crimea-fun.ru

Гаммы на бас гитаре. Гаммы на гитаре

Расстояние между нотами C и G - интервал, и расстояние между нотами C и C# тоже интервал. Проиграйте эти сочетания нот, по меньшей мере в трёх местах грифа. Первый интервал является более подходящим для игры на бас-гитаре. В данном занятии мы рассмотрим наиболее важные интервалы для игры на басе.

Запомните: полутон - расстояние между двумя рядом стоящими нотами (в западной музыке), например расстояние между C и C# = 1 полутону. Между нотами E и F тоже 1 полутон. Проиграйте эти интервалы, по меньшей мере в трёх местах грифа. На вашей бас-гитаре нет E# или Fb!

Разумеется, тон - в два раза больше чем полутон и состоит из 2 полутонов. Например тонами являются интервалы C - D и E - F#. Играйте эти интервалы в трёх различных местах грифа (в дальнейшем я буду опускать эту фразу т.к. лень одно и то же писать, и вообще чем больше и разнообразнее будет ваша игра - тем лучше для вас - прим. пер.).

Определение: тональность - музыкальная структура включающая в себя ноты, связанные между собой каким-либо образом. Тональность песни обычно (но не всегда) определяется основной нотой, ключевой нотой, первой нотой в первой позиции гаммы. Ключевая нота часто называется тоникой.

Наиболее распостраненными являются мажорная и минорная гаммы.

Начиная с ноты C (До), мажорная гамма (тональности До) состоит из следующих нот: C, D, E, F, G, A, B, и C ("октава") просто, потому что пятнадцать сотен лет назад, во время темных веков так решило европейское музыкальное сообщество. Я пологаю, что это решение было основано на идеях и теории того времени. С тех пор так и повелось в западной музыке. Все музыканты использовали и используют эту устоявшуюся системы от Бетховена до Битлз или группы Сливки (если они вообще знают что такое ноты).

Замечание: В дальнейшем, когда я буду говорить о постановке пальцев на грифе, я буду называть пальца не по их названию, а по порядку: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мезинец.

Играйте гамму До мажор или C major на вашей бас-гитаре обращая пристальное внимание на расстановку пальцев (распальцовку). Также обратите внимание, что любая гамма заканчивается той же нотой, что и тоника, но на октаву выше. То есть начинаете с ноты C(До) на второй струне A(Ля) и заканчиваете той же нотой C(До), но на струне G(Соль). Помните! Гаммы играются в обе стороны (вверх-вниз)! Повторяем упражнение от забора и до обеда (шутка). Сыграйте гамму несколько раз и хватит, вы вернётесь к ней чуть позже.

На следующей диаграме всё представлено очень просто и наглядно.

Гамма До мажор / C major:

Палец ~~~~~2~~~~~4~~~~~~1~~~~~2~~~~~4~~~~~1~~~~~3~~~~~4

Нота ~~~~~~C~~~~~D~~~~~~E~~~~~F~~~~~G~~~~~A~~~~~B~~~~~C

Струна ~~~~A~~~~~A~~~~~~D~~~~~D~~~~~D~~~~~G~~~~~G~~~~~G

Лад ~~~~~~3~~~~~5~~~~~~2~~~~~3~~~~~5~~~~~2~~~~~4~~~~~5

Другой способ представления подобной информации - таблатура или просто таб. Это очень простая и эффективная система представления струн и ладов. У табов самая большая популярность среди музыкантов. Табов в Сети великое множество и найти их несоставляет большого труда. В виде табов легко представить не только струны, ноты и зажимаемые лады, но так же и пальцевые техники (техники игры). Цифрами на струнах в табах обозначаются лады, которые нужно зажимать.

Таблатура гаммы До мажор:

~~~~~2~~~4~~~1~~~2~~~~4~~~1~~~~3~~~4~~~~Пальцы

G ________________________2____4___5___

D ___________2___3____5________________

A ___3___5_____________________________

E _____________________________________

Также, вы можете подписывать в табах ноты, которые звучат при зажатии того или иного лада, но в этом нет особой необходимости.

