crimea-fun.ru

«Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов». Совместный проект

Поэтический образ зимы в творчестве

русских поэтов и композиторов.

Цели:

научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать, наблюдать, узнавать;

создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических произведений,

совершенствование навыков выразительного чтения,

развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей,

способствовать эстетическому развитию учащихся,

воспитывать любовь к природе, потребность в чтении и культуре чтения.

Образовательная:

  • Раскрывать новые грани взаимодействия литературы и музыки.
  • Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», скрипичного концерта А. Вивальди
  • Знакомство с жанром кантата, романс, скрипичный концерт

Развивающая:

  • Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
  • Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.
  • Способствовать развитию воображения учащихся.
  • Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.

Воспитательная:

  • Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.

Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг и рисунков, презентация к уроку. аудиозапись Чайковского - «Времена года»., музыка Вивальди

раскладушка“ Зимушка-зима”; на снежинках загадки; плакат “Игра в снежки”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Введение в тему.Картина Шишкина «Зима»

    Зима пришла… За окнами,9 гр
    Где чёрных ёлок ряд,
    Пушистые и лёгкие
    Снежиночки летят.
    Летят, порхают, кружатся,
    Пушистые летят,
    И белым мягким кружевом
    Окутывают сад.

А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.

С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки.
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.

песня «Снег кружится» или «Завируха»

– Кто-то скажет:”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”.“Красивая, пушистая и белоснежная!” –восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер –длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.
И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха.
Наша зима у поэтов, музыкантов, художников –красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

Литература - это искусство слова. Она связана с другими видами искусства. Художник - кистью создал образ русской зимы. Композитор - музыкой. Поэт - делает по-своему. Пушкин в 19 веке зиму видел так.

Она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная, величественная

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы!

– Но есть в зиме и что-то молодое и весёлое.

Другой поэт Пётр Андреевич Вяземский, встречая зиму, восклицает:

Комаров Никита 10 гр

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!

– Все рады проказам “матушки-зимы”. Мороз румянит щёки, пощипывает нос. А снег – лёгкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает. Весело зимой.

Александр Александрович Блок писал:Анжела 4гр

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрый санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят –
По домам пора!

Звучит романс ЮлианныШаховой.

– В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека.

И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и сердитой, а вьюга выглядит настоящей злюкой.

(романс «Буря мглою небо кроет…»слушание)

Галя4гр

Вечор , ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…

– Смолкла буря, наступило светлое и доброе утро, и мы восхищаемся вместе с Пушкиным:

А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Кондратенко Г. П. Зимний вечер Катя1гр

Тускло месяц дальнийсветит сквозь туманы,
И лежит печально снежная поляна.

Белые с морозувдоль пути рядами
Тянутся березыс голыми сучками.

Тройка мчится лихо, колокольчик звонок;
Напевает тихомой ямщик спросонок.

Я в кибитке валкойеду да тоскую:
Скучно мне да жалкосторону родную.

Н.П. Огарев

– А другой поэт Сергей Александрович Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки.

Еду. Тихо. Слышны звоныДима Сав.10гр
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой в даль.

Туржанский Л. В. Зимний пейзаж. На дровнях

Зима!.. Настя1гр

Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

А.С.Пушкин

мультфильм «Маша имедведь» следы

– Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам.

Фёдор Иванович Тютчев пишет:Даша4гр

Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опушан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

– А Сергей Александрович Есенин вторит:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

– Зима одевает природу в невиданные наряды.

Послушаем ещё Есенина:Маша Сав.4гр

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Скрипичный концерт «Времена года» А. Вивальди – слушание

Антонио Лучо ВИВАЛЬДИ (Antonio Lucio Vivaldi; 4.03.1678, Венеция - 28.07.1741, Вена) - венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо, автор 40 опер. Его наиболее известной работой является серия из 4 скрипичных концертов «Времена года».

Ванесса Мэй открыла новый стиль, сумев сплавить акустическую и электрическую скрипки с современными ритмами – техно, джаз, рэггей…

Первый концерт Ванессы прошел, когда девочке было девять лет. В десять она уже играла с филармоническим оркестром. Ванесса была самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже. – слушание

Женя1гр.

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра! В.Я. Брюсов

Саврасов А. К. Зима. Конец 1870-х - начало 1880-х

Зимним холодом пахнулоНастя1гр
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей. А. Бунин

– Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – всё движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо.

