Минорная пентатоника по всему грифу на гитаре. Ми-минорная пентатоника на грифе гитары, по позициям
Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы . Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли. В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника» , которая ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.
Пе нтатоника
Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.
В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной , а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую , которая имеет характерное блюзовое звучание.
Пять боксов минорной пентатоники
Минорная тонов и полутонов :
В тональности Ля-минор ноты записываются так:
Ля До Ре Ми Соль Ля
Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.
Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной. Для того чтобы понять сам принцип — нужно овладеть всеми боксами пентатоники . Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей. Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.
Пять боксов мажорной пентатоники
Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов :
В тональности Ля -мажор ноты записываются так:
Ля Си До# Ми Фа# Ля
Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.
- Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
- Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
- Играйте
под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля
-минор:
- Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы:
Пентатоникой на гитаре зовется особый вид гаммы, состоящий из 5 ступеней основной гаммы.
Любая простейшая мажорная или минорная гамма будет содержать 7 ступеней (по количеству входящих нот), а в пентатонике будет использоваться всего 5 ступеней, соответственно, 5 нот мажорной или минорной гаммы.
Когда речь заходит о пентатонике, говорить о миноре или мажоре, собственно, не имеет смысла, так как пентатоническая гамма вполне самобытна и используется во многих музыкальных стилях гитарной игры.
Пентатоника — это неотъемлемая часть блюза, джаза, кантри, ее можно играть в рок-музыке, поп-песнях, фанке, репе и даже металле.
Вот такая замечательная гамма, которой всегда и везде находится применение.
Теперь предлагаем читателям-музыкантам сайта сайт ознакомиться с обучающим видеороликом от прекрасной девушки — Нины Якименко.
При желании вы также могли бы приобрести ее обучающий курс или поискать другие видео на канале.
Пентатоника на гитаре: ноты и табы. Как играть пентатонику
1. Первый пример и на видео и в табулатурах — это пентатоника от ноты ЛЯ (шестая струна — пятый лад), которая играется во второй позиции.
При этом первая нота ЛЯ на шестой струне играется мизинцем.
Положение ваших пальцев при игре должно оставаться постоянным и стабильным. Пальцы могут подниматься по ладам вверх и вниз, но не сдвигаются ни влево ни вправо.
Каждому пальцу выделяется свой лад, на котором он и играет все выпадающие ноты.
Постановка во второй позиции (название позиции от названия самого нижнего лада гитары) такая:
— второй лад грифа — указательный палец;
— третий лад — средний палец;
— четвертый лад — безымянный палец;
— пятый лад — мизинец.
Это положение пальцев обязано сохраняться постоянно, пока вы не смените позицию. В табулатурах Guitar Pro, которые вы скачаете с нашего сайта, это первая группа нот.
2. Теперь мы играем те же самые ноты пентатоники (5 нот без полутонов), только уже в пятой позиции.
Номер позиции для руки — это номер самого нижнего лада на гитаре, который зажимается вашими пальцами.
Ниже 5-го гитарного лада здесь мы не опускаемся, значит, это пятая позиция на грифе.
Постановка пальцев для игры пентатоники ЛЯ в пятой позиции следующая:
— пятый лад — указательный палец;
— шестой лад — средний палец (он должен находиться на своем ладу даже тогда, когда не зажимает никаких струн);
— седьмой лад — безымянный палец;
— восьмой лад — мизинец.
3. Следующие 2 группы нот — это упражнения на гитаре в пентатонике, которые отображены на видео.
Здесь фактически вы играете те же самые ноты из пентатоники от ноты ЛЯ, только возвращаетесь постоянно на одну предыдущую ступень назад.
Скачайте табулатуры и все поймете сами. Этот же ход обучающего упражнения доступно и понятно показан на видео. Ничего сложного тут нет.
ВАЖНО : когда вы играете гаммы или упражнения, следите за тем, чтобы совершать минимум лишних движений.
Например, держите пальцы всегда на своих струнах и своих ладах, даже если ноты на них в определенный момент не звучат.
Не ерзайте пальцами по ладам, играйте все в тех или иных конкретных позициях. Не возите одним только указательным пальцем по струне от первого для двенадцатого лада — у вас для этого есть и другие пальцы!
ВАЖНО : если вы только учитесь играть, обязательно используйте метроном.
В программе Guitar Pro 5 (которая вам понадобится, чтобы открыть наши ноты и табы), есть встроенный метроном, и им нужно пользоваться.
Также в этой программе за пару минут можно набросать простейшую ритмическую партию ударных или хотя бы акцентировать сильные доли (мы прописали удары предполагаемого метронома).
