crimea-fun.ru

Анализ евгения онегина. Анализ евгения онегина Анализ произведения евгений онегин с цитатами

Пушкин определил жанр своего произведения как роман в стихах. Вся поэма изложена строфами в 14 строк (стихов). Но рифмы строфах неоднотипные. Здесь использованы перекрестные, кольцевые и парные рифмы. Первая глава, в которой Пушкин представляет своим читателям главного героя, начинается описанием его размышлений последнем родственнике, дающих представление о скептичном характере Евгения Онегина. Или как характеризует его сам Пушкин – «резкий, охлажденный ум.

Некоторые критики полагают, что Евгения Онегина Пушкин писал с себя, но, позволим себе не согласиться с этим утверждением, поверим, пожалуй, автору в том, что прототипом Онегина послужил некто из его петербуржских знакомых. Это показывает и анализ 1 главы романа Пушкина «Евгений Онегин. Поэт красочно и с талантом художника описывает представителя петербуржского светского общества. И если проанализируем образ Онегина и сравним с характером самого Пушкина, то легко поймем, что в них нет ничего общего. На Пушкина в значительной степени похож другой герой этой поэмы.

Первую главу поэмы можно условно разделить на 4 части. Первой частью Пушкин начинает и заканчивает главу. В ней он показывает настоящее, в котором находится в данный момент главный герой. Евгений Онегин едет в деревню своего дяди, который вызвал его к себе, и возможно, хотел сделать некоторые наставления своему будущему наследнику. Пока наш герой трясется в карете, Пушкин показывает читателю семью Онегина, условия, в которых он рос и воспитывался. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Одной строкой, довольно емкой, поэт характеризует домашнее воспитание дворянской молодежи. В последующих строфах Пушкин характеризует своего героя, с юных лет усвоившего «науку страсти нежной», как опытного соблазнителя.

Во второй части главы поэт показывает быт и времяпрепровождение Онегина в Петербурге.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.

Скучать Онегину не приходилось. В поэме описан только один вечер Онегина. Сначала встреча с друзьями, ростбиф и шампанское, затем он едет в театр. Описание вечера наполнено глаголами, показывающими стремительный темп жизни Онегина: помчался, поскакал, взлетел стремглав, полетел.

Жизнь Онегина полна развлечений. Но развлечений весьма однообразных. Отсутствие цели и смысла в жизни порождают скуку, состояние хандры в его опустошенной душе.

Показывая театр, поэт позволяет себе лирическое отступление, связанное с собственными воспоминаниями о спектаклях его молодости.

Балет не заинтересовал Онегина, и он, не дожидаясь окончания, уехал домой, чтобы переодеться. Здесь начинается следующая часть главы, в которой Пушкин описывает комнату Онегина, его принадлежности, рассказывает о том, что Евгений Онегин щепетильно относится к своему внешнему облику и нарядам, одевается по последней французской моде.

Теперь Онегин отправился на бал по приглашению из записочки. И снова Пушкин делает лирическое отступление, рассказывает о своем отношении к подобным балам, которые он любил когда-то, окунается в воспоминания о счастливых петербургских днях.

Под утро, когда город медленно пробуждается, Онегин едет домой спать. Днем молодой дворянин пытается себя чем-нибудь занять. Взялся за перо, но в голову ничего не шло. Да и что мог сотворить человек, не имеющий ни литературного таланта, ни стройных знаний или серьезных увлечений. Он пытается читать, но и это занятие не затрагивает его душевных струн.

Наконец, Онегин приехал в деревню, и Пушкин возвращает читателя в первую часть главы и показывает Евгения Онегина в деревне дяди, который так и не дождался единственного племянника, умер. В поместье шли приготовления к похоронам. Только первые два дня Онегину было все внове, но потом он снова заскучал. Дни потекли своей чередой.

Глава заканчивается лирическим отступлением, в котором автор говорит о собственной любви к русской природе, проводит четкое разграничение между собой и нашим героем. Лирические отступления нужны Пушкину, чтобы на какое-то время оставить Онегина наедине с самим собой. Это – своеобразные паузы во времени.

