crimea-fun.ru

Жизненный и творческий путь бетховена. Жизненный и творческий путь бетховена Основные черты музыкального языка

Ясакова Екатерина, ученица 10 класса МОАУ "Гимназия №2 г. Орска"

Актуальность темы исследования «Романтические черты в творчестве Людвига ван Бетховена» обусловлена недостаточной разработанностью данной темы в искусствоведении. Традиционно творчество Бетховена связывают с Венской классической школой, однако произведения зрелого и позднего периода творчества композитора носят черты романтического стиля, что недостаточно освещается в музыкальной литературе. Научная новизна исследования характеризуется новым взглядом на позднее творчество Бетховена и его роль в становлении Романтизма в музыке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

I. Введение

Актуальность

Представитель венской классической школы, Людвиг Ван Бетховен вслед за Й. Гайдном и В. А. Моцартом разрабатывал формы классической музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности в их развитии. Но при внимательном рассмотрении творчества этих трёх гениальных современников можно заметить, что оптимизм, жизнерадостность, светлое начало, присущие большинству произведений Гайдна и Моцарта не характерны для творчества Бетховена.

Одна из типично бетховеновских тем, особенно глубоко разработанных композитором, - поединок человека с судьбой. Жизнь Бетховена омрачена нуждой и болезнями, но дух титана не был сломлен «Схватить судьбу за горло» - таков постоянно повторяющийся им девиз. Не смириться, не поддаться искусу утешения, а бороться и побеждать. От мрака к свету, от зла к добру, от рабства к свободе - таков путь, совершаемый бетховенским героем, гражданином мира.

Победа над судьбой в произведениях Бетховена достигается дорогой ценой - Бетховену чужд поверхностный оптимизм, его жизнеутверждение выстрадано и завоевано.

Отсюда и особый эмоциональный строй его произведений, глубина чувств, острый психологический конфликт. Основной идейный мотив творчества Бетховена - тема героической борьбы за свободу. Мир образов произведений Бетховена, яркий музыкальный язык, новаторство позволяют сделать вывод о принадлежности Бетховена к двум стилевым направлениям в искусстве – классицизму в раннем и романтизму в зрелом творчестве.

Но, несмотря на это традиционно творчество Бетховена связывают с Венской классической школой, и недостаточно освещаются в музыкальной литературе романтические черты в его поздних произведениях.

Исследование данной проблемы поможет глубже понять мировоззрение Бетховена и идеи его произведений, что является непременным условием для понимания музыки композитора и воспитания любви к ней.

Цели исследования:

Раскрыть сущность романтических черт в творчестве Людвига ван Бетховена.

Популяризация классической музыки.

Задачи:

Исследовать творчество Людвига Ван Бетховена.

Провести стилевой анализ сонаты № 14

И Финала симфонии № 9.

Выявить признаки романтического мировосприятия композитора.

Объект исследования:

Музыка Л. Бетховена.

Предмет исследования:

Романтические черты в музыке Л. Бетховена.

Методы:

Сравнительно – сопоставительный (классические и романтические черты):

А) произведения Гайдна, Моцарта – Л. Бетховена

Б) произведения Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Ф.Листа, Р.Вагнера,

И.Брамса – Л. Бетховена.

2. Изучения материала.

3. Интонационно – стилевого анализа произведений.

II. Основная часть.

Введение.

Прошло уже более 200 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена, но музыка его живет и волнует миллионы людей, как будто она написана нашим современником.
Тот, кто хоть немного знаком с жизнью Бетховена, не сможет не полюбить этого человека, эту героическую личность, не преклониться перед его жизненным подвигом.

Высокие идеалы, воспеваемые им в творчестве, пронёс он через всю свою жизнь. Жизнь Бетховена - пример мужества и упорной борьбы с препятствиями, несчастьями, которые оказались бы непреодолимыми для другого. Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы, равенства, братства. Создал героико-драматический тип симфонизма. В музыке, его мировоззрение сложилось под воздействием свободолюбивых идей Великой французской революции, отзвуки которой проникают во многие произведения композитора.

Стиль Бетховена характеризуется размахом и интенсивностью мотивной работы, масштабами сонатной разработки, яркими тематическими, динамическими, темповыми, регистровыми контрастами. Поэзия весны и юности, радость жизни, ее вечного движения - таким представляется комплекс поэтических образов в поздних произведениях Бетховена. Бетховен вырабатывает свой собственный стиль, формируется как яркий и неординарный композитор-новатор, который стремится придумывать и создавать что-то новое, а не повторять уже написанное до него. Стиль - единство и гармония всех элементов произведения, он характеризует не столько само произведение, сколько личность автора. Бетховен обладал всем этим в достатке.

Непреклонный в отстаивании своих убеждений как художественных, так и политических, ни перед кем не сгибая спины, с высоко поднятой головой, прошёл свой жизненный путь великий композитор Людвиг ван Бетховен.

Творчество Бетховена открывает новый, ХIХ век. Никогда не останавливаясь на достигнутом, стремясь вперед, к новым открытиям, Бетховен намного опередил свое время. Его музыка была и будет источником вдохновения для многих поколений.

Музыкальное наследие Бетховена удивительно разнообразно. Им созданы 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, скрипки и виолончели, симфоническая увертюра к драме Гете «Эгмонт», 16 струнных квартетов, 5 концертов с оркестром, «Торжественная месса», кантаты, опера «Фиделио», романсы, обработки народных песен (их около 160, в том числе и русских).

Исследование.

В музыкальной литературе и различных справочниках и словарях Бетховен представлен как венский классик и совершенно нигде не упоминается о том, что позднее творчество Бетховена носит черты романтического стиля. Приведём пример:

1. Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17 декабря 1770, Бонн - 26 марта 1827, Вена), немецкий композитор, представитель венской классической школы. Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823, симфонии; опера «Фиделио», окончательная редакция 1814; увертюры «Кориолан», 1807, «Эгмонт», 1810; ряд инструментальных ансамблей, сонат, концертов). Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром; 16 струнных квартетов и другие ансамбли; инструментальные сонаты, в т. ч. 32 для фортепиано (среди них «Патетическая», 1798, «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805), 10 для скрипки с фортепиано; «Торжественная месса» (1823).

2. Музыкальный энциклопедический словарь. Москва. «Музыка» 1990 г.

БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770-1827) - нем. композитор, пианист, дирижёр. Первонач. муз. образование получил у отца, певчего Боннской придв. капеллы, и его сослуживцев. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Б. в духе нем. просветительства.

На формирование мировоззрения Б. сильнейшее воздействие оказали события Великой франц. революции; его творчество тесно связано с совр. ему иск-вом, лит-рой, философией, с художеств, наследием прошлого (Гомер, Плутарх, У. Шекспир, Ж. Ж. Руссо, И, В. Гёте, И. Кант, Ф. Шиллер). Осн. идейный мотив творчества Б. - тема героич. борьбы за свободу, воплощённая с особенной силой в 3-й, 5-й, 7-й и 9-й симф., в опере «Фиделио», в увертюре «Эгмонт», в фп. сонате №23 (т. н. Арра8$юпа1а) и др.

Представитель венской классич. школы, Б. вслед за И. Гайдном и В. А. Моцартом разрабатывал формы классич. музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности в их развитии. Сонатно-симф. цикл был Б. расширен, наполнен новым драм, содержанием. В трактовке гл. и побочной партий и их соотношения Б. выдвинул принцип контраста как выражение единства противоположностей.