~~~C~~D~~E~~F~~G~~A~~B~~C~~~~~~~Ноты

~~~2~~4~~1~~2~~4~~1~~3~~4~~~~~~~Пальцы

G ________________2__4__5___

D _______2__3__5____________

A _3__5_____________________

E __________________________

Неплохо было бы вам попрактиковаться и написать несколько табов самостоятельно. Вы убедитесь, что табы поистине незаменимы, особенно если вы не владеете нотной записью.

С ноты E (Ми) начинается мажорная гамма тональности Ми. Эта гамма состоит из следующих звуков: E, F#, G#, A, B, C#, Eb, E ("октава").

Играйте эту гамму используя уже знакомую распальцовку, что и в случае с гаммой С мажор. Только начинаете вы с ноты E, на 4 полутона вышепо грифу на струне A, 7 лад, а не с ноты C. Играйте вперёд и обратно.

Гамма E (Ми) мажор:

Палец ~~~~2~~~~~4~~~~1~~~~2~~~~4~~~~1~~~~3~~~~4

Нота ~~~~~E~~~~~F#~~~G#~~~A~~~~B~~~~C#~~~Eb~~~E

Струна ~~~A~~~~~A~~~~D~~~~D~~~~D~~~~G~~~~G~~~~G

Лад ~~~~~~7~~~~~9~~~~6~~~~7~~~~9~~~~6~~~~8~~~~9

Таблатура гаммы E(Ми) мажор:

~~~~E~~~F#~~G#~~A~~~B~~~C#~~Eb~~~E~~~Нота

~~~~2~~~4~~~1~~~2~~~4~~~1~~~3~~~~4~~~Пальцы

G_______________________6___8____9__

D___________6__7___9________________

A___7___9___________________________

E___________________________________

Гаммы можно играть в различных местах (позициях) на грифе, при этом порядок нот не изменяется, изменяется высота звуков, зажимаемые лады и расстановка пальцев (распальцовка).

Это мини-курс от удивительного итальянского бас гитариста Федерико Маламана (Federico Malaman) для развития техники обеих рук. В его основе лежит понимание мажорной гаммы и аккордов, которые строятся от ее ступеней.

Если построить трезвучие от первой ноты гаммы До-мажор, то мы получим одноименное трезвучие До-мажор (С) или, как его еще называют, тоническое трезвучие. Построив трезвучия от остальных нот гаммы мы получим ряд мажорных, минорных и одно уменьшенное трезвучие. Последовательность этих трезвучий будет одинакова для любой из 12 тональностей. Для До-мажора это C , Dm , Em , F , G , Am , Bdim , для Ля-мажора, например, это A , Bm , C#m , D , E , F#m , G#dim и так далее. Другими словами трезвучия, построенные от ступеней любой мажорной гаммы, будут чередоваться в следующем порядке: мажор(тоническое), минор, минор, мажор, мажор, минор, уменьшенное.

Упражнение 1


В этом упражнении играем шестнадцатыми нотами по ступеням аккордов C , Dm , Em , F , G , Am , Bdim , C . Все довольно просто и прямолинейно. Первый вариант играется так:

Во второй части Федерико показывает другую вариацию этого упражнения:

Упражнение 2


В этом упражнении Федерико показывает еще два варианта игры по ступеням аккордов C , Dm , Em , F , G , Am , Bdim , C . По сути, это продолжение Упражнения 1. Вот первая вариация данного упражнения:


И еще одна вариация этого упражнения:

Упражнение 3


В этом упражнении совмещены сразу два «подхода». Сперва движение идет восходящими терциями, затем движемся вниз по звукам аккорда и так для каждого аккорда из гаммы. Двигаясь терциями можно заметить, что они повторяют последовательность движения аккордов — мажор, два минора, два мажора, минор и уменьшенное (минорное).

Упражнение 4


Это упражнение является вариацией предыдущего, но здесь уже совмещены нисходящие и восходящие терции. Получилось весьма замысловато…

Упражнение 5


В этом упражнении движение начинается с VII ступени септаккорда и движется вверх по звукам аккорда. Нисходящее движение уже идет по звукам трезвучия. Хитрость этого упражнения в использовании малого баррэ в мизинце и указательном пальце.

Если вам понравились данные упражнения, я рекомендую скачать небольшой pdf файл, где собраны все 5 упражнений в развернутом виде. Упражнения 1 и 2 расписаны на нотном стане вверх и вниз на 1 октаву, точно так же как Маламан играет на видео. Упражнения 3 — 5 только вверх в одну октаву.


      Дата публикации: 27 октября 1999 г.

П ервоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант - четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.

Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется - ключ Фа . Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа . Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.

Итак, четыре басовые струны: G (соль ) - первая струна, D (ре ) - вторая, A (ля ) - третья и E (ми ) - четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.

Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня "продвинутые"!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые "басисты" (сокращение от "бас-гитаристы" - прим. автора ). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.

Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего - на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ - это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.

Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am . Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень - пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым "боем" (мне больше нравится - "чёсом"), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально - половинными длительностями. На каждый первый удар метронома - первая ступень аккорда, на каждый третий - пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.

Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами - номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.

Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.

До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием - опорным.

