quo
t; Русской земли, одним из основателей русского общежительного монашества.

Повесть сближают с житиями и пророчески сны и видения, открывающие герою, подобно святому, его грядущее. Святой в житии пред-избран на служение Богу. Так, в житии преподобного Феодосия Печерского, написанном Нестором, будущность младенца при его крещении прозревает священник; этот эпизод восходит, вероятно. К переводному греческому житию преподобного Евфимия Великого, составленному Кириллом Скифопольским. А в житии преподобного Сергия Радонежского о предначертанном святому призвании быть особенным почитателем Святой Троицы свидетельствует троекратное возглашение еще не рожденного младенца из чрева матери на литургии. В повести Лесковаэтим мотивам соответствует видение, в котором Флягину явлен монастырь на Белом море - Соловецкая обитель, куда он и направляет сейчас свой путь. Традиционный житийный мотив – искушению святого бесами – в повести также отражен, но в комическом преломлении: это "докучания бесов" Флягину, ставшему послушником.

А такой ключевой мотив, как рождение Ивана по молитвам родителей, восходит, в конечном итоге, к ветхозаветному библейскому рассказу о чудесном рождении Исаака – обетованного сына Авраама и Сарры. К этому библейскому сказанию как бы отсылает монашеское имя Ивана – Измаил, тождественное имени первого (не обетованного) сына Авраама от рабыни Агари. Но Измаил – прародитель диких, не ведающих истинного Бога кочевых народов. По-своему "дик" и Флягин, и он многого не постиг в христианской вере.

Обладающие жанрообразующими признаками сюжет и герой повести Лескова напоминают событийную канву и персонажей не только житийной литературы, но и романа приключений. Флягина постоянно подстерегают превратности, он вынужден поменять множество социальных ролей и профессий: крепостной, форейтор, дворовый графа К.; нянька-"смотритель" при малолетнем ребенке; невольник в татарских кочевьях; объездчик лошадей; солдат, участник войны на Кавказе; актер в петербургском балагане; справщик столичного адресного стола; послушник в монастыре. И эта же, последняя в повести, роль, служение Флягина, не является окончательной в кругу его "метаморфоз". Герой, следуя своему внутреннему голосу, готовится к тому, что "скоро надо будет воевать", ему "за народ очень помереть хочется".

Флягин никогда не может остановиться, застыть, закоснеть в одной роли, "раствориться" в одной службе, подобно герою романа приключений, который вынужден менять профессии, должности, по рой даже свое имя, чтобы избегнуть опасности и приспособиться к обстоятельствам. Мотив странствий, постоянного движения в пространстве также роднит "Очарованного странника" с романом приключений. Авантюрный герой так же, как и Флягин, лишен родного дома и в поисках лучшей доли должен скитаться по свету. И странствия Ивана Северьяныча, и скитания авантюрного героя имеют лишь формальное завершение: у персонажей нет определенной цели, достигнув которую, они могут успокоиться, остановиться. Уже в этом - отличие повести Лескова от житий - ее прообразов: житийный герой, обретая святость, остается затем неизменным. Если он уходит в монастырь, то этим завершаются его странствия в миру. Путь же лесковского странника открыт, незавершен. Монастырь - лишь одна из "остановок" в его бесконечном путешествии, последнее из описанных в повести мест обитания Флягина, но, возможно, не последнее в его жизни. Не случайно жизнь Флягина (который, кстати, исполняет обязанности послушника, но не постригается в монахи) в обители лишена умиротворенности и душевного спокойствия ("явления" герою бесов и бесенят). Проступки, совершенные послушником по рассеянности и невниманию, навлекают на него наказание игумена ("благословили меня без суда в стой погреб спустить"). Из монастыря Флягина не то отпускают, не то "прогоняют" в Соловки на поклонение мощам святых Зосимы и Савватия.

