crimea-fun.ru

Дмитрий Шостакович и его «седьмая симфония. Чудо советской культуры военного времени (Седьмая симфония Д

ТЕМА: Шостакович симфония №7.



Цель урока : расширить понятие симфония, познакомить с понятием « музыкальная драматургия » познакомить учащихся с произведением Шостаковича, воссоздать образ блокадного Ленинграда через образы “Ленинградской” симфонии, познакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны, блокадой Ленинграда и ее последствиями; воспроизвести образы войны, горя, народа - победителя, фашизма в произведении Шостаковича; развивать культуру слушания, музыкально-эстетический вкус; воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине; формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание на музыкальные произведения.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: урок – презентация, с применением ИКТ, работа в группах, коллективная работа.

Методы: интерактивный, практический, творческий, исследовательский, аналитический, аудиовизуальный.

Оборудование:

    компьютер;

    проектор;

    презентация;

    стихи;

    раздаточный материал;

    словарь эмоций;

    карта “Великая Отечественная война 1941-1945”

    схема анализа музыкальных произведений

    текст песни

Музыкальный материал:

    Аудиозапись фрагментов симфонии №7 Д. Шостаковича

    Видеозапись песней «Кукушка»

    Аудиозапись фонограммы «минус» песни «Кукушка»

Ход урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

О ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба,

Он почти не весит на руке

Ольга

Берггольц

    Организационный момент

    Мотивация учебной деятельности

Война и мир – две противоположных сущности, два понятия, абсолютно несовместимые друг с другом. Судьбы людей, действия, обстановка, эмоции – все в них абсолютно противоположно.

Ребята, подумаете, какие вы можете назвать противопоставления, относящиеся к образу этих разных миров.

Ученик читает отрывок их “Ленинградской поэмы” О. Бергольц

Ответы учащихся (мир создания, мир творчества – мир краха, мир разрушения, добро-зло, жизнь-смерть; сытость-голод;

Победа-поражение; любовь-ненависть;

Храбрость-страх и т.д.)

    Изучение нового материала

Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы продолжаем изучение темы «Музыкальный образ» и развиваем ее на примере нового произведения - симфония №7 Д. Шостаковича.

Д.Д.Шостакович – советский композитор, годы его жизни – 1906 - 1975 (слайд – фото композитора). Он – коренной петербуржец, учился в Петербургской консерватории. В консерваторию поступил в сентябре 1919 года, в 13 лет, в 1922 году закончил ее как пианист, в 1924 – как композитор

Сочинил: 3 оперы («Нос», «Игроки», «Леди Макбет Мценского уезда»);

3 балета («Стальной скок);

оратории, кантаты; инструментальная и вокальная музыка; музыка к кинофильмам и спектаклям, 15 симфоний;

    Что же такое симфония?

Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она…

Мы много знаем о войне, много о ней слышали, потому что война пришла в каждый дом. Одной из самых ужасных и трагических станиц истории стала оборона Ленинграда.

Захват Ленинграда был составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР - плана “Барбаросса”. В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3?4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны. К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР.

Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу.

Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары.

В этот же день – 8 сентября 1941 года была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной – эта дата считается началом блокады длившейся 872 дня.

Уже в октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма.

Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Размер продовольственного пайка составлял

Рабочим - 250 граммов хлеба в сутки,

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет - по 125 граммов,

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии - 300 граммов,

Войскам первой линии - 500 граммов

При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться

В ноябре 1941 г. положение горожан резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах - люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Но, несмотря на всю тяжесть этого времени, на смерть, голод, страх, люди не утратили способности мыслить, мечтать, верить, надеяться, творить и сочинять. И ярким тому примером является личность великого русского композитора Д.Д. Шостаковича.

Его Седьмая симфония, получившая название “Ленинградской”, – одно из выдающихся музыкальных полотен периода Великой Отечественной войны. Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Он писал ее в доме, который едва ли не поминутно сотрясался от взрывов. Позже Шостакович сказал: “С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка”

Седьмая симфония состоит из 4 частей, но первая – самая значительная. Сам Д.Д.Шостакович писал так: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война”. Образ мирной жизни сменяется образом войны.

В начале и конце первой части воплощен образ Родины. Ему противостоит злой, бесчеловечный в своей звериной жестокости образ разрушительной силы. Он и занимает средний раздел первой части. Этот образ уникален в мировой музыке своей неповторимой конкретностью, сочетанием зловещей фантастичности и предельной реальности. Это знаменитый эпизод фашистского нашествия – “Эпизод нашествия”, потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Написана первая часть в известной вам форме вариаций, что позволило воплотить всепоглощающее разрастание и расширение бездушной, мертвой, фашистской силы.

Давайте сейчас прослушаем фрагмент симфонии.

Задание: Попытайтесь представить картину того времени, условия, в которых создавалась симфония, то мироощущение, которое охватило людей блокадного Ленинграда. И попробуем дать характеристику музыке с помощью ваших словарей эмоций.