По мнению В. Г. Белинского, роман Пушкина «Евгений Онегин» можно смело назвать «энциклопедией русской жизни». Из этого произведения можно, как из достоверного источника, узнать фактически все, что касается той эпохи, вплоть до того, чем питались, и как одевались люди. В нем отражены жизнь и быт русского народа, атмосфера того времени. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Евгения Онегина». Данный материал можно использовать для работы на уроках литературы в 9 классе, а также, при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1823 – 1830 гг.

История создания – Работа над романом длилась более семи лет, как говорил сам поэт, он был создан на основе его размышлений и оценки происходящих событий в родном государстве.

Тема Главной темой «Евгения Онегина» является неразделенная любовь. Здесь задействованы и все сопутствующие жизни человека темы – дружба, любовь, верность и разочарования.

Композиция – Стихотворный роман, состоящий из восьми глав.

Жанр – Сам А. С. Пушкин жанр «Евгения Онегина» определил романом в стихах, выделяя лиро – эпическое содержание.

Направление – Реализм, но в начальных главах еще присутствует направление романтизма.

История создания

История создания «Евгения Онегина» началась в 1823 году, когда поэт находился в ссылке. В это время писатель уже отказывается от романтизма как от ведущего способа передачи смысла произведений, и начинает работать в реалистическом направлении.

События романа охватывают период правления Александра Первого, развитие русского общества в период первой четверти девятнадцатого века. Создание произведения посвящено драматической судьбе дворянского сословия.

На фоне всех происходящих событий развивается любовный сюжет романа, переживания главных героев, влияние среды на их судьбы и мировоззрение. Завершение романа выпало на «золотую» пору расцвета творчества поэта, когда эпидемия холеры задержала его в имении Болдино. В романе ясно отражены его гениальное мастерство, творческий подъем, придавший сочинению неповторимую глубину содержания.

Создание отдельных глав соответствовало определенным периодом жизни автора, и каждая из них может служить как самостоятельным произведением, так и быть частью всего романа. Долгие годы написания пришлись на период с 1823 по 1830 г., книга издавалась по мере написания частей, полностью роман увидел свет уже в 1837 году.

Тема

Основной идеей романа является безответная любовь Татьяны к Онегину. В книге Пушкина полно и красочно отображены все сферы жизни общества России того периода. Автор показал жизнь и быт русской деревни, светское столичное общество, типичные портреты героев, мода и вкусы людей того времени.

Главный герой романа , молодой дворянин Евгений Онегин, разочарован в жизни. Его дядя оставил ему имение. Пресытившись светской жизнью, Евгений уезжает в село. Здесь он знакомится с Ленским, они много общаются. Ленский познакомил Евгения с семьей Лариных. Сам Ленский влюблен в Ольгу, молодую ветреную красавицу, у которой есть сестра Татьяна, полная ее противоположность. Это образованная молодая девушка, воспитанная на романах. Ее чистая, романтическая душа жаждет светлой любви, искренней и верной. Молодая девушка решается на сильный поступок: она объясняется в любви герою своей мечты, воплощенного в образе Онегина. Молодой дворянин отвергает любовь девушки. Трудно представить, какие чувства охватывают девушку после слов Онегина. Это боль, стыд, разочарование. Это огромный стресс для девушки, выросшей в полной уверенности о настоящих чувствах книжных героев.

Ленский же готов бороться за свою любовь, он вызывает Онегина на дуэль после того, когда Онегин начал открыто ухаживать за Ольгой. Молодой человек погибает. Через несколько лет, встретившись с уже замужней Татьяной, он понимает, он понимает, что упустил настоящую любовь. Он объясняется Татьяне, но теперь она отвергает его любовь. Девушка высоко нравственна, и она никогда не пойдет на измену. Основная мысль романа состоит в том, чтобы показать проблематику любовных отношений. Чувства героев, их переживания, отразили сущность общества того времени. Проблема человека в том, что он подчинен мнению людей. Татьяна отвергает любовь Евгения, так как боится осуждения высшего общества, в кругах которого она теперь вращается.