Ивана Северьяныча автор сближает не только с героями житий романов приключений, но и с былинными богатырями. Флягина роднит с героями былин любовь к лошадям, искусство объезжать их. Он повторяет слова, которыми бранит своего коня былинный Илья Муромец: "Ну, тут я вижу, что он (конь. - А. Р.) пардону просит, поскорее. с него сошел, протер ему глаза, взял за вихор и говорю: „Стой, собачье мясо, песья снедь!" – да как дерну его книзу – он на колени и пал…".

В "Очарованном страннике" есть и несколько трансформированный сюжетный мот
ив, характерный для былин: поединок русского богатыря с воином-басурманином, степняком. Флягин "порется", сечется нагайками с "татарином" (казахом) Савакиреем; наградой за победу в состязании служит караковый жеребенок, который скачет, "будто едет по воздуху" (ср. полет под облаками богатырского скакуна в былинах).

Не случайно в рассказе Флягина о своей жизни упоминаются близкие к былинам богатырские сказки о Бове Королевиче и о Еруслане Лазаревиче.

Повесть Лескова - "средний" (в сравнении с рассказом, с одной стороны, и романом - с другой) жанр, обретающий черты большой эпической формы, героического эпоса. Показательно, что Лесков первоначально намеревался назвать "Очарованного странника" "Русский Телемак" и "Черноземный Телемак", сближая Флягина, ищущего смысл жизни и свое место в ней, с героем гомеровской "Одиссеи", разыскивающим отца. Однако, несмотря на эпическую установку, судьба Флягина не теряет своей единичности, конкретности.

Лесков в письме к литератору и публицисту П. К. Щебальскому от 4 января 1874 г., по-видимому, не соглашаясь с мнением адресата о недостаточной прорисованности характера Флягина, затененного подробными описаниями "среды", замечал: "…почему же лицо самого героя должно непременно стушевываться? Что это за требование? А Дон Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и среде, и герою?"

И. 3. Серман в преамбуле своего комментария к повести Лескова так интерпретировал эти строки: "Форма рассказа о приключениях в „Очарованном страннике» действительно напоминает и разъезды Чичикова по окрестным помещикам, и выезды Дон Кихота в поисках соперников, и даже в какой-то мере роман Фенелона (французского писателя XVIII века) о странствиях Телемака в поисках Одиссея" (Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1956. Т. 4. С. 552).

Важно, однако, не только сходство "формы рассказа" в повести Лескова и в "Мертвых душах", "Дон Кихоте" и "Приключениях Телемака". Упомянутые в письме Лескова произведения отличает установка на максимально полное, многостороннее изображение реальности и символическое осмысление героя и его странствий. Это истории, в которых описан человек вообще, меняющийся или преображающийся в поисках истины. Параллели к "Очарованному страннику", приводимые Лесковым, – это примеры "эпоса", большой эпической формы в новоевропейской словесности.

Особенности сюжета повести

Известный литературный критик Н. К. Михайловский заметил: "Фабулы в повести, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных, как бусы на нитку. Каждая бусина сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на эту же нитку" (Михайловский Н. К. Литературные очерки // Русское богатство. 1887. № 6. С. 97. В произведении нет сквозного сюжета. События времен молодости героя, Ивана Северьяныча Флягина (служба в должности форейтора при своем хозяине, графе К.), прямо никак не связаны с происшествиями, выпавшими на его долю позднее, - десятилетней жизнью в татарских степных кочевьях, уходом в монастырь и т. д. Нет в повести Лескова и "сквозных" персонажей, за исключением самого Флягина. Эпизоды, из которых составлена повесть, имеют свои собственные "микросюжеты". Микросюжеты выстраиваются следующим образом: 1) спасение Флягиным семьи графа К.; 2) наказание (за месть графининой кошке, съевшей флягинских голубей), порка и бегство от графа; 3) служба в "няньках" и бегство с матерью ребенка и ее любовником; 4) поединок с Савакиреем и уход в степь; 5) возвращение в Россию; 6) служба при князе, история с Грушенькой; 7) солдатская служба; 8) скитания и приход в монастырь; 8) жизнь в монастыре.