В январе 1942 г. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов? Ленинградского и Волховского? в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы Красной Армии были ещё очень ограничены. А к голоду прибавился еще и холод. Зима 1941-1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного. Но злосчастный мороз дал надежду на спасение.

Одной из главных задач войск Ленинградского фронта был прорыв фронта противника. 12 января 1943г., после артиллерийской подготовки 67-я и 2-я ударная армии перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу. 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов, соединились в районе Рабочих посёлков № 1 и 5. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Так было разорвано кольцо блокады. Окончательно блокада была снята в январе 1944 года. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60?100 км.

9 августа 1942 г. на сцену Большого зала филармонии вышли музыканты, Оркестранты едва ли не падали в обморок от голода, на дирижере фрак висел, как на вешалке. Под потолком, невзирая на сотрясающиеся от снарядов стены, висели хрустальные люстры. Исполняли “Ленинградскую” симфонию

Д. Д. Шостаковича.

Рассказывают, что немцы, услышав через репродукторы звуки ленинградской симфонии, просто опешили - они были абсолютно уверены, что город мертв.

Когда оркестр заиграл финал, зал встал.

Приложение №) слайд (1-2)

Презентация (слайды 3-5)

Ответы учащихся

(Приложение №1)

Презентация (слайд 6)

1 фрагмент фильма (Презентация слайд 7)

Презентация (слайд 8)

2 фрагмент фильма. (Презентация слайд 9)

Презентация (слайды 10-12)

(Презентация слайд 13):

(Презентация слайд 14)

Презентация (слайд 15)

(Приложение №2)

Слушание 1 части симфонии №7

Учащиеся слушают фрагмент симфонии №

(1 часть)

Ответы учеников.

Презентация (слайд 17)

Видео фрагмент (Презентация слайд 18) .

Работа с картой: “Великая Отечественная война 1941-1945”

(Презентация слайд 19)

Учащиеся ведут просмотр слайдов презентации

Видео фрагмент (Презентация слайд 20)

IV. Закрепление материала урока

Кроссворд

(Презентация слайды 21-28)

Вокально – хоровая работа

……Много горя человеческого принесла эта война. Увековечивание памяти о погибших воинах является священной традицией у всех народов мира. Образы воинов, фрагменты боев выражаются в мраморе и граните на плитах могильных курганов и мемориалов, в легендах и летописях, в трудах историков, писателей, поэтов и композиторов...

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Подведение итогов

27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады - разгрома немцев под Ленинградом.

Творческое задание для групп:

    Собрать из фрагментов рисунок и дать ему название

    Написать Эссе (мини - сочинение) на тему: «Обращение к потомкам - война не должна повториться»

    Нарисовать мини-плакаты

    Выбрать и наклеить …………….

Рефлексия

(Презентация слайд 29)

Ученик читает стихотворение “Ленинградский салют”

Учащиеся выполняют творческое задание

Создание кластера (работа в группах)

    Выступление Д.Д. Шостаковича по Ленинградскому радио

Фотоархив «Блокада Ленинграда»

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Среди фронтовых артистов выступала и мама одного из наших преподавателей. Мы приводим её воспоминания о тех незабываемых концертах .

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...».

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грам­пластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.

Седьмая симфония д. Шостаковича

Начало формы

Конец формы

События 1936–1937 гг. на долгое время отбили у композитора желание сочинять музыку на словесный текст. “Леди Макбет” стала последней оперой Шостаковича; лишь в годы хрущевской “оттепели” он получит возможность создавать вокально-инструментальные произведения не “по случаю”, не в угоду властям. Буквально лишенный слова, композитор концентрирует творческие усилия в области инструментальной музыки, открывая для себя, в частности, жанры камерно-инструментального музицирования: 1-й струнный квартет (1938; всего в этом жанре будет создано 15 сочинений), фортепианный квинтет (1940). Все самые глубокие, личные чувства и мысли он старается высказать в жанре симфонии.

Появление каждой симфонии Шостаковича становилось огромным событием в жизни советской интеллигенции, ожидавшей этих произведений как подлинного духовного откровения на фоне убогой, задавленной идеологическим гнетом официозной культуры. Широкая масса советских людей, советский народ знал музыку Шостаковича конечно же гораздо хуже и едва ли вполне был в состоянии понять многие сочинения композитора (вот и “прорабатывали” Шостаковича на многочисленных собраниях, пленумах и заседаниях за “переусложненность” музыкального языка) – и это при том, что размышления об исторической трагедии русского народа были одной из центральных тем в творчестве художника. Тем не менее кажется, что ни один из советских композиторов не смог так глубоко и страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбою, как Шостакович в своей Седьмой симфонии.

Несмотря на настойчивые предложения эвакуироваться, Шостакович остается в осажденном Ленинграде, неоднократно просит зачислить его в народное ополчение. Зачисленный, наконец, в пожарную команду войск противовоздушной обороны, он внес свой вклад в оборону родного города.

7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала. Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом деле обладают огромной силой художественного воздействия.

