crimea-fun.ru

Всероссийская олимпиада по литературе год. Всероссийская олимпиада муниципального уровня по литературе

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДАШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016–2017 ГОД.ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

10 КЛАСС

Часть I. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (30 баллов)

Прочитайте.

Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы

и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины,у самого окна, висела

клетка, из которой глядел дрозд тёмного цветас белыми крапинками. <…> Почти в течение целых

пяти минут все хранилимолчание; раздавался только стук, производимый носом дрозда о дерево

деревянной клетки, на дне которой удил он хлебные зёрнышки.

2. Напишите название произведения, из которого взят приведённыйотрывок.

4. Напишите монолог от лица дрозда (10–15 предложений). Что он мог

видеть? Какие люди и вещи могли его окружать?

Часть II (7 0 баллов)

ЧАСТЬ II ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1.Прочитайте рассказ.

2.О чём этот рассказ?

3.Подумайте, почему профессор и студент попеременно ощущают чувство неловкости.

5.Почему Шукшин ставит обоих персонажей в неудобное положение? Как меняются герои от

начала к концу и что они понимают, столкнувшись друг с другом на этом странном

экзамене?

Василий Шукшин (1929–1974)

–Почему опоздали? –строго спросил профессор.

–Знаете… извините, пожалуйста… прямо с работы… срочный заказбыл… –Студент –рослый

парняга с простым хорошим лицом –стоялв дверях аудитории, не решаясь пройти дальше. Глаза у

парня правдивыеи неглупые.

–Берите билет. Номер?

–Семнадцать.

–Что там?

–«Слово о полку Игореве» –первый вопрос. Второй…

–Хороший билет. –Профессору стало немного стыдно за своюстрогость. –Готовьтесь.Студент

склонился над бумагой, задумался.

Некоторое время профессор наблюдал за ним. Перед его глазами за егодлинную жизнь прошла не

одна тысяча таких вот парней; он привык думатьо них коротко –студент. А ведьни один из этой

многотысячной армии непоходил на другого даже отдалённо. Все разные.«Всё меняется. Древние

профессора могли называть себя учителями, ибоимели учеников. А сегодня мы только профессора»,

–подумал профессор.

–Вопросов ко мне нет?

–Нет. Ничего.

Профессор отошёл к окну. Закурил. Хотел додумать эту мысльо древних профессорах, но вместо

Проехал трамвай. Наповороте с его дуги посыпались красные искры. Перед семафором скопилось

множество автомобилей; семафор подмигнул им, и они все сразу ринулись

по улице. По тротуарам шли люди. Торопились. И машины торопились,

и люди торопились.

«Люди всегда будут торопиться. Будут перемещаться со сверхзвуковойскоростью и всё равно будут

торопиться. Куда всё это устремляется?..»

–Кхм… –Студент пошевелился.

–Готовы? Давайте. –Профессор отвернулся от окна. –Слушаю.

Студент держал в толстых грубых пальцах узкую полоску бумаги –билет; билет мелко дрожал.

«Волнуется, – понял профессор. – Ничего, поволнуйся».

Глядя на парня, на его крепкое, строгой чеканки лицо, профессорпочему- то подумал, что автор

«Слова» был юноша… совсем- совсеммолодой.

–… Князья были разобщены, и… В общем, Русь была разобщена,

и когда половцы напали на Русь… –Студент закусил губу, нахмурился:

должно быть, сам понимал, что рассказывает неинтересно, плохо. Он слегка

покраснел.

«Не читал. –Профессор внимательно и сердито посмотрел в глазастуденту. –Да, не читал. Одно

предисловие дурацкое прочитал. Чертиполосатые! Вот вам –ягодки заочного обучения!» Профессор

былпротивником заочного обучения.Пробовал в своё время выступить состатьёй в газете –не

напечатали. Сказали: «Что вы!» –«Вот вам –что вы!

Вот вам –князья разобщены».

–Читали?

–Посмотрел… кхэ…

–Как вам не стыдно? –с убийственным спокойствием спросилпрофессор и стал ждать ответа.

Студент побагровел от шеи до лба.

