crimea-fun.ru

Георгий Ансимов: Всю сознательную жизнь я провел среди гонений. Умер народный артист ссср георгий ансимов В чем же заключается это новое осмысление

Георгий Павлович Ансимов (1922-2015) - советский российский театральный режиссёр оперы и оперетты, актёр, педагог, публицист. Народный артист СССР (1986).

Биография

Родился 3 июня 1922 года в станице Ладожской (ныне Усть-Лабинский район Краснодарский край) в семье священника.

В 1925 году, после закрытия храма, где служил отец, переехал с родителями в Москву. В 1937 году, после ареста и расстрела отца, работал на заводе.

В 1939 года поступил в школу при Театре имени Е. Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина).

С начала войны направлен в ополчение: рыл окопы на Можайском направлении, выступал в воинских частях, в госпиталях.

После войны - актёр в Московском театре Сатиры.

В 1955 году окончил факультет музыкального театра ГИТИСа (ныне Российский университет театрального искусства - ГИТИС) (мастерская Б. А. Покровского).

В 1955-1964, 1980-1990 - оперный режиссёр, в 1995-2000 годах - руководитель режиссёрской группы Большого театра.

В 1964-1975 годах - главный режиссёр и художественный руководитель Московского театра оперетты.

Ставил оперы в театрах Алма-Аты, Казани, Праги, Дрездена, Вены, Брно, Таллина, Каунаса, Братиславы, Хельсинки, Гётеборга, Пекина, Шанхая, Сеула, Анкары.

Всего за свою творческую жизнь поставил более ста спектаклей.

С 1954 года преподавал в ГИТИСе (с 1971 - художественный руководитель мастерской, с 1974 - профессор, с 1984 по 2003 - заведующий кафедрой музыкального театра).

Был членом Патриаршего совета по культуре Московского Патриархата

Семья

  • Отец - Павел Георгиевич Ансимов (1891-1937), протоиерей Русской православной церкви, канонизирован как священномученик (2005).
  • Мать - Мария Вячеславовна Ансимова (в девичестве - Соллертинская) (умерла в 1958 году).
  • Сестра - Надежда Павловна Ансимова-Покровская (1914-2006).

Звания и награды

  • Народный артист РСФСР (1973)
  • Народный артист СССР (1986)
  • Заслуженный деятель искусств Казахской ССР
  • Государственная премия ЧССР имени К. Готвальда (1971) - за постановку оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1976)
  • Орден Дружбы народов (1983)
  • Орден Почёта (2005)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского (РПЦ) (2006)
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

Постановки в театре

Большой театр

  • 1954 - «Севильский цирюльник» Дж. Россини (совместно с И. Македонской)
  • 1955 - «Фра-Дьяволо» Д. Обера
  • 1956 - «Богема» Дж. Пуччини
  • 1956 - «Свадьба Фигаро» В. Моцарта
  • 1957 - «Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина
  • 1959 - «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1960 - «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева
  • 1961 - «Не только любовь» Р. К. Щедрина
  • 1962 - «Русалка» А. С. Даргомыжского
  • 1981 - «Кармен» Ж. Бизе
  • 1988 - «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1997 - «Иоланта» П. И. Чайковского

Московский театр оперетты

  • 1965 - «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха
  • 1965 - «Вестсайдская история» Л. Бернстайна
  • 1966 - «Девушка с голубыми глазами» В. И. Мурадели
  • 1967 - «Конкурс красоты» А. П. Долуханяна
  • 1967 - «Белая ночь» Т. Н. Хренникова
  • 1968 - «В ритме сердца» А. П. Петрова
  • 1969 - «Фиалка Монмартра» И. Кальмана
  • 1970 - «Москва-Париж-Москва» В. И. Мурадели
  • 1970 - «Нет меня счастливее» А. Я. Эшпая
  • 1971 - «Девичий переполох» Ю. С. Милютина
  • 1973 - «Золотые ключи» А. С. Зацепина
  • 1973 - «Песня для тебя»
  • 1974 - «Летучая мышь» И. Штрауса
  • 1975 - «Триумфальная арка» А. Г. Флярковского

Другие театры

  • 1961 - «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева (Национальный театр, Прага)
  • 1963 - «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (Национальный театр, Прага)
  • 1964 - «Джалиль» Н. Г. Жиганова (Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань)
  • «Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина (Национальный театр, Прага)
  • 1971 - «Война и мир» С. С. Прокофьева (Национальный театр, Прага)
  • 1980 - «Царь-плотник» Г. Лорцинга (Национальный театр, Прага)