9 августа 1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. С тех пор, как оркестром Радиокомитета дирижировал К.И.Элиасберг, минуло 60 лет. Ленинградская симфония была написана в блокадном городе Дмитрием Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.

Музыка Рихарда Вагнера, любимого композитора фюрера, одухотворяла его армию. Вагнер был кумиром фашизма. Его мрачная величественная музыка была созвучна идеям реванша и культа расы и силы, которая воцарилась в те годы в немецком обществе. Монументальные оперы Вагнера, пафос его титанических громад: "Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунгов", "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов"– все это великолепие пафосной музыки славило космос германского мифа. Вагнер стал торжественными фанфарами Третьего рейха, покорившего в считанные годы народы Европы и шагнувшего на Восток.

Шостакович воспринимал германское нашествие в ключе музыки Вагнера, как победную зловещую поступь тевтонцев. Это чувство он гениально воплотил в музыкальной теме нашествия проходит через всю ленинградскую симфонию.

В теме нашествия слышны отзвуки вагнеровского натиска, кульминацией которого стал "Полет валькирий", полет дев-воительниц над полем сражения из одноименной оперы. Ее демоничные черты у Шостаковича растворились в музыкальном рокоте набегающих музыкальных волн. Ответом нашествию Шостакович взял тему Родины, тему славянского лиризма, которая в состоянии взрыва порождает волну такой силы, которая отменяет, сминает и отбрасывает вагнеровскую волю.

Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней "Священная война" стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.

“Эпизод нашествия”, живущий как бы отдельной от других разделов симфонии жизнью, при всей карикатурности, сатирической заостренности образа совсем не так прост. На уровне конкретной образности Шостакович изображает в нем, конечно, фашистскую военную машину, вторгшуюся в мирную жизнь советских людей. Но музыка Шостаковича, глубоко обобщенная, с беспощадной прямотой и захватывающей последовательностью показывает, как пустое, бездушное ничтожество обретает чудовищную силу, попирая все человеческое вокруг. Подобная трансформация гротескных образов: от пошловатой вульгарности до жестокого всеподавляющего насилия – не раз встречается в сочинениях Шостаковича, к примеру в той же опере “Нос”. В фашистском нашествии композитор узнал, почувствовал нечто родное и знакомое – то, о чем он уже давно был вынужден молчать. Узнав же, со всей горячностью возвысил голос против античеловеческих сил в окружающем мире… Выступая против нелюдей в фашистских мундирах, Шостакович косвенно нарисовал портрет и своих знакомых из НКВД, долгие годы державших его, как казалось, в смертельном страхе. Война со своей странной свободой позволила художнику высказать запретное. И это вдохновляло на дальнейшие откровения.

Вскоре после окончания 7-й симфонии Шостакович создает два шедевра в области инструментальной музыки, глубоко трагичных по своему характеру: Восьмую симфонию (1943) и фортепианное трио памяти И.И.Соллертинского (1944) – музыкального критика, одного из самых близких друзей композитора, как никто другой понимавшего, поддерживавшего и пропагандировавшего его музыку. Во многих отношениях эти сочинения останутся в творчестве композитора непревзойденными вершинами.

Так, Восьмая симфония явно превосходит хрестоматийную Пятую. Считается, что это произведение посвящено событиям Великой Отечественной войны и находится в центре так называемой “триады военных симфоний” Шостаковича (7-я, 8-я и 9-я симфонии). Однако, как мы только что видели в случае с 7-й симфонией, в творчестве такого субъективного, интеллигентского композитора, каким был Шостакович, даже “плакатные”, снабженные однозначной словесной “программой” (на которые Шостакович был, кстати, весьма скуп: бедные музыковеды, как ни старались, не могли вытянуть из него ни единого слова, проясняющего образность его собственной музыки) произведения загадочны с точки зрения конкретного содержания и не поддаются поверхностному образно-иллюстративному описанию. Что уж говорить о 8-й симфонии – сочинении философского характера, которое до сих пор поражает величием мысли и чувства.

Публика и официальная критика поначалу приняли сочинение вполне доброжелательно (во многом в фарватере продолжающегося триумфального шествия по концертным площадкам мира 7-й симфонии). Однако дерзновенного композитора ждала суровая расплата.

Все произошло внешне как бы случайно и нелепо. В 1947 году стареющий вождь и Главный Критик Советского Союза И.В.Сталин вместе с Ждановым и другими товарищами изволили прослушать на закрытом представлении последнее достижение многонационального советского искусства – оперу Вано Мурадели “Великая дружба”, с успехом поставленную к этому времени в нескольких городах страны. Опера была, надо признать, весьма посредственной, сюжет – крайне идеологизированным; в общем, лезгинка товарищу Сталину показалась весьма ненатуральной (а уж в лезгинках Кремлевский Горец знал толк). В результате 10 февраля 1948 года вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором вслед за суровым осуждением злосчастной оперы лучшие советские композиторы объявлялись “формалистическими извращенцами”, чуждыми советскому народу и его культуре. Постановление прямо ссылалось на одиозные статьи “Правды” 1936 г. как на основополагающий документ политики партии в области музыкального искусства. Стоит ли удивляться, что во главе списка “формалистов” стояла фамилия Шостаковича?

