crimea-fun.ru

Жалейка описание. Жалейка — старинный русский народный духовой инструмент

ЖАЛЕЙКА, русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная или тростниковая трубка с раструбом из рога или бересты … Современная энциклопедия

Русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная, тростниковая, рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты … Большой Энциклопедический словарь

ЖАЛЕЙКА, жалейки, жен. (обл.). Русский крестьянский музыкальный инструмент, состоящий из коровьего рога со вставленными в него двумя камышевыми дудками и с несколькими отверстиями; дудка из тростника, из выдолбленного тонкого деревца. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

ЖАЛЕЙКА, и, жен. Народный духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная трубка с раструбом из коровьего рога или бересты. Играть на жалейке. | прил. жалейковый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЖАЛЕЙКА - духовой музыкальный инструмент у восточных славян деревянная или тростниковая трубка с раструбом из коровьего рога или бересты … Этнографический словарь

Жалейка - ЖАЛЕЙКА, русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная или тростниковая трубка с раструбом из рога или бересты. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

жалейка - жалейка, духовой музыкальный инструмент у восточных славян — деревянная или тростниковая трубка с раструбом из коровьего рога или бересты … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Сейчас жалейку (иначе она называется брелка) можно увидеть, пожалуй, только в оркестре русских народных инструментов. А когда то она была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Как и самый близкий ее родственник, пастуший… … Музыкальный словарь

И; мн. род. леек, дат. лейкам; ж. Русский народный духовой музыкальный инструмент в виде дудки (распространён также на Украине, в Белоруссии, в Литве). ● Жалейка представляет собой деревянную или камышовую трубку с отверстиями сбоку (для… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Народные инструменты. Аудиоэнциклопедия (CD) , . Весёлый музыкальный спектакль в лёгкой и доступной форме познакомит ребёнка с русскими народными инструментами и с их звучанием. Расскажет об истории появления этих инструментов, о том, какой…
  • Велькино детство , Алексей Олейников. В 2007 году сборник рассказов "Велькино детство" стал лауреатом национальной детской литературной премии "Заветная мечта" . Книга рассказывает о приключениях мальчика Вельки в южной…
  • Гусли, саратовская гармошка, жалейка, окарина и балалайка делятся своими секретами , Ольга Пикколо. Маленькие слушатели знакомятся со множеством музыкальных русских народных инструментов, входящих в три дружные семейки оркестра: с духовыми, струнно-щипковыми и ударными инструментами:…

Музыкальный инструмент: Жалейка

В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех.

Питомцы Кости: коровы, овцы и поросята услышав знакомые звуки инструмента своего пастуха, которого во время званого ужина попросили немного помузицировать, ворвались в парадный зал и учинили там грандиозный погром. Животные, даже те, которые относятся к домашнему скоту, достаточно умные создания, хорошо различающие и всегда идущие на знакомый звук, поэтому многие пастухи раньше искусно умели играть на народных духовых инструментах, так как это очень помогало им в работе. Особым уважением у пастухов пользовались свирель, рожок и жалейка - старинный русский народный инструмент, изначально применявшийся на Руси в поминальных обрядах. Её интересное название, происходит то ли от слова жалость, то ли от слова жалеть.

Историю жалейки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Звук жалейки можно охарактеризовать такими словами как громкий, пронзительный, напористый и даже крикливый. Он практически лишен обертонов и ему почти неподвластны динамические оттенки. Тембральный окрас инструмента имеет жалостливый и немного гнусавый оттенок.

Звучание инструмента это результат вибрации трости, которое возникает под воздействием вдуваемого исполнителем воздуха.

Жалейка, в основном имеющая диатонический звукоряд, бывает и хроматической.

Диапазон инструмента, зависящий от количества звуковых отверстий, очень небольшой и включает в себя всего одну октаву.

Играть на жалейке очень не просто, так как точное интонирование на инструменте требует от исполнителя большого умения.

