crimea-fun.ru

Главный режиссер большого театра. Большой театр не продлит контракт с худруком балетной труппы сергеем филиным

ТАСС-ДОСЬЕ /Павел Дурягин/. С момента распада СССР балетную труппу Государственного академического Большого театра (ГАБТ) возглавляли девять человек. 30 июля 2015 г. генеральный директор ГАБТ Владимир Урин сообщил, что контракт с действующим руководителем труппы Сергеем Филиным, истекающий в марте 2016 г., не будет продлен. С 2016 г. должность художественного руководителя будет упразднена, вместо нее будет учрежден пост директора балетной труппы.

Юрий Николаевич Григорович (род. 1927) руководил балетной труппой Большого театра в 1964-1995 гг. (до 1988 г. должность называлась "главный балетмейстер"). Народный артист СССР (1973). Был солистом Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, там же работал балетмейстером в 1961-1964 гг. На сцене Большого театра поставил 8 оригинальных балетов, а также 7 редакций классических. С 2008 г. - штатный хореограф балетной труппы ГАБТ.

Вячеслав Михайлович Гордеев (род. 1948) занимал пост руководителя балетной труппы в 1995-1997 гг. Народный артист СССР (1984). Танцевал в составе труппы ГАБТ в 1968-1989 гг. На посту руководителя балетной труппы Большого театра, возобновил балет "Ромео и Джульетта" в постановке Леонида Лавровского; поставил одноактный балет "Последнее танго" на музыку Астора Пьяццоллы. С 2008 г. (а также в 1984-1995 и 1997-2007 гг.) - художественный руководитель Московского государственного областного театра "Русский балет".

Александр Юрьевич Богатырев (1949-1998) был исполняющим обязанности художественного руководителя Большого театра в 1997-1998 гг. Народный артист РСФСР (1981). В 1969-1989 - солист Большого театра. С 1986 г. преподавал в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (ныне - Российский университет театрального искусства - ГИТИС), а также за рубежом. В 1995-197 гг. был управляющим балетной труппой ГАБТ.

Алексей Николаевич Фадеечев /род. 1960/ занимал пост художественного руководителя балетной труппы Большого театра в 1998-2000 гг. Осуществил в ГАБТ постановку балета "Дон Кихот" в собственной редакции. Заслуженный артист РСФСР (1987). В труппе Большого театра выступал с 1978 г. до 1990-х гг.

Борис Борисович Акимов /род. 1946/ был художественным руководителем балетной труппы Большого театра в 2000-2003 гг. Народный артист СССР (1989). Выступал в Большом театре в 1965-1989 гг. С 1989 г. - педагог-балетмейстер. В 2013 г. стал председателем художественного совета балетной труппы ГАБТ, ныне - заместитель председателя худсовета.

Алексей Осипович Ратманский /род. 1968/ занимал пост художественного руководителя балета Большого театра в 2004-2009 гг. Заслуженный артист Украины (1993). Поставил в ГАБТ балеты "Светлый ручей" и "Болт" Дмитрия Шостаковича, "Игра в карты" Игоря Стравинского и др. В разное время был солистом Национального академического театра оперы и балета Украины им. Тараса Шевченко, Королевского Виннипегского балета (Канада) и Королевского датского балета. С 2009 г. - хореограф Американского театра балета.

Юрий Петрович Бурлака (род. 1968) был художественным руководителем балетной труппы Большого театра в 2009-2011 гг. Заслуженный артист России. С 1986 г. был ведущим солистом Московского государственного областного театра "Русский балет". В Большом театре осуществил постановки балетов в хореографии Мариуса Петипа: "Корсар" Адольфа Адана (совместно с Алексеем Ратманским; 2007), "Эсмеральда" Цезаря Пуни (совместно с Василием Медведевым; 2009) и др. С 2003 г. преподает в Московской государственной академии хореографии.