–Не успел, профессор. Работа срочная… заказ срочный…

–Меня меньше всего интересует ваш заказ. Если хотите, меняинтересует человек, русский человек,

величайшее национальное произведение. Очень интересует! –Профессор

чувствовал, что начинает ненавидеть здорового студента. –Вы сами пошли

Студент поднял на профессора грустные глаза.

–Сам, конечно.

–Как вы себе это представляли?

–Учёбу. В люди хотел выйти? Да?

Некоторое время они смотрели друг на друга.

–Не надо, –тихонько сказал студент и опустил голову.

–Что не надо?

–Не надо так…

–Нет, это колоссально! –воскликнул профессор, хлопнул себя по

–Стыдно.

–Слава тебе, Господи!

С минуту молчали. Профессор ходил около доски, фыркал и качал

головой. Он даже как будто помолодел от злости.

Студент сидел неподвижно, смотрел в билет… Минута была глупаяи тяжкая.

–Спросите ещё что - нибудь. Я же готовился.

–В каком веке создано «Слово»? –Профессор, когда сердился,упрямился и капризничал, как

–В двенадцатом. В конце.

–Верно. Что случилось с князем Игорем?

–Князь Игорь попал в плен.

–Правильно! Князь Игорь попал в плен. Ах, чёрт возьми! –Профессорскрестил на груди руки и

изобразил на лице великую досаду и оттого, чтокнязь Игорь попал в плен, и оттого главным

образом, что разговор об этомполучился очень уж глупым. Издевательского тона у него не

получилось –ондействительно злился и досадовал, что вовлёк себя и парня в эту школьную

игру. Странное дело, но он сочувствовал парню и потому злился на него ещё

–Ах, досада какая! Как же это он попал в плен?!

–Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь. –Студент сказал эторезким, решительным тоном. И

На профессора тон этот подействовал успокаивающе. Он сел. Пареньему нравился.

–Давайте говорить о князе Игоре. Как он там себя чувствовал? Сядьте,

во-первых.

Студент остался стоять.

–Ставьте мне двойку.

–Какчувствовал себя в плену князь Игорь?! –почти закричалпрофессор, опять испытывая прилив

злости. –Как чувствует себя человекв плену? Неужели даже этого не понимаете?!

Студент стоя некоторое время непонятно смотрел на старика яснымисерыми глазами.

–Понимаю, –сказал он.

–Так. Что понимаете?

–Я сам в плену был.

–Так… То есть как в плену были? Где?

–У немцев.

–Вы воевали?

Профессор внимательно посмотрел на студента, и опять ему почему- топодумалось, что автор

«Слова» был юноша сголубыми глазами. Злойи твердый.

–Три месяца.

–Ну и что?

Студент смотрел на профессора, профессор –на студента. Оба былисердиты.

–Садитесь, чего вы стоите, –сказал профессор. –Бежали из плена?

–Да. –Студент сел. Опять взял билет и стал смотретьв него. Емухотелось скорей уйти.

–Как бежали? Расскажите.

–Ночью. С этапа.

–Подробней, –приказал профессор. –Учитесь говорить, молодойчеловек! Ведь это тоже надо. Как

бежали? Собственно, мне не техника этого

попасть в плен? –Профессор даже поморщился… –Вы как

попали- то? Ранены были?

Помолчали. Немножко дольше, чем требуется для беседы на такую тему.

–А как же?

–Попали в окружение. Это долго рассказывать, профессор.

–Скажите, пожалуйста, какой он занятой!

–Да не занятой, а…

–Страшно было?

–Страшно.

–Да, да. –Профессору почему- то этот ответ очень понравился. Онзакурил. –Закуривайте тоже. В

аудитории, правда, не разрешается, но…ничего…

–Я не хочу. –Студент улыбнулся, но тут же посерьёзнел.

–Деревня своя вспоминалась, конечно, мать?.. Вам сколько лет было?

–Восемнадцать.

–Вспоминалась деревня?

–Я из города.

–Ну? Я почему-то подумал –из деревни. Да…

Замолчали. Студент всё глядел в злополучный билет; профессорпоигрывал янтарным мундштуком,

рассматривал студента.

–О чём вы там говорили между собой?

–Где? –Студент поднял голову. Ему этот разговор явно становилсяв тягость.

–В плену.

–Ни о чем. О чем говорить?