Подводя вывод в «Евгении Онегине» анализа произведения, можно выделить главную суть романа – человек, духовно опустошенный, попадает под влияние общества, не стремясь к самоутверждению. Конфликт человека и общества подчинен одному, тому, что общая сила подавляет и уничтожает одного индивидуума, если он не идет к сопротивлению против системы.

Всегда остается актуальным то, чему учит это произведение – способность сделать свой собственный выбор, и жить полной жизнью.

Композиция

Произведение Пушкина, особенности композиции которого подчеркивают глубокий смысл содержания. Стихотворный роман состоит из восьми частей.

Первая глава романа знакомит с главным героем, освещает его столичную жизнь. Во второй главе происходит завязка сюжетной линии второй темы романа – знакомство молодого, жизнедеятельного поэта Ленского с Онегиным. В третьей главе прослеживается завязка основной темы произведения, где Евгений знакомится с Татьяной. Действие развивается: девушка пишет письмо, происходит ее разговор с Онегиным. Евгений ухаживает за невестой друга, тот вызывает его на дуэль. Снится вещий сон Татьяне.

Кульминация романа – Владимир погибает на дуэли, Ольга выходит замуж за другого, Татьяну выдают замуж за солидного генерала.

Развязка – встреча Татьяны с Онегиным, их объяснение, где девушка, продолжающая любить Евгения, отвергает его. Сам финал имеет открытость, нет конкретной определенности.

В главах поэмы существуют лирические экскурсы, и не отходящие от основного сюжета, но, в тоже время, являющиеся обращением автора к читателю. Изначально поэт задумывал 9 глав, но жесткие рамки цензуры заставили поэта убрать одну из глав, а все свои мысли и чувства заключить между строк, и использовать лирические отступления. Поэтому и все главы и поэма в целом, имеют как-бы незавершенный вид, какую-то недосказанность.

Главные герои

Жанр

Любовная линия сюжета романа – это эпическое начало, в нем происходит развитие действия. Размышления автора и его отступления – начало лирическое, и поэт дает определение своему произведению, как «лиро-эпический» роман в стихах .

Во время создания романа, поэт уже отказался от романтизма, начиная новый виток творчества, и роман «Евгений Онегин» получил реалистическое направление.

Несмотря на то, что финал романа не слишком оптимистичен, он написан таким живым и звучным языком, что читатель с оптимизмом смотрит в будущее, искренне верит в благородные порывы и настоящие чувства. «Евгений Онегин» – поистине выражение силы и мощи таланта непревзойденного русского поэта и писателя, великого гения Александра Сергеевича Пушкина.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 2896.

Анализ романа «Евгений Онегин» Пушкина — тема, идея, жанр, проблематика, главные герои, сюжет и композиция.

«Евгений Онегин» Пушкин анализ

Роман А. Пушкина «Евгений Онегин» — первый реалистический роман не только в российской, но и в мировой литературе.

Год написания: 1823-1831

Жанр — социально-психологический роман в стихах.

Тема — изображение русской жизни первой четверти XIX века

Главные герои: Евгений Онегин, Владимир Ленский, Татьяна Ларина, Ольга Ларина

Композиция: строится «зеркально»: письмо Татьяны — ответ Онегина — письмо Онегина — ответ Татьяны.

Основной конфликт романа: конфликт двух жизненных философий, конфликт человека и общества, конфликт человека и окружения.

Проблематика «Евгений Онегин»

Человек на фоне эпохи, времени, смысл ее существования на земле.

— Проблема образования и воспитания; — Литературного творчества;

— Верности в супружеской жизни; — Человеческих взаимоотношений;

— Любовь; — Семейных отношений.

«Евгений Онегин» сюжет

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни своего дядюшки, вынудившей Евгения покинуть Петербург и отправиться к одру больного, чтобы проститься с ним. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника. Повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина. Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в не самой успешной дворянской семье:

Онегин получил соответствующее воспитание - сначала, имея гувернантку Madame (не путать с нянькой), затем - гувернёра-француза, не утруждавшего своего воспитанника обилием занятий. Пушкин подчёркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды (дворянина, которым с детства занимались учителя-иностранцы).

Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими развлечениями, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре. Евгений уезжает к дяде в деревню. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, но и здесь его одолевает депрессия.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблён в Ольгу Ларину, дочь местного помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Ольга младше сестры на один год, она внешне красива, но неинтересна Онегину:

Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным на именины Татьяны. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать, обещая, что никого из гостей-соседей не будет. На самом деле, приехав на торжество, Онегин обнаруживает «пир огромный», что его злит не на шутку.

На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.

Многогранное, «самое задушевное» произведение писателя, по его собственным подсчетам, создавалось «7 лет 4 месяца 17 дней» (1823—1830). В первое полное издание романа 1833 г. (до этого публиковались отдельные главы) Пушкин включил 8 глав и «Отрывки из путешествия Онегина». Существовала и 10-я глава, уничтоженная писателем, сохранились отдельные строфы из нее.
Пытаясь определить жанровую принадлежность произведения,
Пушкин говорит о «дьявольской разнице» между романом и романом в стихах. Действительно, «Евгений Онегин» — это и обычный роман, где есть вполне четко прописанная интрига, «несчастная любовь, дуэль, сон, два письма», и непрекращающийся авторский монолог, лирическое самовыражение писателя. Он выступает то в облике известного читателю автора «Людмилы и Руслана», то как знакомый и приятель героя, то как отстранившийся от событий повествователь, впрочем, чаще он активно и страстно оценивает поступки и характеры. Автор рассказывает о том, как создавались отдельные части произведения, вступает в споры по различным вопросам с предполагаемыми оппонентами среди читателей. Так называемые «лирические отступления» настолько многочисленны, так тесно связаны с иными формами авторского присутствия в тексте, что их правильнее считать самостоятельной несюжетной частью произведения.
Авторское самовыражение в произведении — это и отношения повествователя с героями, и рассказы писателя о собственной судьбе и восприятии явлений жизни, и языковая стихия, свободно совмещающая новое, устаревшее, низкое и высокое, серьезные, иронические, драматические интонации.
И в попытках все-таки определить жанр «Евгения Онегина» лучше всего обратиться к самому писателю, который назвал то, что он пишет, «большим стихотворением».
В романе равное значение имеют:
. сюжетные перипетии, связи, противоречия, внутренние психологические состояния и изменения героев;
. изменяющиеся по мере развития действия личность, характер автора (не забудем, что роман писался долгие годы);
. собственно стихотворные эмоционально-смысловые элементы, обусловленные воплощенными в стихах и через стихи чувствами и мыслями, игрой и чередованием ритмов, использованием тропов и стилистических фигур и иными элементами формы и содержания, через посредство которых стихи совершенно по-особому воздействуют на читателя и воспринимаются им. Для воплощения столь многогранного и необычного замысла писателем был использован излюбленный стихотворный размер, четырехстопный ямб, и создана новая поэтическая форма — «онегинская строфа». Она состоит из 14 строк и включает три четверостишия со всеми вариантами парной рифмовки: перекрестной (АбАб) (прописными буквами обозначены женские, строчными мужские рифмы), смежной (ВВгг), опоясывающей (ДееД), заключает строфу двустишия со смежной мужской рифмой (ЖЖ) (мужская рифма — ударение на последнем слоге: занемог; не мог; женская — на предпоследнем: наука, скука; дактилическая — два безударных слога в конце строки: черемуха, березовый; гипердактилическая — более двух: опаловая, прикалывая). Строфы романа почти всегда интонационно и по смыслу закончены, округлены, содержат заключенные в них автономные мысль и эмоцию, связанные с целым эпизода, главы, произведения.
Сюжет романа многопланов. История героев представляет не меньший интерес, чем постепенная самореализация в тексте автора как личности, характера, стихотворца с определенными взглядами на профессию.