3. И.Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран. Москва. «Музыка». 1988 г.

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (1770 – 1827). Более двухсот лет прошло с тех пор, как родился великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен. Могучий расцвет бетховенского гения совпал с началом XIX столетия.

В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И не только потому, что Бетховен сумел воспринять все лучшее из того, что уже было достигнуто. Современник событий французской революции конца XVIII века, провозгласившей свободу, равенство и братство людей, Бетховен сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ. Впервые в музыке с такой силой были выражены героические устремления народа.

Как мы видим, нигде не упоминается о романтических чертах творчества Бетховена. Однако образный строй, лиризм, новые формы произведений позволяют говорить о Бетховене как о романтике. Чтобы выявить романтические черты в произведениях Бетховена проведём сравнительный анализ сонат Гайдна, Моцарта и Бетховена. Для этого необходимо выяснить, что собой представляет классическая соната . Чем же отличается «Лунная соната» от сонат Гайдна и Моцарта? Но сначала дадим определение Классицизма.

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

А теперь рассмотрим строение классической сонаты. Становление классической сонаты прошло долгий путь. В творчестве Гайдна и Моцарта была окончательно отточена структура сонатно-симфонического цикла. Определилось устойчивое количество частей (три в сонате, четыре – в симфонии).

Строение классической сонаты.

Первая часть цикла – обычно Allegro - выражение противоречивости жизненных явлений. Она пишется в сонатной форме. В основе сонатной формы – сопоставление или противопоставление двух музыкальных сфер, выраженных главной и побочной партиями. Ведущее значение закрепляется за главной партией. Первая часть состоит из трёх разделов: экспозиция – разработка – реприза.

Вторая, медленная часть сонатно-симфонического цикла (обычно Andante, Adagio, Largo) - контрастна первой части. Она раскрывает мир внутренней жизни человека, либо мир природы, жанровые сцены.

Менуэт – третья часть четырёхчастного цикла (симфоний, квартетов) – связана с бытовым проявлением жизни, с выражением коллективных чувствований (танец, объединяющий общим настроением большие группы людей). Форма всегда сложная трёхчастная.

Финал – не только последняя, но итоговая часть цикла. В нём общность с другими частями. Но есть черты, присущие лишь финалу – много эпизодов, в которых участвует весь оркестр, как правило, пишется в форме рондо (многократное повторение главной мысли – рефрена создаёт впечатление законченности высказывания). Иногда для финалов используется сонатная форма.

Рассмотрим строение сонат Гайдна, Моцарта и Бетховена:

Гайдн. Соната ми минор.

Presto. . В ней две контрастные темы. Главная тема взволнованная, беспокойная. Побочная партия более спокойная, светлая.

Andante . Вторая часть светлая, спокойная как размышление о чём – то хорошем.

Allegro assai. Третья часть. Характер грациозный, танцевальный. Построение близко форме рондо.

Моцарт . Соната до минор.

Соната состоит из трёх частей.

Molto Allegro. Первая часть написана в форме сонатного allegro . В ней две контрастные темы. Главная тема суровая, строгая, а побочная партия напевная, нежная.

Adagio. Вторая часть проникнута светлым чувством, песенного характера.

Allegro assai. Третья часть написана в форме рондо. Характер тревожный, напряжённый.

Главным принципом строения классической сонаты было наличие в первой части двух разнохарактерных тем (образов), вступающих в драматические взаимоотношения по ходу их развития. Это мы и увидели в рассматриваемых сонатах Гайдна и Моцарта. Первая часть этих сонат написана в форме сонатного allegro : есть две темы – главная и побочная парии, а также три раздела – экспозиция, разработка и реприза.

Первая же часть “Лунной сонаты” не подпадает под эти структурные особенности, которые делают инструментальную пьесу сонатой. В ней нет двух разнохарактерных тем, вступающих в конфликт друг с другом.

«Лунная соната» - сочинение, в котором жизнь, творчество, пианистический гений Бетховена слились воедино, чтобы создать произведение удивительного совершенства.

Первая часть - в медленном движении, в свободной форме фантазии. Так и пояснил Бетховен произведение - Quasi una Fantasia - вроде фантазии, без твердых ограничительных рамок, диктуемых строгими классическими формами.

Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. В музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления. Она звучит страстно, настойчиво, пробует выйти к светлым регистрам но, в конце концов, падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадежного отчаяния.

Но так только кажется.

Allegretto – вторая часть сонаты, названная Бетховеном нейтральным словом Аллегретто , никак не поясняющим характер музыки: итальянский термин Аллегретто означает темп движения - умеренно быстрый.

Что представляет собой эта лирическая часть, которую Ференц Лист назвал «цветком между двумя безднами»? Этот вопрос до сих пор волнует музыкантов. Одни считают Аллегретто музыкальным портретом Джульетты, другие вообще воздерживаются от образных пояснений загадочной части.

Как бы то ни было, Аллегретто своей подчеркнутой простотой представляет величайшие трудности для исполнителей. Здесь нет определенности чувства. Интонации допускают толкование от совсем непритязательной грации до заметного юмора. Музыка вызывает в памяти картины природы. Возможно, это воспоминание о берегах Рейна или пригородах Вены, народных праздниках.

Presto agitato – финал сонаты , в начале которого Бетховен сразу же предельно ясно, хотя и лаконично обозначает темп и характер - «очень быстро, взволнованно», - звучит как буря, все сметающая с пути. Вы сразу слышите четыре волны звуков, накатывающиеся с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами - бушует стихия. Но вот вступает вторая тема. Верхний ее голос широк, певуч: жалуется, протестует. Состояние крайней взволнованности сохраняется благодаря сопровождению - в том же движении, что и при бурном начале финала. Именно эта вторая тема развивается дальше, хотя общее настроение не изменяется: беспокойство, тревога, напряжение сохраняются во всей части. Меняются лишь некоторые оттенки настроения. Иногда, кажется, что наступает полное изнеможение, но человек вновь поднимается, чтобы преодолеть страдания. Как апофеоз всей сонаты разрастается кода - заключительная часть финала.

Таким образом, мы видим, что в классической сонате Гайдна и Моцарта строго выдержанный трёхчастный цикл с типичной последовательностью частей. Бетховен изменил сложившуюся традицию:

Композитор

Произведение

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

Гайдн

Соната

Ми минор

Presto

Andante

Allegro assai

Вывод:

Первая часть «Лунной» сонаты написана не по канонам классической сонаты, она написана в свободной форме. Вместо общепринятого сонатного Allegro - Quasi una Fantasia - вроде фантазии. В первой части нет двух разнохарактерных тем (образов), вступающих в драматические взаимоотношения по ходу их развития.

Таким образом, «Лунная» соната представляет собой романтическое изменение классической формы. Это выразилось и в перестановке частей цикла (первая часть – Adagio, не в форме сонатного Allegro), и в образном строе сонаты.

Рождение «Лунной сонаты».

Бетховен посвятил сонату Джульетте Гвиччарди.

Величавое спокойствие и светлая печаль, первой части сонаты, вполне могут напомнить ночные грезы, сумрак и одиночество, которые навевают мысли о темном небе, ярких звездах и таинственном свете луны. Четырнадцатая соната обязана своим названием медленной первой части: уже после смерти композитора сравнение этой музыки с лунной ночью пришло на ум поэту-романтику Людвигу Рельштабу.

