crimea-fun.ru

"хальмер-погребальные обычаи ненцев". Особенности погребальных обрядов народов севера Как хоронят ненцы

Ненцы верят в предзнаменование болезни и смерти: неожиданная гибель нескольких оленей или неудача в ловле, как и неожиданно большая добыча. Скорую смерть предвещала неожиданная удача на охоте или рыбалке, если у других этого не наблюдалось. Такое поверье сохраняется до сих пор. Умершего, в полном одеянии кладут на его спальном месте в обратном направлении, ногами к стене. Покойнику так же ставят его чайную чашку, печенье и со словами: «поешь ты сначала потом мы», из чашки льют чай ему на пальцы ног, а затем на дверь. Огонь горит всю ночь и трое следующих суток. С наружной стороны двери каждого чума кладут топор, а с другой стороны - кусочек угля. Сейчас это делают только в том чуме, где жил покойник. На месте захоронения голову умершего обращали на запад или на восток. Ворожеев хоронили лицом вниз, чтобы они не пугали своих родственников (Мезень), либо в гробу «провидца», «знатока» просверливали около головы отверстие, чтобы он имел выход и мог защитить близких. Заметим: в похоронном обряде строго соблюдается западно-восточное направление, поскольку восток – сторона живых, оттуда появляется день, солнце; запад – сторона мертвых, закат солнца, туда уходит день. В руки умершего кладут торабт (кусок шкурки бобра, выдры), используемый в обряде очищения. Если в его руках ничего нет, он может «взять» с собой чью-то душу. Согласно поверьям, жители Нижнего мира встречают умершего со словами: «Что ты нам принес?» - и он отдает им предметы, вложенные ему в руки. Покойника одевают в лучшую зимнюю одежду, в кисы (обувь). Глаза покойника и сердце накрывают металлическими предметами, монетами, бусинками или уже лицо закрывают суконной маской с обозначенными бисером линиями лица. Считали, что если этого не сделать, то умерший не найдет, «не увидит» дорогу в загробный мир, или это предвещало близкую смерть кого-либо из родственников. Заворачивают покойника половиной покрытия для чума. Шьют это покрытие в направлении от себя, большими стежками, без узелков. Суеверие не позволяет шить на человеке стежками и от себя. Когда девочек учат шить, то говорят: «Не шей, как на покойнике, крупными стежками». С покойником отправляется половинка мюйко, пан (подол покрытия чума), задняя часть (есяр) полога, топор, деревянная часть ружья, металлические части отдают кому-нибудь, но не родственнику. Покойник выносится не через дверь, где ходят живые люди, а для этого приподнимается покрытие чума. Хозяйку чума после ее смерти выносят между двумя шестами около входа, там, где лежала пады, (сумка с ее обувью). Другие умершие члены семьи выносятся с другой стороны входа, где подрубается один шест, следующий за дверным шестом. Ритуальная процедура выноса покойника через специально подготовленное отверстие является одной из этнографических универсалий и соотносятся с представлениями о перевернутости мира мертвых по отношению к миру живых. Этот вход служит границей в пространственной модели дома между Нижним и Средним мирами. В гроб так же кладут одежду и инструменты покойника. Вещи приводят в негодность – у острых предметов отламывают кончик, крышку табакерки нарушают и т.д. умершему нельзя давать ни точило, ни винтовку, но лук можно. В рукавицу засовывают огниво для добывания огня. Огниво сейчас заменяется спичками, сера на них обжигается. Или же у спичек обламывают серу, у винтовки снимают железный затвор. Около гроба оставляют перевернутый продырявленный котел, перевернутую поломанную нарту, иногда перевернутую половину лодки, поломанный бубен ворожея и колыбель. В поперечину гроба втыкают хорей, на поперечине подвешивают колокольчик, рядом оставляют стол с чашкой. Если похороны были летом, то производится обряд латам,хевотава – кровью жертвенного оленя мажется первая доска для гроба. В дальнейшем производятся бескровные поминки, пока «жива земля», т.е. до заморозков. Для достижения Среднего мира (ушедший) обеспечивается средством передвижения. Олени в упряжке «уходят» за хозяином – я,ха,мад (когда земля умрет), т.е. ранней осенью или по первому снегу. Оленей оставляют неразделанными, т.е. так, как они идут в упряжке, вместе с нартой. «Отправляется» за умершим и его собака. Кроме ездовых оленей, забивается олень хан – на угощение. В наземных погребениях на шест вешается колокольчик. С его помощью покойник извещается о приходе на поминки родственников, перечисляются поименно все, кто пришел. В данном случае колокольчик обеспечивает связь с Нижним миром. Перед уходом с кладбища трижды обходят по часовой стрелке захоронение, и каждый ударяет в колокольчик (вариант: каждый раз коснуться земли). В этом случае говорят: «Пока не продырявится мой медный котел, я не приду к тебе». Продырявленный медный котел или ведро, у которого ломают ушко, оставляют у покойника. Раньше продукты клали в гроб, сейчас оставляют снаружи из-за боязни, что медведь, почуяв запах продуктов, сломает гроб. Были случаи, когда медведь снимал переднюю крышку гроба. Ритуальное значение имеет табак – сяр. По этому, жалеть табак – грех, его оставляют покойнику, насыпают в углы гроба, а на кладбище для всех покойников – на землю. Покойника обвязывали половиной аркана (тынзя,), а после опускания тела в гроб аркан резали на куски (по количеству членов семьи каждого участника похорон) и бросали эти куски в сторону востока яля, няю (в сторону дня. Поврежденные нарты вместе со шкурой переворачивают и обращают нарту на закат солнца. Упряжь подрезается. Все участники церемонии встают рядом. Раньше шаман категории самбадана, а теперь старший по возрасту с помощью топора узнает, все ли нужное умерший взял с собой, не держит ли зла на кого-либо. Уходя с кладбища, предпринимают меры предосторожности. Старший (раньше шаман) перегораживает дорогу ветками – одной сухой, другой живой. Ветки ставятся друг против друга. Старший, говорит указывая на живую ветку: «У тебя две дороги, если пойдешь по этой дороге, тебя может встретить волк, медведь, множество рек». Затем, указывая на сухую ветку, говорит: «Вот твоя дорога». Заготавливают два лиственничных полена длиной в аршин, одно ставят, а другое кладут поперек на землю и говорят: «Здесь твой указатель пути, иди по нему до поперечины, мы от тебя ушли». Лесные юраки обходят могилу трижды. При последнем обходе все проходят по «ночной стороне» от умершего, между двумя параллельными деревьями; и это пространство перекрывается сухим упавшим деревом, вершиной к «ночи» - это дорога умершего. То же самое делают и на «дневной стороне», но там пространство запирается живыми деревом, вершиной к солнцу – это дорога живых. Затем сразу едут домой. Ездовых животных умершего тундровые юраки когда-то просто оставляли после удушения у могилы, прислонив их к шестам чума или к заостренным столбам. Это делается и сейчас. В похоронных ритуалах всячески подчеркивалось, что у живых и мертвых разные пути, которые не должны совпадать. Когда человека провожают в другой мир, нельзя молчать, надо говорить. Нельзя плакать, иначе у покойника будет болеть голова. На кладбище нельзя оглядываться назад. Хоронят умершего головой на запад (закат). Перед закрытием крышки гроба проводят обряд «выведения души». Пожилая женщина водит по краям гроба шкурой горностая или медведя, издавая при этом своеобразный свист. После похорон оленей распрягают, не раньше, чем каждый подпалит огнем шерсть ездовых животных впереди и на шее; люди так же поджигают шерсть на своей одежде. Таким образом, можно отметить несколько обрядов «провожания» души в Нижний мир – это выведение души из тела, гадание на топоре, указание дороги умершему. После погребения желательно, чтобы связь между покойником и его родственниками прекратилась, такова особенность ненецкой традиции.