–Чёрт возьми! Это верно! –Профессор заволновался. Встал. Переложил

мундштук из одной руки в другую. Прошёлся около кафедры. –Это верно.

Как вас зовут?

–Николай.

–Что верно? –Студент вежливо улыбнулся. Положил билет. Разговорпринимал совсем странный

характер –он не знал, как держать себя.

–Верно, что молчали. О чём же говорить! У врага молчат. Это самоемудрое. Вам в Киеве

приходилось бывать?

–Там есть район –Подол называется, –можно стоять и смотретьс большой высоты. Удивительная

даль открывается. Всякий раз, когда я стою

и смотрю, мне кажется, что я уже бывал там когда- то. Не в своей жизни даже,а давным- давно.

Понимаете? –У профессора на лице отразилось сложноечувство –он как будто нечаянно

проговорился о чём- то весьма сокровенном

и теперь, во- первых, опасался, что его не поймут, во- вторых, был недоволен,что проговорился. Он

смотрел на студента с тревогой, требовательно

и заискивающе.

Студент пожал плечами, признался:

–Как- то сложно, знаете.

–Ну, как же! Что тут сложного? –Профессор опять стал быстро ходитьпо аудитории. Он сердился

на себя, но замолчать уже не мог. Заговорилотчётливо и громко: –Мне кажется, что я там ходил

когда- то. Давно. Во

времена Игоря. Если бы мне это казалось только теперь, в последние годы,

Два человека смотрели друг на другаи не понимали, что им, собственно, требуется сейчас выяснить.

–Я немного не понимаю, –осторожно заговорил студент, –при чём тут

–При том, что мне показалось очень точным ваше замечание насчёттого, что –молчали. Я в плену

не был, даже не воевал никогда, но там, над

Подолом, я каким- то образом постигал всё, что относится к войне.Я додумался, что в плену –

Я, например, многодумал над вопросом: как бесшумно снимать часовых? Мне думается, их надо

Студент удивлённо посмотрел на профессора.

–Да. Подползти незаметно и что- нибудь очень тихо спросить.

Например: «Сколько сейчас времени, скажите, пожалуйста?» Он в первуюсекунду ошалеет, и тут

бросайся на него.

Студент засмеялся, опустив голову.

–Глупости говорю? –Профессор заглянул ему в глаза.

Студент поторопился сказать:

–Нет, почему… Мне кажется, я понимаю вас.

«Врёт. Не хочет обидеть», –понял профессор. И скис. Но счёлнеобходимым добавить еще:

народное горе. И даже тот, кто не принимаетнепосредственного участия в войне, всё равно живёт

Долго после этого молчали –отходили. Надо было вернуться

постыдно не прочитано студентом. Однако профессорне удержался и задал ещё два последних

–Один бежал?

–Нет, нас семь человек было.

–Наверно, думаете: вот привязался старый чудак! Так?

–Да что вы! Я совсем так не думаю. –Студент покраснел так, как если

бы он именно так и подумал. –Правда, профессор. Мне очень интересно. Сердце старого профессора

дрогнуло.

раз. Я вам подарю книжку… у меня как раз

есть с собой… –Профессор достал из портфеля экземпляр «Слова о полкуИгореве», подумал.

Посмотрел на студента, улыбнулся. Что- то быстро написал на обложке книги, подал студенту. – Не

читайте сейчас. Дома прочитаете. Вы заметили: я суетился сейчас, как неловкий жених. – Голос у

профессора и выражение лица были грустными. –После этого бываеттяжело.

Студент не нашёлся, что на это сказать. Неопределённо пожал плечами.

–Вы все семеро дошли живыми?

–Пишете сейчас друг другу?

–Нет, как- то, знаете…

Ну, конечно, знаю. Конечно. Это всё, дорогой мой, очень русские штучки. А вы ещё «Слово» не

Сулою; звонить слававъ Кыеве; трубы трубять въ Новеграде; стоять стязи въ Путивле!» А? –

Профессор поднял кверху палец, как бы вслушиваясь в последний растаявший звук чудной песни. –

Давайте зачётку. – Он проставил оценку, закрыл зачётку, вернул её студенту. Сухо сказал: – До

свидания.