Кто была Джульетта Гвиччарди?

В конце 1800 года Бетховен жил в семье Брунсвиков. Тогда же в эту семью приехала из Италии Джульетта Гвиччарди, родственница Брунсвиков. Ей было шестнадцать лет. Она любила музыку, хорошо играла на рояле и стала брать уроки у Бетховена, с легкостью воспринимая его указания. В ее характере Бетховена привлекали жизнерадостность, общительность, добродушие. Была ли она такой, как представлял ее Бетховен?

Долгими мучительными ночами, когда шум в ушах не давал заснуть, он мечтал: ведь должен найтись человек, который поможет ему, станет бесконечно близким, скрасит одиночество! Несмотря на обрушившиеся несчастья, Бетховен видел в людях лучшее, прощая слабости: музыка укрепляла его доброту.

Вероятно, и в Джульетте он какое-то время не замечал легкомыслия, считая ее достойной любви, принимая красоту ее лица за красоту души. В образе Джульетты воплотился идеал женщины, который сложился у него с боннских времен: терпеливая любовь матери. Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен полюбил Джульетту Гвиччарди.

Несбыточные мечты продолжались недолго. Бетховен, вероятно, понял тщетность надежды на счастье.

Бетховену и раньше приходилось расставаться с надеждами и мечтами. Но на этот раз трагедия стала особенно глубокой. Бетховену было тридцать лет. Только творчество могло вернуть композитору веру в себя. После измены Джульетты, которая предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга Марии Эрдеди. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода.

Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Все было сказано музыкой.

По преданиям, Бетховен написал «Лунную сонату» летом 1801 года, в Коромпе, в беседке парка имения Брунсвиков, и потому сонату при жизни Бетховена иногда называли «Сонатой-беседкой».

Секрет популярности «Лунной» сонаты, на наш взгляд состоит в том, музыка настолько красива и лирична, что трогает за душу слушателя, заставляет его сочувствовать, сопереживать, вспомнить своё сокровенное.

Новаторство Бетховена в области симфонии

Симфония (от греч. symphony - созвучие), музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 - нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон), программная симфония (Г. Берлиоз, Ф. Лист).

Строение. Вследствие сходства по строению с сонатой , сонату и симфонию объединяют под общим названием "сонатно-симфонический цикл". В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков - Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части. 1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме; 2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты; 3-я - скерцо или менуэт - в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A); 4-я часть, в быстром темпе - в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Не только в «Лунной сонате», но и в Девятой симфонии Бетховен выступил как новатор. В ярком и вдохновенном Финале он синтезировал симфонию и ораторию (синтез – это сочетание разных видов искусств или жанров). Хотя Девятая симфония - далеко не последнее творение Бетховена, именно она явилась сочинением, завершившим долголетние идейно-художественные искания композитора. В ней нашли высшее выражение бетховенские идеи демократизма и героической борьбы, в ней с несравненным совершенством воплощены новые принципы симфонического мышления.Идейная концепция симфонии привела к принципиальному изменению самого жанра симфонии и ее драматургии. В область чисто инструментальной музыки Бетховен вводит слово, звучание человеческих голосов. Это изобретение Бетховена не раз использовали композиторы 19 и 20 веков.

Девятая симфония. Финал.

Признание гения Бетховена в последнее десятилетие его жизни было всеевропейским. В Англии его портрет можно было увидеть на каждом углу, музыкальная академия сделала его своим почетным членом, многие композиторы мечтали встретиться с ним, перед ним преклонялись Шуберт, Вебер, Россини. Именно тогда и была написана Девятая симфония - венец всего творчества Бетховена. Глубина и значительность замысла потребовали необычайного для этой симфонии состава, в дополнение к оркестру композитор ввел туда певцов-солистов и хор. И на склоне дней Бетховен остался верен заветам своей юности. В финале симфонии звучат слова из стихотворения поэта Шиллера «К радости»:

Радость, юной жизни пламя!

Новых светлых дней залог.

Обнимитесь, миллионы
Слейтесь в радости одной
Там, над звёздною страной, -
Бог, в любви пресуществлённый!

Величественная, могучая музыка финала симфонии, напоминающая гимн, призывает народы всего мира к объединению, счастью и радости.

Созданная в 1824 году, Девятая симфония и сегодня звучит, как шедевр мирового искусства. Она воплотила неумирающие идеалы, к которым веками стремилось человечество через страдания - к радости, единению людей всего мира. Недаром Девятая симфония исполняется каждый раз на открытии сессии ООН.

Эта вершина - последний взлет гениальной мысли. Болезнь, нужда становились все сильнее. Но Бетховен продолжал работать.

Один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению формы - огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Ф. Шиллера «К радости».

Здесь, впервые в истории музыки, Бетховен осуществил синтез симфонического и ораториального жанров . Принципиально изменился сам жанр симфонии. В инструментальную музыку Бетховен вводит слово.

Развитие основного образа симфонии идёт от грозной и неумолимой трагедийной темы первой части к теме светлой радости в финале.

Изменилась и сама организация симфонического цикла. Обычный принцип контраста Бетховен подчиняет идее непрерывного образного развития, отсюда нестандартное чередование частей: вначале две быстрые части, где концентрируется драматизм симфонии, а медленная третья часть подготавливает финал – итог сложнейших процессов.

Замысел этой симфонии у Бетховена родился давно, ещё в 1793 году. Тогда этот замысел не был осуществлен в силу малого жизненного и творческого опыта Бетховена. Нужно было, чтобы прошло тридцать лет (вся жизнь) и нужно было стать действительно великим и даже величайшим мастером, чтобы слова поэта -

«Обнимитесь, миллионы,

В поцелуе слейся, свет!» - зазвучали в музыке.

Первое исполнение Девятой симфонии в Вене 7 мая 1824 года превратилось в величайший триумф композитора. У входа в зал произошла драка из - за билетов - так велико было количество желающих попасть на концерт. В конце исполнения одна из певиц взяла Бетховена за руку и вывела на сцену, чтобы он мог увидеть переполненный зал, все аплодировали, подкидывали шапки.

Девятая симфония – одно из самых выдающихся творений в истории мировой музыкальной культуры. По величию идеи, по широте замысла и мощной динамике музыкальных образов Девятая симфония превосходит всё созданное самим же Бетховеном.

В тот самый день, когда твои созвучья

Преодолели сложный мир труда,

Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,

Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.

И, яростным охвачен вдохновеньем,

В оркестрах гроз и трепете громов,

Поднялся ты по облачным ступеням

И прикоснулся к музыке миров.

(Николай Заболоцкий)

Общие черты в творчестве Бетховена и композиторов – романтиков.

Романтизм - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы. . Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы , чувств и естественного в человеке.

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Романтическая музыка отличается от музыки венской классической школы. Она отображает действительность через личные переживания человека. Главная черта романтизма – интерес к жизни человеческой души, передача разнообразных чувств и настроений. Особое внимание романтиков проявлялось к душевному миру человека, что повлекло за собой повышение роли лирики.

Изображение сильных переживаний, героики протеста или национально – освободительной борьбы, интерес к народной жизни, к народным сказаниям и песням, к национальной культуре, историческому прошлому, любовь к природе – отличительные черты творчества выдающихся представителей национальных романтических школ. Многие композиторы-романтики стремились к синтезу искусств, особенно музыки и литературы. Поэтому складывается и достигает расцвета жанр песенного цикла («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Шуберта, «Любовь и жизнь женщины» и «Любовь поэта» Шумана и др.).