В Ямало-Ненецком автономном округе введен карантин. Как минимум на месяц. Под запретом продажа свежего мяса, рыбы, ягод и грибов. Оленеводы, чьи чумы располагались в зоне заражения, лишились своего жилища и заработка. Для ликвидации последствий на Ямал были заброшены войска радиохимической и биологической защиты, спасатели МЧС и медики из федерального центра.

О том, что происходит в регионе, центральные СМИ сообщают вскользь, информацию дают строго дозированно. И каждый сюжет заканчивается оптимистично: «В Ямале все спокойно. Идет вакцинация животных. Очаги опасности потушены. Проблема практически решена».

Как на самом деле обстоят дела в регионе, чем обеспокоены люди на Ямале и почему не удалось избежать трагедии - в нашем материале.

Справка «МК»:

«Бактерия сибирской язвы с воздухом попадает в легкие, а оттуда - в лимфатические узлы, которые воспаляются. Симптомы сибирской язвы: первоначально у больного наблюдается высокая температура, боль в груди и слабость. По прошествии нескольких дней появляется одышка и снижение уровня кислорода в крови. Попав в легкие, возбудитель сибирской язвы быстро распространяется по всему организму человека. Часто появляется кашель с кровью, рентген может показать наличие пневмонии, температура тела больного нередко поднимается до 41 градуса. Возникает отек легких и сердечно-сосудистая недостаточность, как следствие возможно кровоизлияние в мозг».

«Олени умирали быстро, за несколько часов»

Вот что пишут представители ямальской администрации в соцсетях: «Эпидемии на Ямале нет. Карантин введен локально, границы округа для въезда и выезда людей не закрыты. Санитарно-эпидемиологическое состояние места временного пребывания вывезенных из зоны карантина людей находится под наблюдением санитарных врачей, в медучреждениях - изначально режимных объектах - уровень контроля безопасности, дезинфекции и доступа усилен. Подавляющее большинство кочевников из карантинной территории здоровы, но получают от ямальских врачей профилактическое лечение».

По последним данным, на Ямале госпитализированы 90 человек с подозрением на опасную инфекцию. У двадцати диагноз сибирская язва подтвержден. Инфицированы в том числе трое детей, младшему из которых нет и года. По некоторым данным, скончались три человека - двое из них дети. Все госпитализированные - кочевники, которые пасли оленей в 200 километрах от села Яр-Сале. В результате массового падежа полегло 2500 оленей. Именно животные стали переносчиками инфекции.

Вся ямальская тундра сегодня стала зоной карантина. Сюда прибыли 250 военных и спецтехника из Москвы и Екатеринбурга. Предстоит вакцинировать выживших оленей, обеззараживать территории и утилизировать туши погибших оленей. Их будут сжигать. Только высокой температурой можно убить сибирскую язву.


Семьи оленеводов перевезли в близлежащие поселки

Сотрудники СК сейчас выясняют, вовремя ли выявили в регионе сибирскую язву.

Однако даже хорошие вести не успокаивают жителей близлежащих к зараженной зоне поселков. Люди пакуют вещи и перебираются в Салехард. Кому некуда бежать с тонущего корабля, ежедневно обрабатывают дом хлоркой и запасаются масками. Увеселительные массовые мероприятия в регионе отменены.

«Дети ходят с опухшими шеями, но об этом власти умалчивают»

Столица Ямальского района, который настигла беда, - поселок Яр-Сале. Зона заражения находится от поселка в 200 км.

Коренная жительница поселка Елена собирается переждать жаркую пору в Салехарде у родственников.

В магазинах Яр-Сале у нас шаром покати - всю оленину и полуфабрикаты забоя 2015 года разобрали, - рассказывает женщина. - Люди понимают, что в этом году забоя не будет, поэтому мы останемся без мяса. Ягоды и грибы тоже запретили собирать. Тем, кто уже засолил на зиму грибы и сварил варенье, рекомендуют все утилизировать. У нас все помойки сейчас забиты банками с компотом и вареньем.

Запретили вывоз мяса, оленьих шкур и рыбы из наших поселков. По телевизору говорят, что очаг локализован, но это неправда. Падеж оленей до сих пор наблюдается в разных местах, например, в Пангодах, только об этом молчат.

Количество больных сибирской язвой, по нашим данным, увеличивается с каждым днем. 12 летнего ребенка, который умер от язвы, до сих пор вроде не могут похоронить. Его ведь нельзя хоронить по традиционным обычаям ненцев, надо кремировать. Но родители против. В итоге тело обложили хлоркой, сотрудники морга ждут согласия матери на кремацию.


Прививки тоже делают не всем желающим. Прививают только тех, кто контактирует с больными и помогает утилизировать туши умерших животных в тундре.

Но уже прошел слух, что с 6 августа все-таки начнут прививать всех жителей села. А вот оленей, которые не успели заразиться, вроде всех привили. Хотя это надо было делать раньше. Но кочевники махнули на эти правила рукой. За что и поплатились.

Чумы всех оленеводов, которые находились в опасной зоне, сожгли. Личные вещи утилизировали. Женщин и детей тундровиков перевезли в безопасные районы. Тем, кто категорически отказался покидать насиженные места, предоставили новые чумы в чистом стойбище и выдали антибиотики.

Вы поймите, олень для ненцев - жизнь. Это и одежда - малица, ягушка, кисы, и еда, и средство передвижения, и жилье: чумы они делают из оленьей шкуры. Вот так за несколько недель эти люди лишились всего, - добавляет собеседница. - Тех кочевников, у которых не выявлена сибирская язва, на всякий случай изолировали от общества. Их временно поселили в интернаты, под замок.

Моя знакомая работает с зараженными кочевниками. Рассказывала, что тундровики принимают антибиотики. Посуду, из которой они едят, тщательно обрабатывают хлором. На 10 литров воды кладут 160 таблеток хлорки. Сами работники учреждения не снимают маски и перчатки.

По ее словам, кочевники в нормальных для нас условиях чувствуют себя плохо. Сейчас их кормят кашей, жидким супом, макаронами. А ведь они не могут прожить без мяса и рыбы! Их организм другой пищи, кроме оленины, не воспринимает. Слышала, что некоторых выворачивает от такой еды.

А еще их стараются не выпускать на улицу. Но некоторые все равно выходят каким-то образом. Дети их гуляют. Многие мои соседи уже стали увольняться и уезжать в большие города, дабы не подвергать себя опасности. Большинство селян отвозят своих детей подальше отсюда, к родственникам.


Среди погибших тундровиков - бабушка и внук. «От язвы скончались два члена семьи оленеводов, бабушка 75 лет и внук 12 лет. Мальчик, когда был еще жив, сказал, что пил кровь и ел свежее мясо оленя», - рассказали сотрудники поселковой администрации. Подробности жизни этой семьи селяне не знают. Говорят, кочевники с ними особо не общались. Да и в поселок наведывались раз в полгода, затаривались продуктами оптом, чтобы хватило на 5–6 месяцев, и уезжали обратно.