Сергей Юрьевич Филин (род. 1970) занимает пост художественного руководителя балетной труппы Большого театра с 2011 г. Народный артист России (2001). Солист ГАБТ в 1988-2008 гг. В 2008-2011 гг. был художественным руководителем балета Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича- Данченко.

Галина Олеговна Степаненко (род. 1966) исполняла обязанности художественного руководителя балетной труппы в 2013 г., пока Сергей Филин находился на лечении после совершенного на него 17 января 2013 г. нападения. Народная артистка России (1996). Выступала в ансамбле "Московский классический балет", труппах театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и Большого театра. С 2013 г. - заведующая балетной труппой ГАБТ.

По словам Урина, у него нет претензий к руководившему балетной труппой Большого с 2011 года Филину, а его работу он оценивает положительно.

В сообщении на сайте театра говорится, что Филин будет отвечать за выпуски новых постановок, вопросы текущей жизни балетной труппы театра и ее гастроли практически весь будущий сезон. Кроме того, Урин предложил ему продолжить сотрудничество с Большим, но в каком качестве - станет известно, когда и если Филин примет предложение.

Филин и Большой

Сергей Филин в 37 лет, в 2007-м, завершил карьеру танцовщика и пришел в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (который тогда возглавлял Урин) — худруком балетной труппы. Через три года, за которые он успел пригласить в Музтеатр хореографов Начо Дуато, Йорма Эло, Филин перешел в Большой.

Вернее, вернулся - именно туда он поступил в 1988-м, там быстро стал премьером труппы, там танцевал партии Зигфрида и Щелкунчика и получал престижные балетные премии - «Бенуа де ла данс» и «Золотую маску».

И, возможно, именно поэтому он легко принял приглашение тогдашнего гендиректора Большого . В ГАБТе он снова проводит ту же политику в отношении балета, которая стала его визитной карточкой в Музыкальном театре - приглашает ставить балеты Ролана Пети, сотрудничает с , который восстановил на Исторической сцене два своих спектакля.

«Кислотная атака»

В январе 2013 года Филину в лицо плеснули кислотой, повредив глаза. Он долго лечился за границей, но операции помогали слабо - на публике худрук появлялся в темных очках. В организации нападения был обвинен солист Большого Павел Дмитриченко; в марте 2014 года суд признал его виновным и приговорил к 5,5 года .

К этому времени Урин снова стал начальником - он сменил Иксанова на посту гендиректора в июле 2013-го.

Уже в начале нового сезона 2013-2014 годов шла речь о досрочном расторжении контракта с Филиным. Тогда, после назначения, Урин принял несколько, возможно, спорных кадровых решений. В сентябре Большой расстался с руководителем отдела по перспективному творческому планированию , а в декабре, за полмесяца до премьеры оперы Верди «Дон Карлос», ушел и главный дирижер .

Но в сентябре Филин специально прилетел из немецкой клиники, чтобы вместе с Уриным на сборе труппы объявить о планах театра, а потом разговоры о его досрочной отставке утихли - хотя никогда не прекращались окончательно.

Замены пока нет

О том, кто возглавит балет Большого, в театре пообещали объявить в сентябре этого года, после традиционного сбора труппы в начале сезона. Владимир Урин рассказал ТАСС, что собирается вообще ликвидировать должность худрука балета после завершения контракта Филина.

«Будет учреждена должность директора балетной труппы ГАБТа, аналогом которой является должность артистического директора в других оперных и балетных домах мира», — отметил Урин.

По его словам, это больше менеджерская, а не творческая должность - директор балета будет формировать труппу, отслеживать график подготовки спектаклей и гастролей.

Планы на будущее

Расставание, очевидно, оказалось достаточно мирным. Филин заявил, что у него нет причин обижаться на руководство Большого - о будущем завершении контракта его предупредили даже сильно заранее, чем положено по закону. Непродление контракта Филин считает нормальной и справедливой практикой. Урин и Филин также отказались как-то комментировать сложившуюся ситуацию.

Кроме того, Урин выразил надежду, что летние гастроли в Лондоне в 2016 году также пройдут при участии Филина.