Стремление передовых романтиков к конкретности образного выражения приводит к утверждению программности, как одной из ярчайших особенностей музыкального Романтизма. Эти характерные черты романтизма проявились и в творчестве Бетховена: воспевание красоты природы («Пасторальная симфония»), нежные чувства и переживания («К Элизе»), идеи борьбы за независимость (Увертюра «Эгмонт»), интерес к народной музыке (обработки народных песен), обновление формы сонаты, синтез симфонического и ораториального жанров (Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных идеей синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу и духовно сплотить массы людей), лирический песенный цикл («К далёкой возлюбленной»).

На основе проведённого анализа произведений Бетховена и композиторов – романтиков нами составлена таблица, демонстрирующая общие черты в их творчестве.

Общие черты в творчестве Бетховена и композиторов - романтиков:

Вывод :

Сравнив творчество Бетховена и творчество композиторов – романтиков мы увидели, что музыка Бетховена и по образному строю (повышенная роль лирики, внимание к душевному миру человека), и по форме (в «Неоконченной» симфонии Шуберта две части, вместо четырёх, т.е. отступление от классической формы), и по жанрам (программные симфонии и увертюры, песенные циклы, как у Шуберта), и по характеру (взволнованность, возвышенность), близка музыке композиторов – романтиков.

III. Заключение.

Изучая творчество Бетховена, мы пришли к выводу, что в нём соединились два стиля – классицизм и романтизм. В симфониях – «Героическая», знаменитая «Пятая симфония» и других (исключение - «Девятая симфония») строение строго классическое, так же как и во многих сонатах. И вместе с тем такие сонаты, как «Аппассионата», «Патетическая» очень вдохновенны, возвышенны, и в них уже чувствуется романтическое начало. Героизм и лирика – вот образный мир произведений Бетховена.

Во всём сильная личность, Бетховен сумел вырваться из оков строгих правил и канонов классицизма. Нетрадиционность формы в последних сонатах, квартетах, создание принципиально нового жанра симфонии, обращение к внутреннему миру человека, преодоление канонов классической формы, интерес к народному творчеству, внимание к внутреннему миру человека, лирическое начало, образный строй произведений – всё это признаки романтического мировосприятия композитора. Его прекрасные мелодии "К Элизе", Адажио из «Патетической» сонаты, Адажио из «Лунной» сонаты вошли в аудио сборник « Романтические мелодии XX столетия ». Это ещё раз подтверждает, что слушатели воспринимают музыку Бетховена как романтическую. А ещё это подтверждение того, что музыка Бетховена всегда была, и будет современна для любого поколения. По нашему мнению, именно Бетховен, а не Шуберт, является первым композитором – романтиком.

Бетховен – один из самых выдающихся композиторов в мировой музыкальной культуре. Его музыка – вечна, потому, что она волнует слушателей, помогает быть сильными и не отступать перед трудностями. Слушая музыку Бетховена нельзя оставаться к ней равнодушным, потому что она очень красивая и вдохновенная. МУЗЫКА сделала Бетховена бессмертным. Я восхищаюсь силой и мужеством этого великого человека. Я восхищаюсь музыкой Бетховена и очень её люблю!

Он так писал, как будто по ночам
Ловил руками молнии и тучи,
И тюрьмы мира в пепел превращал
В единый миг усилием могучим.

К. Кумов

Список литературы

Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Москва. «Музыка» 1988 г.

И.Гивенталь, Л.Щукина – Гигнгольд. Музыкальная литература. Выпуск 2. Москва. Музыка. 1988.

Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 3. Москва. Музыка, 1974.

Григорович В.Б.Великие музыканты Западной Европы. М.: Просвещение, 1982.

Способин И.В. Музыкальная форма. Москва. Музыка, 1980.

Кенигсберг А., Людвиг Ван Бетховен. Москва. Музыка, 1970.

Хентова С.М. «Лунная соната» Бетховена. – Москва. Музыка, 1988.

Энциклопедии и словари

Музыкальный энциклопедический словарь. Москва. «Музыка», 1990 г.

Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 2004 г.

ЭСУН. Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 2005 г.

Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь СПб., 1995

Материалы с сайта http://www.maykapar.ru/

Музыкальные произведения

И.Гайдн. Соната Ми минор. Симфония № 101

В.А. Моцарт. Соната До минор. Симфония № 40

Л.Бетховен. Симфонии № 6, № 5, № 9. Увертюра «Эгмонт». Сонаты «Аппассионата», «Патетическая», «Лунная». Пьеса «К Элизе».

Ф.Шуберт. Песенный цикл «Прекрасная мельничиха». Пьеса «Музыкальный момент».

Ф.Шуберт. «Неоконченная симфония»

Ф.Шопен. «Революционный этюд», Прелюдия № 4, Вальсы.

Ф.Лист. «Грёзы любви». «Венгерская рапсодия № 2».

Р.Вагнер. «Полёт Валькирий».

И.Брамс. «Венгерский танец № 5».

Людвиг ван Бетховен (1771-1827) Биография. Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения - 17 декабря. Его отец Иоганн (Johann van Beethoven, 1740-1792) был певцом в придворной капелле, мать МарияМагдалина, до замужества Кеверих (Maria Magdalena Kewerich, 1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году. Дед Людвиг (1712-1773) служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, затем капельмейстером. Он был родом из Голландии, отсюда и приставка «ван» перед фамилией. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке. Начало творческого пути. Весной 1787г.в двери маленького бедного дома на окраине Вены, где жил знаменитый Моцарт, постучался подросток, одетый в костюм придворного музыканта. Он скромно попросил великого маэстро послушать его умение импровизировать на заданную тему. Моцарт, поглощенный работой над оперой «Дон Жуан»,дал гостю две строчки полифонического изложения. Мальчик не растерялся и отлично справился с заданием, поразив прославленного композитора своими необычайными способностями. Присутствующим здесь же друзьям Моцарт сказал: «Обратите внимание на этого юношу, придет время, о нем заговорит весь мир». Эти слова оказались пророческими. Музыку великого композитора Людвига ван Бетховена сегодня действительно знает весь мир. Путь Бетховена в музыке. Это путь от классицизма к новому стилю, романтизму, путь смелого эксперимента и творческих поисков. Музыкальное наследие Бетховена огромно и удивительно разнообразно: 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, скрипки и виолончели, симфоническая увертюра к драме И. В. Гете «Эгмонт», 16 струнных квартетов, 5 концертов с оркестром, «Торжественная месса», кантаты, опера «Фиделио», романсы, обработки народных песен(их около 160, в том числе и русских). Бетховен в 30 лет. Симфоническая музыка Бетховена. Недосягаемых вершин достиг Бетховен в симфонической музыке, раздвинув рамки сонатно-симфонической формы. Гимном стойкости человеческого духа, утверждению победы света и разума стала Третья «Героическая» симфония (1802-1804). Это грандиозное творение, превышающее известные до того времени симфонии своими масштабами, количеством тем и эпизодов, отражает бурную эпоху Французской революции. Первоначально Бетховен хотел посвятить это произведение Наполеону Бонапарту, ставшему его подлинным кумиром. Но когда «генерал революции» провозгласил себя императором, стало очевидно, что им движет жажда власти и славы. Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав одно слово«Героическая». Симфония состоит из четырех частей. В первой звучит быстрая музыка, передающая дух героической борьбы, стремление к победе. Во второй, медленной части, звучит траурный марш, полный возвышенной скорби. Впервые менуэт третьей части заменен стремительным скерцо, призывающим к жизни, свету и радости. Финальная, четвертая часть насыщена драматическими и лирическими вариациям. . Вершина симфонического творчества Бетховена- Девятая симфония. На ее создание потребовалось два года- (1822-1824). Образы житейских бурь, горестных утрат, мирные картины природы и сельской жизни стали своеобразным прологом к необычному финалу, написанному на текст оды немецкого поэта И.Ф. Шиллера(1759-1805). Впервые в симфонической музыке звучание оркестра и звучание хора слились воедино, провозглашая гимн добру, истине и красоте, призывая к богатству всех людей на земле. Бетховен за сочинением шестой симфонии. Шестая «Пасторальная» симфония. Была написана в 1808 году под впечатлением народных песен и веселых плясовых наигрышей. Она имела подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни». Солирующие виолончели воссоздавали картину журчания ручья, в ней слышались голоса птиц: соловья, перепела, кукушки, притопывание танцующих под веселую деревенскую песенку. Но внезапный раскат грома нарушает народное гулянье. Картины бури и разразившейся грозы поражают воображение слушателей. Сонаты Бетховена. Сонаты Бетховена также вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Лунную сонату Бетховен посвятил Джульете Гвиччарди. Последние годы жизни. Бетховена была так велика, что Однако популярность правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта , знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Волшебный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем. После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Черни заниматься с ним музыкой. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени. Похороны Бетховена. Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше 20 тысяч человек шло за его гробом Спасибо за внимание! Презентацию выполнила: Сергеичева Татьяна 10кл.