Я слышала, что продолжается падеж в районе изгиба Юрибея и в районе реки Лата-Марето, - продолжает женщина. - Местные говорят, что дети там ходят с опухшими шеями, собаки тоже все опухли. Опухшие шеи - это воспаленные лимфоузлы - один их симптомов сибирской язвы. Но почему-то об этом умалчивают.

А вот соседка Елены, Надежда, настроена более оптимистично.

Я верю местным СМИ. Если говорят, что ситуация стабилизировалась, олени привиты, их перегнали на безопасное место, значит, так и есть. Все больные находятся в салехардской больнице. Моя подруга говорила, что там в инфекционном отделении лежат 48 человек с подозрением на язву. В больнице круглосуточно дежурит ОМОН. Вход только по пропускам, так что нам в поселке опасаться нечего.

К нам свезли здоровых оленеводов, которым надо где-то перекантоваться, пока не восстановят их жилище. Оставшиеся без чума и скота люди поселились в нашем медпункте, их там около 60 человек. Я понимаю, что чиновники сделают все возможное, чтобы не допустить скандала.


Все чумы кочевников, которые находились в зараженной зоне, утилизировали

На самом деле сибирская язва пришла в регион не 16 июля, как трубят все СМИ, а гораздо раньше. Тундровики сами рассказали нам, что первые олени пали 5 июля. Оленеводы звонили тогда в районную администрацию, но там проигнорировали их звонки. Тогда кочевникам пришлось обратиться в окружной центр. Это как раз и было 17 июля. К тому времени падеж составил около 1000 оленей.

«Оленевод шел четверо суток, чтобы сообщить о беде»

Мужчины в Яр-Сале относятся к происходящему философски: будь что будет.

Александр из села Яр-Сале рассказал, как он видит ситуацию.

Я не очень беспокоюсь насчет того, что в следующем году не поедим мяса. Если учесть что в районе было 700 000 оленей, погибло порядка двух тысяч, думаю, такой проблемы не должно возникнуть. Вот только кому тундровики будут продавать эту оленину? Вряд ли найдутся желающие ее попробовать.

Также в районе запретили продавать оленьи рога, которые народ покупал как предмет интерьера. Вывоз этой продукции тоже категорически запрещен. Сотрудники управляющих компаний ЖКХ ежедневно моют подъезды домов с хлоркой. Думаю, в выходные и свое жилье обработаю на всякий случай.

В поселке закрыли все кафе, ресторан пока работает, но, говорят, недолго ему осталось. Дискотеки и массовые гулянья отменили. Общественного транспорта в поселке нет, так что отменять нечего. В Салехард пока автобусы пускают. Но пассажиров тщательно проверяют - нельзя вывозить и ввозить мясо, рыбу, ягоды, грибы.


Можно ли было избежать трагедии? И есть ли вина властей в том, что на Ямал пришла сибирская язва? Николай из Салехарда, который регулярно объезжает оленеводческие поселки, поведал нам историю, о которой предпочли умолчать СМИ.

Когда начался незначительный падеж скота, тундровики решили, что оленям стало худо от жары. В этом июле стояла нетипичная погода для нашего края - доходило до 38 градусов.

Вот сообщение, которое распространилось по соцсетям от кочевников (сохранился скриншот): «Около озера Ярото на стойбище 12 чумов, погибло 1500 голов оленей, умерли собаки. Всюду вонь, гниение, смрад. У детей появились фурункулы. Людей не вывозят, власть не оказывает никакой помощи, при этом умалчивают об этом. Властям стало известно еще неделю назад о нашей беде, но они ничего не предпринимают. Скоро начнут умирать люди в тундре. Пожалуйста, помогите опубликовать. Спасайте людей».

Послание осталось без внимания.

Зато сейчас представители администрации Ямальского района утверждают, что автор послания - обыкновенный тролль.

Всему виной обыкновенная халатность, - продолжает Николай. - Оленеводы долго искали главу Ямальского района. Но в администрации им отвечали, что он в тундре у оленеводов. Но никого из представителей администрации не видели там. Чиновники района приехали только спустя пару недель, когда уже падеж скота стал массовым, исчислялся более 1000 голов.

Те, кто там был, говорят, картина напоминала фильм ужасов про зомби. Все стойбище завалено трупами животных. Олени умирали быстро, за несколько часов. Просто падали и еще какое-то время продолжали еле-еле дышать. Вокруг ходили люди, многие уже заболели к тому времени, еле передвигались, их знобило. Вот тогда местные чиновники поняли, что дело приобретает серьезный оборот, но попытались исправить ситуацию самостоятельно. Не получилось. И наш губернатор попросил помощи у вышестоящих властей.


И только после этого помощь пришла. Подключили все структуры: МЧС, Роспотребнадзор, Министерство здравоохранения, на место были направлены ветеринары из близлежащих регионов.

Судя по сарафанному радио, пока еще далеко до полной ликвидации, - продолжает Николай. - В тех местах заражена вода в озерах и в ручьях, люди боятся, что грунтовые воды потекут в Обь и есть возможность заражения большой воды и ее фауны. Но, как говорят ученые на месте, такого быть не может.

Также власти сообщают, что якобы с 22 июля с людьми на стойбище был врач-терапевт. Не было там врача, по моим данным. Санитарная авиация прибыла к ним только 23 го числа. А врача привезли 24 июля на стойбище. За все это время хищные птицы и звери поклевали трупы. Ладно олени пали, через десяток лет он восстановит свое стадо. А вот что количество зараженных там людей может перевалить за сотню - это страшно.

- Оленину точно покупать теперь никто не станет?

Даже многие местные жители говорят, что не станут есть оленину как минимум пару лет. Но есть риск, что некоторые браконьеры, не зная о язве, разделывали мертвые туши, спиливали панты, снимали шкуры и успели определенное количество вывезти. Сейчас местная власть ищет всех, кто это делал, чтоб уничтожить то, что они успели вывезти.

- Мясо оленя дорогое?

Стоит оно от 180 руб. до 280 руб. за 1 кг. Оленеводы продают по 180 руб., совхоз - по 250–280.


Вся ямальская тундра сегодня стала зоной карантина

Слова моего собеседника отчасти подтвердила и министр здравоохранения Вероника Скворцова, экстренно прибывшая в регион. Она рассказала, что зараженная территория может быть шире, нежели сообщалось ранее: «С одного очага, очень небольшого, все начиналось. Но потом, в течение определенного времени, выявлялись новые очаги, их на сегодняшний день несколько».

Инфекционисты признали: бактерии разносились оленями и животными, которые поедали трупы умерших от болезни, а также птицами и насекомыми. Радиус заражения может быть до сотни километров от очага. Однако специалисты говорят, что далеко животные уйти не могли.

«После посещения мною зараженной зоны сожгли все мои личные вещи и деньги»

Представитель администрации Ямальского района Равиль Сафарбеков, как может, успокаивает народ в соцсетях. Вот некоторые его сообщения.

«Сейчас все работают на износ: врачи, ветеринары, ученые, правительство Ямала, администрация района, общественные организации, добровольцы и т.д. Многие сутками не спят, питаются на ходу.

К решению проблемы подключились институты и лаборатории России. Постоянно меняется ситуация, приходят новые данные. Чтобы не допустить распространение инфекции, увеличена зона карантина, а значит, необходимо переселять еще больше семей оленеводов в чистые места. Эпидемиологи запрещают перемещение личных вещей - а значит, каждой семье необходимы новые чумы, экипированные на 100%.