В фабульные события активно вовлечены четыре героя — Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга. При этом Ольга интересует автора куда меньше остальных, он ограничивается ее общей характеристикой. Даже испытание, связанное со смертью Ленского, ее касается в меньшей степени, хотя, казалось бы, все должно было быть наоборот — погиб ее жених, человек, которого она любила. Автор подчеркнул, что не только внешность Ольги трафаретна, но характер ее не способен к развитию. Вскоре после дуэли она исчезает со страниц романа, выйдя замуж за улана, о котором опять-таки ничего не сказано, читатель не может хотя бы догадываться, как характеризует ее этот выбор. Гораздо больше интересуют автора личности и характеры неоднозначные, способные к изменениям, росту.
Судьба Владимира Ленского имеет для писателя самостоятельное значение. Во-первых, его смерть на дуэли —кульминационное событие сюжета, изменившее течение жизни всех ведущих персонажей. Смерть Ленского была предсказана ранее, во сне Татьяны, и не раз вспоминается позже. Для автора важна загадочностью его будущего. Этот образ отдельными своими сторонами как бы прилегает, повторяет, копирует центральную пару персонажей и автора. С Онегиным Ленского сближает уже смысл фамилий, имеющих «северное», «речное» звучание. Не случайно, что при всей разности жизненного опыта, характеров, воззрений все же «они сошлись». С Татьяной же они похожи многим: возрастом, исконно русской семантикой имен, воспитаны на западных романтических литературных образцах, далеки от среды, в которой живут, мечтательны и странны, неопытны, отчего ошибаются в своем первоначальном выборе. Не случайно же искушенный и умный Онегин заметил, что Татьяна гораздо больше подходит Ленскому, чем Ольга:
Я выбрал бы другую,
Когда бы был, как ты, поэт.
Наконец, Онегин сыграл в их судьбе сходную роковую роль. Сначала он «убил» романтически настроенную Татьяну:
Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени,
И, как огнем обожжена,
Остановилася она.
Затем — самого поэта-романтика. И позже Татьяна говорит себе, что в Онегине она должна ненавидеть «убийцу брата своего».
Автор рассуждает о двух вариантах будущего Ленского. При этом первым называется достойный, высокий путь:
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден.
Разумеется, герой не был застрахован и от иного. Реалист Пушкин трезво понимает, какое гнетущее и искажающее первоначальные задатки личности влияние может оказать среда, да и леность человеческая. И все же целомудренный, чистый, искренний, талантливый герой имел все основания для достойного продолжения жизни. Незавершенное в нем должно «доразвиться» в героях, оставшихся жить, и в авторе.
Онегину еще предстоит пройти через «убийственный выстрел», теперь уже в него («Стоит Евгений, как будто громом поражен, в какую бурю ощущений теперь он сердцем погружен!»). Впрочем, следует понять, что Татьяна сурова вынужденно: уж слишком далеко заходит Онегин в покушении на непререкаемые для нее ценности и правила (они же были и естественной основой натуры убитого Ленского). Этот «выстрел», следовательно, правильнее считать «самоубийственным», спровоцированным самим героем. И его задача, пройдя через второе сильнейшее потрясение и, наконец, переродившись, стать в духовном смысле таким, каким мог быть убитый им Ленский, и чего по-своему достигла Татьяна. Ее отношения к семейной жизни, мужу далеки от ханжества и пошлости. Это возвышенно-одухотворенный вариант семейной жизни, достойный уважения своей моральной безупречностью, общественно значимый («благо мира»), по мнению писателя.
Многообразны и связи Ленского с развивающимся образом автора.
Пушкин начал писать роман в период, когда совершается переход от преимущественно романтического к реалистическому творчеству. Известно, сколь сильным было влияние западной литературы, философии, просто языков на писателя. Упоминаемые в романе жанры, темы, настроения стихов Ленского близки тем, которые можно обнаружить в раннем творчестве самого Пушкина. Идеал красоты юного поэта не был вовсе и всегда чужд Пушкину, который, с иронией нарисовав портрет Ольги, замечает:
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Расставаясь с Ленским, поэт незаметно переходит к рассуждениям о своем творчестве, судьбе. Он прощается и с невозвратной, наивной, милой, естественной порой собственной жизни, говорит о переходе к иным принципам творчества: «Лета к суровой прозе клонят, лета шалунью-рифму гонят». Но при этом надеется сохранить то, чем так дороги ему Ленский, уходящая молодость, романтически окрашенная поэзия:
А ты, младое вдохновенье,
Волнуй мое воображенье,
Дремоту сердца оживляй,
В мой угол чаше прилетай,
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь...
Завершалась поэма «болдинской осенью» накануне женитьбы, которую Пушкин считал началом совершенно нового этапа жизни, требующего большей ответственности, следования жестким нравственным правилам, законам чести и ответственности перед совестью, близкими людьми, обществом. Именно так понимает брак и, шире, зрелое отношение к бытию любимая героиня писателя. Ее позиция — воплощенный образец дальнейшей «взрослой» жизни для него и для заглавного героя. Не только в семье принципы верности, ответственности и чести могут и должны быть воплощены. Поэт оставляет своего Онегина на распутье, дальнейший его путь неясен. Важно, чтобы он, наконец, понял, как следует жить. Это понимание сделает жизнь достойной, в каких бы формах она ни протекала.
В случае с Онегиным речь еще должна идти и об искуплении того зла, которое было связано с его одиноким, бесцельным и безответственным движением по жизни. Забыть смерть Ленского, который, вполне вероятно, был рожден «для блага мира», автор не позволяет. Все предшествовавшее сцене дуэли повествование призвано указать закономерности, приведшие Онегина к убийству. Ему немало было дано от природы — ум, благородство, способность верной нравственной, интеллектуальной, эстетической оценки людей и явлений. Эти задатки подлинно глубокого характера поставили Онегина в оппозицию к абсолютно бездуховной жизни светского общества. Он отвергает ветошь светского маскарада внешне, но законы, стереотипы и привычки неестественной маскарадной жизни над ним по-прежнему властны.
Именно они не позволяют воспринять в полной мере Татьяну. Она уже в юности требовала глубины души, которая могла бы вместить и оценить ее порыв, желания, возможности. А Онегин обладал интеллектуальной и чувственной опытностью, о существовании же души не догадывался, хотя и упоминал о ней многократно в своей отповеди. Он прав, честно и строго выговаривая романтически настроенной, экзальтированной провинциальной барышне. Он слеп, не замечая в ней задатков незаурядной, духовно мошной личности, столь потрясшей его в полном развитии. «Новая» Татьяна является Онегину в той среде и тех формах поведения, которые доступны «светскому» глазу героя. Его поразило, что она осмеливается жить «без этих маленьких ужимок, без подражательных затей» — без маски, в мире масок. Но ведь Татьяна уже была такой, написав ему трогательное, искреннее признание, «где все наруже, все на воле».
До момента решительного выбора хорошие задатки Онегина позволяют ему находить верный тон в общении с Ленским. Ощущение талантливости, неординарности личности влечет Онегина к юному поэту. Но стать выше светских предрассудков, да хотя бы презираемого в душе провинциального общества, снять маску он не смог. В сценах, предшествующих ссоре и вызову, писатель намеренно сгущает недостатки жителей провинции, собравшихся на именины Татьяны, хотя в иных частях произведения поэтизирует традиционный быт, нравы, человеческие качества представителей столичного и провинциального дворянства. Карикатуры, которые «чертит в душе своей» рассерженный Онегин, не так уж далеки от истины:
Довольный праздничным обедом,
Сосед сопит перед соседом.
Не многие из эпизодических персонажей романа удостоились такой развернутой характеристики, как непосредственный организатор дуэли — Зарецкий. Писатель подчеркивает, что не только общественное мнение, «шепот, хохотня глупцов», на которое ориентируется Онегин, принимая решение, но и возможные оценки старого дуэлиста не стоят того, чтобы подвергать опасности жизнь друга. Порыв и заблуждение юной души Онегин хорошо понимает. Стать выше «ложного стыда» перед людьми, не достойными уважения, он не может.