Композиторы Венской классической школы

Когда сегодня говорят о классицизме в музыкальном искус-стве, в большинстве случаев имеют в виду творчество компози-торов XVIII в. — Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена, которых мы называем венскими классиками или представителями Венской классической школы . Это новое на-правление в музыке стало одним из самых плодо-творных в истории музыкальной культуры.

Национальная австрийская музыкальная культура того вре-мени оказалась замечательной средой для создания такого пласта в музыкальном искусстве, который отвечал новым идеям и на-строениям. Венские композиторы-классики сумели не только по-дытожить всё лучшее, чего достигла европейская музыка, но и воплотить в музыке эстетические идеалы эпохи Просвещения, сделать собственные творческие открытия. Наивысшим дости-жением музыкальной культуры этого времени стало формиро-вание классических музыкальных жанров и принципов симфо-низма в произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетхо-вена.

Классический симфонизм Гайдна

В историю мировой музыкальной культуры Йозеф Гайдн (1732—1809) вошёл как создатель классической симфонии. Ему также принадлежит заслуга в создании инструментальной му-зыки и формировании устойчивого состава симфонического ор-кестра.

Творческое наследие Гайдна поистине ошеломляюще! Он яв-ляется автором 104 симфоний, 83 струнных квартетов, 52 клавирных сонат, 24 опер... Кроме того, им создано 14 месс и не-сколько ораторий. Во всём, что написано известным австрий-ским композитором, чувствуется непревзойдённый талант и блестящее мастерство. Не случайно его не менее знаменитый со-отечественник и друг Моцарт с восхищением говорил:

«Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн».

Творчество Гайдна уже при жизни композитора приобрело европейскую известность и по достоинству было оценено совре-менниками. Музыка Гайдна — это «музыка радости и досуга», она полна оптимизма и действенной энергии, светла и естествен-на, лирична и изысканна. Композиторская фантазия Гайдна, казалось, не знала границ. Его музыка богата контрастами, па-узами и неожиданными сюрпризами. Так, в 94-й симфонии (1791), в середине второй части, когда музыка звучит спокойно и тихо, неожиданно раздаются мощные удары литавр только для того, чтобы зритель «не скучал»...

Симфонии Гайдна — подлинная вершина его творчества. Не сразу складывалась музыкальная форма симфонии. Первона-чально количество её частей варьировалось, и лишь Гайдну уда-лось создать её классический тип в четырёх частях, каждая из которых различалась характером звучащей музыки, темпом и приёмами развития темы. При этом четыре контрастные части симфонии взаимно дополняли друг друга.

Первая часть симфонии (греч. symphonia — созвучие) обыч-но исполнялась в быстром, стремительном темпе. Она активна и драматична, обычно в ней передан основной конфликт двух об-разов-тем. В обобщённой форме в ней передавалась атмосфера жизни главного героя. Вторая — медленная, лиричная, навеян-ная созерцанием прекрасных картин природы — проникала во внутренний мир героя. Она способна вызвать в душе размышле-ния, сладостные мечты и грёзы воспоминаний. В третьей, рас-сказывающей о часах досуга и отдыха героя, его общении с людь-ми, звучала живая, подвижная музыка, первоначально восхо-дившая своими ритмами к менуэту — спокойному салонному танцу XVIII в., позднее — к скерцо — веселой танцевальной му-зыке шутливого характера. Быстрая четвёртая часть подводила своеобразный итог размышлений героя, выделяла главное в его понимании смысла жизни человека. По форме она напоминала рондо с чередованиями неизменной темы — рефрена (припева) и постоянно обновляемых эпизодов.

Общий характер музыки симфоний Гайдна образно и поэтич-но выразил немецкий писатель Э. Т. А. Гофман (1776—1822):

«В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радо-стной души; его симфонии ведут нас в необозримые зелёные рощи, в весёлую пёструю толпу счастливых людей, перед на-ми проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смею-щиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби — одно только сладостно элегиче-ское стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам — вечерняя заря, горящая над горою и над рощею».

В симфонической музыке Гайдн нередко использовал приём звукоподражания: пения птиц, журчания ручья, давал зримые зарисовки восхода солнца, «портретов» животных. Музыка композитора вбирала словацкие, чешские, хорват-ские, украинские, тирольские, венгерские, цыган-ские мелодии и ритмы. В музыке Гайдна нет ничего лишнего и случайного, она пленяет слушателей своей грациозностью, лёг-костью и изяществом.

В последние годы жизни Гайдн создал свои самые значитель-ные музыкальные произведения. В двенадцати «Лондонских симфониях», написанных в 1790-е гг. под впечатлением от поез-док в Лондон, нашли выражение жизненная философия и миро-воззрение композитора. Под влиянием музыки Генделя он со-здал две величественные оратории — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), приумножившие и без того шумную славу композитора.

Последние годы жизни Гайдн провёл в уединении, в малень-ком домике на окраине Вены. Он почти ничего не писал. Чаще предавался воспоминаниям о своей жизни, полной смелых на-чинаний и экспериментаторских поисков.

Музыкальный мир Моцарта

Путь Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791) в музыке начинался ярко и блистательно. С самых ранних лет жизни его имя стало легендой. В четыре года ему требовалось полчаса, что-бы разучить менуэт и тут же сыграть его. В шесть лет он вместе с отцом Леопольдом Моцартом, талантливым музыкантом ка-пеллы архиепископа города Зальцбурга, гастролировал с кон-цертами по Европе. В одиннадцать — сочинил первую оперу, а в четырнадцать — дирижировал на премьере собственной опе-ры в театре Милана. В том же году он получил почётное звание академика музыки Болоньи.