Новые личные вещи, новые нарты, новая одежда - это не осилит ни один резервный фонд района, который опустел за пару дней. Прошу, помогите!».


«Губернатор подтвердил, что все крупнейшие компании ТЭК подключились к работе - выделяют технику, вертолеты, специалистов, крупные суммы денег на покупку необходимых вещей и средств помощи».

«Тундровики, которые находятся в интернате, условно здоровы, тем не менее идет перестраховка».

«Я сам был в зараженной зоне. После посещения сожгли все мои личные вещи, деньги. Еле упросил не трогать технику, фотоаппарат, сотовый, который лежал в рюкзаке до конца полета. Их обработали хлором, другими жидкостями и отдали. Лично прошел термометрию, отмывку, получение новых вещей. Не пропустят ни одного человека, побывавшего в зоне заражения».

Также Равиль Сафарбеков пояснил причину произошедшего.

«Я не эксперт, но ученые говорят, что дикая жара оттаяла споры язвы. Когда я летал между очагами, видел ненецкие кладбища (ненцы по традиции выставляют гроб на поверхность земли, не закапывают). Так вот есть предположение, что захоронения под месячной жарой оттаяли. Еще есть версия, что оттаяли места падежа оленей от язвы в средние века. Тогда народу и оленей было мало, и они покидали гиблые места, оставляя трупы на месте. Деваться было некуда. Жара дала бацилле карт-бланш: она поселилась в оленях, убила и, возможно, через почву или мясо переселилась в людей».


Спасатели на Ямале заранее прошли вакцинацию и работают в специальной защитной одежде

Тем временем замруководителя Россельхознадзора раскритиковал действия властей Ямала по предотвращению вспышки сибирской язвы. Николай Власов заявил, что у оленеводов не было возможности сообщить о падеже, и ветеринарные врачи узнали о начавшейся эпизоотии сибирской язвы спустя пять недель после того, как она началась. Также Власов указал, что крупнейшая вспышка таит огромную опасность для будущих поколений, потому что вовремя утилизировать трупы оленей не получится.

То, что произошло на Ямале, - случай беспрецедентный. И главная ошибка властей - отсутствие поголовной вакцинации оленей.

В 2007 году в ямальской тундре была отменена вакцинация оленей от сибирской язвы. Ветеринарная служба Ямальского района сообщила: это связано было с тем, что вирус просто не способен выжить в условиях северного климата. Безопасность животных подтвердили тогда и ученые из Москвы...

МЕЖДУ ТЕМ

2 августа власти Ямало-Ненецкого автономного округа запретили вывозить мясо, рога и шкуры оленей из района, где произошла вспышка сибирской язвы. Региональное правительство уточнило, что забоя оленей в это время года на Ямале нет. А всех жителей региона призывают не покупать мясо на стихийных точках сбыта. На данный момент от вируса язвы погибло более 2300 животных, а в самом районе введен карантин.

Тем временем в одном из столичных магазинов, торгующих олениной, нам пояснили, что вне зависимости от ситуации в округе вся дичь, поступающая на сбыт, проходит ветеринарное освидетельствование дважды. Первый раз - еще на месте забоя.

Кроме того, приходящая к нам партия проходит проверку на ветеринарной станции, к которой мы прикреплены, - объяснили в магазине. - Там мясо проверяют на все вероятные вирусы. Или же к нам может поступать оленина, уже подвергнувшаяся термической обработке, а значит, обеззараженная. Но в любом случае последний раз мясо нам поставляли еще осенью. И после эпидемии привоза не было, и не знаем, когда будет.

У разных народов существует разная культура погребения покойников. Сказывается влияние истории народов, обычаи, религиозные воззрения и климат. Ненцы живут на Крайнем Севере России и занимающиеся оленеводством, ведут кочевой образ жизни.

Представления о загробном мире обусловили ход традиционного погребального обряда. Похороны проходили на следующий день после смерти.Умершего оставляли в той одежде, в которой он умер, затем тело оборачивали в кусок покрова чума и перевязывали веревками. Выносили покойного не через вход, а приподняв покров чума сбоку. На кладбище везли на мужских нартах мужчину, на женских - женщину. Следом шли нарты с вещами для умершего и досками для гроба. Кладбище хальмер прежде имело родовую принадлежность, располагаясь на возвышенности на территориях летних кочевий рода.

По прибытии на кладбище сооружали гроб, однотипный у всех ненцев. Он имел форму четырехугольного ящика из досок, скрепленных вертикальными и горизонтальными планками.Пара планок в головах покойника соединялась сверху поперечиной, на нее вешался колокольчик.Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает».

На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин.В гроб клали личные вещи умершего: топор, нож, миску с ложкой, трубку и т.п. Женщине клали скребок для шкур, швейные принадлежности, хозяйственную утварь.Все вещи предварительно портились, очевидно, чтобы привести их в соответствие с загробным миром, где все наоборот. После закрывания гроба рядом с могилой забивали оленей, на которых привезли умершего. Черепа оленей вешали на планки гроба, мясо ели сырым или варили тут же на костре. Раньше полагалось туши оленей оставлять у могилы нетронутыми, чтобы они полностью достались покойному. Рядом с гробом также оставляли опрокинутые нарты покойного.Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нем как о человеке. Нгытарма делали через 7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Нгытарма изготавливали из куска дерева либо без основы - только комплект меховой одежды. Этот обычай существует на Ямале до наших дней.Существовала у ненцев и своеобразная форма поминок (хальмерха хангуронта). Они устраивались весной, пока не распустились листья. На кладбище убивали оленя, варили мясо на костре и несколько минут не начинали трапезу - паром угощались умершие. В обряде участвовали все родственники, находящиеся в данный момент поблизости. И посвящался он всем родичам, похороненным на этом кладбище. Вызывали умерших, позванивая в колокольчики на перекладинах. Могилы ни в коем случае не поправлялись, не подновлялись, что означало бы вмешательство в загробную жизнь, а виновник этого должен умереть. Детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. На вопрос «почему умерших младенцев не зарывают в землю?» обычным ответом были слова «так надо» или «а как душа слабенького младенца из земли выберется?».Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев.




Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский - Хальмер-Седэ - в переводе означает «сопка мертвых». Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю, что в переводе означает «Река в долине смерти» . Вышеописанные традиции похорон относятся к советскому и пост советскому времени. Существуют и священные места захоронений. И чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов в случае вандализма со стороны пришлых.

Брошенные захоронения естественно обветшали и переставляют из себя кучу всяких предметов на одном небольшом участке, при незнании посторонние люди начинают собирать эти вещи, что является сильнейшим осквернением могилы, так как эти вещи служат и сейчас усопшему. Поскольку местное население знает о невежестве чужаков, то настоящие могилы скрываются. Были случаи расправы за осквернение, но такие вещи никогда не придаются широкой огласке.Среди кочевников не принято посещение кладбищ, однако, некоторые, по-своему воспринявшие русский православный обычай, совершают на кладбище поминки в 9-й и 40-й день. При этом на кладбище разжигают костер, кормят духов и ломают табак на могиле новопреставленного сородича.Умершего отправляли в последний Аргиш. И чем значимей был человек, тем длиннее у него был Аргиш. Считается что за вещами в Аргише необходимо следить и обновлять их, вот почему в них встречаются как современные вещи, так и вещи с времен усопшего. Что такое Аргиш?Аргиш- так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой нехитрый скарб: вещи, продукты и даже жилище - чум. Все то, без чего трудно или невозможно прожить в условиях тундры. Кочуют или каслают с помощью транспортных оленей, запряженных в различные типы нарт, и продолжается это не день и не год, а всю жизнь. И более широкое понятие – «аргиш», что в приблизительном переводе означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао».Аргиш – это весь жизненный путь северного кочевника, прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жизни, бок о бок с оленем. Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом – опять в бесконечный аргиш.