В "Очарованном страннике" отражены не только сюжетные элементы житий, былин и авантюрных романов, он не только тяготеет к эпической форме, но в нем трансформированы и коллизии и сюжетные эпизоды многих классических произведений, в частности "Кавказского пленника" А. С. Пушкина (пребывание Флягина в неволе у татар), "Цыган" А. С. Пушкина (приворожившая сердце Флягина цыганка Груша).(Об этом см. примечания И. З. Сермана [Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 4. С. 552-553] и наблюдения Л. А. Аннинского [Аннинский Л. Почва правды. Очарование и странность "Очарованного странника" // Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1993. Т. 5. С. 56].)

Очевидная литературная основа "Очарованного странника", однако, не свидетельствует об установке автора на восп
риятие его текста как "вторичного" по отношению к классическим "образцам". Лесков, напротив, хочет продемонстрировать на примере судьбы Флягина, что реальная жизнь более прихотлива и непредсказуема, чем вымышленные сюжеты. Кроме того, соотнесенность с романтическими поэмами Пушкина подчеркивает "странность" (с точки зрения романтической поэтики) поведения героя, не ощущающего ничего необычного в диковинных метаморфозах своей жизни. "Романтические" ситуации (плен, кавказская война) герой Лескова воспринимает прозаически-трезво (отчасти исключение – очарованность Грушей, но и она проявляется в поступках и словах, имеющих мало общего с действиями и речами романтического персонажа).

Все перечисленные выше эпизоды "рассказываются" самим героем. Повествование Флягина о своей судьбе выслушивают путешественники, плывущие на пароходе по Ладожскому озеру; один из них - рассказчик, знакомящий нас с Иваном Северьянычем и завершающий его историю своим комментарием. Таким образом, "Очарованный странник" в композиционном отношении - "рассказ в рассказе". Такое построение "Очарованного странника" - значимое. Во-первых, так автор придает достоверность рассказу Флягина о невероятных событиях, перипетиях его жизни. Во-вторых, форма "сказа", устной речи от первого лица, произносимой человеком из народа, мотивирует "странную" композицию сюжета: подробное изложение отдельных эпизодов из жизни Флягина ивместе с тем предельно краткий рассказ об "экзотической" (с точки зрения образованных слушателей) жизни в плену; затемненное, не описанное Флягиным убийство Грушеньки, совершаемое как бы в тумане; "магическое" преображение Флягина, завороженного женской красотой, преображение, которому придает таинственность рассказ героя, не способного внятно объяснить и внезапную перемену, и предшествовавший ей провал в сознании. вместе с тем предельно краткий рассказ об "экзотической" (с точки зрения образованных слушателей) жизни в плену; затемненное, не описанное Флягиным убийство Грушеньки, совершаемое как бы в тумане; "магическое" преображение Флягина, завороженного женской красотой, преображение, которому придает таинственность рассказ героя, не способного внятно объяснить и внезапную перемену, и предшествовавший ей провал в сознании.

Сказовая форма позволяет автору скрыться "за героем", утаить собственную оценку и отказаться от интерпретации событий. Единственный взгляд на жизнь Ивана Северьяныча - это точка зрения самого персонажа, объяснения и круг представлений которого весьма далеки от авторских. Кстати, этот повествовательный прием внешне напоминает такую особенность героического эпоса, как совпадение авторской точки зрения и видения героя. У Лескова такого совпадения нет, но в тексте авторский "взгляд" и "взгляд" Флягина реально не разграничены, так как прямые авторские высказывания отсутствуют.

Сказовая форма мотивирует и обильное употребление просторечных слов, диалектизмов, порой - затейливую народную игру словом.