Однако дальнейшая жизнь та-лантливого композитора сложилась непросто. Положение придворного музыканта мало чем отличалось от положения услужливого лакея, вы-полнявшего любые прихоти своего хозяина. Не таков был характер Мо-царта, человека независимого и ре-шительного, больше всего в жизни ценившего честь и достоинство. Пройдя многие жизненные испыта-ния, он ни в чём не изменил своим взглядам и убеждениям.

В историю музыкальной культу-ры Моцарт вошёл как блистатель-ный сочинитель симфонической му-зыки, создатель жанра классиче-ского концерта, автор «Реквиема» и двадцати опер, среди которых двадцати опер, среди которых особую известность получили «СвадьбаФигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Подчёркивая значение его творческого наследия, хочет-ся повторить вместе с А. С. Пушкиным:

«Ты, Моцарт, Бог, и сам того

не знаешь...»

В оперном искусстве Моцарт прокладывал собственную до-рогу, отличную от своих знаменитых предшественников и совре-менников. Редко используя мифологические сюжеты, он глав-ным образом обращался к литературным источникам: средневе-ковым легендам и пьесам известных драматургов. Моцарт впервые соединил в опере драматическое и комическое начала. В его оперных произведениях не было чёткого деления персона-жей на положительные и отрицательные; герои то и дело попа-дали в самые различные жизненные ситуации, в которых и про-являлась суть их характеров.

Моцарт придавал первостепенное значение музыке, а не вы-двигал на первый план роль звучащего слова. Его творческим принципом стали собственные слова о том, что «поэзия должна быть послушной дочерью музыки». В операх Моцарта возросла роль оркестра, с помощью которого автор мог выразить своё от-ношение к действующим лицам. Нередко он проявлял сочувст-вие к отрицательным героям, а над положительными не прочь был от души посмеяться.

«Свадьба Фигаро» (1786) была поставлена по пьесе француз-ского драматурга Бомарше (1732—1799) «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Моцарт сильно рисковал, выбирая для пос-тановки запрещённую цензурой пьесу. В результате появилась весёлая опера в стиле итальянской комической оперы-буфф. Энергичная, лёгкая музыка, звучащая в этом произведении, за-ставляла зрителей серьёзно задуматься над жизнью. Один из первых биографов композитора очень точно подметил:

«Моцарт сплавил воедино коми-ческое и лирическое, низкое и возвышенное, смешное и трога-тельное и создал невиданное по своей новизне творение — “Свадьбу Фигаро”».

Цирюльник Фигаро, человек без рода и племени, хитростью и умом побеждает сиятельного графа Аль-мавиву, который не прочь приуда-рить за невестой простолюдина. Но Фигаро хорошо усвоил нравы выс-шего света, а потому его не провести утончёнными жестами и словесной паутиной. За свое счастье он борет-ся до конца.

В опере «Дон Жуан» (1787) тра-гическое и комическое, фантасти-ческое и реальное переплетены не менее прочно. Сам Моцарт дал ей подзаголовок «Весёлая драма». Следует подчеркнуть, что тема донжуанства была не нова в музыке, но в её раскрытии Моцарт нашёл особые подходы. Если раньше в центре внимания композиторов были дерзкие похождения и любовные авантюры Дон Жуана, то теперь перед зрителями представал обаятельный человек, преис-полненный рыцарской отваги, благородства и мужества. С боль-шим сочувствием Моцарт отнёсся и к раскрытию душевных пе-реживаний оскорблённых Дон Жуаном женщин, ставших жерт-вами его любовных интриг. Серьёзные и величественные арии Командора сменялись весёлыми и озорными мелодиями хитро-умного Лепорелло, слуги Дон Жуана.

«Музыка оперы полна движения, блеска, необычайно дина-мична и ажурна. В этом произведении царствует мелодия — гибкая, выразительная, пленительная в своей свежести и красоте. Партитура изобилует чудесными, виртуозно разра-ботанными ансамблями, великолепными ариями, дающими певцам широчайшие возможности выявить все богатства го-лосов, продемонстрировать высокую вокальную технику» (Б. Кремнев).

Опера-сказка «Волшебная флейта» (1791) — любимое произ-ведение Моцарта, его «лебединая песня» — стала своеобразным эпилогом жизни великого композитора (была поставлена в Вене за два месяца до его смерти). В лёгкой и увлекательной форме Мо-царт воплотил в ней тему неизбежной победы светлого и разумно-го начала жизни над силами разрушения и зла. Волшебник Зара- стро и его верные помощники, преодолев множество жестоких испытаний, всё же создают мир Мудрости, Природы и Разума. Чёрная месть, злоба и коварство Царицы Ночи оказываются бес-сильными перед всепобеждающими чарами любви.

Опера имела потрясающий успех. В ней звучали мелодии сказочных игр, волшебных опер, народных ярмарочных балага-нов и кукольных спектаклей.

В симфонической музыке Моцарт достиг не меньших высот. Особой популярностью пользуются три последние симфонии Моцарта: ми-бемоль мажор (1788), соль минор (1789) и до ма-жор, или «Юпитер» (1789). В них прозвучала лирическая испо-ведь композитора, его философское осмысление пройденного жизненного пути.

Моцарту принадлежит заслуга в создании жан-ра классического концерта для различных музы-кальных инструментов. Среди них 27 концертов для фортепиано с оркестром, 7 — для скрипки с оркестром, 19 сонат для фортепиано, сочинения в жанре фантазий, в основе которых лежала сво-бодная импровизация. С ранних лет, играя почти ежедневно, он выработал виртуозную манеру ис-полнения. Всякий раз он предлагал слушателям новые сочинения, поражая их творческой фантази-ей и неистощимой силой вдохновения. Одно из луч-ших сочинений Моцарта в этом жанре — «Концерт для фортепиано с оркестром ре минор» (1786).

Творчество Моцарта представлено также вы-дающимися сочинениями духовной музыки: мес-сами, кантатами, ораториями. Вершиной его духовной музыки стал «Реквием» (1791) — грандиозное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. Музыка реквиема глубоко трагична, полна сдержанной и благородной скорби. Лейтмотив произведе-ния — судьба страдающего человека, предстающего перед ли-цом сурового Божьего суда. С потрясающей драматической си-лой он раскрывает во втором хоре «Dies irae» («День гнева») кар-тины смерти и разрушения, контрастирующие со скорбной мольбой и трогательными жалобами. Лирической кульминаци-ей «Реквиема» стала «Lacrimosa» («Лакримоза» — «Слёзный день этот»), музыка, проникнутая трепетным волнением и про-светлённой печалью. Необычайная красота этой мелодии сдела-ла её широко известной и популярной во все времена.

Смертельно больной Моцарт не успел закончить это произве-дение. По наброскам композитора оно было доработано одним из его учеников.

«Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Людвиг ван Бетховен

Весной 1787 г. в двери маленького бедного дома на окраине Вены, где жил знаменитый Моцарт, постучался подросток, оде-тый в костюм придворного музыканта. Он скромно попросил ве-ликого маэстро послушать его импровизации на заданную тему. Моцарт, поглощённый работой над оперой «Дон Жуан», дал гос-тю две строчки полифонического изложения. Мальчик не расте-рялся и отлично справился с заданием, поразив прославленного композитора своими необычайными способностями. Присутст-вующим здесь же друзьям Моцарт сказал: «Обратите внимание на этого юношу, придёт время, о нём заговорит весь мир». Эти слова оказались пророческими. Музыку великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770—1827) сегодня дей-ствительно знает весь мир.