ВАЖНО : начинайте с малых скоростей, пока не научитесь играть полностью все ноты в нужных позициях. Затем темп метронома можно и нужно повышать, развивая технику и скорость своей игры.
Здесь также обязательно нужно сказать, что ноты пентатоники должны браться исключительно из нот вашей гаммы. В ля-миноре и до-мажоре нет ни диезов ни бемолей в ключе.
Здесь все эти ноты будут звучать как нужно. Если же вы захотите обыграть пентатоникой, например, МИ-минор, вам придется брать ноты из этой же самой гаммы МИ.
Вообще по пентатонике можно сказать очень и очень много еще чего, но азов из этого видео-упражнения будет пока достаточно.
Детальнее пентатоника будет рассмотрена в других упражнениях сайта и в разделе «элементарная теория».
Краткое предисловие: читательница моей (и весьма талантливая) все же не совсем поняла несколько моментов из видео №2 . Вывод. Эти моменты, возможно, важны и для д
ругих начинающих музыкантов…
——————-
Алина!
То есть у тебя самой ощущений, что некоторые ноты звучат неустойчиво, не возникло — так?
Вот послушай.
В любом звукоряде есть сильные (как они правильно называются — "устойчивые") ноты. И ноты неустойчивые.
Неустойчивые ноты вызывают тяготение к устойчивым.
Ну, это как в жизни — люди со "слабым стержнем" тянутся к сильным. Так тебе понятнее?
И переход от слабой, неустойчивой ноты к сильной, устойчивой называется разрешением.
Вся суть импровизации — и сочинения мелодии вообще — это вызывать тяготения и разрешать их.
А сейчас — сжато ответы на твои вопросы.
Что значит "сменился аккорд аккомпанемента" ?
- Как ты,
н
аверное, все же знаешь, аккорды в аккомпанементе меняются. В моем примере аккорд Ля-минор сменился на аккорд Ре-минор.
Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"?
- Каждый аккорд имеет свой основной тон (тоника в звукоряде, от которого аккорд построен). То есть Ля сменилось на Ре.
Аккорд состоит из трех звуков. Минорный из минорного трезвучия. Мажорный из мажорного трезвучия.
Вот эти три звука. Тоника, третья ступень и пятая ступень.
С тониками — разобрались. Что такое третья и пятая ступени?
Помнишь звукоряд До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си — ? Это мажорная гамма. Точнее До-мажорная гамма.
Аккорд До-мажор будет состоять из До (тоника), Ми (третья нота в звукоряде), и Соль (пятая нота в звукоряде)
Сколько бы ты пальцев на струны не ставила — в аккорде До-мажор должно звучать это трезвучие — До-Ми-Соль
(я не беру сейчас четырехнотные аккорды — септаккорды, только обычные)
Аккорд Ля минор строится из минорной гаммы Ля. Вот она:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Из каких звуков?
Правильно — из первого, третьего и пятого.
Это Ля, До, Ми.
Аккорд Ре-минор (на который сменился Ля-минор в аккомпанементе) строится по гамме Ре-минор
Вот она:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль-До
Аккорд Ре минор — 1,3 и 5 ноты -
Ре — Фа - Ля Кстати, по другому они еще называются
Тоника — Терция — Квинта (по названию ИНТЕРВАЛОВ от тоники)
Смотри.
В аккомпанементе мы играем вначале Ля-минор
Ля — До — Ми,
а потом Ре-минор
Ре- Фа — Ля
"Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"???"
- В первом случае (когда аккорд Ля) — нота Ля идет первой. Она - тоника.
Во втором случае (во второй строке, где аккорд Ре-минор) — нота Ля идет пятой.
Она — квинта.
Тоника и квинта — не равноценные ступени. Пусть они обе устойчивые, но Тоника всегда важнее.
Поэтому, хотя мы и не меняли ноту импровизации, но во время смены аккорда сопровождения, она поменяла свою роль. Из тоники — самой главной — превратилась в квинту (по отношению к ноте Ре) — ноту важную, устойчивую, но все же второстепенную.
"Что значит аккорд ре обыгрывать пентатоникой ля?"
- Вот смотри.
Кстати, почему вообще пентатоника? Там звукоряд коротенький, его просто запомнить, легко сыграть, и устойчивые ноты — там три из пяти. Всяк легче для понимания.
Так вот…
Аккорд у нас Ре-минор. А пентатонику мы играем, построенную на звукоряде Ля-минор. То есть мы не начинаем играть другую пентатонику, построенную от ноты Ре. Нет! Мы используем все ту же!! Нам не нужна новая (пока)
И вот почему.