Следующий этап - добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями - интервал 2 тона (большая терция), а в минорных - полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.

Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.

Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:

В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey - все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля - это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer - яркий тому пример.

И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения - и вперед.

Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.

Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника - передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре "три ноты на одной струне через лад", рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо "молоточком", т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы "втыкается" в нее.

Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.

Этой информации для первого раза, я думаю, будет достаточно. А об остальном поговорим в следующих уроках.

Бас-гитара

Бас-гитара одна, но Она может быть абсолютно разной. Это зависит даже не от меня, Она раскрывает мою сущность, когда я играю... а иногда, когда слишком увлекаюсь, Она может взять почти всю мою энергию, после этого я даже с трудом могу разговаривать. Когда на ней играю, она дрожит в моих руках, чувствуется её мощь. Некоторые люди научились напрaвлять эту энергию, и получили превосходный звук. Можно, например, её заставить звучать как раскат грома, а можно как осенний шелест листьев и где-то вдалеке завывающий ветерок. Наибольшее удовольствие от игры на бас-гитаре я получаю во время импровизаций на репетициях. Когда известна тональность или аккордовая последовательность, практически ничто не останавливает. При этом возникают очень интересные идеи, великолепно звучащие.

Немного из теории музыки

Во всех приведенных здесь примерах на нотных станах используется басовый ключ , обозначающий ноту F малой октавы.

Лад - это объединенная система звуков. Лад образуется на основе базового звука.

Гамма - последовательное восходящее или нисходящее движение звуков.

Ступень - один из звуков гаммы. Номер ступени отсчитывается от тоники.

Тоника - это самый устойчивый звук гаммы. Устойчивые звуки выражают завершенность музыкального фрагмента.

Устойчивыми считаются I, III, V ступени гаммы. Самая устойчивая из них - это первая ступень.

Лады строятся в соответствии с тональными расстояниями между соседними звуками.

Мажорный лад : тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Его можно построить от любой ноты.

Минорный лад : тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Пример построения мажорного и минорного ладов:

Рисунок 1 - Ноты C-мажорной и C-минорной гамм

Знак альтерации - это диез, бемоль, либо бекар. Они обозначают соответственно повышение основного звука на полтона, понижение на полтона, либо отмену альтерации.

Случайные знаки альтерации ставятся непосредственно перед нотой. Они действуют только один такт, и в пределах указанной октавы.

Ключевые знаки альтерации ставятся в начале произведения (или фрагмента). Действуют до появления новых ключевых знаков альтерации, и во всех октавах.

Ниже приведены ключевые знаки альтерации для всех мажорных гамм. Этот пример легко получить, последовательно перемещая тонику C-мажорной гаммы на кварту вверх. При этом каждый раз добавляется бемоль. Дойдя, таким образом, до тональности В-мажор, придется использовать диез в качестве знаков альтерации, так как для бемолей уже не хватит места.


Рисунок 2 - Ключевые знаки альтерации мажорных гамм

По этим обозначениям нетрудно расписать на нотном стане все соответствующие им гаммы. Однако это будут лишь мажорные гаммы. Чтобы получить минорную гамму, можно воспользоваться переходом в соответствующую параллельную тональность.

Параллельные тональности - это мажор и минор, имеющие одинаковые ключевые знаки альтерации.

Переход из мажора в параллельный минор: 1 ступень (тоника) мажора --> 6 ступень (тоника) || минора.
Переход из минора в параллельный мажор: 1 ступень (тоника) минора --> 3 ступень (тоника) || мажора.

Таким образом, для гаммы C-мажор параллельным минором будет гамма A-минор.

Мажорные и минорные гаммы, соответствующие знакам альтерации на рис. 2, следующие:

  1. C-мажор (A-минор)
  2. F-мажор (D-минор)
  3. Bb-мажор (G-минор)
  4. Eb-мажор (C-минор)
  5. Ab-мажор (F-минор)
  6. Db-мажор (Bb-минор)
  7. Gb-мажор (Eb-минор)
  8. B-мажор (G#-минор)
  9. E-мажор (C#-минор)
  10. A-мажор (F#-минор)