Путь Бетховена в музыке — это путь от классицизма к ново-му стилю, романтизму, путь смелого эксперимента и творческих поисков. Музыкальное наследие Бетховена огром-но и удивительно разнообразно: 9 симфоний, 32 со-наты для фортепиано, 10 — для скрипки, ряд увертюр, в том чис-ле к драме И. В. Гёте «Эгмонт», 16 струнных квартетов, 5 концертов для фортепиано с оркестром, «Тор-жественная месса», кантаты, опера «Фиделио», романсы, обработки на-родных песен (их около 160, в том числе и русских) и др.

Недосягаемых вершин достиг Бетховен в симфонической музыке, раздвинув рамки сонатно-симфони-ческой формы. Гимном стойкости человеческого духа, утверждению победы света и разума стала Третья «Героическая» симфония (1802— 1804). Это грандиозное творение, превышающее известные до того времени симфонии своими масшта-бами, количеством тем и эпизодов, отражает бурную эпоху Француз-ской революции. Первоначально Бетховен хотел посвятить это про-изведение своему кумиру Наполеону Бонапарту. Но когда «гене-рал революции» провозгласил себя императором, стало очевид-но, что им движет жажда власти и славы. Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав одно слово — «Героиче-ская» .

Симфония состоит из четырёх частей. В первой звучит быст-рая музыка, передающая дух героической борьбы, стремление к победе. Во второй, медленной части, звучит траурный марш, полный возвышенной скорби. Впервые менуэт третьей части заменён стремительным скерцо, призывающим к жизни, свету и радости. Финальная, четвёртая часть насыщена драмати-ческими и лирическими вариациями. Публика приняла «Геро-ическую» симфонию Бетховена более чем сдержанно: произве-дение показалось слишком длинным и трудным для восприя-тия.

Шестая «Пасторальная» симфония (1808) была написана под впечатлением народных песен и весёлых плясовых наигры-шей. Она имела подзаголовок «Воспоминание о сельской жиз-ни». Солирующие виолончели воссоздавали картину журчания ручья, в ней слышались голоса птиц: соловья, перепела, кукуш-ки, притопывание танцующих под весёлую деревенскую песен-ку. Но внезапный раскат грома нарушает народное гулянье. Картины бури и разразившейся грозы поражают воображение слушателей.

«Гроза, буря... Прислушайтесь к порывам ветра, несущего дождь, к глухим раскатам басов, к пронзительному свисту малых флейт... Ураган приближается, растет... Тогда вступают тромбоны, гром литавр усиливается вдвое, это уже не дождь, не ветер, а ужасное на-воднение» (Г. Л. Берлиоз). Картины ненастья сменялись светлой и радо-стной мелодией пастушеского рожка и свирели.

Вершиной симфонического творчест-ва Бетховена является «Девятая симфо-ния» (1822—1824). Образы житейских бурь, горестных утрат, мирные картины природы и сельской жизни стали своеоб-разным прологом к необычному финалу, написанному на текст оды немецкого поэта И. Ф. Шиллера (1759—1805):

Власть Твоя связует свято

Всё, что в мире врозь живёт:

Каждый в каждом видит брата

Там, где веет твой полёт...

Обнимитесь, миллионы!

В поцелуе слейся, свет!

Впервые в симфонической музыке звучание оркестра и зву-чание хора слились воедино, провозглашая гимн добру, истине и красоте, призывая к братству всех людей на земле.

Сонаты Бетховена также вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Лучшие из них — скрипичная «Крейцерова» (№ 9), фортепианные «Лунная» (№ 14), «Аврора» (№ 21), «Аппассионата» (№ 23).

«Лунная» соната (название было дано уже после смерти ком-позитора) посвящена Джульетте Гвиччарди, неразделённая лю-бовь к которой оставила глубокий след в душе Бетховена. Ли-рическая, мечтательная музыка, передающая настроение глу-бокой печали, а затем наслаждение красотой мира, сменяется в финале бурным драматическим порывом чувств.

Не менее известна «Аппассионата » (итал. appassionato— страстно), посвящённая одному из близких друзей композитора. По своим масштабам она максимально приближена к симфонии, но включает не четыре, а три части, составляющие единое целое. Музыку этой сонаты пронизывает дух страстной, беззаветной борьбы, могущество стихийных сил природы, воля человека, ук-рощающего и усмиряющего природную стихию.

Соната «Аврора », имеющая подзаголовок «Соната солнечно-го восхода», дышит радостью и солнечной энергией. Её первая часть передаёт впечатление оживлённого и шумного дня, кото-рому приходит на смену тихая ночь. Вторая рисует картину раз-горающейся зари нового утра.

В последние годы жизни Бетховен сочинял сравнительно ма-ло и медленно. Полная глухота, постигшая его в середине творческого пути, не позволяла ему выйти из состояния глубо-кой депрессии. И всё-таки то, что написано в это время, было также отмечено чудесным взлётом его таланта.

Вопросы и задания

1*. Каково значение творчества Гайдна в истории мировой музы-кальной культуры? Что представляет собой созданный им классиче-ский тип симфоний? Справедливо ли утверждение, что музыка Гайд-на — это «музыка радости и досуга»?

Какой вклад внёс Моцарт в развитие мировой музыкальной культуры? Каковы его главные достижения в создании оперного ис-кусства?
Бетховен говорил: «Для того чтобы создать что-то по-настояще-му прекрасное, я готов нарушить любое правило». От каких правил со-здания музыки Бетховен отказывался, а в чём выступил как подлин-ный новатор?

Творческая мастерская

Подготовьте радио- или телепередачу (программу концерта или музыкального вечера) на тему «Композиторы Венской классической школы». Какие музыкальные произведения вы отберёте? Обсудите свой выбор.
Исследователь истории музыкальной культуры Д. К. Кирнар- ская отмечает «чрезвычайную театральность» музыки классицизма. По её мнению, «слушателю остаётся только включить воображение и узнать в «музыкальной одежде» персонажей классической трагедии или комедии». Так ли это? Послушайте одну из опер Моцарта и, опи-раясь на собственные впечатления, аргументируйте своё мнение.
Б. Кремнев, автор книги «Вольфганг Амадей Моцарт», писал: «Подобно Шекспиру, следуя правде жизни, он решительно смешивает комическое с трагическим. Недаром жанр оперы, которую он теперь пишет, — “Дон Жуана”, композитор определяет не как опера-буффа или опера-сериа, а как “бгатта ^шсово” — “весёлая драма”». На-сколько оправдано сравнение трагико-мических опер Моцарта с творчеством Шекспира?
Как вы думаете, почему писатель XX в. Р. Роллан в своей книге «Жизнь Бетховена» замечал, что творчество Бетховена «оказалось ближе к нашей эпохе»? Почему творчество Бетховена принято рассматривать в рамках клас-сицизма и нового художественного сти-ля — романтизма?
Композитор Р. Вагнер считал для себя бессмысленным занятием обраще-ние к симфоническому жанру после Девятой симфонии Бетховена, назван-ной им «всеобщей драмой», «человече-ским евангелием искусства будущего». Послушайте эту музыку и попробуй-те объяснить, какие основания были у Вагнера для подобной оценки. Офор-мите свои впечатления в виде эссе или рецензии.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Музыка барокко и классицизма»; «Музыкальные достижения и открытия в творчестве венских композиторов-классиков»; «Творчест-во Гайдна, Моцарта и Бетховена — музыкальная биография эпохи Просвещения»; «Музыкальный портрет героя симфонических произ-ведений И. Гайдна»; «Почему современники называли симфонии Й. Гайдна “музыкой радости и досуга” и “островами радости”?»; «Мас-терство и новаторство оперного искусства Моцарта»; «Жизнь Моцарта и “маленькая трагедия” А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”»; «Развитие жанра симфонии в творчестве Бетховена»; «Идеалы эпохи Наполеона и их отражение в творчестве Л. ван Бетховена»; «Гёте и Бетховен: диалог о музыке»; «Особенности художественной интерпретации “Крейцеровой” сонаты Бетховена в одноименной повести Л. Н. Толстого»; «Бетхо-вен: его предшественники и последователи в музыке».