Поёт зима – аукает,Витя3гр
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,Леня3гр
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

(слушаем вторую часть кантаты «Поет зима, аукает»: всего десять частей)

Эту удивительную музыку написал наш современник Георгий Свиридов, кантата называется "Поэма памяти Сергея Есенина" Кантата - это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов. Шишкин И.И. Первый снег 1875

Вистории музыкальной литературы существуют множество примеров создания известными композиторами музыкальных циклов для детей, чтобы юные слушатели могли начать погружение в мир музыки с довольно простых произведений.Например, С.С.Прокофьевнаписал «Детскую музыку», Роберт Шуман – «Альбом для юношества»,КлодДебюсси – «Детский уголок», Сен-Санс – «Карнавал животных».Так же имеется ряд популярных классических произведений,названия, части которых слушатели не всегда знают.Например, Антонио Вивальди«Времена года»,Г.В.Свиридов«Метель»,П.И.Чайковский«Времена года», С.С. Прокофьев«Александр Невский» и т.д.

Свиридов. Метель Пушкина.

01. Тройка

С первой секунды звучания мы попадаем в бешенную скачку на тройке удалых коней. С упорством и натиском несёмся на санях по снежному полю. Хлопья снега вылетают из-под копыт. Внезапно всё стихает, остаётся только ощущение движения. На фоне затихшего оркестра появляется красивая, широкая, тёплая мелодия, которая рисует безкрайние заснеженные поля, равнины, овраги. В дали видны леса и перелески. Перед финалом «Тройки» нам снова напопинают о бешенно скачке. Можно представить, что мы выподаем из саней. Наступает снежная тишина. Под звуки колокольчиков в оркестре, видим, как сани исчезают за ближайшим пригорком…

02. Вальс

Во вступлении вальса три раза звучат тройные аккорды. Далее появляется лёгкая, танцевальная, игривая, немного кокетливая мелодия вальса.

Клевер Ю.Ю. Зимний закат в еловом лесу 1889

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

А.С.Пушкин

Мещерский А.И. Зима. Ледокол 1878

Поля затянуты недвижной пеленой.
Пушисто-белыми снегами.
Как будто навсегда простился мир с Весной,
С ее цветками и листками.

Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.
Одна метель поет, рыдая.
Но Солнце любит круг. Оно хранит Весну.
Опять вернется Молодая.

Она пока пошла бродить в чужих краях,
Чтоб мир изведал сновиденья.
Чтоб видел он во сне, что он лежит в снегах,
И вьюгу слушает как пенье.

К.Бальмонт

– Чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы.

песня «Ой, мороз» или «Завируха»

Крыжицкий К.Я. Лес зимой Илья3гр

Светло-пушистая снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой буйною легко проносится,
Не в высь лазурную - на небо просится.
Под ветром веющий дрожит, взметается,
На нем, лелеющем, светло качается.
Его качелями она утешена,
С его метелями крутится бешено.
В лучах блистающих скользит умелая
Средь хлопьев тающих сохранно-белая.
Но вот кончается дорога дальняя,
Земли касается звезда хрустальная.
Лежит пушистая снежинка смелая.
Какая чистая, какая белая!

К. Бальмонт

Саврасов А.К. Зима 1873

И.В. 4гр

Зима. Что делать нам в деревне?

Я встречаюслугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?

Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обедавозиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, и рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;

глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой, двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет; свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд. Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко... Я книгу закрываю; беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова. Ко звуку звук нейдет...

А.С.Пушкин

Выставка книг.

– Ребята, а теперь посмотрите на выставку этих книг. Вы их брали, рассматривали, читали. Все они о родной природе. Книги ведут нас в чудесный мир нашей родной природы, познакомят с неизменной, но вечно новой сменой времён года.

– Каждый разворот удачно оформлен художником. К каждому стихотворению своя иллюстрация. Но самое замечательное в этих книгах – раздел, которым они завершаются – “Краткие сведения об авторах”.

Загадки

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.Снег

Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега,
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем ^ Новый год! Декабрь

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птицам не летится –
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? Январь

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышан звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?февраль

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.зима

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт?иней

Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке.снежинки

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу!Лыжи

. Всё лето стояли,
Зимы поджидали –
Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки)

Две новые кленовые
Дощечки двухметровые
На них поставил две ноги –
И по большим снегам беги. (Лыжи)

Льётся речка – мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Легкие пушинки –Белые … (снежинки)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (^ Лёд)

песня «Три белых коня»Таня2гр

Игра в снежки.