Фото :

Интересные факты

  • Жалейка наверно единственный инструмент, который в одной стране имеет так много имен. Её называют дудой, флетней, пищелкой, брелкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком.
  • Звук жалейки настолько громкий, что может быть слышен на расстоянии шести километров.
  • На Руси пастух в деревне считался очень важным человеком, которого все уважали. Он вставал раньше всех с первыми лучами солнца и играл на своем инструменте сигнал пробуждения. Проходя мимо какого-либо дома, пастух исполнял определенный наигрыш, хозяйка, услышав его, знала, что именно ей пора выгонять корову.
  • Лучшими исполнителями на жалейке в России были не профессиональные музыканты, а именно пастухи.
  • Пастух, заиграв на своем инструменте, мог легко собрать животных. Даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо.
  • Целое поколение любителей советской эстрады хорошо помнят имя замечательной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. В очень разнообразном репертуаре артистки были две очень популярные песни, в которых старинный русский инструмент жалейка отображался очень поэтично.

Конструкция


Довольно простая конструкция жалейки включает в себя трубочку, раструб и мундштук (пищик).

  • Трубка, длина которой варьируется от 10 до 20 см, имеет цилиндрическую форму. Если раньше пастухи для её изготовления использовали в основном камышовый тростник, иву, клен и бузину, то на сегодняшний день употребляемый материал очень разнообразен. Это древесина яблони, красного дерева, а также эбонит и алюминий. На стволе трубки располагаются обычно от 3 до 7 звуковых отверстий.
  • Раструб, выполняющий роль резонатора, крепится к нижнему концу трубки. По большей части его делают из рога коровы или бересты. Место соединения трубки и рога обычно украшается кольцом, которое, как правило, делается из латуни.
  • Мундштук, называемый пищиком, находится в верхней части инструмента. Это небольшая трубочка определенных размеров и формы, изготавливаемая из дерева, эбонита, металла или пластмассы. К пищику при помощи двух так называемых кембриков крепится одинарная трость (язычок) из камыша или тонкого пластика.

Разновидности


Семейство жалейки весьма многообразно и включает в себя инструменты, которые различаются по размерам, высоте звучания, строю и конструкции.

Жалейки, отличающиеся по размерам и высоте звучания: пикколо, сопрано, альт и бас.

Инструменты, различающиеся по конструкции, - это брёлка и двойная жалейка.

Брёлка в отличие от жалейки имеет более мягкое звучание, так как раструб сделан не из коровьего рога, а из бересты, и вместо одинарного язычка используется двойной.

Двойная жалейка - инструмент, конструкция которого состоит из двух инструментов, соединенных вместе. На двойной жалейке возможно исполнение двухголосных мелодий.


История

Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается.

О жалейке мы тоже знаем очень мало, до нас дошли лишь сведения о том, что она была непременным участником поминальных обрядов, называемых «жалениями». Возможно, из-за этого житейского обычая инструмент имеет такое странное имя. Также жалейка была очень любима пастухами, которые использовали её не только в своей непосредственной работе, но и для увеселения людей на различных праздниках. Кроме этого инструмент был востребован у популярных на Руси в 15-17 веках потешных людей - скоморохов, представления которых очень любил простой народ. Однако выступления этих бродячих артистов нередко содержали в себе едкие нападки на светскую и церковную власть, вызывая их серьезное недовольство. В результате скоморохи в середине 17 века во время царствования Алексея Михайловича Романова подверглись опале и гонениям, а их инструменты безжалостно уничтожались, как порождение бесовских сил. По русской национальной музыкальной культуре тогда был нанесен сильный удар, и она понесла большие потери. Но, тем не менее, пастушья жалейка продолжала звучать и традиционно встречать своим звучанием первые лучи восходящего солнца.

Эпоха возрождения интереса к национальной культуре пришлась на окончание 19-го и начало 20-го веков. Благодаря настоящим патриотам, среди которых В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский, Г. Любимов и другие энтузиасты, многие русские народные инструменты получили вторую жизнь. Они были не только восстановлены, но значительно усовершенствованы, а затем введены в состав первого оркестра русских народных инструментов под руководством В. Андреева. Жалейка, а если быть совсем точным, её разновидность – брёлка тоже претерпела некоторые изменения и также нашла себе достойное место в оркестре. Брёлка, в отличие от жалейки, имела более мягкий звук, так как изготавливалась полностью из бредины - сорта ивового дерева, отсюда и название инструмента. Усовершенствование жалейки продолжались, в мастерских музыкальных инструментов, созданных в Москве Г. П. Любимовым -этнографом, музыкантом - исполнителем и дирижёром, была предпринята попытка создания инструмента с хроматическим строем. В дальнейшем солистом Великорусского оркестра под управлением В.Андреева О.У. Смоленским – гусляром и жалеечником, были сконструированы инструменты различных размеров: пикколо, сопрано, альт и бас, которые впоследствии применялись в квартете жалеечников, а затем и в знаменитых «хорах рожечников». На сегодняшний день жалейка как солирующий инструмент применяется очень редко, в основном её звучание используется в оркестрах русских народных инструментах, а так же ансамблях исполняющих народную музыку.