Студент вышел из аудитории. Вытер вспотевший лоб. Некоторое время стоял, глядя в пустой

коридор. Зачётку держал в руке – боялся посмотреть в неё, боялся, что там стоит «хорошо» или, что

ещё тяжелее – «отлично». Ему было стыдно. «Хоть бы „удовлетворительноˮ, и то хватит», – думал

ЦРТ «Мега-Талант» — организатор дистанционных олимпиад по литературе международного уровня. Мы специализируемся на проведении всероссийских и международных образовательных мероприятий. Участники олимпиад по литературе в зависимости от количества набранных баллов, получают сертификаты или дипломы. Учителей-организаторов олимпиад мы награждаем свидетельствами и благодарностями.

Наши достижения за последний год:

  • Провели 400 олимпиад по 47-и дисциплинам;
  • Помогли 13000 школьникам и студентам из 12 стран раскрыть способности в олимпиадах и конкурсах по литературе;
  • Выплатили учителям более 2,5 миллиона рублей в качестве компенсаций организационных расходов;
  • 98% учителей продолжают сотрудничество с нами на постоянной основе.

5 шагов навстречу учителю

Наш главный приоритет — максимально эффективное и плодотворное сотрудничество с учителем. Этому служат 5 основных принципов, которых мы придерживаемся:

  1. Учителю доступны задания для всех классов.
  2. Мы готовим свидетельства и благодарности, чтобы учителя могли постоянно обновлять свое портфолио уникальными наградными материалами.
  3. Все организационные расходы компенсируются.
  4. Организаторская активность поощряется ценными призами.
  5. Любые вопросы оперативно решаются отзывчивой службой поддержки.

Дистанционные олимпиады от ЦРТ «Мега-Талант»

Олимпиады по литературе от ЦРТ «Мега-Талант» — отличная возможность для школьников и студентов проявить себя. Мы не выдвигаем никаких требований к успеваемости участников и открыты для всех.

Задания олимпиады составлены в строгом соответствии со школьной программой и требованиями ФГОС. Любой ученик, который ориентируется в материале, может показать высокие результаты и занять одно из призовых мест.

Задания для каждого класса состоят из 15 вопросов различных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
  • Задания на соотнесение двух рядов данных и сопоставление.
  • Задания, требующие работы с иллюстративными источниками.
  • Задания на решение задачи с исходным рядом данных.

Сколько стоит участие в олимпиаде по литературе?

Сумма оргвзноса для одного участника указана на странице каждой олимпиады. Хорошая новость в том, что по факту вы платите меньше, ведь мы заботимся о том, чтобы вам не приходилось распечатывать комплекты заданий и наградные материалы из своего кармана. Чем больше участников олимпиады, тем выше процент компенсации.

Подробнее о том, как рассчитывается компенсация можно узнать после регистрации .

Кроме того, для самых активных организаторов мы создали рейтинг учителей , согласно которому раз в месяц и раз в полугодие держатели первых трех и первых пяти позиций соответственно награждаются ценными призами.

Как часто проходят олимпиады по литературе?

Олимпиады по литературе проходят 7 раз за учебный год. Мы проводим 3 Всероссийские олимпиады раз в сезон (осень, зима, весна), 3 международные в промежутках между ними, а итоговую — в конце учебного года.

Каждая олимпиада — новый комплект заданий. Это дает возможность обеспечить полное соответствие заданий олимпиад тому, что школьники уже изучили на данный момент.

Как мы оцениваем работы участников олимпиады?

Тестовые задания проверяются автоматически. Учителю-организатору лишь нужно внести ответы участников в специальную табличку в личном кабинете. Система автоматически проверит их, подсчитает баллы и опубликует соответствующие именные наградные материалы.

Как организовать олимпиаду по литературе?

  1. Регистрируетесь на сайте, указав свои реальные данные
  2. Подаете заявку на участие в олимпиаде по литературе, указав количество участников
  3. Подтверждаете заявку, оплатив оргвзнос
  4. Скачиваете комплекты заданий и методические рекомендации, чтобы провести олимпиаду
  5. Заносите ответы участников в специальную таблицу в личном кабинете.
  6. Получаете именные наградные материалы для себя и своих учеников в день подведения итогов.

Как оплатить участие в олимпиаде по литературе?

Вы можете внести оргвзнос одним из таких способов:

  • Оплата банковской картой (онлайн);
  • Оплата по квитанции, в отделении Почты России;
  • Оплата с помощью электронных платежных систем (онлайн).