Полгода беспрестанных поношений, в которых каждый изощрялся на свой лад. Осуждение и фактическое запрещение лучших сочинений (и прежде всего гениальной Восьмой симфонии). Тяжелый удар по нервной системе, и без того не отличавшейся особой устойчивостью. Глубочайшая депрессия. Композитора доломали.

И вознесли: на самую вершину официозного советского искусства. В 1949 г. вопреки воле композитора его буквально вытолкнули в составе советской делегации на Всеамериканский конгресс деятелей науки и культуры в защиту мира – от лица советской музыки произносить пламенные речи в осуждение американского империализма. Получилось весьма неплохо. С этих пор Шостакович назначается “парадным фасадом” советской музыкальной культуры и осваивает тяжкое и малоприятное ремесло: разъезжать по самым разным странам, зачитывая заранее заготовленные тексты пропагандистского характера. Отказаться он уже не мог – его дух был полностью сломлен. Капитуляция была закреплена созданием соответствующих музыкальных произведений – уже не просто компромиссных, а полностью противоречащих художническому призванию артиста. Наибольший успех среди этих поделок – к ужасу автора – снискала оратория “Песнь о лесах” (на текст поэта Долматовского), воспевающая сталинский план преобразования природы. Он был буквально ошеломлен восторженными отзывами коллег и щедрым денежным дождем, пролившимся на него, как только он представил ораторию публике.

Двусмысленность положения композитора состояла в том, что, используя имя и мастерство Шостаковича в пропагандистских целях, власти при случае не забывали напоминать ему, что постановление 1948 года никто не отменял. Кнут органично дополнял пряники. Униженный и порабощенный, композитор почти отказался от подлинного творчества: в важнейшем для него жанре симфонии возникает цезура длиной в восемь лет (как раз между окончанием войны в 1945 г. и смертью Сталина в 1953-м).

Созданием Десятой симфонии (1953) Шостакович подвел итог не только эпохе сталинизма, но и длительному периоду в собственном творчестве, отмеченному прежде всего непрограммными инструментальными сочинениями (симфониями, квартетами, трио и др.). В этой симфонии – состоящей из медленной пессимистически-самоуглубленной первой части (звучащей свыше 20 минут) и трех последующих скерцо (одно из которых, с весьма жесткой оркестровкой и агрессивными ритмами, предположительно является своеобразным портретом только что скончавшегося ненавистного тирана) – как ни в какой другой, выявилась совершенно индивидуальная, ни на что не похожая трактовка композитором традиционной модели сонатно-симфонического цикла.

Разрушение Шостаковичем священных классических канонов осуществлялось не по злому умыслу, не ради модернистского эксперимента. Весьма консервативный в своем подходе к музыкальной форме, композитор не мог не разрушать ее: слишком далеко отстоит его мироощущение от классического. Сын своего времени и своей страны, Шостакович был до глубины сердца потрясен бесчеловечным образом явившегося ему мира и, не в силах ничего поделать с этим, погружался в мрачные размышления. Вот скрытая драматургическая пружина его лучших, честных, философски обобщающих сочинений: и хотел бы он пойти против себя (скажем, радостно примириться с окружающей действительностью), но “порочное” нутро берет свое. Повсюду видит композитор банальное зло – безобразие, абсурд, ложь и обезличенность, не в силах противопоставить ему ничего, кроме собственной боли и скорби. Беcконечная, вынужденная имитация жизнеутверждающего мировоззрения лишь подрывала силы и опустошала душу, просто убивала. Хорошо, что умер тиран и пришел Хрущев. Наступила “оттепель” – пора относительно свободного творчества.

Настоящим чудом советской культуры во-енного времени является знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906—1975), названная «Ленинград-ской». Большая ее часть была написана в блокадном Ленинграде в самый тяжелый военный год — 1941.

Будучи прославленным композитором и уже немолодым человеком, Д. Д. Шостакович принимал участие в работах по укреплению блокадного города. Вместе со своими студентами он рыл окопы, де-журил на крыше консерватории в часы воздушных атак, а в свободное время — сочинял новую симфо-нию. Впоследствии руководитель Московского дома работников искусств Борис Филиппов выразил сомнение, стоило ли композитору, создававшему столь великое и нужное людям произведение, под-вергать свою жизнь риску. Шостакович ответил: «А может быть, иначе и не было бы этой симфонии. Всё это надо было прочувствовать и пережить». Ра-боту над Ленинградской симфонией композитор закончил в Куйбышеве. Там же впервые она была исполнена в начале марта 1942 г. В конце того же месяца произведение Шостаковича прозвучало в Москве, откуда транслировалось на всю страну. Тогда и возникла идея исполнить ее в блокадном Ленинграде.