Сам худрук в июне этого года перенес 34-ю операцию на глазах. 22 июля в Большом состоялась премьера балета «Герой нашего времени» - одна из задумок Филина, которая должна была выйти к 200-летию Лермонтова. Кроме того, он собирается помочь фигуристу с подготовкой новых программ, а также будет одним из тренеров на конкурсе «Большой балет» телеканала «Культура», премьера которого запланирована на осень 2015-го.

Контракт высокопоставленного чиновника прерван досрочно. Его преемником станет Владимир Урин

Гендиректор Большого театр Анатолий Иксанов оставляет свой пост досрочно. Согласно контракту, его полномочия истекали в 2014 году.

Преемником г-на Иксанова станет гендиректор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин.

Анатолий Иксанов стал гендиректором Большого театра в 2000 году, сменив на этом посту народного артиста СССР Владимира Васильева.
http://izvestia.ru

Анатолий Иксанов последовал за Николаем Цискаридзе

За девять летних дней Большой театр лишился самого известного артиста и генерального директора


9 июля в 10 часов утра будет сделано официальное объявление о смене руководителя главного театра страны: Анатолий Иксанов уступит пост генерального директора Большого театра Владимиру Урину. Об этом сообщают источники «Известий» в театральных кругах.

Четвертый контракт господина Иксанова будет прекращен досрочно: согласно документу, срок полномочий действующего директора истекает лишь в конце 2014 года.

По сведениям «Известий», Министерство культуры вело переговоры как минимум с двумя кандидатами на пост главы Большого: директором Мариинского театра Валерием Гергиевым и директором Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимиром Уриным.

По информации «Известий», г-н Гергиев согласился бы возглавить Большой, но на условиях объединенной дирекции: покидать Мариинку маэстро не собирался.

Перспектива вернуться к структуре Императорских театров не вдохновила учредителя, и Минкультуры обратило взоры на Большую Дмитровку, где руководил Владимир Урин. Последний дал согласие возглавить ГАБТ. Новым директором театра Станиславского станет первый заместитель г-на Урина, дирижер Ара Карапетян.

Анатолий Геннадьевич Иксанов (настоящие имя и отчество Тахир Гадельзянович) руководил ГАБТом 13 лет. Театровед по образованию, он начал карьеру в качестве главного администратора ленинградского Малого театра. Спустя год перешел на ту же должность в Большой драматический, а в 1996 году дослужился до директорского кресла БДТ. В 1998-м по приглашению своего близкого друга Михаила Швыдкого пришел на телеканал «Культура», где трудился заместителем гендиректора. 1 сентября 2000 года г-н Иксанов возглавил ГАБТ.

Его приход совпал с молниеносным увольнением предшественника - Владимира Васильева. Народный артист СССР узнал о своем уходе из радиосообщения. Представляя Анатолия Иксанова труппе, тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой заявил, что отныне театром будут руководить эффективные менеджеры.

Иксановский период в истории Большого театра останется временем больших административных свершений и оглушительных скандалов. В годы его правления ГАБТ открыл новую сцену и произвел тотальную реконструкцию исторического здания.

Полезными нововведениями г-на Иксанова стали хореографические «воркшопы», молодежная оперная программа, мощный попечительский совет, трансляции спектаклей Большого в кинотеатрах, а также сотрудничество театра с такими знаковыми фигурами современного искусства, как Алексей Ратманский, Дмитрий Черняков, Леонид Десятников.

Одновременно происходил разгул спекуляций на билетах, превращавший ГАБТ в театр для «выгуливания шуб»: на открытие исторической сцены в октябре 2011 года предлагались билеты по 2 млн рублей.

Громкие расставания с неугодными солистами - зачастую весьма скандальными персонами - продолжались в течение всего срока иксановского правления. Начиная с неформатных Николая Баскова и Анастасии Волочковой и заканчивая непокорными Русланом Прониным и Николаем Цискаридзе, многие жертвы кадровых решений г-н Иксанова обеспечивали ГАБТу мощные волны негатива в информационном пространстве.