Могут ли принять участие в олимпиаде школьники и студенты не из России?

ЦРТ «Мега-Талант» организатор олимпиад международного уровня. Наши образовательные мероприятия доступны для всех, кто свободно владеет русским языком. Если у вас остались еще вопросы, то наверняка ответ найдется .

Всероссийская олимпиада школьников

по литературе

школьный этап

2016 – 2017 учебный год

9 класс

1.Знание теории литературы. Определите литературные жанры произведений.

1) «Русский язык» И.С.Тургенев

2) «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин

3) «Медный всадник» А.С. Пушкин

2. Знание текста художественного произведения.

2.1. Определите автора афоризма и произведение, в котором он используется (соединить линией).

2.2. узнайте героев художественных произведений по их описанию, укажите автора и название произведения:

1) …она имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы…А пойдёт ли, бывало, в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх её синюю юбку, на которой сзади были нашиты золотые усы, и станет прямо близ правого клироса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза…

2)Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

3)Глаза как небо голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Всё в (…), но любой роман

Возьмите, и найдёте. верно,

Её портрет: он очень мил;

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

4)…очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми подвижными усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками и …ласковая, радостная улыбка…была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой…выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами.

5) Сей молодой человек был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабыми ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою.

3.

Не напрасно шла гроза.

С.А.Есенин

2) Унылая пора! очей очарованье!

А.С.Пушкин

3) Печальная береза

у моего окна,

И прихотью мороза

разубрана она.

А.А.Фет

4) Мурава лугов

Ковром стелется…

Гляну к северу -

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится.

И.С.Никитин

5) Нева вздувалась и ревела...

и вдруг, как зверь остервенясь,

на город кинулась...

А.С.Пушкин

Е. Баратынский

Чудный град порой сольется

Из летучих облаков;

Но лишь ветер его коснется,

Он исчезнет без следов;

Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты.

    О чем это стихотворение? Определите его тему, основную мысль

(сформулируйте сами и найдите в строчках стихотворения).

2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?

На каком приеме оно построено?

4. Попробуйте одним словом определить, что «исчезает».

5. О какой «посторонней суете» говорится в последней строке?

6. Какие средства выразительности помогают автору передать основную мысль? Какие образы возникают?

Ответы на вопросы Всероссийской олимпиады школьников

Школьный этап

2016 – 2017 учебный год

Литература

9 класс

1.Знание теории литературы. Определите жанры произведений.

Оценка: за каждый верный ответ -0,5 б.

Всего : 1,5 б

    Стихотворение в прозе

    Повесть

    Поэма

2. Знание текста художественного произведения:

2.1. определите автора афоризма (за верный ответ 0,5 б.) и произведение (за верный ответ 0,5 б.) - максимально 1 б.

Всего: 5б.

2.2.узнайте героев произведений по их описанию, укажите автора и название произведения:

Оценка : за персонажа – о,5 балла; за автора– о,5 балла; за произведение - о,5 балла.

Всего: 7,5 б.

1) Солоха (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

2)Пугачёв (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

3) Ольга Ларина (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

4) отец Вареньки (Л.Н.Толстой «После бала»)

5) Эраст (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»)

3. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством и назовите.

Всего:16 б.

1.Инверсия: дули ветры, шла гроза

Анафора: Не напрасно…., Не напрасно

Б. Оксюморон: Унылая пора! очей очарованье!

В. Эпитет - Печальная береза

Г. Метафора - Мурава лугов Ковром стелется

Сравнение - Снег, что белый пух,

Д. Олицетворение: Нева вздувалась и ревела, на город кинулась и т.д.

4.Целостный анализ лирического произведения.

Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы. Опираясь на вопросы, составьте развернутый анализ стихотворения.

Критерии

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2.Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3.Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

4.Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также

орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

Итого: 100 б

«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016–2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания 1. ...»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016–2017 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

Задания, ответы, критерии оценивания

1. ЗАСЕЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА

Перед Вами фрагмент художественного произведения, описывающий некое

пространство. Представьте себе человека (людей), живущего (живущих) в этой

комнате. Напишите очерк о них. Дайте героям имена, опишите их внешность и характер. Опирайтесь на художественные детали в предложенном фрагменте.