Многозначен и смысл "рамки" - рассказа, обрамляющего повествование Флягина. Подобно тому как жизнь Флягина - это постепенное преодоление собственного эгоизма и обуздание своеволия, движение к другим людям, растущее понимание их душ, забот и переживаний, так и сама ситуация рассказывания - это преодоление отчуждения, дистанции между Флягиным и другими пассажирами. Спутники Ивана Северьяновича сначала лишь ждут от него "анекдотов", забавных и интересных историй из быта монастырской братии, священников и дрессировщиков лошадей. Купец, один из слушателей, смотрит на странника немного свысока. Своеобычность и сила натуры Флягина лишь постепенно уясняются его случайными попутчиками. Реакция их как бы программирует, "моделирует" и реакцию читателей повести Лескова, размыкает ее границы. Вместе с тем роль слушателей - наметить дистанцию между мнениями, представлениями, миром чувств простого человека (бывшего крепостного графа К.) и образованной "публики".

Кроме того, обрамляющий рассказ о поездке на пароходе придает расширительный, символический смысл жизненному "путешествию" Ивана Северьяныча: не только он, но и как бы вся Россия странствует, плывет к неведомой ей цели. Иван Северьяныч Флягин - вечный странник, он и о своих прежних скитаниях рассказывает в пути.

Есть у лесковского обрамляющего рассказа и еще один смысл. Незаурядные характеры, личности нередки в народе, и случайная встреча с ними возможна всегда.

Образ главного героя в художественной структуре повести

Образ Ивана Северьяныча Флягина - это единственный "сквозной" образ, соединяющий все эпизоды повести. Как уже отмечалось, он обладает жанрообразующими признаками, так как его "жизнеописание" восходит к произведениям с жесткими нормативными схемами, а именно к житиям святых и авантюр
ным романам. Автор сближает Ивана Северьяновича не только с героями житий и романов приключений, но и с былинными богатырями. Вот как описывает внешность Флягина повествователь: "Этому новому нашему спутнику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. [Имеется в виду картина В. Н. Верещагина "Илья Муромец на пиру у князя Владимира" (1871) и баллада А. К. Толстого "Илья Муромец" (1871); ниже цитируется эта баллада.] Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на „чубаром» да ездить в лаптишках по лесу и лениво нюхать, как „смолой и земляникой пахнет темный бор»".

Характер Флягина многогранен. Основная черта его - "откровенность простой души". Рассказчик уподобляет Флягина "младенцам", которым Бог иногда открывает свои замыслы, таимые от "разумных". Автор перефразирует евангельские речения Христа: "…Иисус сказал: „…славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам»" (Матф 11, 25). Младенцами Христос иносказательно называет людей с чистым сердцем.

Флягина отличают детская наивность и простодушие. Бесы в его представлениях напоминают большую семью, в которой есть и взрослые, и шкодливые дети-бесенята. Он верит в магическую силу оберега - "тесменного пояска от святого храброго князя Всеволода-Гавриила из Новгорода". Флягин понимает переживания укрощаемых лошадей. Он тонко чувствует красоту природы.

Но вместе с тем душе очарованного странника присуща и некоторая черствость, ограниченность (с точки зрения образованного, цивилизованного человека). Иван Северьяныч хладнокровно засекает до смерти в поединке "татарина" и не может понять, почему рассказ об этом состязании ужасает его слушателей. Иван жестоко расправляется с кошкой графининой горничной, задушившей его любимых голубей. Некрещеных детей, прижитых от жен-татарок в Рынь-песках, он не считает своими и оставляет без тени сомнения и сожаления.

Природная доброта уживается в душе Флягина с бессмысленной, бесцельной жестокостью. Так, он, служа нянькой при малолетнем ребенке и нарушая волю его отца, своего хозяина-барина, отдает дитя слезно умолившей Ивана матери и ее любовнику, хотя и знает, что этот поступок лишит его верного пропитания и заставит снова скитаться в поисках пищи и крова. И он же в отрочестве из баловства засекает насмерть кнутом уснувшего монаха.

Флягин безогляден в своем удальстве: просто так, бескорыстно, он вступает в состязание с "татарином" Савакиреем, обещая знакомому офицеру подарить приз - коня. Он весь отдается овладевающим им страстям, пускаясь в пьяный загул. Пораженный красотой и пением цыганки Груши, не колеблясь, дарит ей порученную ему огромную сумму казенных денег.

