crimea-fun.ru

Чюрлёнис. Музыка живописи или живопись музыки? Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок Сообщение о творчестве м чюрлениса

«...Помни, что исполнятся все наши желания, все мечты. Счастье с нами, а
если судьба слегка мешает и стесняет, то уж такая у нее привычка...»
(Чюрленис).

Многие из тех, кто отмечают особую зловредную привычку судьбы стеснять и
мешать, хорошо при этом понимают, что ощущения счастья это не
затрагивает. «Счастье с нами». Но с этим чувством часто бывает трудно
жить.

Без фантазеров и мечтателей мир не смог бы существовать, не вытянул бы
ни одного своего столетия. Фраза, сказанная в 1929 году Горьким, («А где
же мечта? Мечта где? Фантазия где - я спрашиваю? Почему у нас
Чюрленисов нет?») доказывает, что умел писатель видеть много дальше
проповедуемого соцреализма и понимал необходимость самых разнообразных
форм самовыражения в искусстве.

"Соната весны"

«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди - как ноты».
(Чюрленис).

Местом рождения и местом смерти Чюрлениса значится Российская империя.
Но нужно понимать, что родился он в Литве. Отец был из крестьянской
семьи, работал органистом в церкви. Мать - из немецких переселенцев, она
занималась детьми, среди которых Микалоюс Константинас был старшим.
Несмотря на то, что отец Чюрлениса был литовцем, мать - немкой, родными
его языками оставались польский и русский (только к моменту знакомства с
будущей женой он начал изучать литовский язык).

" Соната звёзд"

Итак, Микалоюс Константинас Чюрленис родился 10 (22) сентября 1875 года в
городе Варена (сейчас - Литва). Умер 28 марта (10 апреля) 1911 года в
Пустельнике Миньски (ныне - Польша). В этом году - столетие со дня
смерти.

Семья была многодетная и небогатая, но, как часто случается (или
случалось раньше), на одаренного ребенка обратили внимание те, кто мог
помочь. Благодаря князю Михаилу Огинскому мальчик с раннего детства
получил возможность заниматься музыкой.

" Соната моря."

Образование, которое получил Чюрленис, также несло на себе печать
специфики места рождения. Он учился в двух консерваториях - в Варшавской
и в Лейпцигской. Живописи Чюрленис учился позже и тоже в Варшаве.
Композитор, художник, поэт, даже философ - одно неотделимо от другого.
Чюрленис - автор многих музыкальных сочинений (около 250) и более 300
картин - как тут определишь? Невозможно «определить» его и в
стилистическом отношении: хотя несомненно сильное влияние символизма,
модерна, арт-нуво в живописи, позднего романтизма и импрессионизма и
прочих «-измов» - в музыке. А также глубокого полифонизма и там, и там.

В 1907 году Чюрленис приезжает в Петербург. Именно там, в условиях
нищеты, за пару лет он создает большую часть своих картин. Его принимают
и признают такие художники, как Маковский, Добужинский, Бенуа, Бакст,
Рерих, Лансере. Добужинский отдал свой рояль. Чюрленису старались помочь
с выставками: первая состоялась в том же году в рамках выставки «Союза
русских художников». Художники «Мира искусства» привлекли его к
театрально-декоративному искусству. А. Бенуа писал, что если бы он
(Бенуа) был богат, он бы заказал Чюрленису гигантские фрески.

" Соната пирамид"

«Умение заглянуть в бесконечность пространства и в глубь веков делали
Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за
узкий круг национального искусства», - писал М.В. Добужинский.

Но все чаще композитор испытывал тоску, приступы депрессии усугублялись.
В 1910 году Чюрлениса помещают в нервную больницу под Варшавой. После
прогулки в лесу он простудился и умер возрасте 35 лет.

«Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными
красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией
какие-то космические симфонии», - писал Вячеслав Иванов и добавлял:
«Чюрлянис несомненно музыкант… по общей музыкальной стихийности, как бы
разлитой во всем его душевном составе». (Чюрлянис - прежнее написание
фамилии).

Ритм, пластика, архитектоника - все эти понятия одинаково применимы к
разным видам искусств. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и
краски музыкальных гармоний. Форма, композиция - само собой. Даже слова
«тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. Многие
картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты,
картины-прелюды. И наоборот - музыка переходит свои границы:
«Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», -
писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев.

" Соната лета"

Вопрос о синтезе искусств - вопрос очень старый. Почему именно на
переломе эпох (19 и 20 веков) этот вопрос актуально и мощно встал перед
многими деятелями - сказать не могу. Уже было в обиходе понятие «цветной
слух», известно, например, что им обладал Н.А. Римский-Корсаков. Но
достаточно назвать только Александра Скрябина. Его идеи, не вселенского
мистического масштаба, а идеи светомузыки были реализованы техническими
специалистами из Казани (НИИ «Прометей») спустя много десятилетий. В
партитуру своей симфонической поэмы «Прометей» он включил партию
световой клавиатуры - ее расшифровали. Идею «Мистерии» - действа звуков,
красок, запахов, движений - Скрябин реализовать не успел.

Общность Скрябина и Чюрлениса трудно не заметить. Даже во внешности есть
чуть уловимые общие черты. Заметна некоторая общность интересов и идей.
Азбучным стало представление о том, что вопросы светомузыки с
«музыкальной стороны» решал Скрябин, а с «живописной» - Чюрленис.
Происходило это в одно и то же время - в первом десятилетии 20 века. При
этом - знакомы они не были. Маковский писал о Чюрленисе: «Его
творчество - музыка в той же степени, как живопись».

То, как видел-слышал (одновременно) Чюрленис, можно разгадывать,
расшифровывать и распутывать. А можно просто воспринимать, как мы
воспринимаем любые другие образы.

Ромен Роллан был восхищен творчеством художника и композитора, посвятив
ему многие строки: «Просто невозможно выразить, как я взволнован этим
поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но
и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики.
Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи
больших пространств, в монументальной фреске! Это новый духовный
континент, Христофором Колумбом которого, несомненно, остается Чюрленис…
Я думаю, что он сам должен был пережить какую-то мечту и то ощущение,
которое нас охватывает, когда мы, засыпая, вдруг чувствуем, что парим в
воздухе».

Ощущение парения дано, вероятно, каждому. Не все в нем, правда,
нуждаются.