Фильмография

Режиссёр

  • 1967 - Белая ночь (фильм-спектакль)
  • 1975 - Девичий переполох (фильм-спектакль)
  • 1984 - Весёлая вдова (фильм-спектакль)

Книги

  • Режиссёр в музыкальном театре. - М.: Всероссийское театральное общество, 1980.
  • Сергей Прокофьев. Тропою оперной драматургии. - М.: ГИТИС, 1994.
  • Звёздные годы Большого. - М.: ГИТИС, 2001.
  • Уроки отца. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.
  • Лабиринты музыкального театра XX в. - М.: Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2006.
  • ВЕРУЮ Николая Горчакова. - М.: РАТИ - ГИТИС, 2009.
  • Уроки отца. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011.
  • Воспитание творца. - М.: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2013.
  • Отец Герасим. - М.: Храм святителя Николая Мирликийского в Покровском, 2013.
  • Камень. - М.: Храм святителя Николая Мирликийского в Покровском, 2015.

Ансимов Георгий Павлович

Театральный режиссер, актер, педагог.

Народный артист РСФСР (1973).
Народный артист СССР (1986).

Родился в семье священника, протоиерея Русской православной церкви Павла Георгиевича Анисимова, расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне (канонизирован как священномученик в 2005 году).
После ареста отца Георгий работал на заводе. В 1939 году поступил в школу при Театре имени Е.Вахтангова (ныне - Театральный институт имени Бориса Щукина).
С начала войны был отправлен в ополчение: рыл окопы, выступал в воинских частях, в госпиталях.

После войны - актер Московского театра Сатиры.
В 1955 году окончил факультет музыкального театра ГИТИСа.

В 1955-1964, 1980-1990 - оперный режиссёр, в 1995-2000 годах - руководитель режиссёрской группы Большого театра.

В 1964-1975 годах - главный режиссёр и художественный руководитель Московского театра оперетты.

Ставил оперы в театрах Алма-Аты, Казани, Праги, Дрездена, Вены, Брно, Таллина, Каунаса, Братиславы, Хельсинки, Гётеборга, Пекина, Шанхая, Сеула, Анкары.

Всего за свою творческую жизнь поставил более ста спектаклей.
С 1954 года преподавал в ГИТИСе.

Похоронен на Даниловском кладбище.

театральные работы

Большой театр:

1962 - Русалка;
1988 - Золотой петушок;
1997 - Иоланта.

Московский театр оперетты:

1965 - Орфей в аду;
1965 - Вестсайдская история;
1966 - Девушка с голубыми глазами;
1967 - Конкурс красоты;
1967 - Белая ночь;
1968 - В ритме сердца;
1969 - Фиалка Монмартра;
1970 - Москва-Париж-Москва;
1970 - Нет меня счастливее;
1971 - Девичий переполох;
1973 - Золотые ключи;
1973 - Песня для тебя;
1974 - Летучая мышь;
1975 - Триумфальная арка.

призы и награды

Государственная премия Чехословацкой Социалистической Республики им. К.Готвальда (1971)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1976)
Орден Дружбы народов (1983)
Орден Почёта (2005)
Орден Сергия Радонежского (РПЦ) (2006)
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

Родился 3 июня 1922 г. в станице Ладожской Краснодарского края.
В 1955 г. окончил ГИТИС имени А.В. Луначарского (ныне РАТИ), факультет режиссуры музыкального театра (курс Б. Покровского).

В 1954 г., будучи ещё студентом, поставил в Большом театре (совместно с Ириной Македонской) оперу «Севильский цирюльник» Дж. Россини.
Следующей работой в Большом театре - в 1955 г. - стал его дипломный спектакль: Георгий Ансимов поставил оперу «Фра-Дьяволо» Д.Ф.Э. Обера, в главной партии был занят Сергей Лемешев.

В 1956–64 и 1980–90 гг. являлся штатным режиссером Большого театра. В 1995 -2000 руководил режиссёрской группой Большого театра.

Поставил в Большом спектакли:

«Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта (1956 г., совместно с Б. Покровским)
«Богема» Дж. Пуччини (1956 г.)
«Укрощение строптивой» В. Шебалина (1957 г., первая постановка в Большом театре)
«Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова (1959 г., 1986 г.)
«Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева (1960 г.,первая постановка в Большом театре; 1985 г.)
«Не только любовь» (1961 г., первая постановка в Большом театре)
«Русалка» А. Даргомыжского (1962 г)
«Кармен» Ж. Бизе (1981 г.)
«Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова (1988 г.)
«Иоланта» П. Чайковского (1997 г.)