Тревожный звонок для гендиректора прозвучал в 2011 году, когда случился порноскандал с участием управляющего балетной труппой Геннадия Янина. Г-н Янин подал в отставку, но административного расследования на предмет попадания в сеть его сомнительных снимков проведено не было.

Напряжение в труппе выплеснулось наружу - в прямом и переносном смысле - в январе 2013 года, когда худрук балетной труппы Сергей Филин подвергся кислотной атаке. Это преступление нанесло грандиозный урон международной репутации Большого театра, несравнимый даже с ущербом от финансовых нарушений, допущенных при реконструкции исторической сцены.

С ноября 2012 года главным оппонентом г-на Иксанова, а заодно и претендентом на его пост, стал премьер Большого балета Николай Цискаридзе. Через несколько дней после того, как двенадцать мэтров русского искусства попросили президента страны отдать директорское кресло г-ну Цискаридзе, правительство досрочно и демонстративно продлило контракт с г-ном Иксановым - но не на пять лет, как было в 2000-е, а лишь на два.

Публичные пикировки Иксанова и Цискаридзе, обострившиеся после нападения на г-на Филина, продолжались до последнего времени. 30 июня самый известный танцовщик Большого театра был уволен из труппы. По иронии судьбы, победитель «пережил» проигравшего лишь на девять дней.

При всей неизбежности смены одиозного директора, труппа восприняла отставку г-на Иксанова как неожиданность, что подтвердили «Известиям» руководители творческих служб - управляющая оперной труппой Маквала Касрашвили и глава балетного худсовета Борис Акимов.

По словам г-на Акимова, его удивила «несвоевременность кадрового решения»: труппа лишилась гендиректора накануне статусных гастролей балета в Лондоне и важной премьеры - балета «Онегин».

Возможно, последней каплей в чаше терпения учредителя стал скандал с назначением составов в упомянутый балет, в результате которого от участия в спектакле демонстративно отказалось «лицо» Большого театра - прима Светлана Захарова.

У Владимира Урина, руководившего театром Станиславского с 1995 года, как и у г-на Иксанова, есть опыт проведения масштабной реконструкции, который, впрочем, Большому уже вряд ли пригодится. Более важную роль в выборе его кандидатуры могли сыграть образцовые спокойствие и мир в доверенном г-ну Урину коллективе: местные внутритеатральные конфликты практически не проникают во внешний мир.

В последнее время «Стасик» фактически является донором Большого театра. В 2011 году он подарил ГАБТу худрука балета Сергея Филина. Г-н Филин увел за собою премьеров Кристину Кретову, Семена Чудина и Марию Семеняченко. Теперь настал черед главного пожертвования в лице генерального директора.

В начале 2012 года в разговоре с «Известиями» Владимир Урин категорически отверг для себя возможность возглавить ГАБТ.

Если бы предложили лет 15 назад, я бы подумал, поразмышлял. Как и для артиста, которого приглашают в Большой театр, это некоторый знак отношения к тебе как к профессионалу. Но сегодня бы сразу отказался. У меня самого прекрасное дело. И пока меня отсюда не выгонят, хотел бы заниматься этим домом, - заверил г-н Урин.

Судя по тому, что такой позиции глава «Стасика» стойко придерживался на протяжении долгого времени, Министерство культуры нашло весьма серьезные аргументы, чтобы убедить его переехать с Большой Дмитровки на Театральную площадь.

В последние месяцы многие эксперты сходились на том, что г-н Урин - едва ли не единственная фигура в отечественном театральном мире, способная справиться с таким сложным и больным организмом, как Большой театр. В этом смысле ни у Минкульта, ни у г-на Урина практически не было выбора.

Гендиректором ГАБТ вместо Иксанова стал Владимир Урин

Ранее Владимир Урин руководил Московским академическим музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Предыдущий гендиректор ГАБТ Анатолий Иксанов возглавлял Большой театр почти 13 лет.