Хрупкость обыденной земной жизни и нездешние миры в творчестве - все это
Чюрленис. Но что больше всего меня поражает в его картинах и музыке -
это ощущение внутренней чистоты.

Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис; лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis; польск. Mikołaj Konstanty Czurlanis; 10 (22) сентября 1875 - 28 марта (10 апреля) 1911) - литовский художник и композитор.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года. Отец будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы — Дзукии, играл на органе. Мать будущего художника Адель родом из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований. Спустя 3 года после рождения Микалоюса семья переселилась в Друскининкай. Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке.

С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. В Варшаве в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью. Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву. Здесь он продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые являются его основным заработком.

Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать.

Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.

Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств.

В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба — циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.

В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург. В Петербурге у них не было ни работы, ни денег, ни друзей.

Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины.

Его жена вернулась в Друскининкай. В Петербурге Чюрленис познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как , Лансере, что существенно облегчило его существование в Петербурге. Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать в выставках.

В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние. Жена перевозит его домой в Друскининкай.

В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг.

Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Многие произведения утрачены, иные находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса.

ТВОРЧЕСТВО

Первые работы Чюрлениса незатейливы: это маленькие деревенские пейзажи со свинцово-серым небом, избушками, заснеженными холмами и темными стволами деревьев. Они сделаны по рисункам с натуры. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»).

От объективной спокойной фиксации пейзажа — к драматизации природы — таков путь Чюрлениса.

Активное участие Чюрлениса в движении Литовского национального возрождения и идеалистическое самопожертвование во имя идеалов искусства, представляет его типичным творцом эпохи Романтизма. Взглянув на произведения Чюрлениса, можно заметить, что в его живописи чувствуется влияние символистов и art noveau, музыкальный язык стремится расширить возможности хроматической и гармонической систем мажора-минора, а творчество вцелом объединено четкой синестетической тенденцией. Все упомянутые черты представляют Чюрлениса типичным творцом центральной Европы рубежа девятнадцатого-двадцатого веков.

Картины зрелого Чюрлениса, пластика которых субтильно основана на музыкальных формах и логике мотивного развития музыки, а также поздние сочинения для фортепиано, в которых серийная техника переплетается с остинатной логикой, мелодические и ритмические модули с образованиями гармонических комплексов, в истории всей европейской культуры являются уникальными образцами синтеза музыки и живописи. Это не «нарисованная музыка», а в живописи композитором сознательно использованные пластические соответствия средствам музыкальной выразительности – ритма линий и плоскостей, гибких форм, «наложений» нескольких слоев пейзажа, создавая эффект расширенного пространства

Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики, народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты», сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».


«Я рисовал или по целым часам сидел у моря, в особенности на закате я всегда приходил к нему, и было мне всегда хорошо, и с каждым разом становилось все лучше…»

Мечтой художника о мировой гармонии и красоте рождены циклы картин «Сотворение мира» и «Знаки Зодиака».



Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы… Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность… Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу — надпись по-польски: «Да будет!» Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт!.. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума. Мир начинает жить, сверкать, цвести.

Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира.

Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.

В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.

Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет», - вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман.

Единственное, что могло его вывести из себя, - это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины.

Он негодовал «…почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства».

Сочинил свыше 200 произведений для фортепиано (прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).

C 1965 года проводится конкурс имени Чюрлёниса, в котором участвуют пианисты и органисты.

Имя Чюрлёниса носит основанная в 1945 году Национальная школа искусств М.-К. Чюрлёниса в Вильнюсе, единственная в Литве школа искусств с полным 12-летним циклом обучения.

На архипелаге Земля Франца-Иосифа на острове Гукера есть гора Чурляниса, названная в 1913 году в память о Чюрлёнисе; горе было дано то имя художника, под которым он был известен при жизни и несколько десятилетий после его смерти.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Рерих Н. К. Чюрлёнис // Художники жизни. - М.: МЦР, 1993

Композитор - художник

1.Фуга в живописи

Дорогой друг! На протяжении этого года, ты изучал живописную музыку и музыкальные картины художников разных эпох.

Сегодня я хочу тебя познакомить с музыкой и картинами литовского художника и композитора


Микалоюса Константиноса Чюрлёниса (1875-1911).

Хочу отметить, что по рождению Чюрлёнис был российским подданным и тесно связан с русской культурой.

Рассмотри живописное полотно "Фуга" М.К.Чюрлёниса.


Живописное полотно Чюрлёниса "Фуга" - одна из тех работ, которая позволяет говорить о его искусстве, как о наивысшем воплощении идеи синтеза искусства - одной из основных идей символизма, т.е. с помощью различных символов мы сможем раскрыть истину, познать глубину произведения как художественного так и музыкального. Почему же Чюрлёнис назвал своё живописное полотно музыкальным термином (понятием) - "Фуга"? Об этом говорят линейно выстроенные ряды образов картины. Чередование одинаковых или подобных друг другу элементов, расположенных на нескольких уровнях, напоминает мелодическое движение. Ритм, гармония из музыкальных определений, так же как и линия, колорит из определений зрительных, дают точные представления о явлении, запечатлённом на полотне.

Пространство живописной "Фуги" можно трактовать как ряд уровней, которые подобны записи партитуры музыкального сочинения - от верхней горизонтали до самого нижнего "голоса"; и в то же время - как изображение прозрачных вод озера, поверхность которого отделена от "неба" верхней горизонталью, а всё что ниже, - это видимое сквозь воду, на дне, и частично (самый низ), может быть на берегу. Можно сказать, что это и абстракция (вместо реальных изображений использование символов,знаков, графических линий, фигур) , и отзвук зримого мира.

Благодаря живописному образу, созданному художником, мы видим особенности построения определённой полифонической формы (фуги) - мы её видим, она зрима, это нам помогает понять глубинный смысл полифонической (многоголосной) музыки, истоки которой мы находим в самой жизни - в её многомерности, многозвучности, сплетении различных явлений, поступков, переживаний. Советский композитор Д.Шостакович подчёркивал: "Полифония может передавать всё: и размах мысли, и размах мечты, творчества".

Пространство картины как отзвук зримого мира.

Её линии, колорит, ритм напоминают партитуру музыкального произведения. Живописная фуга по композиции аналогична музыкальной фуге, в которой краткая музыкальная мысль (тема-мелодия) имитируется (повторяется с небольшим изменением) в верхних и нижних голосах, так что при одновременном звучании в разных регистрах (низком, среднем или высоком звучании) повторы тем, переплетаясь, сходятся и расходятся вновь. Это хорошо видно в нотной записи фуги И.-С.Баха.