  11. D-мажор (B-минор)
  12. G-мажор (E-минор)

Семь диатонических гамм можно получить, если в какой-либо мажорной гаме тонику последовательно перемещать на одну ступень вверх. Рассмотрим пример для С-мажора (который сам входит в эту систему как С-ионийский мажор).


Рисунок 3 - Диатонические гаммы (пример для C-мажора)

На основе приведенных гамм можно создавать интересные композиции, например, комбинируя гаммаобразные движения с разрешением аккордов. Однако, существует также множество различных специфических недиатонических гамм (гармонический и мелодический минор, две целотоновые гамы, блюзовые гаммы, мажорная и минорная пентатоники и т.д.), расширяющие наши возможности как при создании произведений, так и при игре импровизации.

Техники игры на бас-гитаре

Существует немало техник игры на бас-гитаре, однако большинство из них являются экзотичными, а иногда и вообще индивидуальными (интересно наблюдать на видео, как играют знаменитые бас-гитаристы виртуозы).

Техника левой руки.

Чак Шер «Импровизация на бас-гитаре и контрабасе»: «Пальцы левой руки стоят в линию и согнуты так, что их подушечки прижимают струны к грифу. Такой округлый изгиб более характерен для контрабаса, нежели для бас-гитары. Этот изгиб является продолжением энергопередающей дуги, идущей от позвоночника через руку к пальцам. Таким образом, в движении, прижимающем струну к грифу, участвуют все эти мускулы... На бас-гитаре большой палец располагается напротив 1-го. Эта постановка сохраняется и при смене позиций».

Техника правой руки.

На данный момент я осваиваю «двухпальцевую» и «трехпальцевую» техники.
На следующих рисунках схематически изображены эти два подхода.


Рисунок 4 - Игра двумя пальцами


Рисунок 5 – Игра тремя пальцами:-)

При этом большой палец правой руки принято опирать на звукосниматель или специальную подставочку (если она есть), однако это не обязательно. Можно играть вообще без опоры, тогда правая рука как бы парит в воздухе. Можно опирать большой палец на самые толстые струны (мне так удобно делать при игре на пятиструнном инструменте).

На рис. 4 и рис. 5 показано, что пальцы постоянно чередуются. Однако это правило можно нарушать, если требуется в неудобном месте такта перейти со струны на струну, или же акцентировать определенную ноту.

Часто при этом используют прием, называемый «рейк». Это игра следующей ноты тем же пальцем, что и предыдущей, но следующая нота берется на более низкой струне.

Существует также полностью однопальцевая техника. Её преимущество - возможно лучшая атака и четкость игры сильных и слабых нот. Но она не позволит развить такую скорость, как при использовании большего количества пальцев.

Динамически и тембрально разнообразить басовые партии позволяет игра слэпом и тэппинг и, конечно же, игра медиатором.

Я склоняюсь к мнению, что критерием того, какую технику следует применять и когда, является субъективное восприятие, как она повлияет на Ваше собственное звучание и на звучание коллектива, в котором Вы играете, в целом.

Вопросы обработки звука бас-гитары

С помощью ПК обработку звука можно производить либо в реальном времени (т.е. с маленькой задержкой между подачей исходного и получением выходного сигнала. Эту задержку человек, производящий обработку, не ощущает), либо с определенной заметной задержкой (достаточной, чтобы ПК успел выполнить все необходимые операции и воспроизвести звук), по фрагментам.

Поэтому, вторую применяют лишь для обработки уже записанного материала. Например, наложение сложных эффектов, сильно нагружающих процессор. Либо, что встречается реже, применяется при необходимости иметь информацию о сигнале "априори", т.е. в той точке, которая ещё не поступила на вход ПК. В таком случае создается входной буфер требуемой длительности, однако это вызывает задержку, величина которой может быть ощутимой на слух.

Обработка в реальном времени применяется как непосредственно во время записи, так и после.

Например, программные процессоры звуковых эффектов, программные midi-управляемые синтезаторы, различные VST и DirectX подключаемые модули.

Для упрощения работы со звуком на ПК применяются системы записи, такие как: звуковой редактор Sony Sound Forge, виртуальная многодорожечная студия Steinberg Cubase SX 3, Samplitude V8 и др.

Большинство систем записи поддерживают многодорожечный режим, где каждая дорожка может содержать либо аудио данные, либо последовательность midi команд. Такой подход позволяет записывать музыкальные инструменты отдельно, чтобы потом их обработать и смикшировать, наложить эффекты.