© РИА Новости. Максим Блинов
МОСКВА, 9 июл - РИА Новости. Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов отправлен в отставку, этот пост займет Владимир Урин, руководивший Московским академическим музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, сообщил во вторник на встрече руководителей творческих групп ГАБТ министр культуры РФ Владимир Мединский.

"Анатолий Геннадьевич работал в ГАБТ 13 лет, он много сделал: завершена реконструкция, открыта новая сцена. Но все прекрасно понимают, что человеческие силы имеют предел. Непростая ситуация говорит о том, что театр нуждается в обновлении. Решение не является спонтанным. Оно укладывается в концепцию развития министерства культуры. Кандидатуру Урина представлять не нужно", - сказал на встрече Мединский.

Сообщается, что Иксанов получил в министерстве культуры пост советника министра по театральному делу.

"Кандидатура Урина была поддержана всем театральным миром, всеми областями театрального искусства. И это вселяет надежду. Надеюсь, труппа примет нового руководителя. Хотелось бы выразить благодарность Иксанову за 13 лет в театре - время серьезных достижений", - добавила зампред правительства Ольга Голодец.
© РИА Новости. Григорий Сысоев

Сам Владимир Урин заявил на собрании руководителей творческих коллективов ГАБТ, что не планирует революционных действий в театре и рассчитывает на помощь и поддержку коллектива.

На пост гендиректора ГАБТ, помимо Урина, рассматривались еще две кандидатуры - члены попечительского совета ГАБТ Александр Будберг и Михаил Швыдкой.

Чем известен Владимир Урин

Урин начал свою театральную деятельность в 1973 году, став директором ТЮЗа города Киров. В 1981 году он переехал в Москву, где возглавил Кабинет детских и кукольных театров ВТО (ныне - Союз театральных деятелей России). Уриным была задумана и реализована идея учреждения национальной профессиональной премии в области театра "Золотая Маска". В 1995 года Урин стал генеральным директором Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Под его руководством разработана и воплощена в жизнь идея кардинальной реконструкции здания театра.

Что пережил Музтеатр Станиславского под руководством Урина

Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко редко давал поводы для обсуждения вопросов, не связанных с творчеством. Такими поводами стали два пожара в 2003 и 2005 годах, в результате которых театр практически полностью выгорел (второй пожар произошел уже в процессе реставрационных работ и задержал запланированное открытие театра). Еще одна мрачная история случилась в 2004 году, когда при невыясненных обстоятельствах пропал главный балетмейстер театра Дмитрий Брянцев. 31 марта 2005 года в Праге был обнаружен его труп. Наконец, скандал сопровождал постановку оперы Бриттена "Сон в летнюю ночь" летом 2012 года. Постановщиков обвинили в педофилии и пропаганде наркотиков , однако ни одно из этих обвинений не подтвердилось, а в итоге постановка "Сна" получила премию "Золотая Маска" в номинации "Лучший спектакль в опере".

Чем запомнился Анатолий Иксанов

Иксанов окончил театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии в 1977 году. С 1978 по 1998 год работал в БДТ (с 1996 года - директор). 1 сентября 2000 года распоряжением правительства РФ назначен генеральным директором Государственного академического Большого театра.

Как существовал Большой театр под руководством Иксанова

© РИА Новости, Инфографика. Павел Караулов/Владимир Терентьев/Александр Волков/Григорий Сысоев/Илья Каныгин

При новом директоре в 2002 году состоялось открытие Новой сцены, тем самым была создана возможность для закрытия на ремонт основной сцены. Реконструкция исторического здания началась летом 2005 года, завершить ее планировалось в 2008 году, однако здание открылось лишь в октябре 2011 года. По данным Счетной палаты, за период реконструкции Большого театра ее стоимость выросла в 16 раз.