Смерть Ленского потрясла Онегина, заставила переосмыслить всю жизнь, но не переродила его. В сущности, с точки зрения правил светской чести он был ни в чем не виноват: «"Ну, что ж? убит", — решил сосед». Автор же подчеркивает, что убийство стало закономерным итогом всей предшествовавшей жизни Онегина, который
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Из путешествия Онегин, прежде «добрый малый», похожий на «целый свет», уже возвращается несколько «странным» на взгляд светских посредственностей. Новое потрясение и еще один шанс окончательно стать иным дало Онегину, как сказано выше, переживание связанное с его любовью к замужней Татьяне. Искреннее и большое чувство пришло к герою, судя по всему, впервые в жизни и пробудило лучшее в нем. Он один из немногих способен отличать истинно прекрасное от ложно многозначительного. Настоящая любовь связана с новыми, не предусмотренными «наукой страсти нежной», незнакомыми чувствами. Онегину странно и неприятно не скучать, а страдать. Но скука — эмоция бесплодная, а страдание — чувство, способное укрепить ослабшего, очистить и возродить падшего.
Пройдя через страдания, ставшие частью ее духовного опыта, обрела человеческую зрелость, сохранив лучшие свои задатки, Татьяна.
Пушкин подчеркивает близость системы нравственных ценностей, эстетических взглядов, поведения, облика, самого имени героини русскому народному, национальному началу. Автор всеми силами стремится усилить русское в ней. Впечатления детства, родной природы, национальной жизни создают неизменную и прочную основу личности, так дивно развившейся в зрелости. Она открыта всему в мире. Очаровывается вымыслами западной литературы, не теряется и в «свете» с его противоречивым влиянием на человека.
После замужества разительно меняется поведение, внешний облик героини. Многим даже казалось, что такое быстрое преображение невозможно — за два года она из провинциальной девушки превратилась в законодательницу светских мод. Пушкин же подчеркивает, что простота и естественность чистой, искренней деревенской девочки и моральная безупречность и спокойное самоуважение аристократки не так далеко отстоят друг от друга, как иногда думают. В этом смысле Татьяна осталась прежней: «Все тихо, просто было в ней». И по-прежнему далек от понимания ее Онегин, которому кажется, что теперь-то он разглядел истинную Татьяну.
В финальной главе повторяется та же ситуация, что и при первом знакомстве героев. Но теперь Онегин пишет Татьяне любовные письма. Чувства его кажутся искренними, хотя нельзя не заметить в них значительной доли самолюбивого желания покорить «светскую львицу». Ноошибается герой итеперь. Ведьон, признавшись в любви замужней женщине, толкает ее на совершение греха — измену мужу, между прочим, «родне и другу» своему.
Татьяна, выросшая в патриархальной среде, свято чтит христианские ценности. Она никогда не нарушит данного ею обязательства:
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить...
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Героиня отвечает так не потому, что не любит Евгения или не верит в возможность счастья с ним. Она действует, руководствуясь чувством долга, которое осмыслено поэтом как глубокая основа национальной народной нравственности.
Разговор является апофеозом благородства Татьяны, со всей отчетливостью показывает нравственную чистоту, народную основу миро-отношения героини, умеющей сделать правильный, хотя и нелегкий выбор. Сцена объяснения показывает и последнее искушение Онегина. Страсти, суета, эгоцентризм все еще властны над ним. Но все в последней сцене построено автором так, чтобы показать, что герой на пороге, на пути к нравственному очищению, преображению.
Татьяна — герой, наиболее любимый автором, воплощающий его человеческий идеал. Она сохраняет верность себе, даже вынужденно находясь в условиях, далеких от тех, в которых хотела бы себя видеть.
Онегин же все-таки заглавный герой романа потому, что с ним связаны важнейшие социальные и нравственные вопросы, он не столь целен, находится в поиске себя. Он именно романный герой и потому стоит в центре сюжета.
Мы остановились лишь на некоторых важных и интересных аспектах неисчерпаемого произведения Пушкина, наиболее сложного и художественно совершенного создания писателя.