Послушай Прелюдию (вступление, начало и фугу - бег) Баха для клавира (клавишный инструмент эпохи 17-18 века).

Музыкальные законы причудливо отражаются и в картине «Фуга», где, как это часто бывает у мастера, живому, хаотическому и всё же чуть ирреальному лесу таинственно отвечает перевернутый, прозрачный и музыкально упорядоченный лес в вышине.


клавикорд


Из всего сказанного и услышанного можно сделать вывод: музыка и живопись, схватывая жизнь во всём её многообразии, гармонии (созвучии, согласии) и противоречиях, обнаруживают общность языка художественных произведений, которую можно выразить следующим образом: линия - форма - цвет в картине (в живописи) воспринимаются как единство мелодии - формы - лада в музыке. Это помогает понять способ воплощения замысла художника, который стремился своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.

2. Задание 1.

Послушай ещё раз фугу И.С.Баха и сравни её с картиной М.Чюрлёниса "Фуга".

Во время звучания музыки постарайся проследить за повторением её главной темы в разных голосах.

Ответь на вопросы:

1. Что в них общего?

2. Какие особенности живописи помогают понять принципы развития темы в музыке?

3. Триптих "Сказка" М.Чюрлёниса

Новый континент не на Земле, а в искусстве открыл литовский композитор и художник М.Чюрлёнис. Необычность его творчества состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызывать у зрителей ощущение звучащей музыки.


Красота мира, увиденного М.Чюрлёнисом, оригинальность ого взгляда запечатлены в его картинах "Сказка. Путешествие королевны". Это триптих.

Рассмотри каждую из трёх картин. Твоё воображение поможет тебе увидеть свои образы. Обрати внимание на то, что в живописной композиции, как и в музыке трёхчастная форма, которая находит своё отражение в контрасте цветового колорита _серый - оранжевый - серый), в сопоставлении различных образов (гора, круг солнца - на первой картине; парящая птица в безграничном просторе, освещённом солнцем, и ребёнок, сидящий на высокой горе, - на второй; королева на фоне неба и бескрайнего водного пространства, серебряное солнце и его отражение - на третьей).

Попробуем вместе с тобой проанализировать картины.

Несомненно, поэтическим центром триптиха является средняя картина - метафора (скрытое сравнение) хрупкости жизни. Младенец и одуванчик - это как будто призыв к защите всего живого. А птица? Угроза или защита?


Можно себе представить, что птица своими крылами оберегает хрупкого младенца? И если около коронованной женщины в третьей картине сидит та же птица (королевна даже руку положила ей на голову). то может быть, птица - это вестник, живая связь между женщиной и младенцем?


А может быть этот ребёнок - далёкое детство самой королевны и птица - её спутница с той младенческой поры?

Восприятие музыки и осознание живописных картин произведений Чюрлёниса перекликаются между собой. Послушай фортепианную прелюдию М.Чюрлёниса.

Иносказательные, символические картины Чюрлёниса отражают неуловимые образы грёз, мечтаний, которые часто связаны с волшебными, сказочными сюжетами, фантастическими видениями, музыкальными ритмами. Они далеки от бытового изображения действительности, но тем не менее оказываются понятными простому зрителю. Те же образы слышатся и в музыке Чюрлёниса - композитора.

И живописные, и музыкальные образы во многом определяются народным творчеством. Истоком живописной сказки является сказка как жанр народного литературного творчества, а фортепианные прелюдии сочинены на основе литовской народной музыки.

4.Живописная музыка Чюрлёниса

Послушай три прелюдии М.Чюрлёниса.

Прелюдия ми минор.

В основе первой прелюдии лежит трёхзвучная песенная интонация, напоминающая нехитрый напев. Лирическое настроение прелюдии дополняют мягкие, словно пульсирующие ритмы сопровождения с пульсирующим подголоском. Наверняка ты услышал появление нового эмоционального состояния в середине пьесы (взволнованность, страстность, порывистость). Третья часть прелюдии повторяет первую, принося успокоение и тишину.

Ответь на вопрос:

Постарайся определить, в какой части звучит кульминация?

Послушай вторую прелюдию М.Чюрлёниса фа мажор.

Обрати внимание на то, что здесь композитор использует другие приёмы развития. Арпеджированные (каждый звук следует один за другим)


аккорды в левой руке имитируют звучание канклеса , литовского народного музыкального инструмента (родственного русским гуслям). Мелодическая линия имеет "изломанные ходы", две фразы, начинаясь с одинаковой интонаций, развиваются по-разному, стремясь достигнуть всё большей вершины. Колоритная (насыщенная) игра "ладовых красок" - ладовое мерцание как игра цвета , мелькание резких, неблагозвучных сочетаний мелодий и сопровождения, в целом устремлённость ввысь при неизменной гармонической основе создают ощущение некоторой зыбкости - то ли внутренней тревоги, то ли мечты.

Музыкальные и зрительные впечатления благодаря звуковой палитре пьес и цветовой гамме картин невольно перекликаются.

Выполни задание.

Рассмотри картины М.Чюрлёниса "Сотворение мира" и "Зима". Определи, какой картине созвучны эти фортепианные прелюдии.

"Сотворение мира"


ЗИМА

5."Соната Моря" Чюрлёниса – композитора и художника.

Сонаты - это музыкальные произведения, обычно глубокие и значительные по содержанию. Сонаты имеют три части. А у М.Чюрлёниса есть живописная соната - "Соната моря". Три её части, составляющие триптих, имеют музыкальные названия: "Аллегро"(скоро, быстро - определяет темп музыкального произведения) , "Анданте" (медленно) и "Финал".

Рассмотри эти картины.

"Аллегро"

На трёх живописных полотнах запечатлены различные состояния морской стихии. На первом - плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на фоне.

"Анданте"

На втором - застывшая прозрачная глубина морских вод, может быть с утонувшим корабликом.


"Финал"

На третьем - бушующие валы, которые вот-вот поглотят хрупкие кораблики.

Обрати на цветовую гамму картин. Здесь мы наблюдаем контраст разных тонов одного цвета. А композиция - трёхмерное пространство.