С жесткой публичной критикой результатов реконструкции осенью 2011 года выступил премьер балетной труппы Николай Цискаридзе. В июне нынешнего года Цискаридзе со скандалом покинул театр - ГАБТ не стал продлевать с ним контракты танцовщика и педагога.
© РИА Новости. Максим Блинов
Конфликт между Николаем Цискаридзе и Большим театром

Чем запомнился ГАБТ за время руководства Иксанова

Тринадцать неполных лет, в течение которых Иксанов занимал должность генерального директора, были отмечены большим количеством скандалов и происшествий. Резонанс получило увольнение Анастасии Волочковой в 2003 году. Формальным поводом для увольнения стало то, что "балерина не соответствует требованиям физической формы и ей невозможно подобрать партнера". Волочкова потребовала от директора Большого театра возместить ей моральный ущерб на сумму 30 миллионов рублей, однако ее иск был отклонен.

В марте 2011 года в центре скандала оказался управляющий балетной труппой театра Геннадий Янин. В интернете были выложены порочащие его фотографии порнографического содержания. Почтовая рассылка была сделана на 3848 адресов по всему миру, в том числе в крупнейшие газетные издания и на телеканалы. Янин написал заявление об увольнении.

Осенью 2011 года разразился скандал из-за спекулянтов, перепродающих билеты по многократно завышенным ценам. Как рассказали в пресс-службе ГАБТ, самый дорогой билет в Большой театр стоит три тысячи рублей, в то время как после накрутки его стоимость увеличивается более чем в семь раз. В результате Большой театр ввел продажу билетов по паспортам.

При Иксанове на худрука балета Филина в январе этого года было совершено покушение, вскрывшее серьезные внутренние конфликты внутри Большого театра (главным подозреваемым по этому делу остается ведущий солист ГАБТа Павел Дмитриченко).

Как в ГАБТ встретили известие об отставке Иксанова

Исполняющая обязанности худрука балетной труппы Большого театра Галина Степаненко: "Для меня смена руководства была очень неожиданной, очень внезапной - как это, не закончив сезон! Пока не знаю, как к этому относиться".

"Новый директор будет самоубийцей, если вернет Николая Цискаридзе в театр"

Зампред Попечительского совета Большого театра Михаил Швыдкой: "С моей точки зрения Иксанов - самый опытный театральный директор. Владимир Урин тоже человек с большим театральным опытом, ему повезло, он получает Большой в хорошем состоянии. Те публичные скандалы, которые были во многом спровоцированы прессой, к реальной жизни театра не имеют отношения. Большой - устойчивая организация, обладающая большими творческими возможностями. Новый директор будет самоубийцей, если вернет Николая Цискаридзе в театр, а за Уриным страсти к суициду я не замечал".

Об увольнении Филина стало известно в июле прошлого года. Тогда генеральный директор ГАБТа Владимир Урин заявил, что не будет продлевать контракт с Филиным. Объяснение этому он дал весьма туманное: "Непродление контракта с Филиным связано с делами внутренней жизни театра". Однако расставаться с Филиным насовсем Урин не собирался и тогда заявил, что предложит экс-худруку балета другую должность. Как стало известно позже, Филин будет возглавлять мастерскую молодых хореографов.

ПО ТЕМЕ

"Вопрос сегодня с молодыми хореографами стоит очень остро, и поэтому мы давно задумали создать молодежную хореографическую программу, такую же, как у нас уже существует и довольно успешно работает оперная. Мастерская молодых хореографов даст возможность проявить себя начинающим талантливым хореографам и солистам", – объяснил Урин.

Впрочем, замены Филину на посту худрука балета Большого театра не будет – с 18 марта 2016 года эта должность прекратит свое существование. Вместо него будет учреждена должность директора балетной труппы ГАБТа , аналогом которой является должность артистического директора в других оперных и балетных домах мира. Ее займет артист и хореограф, балетмейстер Ла Скала Махарбек Вазиев.

Сергей Филин занял должность художественного руководителя балетной труппы Большого театра в марте 2011 года. В январе 2013 года на Филина было совершено нападение – ему плеснули кислотой в лицо. Артист был госпитализирован с ожогами лица и глаз и перенес несколько десятков операций.

Загрузка...