3.5 Обряд погребения

Смерть, духа смерти ненцы представляли очень большим, у него на теле чёрные волосы, и он выглядит как человек. Его жилище – подземный чум, и он собирает у себя умерших. Со смертью у человека начинается другая жизнь, но там всё наоборот. Похороны и поминки проводят к вечеру, так как земной день в Нижнем мире - это ночь, а ночь у них день. Обряд захоронения соверша

ется, пока на землю идут лучи солнца (жизни), потом придёт время тех, кто встречает покойника в подземном стойбище. Поэтому к вечеру заканчивается активная деятельность у людей в тундре. Детям нельзя играть в куклы, так как в это время играть начинают умершие дети. Считается, что в подземном мире очень холодно, вероятно связывалось это с тем, что под землёй вечная мерзлота. Поэтому умерших всегда одевают в тёплые зимние одежды. Покойника в полном одеянии кладут на его спальном месте в обратном направлении, ногами к стене. Покойнику предлагают его чайную чашку с чаем, льют чай ему на пальцы ног и на дверь. На месте захоронения голову умершего обращали на запад или восток. Ворожеев хоронили лицом в низ, чтоб он не пугал родственников; либо в гробу «провидца» просверливали около головы отверстие, чтобы он имел выход, и мог защитить близких. В похоронном обряде строго соблюдается направление восток – запад: восток – сторона живых, оттуда появляется день; запад – сторона мёртвых, закат солнца, туда уходит день. В руки умершего кладут кусок шкурки бобра или выдры, используемый в обряде очищения. Если в руках у него ничего нет, он может «взять» с собой чью-то душу. Жители Нижнего мира встречают покойного со словами: «Что ты нам принёс?», - и он отдаёт им предметы, вложенные в руки. Покойника одевают в лучшую одежду. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Глаза и сердце накрывают металлическими пластинами или лицо накрывают суконной маской с обозначенными бисером линиями лица. Считалось если этого не сделать, то умерший не найдёт, «не увидит» дрогу в загробный мир, и это может предвещать близкую смерть кого либо из родственников. Заворачивают покойника половиной покрытия для чума. Покойника, вынося не через дверь, где ходят живые люди, для этого приподнимают полог чума с другой стороны. В гроб кладут одежду и инструменты покойника. Вещи приводят в негодность – у острых предметов обламывают кончик, одежду режут, в рукавицу кладут спички, сера на них обжигается. Около гроба оставляют продырявленный котёл, перевёрнутую поломанную нарту. В поперечину гроба втыкают хорей, на поперечине вешают колокольчик, рядом оставляют стол с чашкой.

У ненцев известно, по крайней мере, пять способов отправления вещей за пределы Среднего мира:

1. Ломка (например, надкалывание сосуда, отрезание куска одежды, обламывания кончика стрелы или ножа).

2. Придание вещи неестественного положения (перевертывания сосуда вверх дном, оставление у могилы нарт вверх полозьями)

3. Зарывание в землю

4. Втыкание вещи в землю (ножа, копья, хорея др.)

5. Помещение на высоте (захоронение выкидышей)

Для достижения Нижнего мира покойный обеспечивается средством передвижения. Олени в упряжке «уходя за хозяином» (умертвляются); если похороны проводятся зимой, олени оставляются неразделанными – как идут в упряжке. Отправляется за хозяином и его собака, кроме ездовых оленей, забивается олень на угощение.

В похоронных ритуалах всячески подчёркивалось, что у живых и мёртвых разные пути, которые не должны совпадать. Когда провожают человека в иной мир нельзя молчать, надо разговаривать. Нельзя плакать у покойника будет болеть голова. Нельзя оборачиваться. Женщины в знак траура распускают волосы.

Когда люди возвращаются с могилы, то оленей не распрягают, пока каждый не подпалит огнём шерсть ездовых оленей на шее; люди тоже поджигают шерсть на своей одежде.

После погребения желательно, чтобы связи между покойником и его родственниками прекратились, такова особенность ненецкой традиции. Траур решает психологическую задачу, убивает у живых воспоминания о покойниках, смягчает боль утраты.

Заключение

Целью работы было исследование культуры ненецкого этноса. Сохранение и пропаганда традиционной культуры и искусства народов Севера – одна из ведущих тенденций в деятельности учреждений культуры округа. Формы работы, направленные на реализацию этой задачи, призваны способствовать углублению знаний и представлений об истории коренных народов Ямала, знакомству с их обычаями и традициями, с обрядами и праздниками, приобщению к истокам народной мудрости народов Севера.

Список литературы

1. Вениамин, архимандрит (Смирнов) «Самоеды мезенские» вестник географического общества 1855 г. Ч 14

2. Вербов Г.Д. «Ненецкие сказки и былины» Салехард 1937 г.

3. Хомич Л.В. «Традиционное воспитание детей у народов Севера» Ленинград 1988 г.

4. Хомич Л.В. «Ненцы очерки традиционной культуры» С. Петербург 1995 г.

5. Ядне Н.Н. «Я родом из тундры» Тюмень. 1995 г.

6. Турутина П.Г. «По тропам моих предков» Екатеринбург 2000 г.

Глассарий

Вайнута – один из сынов Нума положивший начало роду ненецкого народа

Варк - медведь

Вэсако – старик – мыс Болванский

Илебць – дикий олень

Илебям,пертя – несметное количество оленей

Инуцида – дух, лишающий человека разума

Мал,те Нга – мифическое существо, без рта и заднего прохода,

имеющее только обоняние.

Мандо,яра – песчаные сопки энцев

Мандо,Нева – голова энца

Мандо, седа – сопка энцев

Минлей – мифическая птица имеющая семь крыльев на каждом боку, сын Нума отвечающий за смену времён года, дня и ночи и т.д.

Мэдна - злой дух, людям и животным уродством

На – дух болезни и смерти

Накосники – украшение для волос женщин

Небя хэхэ – мать-дух

Нев,себе,э – голова сопка – род Ядне

Нешау - ненцы

Нув,падар – бумага Нума, подобие книги жизни у христиан

Нув,-то – Небесное Божье озеро

Нув,няны – верхний мир

Нум – небо и небесный Бог

Нэв,соты – Возвышенность голов, холм голов

Нядангы – рода Нядангы

Пыри,то – озеро Щучье

Пэ,мал хада – гора Минисей на Урале (Константинов камень)

Сармик – животные (в широком смысле слова)

Сидя-хэхэ,саля – двух идолов холм, остров Белый

Си, ив седа – Семь холмов

Сииртя – тундровые аборигены

Сотэ,я – род Яр

Сотэ я – мяд,пухуця хэбидя,я – священное место хозяйки чума

Сэро,Ирико – Белый дедушка

Сюхней,хэхэ,я – священное место Сюхней

Сябта,себе,э (холм Сябтый) – из рода Няруй

Сядей – идол изображающий духа

Тусиди,хэхэ,я – священное место Тусида

Ты – домашний олень

Тэри Намгэ – духи в образе разных подземных тварей

Хабча минрена – злой дух, приносящий болезни

хадако – бабушка (женское священное место)

Халэв,но – остров чаек.