В искусстве Чюрлёниса море - как тема, образ и символ, как звуковой и изобразительный материал - играет особую роль. В его живописи море является организующим началом пространства: морская поверхность, морской горизонт, морская глубина связываются со многими другими элементами содержания. При этом море несёт в себе значение одного из чюрлёнисовских миров, в которых возникает и заканчивается жизнь.

В триптихе "Соната моря" этот смысл несёт вторая картина - "Анданте",


где Чюрлёнис даёт изображение морского дна. Из глубины к морской поверхности строится эта композиция. Прежде всего и ближе всего воспринимается рука с корабликом - рука, поддерживающая, предлагающая, оберегающая. - знак доверия и покоя. Грустно - лирический характер картины, настроение "светлой печали" - воспоминания, сна, сожаления о чём-то прекрасном, но ушедшем. или несбывшемся, или потонувшем в глубине времени веков - морских вод. Печаль эта светится двумя светильниками, горящими на поверхности ровной ночной воды. Светильники ли, лодки ли, глаза ли ночи или моря? Линии пузырьков идут от светильников к низу картины - невозможно избавиться от двойственного восприятия этих линий, идущих по глади водной поверхности о одновременно уходящих под воду, на дно.

На дне - один из построенных Чюрлёнисом городов. Перекликаясь со светом вверху, в городских строениях, горят квадратики окон - деталь, "высветляющая " грусть того, что кануло в бездну вод.

В этой части триптиха прежде всего обращает на себя внимание изысканность, мягкость и зыбкость колорита.

Общее построение композиции как ряд волнообразных горизонтальных, тёмных и светлых живописных слоёв наводит на мысль о "регистрах" морского органа и его полифоническом звучании.

Задание:

Сравни литературное описание моря, его живописное и музыкальное изображение. Какие мысли у тебя возникли под впечатлением этих художественных произведений?

6. Задание3.

Ответь на вопрос:

1. В каких знакомых сочинениях ты уже встречался с образами моря?


Николай Бердяев писал: Чюрлёнис был выразителем синтетических исканий в живописи. Он выходит за пределы живописи, как отдельного и самостоятельного искусства, и хочет синтезировать живопись с музыкой. Он пытается в музыкальной живописи выразить свое космическое чувствование, свое ясновидческое созерцание сложения и строения космоса. Он значителен и интересен по своим исканиям.


«Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие- то космические симфонии», - писал Вячеслав Иванов, добавляя: «Чюрлянис несомненно музыкант... по общей музыкальной стихийности, как бы разлитой во всем его душевном составе». (Чюрлянис - прежнее написание фамилии).





Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 года. Отец его, крестьянский сын из южной Литвы, Дзукии, родился прямо в поле, во время жатвы. С ранних лет зачарованный непонятно влечением к музыке, на исходе юности Чюрлёнис-старший обучился у деревенского органиста основам игры на органе. Мать, Адель, была немкой, из евангелистов, бежавших из Германии от религиозных преследований. Кроме немецкого, она хорошо владела польским и литовским, была начитанной, хотя, рано осиротев, образования не получила. С Константинас Чюрлёнисом она, 18-летняя, встретилась в маленьком литовском городке Варена, тот был органистом в местном костёле.


Чюрлёнис первым в роду вошел в высокую культуру и она заговорила с ним на польском языке. Польский был домашним, изначальным языком его детства . На этом языке звучала для него, проведшего более двенадцати лет в Варшаве, европейская и мировая культура. По-польски он писал письма друзьям и любимым. Польский был языком универсального, языком самого бытия — недаром на одной из картин цикла «Сотворение мира» слова Творца «Да будет!» раздаются именно на этом языке. Во вторую очередь это был русский — на нём Констант учился в начальной школе и разговаривал с государством, к которому принадлежал: Российской империей.



Микалоюс Чюрлёнис - знаковый для литовской культуры человек, которого она числит среди своих основателей, начал как следует учить литовский язык лишь за шесть лет до смерти, с 1905 года, под влиянием и с помощью своей жены Зоси. В детстве он слышал на нём только песни и крестьянскую речь. Он открывал Литву как культурный факт, вступал в это символическое наследство уже зрелым человеком.




Литва стала для него не столько данностью, сколько сознательным выбором. С тем же правом в качестве своей принадлежности он мог избрать польскую культуру. Но выбрал Литву: стал одним из тех, кто тогда, на рубеже ХIX—ХХ веков, хотел вывести Литву из культурного полубытия, сделать её культурной реальностью. Только тогда, после 1905-го, в его имени появились литовские окончания — он стал Микалоюсом Константинасом Чюрлёнисом, тем самым MKЧ, летучие инициалы которого сегодня составляют для нас неотъемлемую часть его картин. Крещён он был как Николай Константин и русским вариантом его имени было — Николай Константинович Чурлянис или даже Чурлянев. Для домашних и друзей он всегда был Константом. Позднее обретение литовства не несло ни провинциальности, ни экзотичности. И открывая для себя литовское, и восходя к универсальному, он сознательно и одновременно становился литовцем и всечеловеком.




Чюрлёнис заговорил об основаниях бытия, предшествующих национальным разделениям, на языке литовской культурной прапамяти, впрямую, без перевода. Заговорил на универсальном языке литовского язычества, которое у них залегало ближе к поверхности культурной памяти, чем практически у всех европейских народов: Литва крестилась необычно поздно — к концу XIV века. Чюрлёнис первым дал языческим архетипам своего народа голос в общечеловеческой культуре.





Он начинал как музыкальный вундеркинд: к семи годам знал нотную грамоту, играл на органе, свободно читал с листа. Тем не менее в некоторых отношениях он начал осваивать языки Большой Культуры нетипично поздно: с 10 до 13 лет . Может быть, это и хорошо, что у него было больше времени для того, чтобы стать самим собой.


Успешно окончив, как значилось в свидетельстве, курс в Друскининкайском народном училище, Констант ничему формально не учился: на его образование у бедных и многодетных (с Константом — восьмеро!) родителей не было средств. Три года он провёл дома, в Друскининкае, с родителями и братьями-сёстрами, занимаясь только музыкой, да жизнью вообще. Потом он будет учиться до конца дней, постоянно чувствуя, что ему не хватает знаний.


Ещё два языка жили и взаимопрорастали в нём — музыки и живописи. И был ещё язык литературы. Чюрлёнис довольно много писал «словесного»: дневники, эссе, даже стихотворную поэму «Осень» в «квазисонатной форме». Но главными были музыка и живопись. Без слова они обходиться могли, а друг без друга — никак.