Сотрудничал с дирижерами Б. Хайкиным, В. Небольсиным, Е. Светлановым, Юрием Симоновым, Марком Эрмлером, Александром Лазаревым и др.

В 1964–78 гг. был художественным руководителем и главным режиссёром московского Театра оперетты, где, в частности, поставил «Девушку с голубыми глазами» В. Мурадели, «Белую ночь» Т. Хренникова, «Вестсайдскую историю» Л. Бернстайна, «Фиалку Монмартра» И. Кальмана, «Летучую мышь» И. Штрауса.

В 60-е гг. поставил ряд спектаклей в Пражском национальном театре - оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», «Любовь к трём апельсинам, «Война и мир», а также «Укрощение строптивой» В. Шебалина. В 1980 г. там же поставил оперу «Царь-плотник» Г. Лорцинга.
Кроме того, ставил спектакли в оперных театрах Вены, Хельсинки, Гётеборга, Пекина, Шанхая, Сеула и др.

Был художественным руководителем факультета музыкального театра РАТИ (Российской академии театрального искусства).

Написал ряд книг, в том числе посвященную родному театру - «Звёздные годы Большого», М., 2001.

Народный артист СССР, знаменитый оперный режиссер, более полувека работавший на сценах Большого театра и Московского театра оперетты, выдающийся педагог, профессор ГИТИСА (РАТИ), из мастерской которого вышли ведущие оперные режиссеры России, Георгий Павлович Ансимов скончался, не дожив до своего 93-летия несколько дней.

Георгий Павлович ушел из жизни после продолжительной болезни 29 мая. В Москве в час его смерти разразилась гроза, а в знаменитом музыкальном театре Геликон-опера, созданном его учеником Дмитрием Бертманом, как раз проходила торжественная церемония награждения только что названных международным жюри лауреатов Второго конкурса молодых оперных режиссеров "НАНО-ОПЕРА". И так совпало, что в этот вечер один талантливый ученик Георгия Ансимова, председатель жюри конкурса Дмитрий Бертман, награждал другого талантливого ученика Георгия Ансимова - Андрея Цветкова-Толбина, артиста Камерного театра Б. А. Покровского, выигравшего этот сложнейший конкурс. Оба они вспомнили о своем учителе в этот вечер, переживая за состояние его здоровья, и не знали, что идут уже последние минуты его жизни.

Судьба Георгия Павловича Ансимова была необычной, выдающейся во всех смыслах. Он родился 3 июня 1922 года в семье священника Павла Ансимова, протоирея, репрессированного и расстрелянного вместе с тысячами священников и мирян 21 ноября 1937 года на Бутовском полигоне. В 2005 году отец Павел был причислен к лику святых Новомучеников Российских, и в последние годы жизни Георгий Павлович молился иконе своего отца. Памяти его Георгий Павлович написал книгу воспоминаний "Уроки отца", где рассказывал о служении своего отца, выпавшем на годы самой страшной травли коммунистами церкви. Об атмосфере своего детства, о том, как издевались над ними: "И мелом писали на рясе, и кидали гнилыми фруктами, и оскорбляли, кричали: "Поп идет с поповичем". О том, как жили в постоянном страхе, как от отца требовали снять сан, и он решительно отвечал: "Нет, я служу Богу". Георгий Павлович, спустя годы, проявлял ту же твердость, не вступив, хотя это было требованием для советской карьеры, ни в ВЛКСМ, ни в Компартию. И судьба его поберегла - возможно, через эту страшную "жертву" мученичества отца. Ему, сыну репрессированного священника, вопреки всем догмам сталинского режима, повезло стать тем, кем он стал - режиссером с выдающейся судьбой.

Сначала он поступил в Вахтанговскую школу к знаменитому Борису Щукину - это было за два года до войны, а когда она началась, Георгий Павлович пошел военкомат. Но его, начинающего артиста, отправили не на фронт, а в ополчение: рыл окопы на Можайском направлении, выступал в воинских частях, в госпиталях. Всю жизнь потом помнил то невыносимо страшное и трагическое, что видел тогда и переживал. После войны Георгий Павлович попал в Театр Сатиры, а оттуда - в ГИТИС, на только что открывшийся курс музыкальных режиссеров под руководством Бориса Александровича Покровского. Это был счастливый зигзаг судьбы.