Книги для дополнительного чтения

Алъшванг А. А. Бетховен. М., 1977.

Баттерворт Н. Гайдн. Челябинск, 1999.

Бах. Моцарт. Бетховен. Шуман. Вагнер. М., 1999. (ЖЗЛ. Биогра-фическая библиотека Ф. Павленкова).

Вейс Д. Возвышенное и земное. Роман о жизни Моцарта и его вре-мени. М., 1970.

Великие музыканты Западной Европы: хрестоматия для учащих-ся старших классов / сост. В. Б. Григорович. М., 1982.

Вудфорт П. Моцарт. Челябинск, 1999.

Кирнарская Д. К. Классицизм: книга для чтения. Й. Гайдн, В. Мо-царт, Л. Бетховен. М., 2002.

Корсаков В. Бетховен. М., 1997.

Левин Б. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1971. Вып. III.

Попова Т. В. Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века. М., 1976.

Розеншилъд К. История зарубежной музыки. М., 1973. Вып. 1.

Роллан Р. Жизнь Бетховена. М., 1990.

Чичерин Г. В. Моцарт. М., 1987.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

Музыкой периода классицизма принято называть развитие европейской музыки в период приблизительно со второй половины XVIII века до первой четверти XIX века.

Понятие классицизма в музыке прочно ассоциируется с творчеством таких композиторов и музыкантов, как Гайдн, Моцарт и Бетховен, называемых еще венскими классиками, которые определили дальнейшее развитие музыки.

Само понятие «музыка классицизма» не является тождественным понятию «классическая музыка», которое имеет более общее значение, обозначающее музыку прошлого, выдержавшую испытание временем. Музыкальные произведения эпохи классицизма отражают и воспевают поступки и действия человека, переживаемые им чувства и эмоции, во многом носящие героический характер (особенно в музыке Бетховена).

Вольфганг Амадей Моцарт

В.А. Моцарт родился в Зальцбурге в 1756 г. и уже с раннего детства обучался музыке у своего отца, который был дирижером императорской капеллы в Зальцбурге. Когда мальчику было шесть лет, отец повез его и его младшую сестру в Вену, чтобы показать одаренных детей в столице; далее последовали концерты практически во всех уголках Европы.

В 1779 г. Моцарт поступил на службу придворным органистом в Зальцбурге. В 1781 году, покинув родной город, талантливый композитор окончательно переезжает в Вену, где и прожил до конца своей жизни. Годы, которые он провел в Вене, стали в его творческом пути самыми плодотворными: в период с 1782 по1786 г композитор сочинил большую часть своих концертов и произведений для фортепиано, а также драматических композиций. Как новатор он проявил себя уже в первой своей опере “Похищение из Сераля”, в которой впервые прозвучал текст на немецком, а не на итальянском языке (итальянский - традиционный язык в оперных либретто). Дальше последовали “Свадьба Фигаро”, впервые представленная в Бургтеатре, затем «Дон Жуан» и “Так поступают все женщины”, снискавшие огромный успех.

Оперы Моцарта – это обновление и синтез предшествовавших форм и жанров. В опере Моцарт отдаёт главенство музыке - вокальному началу, симфонизму и ансамблю голосов.

Гений Моцарта проявился и в других жанрах музыки. Он усовершенствовал структуру симфонии, квинтета, квартета, сонаты, он является создателем классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром. Изящна и оригинальна его бытовая (развлекательная) оркестрово-ансамблевая музыка - дивертисменты, серенады, кассации, ноктюрны, а также марши и танцы.Имя Моцарта стало олицетворением творческой гениальности, высшей музыкальной одарённости, единства красоты и жизненной правды.

Лювиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен – известный немецкий композитор, которого справедливо считают одним из величайших творцом всех времен и народов. Его творчество относится как к периоду классицизма, так и к периоду романтизма. В действительности вряд ли его можно ограничить рамками подобных определений: произведения Бетховена – это, прежде всего, выражение его гениального таланта.

Будущий гениальный композитор родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения Бетховена не известна, установлена лишь дата его крещения - 17 декабря. Способности мальчика были заметны уже в четырёхлетнем возрасте. Его отец сразу воспринял это как новый источник доходов. Один учитель сменял другого, но среди них редко попадались действительно хорошие музыканты.

Первый концерт состоялся в Кёльне, где Людвиг в возрасте 8 лет в рекламных целях был объявлен шестилетним. Но ожидаемых доходов выступление не принесло. В 12 лет он свободно играл на клавесине, органе, скрипке, легко читал ноты с листа. Именно в этом году в жизни юного Бетховена происходит важнейшее событие, значительно повлиявшее на всю его последующую карьеру и жизнь: Христиан Готлоба Нефе – новый директор придворной капеллы в Бонне, сделался подлинным учителем и наставником Людвига. Нефе смог пробудить в своём ученике интерес к творчеству И. С. Баха, Моцарта, Генделя, Гайдна, и на образцах и уроках клавирной музыки Ф. Э. Баха Бетховен с успехом постигает тонкости современного фортепианного стиля.

За годы упорной работы Бетховену удается стать довольно заметной фигурой городского музыкального общества. Молодой талантливый музыкант мечтает о его признании великими музыкантами, о занятиях с Моцартом. Преодолевая всевозможные препятствия, 17-летний Людвиг приезжает в Вену, чтобы встретиться с Моцартом. Это ему удается, но маэстро в то время был полностью поглощен созданием оперы "Дон Жуан" и игру молодого музыканта прослушал довольно рассеяно, высказав в конце лишь скромную похвалу. Бетховен попросил маэстро: "Задайте мне тему для импровизации", - в те времена среди пианистов было широко распространено умение импровизировать на заданную тему. Моцарт сыграл ему две строчки полифонического изложения. Людвиг не растерялся и замечательно справился с заданием, впечатлив своими способностями известного композитора.

Творчество Бетховена проникнуто революционной героикой, патетикой, высокими образами и идеями, насыщено истинным драматизмом и величайшей эмоциональной силой и энергией. «Через борьбу - к победе» - такой основной идеей, с убедительной, всепокоряющей мощью прникнута его Третья («Героическая») и Пятая симфонии. Художественным завещанием Бетховена справедливо может считаться трагедийно-оптимистическая Девятая симфония. Борьба за свободу, единство людей, вера в победу правды над злом запечатлены необыкновенно выразительно и ярко в жизнеутверждающем, призывном финале - оде «К радости». Истинный новатор, несгибаемый борец, он смело воплощал новые идейные концепции в замечательно простой, ясной музыке, которая доступна пониманию самого широкого круга слушателей. Сменяются эпохи и поколения, а неповторимая бессмертная музыка Бетховена продолжает волновать и радовать сердца людей.

Загрузка...