Это была большая комната, но чрезвычайно низкая …. На противоположной стороне, в стене справа, была ещё другая дверь, всегда запертая наглухо. … Комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву [здесь – в значении «канал»], перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле неё, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетёных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой.



(Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание») От школьников не требуется узнавать данные фрагменты и восстанавливать имена героев. Важно, чтобы они могли описать возможных персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека.

Критерии оценивания Баллы Соответствие текста художественному фрагменту: имена, внешность, 0 – 12 характер героев не противоречат описанию места баллов Описание внешности и характера героев следует из подмеченных 0 – 8 в художественном тексте деталей баллов Логичность и связность; единство стиля 0–5 баллов Грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфогра- 0 – 5 фических, пунктуационных ошибок) (в пределах изученного по баллов русскому языку материала) © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 1 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по литера

–  –  –

2. ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Выберите для аналитической работы ИЛИ прозаический, ИЛИ стихотворный текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Вариант 1. Прозаический текст.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

СИЛА ДЕТСТВА

– Убить!.. Застрелить!.. Сейчас застрелить мерзавца!.. Убить!.. Горло перерезать убийце!.. Убить, убить! – кричали мужские, женские голоса толпы.

Огромная толпа народа вела по улице связанного человека. Человек этот, высокий, прямой, шёл твёрдым шагом, высоко поднимая голову. На красивом, мужественном лице его было выражение презрения и злобы к окружающим его людям.

Это был один из тех людей, которые в войне народа против власти воюют на стороне власти. Его схватили теперь и вели на казнь.

«Что же делать! Не всегда сила на нашей стороне. Что же делать? Теперь их власть. Умереть так умереть, видно, так надо», – думал этот человек и, пожимая плечами, холодно улыбнулся на крики, которые продолжались в толпе.

– Это городовой, он ещё утром стрелял по нас! – кричали в толпе.

– Нечего оттягивать! Сейчас тут и застрелить негодяя, куда ещё водить его? – кричали люди.

Пленный хмурился и только выше поднимал голову. Он, казалось, ненавидел толпу ещё более, чем толпа ненавидела его.

– Перебить всех! Шпионов! Царей! Попов! И этих мерзавцев! Убить, убить сейчас! – взвизгивали женские голоса.

Но руководители толпы решили довести его до площади и там разделаться с ним.

До площади уже было недалеко, когда в минуту затишья в задних рядах толпы послышался плачущий детский голосок.

– Батя! Батя! – всхлипывая, кричал шестилетний мальчик, втискиваясь в толпу, чтобы добраться до пленного. – Батя! Что они с тобой делают? Постой, постой, возьми меня, возьми!..

Крики остановились в той стороне толпы, с которой шёл ребёнок, и толпа, расступаясь перед ним, как перед силой, пропускала ребёнка всё ближе и ближе к отцу.

– А какой миленький! – сказала одна женщина.

– Тебе кого? – сказала другая, нагибаясь к мальчику.

– Батю! Пустите меня к бате! – пищал мальчик.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 2 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Муниципальный этап. 9 класс

– Тебе сколько лет, мальчик?

– Что вы с батей хотите делать? – отвечал мальчик.

– Иди домой, мальчик, иди к матери, – сказал мальчику один из мужчин.

– У него нет матери! – крикнул он на слова того, кто отсылал ребёнка к матери.

Всё ближе и ближе протискиваясь в толпе, мальчик добрался до отца и полез к нему на руки.

В толпе кричали всё то же: «Убить! Повесить! Застрелить мерзавца!»

– Зачем ты из дома ушёл? – сказал отец мальчику.

– Что они с тобой хотят делать? – говорил мальчик.

– Ты вот что сделай, – сказал отец.

– Знаешь Катюшу?

– Соседку? Как не знать.

– Так вот, пойди к ней и там побудь. А я... я приду.

– Без тебя не пойду, – сказал мальчик и заплакал.

– Отчего не пойдёшь?

– Они прибьют тебя.

– Нет же, они ничего, они так.

И пленный спустил с рук мальчика и подошёл к тому человеку, который распоряжался в толпе.