Идею эту, однако, не так-то просто было вопло-тить. Жители Ленинграда в буквальном смысле умирали от голода. Из-за замерзших водопровод-ных и канализационных труб в дома не поступала вода — брать ее можно было только из Невы. В до-мах не было ни света, ни тепла.

Для исполнения симфонии требовалось сто музыкантов, а в оркестре ленинградского радио-комитета осталось только пятнадцать человек. Тогда по радио объявили о регистрации всех остав-шихся в живых музыкантов филармонии. На это объявление откликнулись двадцать восемь человек. Некоторых из них, совсем ослабевших от голода, привели под руки; были и такие, кого привезли на санях. Дирижер К. И. Элиасберг, шатаясь от слабос-ти, обходил госпитали в поисках находившихся там на лечении музыкантов. Еще какое-то количество необходимых исполнителей прислали из армии, сражавшейся под Ленинградом.

На первой репетиции собралось восемьдесят изможденных оркестрантов, гордившихся тем, что, пережив блокадную зиму, смогли выйти на сцену и играть. Репетиция длилась всего пятнадцать минут, потому что на большее просто не хватило сил. Но было ясно: концерт состоится. Материал с сайта

Он состоялся 9 августа 1942 г. Очередь в концерт-ный зал была длиннее, чем в булочные. Во время 80-минутного исполнения симфонии не было ни одного сигнала воздушной тревоги: об этом поза-ботилась артиллерия, которая в течение всего дня проводила ожесточенный обстрел вражеских бата-рей, не дававший немцам поднять голову. А в зале звучала могучая музыка, рассказывавшая о враже-ской лавине, захлестнувшей родную землю, и о само-отверженном сопротивлении захватчикам, о скорби по павшим, но не побежденным героям, и о любви к родной земле. Ленинградская симфония Шостаковича влила живительные силы в сердца измучен-ных блокадой ленинградцев и в этом смысле еще раз оправдала свое название.

Это произведение получило всемирное призна-ние. Только в течение 1942—1943 гг. и только на Американском континенте оно было сыграно шестьдесят два раза! Через много лет после войны к дирижировавшему премьерным исполнением симфонии К. И. Элиасбергу подошли два немецких туриста со словами: «Мы были тогда в окопах, с той стороны. Слышали ваш концерт и говорили между собой: если уцелеем, обязательно спросим: как это им удалось в голодном, осажденном городе создать такой великолепный оркестр».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском


Гармония Шостаковича
Шостакович. Квинтет op.57, Прелюдия (1940). Сложная 3-х частная форма
Шостакович. Симфония №8, третья часть Allegro non troppo (1943). Сложная 3-х частная форма.

«Эпизод нашествия» представляет собою тему и одиннадцать вариаций, с удержанной, остинатной мелодией. Форма темы и вариаций - период из трех предложений (4 + 8 + 6 тактов) и трехтактовое дополнение. Последнее с самого начала противопоставлено всему предшествующему, благодаря компактному, аккордовому изложению.(Форму темы и вариаций можно определить и как период из двух предло¬жений (4+8) с двумя дополнениями (6+3).
Мелодия темы и вариаций «эпизода нашествия», в противоположность мелодии «Болеро», нарочито, демонстративно (в особенности с точки зрения стиля Шостаковича) проста, элементарна. Более того, она словно стремится произвести впечатление примитивности, однотонности. Однако достигается это тонкими средствами. В этой мелодии все направлено на то, чтобы, вопреки самой природе мелодизма, она была как можно менее мелодичной, то есть менее певучей. Построение мелодии заканчивается цезурами - паузами. Звуки мелодии также отделены один от другого паузами.
Однако и в этом намеренно обедненном мире звуков есть свое развитие. Так установившееся членение по два такта сменяется в третьем предложении новой, более сложной формулой (4+1 + 1). Заметная ритмическая фигура - повторение двух звуков в конце построений - один раз метрически смещается и попадает с сильного на относительно сильное время (в трехтактовом дополнении). В интонационном развитии чередуются однородные скачки и прямолинейные движения. Гаммообразному движению вниз во втором предложении можно противопоставить гаммообразное движение вверх в дополнении. Скачки хотя и однородны, но не идентичны.
Преобладают квинтовые, но есть и квартовые скачки; а второе предложение начинается фразой с секстовым скачком(. Ассоциация с кульминацией на терции субдоминанты в классическом периоде).