И творческая жизнь его оказалась тоже на редкость счастливой: он дебютировал на сцене Большого театра, поставив дипломный спектакль - оперу "Фра-Дьяволо" Даниэля Обера. Именно в этом спектакле сыграл свою последнюю роль Сергей Лемешев. Легендарный тенор "благословил" молодого Ансимова, приехав к нему на защиту диплома в ГИТИС и завещав ему беречь оперных артистов. Эту заповедь - любить артиста на сцене - Георгий Павлович пронес через всю свою жизнь, передавая ее своим ученикам. И сегодня, если спросить любого из них, что главное в работе над оперным спектаклем, все они ответят - любить и уважать артистов. И эта любовь к людям, творящим спектакль, к авторам, к персонажам, к партитуре, стали ключом Ансимова для входа в огромный оперный мир.

Георгий Павлович Ансимов поставил десятки спектаклей на сцене Большого театра, среди которых "Русалка", "Золотой петушок", "Иоланта" и др., он был единственным в мире постановщиком всех опер Сергея Прокофьева, в том числе и "Повести о настоящем человеке, на мировой премьере которой присутствовал ее реальный герой - летчик Алексей Маресьев. Многие десятилетия Георгий Павлович строил репертуар в Московском театре оперетты - "Орфей в аду", "Девичий переполох", "Летучая мышь", "Москва - Париж - Москва", "Фиалка Монмартра", "Золотые ключи" и т.д., поставив на этой сцене впервые в СССР (в 1966 году) "Вестсайдскую историю" Леонарда Бернстайна. Как и Борис Александрович Покровский, он был режиссером, активно востребованным в советское время и за рубежом. Он ставил спектакли в Китае, Корее, Японии, Чехословакии, Финляндии, Швеции, Америке. Всего за свою творческую жизнь он поставил их более ста, а метод свой определял сам как "настоящий реализм", суть которого - не подражание, а "желание раскопать глубину авторского замысла".

Именно этот свой метод он передавал своим ученикам в ГИТИСе, где преподавал с 1971 года. В 1984 году он возглавил вслед за Борисом Александровичем Покровским кафедру музыкального театра - самую великую "музыкальную кафедру" страны, из которой вышли практически все именитые российские оперные режиссеры, тысячи певцов - солистов оперы, оперетты, мюзикла. В 2003 году Георгий Павлович передал эту кафедру своему ученику Дмитрию Бертману. Но на разных сценах, в разных странах школу Ансимова несут все его ученики, среди которых - Светлана Варгузова, Татьяна Моногарова, Лев Лещенко, Владимир Винокур, Юрий Веденеев и многие-многие другие. И они все теперь своим творчеством будут продолжать необыкновенную жизнь Георгия Павловича Ансимова в искусстве.

Как стало известно, гражданская панихида по Георгию Павловичу Ансимову состоится в Атриуме Большого театра 1 июня в 10.30 утра.
Отпевание пройдет в Храме Святителя Николая в 13.00 по адресу Бакунинская улица, дом 100.
Проезд: от ст. метро Электрозаводская или Бауманская, тролл. 22, 25. Остановка: 1-й Переведеновский пер.
Похороны пройдут на Даниловском кладбище.

Георгий Ансимов: «...праздник Сретения стал для меня – встречей с неким Таинством, новым осмыслением Божественной Литургии...»

Интервью с профессором, народным артистом СССР (1986 г.), крупным российским режиссером оперы и драмы Георгием Павловичем Ансимовым. После окончания ГИТИСа в 1953 г. Георгий Павлович начал работать в Большом театре, где стал автором таких знаменитых постановок, как оперы «Русалка», «Золотой петушок» и «Иоланта». Не менее известны постановки легендарного режиссера в Московском театре Оперетты: «Девичий переполох», «Летучая мышь», «Веселая вдова». Сегодня народный артист СССР Георгий Ансимов преподает в Российской академии театрального искусства, участвует в жюри театрального фестиваля «Золотая Маска».

Отец Георгия Павловича - священник Павел Георгиевич Ансимов, расстрелянный 21 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребённый в безвестной общей могиле. 16 июля 2005 года постановлением Священного Синода Павел Георгиевич Ансимов был причислен к лику святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания.

На Сретение Господне - 15 февраля 2013 года, Георгий Ансимов присутствовал на Богослужении в Храме Всех Святых на Кулишках.