Наиболее важными типами обработки для бас-гитары являются компрессия и эквализация. Компрессия нужна для сужения динамического диапазона сигнала, что помогает сделать звучание более разборчивым. Эквализацию необходимо применять перед микшированием, чтобы сделать звучание каждого инструмента более выраженным, при этом иногда ограничивают его частотный диапазон или выделяют определенные частоты.

Иногда в качестве эффекта для бас-гитары применяется реверберация - она эмулирует положение источника звука в пространстве, отражение и преломление звука от объектов, возврат звука с запаздыванием (правда, это уже дилей).

Можно использовать немного хоруса, он позволяет сделать звучание бас-гитары более насыщенным.

В определенных местах уместно использовать эффект дисторшин. При этом более отчетливый звук получается, если играть медиатором. По моим наблюдениям, с бас-гитарой "звучит" либо совсем слабый перегруз (легкий овердрайв), либо мощный дисторшин. При этом, конечно, на вход мощного дисторшина необходимо подавать сигнал, предварительно обработанный эквалайзером - убрать низке частоты, чтобы избежать генерации инфразвуковых частот. можно поэкспериментировать с эффектом "фузз". Дальше обработку лучше производить с помощью эмуляторов гитарных усилителей, которых существует множество в виде подключаемых VST и DirectX модулей. Кроме того, чтобы совсем не потерять низкие частоты, можно смикшировать в определенной пропорции обработанный искаженный сигнал с "чистым".

При панораметрировании бас-гитару можно ставить в центр панорамы, так как положение источника низкочастотного звука плохо воспринимается человеком. Однако при игре слэпом и при выделении из общей картины щелчков медиатора, рабочий частотный диапазон бас-гитары значительно расширяется.

Пример с обработкой: MP3-файл в zip архиве (http://v-khomenko.narod.ru).
Электронная версия знаменитого журнала. На английском языке. Аналог журнала Guitar Player для гитаристов. Информация о бас-гитаристах. Ревью оборудования. Уроки игры.

  • http://www.bassboombang.ru
    BassBoomBang
    Почти всё о бас-гитаре. Хорошая подборка статей, уроков. Форум для басистов.
  • http://www.guitar.ru
    Guitar Studio
    Сайт, ориентированный прежде всего на гитаристов. Уроки игры. Советы по выбору аппаратуры. Отзывы о музыкальных произведениях, клипах. Обзоры книг для музыкантов. На сайте есть чат.
  • http://www.websound.ru
    WebSound_Ru - авторский некоммерческий электронный журнал
    Авторское некоммерческое периодическое электронное издание, посвященное компьютерному звуку, музыке и цифровому аудио-музыкальному творчеству в целом. В общем, на сайте обсуждаются все технические и этические вопросы, тем или иным образом связанные со звуком и музыкой в цифровом и аналоговом виде.
  • http://www.bass.sumy.biz
    Бас-гитара за месяц и навсегда
    Статьи о построении домашней студии звукозаписи. Уроки игры на бас-гитаре - книга. Примеры записи.
  • http://bass-gear.narod.ru/
    Bass-gear
    Нотный материал, полностью посвящённый бас – гитаристике. Софт. Ссылки.
  • http://www.basstream.ru
    Basstream
    Форум, новости, ссылки. Необходима регистрация на сайте. Форум ещё в разработке.
  • http://www.shamray.ru
    Компания Shamray Guitars
    Музыкальная мастерская Shamray Guitars. Гитары и бас-гитары под заказ. Ручная работа. На сайте есть расчёт стоимости. Фотогалерея произведенных гитар и ещё находящихся в разработке.
  • Думаю многие басисты рано или поздно задаются вопросом как играть аккорды на басу и заставить инструмент звучать гармонически более полно. Естественным первым шагом является попытка «пристроить» гитарные аккорды на бас гитару. Вооружившись небольшими познаниями в теории и здравым смыслом давайте посмотрим что интересного может из этого получиться.

    Часть 1. Теория.

    В этой части я кратко расскажу теоретический материал, который необходимо знать для лучшего понимания принципов построения аккордов на басу. Если вы уже знаете, что такое трезвучия, как они строятся, какие у трезвучия есть обращения, то можете смело пропустить эту часть и перейти ко второй. Если нет, то я рекомендую продолжать чтение. Я постарался изложить материал в максимально краткой и доступной форме без лишней «воды». Более подробно об этом написано в любом учебнике по элементарной теории музыки.

    Трезвучие — простейший аккорд, состоящий из трех звуков расположенных (или которые могут быть расположены) друг за другом по терциям. Нота от которой строится трезвучие называется тоникой аккорда или примой. Второй звук или ступень трезвучия называется терцией, а третий — квинтой.