Натура Флягина одновременно и непоколебимо тверда (он свято исповедует принцип: "Чести моей никому не отдам") и своевольна, податлива, открыта влиянию других и даже внушению. Иван легко усваивает представления "татар" об оправданности смертельного поединка на нагайках. Доселе не чувствующий завораживающей красоты женщины, он - как бы под воздействием бесед с опустившимся барином-магнетизером и съеденного "магического" сахара-"ментора" - оказывается очарован первой встречей с Грушей.

Скитания, странствия, своеобразные "искания" Флягина несут "мирскую" окраску. Даже в монастыре он исполняет ту же службу, что в миру, - кучера. Этот мотив - значимый: Флягин, меняя профессии и службы, остается самим собой. Он начинает свой трудный путь с должности форейтора, наездника на лошади в упряжке, и в старости возвращается к кучерским обязанностям.

Служба лесковского героя "при лошадях" не случайна, она обладает неявной, скрытой символичностью. Переменчивая судьба Флягина подобна быстрому бегу лошади, а сам "двужильный" герой, выдержавший и перенесший многие тяготы на своем веку, напоминает крепкого "битюцкого" коня. И флягинская вспыльчивость, и независимость как бы сопоставлены с гордым конским норовом, о котором поведал "очарованный странник" в первой главе лесковского произведения. Укрощение же лошадей Флягиным соотносится с рассказами античных авторов (Плутарха и других) об Александре Македонском, усмирившем и приручившем коня Буцефала.

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник - самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков, но страдая, приходит к покаянию и вере.

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущему на Валаам. Это был черноризец богатырской стати, пятидесяти трех лет, смуглый, с густыми, с проседью волосами, с бородой и усами. Разговорившись с попутчиками, он поведал историю своих скитаний. Был он крепостным, мать умерла, а отец служил у барина кучером.

Все свое детство провел на конюшне, научился хорошо разбираться в лошадях. Подростком его определяют в форейтеры, помогать управлять шестеркой лошадей. Однажды, когда лошади понеслись, чуть не погиб, спасая семью графа, а в награду попросил гармонику, что говорит о его бескорыстии и простодушии. Как-то, хлестнул Иван кнутом по монаху, задремавшему в телеге и загородившему дорогу, а тот опрокинулся под колеса и погиб. Этот монах приснился Ивану и поведал, что он намоленный и обещанный Богу ребенок, а потому должен уйти в монастырь. Всю жизнь его преследовало это пророчество.

Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода. Немало испытаний выпало на его долю. Сбежав с цыганами из графской усадьбы, много лет он будет скитаться. Вынесет десятилетний плен у иноверцев, после побега будет работать конэсером у князя, затем уедет рекрутом на Кавказ, где провоюет более пятнадцати лет, станет офицером и Георгиевским кавалером. Довелось после возвращения поработать справщиком в адресной конторе и актером в балагане. В конце концов, уходит в монастырь.

Не довелось Ивану вести оседлую жизнь, обрести дом и семью. Он «вдохновенный бродяга с младенческой душой». Ему не присуще христианское смирение, потому что не может мириться со злом и несправедливостью, но он глубоко верующий человек. Но чувствует, что его предназначение не просто вера в Бога, для него скучны церковные службы, он мечтает с верой послужить за отечество. У него независимая, честная и открытая натура. Иван считает себя страшным грешником, оттого что причастен к смертям трех человек, страдает и кается; хотя монах погиб по своей неосторожности, татарин принял смерть в честном поединке, а Грушеньку столкнул с обрыва в реку, дав ей клятву, что сделает это, спасая ее от позорной участи. Уйдя в монастырь, он странствует паломником по святым местам, искупая свои грехи, становится праведником.

Сочинение про Ивана Флягина

«Очарованный странник» - повесть Николая Лескова, изданная им в 1837 г. Главное внимание в повести уделяется Ивану Северьяновичу Флягину, жизнь которого подробно описывается автором. Лесков смог представить в своей повести новый образ, аналогов которому не существует в русской литературе.