Георгий Павлович, Вы впервые были на службе в этом Храме?

Да, к своему сожалению я, старый москвич, оказался в Храме Всех Святых на Кулишках в первый раз. Я знал его историю, но впервые оказался здесь. Не представлял, что увижу такое. Кругом - современная жизнь, машины, троллейбусы, стеклянные витрины. И вот, среди этого индустриального хаоса, я как будто впервые увидел этот храм! Он по сравнению со всем своим окружением стоит такой маленький, аккуратный и... будто чужой на этой площади. Только потом я понял, что не он чужой, а площадь, и все что вокруг - чужое для этого храма! Он сам собой при всей своей хрупкости, архитектурой и удивительной гармоничности является главным сооружением на этой огромной территории, застроенной домами. И это, думаю, не только потому, что он выстроен из старого кирпича и что его украшают золотые купола. А потому, что он - этот храм, уцелевший в кровавой борьбе за выживание оказался духом сильнее всех огромных сооружений, которые его окружают.

А какое впечатление произвел на Вас Храм изнутри?

Войдя в ваш Храм, я сразу ощутил совершенную, теплую, проникающую внутрь атмосферу звуков. Я почувствовал духовную музыку, драгоценное пение этого Храма! И я понял, что сила этого храма именно в ней, в этой духовности, которая заполняет и держит все его пространство. Войдя в Храм, я услышал очень необычное пение. Не понимая текста, я только улавливал знакомые окончания молитв - аллилуйя, аллилуйя! Помня, где должен звучать на распев возглас священника, я вдруг услышал, что священник не на распев произнес слова, а начал петь текст. Это было очень красиво! Пение сопровождалось еще какими-то дополнительными мелодиями. Все для меня было внове. Мне казалось, что голос служащего священника не прерывается, а звучит бесконечно!

А что еще Вам показалось необычном в богослужении?

То, что дьякон, повернувшись лицом к молящимся произносил Символ веры. И весь Храм - четко по фразам, не напевая, как мы привыкли, а именно чеканя слова, читал Символ веры.

Я как будто впервые услышал этот текст. Священнослужитель, возглавлявший службу, продолжал красиво и мелодично петь, а хор, подражая ему, четко выпевал не только слова, но и слоги молитв, украшая богослужение.

А кто был этим священником, который так поразил Вас своим пением?

Я, наконец, в какой-то момент службы его увидел. Им оказался Митрополит Киринский Афанасий. Он своим серьезным лицом, сразу напомнил мне лицо моего деда. Владыка стоял с кадилом и начал обычное хождение перед иконостасом. Но мне казалось все необычным. Он долго ходил у одной иконы, потом, повернувшись - у другой иконы. Это все было похоже на какое-то особое священное действие!

Так прошла вся Литургия!

Да! В этом году праздник Сретения стал для меня - встречей с неким Таинством, новым осмыслением Божественной Литургии.

В чем же заключается это новое осмысление?

Я понял одно! Та тщательность, та, если так можно сказать, горячая приверженность подробностям, помогает молящимся не только в самом процессе молитвы, но и помогает осознать ее, возносимой к Богу! И еще. Без диалога с живым Богом, не может быть молитвы.

Молитва не может быть без порыва любви к Богу. Мне кажется, что потому и вдохновение, или лучше сказать одухотворенность молящегося человека - это и есть самый верный путь к Богу.

В лице Владыки Афанасия я увидел человека одаренного, действительного призванного быть пастырем.

Вы хотите сказать, что пастырем может быть только очень талантливый человек?

Нет. Пастырем может быть и человек не такого большого таланта, как, например, Владыка Афанасий. Здесь важно не столько совершенство своего личного дарования, а степень твоей любви, твоей одухотворенности. Степень твоей любви к Богу - вот что определяет энергию твоей молитвы.

Я очень благодарен Владыке Афанасию, за им лично преподнесенную мне из алтаря просфору и последовавшее после Литургии приглашение на трапезу, приглашение побеседовать с ним. Для меня как члена Патриаршего Совета по культуре, Владыка Афанасий раскрылся неожиданно и как художник и как поэт.

Его примеры, взятые из жизни прихожан, говорили о том, как он видит мир и как любовь в этом мире является исходным, основным инструментом в решении любых проблем.

Благодарю Владыку Афанасия за урок, который мне преподан и на Литургии и во время беседы!

Материал подготовили сотрудники Храма Всех Святых на Кулишках.
Фотографии из открытых источников.

Загрузка...