– Послушайте, – сказал он, – убивайте меня, как и где хотите, но только не при нём, – он показал на мальчика. – Развяжите меня на две минуты и держите за руку, а я скажу ему, что мы с вами гуляем, что вы мне приятель, и он уйдёт.

А тогда... тогда убивайте, как хотите.

Руководитель согласился.

Тогда пленный взял опять мальчика на руки и сказал:

– Будь умник, пойди к Кате.

– А ты что же?

– А ты видишь, я гуляю вот с этим приятелем, мы пройдём ещё немного, а ты иди, а я приду. Иди же, будь умник.

Мальчик уставился на отца, нагнул головку на одну сторону, потом на другую и задумался.

– Иди, милый, я приду.

– Придёшь?

И ребёнок послушался. Одна женщина вывела его из толпы.

Когда ребёнок скрылся, пленный сказал:

– Теперь я готов, убивайте меня.

И тут случилось что-то совсем непонятное, неожиданное.

Какой-то один и тот же дух проснулся во всех этих на минуту жестоких, безжалостных, ненавидящих людях, и одна женщина сказала:

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 3 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2016–2017 уч. г.

Муниципальный этап. 9 класс

– А знаете что. Пустить бы его.

– И то, Бог с ним, – сказал ещё кто-то. – Отпустить.

– Отпустить, отпустить! – загремела толпа.

И гордый, безжалостный человек, за минуту ненавидевший толпу, зарыдал, закрыл лицо руками и, как виноватый, выбежал из толпы, и никто не остановил его.

(1908) Вариант 2. Стихотворный текст.

Михаил Валентинович Кульчицкий (1919–1943) ДОЖДЬ Дождь. И вертикальными столбами дно земли таранила вода.

И казалось, сдвинутся над нами синие колонны навсегда.

Мы на дне глухого океана.

Даже если б не было дождя, проплывают птицы сквозь туманы, плавниками чёрными водя.

И земля лежит, как Атлантида, скрытая морской травой лесов, и внутри кургана скифский идол может испугать чутливых псов.

И моё дыханье белой чашей, пузырьками взвилося туда, где висит и видит землю нашу не открытая ещё звезда, чтобы вынырнуть к поверхности, где мчится к нам, на дно, забрасывая свет, заставляя сердце в ритм с ней биться, древняя флотилия планет.

–  –  –

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Критерии оценивания Баллы К1 Наличие/отсутствие ошибок в понимании текста; последо- 15 вательное и адекватное раскрытие смысла текста в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 К2 Композиционная стройность работы, её общая логика и стилисти- 10 ческая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.

Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 К3 Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и 5 умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 К4 Наличие/отсутствие фактических ошибок, уместность исполь- 5 зования фонового материала из области культуры и литературы.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 К5 Общая грамотность (наличие/отсутствие речевых, граммати- 5 ческих, орфографических и пунктуационных ошибок).

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 Максимальный балл 40 Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 70.

Похожие работы:

«Приложение №1 к вопросу №1 повестки дня Годового общего собрания акционеров ОАО "Ростелеком" по итогам 2011 года УТВЕРЖДЕНО Годовым Общим собранием акционеров ОАО "Ростелеком" "14" июня 2012 года Протокол №1 от " " июня 2012 года ГОДОВОЙ ОТ...»

«Государственное издamельcmво художесmвенной лиmератуы СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ в восьми томах Под общей редакцией Е. А. ГУНСТА, В. А. ДЫННИК, Б. Г. РЕИЗОВА Государственное издательство ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва 1958 ТОМ ВТОРОЙ ВАЛТАСАР ТАИС Х...»

«Номинация "Интерпретация классического произведения" Константин Ермихин ЛЕГЕНДА О СТАЛКЕРЕ Сценическая версия романа Аркадия и Бориса Стругацких "Пикник на обочине" (избранные сцены хроники конца света) Санкт-Петербург январь 2015г.ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Рэдрик Шухарт (Рыжий) -Сильный человек, озлобленный нелёгкой жизнью. О...»

«alisnad.com Абу Мухаммад Аль-Макдиси: Ответы на вопросы из Турции Меня посетил один из наших братьев-турок, рассказал мне о положении исламской молодежи в Турции и передал мне следующее послание: "Хвала Аллаху Господу миров, благословение...»

Загрузка...