В последнее время внимание к старинным русским народным духовым инструментам, в том числе и к жалейке постоянно возрастает. Очень многие музыканты увлеченно стараются овладеть искусством исполнения на них. Эта тенденция говорит о том, что ширится интерес к национальной культуре, а вместе с ней к музыкальным инструментам, на которых играли наши предки. Старинные народные духовые инструменты и не только не будут забыты, но и сохранится исполнительское искусство на них.

Видео: слушать жалейку

Музыкальный инструмент: Жалейка ========================= В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех. Питомцы Кости: коровы, овцы и поросята услышав знакомые звуки инструмента своего пастуха, которого во время званого ужина попросили немного помузицировать, ворвались в парадный зал и учинили там грандиозный погром. Животные, даже те, которые относятся к домашнему скоту, достаточно умные создания, хорошо различающие и всегда идущие на знакомый звук, поэтому многие пастухи раньше искусно умели играть на народных духовых инструментах, так как это очень помогало им в работе. Особым уважением у пастухов пользовались свирель, рожок и жалейка - старинный русский народный инструмент.

Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. ИСТОРИЯ Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается. О жалейке мы тоже знаем очень мало, до нас дошли лишь сведения о том, что она была непременным участником поминальных обрядов, называемых «жалениями». Возможно, из-за этого житейского обычая инструмент имеет такое странное имя. Также жалейка была очень любима пастухами, которые использовали её не только в своей непосредственной работе, но и для увеселения людей на различных праздниках. Кроме этого инструмент был востребован у популярных на Руси в 15-17 веках потешных людей - скоморохов, представления которых очень любил простой народ. Однако выступления этих бродячих артистов нередко содержали в себе едкие нападки на светскую и церковную власть, вызывая их серьезное недовольство. В результате скоморохи в середине 17 века во время царствования Алексея Михайловича Романова подверглись опале и гонениям, а их инструменты безжалостно уничтожались, как порождение бесовских сил. По русской национальной музыкальной культуре тогда был нанесен сильный удар, и она понесла большие потери. Но, тем не менее, пастушья жалейка продолжала звучать и традиционно встречать своим звучанием первые лучи восходящего солнца.

Эпоха возрождения интереса к национальной культуре пришлась на окончание 19-го и начало 20-го веков. Благодаря настоящим патриотам, среди которых В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский, Г. Любимов и другие энтузиасты, многие русские народные инструменты получили вторую жизнь. Они были не только восстановлены, но значительно усовершенствованы, а затем введены в состав первого оркестра русских народных инструментов под руководством В. Андреева. Жалейка, а если быть совсем точным, её разновидность – брёлка тоже претерпела некоторые изменения и также нашла себе достойное место в оркестре. Брёлка, в отличие от жалейки, имела более мягкий звук, так как изготавливалась полностью из бредины - сорта ивового дерева, отсюда и название инструмента. Усовершенствование жалейки продолжались, в мастерских музыкальных инструментов, созданных в Москве Г. П. Любимовым - этнографом, музыкантом - исполнителем и дирижёром, была предпринята попытка создания инструмента с хроматическим строем. В дальнейшем солистом Великорусского оркестра под управлением В.Андреева О.У. Смоленским – гусляром и жалеечником, были сконструированы инструменты различных размеров: пикколо, сопрано, альт и бас, которые впоследствии применялись в квартете жалеечников, а затем и в знаменитых «хорах рожечников». Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. На сегодняшний день жалейка как солирующий инструмент применяется очень редко, в основном её звучание используется в оркестрах русских народных инструментах, а так же ансамблях исполняющих народную музыку.