Почему же Лесков заложил в своем герое образ «очарованного странника»? Он воспринимает окружающий мир как истинное чудо. Как главное действующее лицо, он не имеет определенной мечты в жизни, которая для него бесконечна. Этот человек всегда движется вперед по жизненному пути и в каждом новом испытании видит вызов судьбы.

Следует отметить, что персонаж Лескова принял черты внешности от легендарного Ильи Муромца. Флягин обладает гигантским ростом, смуглым лицом и поистине богатырским телосложением. На первый взгляд, ему нет и пятидесяти лет от роду. Иван Северьяновичу на протяжении всей повести не сидится на одном месте. Можно подумать, что он не склонен кому то верить. Но главный персонаж позже опровергает это. И спасение графа К. тому доказательство. Именно так Флягин поступил с князем и молодой девушкой по имени Груша.

Можно добавить в характеристику этого человека тот факт, что он полностью предан высшим силам, за что получил от них свое покровительство. Флягин не уязвим для смерти. Смерть много раз настигала его, но умереть он никак не мог. Он думает, что земля не хочет принять его за ужасные грехи, которые он совершал. Герой считает, что именно по его вине было множество убийств. У Ивана Северьяновича собственная жизненная мораль, но он всегда остается честным по отношению к себе и другим героям повести. Порой, он бывает слишком прост и наивен, до глубины души добродушен и открыт ко всем душой, однако когда приходит зло, с которым ему предстоит расправиться, он бывает даже жестоким.

Главной движущей силой его деяний является не малая сила от природы. И это заставляет Флягина идти на безрассудства. В молодости Ивана это не очень волновало, но позже он понимает, что он за это в ответе. Автор произведения не стесняется упоминать, что его персонаж - человек с огромной внутренней и физической силой. Это заключается в его умении в любой ситуации поступать так, как нужно и так, как правильно. Иван Флягин находится в полной гармонии с окружающими и, как истинный герой, всегда готов прийти на помощь.

В заключении, можно сказать, что все черты русского национального характера в образе этого мужчины на лицо. Но это не значит, что он безупречен. Ему более свойственна противоречивость. Где-то он умен и сообразителен, а где-то наоборот. Он может совершать безумства, но, между тем, его тянет совершать хорошие дела. Так что, с уверенностью можно сказать: Иван Северьянович – олицетворение широкой русской личности, ее бесконечности.

Подробно

В рассказе "Очарованный странник" Иван Флягин имеет главную роль.

Его образ предстаёт перед нами в виде сильного Ильи Муромца. Ещё в начале повести Автор сравнивает его с этим витязем. Он был высокого роста, крепкой комплекции со смуглым лицом.

Наш главный герой рождён в имени графа, его отец и мать были крепостных и. Мама умерла, когда рожала Ивана. А отец работал в конюшне. Мальчик все время проводил с лошадьми. И когда он более менее подрос его поставили работать вместе с папой. Один раз они везли графа возле храма. И один батюшка замечтался. И его ударил плетью Ваня.

Когда Иван вёз герцога в Воронеж, перед ними показался большой обрыв. . Иван успел затормозить, а сам упал в него. Но он непостижимым образом выжил. Его герцог конечно-же отблагодарил. И вместо похода в монастырь Иван выбрал гармошку, на которой так и не умел играть.

Вскоре Флягина отправили дробить камень на садовые дорожки. Но ему надоело, что все над ним смеялись и он решил сбежать и повеситься. Только он повис в петле, кто-то обрезал верёвку. Это оказался цыган, который потом предложил Ивану воровать. И чтобы тот не предал его приказал украсть коней из конюшни графа у которого служил Иван. Иван это сделал. И когда они сбыли этих коней, он получил только один рубль. В конце концов он пошёл сдаваться в полицию. Это говорит о следующем его качестве-честность. Хоть он и пошёл воровать коней, потом он все-таки признался.