Хансосяда – злой дух, уносящий разум

Хантей но – род Япто нэ

Харв,Под – лиственничная чаща, дорога в ней. Козьмин

Перелесок

Харючи – один из сынов Нума положивший начало роду ненецкого народа

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Библиография Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, Грачёва Г.Н. Погребальные сооружения ненцев устья Оби // Религиозные представления и обряды народов Сибири в ХIХ начала XX в. Л., Грачёва Г.Н. Народные названия, связанные с погребениями и погребальными сооружениями // Этническая история народов Азии. М., Грачёва Г.Н. Ненцы // Семейная обрядность народов Сибири (опыт сравнительного изучения). М., Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности. М., Кулемзин В.М. Обряды перевода из реального мира в потусторонний у народов Западной Сибири в ХVIII XX вв. Ненцы // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Мир реальный и потусторонний. Томск, Т. 2. Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев) / Пер. с нем. и публикация Н.В. Лукиной. Томск, Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Томск, Хомич Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М.; Л., Хомич Л.В. Представления ненцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., Хомич Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. СПб., Примечания Знаки при написании ненецких слов звонкий гортанный смычный глухой гортанный смычный нг заднеязычный звук Ю.Н. Квашнин ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ЗАХОРОНЕНИЙ СИБИРСКИХ ТУНДРОВЫХ НЕНЦЕВ Научные данные разных исследователей о погребальной обрядности сибирских тундровых ненцев дают обобщенное представление о видах традиционных ненецких захоронений. Из них следует, что кладбища у ненцев (нен. хальмер нгэсь) располагались на возвышенных местах, захоронения производились в наземных деревянных гробах-ящиках (нен. тин, пэмб) четырехугольной формы, скрепленных системой вертикальных и горизонтальных планок, значительно возвышающихся над гробом, к планкам в головах покойного прикреплялась горизонтальная 51

2 рейка, на которую подвешивался колокольчик. Имелись варианты захоронений: в половине лодки, в земле, детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. Раньше кладбища были родовыми [Хомич 1966: 219; Семейная 1980: ; Народы 2005: ]. В ходе экспедиционных исследований в Тазовском (, 1998), Ямальском (2001, 2004, 2005), Надымском (2002), Приуральском (2004) районах Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), а также в Усть-Енисейском районе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (ТАО) (2006) нами были выявлены некоторые локальные особенности традиционных ненецких захоронений. В просторечии ненцы часто называют гробы так же, как и самих покойников хальмеры. Отличаются типы гробов-хальмеров у ненцев северного и южного Ямала, в Надымском районе влияние на погребальную обрядность ненцев оказали коми-ижемцы, имеются варианты захоронений у восточных групп ненцев. Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в. [Шренк 1855: ], сколько, на наш взгляд, практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев. Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хетá притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский Хальмер-Седэ в переводе означает «сопка мертвых». По преданию, берег р. Таз весной подмывало водой и захоронения, находившиеся там, падали в реку [ПМА 1995, 2002, 2005, 2006]. Свидетельством былого существования у ненцев родовых кладбищ являются современные групповые семейные захоронения. Обычные кладбища близ национальных поселков никак не ограничены территориально и занимают довольно обширные пространства. То в одном, то в другом месте встречаются группы из двух-трех и более гробов-хальмеров, стоящих в ряд близко друг к другу, что указывает на захоронение здесь родственников. Подобные захоронения встречаются на Ямале, на Гыданском п-ове, в низовьях Енисея. О том, что женщину хоронили на кладбище ее рода [Хомич 1966: 218], нам слышать не приходилось. Подобное утверждение спорно, поскольку ненецкая женщина, выходя замуж, автоматически переходила в род мужа. 52

3 Иногда ненцы возят покойника какое-то время с собой при перекочевках, завернув в шкуры и уложив на нарты. На севере Ямальского и Тазовского районов, в зоне арктической тундры, причиной этому часто становится отсутствие материала для строительства гроба. Желание родственников похоронить умершего «на своей земле» [Вербов 1936: 64] играет сегодня второстепенную роль. Весной 1995 г. на фактории Танама нам повстречалась женщина из рода Ядне, которая связывалась по рации с дирекцией Гыданского рыбозавода и просила доставить ближайшим рейсом вертолета на факторию доски для гроба умершего мужа. Только после похорон она могла продолжить перекочевку со своей семьей и оленями на весенние пастбища [ПМА 1995]. Весной 1996 г. во время экспедиции по северу Тазовского п-ова нам довелось наблюдать, как семья антипаютинских ненцев Салиндер изготавливала гроб для умершей бабушки из старых половых досок. Хальмер устанавливали мужчины вдалеке от стойбища на возвышенном месте, со строительством не торопились, периодически возвращались в чумы, где поминали усопшую водкой [ПМА 1996]. Летом 2006 на р. Большая Хетá в Усть-Енисейском районе ТАО на заброшенном стойбище Пальчиных мы обнаружили два старых захоронения в земле, располагавшихся примерно в двухстах метрах от мест, где раньше стояли чумы [ПМА 2006]. Гробы-хальмеры у большинства обследованных нами групп ненцев представляют собой традиционные деревянные прямоугольные ящики, сделанные из оструганных досок и скрепленные деревянными рейками. К левой рейке в головах покойного часто привязывается шест-хорей, которым умерший при жизни управлял оленями, реже обычная длинная палка. Иногда хорей просто прислоняют к горизонтальной рейке. Отсутствие хорея на могиле может свидетельствовать о том, что умерший был рыбаком, а не оленеводом или проживал в поселке. На горизонтальных рейках за неимением колокольчиков ненцы часто подвешивают пустые консервные банки или другие звенящие металлические предметы. Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает» [ПМА 1996]. На некоторых хальмерах встречается суконное покрытие под крышкой гроба, иногда покрытие из листов рубероида. У всех групп ненцев, кочующих к северу и северо-востоку от Оби, крышки гроба плоские. На юге Ямала на кладбище у п. Панаевск практически на всех гробах 53

4 крышки имеют двускатную форму. Здесь возможно влияние северных приобских хантов, которые к середине XIX в. укоренились в низовьях Оби и частично вошли в родовой состав ненцев В Надымском районе под влиянием православных коми-ижемцев традиционные верования ненцев трансформировались. Например, сейчас здешние ненцы не устанавливают в чуме на противоположной от входа стороне вертикальный, считающийся священным, шест (нен. симсы), говорят, лишняя деталь. У редкой семьи имеются священные нарты, часто их заменяют небольшие деревянные ящички (нен. хэхэ-лабтэй), которые заворачивают в сукно и ставят на деревянные подставки позади чума. В некоторых чумах ныдинских оленеводов можно встретить старинные и современные православные иконы. Многие ненцы носят нательные кресты, знают молитвы. У всех ныдинских ненцев православные имена и отчества. На кладбище близ п. Ныда на берегу Обской губы рядом расположены старые ненецкие традиционные гробы-хальмеры и могилы с деревянной или металлической оградкой крещеных коми-ижемцев. На П-образных перекладинах некоторых хальмеров укреплены маленькие деревянные православные кресты, а в оградках часто встречаются установленные почти вертикально шесты-хореи. Табличек с фамилиями усопших на огражденных могилах почти нет, а на большинстве имеющихся буквы стерлись от времени, поэтому не всегда можно определить, кто похоронен в ограде коми-ижемец или крещеный ненец [ПМА 2002]. Рис. 1. Кладбище у п. Тухард (Усть-Енисейский р-н ТАО). 54