В первом предложении скачку вверх отвечает скачок вниз. Этой повторностью интонаций подчеркивается начальное, экспозиционное значение первого предложения.
Скачки, о которых идет речь, благодаря своему обрывистому характеру, напоминают «военную команду». И вот любопытно, что в третьем предложении, где меняется установившееся ритмосинтаксическое развитие, эти «военные команды»-сигналы вычленяются, повторяются несколько раз подряд.
Мелодия «эпизода нашествия» развивается путем использования различных приемов. Во втором предложении наблюдается секвентное проведение гаммообразною мотива (два звена), говорящее об известной разработочности этого момента. Обобщающее третье предложение начинается четырехтактом (единственным слитным), сплавляющим основные интонационные и ритмические моменты темы. Здесь объединились интонации преобразованного скачка и гаммообразного движения. В третьем и четвертом тактах этого четырехтакта восстанавливается обычный облик
скачка - «военной команды». Интонация нисходящего, гаммообразного движения закончилась в третьем такте на звуке с; с того же звука начинается интонация скачка. Стало быть происходит слияние ранее отделявшихся друг от друга моментов.
Ладово-функциональное строение проанализированной мелодии при всей простоте допускает немало гармонических вариантов. Они облегчаются расчлененностью, выделяемостыо каждого звука. Но Шостакович использует
лишь некоторые варианты, что, вероятно, отвечает замыслу данного эпизода симфонии - создать картину постоянства, неизменности, скованного упорства.

Остинатность этой музыки наиболее непосредственно воспринимается в ритмике.(В книге Данилевича о Шостаковиче приведена ритмическая схема и сделан подсчет количества повторений основной ритмической комбинации (барабанная дробь); всего 175 повторений. См. Л. Д а н и л е в и ч. Д. Шостакович, стр. 86).

Весьма ощутима далее и мелодическая остинатность, определяющая форму этих вариаций. На большом протяжении вариационного цикла soprano ostinato сочетается с остинатностью в басовом слое фактуры, - по сути с разновидностью basso ostinato (начиная с третьей вариации - цифра 25). Главными элементами фактуры «эпизода нашествия» и являются эти два ostinato (верхнее и нижнее), которые иногда меняются местами. Гармоническое варьирование стимулируется относительной мелодической активностью второго, басового ostinato, полифоническими приемами, а также
новым сопровождением (громыхающие, «лязгающие», «завывающие» параллельные большие терции в десятой вариации; на первом плане - «тяжелая» медь и валторны - цифра 41).
Замечательно, что некоторые из названных стимулов, порождающих гармоническое варьирование, в свою очередь применяются с известными вариантами, претерпевают свое внутреннее развитие.
Возьмем второе, нижнее, басовое ostinato. Его типовая форма устанавливается в третьей вариации. Но уже во второй вариации встречается предвосхищение типовой формы, однако, в значительно более остром ладовом варианте - цифра 23. Здесь интонируются звуки II и VI
низких ступеней лада. При «прохождении» над этой басовой фигурой главной мелодии отметим «столкновение» VI высокой натуральной и VI низкой ступеней.
В девятой вариации (цифра 39) линия развития нижнего, басового ostinato достигает кульминации. В гармоническом варьировании ощущается новый оттенок, тем более что все возникающие созвучия подчеркиваются форсированной громкостью.
Другой стимул гармонического варьирования - собственно полифонические приемы - также прокладывают свою «дорожку» в цикле. В восьмой вариации (цифра 37) в соотношении нижнего и верхнего ostinato использован двойной контрапункт октавы. Этот прием, в более широком смысле, подхвачен в последней, одиннадцатой вариации - цифра 43. Главная мелодия «эпизода нашествия» проходит «внизу»; новая фигура сопровождения, напоминающая о теме главной партии первой части симфонии, изложена «наверху». Ясно, что подобное смещение слоев фактуры
не может не дать гармонической новизны звучаний.