Вскоре Иван устроился работать к барину, от него ушла жена к военному и бросила свою грудную дочь. И Флягин нянчил эту девочку. Это говорит о его любви к детям

Один раз Иван с маленькой дочкой барина пошли на берег залива, у девочки были больные ножки и врач сказал, что их надо закапывать в писок. Но на берегу девочку увидела её мама. Она просила у Ивана, чтоб тот отдал ей ребёнка, но он не соглашался. Потом появился кавалерист-муж этой барышни и хотел заплатить денег, чтобы им отдали ребёнка, но ничего кроме ручной работы под глазом он не получил. Денег улан не поднял и этим понравился Ивану. Флягин сначала не хотел отдавать ребёнка, но когда увидел как мать девочки к ней протягивает руки, все таки сжалился. Вдруг на пляже появился барин с пистолем и Ивану пришлось уехать вместе с кавалеристом и матерью девочки.

После того как они прибыли в город, улан сказал, что не может держать у себя крепостных, которые сбежали. Дал ему денег и отпустил. В этот момент мне стало очень жалко Ивана. Ему некуда было идти. Он хотел пойти и сдаться в полицию. Но решил пойти попить чай с баранками. Увидел потом как хан Джангар и царь продавали кобылицу, а люди за неё бились. После этого в бой вступил кавалерист, но Иван пошёл биться вместо него. Это говорит о его положительном качестве-храбрости. Но то, что он застегал татарина плеткой-это говорит о его беспощадности. Его хотели забрать в тюрьму, но татары пожалели Ивана и взяли его к себе.

Иван прожил у них десять лет, был врачом, но когда он хотел убежать, татары его поймали, рассекли ему пятки и положили туда разрезанный конский волос. Изначально ему было очень больно ходить. И так прожил Иван в этой орде много лет. Было у него две жены и много детей. Один раз хан приказал ему вылечит его жену и пустил Ивана в свою юрту, после чего у него появилось ещё две жены.

Как-то к татарам пришли батюшки, они хотели чтоб те приняли христианство, но татары отказались. И через некоторое время главный герой рассказа нашёл одного погибшего батюшка в поле, а второго так и не нашёл. В следующий раз к ним пришли неизвестные люди, они были в ярких одеждах. Эти люди хотели купить коней. В один из вечеров они запустили фейерверк и все лошади разбежались, а татары в свою очередь побежали их ловить. Иван понял чем напугали лошадей и татар, и повторил то же самое. В один прекрасный день он нашёл землю, которая разъедает кожу. И придумал такой план: притвориться больным и когда земля разъело ему стопы, вышел конский волос, и гной вместе с ним. Тогда наш герой решил запустить последний фейерверк и ушёл.

Через некоторое время Иван вышел к Каспийскому морю, а потом пришёл и в Астрахань. Заработал там денег и пропил их. Когда он очнулся он был в тюрьме. Из тюрьмы его выслали в родное поместье. Но батюшка Илья отказался признать у него исповедь, так как он очень долго жил у татар в грехах. Граф, который начал молиться богу после смерти жены отказался иметь у себя в слуга не причастившихся, отдал ему паспорт и отпустил.

Когда он ушёл из поместья, пришёл Иван на рынок. Увидел как цыган пытается продать простому крестьянину плохую конягу. Так как Иван был на цыган обижен, он помог крестьянину. После он начал ходить по базарам и помогать крестьянам, советовать-какую конягу можно покупать, а какую нельзя. Вскоре он стал царём цыган и барышников.

Один раз князь попросил открыть ему секрет как он лошадей выбирает. Начал его Иван учить, но князь ничего не понял, тогда он позвал Ивана к себе работать. И подружились они с князем. Чтобы не потратить лишних денег Иван оставлял их князю. Но как-то князь уехал на рынок и наказал прислать туда кобылу, которая очень нравилась Ивану, с горячая он хотел запить, но деньги некому было оставить. Тогда он пошёл в таверну чай пить, и увидел там мужика, который пил и не пьянел. Попросил тогда Иван и его научить так. Тогда мужик ему наказал пить рюмку за рюмкой но перед каждой делать пассы руками, так и научился Иван пить и не пьянеть и все проверял все ли деньги за пазухой. К вечеру друзья поссорились.