5 Хальмеры крещеных ненцев, кроме Надымского р-на, встречались нам на кладбищах у п. Панаевск на юге Ямала и у п. Тухард в низовьях Енисея. Кресты (величиной в рост человека) обычно устанавливаются в головах покойного. Иногда их просто кладут на хальмер. На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин. В низовьях Енисея встречаются ненецкие захоронения в земле. По мнению Л.В. Хомич, ненцы на Европейском севере, где было сильным русское влияние, часто хоронили покойников в земле, обычно летом, в тех местностях, где недостаточно древесины [Народы 2005: 464]. Особенностью енисейских захоронений является то, что они представляют собой традиционные деревянные, скрепленные системой планок гробы-хальмеры, только полностью или на 3/4 вкопанные в землю. Рис. 2. Захоронение семьи Лампай у р. Большая Хетá (Усть-Енисейский р-н ТАО) На всех обследованных нами кладбищах большинство хальмеров ориентированы головой на запад. Рядом с могилами оленеводов лежат перевернутые изломанные нарты, также ориентированные передней частью на запад. В разных количествах возле могил лежат кости жертвенных оленей и бутылки из-под водки. По рассказам енисейских ненцев, нельзя было хоронить в традиционных гробах только людей, умерших от эпидемий. Например, в устье р. Ёпояха, впадающей в р. Соленую (приток Енисея), находятся остат- 55

6 ки нескольких чумов, обитатели которых умерли когда-то от сибирской язвы. Говорят, они поели мяса зараженных оленей. Из всего стойбища остался в живых только один мальчик, который был в гостях в другом стойбище, он-то потом и рассказал о беде. Хоронить, как положено, покойников не стали, просто перерезали ремешки, связывающие основные шесты, и обрушили чумы [ПМА 2006]. В заключение необходимо сказать, что, несмотря на локальные особенности, способы захоронения умерших у разных групп сибирских тундровых ненцев продолжают оставаться в целом в рамках традиций. Библиография Народы Западной Сибири. Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., Семейная обрядность народов Сибири. М., Хомич Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М.; Л., Шренк А. Путешествие к северо-востоку Европейской России. СПб., Е.П. Мартынова УГОРСКО-САМОДИЙСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ НАДЫМСКИХ НЕНЦЕВ Истоки взаимодействия между самодийскими (ненецкими) и угорскими (хантыйскими) группами населения в бассейне р. Надым уходят в далекое прошлое. В составе надымских ненцев исследователи выделяют роды хантыйского (хаби еркар) и собственно ненецкого (хасово еркар) происхождения. В их традиционной культуре преобладают самодийские компоненты, что относится к таким элементам, как жилище, пища, большинство видов одежды, средства передвижения, свадебный, родильный обряды. Угорские (хантыйские) компоненты обнаруживаются в ритуально-культовой сфере, прежде всего в погребальном обряде. В основу данной работы положены полевые материалы автора, собранные в Надымском районе в августе 2001 г. и феврале 2002 г. Погребальный обряд ненцев описан в литературе довольно подробно [Шренк 1855; Грачёва 1971; Семейная обрядность народов Сибири 1980; Хомич 1977, 1995]. Полевые материалы по надымским ненцам позволяют выявить некоторые детали ритуала.


Ки нескольких чумов, обитатели которых умерли когда-то от сибирской язвы. Говорят, они поели мяса зараженных оленей. Из всего стойбища остался в живых только один мальчик, который был в гостях в другом

Г.П. Харючи ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ НЕНЦЕВ Похоронный обряд описан в трудах многих путешественников и исследователей конца ХVIII начала ХХ в. Но специальных работ по этой теме не было.

«Традиции и обычаи народа ханты» семья рода Негачи Актуальность Ямал - заповедный уголок земли, где удается сохранить на протяжении многих лет традиции и удивительно самобытную, во многом уникальную культуру

СТОЙБИЩЕ ХАНТОВ Выполнили: ученики 6 класса Белоусов Алексей Бойко Анатолий Мурзин Артем Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа "Сургутская школа с профессиональной

442 Родство, гендер и социальные отношения С. Е. Сэрпиво К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ НЕНЦЕВ Пространство является одной из универсальных категорий любой культуры. В исследуемой

Мостью энергоносителей и транспортных услуг, без чего ни одно хозяйство, ни одно предприятие района не сможет стать самоокупаемым. А потом помощь коренным жителям района будут оказывать лишь с обязательной

Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981. Религии народов современной России. М., 1999. Семейная обрядность народов Сибири. М., 1980. Штильмарк Ф. Таежные дали. М., 1976. Л.Р.

ЛУКИНА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА Доктор исторических наук ТИТУЛЬНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ 1. Сб.: Материалы по этнографии Сибири / Отв. ред. Н.В. Лукина (Совместно с Н.А. Томиловым). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972.

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Росинка" п. Пионерский" Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «В гостях у бабушки Ймъял-Паи» Подготовила:

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НЕНЦЕВ НАДЫМСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА (1930 г. начало XXI в.) 1 Е. А. Волжанина Представлена динамика численности ненцев Надымского района с момента его образования

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный

ОБРАЗОВАНИЕ В МЕСТАХ КОЧЕВИЙ НА ЯМАЛЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕСТАХ КОЧЕВИЙ НА ЯМАЛЕ Отличительной особенностью Ямало-Ненецкого автономного округа является то, что достаточно большое количество коренного населения

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

185 МАТЕРИАЛЫ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Юрий Квашнин, Александр Ткачев Культовое место на озере Нямбой-то 1 В августе 2013 г. в Тазовском районе Ямало- Ненецкого автономного округа (далее ЯНАО), в низовьях

Выступление делегата от народа ханты Сязи Антонины Макаровны на VII Всемирном конгрессе финно-угорских народов 15-17 июня 2016 года, Лахти Тема выступления: КОЧЕВЫЕ ШКОЛЫ В ТУНДРЕ И ИХ РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Смирнов Ю.А. Лабиринт: морфология преднамеренного погребения. М., 1997. Соболев В.И., Панфилов А.Н., Молодин В.И. Кротовский могильник Абрамово 11 в Центральной Барабе // Культурные и хозяйственные традиции

Цель: Знакомство с культурой малых народов севера. Формирование бережного отношения к традициям малых народов севера. Историческое название ХМАО Югра. Первое письменное сообщение об этой земле было записано

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

Г. Сургут МАУ СР «ИКНПЦ «Барсова Гора» Святилище Лук Эвэт ики (Глухариная Святая гора) расположено в пределах урочища Барсова Гора, территория которого является местом, почитаемым коренным населением с

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

Урок географии ЯНАО в 8 классе. Тема: Нижнеобский экономический район Цели урока: Обучающие: познакомить учащихся с особенностями ЭГП, природными условиями и ресурсами; научиться выявлять закономерные

Праздники коренных народов Севера «Медвежий праздник» «День Обласа» «День оленевода» Праздник коренных народов Севера «Вороний день» С 2012 года в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа

Е. П. Мартынова. Представления о богатстве у ненцев Ямала 161 Е. П. Мартынова ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОГАТСТВЕ У НЕНЦЕВ ЯМАЛА Основой для написания работы послужили полевые материалы автора, собранные в 2008,