Полифоническим приемом, обогащающим и варьирующим гар¬монию, оказывается двухголосный канон пятой вариации - цифра 31 (вступают с темой кларнеты; канонически на октаву ниже тему подхватывают гобои ианглийский рожок). Любопытно, что и здесь было свое предвосхищение: имитационное «эхо» (гобой и фагот) третьей вариации - цифра 25.
Кроме отмеченных своеобразных стимулов гармонического варьирования, в «эпизоде нашествия» несколько раз встречаются «аккордовые ленты», которые мы отмечали в «Болеро».
Некоторые различия между «Болеро» и «эпизодом нашествия» обнаруживаются и в применении данных «аккордовых лент». Во-первых, на пути к аккордам (трезвучиям), «вытянутым» в мелодию, у Шостаковича появляется двузвучная дублировка («ин¬тервальная лента»). Так
проходит остинатная тема во второй ва¬риации- цифра 23. Во-вторых, Шостакович в интервально-аккордовых мелодических потоках, влекомых главной мелодией, не везде соблюдает строгий параллелизм. Так, во второй вариации, начинающейся параллельными секстами, далее появляются последовательности других интервалов, в том числе не параллельных. В четвертой вариации - цифра 29 - тема (засурдиненные труба и тромбоны) начинается трезвучием, что в типичных случаях «аккордовых лент» - это мы видим далее и в вариационном цикле Шостаковича - ведет к образованию параллелизма трезвучий. Но в четвертой вариации вслед за трезвучием
идут параллельные септаккорды. В развитии вариации встречаются и другие более сложные созвучия. В-третьих, в двух аналогичных проведениях темы параллельными трезвучиями, с удвоением основного тона, в шестой и седьмой вариациях (цифры 33 и 35) Шостакович неизменно сохраняет мажорные трезвучия. При сравнении со сходными вариациями «Болеро», мы находим, что в данном моменте у Шостаковича дух упорной неизменности проявился еще сильнее, прямолинейнее. Ведь у Равеля в параллельном потоке встречаются и минорные трезвучия, по своему звуковому составу более близкие диатонике основной ладотональности.
Сравнивая между собой вариации «эпизода нашествия», в которых тема-мелодия движется аккордами, мы в наибольшей мере воспринимаем гармоническое варьирование в обычном смысле, то есть различное гармоническое раскрытие звуков мелодии, их различную гармонизацию.
Представило бы интерес потактовое сравнение четвертой и шестой (седьмой) вариаций.
В заключение анализа «эпизода нашествия» отметим, что у Шостаковича образуются группы однотипных вариаций. Решительно преобладает группировка вариаций в «разбивку». Только один раз две вариации, идущие подряд (шестая и седьмая), с их аккордовыми параллелизмами,
образуют группу. В шестой вариации тема проходит в аккордах струнных, в седьмой же вариации, более мощной, тему в параллельном движении ведут и струнные и деревянные духовые.
В последовательности же других вариаций в большей степени ощущаются их фактурные, полифонические, гармонические, тембровые различия. Первая вариация примыкает к теме.
Сопровождение главной мелодии ограничивается квинтовой интонацией у виолончелей - цифра 21.
Вторая, четвертая, шестая и седьмая объединяются в группу потому, что звуки мелодии в них дублированы («интервальные и аккордовые ленты»). О группировке соседних шестой и седьмой вариаций было сказано выше. Вторая вариация соотносится с девятой. Они группируются по признаку наличия ладово-острых звуков (в частности, звук ces). Третья и пятая вариации объединяются в группу по признаку имитационности. В пятой вариации - канон. Объединение в группу восьмой и одиннадцатой вариаций объясняется тем, что в них происходит «обмен местами» верхнего и нижнего слоев фактуры. Десятая вариация стоит особняком; в ней наблюдается
относительно наиболее контрастное сопровождение (параллельные большие терции). В обоих проанализированных вариационных циклах наиболее приметным для восприятия, в конечном счете, оказывается сочетание двух черт: неизменности, остинатности главной мелодии и изменчивости,
варьирования тембра. Варьирование же гармонии, по сравнению с тембровыми изменениями, здесь все же второстепенно; но оно сохраняет большой интерес, как многие второстепенные персонажи драматических пьес.

«Особенности драматургии симфонической музыки. Д.Д. Шостакович симфония №7 или Ленинградская»

Тема урока : Особенности драматургии симфонической музыки.

Д.Д. Шостакович симфония №7 или Ленинградская

Цель урока: раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича. На основе проникновения в творческую лабораторию великого творца, убедиться в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе».

Задачи:

Познавательные:

    Факты из жизни и творчества композитора Д.Д.Шостаковича;

    Факты истории Великой Отечественной войны – Блокада Ленинграда;

Образовательные :

    проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития;

Развивающие :

    развивать умения раскрывать образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры Симфонии №7.

    развитие навыков анализа музыкального произведения;

Оборудование: портрет Д.Д. Шостоковича, ноутбук, симфония №7 (запись)

Ход работы

- Здравствуйте, сегодня наша встреча с музыкой посвящена творчеству одного из величайших композиторов ХХ века – Д.Д.Шостаковича. Многие из вас, наверное, слышали выражение «талантлив, как Моцарт». Так говорят, когда хотят сказать о человеке необычайно одарённом и выдающемся. Эти слова неоднократно произносили в адрес Дмитрия Шостаковича. Ещё в юности, когда ему было только 17 лет, в печати его уже общенародно называли гением.

Музыкальные способности проявились очень рано, а с 11 лет начал сочинять музыку. В 1919 году Шостакович был принят в Петроградскую консерваторию. В 18 лет когда обычно начинают учёбу в вузе, он завершил 1-ую симфонию, представив её в качестве дипломной работы на окончание Ленинградской консерватории.

Шостакович написал более 120 произведений, в том числе 15 симфоний, 24 прелюдии и фуги, 10 поэм для хора, ораторию «Песнь о лесах»

Творческая деятельность Шостаковича посвящена почти всем жанрам музыкального искусства. Он сочинял оперы и балеты, симфонии, концерты и сонаты, писал музыку к драматическим спектаклям. С момента зарождения советского звукового кино Шостакович – неутомимый, активнейший участник в создании звуковых кинофильмов. Он написал музыку к кинофильмам «Встречный», «Человек с ружьём», «Молодая гвардия», «Овод», «Гамлет» и т.д.

Сегодня мы поговорим об истории создания самой знаменитой симфонии Шостаковича – Седьмой. Той самой, что началась создаваться во время Великой Отечественной войны в осаждённом фашистами городе Ленинграде. Но перед тем как поговорим, вспомним сначала что такое симфония?