Если первые две главы романа «Евгений Онегин» можно назвать вводными, в них автор знакомит читателей со своими героями, то анализируя третью главу, мы видим завязку сюжета. Ленский прощается с Онегиным, чтобы уехать к Лариным, но Евгению становится интересно, где и с кем проводит Владимир вечера, и он тоже напрашивается в гости. Зная гостеприимный характер семьи Лариных, Владимир предлагает ему поехать вместе с ним.

Третья глава романа «Евгений Онегин» — одна из самых романтичных глав. И в то же время она очень драматична и посвящена Татьяне и ее внезапно вспыхнувшему чувству. Поэтому анализ 3 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» будет посвящен Татьяне. Эта глава вместила в себя переживания главной героини после первой встречи с Онегиным, ее любовное волнение. Хотя на моменте первой встречи Пушкин не заостряет внимания своего читателя. Данному эпизоду он уделил всего 7 строк.

Явились; им расточены

Порой тяжелые услуги

Гостеприимной старины.

Обряд известный угощенья:

Несут на блюдечках варенья,

На столик ставят вощаной

Кувшин с брусничною водой.

Как произошла эта встреча? Что было сказано? Все это поэт предлагает читателям домысливать самим. Скорее всего, ничего в те минуты незаурядного не происходило. Семья Лариных оказала молодым господам радушный прием. Татьяна, может быть, смотрела на Евгения так, как она смотрела на других молодых и не очень помещиков, посещавших их дом. Она не сразу, и не вдруг осознала, что ее посетило первое чувство любви, о котором она много читала во французских романах, и мечтала в глубине души. Любовные мечты подогревались сплетнями кумушек о предстоящей свадьбе Ленского и Ольги. Вся глава романа наполнена любовью юной девушки к Онегину. В ней во всей полноте раскрывается образ Татьяны.

Татьяна ожидала, что Онегин будет приезжать к ним вместе с Владимиром, но дни шли, а он не появлялся. Читая книги, теперь она представляла себя на месте главных героинь ее любимых романов. Она мечтает о Евгении сидя в комнате у окна, или гуляя по саду, и в один прекрасный день решается признаться ему в любви.

Татьяна пишет Онегину письмо. Это письмо – одно из лучших частей в поэме Пушкина. Построением стихов, рифмой, ритмом письмо отличается от общей композиции произведения, изложенного в жанре романа в стихах. И в тоже время оно служит яркой характеристикой девушки, готовой бороться за свое счастье.

Основной сюжет поэмы излагается 14-тистрочными строфами, а в письме строфы разные по длине, изменяется и стихотворный ритм.

Татьяна решается первой признаться в любви к Онегину. Это не было принято в дворянском обществе, и Татьяна прекрасно понимает, что может стать притчей во языцех всех уездных кумушек, если о ее смелом поступке узнают в обществе. Вот почему она признается:

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня.

А в конце добавляет:

Кончаю! Страшно перечесть…

Стыдом и страхом замираю…

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю…

Пушкин отмечает, что признание в любви было написано по-французски. В XIX веке в российском дворянском обществе знание французского языка было обязательно. Сам Пушкин первые свои детские стихи писал по-французски. Французский язык подчеркивал образованность, отличал дворян от черни, позволял общаться между собой так, чтобы прислуга не понимала их, что позволяло сохранять семейные секреты внутри семьи.

Каждая строчка Письма Татьяны, как жемчужина в ожерелье поэмы. Неслучайно поэтому на протяжении последующих лет, в каждом поколении обязательно находились девушки, которые признаваясь молодым людям в любви, переписывали письмо Татьяны.

Это письмо было написано настолько трогательно, и с таким чувством неподдельной искренности, что оно тронуло даже такого скептика как Онегин.

Драматизмом наполнено и ожидание Татьяной ответа на свое письмо. Она понимала, что после ее поступка Евгений не может не ответить. Раз он до сих пор не написал ей ответ, значит, приедет сам и объяснится с нею. Этого момента она ожидала с волнением и тревогой. Песня девушек, разбавившая «онегинские строфы», лишь подчеркивает, добавляет акцент в драматическую картину момента.

Загрузка...