Чистый морозный воздух и солнце – самые могущественные лечебные силы. Занимаясь зимними видами спорта, мы укрепляем наше здоровье. Назовите эти виды спорта? А зимние игры?

Суриков В.И. Взятие снежного городка 1891

Перечёркнут снег лыжнёй,
Тонкий и прямой.
До чего у нас в краю
Хорошо зимой.
Интересно резать лёд
Звонкими коньками,
Сбросив варежки, лепить
Мокрый снег руками.
Ледяную крепость брать
В жарком поединке,
Чтобы вам за воротник
Сыпались снежинки.
Вместе с нами бой ведут
И девчонки тоже,
На снегурочек они
В зимний день похожи.
И на солнце блещет лёд
Весело и строго,
И зовёт тебя вперёд
Зимняя дорога.

мультфильм «Маша и медведь.Коньки».

– В мягкий зимний день, когда снег чуть тает, можно лепить из снега фигурки снеговиков, играть в снежки. И Зима припасла для вас интересную игру, а какую вы узнаете, отгадав загадку.

По снегу покатите –
Я подрасту.
На костре согрейте –
Я пропаду.(Снежный ком)

Вывешивается плакат “Игра в снежки” (буквы– снежки:

р, к, б, ш, д, т, в, и, л, з, н, с, г, м, ч, о, а, е, у)

Кто быстрейиз букв – снежковсоставит большеразных слов?

/Рука, ручка, сани, санки, снег, рукавички, наст, сугроб, мешок, куртка, корка, горка, чум, шуба, шубка, уги, мороз, работа, лед, иглу, игра, елка, мост./

Ребята составляют слова, звучит музыка из альбома П. Чайковского “Времена года”.

На одном из первых мест среди композиторов, чьи произведения , по свидетельству неумолимой статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя Петра Ильича Чайковского.

В своем творчестве Чайковский создал музыкальный язык , органически связанный с народной стихией , с музыкальной жизнью и бытом современной эпохи. Однако национальная ограниченность была чужда Чайковскому. Он считал, что ценность любой национальной культуры возрастает по мере ее доступности всем народам. И действительно, его музыка стала подлинно интернациональной, завоевав мировое признание .

Заключительная часть

Мы послушали поэтическое описание зимы поэтов 19 в., 20 в., и в 21 в. неизменилась зима, осталась такой же прекрасной.

Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. А сколько радости она несет в наш дом. Вместе с зимой приходит новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках. Давайте литературно-музыкальный вечер закончим веселой песней.

Группа Фристайл «Белая метелица»

Цель:

Создать условия для пробуждения чувств единения с природой через красоту поэтического, художественного, музыкального языка произведений.

Задачи:

  1. Формирование эстетического вкуса, эмоциального отклика через различные виды искусств.
  2. Побудить детей к творческой деятельности.
  3. Помочь детям воспринимать музыку сердцем.
  4. Помочь выразить свои чувства через художественное исполнение.

Оборудование:

  1. словарь эстетических эмоций,
  2. Портреты композиторов
  3. Картины художников
  4. Альбомы, краски, кисти.

Оформление доски.

  • Тема урока.
  • Словарь эстетических эмоций.
  • Эпиграф:
    Чему бы жизнь нас не учила,
    Но сердце верит в чудеса.
Стихотворение Темп Динамика Характер

Ход урока

Дети входят в класс и поют музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, дети, я рада вас видеть!

Дети: Здравствуй, учитель, и мы рады вам.

Учитель: Ребята, какая у нас сегодня тема урока, что, вы нового узнаете на уроке? (Ответы детей.)

– Ребята, положите руку на сердце и послушайте его. Как у вас стучит сердце? (Спокойно.)

– Но, слушая разную музыку, сердце воспринимает ее по-разному. Послушайте, необычную музыку, какие чувства вы испытываете, слушая эту музыку.

(Звучит музыка Альфреда Шнитке из кинофильма “Сказка странствий”.)

– Какую весть нам принесла эта музыка? (Ответы детей.)

– А вы хотите побывать в сказке? Давайте снова обратимся к своему сердцу. (Дети кладут руку на сердце.)