УСТРОЙСТВО И РАЗНОВИДНОСТИ ЖАЛЕЙКИ Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем. Двойная (двухствольчатая) жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей. Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные - в южных. В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться брёлками. Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий. В 1900 году В.В.Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойноготипа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Интересные факты ➣ Жалейка наверно единственный инструмент, который в одной стране имеет так много имен. Её называют дудой, флетней, пищелкой, брёлкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком. ➣ Звук жалейки настолько громкий, что может быть слышен на расстоянии шести километров. ➣ На Руси пастух в деревне считался очень важным человеком, которого все уважали. Он вставал раньше всех с первыми лучами солнца и играл на своем инструменте сигнал пробуждения. Проходя мимо какого-либо дома, пастух исполнял определенный наигрыш, хозяйка, услышав его, знала, что именно ей пора выгонять корову. ➣ Лучшими исполнителями на жалейке в России были не профессиональные музыканты, а именно пастухи. ➣ Пастух, заиграв на своем инструменте, мог легко собрать животных. Даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо. ➣ Целое поколение любителей советской эстрады хорошо помнят имя замечательной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. В очень разнообразном репертуаре артистки были две очень популярные песни, в которых старинный русский инструмент жалейка отображался очень поэтично.

Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

Жалейка известна также под названием жаломейка. Русскиенародные духовые инструменты являются важной составной частью национальной музыкальной культуры. Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к XIIIвеку до нашей эры. Раньше всех появились ударные инструменты. Затем появились духовые: дудки, свистки, свистульки. Широкое распространение в среде скоморохов и пастухов получили рожки, жалейки, свирели.

В эпоху Киевской Руси они использовались в войсковых соединениях, в торжественных случаях при княжеских дворах. При правлении Ивана Грозного и патриарха Никона инструменты и исполнители подвергались гонениям. Русская национальная музыкальная культура понесла значительный урон. Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла от полного забвения и инструменты, и традиции исполнительства на них.

В конце XIXстолетия возросший интерес русского общества к своей национальной истории и культуре способствовал появлению первых исследовательских работ по народному инструментарию А. Фаминцына, Н. Привалова, Е.Линёвой. По времени это совпало с деятельностью В.В.Андреева по возрождению и усовершенствованию русских народных инструментов. Наряду с работами по реконструкции балалаек и домр Андреевым В.В. предпринимались попытки усовершенствования и духовых инструментов, таких как брёлка, свирель.

В начале XXвека русский музыкант-самородок псковский крестьянин

О.У. Смоленский сконструировал жалейки разных размеров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же и М.Е. Пятницкий ввёл жалейку в свой хор.

Пастухи - рожечники сами делали рожки различной величины, на которых играли в так называемых «хорах» рожечников. Широкой известностью в начале прошлого века пользовался «хор» рожечников под управлением потомственного пастуха Н.В. Кондратьева.

Из-за сложности овладения игрой на рожках и из-за их диатонического звукоряда применение рожков в оркестрах народных инструментов ограничено.

Народные духовые инструменты отличаются особенностями конструкции и способом звукоизвлечения. По классификации народные духовые инструменты подразделяются на язычковые, флейтовые (свистящие) и мундштучные (амбушюрные).

Происхождение, история жалейки

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок , называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать, о каком инструменте идёт речь.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.

Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Устройство и разновидности жалейки

Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная (двухствольчатая) парная.

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Диапазон инструмента - одна октава; звукоряд диатонический, но бывает и хроматический.

По диапазону жалейки бывают:

а) пикколо - от нот IIоктавы «соль», «ми», «до»;

б) сопрановые - от нот Iоктавы «ля», «соль»;

в) альтовые - от нот Iоктавы «фа», «ми», «ре», «до»;

г) басовые - от нот малой октавы «ля», «соль», «фа», «ми»;

д) парные или двойные сопрановые - от ноты «ля» и ноты «соль» Iоктавы.

Двойная (двухствольчатая) или парная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно. Как правило, на мелодической дудочке игровых отверстий больше, чем на дудочке вторящей.

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные - в южных.

Жалейка -язычковый духовой инструмент, на протяжении столетий бытовавший в основном в пастушьей среде и был хорошо распространён на Руси, в Белоруссии, Украине и Литве. Это небольшая трубка, заканчивающаяся раструбом из коровьего рога. Звук жалейки резкий, гнусавый.