Курсом народного училища можно было ограничиться: хлеб органиста у него, заменявшего отца на службах с шести лет, уже был. Но Константу повезло: нашлись люди, которые заметили, что он способен на гораздо большее. Как раз в те годы Друскининкай стал превращаться в модный курорт, известный минеральными водами. В доме отца Чюрлёниса часто собирались любители музыки, слушали игру Константа, восхищались и одному из них, врачу Маркевичу, пришла счастливая мысль рекомендовать мальчика страстному меломану князю Михалу Огиньскому.


В своём поместье в Плунге Огиньский (прямой потомок Михала Клеофаса, которому мы обязаны знаменитым полонезом) на свои средства содержал оркестровую школу, где учил талантливых детей для собственного оркестра. Туда и попал 13-летний Констант, стал учиться игре на флейте, пытаться писать музыку — и своим талантом произвёл такое впечатление на Огиньского, что тот взял на себя финансовое обеспечение его дальнейшей учёбы в Варшаве .



Сначала был фортепианный класс Музыкального института (позже - Варшавская консерватория). Спустя год он уже меняет специальность — учится композиции, много пишет: кантату для хора и оркестра, фуги, пьесы для рояля; жадно читает: Достоевский, Ибсен, По, Гюго, Гофман, философия, история, естественные науки.


В 1899 Чюрлёнис заканчивает институт с отличием, ему предлагают замечательную должность: директорство в только что основанной музыкальной школе в Люблине. К изумлению родных, бедный провинциал отказывается. Ему кажется важным только писать музыку. Он уже задумал первое большое сочинение — симфоническую поэму «В лесу», которую он писал два года. Чюрлёнис пытается выразить языком музыки литовскую природу. И это удаётся ему настолько, что литовцы и сегодня отсчитывают историю своей профессиональной музыки именно с этой поэмы числят высшие достижения музыкальной литовскойкультуры.


"Истина"

"Соната солнца. Аллегро"


В 1901-ом Чюрлёнис едет в Германию и поступает в Лейпцигскую консерваторию. В это время он пишет другу: «Купил краски и холст. Наверное, ты скажешь, что холст мог бы пригодиться на что-нибудь другое. Я тоже чувствую угрызения совести из-за этих истраченных марок, но должен же я иметь на праздники какое-то развлечение».


Микалоюс Чюрлёнис постоянно обрывает линию едва начинающей складываться жизни, возвращая себя к новому началу: к состоянию неумения и неприкаянности (на самом деле — к состоянию наибольшей восприимчивости, но кто тогда это понимал?). Так и в 1902-м, вернувшись с дипломом в Варшаву, он опять отказывается от места — на этот раз в самой консерватории. Живёт частными уроками, пишет фуги, фугетты, каноны (его кумир и учитель — Бах). И всё больше рисует — уже всерьёз.



И снова учится: посещает частные рисовальные классы, заполняет альбомы этюдами, даже летом, дома, в Друскининкае, постоянно упражняется в рисовании.


В 1904-м — ему уже 29 — он студент Школы изящных искусств в Варшаве. Но ему мало уже и живописи, и музыки, и их единства. Он штудирует астрономию, интересуется древними космогониями, индийской философией, особенно поэзией и мыслями Рабиндраната Тагора. При этом он не перестаёт писать музыку, в его черновых тетрадях более полусотни фортепианных пьес. В 1907-м он пишет симфоническую поэму «Море», которая тоже считается теперь гордостью литовской музыки. Впервые её исполнили только через четверть века после смерти автора.


Весной 1906-го Варшавская школа изящных искусств устроила в Петербурге выставку. Работы Чюрлёниса привели зрителей в смятение и растерянность.



«…Говоря об учениках варшавской школы, — писал критик Н. Брешко-Брешковский, — нельзя ни в коем случае обойти молчанием длинной серии фантастических пастелей Чурляниса. Чурлянис — родом литвин. <…> он, кроме того, и музыкант, окончивший две консерватории. Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное творчество. Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Представляется, что из этого Чурляниса может выработаться самобытный художник. Даже теперь, на заре своей деятельности, он совершенно самобытен, никому не подражает, прокладывая собственную дорогу. Тут же, на выставке, его портрет, писанный товарищем. Какая благородная голова с умными, благородными глазами! Это пантеист чистейшей воды. Всё своё творчество он отдал на служение стихийной обожествлённой природе, то кроткой, ясной, улыбающейся, то гневной, помрачневшей, карающей… В нём много смутного, недоговорённого. Как в звуках! Недаром Чурлянис — музыкант».




Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее. В 1905-м, тридцати лет, он встречает женщину, с которой необыкновенно, как никогда раньше, счастлив: Софью Кимантайте, Зося. Это она впервые начинает учить Константа литовскому, вводит в символическое наследство их народа, вовлекает в литовское культурное движение. Летом 1906-го он ездит по Европе: Прага, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен, Вена — ходит по музеям, набирается художественных впечатлений, будто на жизнь вперёд. В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург. А там — ни работы, ни денег. Зато какие знакомства, какие разговоры! Добужинский, Бакст, Рерих, Лансере, Сомов, редактор «Аполлона» Маковский. Завязываются контакты с кружком Бенуа в Русском художественном обществе — будущем «Мире искусства». Он участвует в выставках., сочиняет музыку — едва успевая записывать: то пять, то семь прелюдий подряд за несколько дней. Работает, по собственным словам, «24—25 часов в сутки».




«Умение заглянуть в бесконечность пространства и в глубь веков делали Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства», - писал Добужинский. Но все чаще композитор испытывал тоску, приступы депрессии усугублялись. В 1910 году Чюрлениса помещают в нервную больницу под Варшавой. После прогулки в лесу он простудился и умер возрасте 35 лет.


Ритм, пластика, архитектоника - все эти понятия одинаково применимы к разным видам искусств. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и краски музыкальных гармоний. Форма, композиция - само собой. Даже слова «тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. Многие картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты, картины-прелюды. И наоборот - музыка переходит свои границы: «Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», - писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев.




Край этот на юге Литвы называется Даукией, а местных литовцев зовут дауками. Но Даукия носит ещё одно старое название: Дайнава. Если знать, что дайнами зовутся у литовцев песни, то становится понятным и происхождение этого красивого наименования: здесь издавна во множестве слагали прекрасные, обычно грустные песни и хорошо умели их петь. Этот край - родина Микалоиса Константинаса Чурлёниса.