Их выгнали из таверны, тогда нищий привёл Ивана в «гостиное место» где были одни цыгане. И вот Иван увидит цыганка, которая запевала песни, её окликали Груша. Тогда и отдал Иван ей все свои сбережения.

Когда он протрезвел, то признался князю что потратил всю казну на одну цыганку. После чего он заболел алкогольным психозом. Когда Иван выздоровел, то узнал, что князь потратил все деньги чтоб выкупить из гурьбы Грушу. Она очень полюбила князя, а он начал ею тяготиться, пользуясь её необразованностью. Иван в свою очередь очень её жалел.

Один раз цыганка заподозрила, что у князя есть любовница и послала Ивана в город разузнать. Он пошёл к бывшей любовнице князя и узнал, что тот хотел выдать Грушу за Ивана. Когда Флягин вернулся с рынка, он увидел что Груши нигде нет. Потом он нашёл цыганку на берегу, оказалось что князь запер её в домике в лесу под охраной девиц, а она сбежала от них. Она попросила убить невесту князя, иначе она станет «самой стыдной женщиной». Иван не выдержал и скинул её с обрыва.

Потом Иван сбежал и начал ходить по миру в скитаниях, пока ему не явилась Груша и не показала правильный путь, на котором он повстречал двух старых людей. Эти старики сделали Ивану новые документы по которым он был Петром Сердюковым.

Потом он попросил я на Кавказ и послужил там больше пятнадцати лет. Потом его посвятили в офицеры, отправили в отставку. В Питере он работал «справщиком» и зарабатывал мало так как досталась ему буква «фита», а фамилий на эту букву было очень мало. И решил он уйти с этой работы. В кучера его не брали и пришлось ему пойти работать актером. Там он изображая демона.

Его спрашивали остальные, не докучает ли ему бес притворившийся цыганкой? Молитвой он справился с бесом, но ему начали мозгоклюйствовать маленькие бесята. Из-за них Иван убил монастырский корову. За это и ещё другие грехи его заперли в погреб, а там он начитался газет и начал прорицать. Потом его отвели в лес и посадили в хижину, и закрыли там. Затем вызвали к нему врача и он не смог понять пророк Иван или бабахнутый. И сказал врач его выпустить.

На пароходе он оказался пробиравшись на богослужение. На этом моменте пассажиры не стали его больше спрашивать ни о чем.

Образ Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» был в одно время честным правильным, а в другое время хитрым и беспощадным. Мне понравился Иван Флягин тем, что в нем мне кажется большее количество хороших качеств, чем плохих.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Светланы в поэме Жуковского сочинение

    Главная героиня поэмы Василия Андреевича – это настоящая русская девушка. Светлана также имеет характерные качества: красота, ум, скромность, уважение к религии, покорность, любопытство.

  • Что такое семейная реликвия, чем она интересна? Наверное, в каждой семье есть такой предмет, который представляет определенную ценность, не обязательно материальную и передается поколениями

    В войне победить врага, превосходящего численностью можно, но если в строю есть солдаты, отважные патриоты, любящую свою землю, одним словом – герои. Такая армия будет неуязвимой для врага. Но все равно, какая сила духа было проявлена теми

  • Сочинение Я сижу на берегу моря, реки, озера

    Сижу я на берегу реки. Она бежит, движется, несет свои воды... они сверкают на солнце! Обязательно солнечный день, теплый. Но еще рано, а я ловлю рыбу. Очень люблю я рыбалку, а еще кошке от моей добычи радость

  • Характеристика и образ Тараса Бульбы 7 класс сочинение

    Люди, которые целенаправленно идут к своей цели, для которых нет никаких преград к тому, чему они стремятся, весьма опасны, ведь для них девиз и кредо по жизни – «Цель оправдывает средства»

Загрузка...