    Терции в свою очередь могут быть большими (б.3) и малыми (м.3).
    Давайте построим теперь несколько трезвучий. За тонику примем ноту G на третьем ладу струны E. Всего их будет четыре, по количеству сочетаний б.3 и м.3 между собой. Вот они (Пример 1):

    • б.3+м.3 — мажорное трезвучие;
    • м.3+б.3 — минорное трезвучие;
    • б.3+б.3 — увеличенное (мажорное) трезвучие;
    • м.3+м.3 — уменьшенное (минорное) трезвучие;

    Пример 1. Мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное трезвучия построенные от ноты G

    Легко заметить, что мажорность или минорность звучания трезвучия определяется по первой терции: б.3 для мажора и м.3 для минора.
    Далее мы пока не будем рассматривать увеличенное и уменьшенное трезвучие, а сфокусируемся на мажорном и минорном, как самых употребительных.
    Еще один термин, понимание которого очень важно для правильного голосоведения — обращение трезвучия.

    Обращение трезвучия — аккорд, состоящий из звуков основного трезвучия, но построенный не от примы, а от терции (секстаккорд) или квинты (квартсекстаккорд) .
    Этого теоретического материала пока что будет достаточно, поэтому перейдем к практике.

    Часть 2. Аккорды на бас гитаре в тесном расположении.

    Давайте сыграем мажорное трезвучие и его обращения на бас гитаре. За тонику как и раньше примем ноту G на третьем ладу струны E. На рисунке изображены диаграммы этих аккордов и точками обозначены лады, а цифрами обозначены пальцы, которыми нужно прижимать струны. Открытая струна обозначена кружком с цифрой «0». Струны E, A, D и G обозначены горизонтальными линиями в порядке снизу вверх (Пример 2).

    Пример 2. G мажорное трезвучие и его обращения

    В Примере 3 показаны диаграммы минорного трезвучия и его обращений. Проанализируйте их и обратите внимание что они отличаются от мажорных только одной нотой (терцией) и как эта нота смещается на грифе влево на один лад в каждой диаграмме.

    Пример 3. G минорное трезвучие и его обращения

    Когда звуки трезвучия располагаются в аккорде один за другим с интервалом не больше кварты, то такое расположение называется тесным . Сыграв эти примеры на басу, вы сразу же обнаружите что аккорды в тесном расположении звучат грязно и некрасиво, поэтому они редко используются в таком виде, особенно в нижнем регистре. Тем не менее эти аппликатуры имеют практическую ценность для арпеджио и они звучат аккордом намного лучше в верхнем регистре инструмента на более тонких струнах. Поэтому их следует хорошо выучить и ориентироваться в их расположении на грифе во всех тональностях. Попробуйте сыграть их за 12 ладом на струнах A, D и G.

    Часть 3. Аккорды на бас гитаре в широком расположении.

    Как мы выяснили ранее, аккорды в тесном расположении звучат неплохо только в верхнем регистре и на более высоких струнах. Это значит что мы теряем басовую основу аккорда и переходим в средний и верхний регистр инструмента. Это может быть приемлемо в определенных случаях, но как нам вернуть самые нижние ноты? Можно использовать открытые струны, и найти несколько интересных аппликатур с ними, но тогда мы ограничиваем себя в тональностях! Поэтому этот способ можно рассматривать только как дополнительный.

    Ответ, как это обычно бывает, лежит на поверхности — нужно найти аппликатуры в широком расположении! Широкое расположение даст нам более «прозрачное» звучание т.к. интервалы между нотами аккорда будут шире — квинта и более, нижняя нота аккорда всегда будет на струне E, что даст нам хороший фундаментальный тон, а две остальные ноты будут браться на струнах D и G.

    Вот аппликатуры G мажорного трезвучия и его обращений в широком расположении (Пример 4).

    Пример 5. Основные трезвучия в закрытой позиции

    Слева изображена аппликатура для C мажорного трезвучия. Она требует некоторой растяжки пальцев и поэтому может быть немного сложна для исполнения. Это зависит от размера ваших рук и мензуры инструмента. Но чем выше на грифе вы будете играть эту аппликатуру, тем она будет легче! Справа дана аппликатура для G мажорного трезвучия, но немного с другим сочетанием струн (E, A и G вместо E, D и G).

    Думаю, для одного урока этой информации будет вполне достаточно и у вас появился материал над которым нужно хорошо позаниматься! Когда освоите его, попробуйте найти аппликатуры для минорных трезвучий в широком расположении. За дело!

    Загрузка...