Отец Чюрлениса с молодости подолгу пропадал в лесах и не столько охотился, сколько просто бродил, строил лодки, плавал по реке. Но вместе с неодолимой склонностью к вольной жизни он обладал природным трудолюбием и еще одним ценным качеством – любовью к знаниям и учебе. Окончив начальную школу, мальчик затем научился польскому и русскому настолько хорошо, что мог свободно читать и писать на обоих этих языках. Он приходил в волнение от музыки и, поддавшись, зову своей беспокойной натуры, уже далеко не в детском возрасте поступил в ученики к церковному музыканту, что позволило ему в дальнейшем занять место органиста.

Орган дал Чюрленису - отцу не только занятия по душе и заработок, но и нечто большее: он принес ему любовь красивой девушки - Адель. Во время службы эта девушка стала заслушиваться игрой молодого органиста.

Адель была из немецкой семьи евангелистов. С юных лет девушка должна была заботиться о себе сама, так как семья рано осталась без отца и жила бедно.

Адель работала в услужении в одной графской семье, где она имела возможность учиться и читать. Она знала множество песен и любила петь, увлекательно пересказывала услышанную или прочитанную сказку.

Любили её все – и в хозяйской семье, и соседи. Полюбил её и органист Чюрлёнис. Они поженились и стали жить в Варене – городке на юге Литвы. В этом городке 22 сентября 1875 года у них родился сын. Назвали его двойным именем Микалоюс-Константинас.Три года спустя после рождения сына семья перебралась в Друскининкай. Чюрлёнис-отец служит в костеле, мать ведет хозяйство и растит детей, которыми эту семью жизнь щедро одаривала.

Маленькому Костеку только шесть, а он в костеле в день праздника играет на органе на воскресной службе, но вот беда, жалуется отец, мальчик не хочет учить ноты.

Музыкальность маленького Кастукаса, частенько заменявшего своего отца за органом, вызывала в Друскининкае всеобщее восхищение, он же продолжал импровизировать, проводя за инструментом многие часы.

Что же касается его отношения к нотной записи, то в этом уже тогда, в раннем детстве, проявилась характерная черта будущего композитора. Он очень многое просто не хотел записывать… Ноты же он знал довольно хорошо, это видно хотя бы из того случая, когда прелюдию Баха мальчуган разучил очень быстро.

Вообще же Кастукас обладал не только музыкальными способностями. Когда настало время идти в школу, живой ум и любознательность помогли ему без труда справляться с программой начальных классов.

Заметную роль в судьбе Чурлениса сыграл Доктор Юзеф Маркевич, который, бесспорно, был незаурядным человеком. Он закончил медицинский факультет Московского университета, имел постоянную врачебную практику в Варшаве. Доктор очень любил музыку и прекрасно играл на рояле.

В Друскиненкае Маркевича любили. Люди различного положения и достатка - от бедняка до крупного чиновника, приехавшего на лечение из столицы, находили в докторе достойные черты: одни – простоту, добродушие и бескорыстие, другие – образованность и высокую культуру. А музыкальность Маркевича послужила поводом к его знакомству с органистом Чюрлёнисом, когда тот предложил доктору попробовать поиграть на органе. Это знакомство вскоре перешло в дружбу двух семей – семьи образованного врача-поляка и семьи органиста-литовца, выходца из крестьян.

Но вот Кастукасу исполняется десять. Забавам и беспечности детства пора было отойти в прошлое. Его товарищи, сыновья Маркевича, все давно учились в солидных гимназиях – а он? Что ждало его впереди?

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Первым, кто сумел так ясно определить возможности и «заглянуть» в будущее совсем юного Кастукаса, стал доктор Маркевич, который решил воспользоваться знакомством с князьями братьями Огиньскими и попросить их принять участие в судьбе одаренного мальчика. Спустя недолгий срок был получен ответ: князь Михаил Огиньский давал согласие принять мальчика в свою оркестровую школу. Этот Михаил Огиньский доводился автору знаменитого «Полонеза» прямым внуком.

Старший сын Чюрлёнисов впервые выпорхнул из гнезда в четырнадцать лет. Четыре года пробыл он в Плунге, занимаясь в школе и оркестре Огиньского. Довольно скоро Чюрленис перешел из учеников в категорию оркестрантов, и Михаил Огиньский положил ему за работу в оркестре пятирублевое месячное жалованье, которое стало заметным подспорьем для юноши и его семьи. Музыка, исполняемая оркестром, была рассчитана на эффект: марши, польки, вальсы, увертюры, отрывки из опер и оперетт – т.е. легкий и популярный репертуар составлял значительную долю того, что исполнялось.

Когда Константиносу исполнилось восемнадцать, стал вопрос о продолжении музыкального образования. И хотя Огиньскому было жаль терять такого талантливого оркестранта, все же он предлагает Чюрлёнису учиться в Варшавском музыкальном институте и при этом, в случае поступления, гарантирует ему необходимую плату и стипендию.

В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву, где с начала 1894 года зачисляется в студентом фортепианного класса Музыкального института (позже - Варшавская консерватория). С этого времени он более чем на двенадцать лет остается тесно связан с Варшавой и все эти годы, конечно же, испытывает серьезное воздействие артистической атмосферы этого города - столицы входившей тогда в Российскую империю Польши.

Варшава – настоящий центр культуры, здесь есть театры, сюда на гастроли едут все европейские знаменитости – пианисты, певцы, дирижеры; симфонический оркестр дает концерты. В Варшаве молодой человек окунается в жизнь, полную новых порывов – к знаниям, к общению с широким кругом людей…

Поступив на отделение по специальности фортепиано, Чюрленис играет Гайдна и Моцарта, Баха и Бетховена, осваивая все более сложные по содержанию и исполнению произведения.

Первую ступень обучения он проходил у профессора Т. Бжезицкого, вторую у А. Сыгетинского - не только известного музыканта, но и литератора. В первые же годы обучения приступает к изучению контрапункта под руководством З. Носковского.

Он начинает сочинять небольшие фортепианные пьесы и исполняет их в компании друзей. Некоторые из этих пьес сохранились в рукописях. Они помечены 1896 годом. Мы можем считать, что как композитор Чюрленис известен нам именно с этого времени, то есть с той поры, когда ему было двадцать лет.