Жалейка - наиболее распространённый музыкальный инструмент, широко используемый в народных оркестрах. Волынка тому виной. Парные жалейки очень напоминают звучание волынки - нижний голос жалейки выполняет функцию бурдона (он звучит на одной высоте). Происхождение жалейки от волынки подтверждает её сходство с конструкцией мелодической трубки волынки и по характеру звучания. У белорусов сама мелодическая трубка от волынки и называлась жалейка. Состоит жалейка из небольшой цилиндрической трубки (деревянной или эбонитовой), мундштука с одинарным язычком - пищиком из тростника или пластмассы. Тростниковый язычок перед игрой размачивают, применение же пластмассового язычка размачивания не требует. Раструб - резонатор жалейки делают из коровьего рога, который надевается на нижний конец трубки.

Известные коллективы и исполнители на жалейке

Оркестр хора имени М. Пятницкого солист В. Воронков (1950-1960-е годы), Оркестр солистов «Русские узоры» солисты М. Вахутинский, С. Бутушин, С. Мишин, К. Буянов, И. Буянова, Е. Красовская. Ансамбли: «Былина» п/у С. Молдованова (1980-е годы), «Скоморохи» п/у А. Соловьёва (г. Кемерово), «Скоморохи» п/у В. Акулович (г. Санкт-Петербург), «Забава» п/у Н. Осипова (г. Улан-Удэ), ансамбль «Жалейка» п/у В. Назарова, ансамбль народных инструментов «Садко» художественный руководитель М. Серый

Мастера по изготовлению жалеек:

Астахов Анатолий (Москва)

Бутушин Сергей Иванович (г. Москва)

Краснобаев Вячеслав (Москва)

Мишин Сергей (Москва)

Соловьёв Александр (г. Кемерово)

Ткаченко Юрий Михайлович (г. Кемерово)

Продажа инструментов: где купить/заказать? !

Жалейку можно заказать мастеру по изготовлению старинных народных духовых инструментов или купить в сети магазинов музыкальных инструментов, а также в Производственном комбинате музыкальных инструментов фонда П.И. Чайковского, в Концерне «Музпром».

Послушать звучание жалейки

Предлагаем Вашему вниманию послушать звучание жалеек в исполнении мастера-профессионала. На фоне жалеек звучат владимирские рожки, свирель, соловей (игрушка водяная).


Жалейка пикколо МИ


Жалейка сопрано ЛЯ мастера Бутушина Сергея Ивановича


Парная жалейка СОЛЬ мастера Бутушина Сергея Ивановича

Жалейка относится к простым музыкальным инструментам. Обучение игре на жалейке доступно каждому, достаточно лишь приложить некоторые усилия для овладения техникой звукоизвлечения на инструменте.

Звукоизвлечение на жалейке требует более сильного напора воздуха, чем, например, на блок-флейте, где принцип звукообразования совсем иной. Для того, чтобы понять необходимый напор воздуха для стройного звучания жалейки следует поиграть на инструменте ноты снизу вверх с баяном или фортепиано на «легато» (связно), потом по две ноты на «легато». После того, как Вы добились чистого, стройного звучания необходимо поиграть интервалы, начиная от нижней ноты с секунды и далее (пример: До-Ре, До-Ми, До-Фа и т.д.). Потом можно комбинировать интервалы сверху вниз. Также начинать упражнение на «легато», потом можно переходить к «нон-легато» и «стаккато» (отрывисто).

Ниже приведена аппликатура. Схема поможет Вам разобраться в правильном положении рук и пальцев при игре на инструменте на примере жалейки До Мажор.

Ознакомьтесь, пожалуйста, со схемой расположения нот на инструменте на примере жалейки До Мажор. Обращаем Ваше внимание на то, что отверстия должны быть закрыты плотно.

Колпачок с жалейки желательно без крайней надобности не снимать, чтобы не погнуть трость и не нарушить строй инструмента. При необходимости подстройки инструмента, верхнее кольцо (которое находится на пищике инструмента и удерживает трость) в зависимости от того высит или низит жалейка нужно двигать вверх (если низит) или вниз (если высит) аккуратно на доли миллиметра.

Загрузка...