Звукоряд Ля-минора:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Пентатоника Ля (минор)
Ля-До-Ре-Ми-Соль (нет Си и Фа)
Звукоряд Ре-минора:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль - До
Пентатоника Ре (минор)
Ре-Фа-Соль-Ля-До (нет Си и Ми)
Давай их, пенатоники, сопоставим:
Ля-До-Ре-Ми-Соль — в Ля
Ре-Фа-Соль-Ля-До — в Ре
Совпадают ноты Ля, Ре, Соль, До - 4 ноты из пяти!!!
Поэтому Ре-минор можно обыгрывать Ля-минорной пентатоникой.
Но при этом (как мы уже говорили) те же ноты будут иметь другое значение.
Они будут другими СТУПЕНЯМИ и будут звучать по-другому!
Даже если бы вы очень не хотели изучать пентатонику, но при этом фатальном нежелании, очень бы даже хотели придумывать крутые соляки на акустике или электрогитаре, рано или поздно вы бы с ней всё равно познакомились. Это неизбежно. Почему?
Пентатоника на гитаре - была, есть и будет, ибо…
Сложно сказать, кто из знаменитых гитаристов, да что там знаменитых, всех гитаристов, а также клавишников, басистов и прочей музыкальной братии (кроме барабанщиков конечно) не использует пентатонику; импровизация без пентатоники в таких стилях как блюз и рок - сложно представляемая вещь в принципе.
В частности, для шестиструнной гитары пентатонический лад открывает неограниченные возможности. Опять же, великие струнные маэстро - тому доказательство. Эрику Клэптону, например, удаётся на протяжении –надцати тактов в одном боксе выдавать бесчисленное количество мелодических фраз, причём одна на другую не похожих. Ингви Мальмстин: какие бы скоростные пассажи «не выстреливал», а все равно отводит место и для канонического пятиступенного звукоряда (его композиция Magic Mirror - один из многочисленных ярких примеров). А Ричи Блекмор, Джими Хендрикс, Джимми Пейдж? Ну, об этих гуру, вообще, как говорится, без комментариев.
Если вы не знаете, как играется пентатоника на гитаре, но хотите стать крутым гитаристом, в обязательном порядке приступайте к её изучению. Она есть мощный, несокрушимый фундамент музыкального храма, именуемого «Основы импровизации».
Мотивы познания озвучены, экскурс закончен. Берите в руки гитару - пора начинать!
Краткое теоретическое введение
Итак, пентатоника - это пятиступенный лад. То есть в отличие от диатонических гамм состоит не из семи, а из пяти звуков. В этом, собственно, и вся её мощь. В древнем Китае (подумать только!), в VII веке, она была возведена в статус философского постулата: каждая нота звукоряда обозначала определённое магическое воздействие на социум. А может и правда есть в ней «это», кто его знает, как там было и как теперь… 🙂
Бывает пентатоника мажорная и минорная. Рассмотрим подробно формулы:
То есть, если из натуральной минорной гаммы удалить II и bVI ступени, получается минорная пентатоника. Например, от A (ля) это будет: ля (I) - до (III) - ре (IV) - ми (V) - G (VII).
Теперь мажорная пентатоника на гитаре - как и что.
До мажорную пентатонику можно получить путём удаления из натуральной до мажорной гаммы IV и VII ступеней. Соответственно её формула: I (до) - II (ре) - III (ми) - V (соль) - VI (ля) .
Обратите внимание, что До мажорная и Ля минорная пентатоника состоят из одних и тех же звуков, но при этом они имеют различное интервальное строение. То есть на них распространяется правило парных тональностей мажор-минор, имеющих одинаковое количество знаков альтерации в ключе.
Например:
- До мажор - Ля минор
- Соль мажор - Ми минор (фа диез)
- Ре мажор - Си минор (фа, до диез) и т.д.
Получается, что боксы пентатоники на гитаре касательно этого свойства универсальны. Другими словами, До мажорная и Ля минорная пентатоника имеют одну и ту же аппликатуру на грифе. Однако расположение тонального центра и других ступеней у них отличные друг от друга.
Минор:
Мажор:
Например, первый звук Ля в боксе V позиции относительно мажора (С) - шестая (6) , неустойчивая ступень, а относительно минора (Am) - это I ступень , тоника (T).
Послушайте как звучит звукоряд в одном и том же боксе на аккорд С
и на аккорд Am7 (ля минор септаккорд):
Соответственно тональные тяготения разные. Если образно - ощущается контраст настроения.
Давайте рассмотрим подробно, как играется минорная пентатоника на гитаре. То есть изучим аппликатуры относительно Am - тонального центра A (ля).