В середине 1899 года Чюрленис заканчивает Варшавский музыкальный институт. В качестве выпускной работы он представляет кантату для большого хора и симфонического оркестра «De profundis» - произведение, оцененное на «Отлично». Вскоре после этого композитор пишет симфоническую поэму «В лесу».

Князь Огиньский был доволен: воспитанник его школы и его стипендиат оправдал надежды. В его музыке зазвучала новая интонация, поначалу непривычная для его современников и кажется непривычной нам, когда мы слушаем эту музыку впервые; она медлительна и печальна, прозрачна и хрупка, сосредоточенна и сдержана…Но сколько в ней простоты, благородства и задушевности! Если вслушаться в эту музыку, то можно почувствовать голос самой жизни: и говор – певучие, мягкие интонации языка, и песни – грусть в них тиха, а веселье не буйно; и природу – где реки не бегут, а протекают, где горы – не выше холмов, где солнце нежарко и небо светит неяркой голубизной... Невероятно, но музыка Чюрлёниса все это рисует, а в живописи его звучит то, что пристало скорее музыке…

Самое популярное его произведение - симфоническая поэма «В лесу». Она до сих пор остается в числе высших достижений литовской музыки, написанная в едином порыве – Чюрлёнис сделал фортепианное изложение всего за одиннадцать дней.

Учась в школе живописи, создавая десятки картин, зарабатывая на жизнь уроками, он сочиняет музыку. С конца 1903 года он пишет небольшие фортепианные пьесы, в основном прелюдии и вариации. Таких пьес (из сохранившихся) свыше полусотни. Удивительные по красоте и лиризму, лишь немногие из них были опубликованы.

Прелюдии и вариации Чурлёниса, написанные в 1904-1906 годах, обладают многими чертами, которые делают их популярными сегодня у исполнителей и слушателей.

Мир Чюрлёниса - это мир прекрасный, чистый и непосредственный, все части которого соразмерны, созвучны друг другу. «Вселенная представляется мне большой симфонией; люди - как ноты», - писал художник. В гармоническом единстве соединяются у него живопись и музыка, музыка и поэзия, когда он пишет картины-фуги, картины-прелюды, живописные сонаты и симфонии, музыкальные симфонические поэмы. В его творчестве воплотилась давнишняя мечта о синтезе искусств.

И еще одно детище, над которым Чурлёнис трудился до 1907 года, долго пролежало в забвении – большая симфоническая поэма "Море" – гордость, одна из высот литовской симфонической музыки. Но исполнили поэму, лишь когда со дня смерти композитора исполнилась четверть века...

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Между первыми сочинениями Чюрлениса-композитора и первой оригинальной по стилю работой Чюрлёниса-художника лежит семь лет.

Чюрлёнис поступает в Школу изящных искусств, пишет: «К живописи у меня еще большая тяга, чем прежде, я должен стать художником. Одновременно я буду продолжать заниматься музыкой и займусь еще другими делами. Хватило бы только здоровья, а я бы все шел и шел вперед!»

Осенью 1903 года он пишет маслом картину «Музыка леса». Тема и название её звучит для нас определенным напоминанием симфонической поэмы «В лесу». Картина проста, образы её будто рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – это музыка; прямые стволы сосен – струны, ветер, летящий мимо деревьев, - это тот музыкант, который и трогает, колеблет звучащие струны.

Этой работой Чурлёнис поднял руку на «стены», которые испокон века отделяют живописцев от музыкантов, музыкантов – от поэтов, поэтов – от живописцев. И первым, пусть даже слишком слабым толчком, поколебавшим эти мощные стены, была картина «Музыка леса».

Весной Варшавская художественная школа решила показать свои достижения в столице. Петербургская академия художеств предоставила для выставки свои лучшие залы – Рафаэлевские. Экспозиция огромна, и взгляду легко утомиться, но как с удивлением обнаруживает один из современников Чюрлениса, группки посетителей дольше всего задерживаются у работ Чюрлёниса. Рассматривают, обмениваются репликами, недоумевают, пожимают плечами… "Сон…фантастика…мистическое…рисунок неумел…» Это умозаключения одних. «Любопытно…что-то знаете в этом есть…увлекает…и колорит хорош…но очень уж необычно…» Так отзываются другие.

На следующий день в солидной петербургской газете «Биржевые ведомости» можно было прочитать: «В мире искусства. Выставка Варшавской рисовальной школы…Выставлено около пяти тысяч номеров. Заметно стремление к творчеству… По сравнению с другими школами варшавская идет впереди.

Говоря об учениках варшавской школы, нельзя ни в коем случае обойти молчанием длинной серии фантастических пастелей Чюрлёниса. Его музыкальностью объясняется отчасти мистическое творчество. Сразу видишь перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Все свое творчество он отдал на служение стихийной обожествленной природе, то кроткой, ясной, улыбающейся, то гневной, помрачневшей, карающей.

Вся статья посвящена только ему, больше не упомянуто ни одного имени, и за всем этим чувствуется, как сильно поражен столичный критик своим открытием нового имени.

Чурлёнис "очеловечивает" природу, решая при этом сложнейшие задачи художественной выразительности. Он достигает удивительного завораживающего воздействия на нас тем, что придает внешнему миру таинственные черты живых, чувствующих существ, и мы с детской наивностью погружаемся в эти странные пейзажи.

1907 год вызвал к жизни нового Чурлёниса. Он живет дома, под заботливым материнским вниманием. В течение лета у него появилось несколько десятков картин. Тогда же Чурлёнис создает цикл "Знаки зодиака" из двенадцати картин одного размера – раскрывают перед взглядом меняющиеся лики звездных небес, чуть подсвеченных идущим из-за горизонта солнцем.

Об одной из своих знаменитых серий Чюрленис писал: `Я начинаю цикл картин `Сотворение мира`, но не нашего мира по Библии, а какого - фантастического, своего, и собираюсь их написать более 100". Написал он их только 13, зато каких! На них изображены какие-то небесные сферы, синева огромного Земного шара, звезды, фантастическая архитектура, морское дно с водными растениями и невиданными организмами. Все это написано в красивой сине-зелено-серебристой либо оранжево-золотой гамме.