Симфония - это музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей (первая часть,в быстром темпе, пишется в сонатной форме; вторая часть в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме; третья часть, скерцо или менуэт в трехчастной форме; четвёртая часть, в быстром темпе, в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты. )

Что такое «Симфоническая музыка» - музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром.

А какие группы музыкальных инструментов входят в состав оркестра?

Смычковые струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные инструменты.

Совершенно верно!

Итак, симфония №7 на столько широко известна, что его узнают по началу главной темы, которую композитор назвал «тема нашествия».

Шостакович решил сочинить симфонию, которая расскажет о несокрушимой стойкости ленинградцев, всех людей нашей страны, об их стремлении к победе над врагом. Композитор стал делать наброски, и работа пошла очень быстро. Музыка словно постоянно звучала у него в ушах.

Шостакович не мог ни на минуту расстаться со своей симфонией. Часто бывало так, что, отправляясь дежурить на крышу во время фашистских бомбёжек, он захватывал с собой нотные листы с записями. Сохранились даже фотографии, где композитор Дмитрий Шостакович, одетый в пожарную каску, дежурит на крыше консерватории. Даже во время воздушной тревоги, когда вся семья отправлялась в бомбоубежище, Шостакович, не замечая рёва самолётов и взрыва снарядов, продолжал сочинять свою гениальную музыку.

Первое исполнение седьмой симфонии, или, как её сразу стали называть, «Ленинградской», состоялось в марте 1942 года в Куйбышеве. Зрительный зал был переполнен. Но главное её исполнение состоялось немного позднее – в самом Ленинграде.

Многие считали, что исполнение этой музыки в суровом, измученном блокадой городе осуществить невозможно, но всё же решено было это сделать. Оригинал партитуры перевозили на боевом самолёте вместе с медикаментами. Но выяснилось, что оркестр ленинградской филармонии распался: многие музыканты были на фронте, кто-то погиб от истощения. Но, собирая оркестр заново, все понимали, что вскоре суждено состояться не просто концерту, а подлинному историческому событию. Потому что эта музыка говорила: город не только сражался в кольце блокады, он жил и высокой духовной жизнью. Поэтому так важно было услышать эту симфонию самим ленинградцам.

Осуществить исполнение симфонии в голодном полуразрушенном городе, это было уже само по себе подвигом. К премьере готовились не только в городе. Чтобы фашисты не смогли помешать исполнению музыки, военные на линии фронта провели мощную артиллерийскую атаку, чтобы враги не смогли своими обстрелами сорвать долгожданную премьеру.

Зал слушал новую симфонию в полной тишине. Одна за другой проходили перед воображением слушателей картины современности: мирная довоенная жизнь, нападение на страну фашистских завоевателей, поступь которых композитор передал в своей «теме нашествия», героическое сопротивление нашей страны и оплакивание погибших героев. Шёл 1942 год, до конца войны оставалось ещё три тяжёлых года, но композитор своей гениальной музыкой словно провозглашал: «Мы выстоим, и победа будет за нами!»

- Сейчас наступило время послушать музыку Дмитрия Шостаковича. Вы услышите отрывок из первой, самой яркой, части «Ленинградской» симфонии. В этой части и звучит «тема нашествия». И так, слушаем и думаем о характере этой музыки.

Что рисует эта музыкальная тема?

Анализ музыки. (Ответы детей)

Тема нашествия рисует нападение на нашу страну, тупую силу, из которой выбили всё гуманное, живое. Она повторяется 280 тактов, создавая впечатление, что это идут марионетки, которых дёргают за нитки, они идут, не рассуждая, топчут, грабят и убивают. Но вот в тот момент, когда кажется, что нет силы, способной остановить их, возникает тема сопротивления, как её называют музыковеды – «русская тема», она сталкивается с темой нашествия и побеждает её.

Давайте теперь разберём эту симфонию подробнее. Как я уже сказала симфония состоит из 4 частей.

СОНАТНАЯ ФОРМА

ЭКСПОЗИЦИЯ

РАЗРАБОТКА

РЕПРИЗА

КОДА

Главная

тема

Побочная

тема

Показ тем

Повторение

частей

Заключение

финал

Героическая

величественная

лирическая

Затем вдруг появляется тема нашествия, т.е. Вариации (это музыкальная форма, где вначале даётся тема, а затем её варианты).

Звучание темы меняется 11 раз.

Как они изменяются?

Меняется тембр и динамика.

Исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде стало символом мужества и грядущей победы. Когда начали исполнять финал симфонии, все в зале встали, а у многих на глазах выступали слёзы. Всем в то время так нужна была вера в торжество разума и справедливости, надежда на то, что мы победим. Тогда эта музыка часто исполнялась по радио.

Когда симфония впервые была исполнена в Америке, то один из американских критиков заявил: «Народ, который сочиняет такие произведения, непобедим».

Дмитрий Шостакович писал в одной из своих статей, обращённых к молодёжи: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище и совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

На этом урок подошёл к концу. До новых встреч!

Загрузка...