44 Этнографическое обозрение 3, 2010 ЭО, 2010 г., 3 Г.П. Харючи НЕНЕЦКАЯ ЖЕНЩИНА В НАУКЕ: К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИССЛЕДОВАНИЯ САКРАЛЬНОЙ СФЕРЫ Ключевые слова: традиционное общество, тендерный аспект

Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ Департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования» УТВЕРЖДЕНА

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБВИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ В СОСТАВЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 10.03.2015 г. с.обвинск N 17 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОПРОСАМ ПОГРЕБЕНИЯ

Юлбаева Ирина Васильевна преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 г. Надыма», Приешкина Алена Николаевна

ПОЛОЖЕНИЕ об Окружной дистанционной викторине среди обучающихся общеобразовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа 1. Общие положения 1.1. Окружная дистанционная викторина «Ямал наш дом»

1 Документ 7 В.И. Васильев ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ТЮМЕНСКОй ОБЛАСТИ (на материалах Шурышкарского района) Материалы серии отражают точку

Обеспечение равного доступа детей из числа коренных малочисленных народов Севера к качественному образованию посредством введения кочевой формы образования Сидорова Ирина Кенсориновна, советник Губернатора

ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Годы Городское и сельское, человек городское в том числе сельское В общей численности населения, процентов городское сельское 1959 по

ОЛЕНЕВОДСТВО В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ Аннотация. В данной статье проведен анализ современного состояния тундрового типа оленеводства, показана оленеемкость пастбищ,приведены

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985. Шевкомуд И.Я. Керамика начального неолита Приамурья // Россия и АТР. Владивосток, 1998. Шимкевич П. Обычаи, поверья и предания гольдов

Л. А. Лар. Погребальные обряды ненцев в XVIII начале XX в. 89 Л. А. Лар ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЕРТИ И ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ НЕНЦЕВ В XVIII НАЧАЛЕ XX в. Описываются обрядовые ритуалы ненцев, связанные с похоронно-поминальным

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ Сборник материалов X Международной молодежной научной

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА РАСПОРЯЖЕНИЕ 21 апреля 2016 г. 308-РП Об установлении запрета весенней охоты на водоплавающую дичь в определённых общедоступных охотничьих угодьях на территории

КАРАР РЕШЕНИЕ «28» октябрь 2016 й. 20-2 «28» октября 2016 г Об утверждении Правил содержания мест погребения и деятельности общественных кладбищ сельского поселения муниципального района Благовещенский

АДМИНИСТРАЦИЯ КИИКСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 23.12.2014 70 с. Киик Об утверждении перечня услуг по погребению умерших на территории Киикского сельсовета Тогучинского

Домодедовское кладбище список захороненийdoc >>>

Домодедовское кладбище список захороненийdoc >>> Домодедовское кладбище список захороненийdoc Домодедовское кладбище список захороненийdoc На пасхальной неделе и в организуется несколько дополнительных

Задачи: 1. Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию с учетом принципа краеведения. 2. Формировать основные понятия о быте, культуре коренных народов Севера. 3. Расширять представления

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 46 «Кот в сапогах» Коррекционный час в группе старшего дошкольного возраста 2 Воспитатель: высшей квалификационной

Чурима Ю. А. СЛЕПЦОВ белого шамана У северных народов почитание солнца, дарующего жизнь, занимает особое место. Встречая его, шаман бьет в бубен, окропляет землю кумысом Дорога шамана не обрывается с окончанием

ПРЕДИСЛОВИЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ СИБИРИ Тема исследования социальных отношений является многогранной, но многие аспекты данного направления на сибирском материале

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко» Методические рекомендации по работе с детьми КМНС, посещающих МДОУ «Солнышко», проживающих в АИСТ МОУ с. Аксарка, родители которых ведут кочевой

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ НИКОЛЬНИКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА РЫЛЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 15 декабря 2014г. 170 Об утверждении тарифов на ритуальные услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню

НАСЛЕДИЕ Объекты культурного наследия священного озера Нумто Материал подготовлен управлением по государственной охране и использованию объектов культурного наследия департамента культуры Ямало-Ненецкого

Приложение 1 Утверждено постановлением администрации города Кировска от Положение об организации похоронного дела на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией 1.

ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОВЛИЯНИЯ Рассмотриваются особенности национального костюма народов Крайнего Севера (ненцев и ханты) как феномена

Департамент образования Администрации МО г. Салехард Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» «РАССМОТРЕНО» протокол 5_от _29.05.2015г. заседания ШМО

Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVII XX вв. М., 1989. Тхайцухов М.С. К вопросу об этнических связях абазин с адыгами

Природа Красноярского края. Географическое положение Красноярского края. Красноярский Край занимает центральное географическое положение в России и простирается от Северного Ледовитого океана до южных

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

ИСТОРИЯ НАУКИ. Судьбы Ю.А. СЛЕПЦОВ 94 У северных народов почитание солнца, дарующего жизнь, занимает особое место. Встречая его, шаман бьет в бубен, окропляет землю кумысом Ключевые слова: погребение,

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ БЕРЕЗНИКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА РЫЛЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 01 февраля 2018 г. 122 Об утверждении тарифов на ритуальные услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню

УДК 009 Е. А. Огородникова г.санкт-петербург, Россия СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ НЕНЦЕВ В XXI ВЕКЕ Аннотация. Рассматривается проблема сохранения языка и культуры ненцев и возможные пути ее решения. Показаны главные

МДОАУ д/с «Улыбка» г.пыть-ях Презентация на тему: «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Воспитатель: Алексеева Лариса Николаевна Наша Родина-Россия Наша Родина

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ АЛЕКСЕЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ГЛУШКОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ от «Л?_» 2017 г. */3 «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню

Контактное лицо от Управления по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета г.казани Сахабиев Ильдар Рафаилевич главный специалист отдела правовой работы, контроля и разрешений, тел. 264-65-03

Лоция реки дон >>> Лоция реки дон Лоция реки дон Вот что помню из рассказов бабушки: дедушка моего дедушки в этом месте построил плотину и мельницу. После пересечения с железной дорогой река, похоже, течет

Ò.Â. Ãîëüöîâà, Ë.Ï. Îñèïîâà Äèíàìèêà áðà íîé ñòðóêòóðû íãàíàñàí Òàéìûðà â XVIII XX ââ. (Èçìåíåíèå ðàçíîîáðàçèÿ ãåíåàëîãè åñêèõ ëèíèé â ñâÿçè ñ ïðîáëåìîé ðåêîíñòðóêöèè èñòîðè åñêè ñëîæèâøåãîñÿ ãåíîôîíäà

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА 2» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей истории и обществознания протокол 1 от 28.08.2016 УТВЕРЖДЕНО приказом ОУ 387 от 31.08.2016 на заседании

Библиография Березницкий С.В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов Амуро-Сахалинского региона. Владивосток, 2003. Гаер Е.А. Древние бытовые обряды нанайцев. Хабаровск, 1991. Гаер

Бобрецова Екатерина Григорьевна воспитатель МБДОУ «Д/С 62» г. Нарьян-Мар, НАО Конспект занятия «Оленеводство» Аннотация: приведенное автором статьи занятие знакомит детей с профессиями коренных жителей

Проект АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ «Об определении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, оказываемых на территории муниципального

Выполнили: Назарова Марина Трифанова Юлия Цели: Доказать что русалки существуют, узнать о них побольше. Задачи: Создание и проведение анкетирования; Собрание информации и написание проекта. Гипотеза

Загрузка...