Между первыми сочинениями Чюрлениса-композитора и первой оригинальной по стилю работой Чюрлениса-художника лежит семь лет. Осенью 1903 года он пишет маслом картину "Музыка леса". Тема и название ее звучат для нас определенным напоминанием о симфонической поэме "В лесу", сочиненной двумя-тремя годами раньше. Картина проста, образы ее будто рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу - это музыка; прямые стволы сосен - струны; ветер, летящий мимо деревьев, - это тот музыкант, который и трогает, колеблет звучащие струны. Пейзаж здесь - лишь символическая форма, в которой излагается замысел: для воплощения мыслей и чувств. Порожденные живой природой, автор использует приемы широко распространившегося художественного течения.

В основе работ художника 1905-1906 годов лежит размышление о стремлении людей к счастью. О жажде истины, справедливости, братства. И о жестокости действительности, в которой сгорают искры надежд.

Теплыми отношениями навеяна тема одной из самых романтических и возвышенных по духу работ Чюрлениса "Дружба" (1906), которую он подарил Брониславе Вольман. На картине изображена женщина, летящая в поднебесье, высоко над миром, увенчанная диковинным убором из золотых перьев. Ее веки прикрыты. Обеими руками - бережно и нежно - она несет перед собой мягко сияющий шар. Лучезарный свет торжествует, побеждая холодную пустоту... Чюрленис назвал свою аллегорию многозначительно "Дружба".

Ей же посвящен целый ряд его музыкальных сочинений, включая и самое значительное из написанного композитором - симфоническую поэму "Море".

Мечтой художника о мировой гармонии и красоте рождены циклы картин "Сотворение мира" и "Знаки Зодиака".

Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы... Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность... Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу - надпись по-польски: "Да будет!" Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт!.. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла "Сотворение мира". Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.

К приходу весны 1910 картины Чюрлениса выставляются на выставках, которые следуют одна за другой в Вильнюсе, в Варшаве, в Москве, в Петербурге. Имя его начинают с уважением произносить не только в узком кругу живописцев, знавших его лично, но и в более широкой среде художественной интеллигенции, в кругах любителей живописи. В своих критических статьях Александр Бенуа называет Чюрлениса в числе талантливых мастеров России. Когда в 1910 году возрождается общество "Мир искусства", Чюрлениса признают одним из его членов. На выставке "Мира искусства" выставляется одна из его работ. Поступает приглашение участвовать в выставке за границей - в Мюнхене.

Чюрленис разделяет участь многих великих талантов: слава опаздывает. 10 апреля 1911 года - ему не исполнилось и 36 - Чюрленис умирает.

В течение двух-трех лет после его кончины устраиваются большие выставки его работ в Петербурге, Москве, Вильнюсе, его картины выставляются на Второй международной выставке постимпрессионистов в Лондоне, в концертах начинают играть его музыку, о нем пишутся уже серьезные статьи, публикуются первая книга и посвященный Чюрленису монографический сборник.

Творческая биография Чюрлёниса очень коротка: первые уроки рисования он начал брать в 27 лет, в 32 уже выставил свои первые работы. А через три года его не стало.

Чюрленис - уникальное явление в мировом искусстве, его творчество до сих пор вызывает восхищение и споры.

Однажды с дрейфующей станции «Северный полюс – 18» была получена радиограмма. Радиограмма гласила: «НАЙДИ БИБЛИОТЕКЕ В ЛЕДЯННЫХ ПРОСТОРАХ ПИНЕГИНА СВЕДЕНИЯ ЧЮРЛЁНИСЕ». Радировал знакомый физик, дрейфовавший на полюсе в составе экспедиции СП-18.

Н.В. Пинегин – известный полярник, который был также и художником, учившемся в Петербургской академии. Один из друзей и ближайших сподвижников полярного исследователя Г. В. Седова, Пинегин участвовал в драматическом походе «Св. Фоки» к полюсу. Зимовка путешественников на Земле Франца Иосифа была, как известно, для Седова последней: он погиб при попытке достичь полюса по льду.

В своих записках Пинегин и рассказывает о героической экспедиции русских полярников. Описывая зимовку на Земле Франца Иосифа, Пинегин говорит о полуострове Рубини Рок и добавляет здесь же: «Его двухсотметровые обрывы неприступны… В мглистый день, когда мы увидели те массы, они походили на видения художника-фантаста Чюрлёниса.

Впоследствии, при съемке бухты Тихой, эти мысы были названы «горами Чюрлёниса». Этот нерукотворный памятник, поставленный Чюрлёнису самой природой и героями-путешественниками, появился на полярной карте спустя лишь два года после смерти художника…

В пятидесятых годах советские ученые побывали около Гор Чюрлёниса, и один из участников этой экспедиции, В. Маркин, опубликовал в своей книге фотографию, из которой ясно следует, что седовцы, глядя на бухту Тихую, вспомнили именно «Покой» Чюрлёниса, картину, которую Пинегин, а возможно, и Седов видели на выставке в Петербурге. Такова была сила этой живописи: художник создал поэтический зрительный образ, который продолжал жить в сознании путешественников. вступивших в величественную схватку с полярной природой. Это лучшее доказательство того, что настоящее искусство необходимо людям даже в самые трудные минуты.

В 1918 году Советское правительство Литвы специальным декретом национализировало картины Чюрлениса, причислив к "творениям гениев человеческой мысли". Вскоре был учрежден Государственный художественный музей Чюрлениса в г. Каунасе.

Музей был основан в 1921 г. В 1936 г. скромная галерея была преобразована в большой музей культуры им. Витовта. С 1944 г. музей носит имя Чюрлениса.

Микалоюс Константинас Чюрленис был музыкантом, художником, поэтом. Чюрленис - уникальное явление в мировом искусстве, его творчество до сих пор вызывает восхищение и споры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гений – тот, кто творит новый, свой собственный мир.

Если бы жизненную и творческую дорогу Чюрлёниса мы захотели обозначить каким-то словом, указывающим на путь, который он прошел, то это было бы слово неудовлетворенность.

Чюрлёнис опередил свое время. Вестник далекой Страны мечты, он явился, чтобы пробудить в сердцах стремление к поиску, жажду крыльев и высокого-высокого полета.

Любимое занятие Чурлёниса – рассматривать созвездия вечернего неба. Рядом с Чюрлёнисом нельзя было быть плохим человеком. В этом человеке было что-то необычайно достойное: никакой позы, всегда спешит советом и помощью, в общении доброжелателен и тонок.

Шевелюра пышных светловатых волос, добрые даже в улыбке нередко печальные глаза, иногда горящие восторгом или юмором, и сама улыбка, которую описать труднее всего, и тихие слова: «Не сердитесь»…

Загрузка...