Практические занятия
Играть ниже приведённые упражнения можно и под метроном, и под минусовку, звучащую в аудиопримерах. Это уже кому как нравится, хотя проигрывание пентатоники под аккомпанемент более интересней - в занятиях появляется больше музыкальности, но и в то же время развивается исполнительская техника.
Скачать минусовки в темпе 50 BPM:
II позиция (от VII ступени)
Проигрывание пентатоники во II позиции начинается от ноты G (шестая струна, 3 лад).
Этот и все последующие примеры играются переменным медиаторным штрихом (вверх/вниз) в темпе 50 ударов в минуту - по два звука на струне. Возле каждой ноты стоит цифра - она указывает каким пальцем нужно прижимать струну.
Пентатоника на гитаре может играться и в другой «пальцовке».
В аккомпанементе звучит один единственный аккорд - Am7 (ля минор септаккорд). Послушайте как играется Ex.1:
А теперь разберите табы/ноты Ex.1 и постарайтесь синхронно сыграть с записью, а затем и под минус.
В процессе проигрывания осмысливайте каждый извлечённый звук, т.е. какая нота и какая ступень лада звучит в данный момент. Вслушивайтесь в звучание ступеней по отношению к аккорду (в данном случае к Am): I (ля - тоника), III (до - малая терция), V (ми - квинта) - устойчивые тона ; а вот IV (ре - кварта) и VII (септима) звучат более напряжённо . Приобретайте навык слухового восприятия, без него в импровизации никуда.
Возможно, поначалу вам покажется неимоверно трудным синхронно играть и вдумываться, вслушиваться в каждый звук. Но, поверьте, эти усилия окупятся сторицей. Вы изучаете расположение нот на грифе, тренируетесь на слух определять тональное тяготение ступеней, и, конечно же, развиваете беглость пальцев. Эффективность занятия возрастает в разы.
Не спешите браться за разбор нового бокса, не освоив предыдущий. Изучая боксы пентатоники на гитаре по принципу «галопом по европам», по существу, вы останетесь ни с чем - как результат, «корявое» звукоизвлечение и смутное представление об аппликатурах.
Используйте эту последовательность разбора упражнения, также и при освоении последующих позиций.
V позиция (бокс от тоники минорного аккорда, I ступени)
Очень и очень любимая аппликатура всеми гитаристами мира. Возможно, вам уже не раз и не два попадалась на глаза табулатура с задействованием этого бокса.
Теперь упражнение:
Разбираем, слушаем, играем:
VII позиция (от bIII ступени)
В пределах первых трёх струн данной аппликатуры построено неимоверное количество красивейших блюзовых клише. (На всякий случай ещё один момент мотивации, если вы к пентатонике на гитаре по непонятным причинам начнёте охладевать. 🙂)
Аппликатура (играется от ноты До):
Табы/ноты Ex.3
Аудиопример:
IX позиция (от IV ступени)
Аппликатура (построена от Ре):
Табы/ноты Ex.4
Аудиопример:
XII позиция (от V ступени)
Аппликатура (построена от Ми):
Табы/ноты Ex.5
Освоив все боксы пентатоники, или выборочно, какой-то из боксов, сыграйте их на мажорный аккорд - С (скачать минусовку для занятия - ). Таким же образом проанализируйте расположение ступеней на аппликатуре (см. схему в начале статьи). Строение мажорной пентатоники: I - II - III - V - VI (если в До мажоре, это ноты - до - ре - ми - соль - ля ). Не забывайте, не путайте с минорной.
Плодотворных вам занятий!
ТЕГИЛя-минорная пентатоника – обычно это первая шкала, которую учит каждый начинающий гитарист. Она имеет многостороннее применение и состоит из звуков, которые хорошо применяются в роковом и блюзовом контексте. Я расцениваю пентатонику как легкую версию гаммы Ля-минор .
Звуки, входящие в пентатонику Ля-минор
Диаграмма грифа гитары
Названия нот, входящих в пентатонику
Последовательность звуков пентатоники Ля-минор имеет следующий вид: Ля(A) – До(C) – Ре(D) – Ми(E) – Соль(G)
Указания к применению и запоминанию
Ля-минорная пентатоника применяется для ликов и заполнений. Если ты хочешь играть мелодии, рекомендуется широко применять в своей игре звуки из Ля-минорной пентатоники.
Для запоминания пентатоники ты можешь использовать следующие 5 позиций, которые нужны для наглядного представления ля-минорной пентатоники по всему грифу гитары. Тренируй все указанные ниже образцы по очереди и вскоре ты почувствуешь эту шкалу.
Ля-минорная пентатоника в виде 5-ти позиций на грифе гитары. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн
Позиция №1 |
Позиция №2 |
Позиция №3 |