– На чем мы отправимся с вами в путешествие? (На тройке лошадей.)

– А у какого композитора есть такое произведение – “Тройка”? (У П.И. Чайковского.)

– Сели свободно, положили руки на колени. И так, поедем в лес! Не забывайте любоваться природой!

(Дети смотрят видеофильм “Времена года. Ноябрь “Тройка”.)

– Что вы увидели, посмотрев этот фильм? (Беседа о музыке.)

– Глядя на эту красоту, что наша душа просит? (Ответы детей.)

Вот север, тучи нагоняя
Вздохнул, завыл, и вот сама
Идет волшебница зима.

(Домашнее задание – дети читают зимние стихи, четверостишие.)

– А вы хотели бы сами стать поэтами? Сейчас мы будем сочинять стихи. Перед вами рифмы, выберите те, которые подойдут к нашей теме.

– Молодцы! Правильно, но почему вы выбрали эти рифмы? (Ответы детей.)

Учитель вместе с детьми сочиняет четверостишие, и записывает его на доске, составляя партитуру.

–А теперь вы хотели бы стать композиторами? (дети сочиняют музыку на эти стихи).

Итак, увидев зимнюю картину, мы не смогли не откликнуться на нее и не сочинить стихи, музыку, но многие композиторы не остались равнодушными к природе, и они написали много песен о зиме.

Положите руку на сердце. Какая звучит песня? (Зимняя сказка. Исполнение песни.)

– Многие художники не оставались равнодушными к красоте русской природы и создали много полотен о русской зиме. Назовите, каких вы знаете художников, и их картины?

(На доске картины: Грабарь “Февральская лазурь”, Пластов “Первый снег” и др.)

– Соответствуют ли эти картины вашему представлению о зиме? (Беседа о картинах.)

– Я хочу, чтобы вы сегодня стали еще и художниками. Попробуем открыть тайну новой музыки, послушав ее, вам надо будет свои чувства, свое настроение передать в красках.

(Звучит танец снежинок из балета “Щелкунчик” П И Чайковского. Дети рисуют, анализ рисунков, защита рисунков,показ некоторых на доске.)

– В Марьинском театре прошла необычная постановка этого балета, режиссера Михаила Шемякина,он много внес нового, необычного и в костюмы, в оформление сцены удачно подобрал действующих лиц, я предлагаю вам посмотреть фрагмент из этого балета.

(Дети смотрят видеофильм “Танец снежинок”.)

– Ребята, пора возвращаться домой.

(Звучит “Тройка” П.И.Чайковского.)

– С каким настроением вы возвращаетесь домой? (Ответы ребят.)

– Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Обратите внимание на эпиграф урока, почему я взяла именно этот:

“Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса”.

(Ответы детей.)

– Мне бы хотелось, чтобы на протяжении всей вашей жизни вы верили в сказку, в чудеса, потому что в сказке добро побеждает зло и тот, кто верит в сказку, жить им становиться легче, интересней

Итог урока, рефлексия.

Домашнее задание; составить рифмы о зиме и сочинить свое четверостишие

Цель: Создать условия для воспитания чувства любви к природе, поэзии, музыке.

Задачи:

Образовательные. Грамотно и эмоционально разбирать музыкальное произведение, уметь слушать музыку и исполнять её. Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.

Воспитательные. Воспитывать культуру слушания, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку. Развивать творческое начало в детях.

Развивающие. Развивать навыки определения настроения музыки. Умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.

Возрастная аудитория: учащиеся 9-10 лет

Техническое оснащение: Музыкальный центр, видеопроектор, синтезатор, экран.

Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, скрипка, гитара

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция - концерт

"Музыка Зимы"

Цель: Создать условия для воспитания чувства любви к природе, поэзии, музыке.

Задачи:

Образовательные. Грамотно и эмоционально разбирать музыкальное произведение, уметь слушать музыку и исполнять её. Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.

Воспитательные. Воспитывать культуру слушания, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку. Развивать творческое начало в детях.

Развивающие. Развивать навыки определения настроения музыки. Умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.

Возрастная аудитория: учащиеся 9-10 лет

Техническое оснащение: Музыкальный центр, видеопроектор, синтезатор, экран.

Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, скрипка, гитара

План

I. 1. Стихи о зиме.

2. Беседа о зиме (вопросы).

3. Слушание музыки А. Вивальди и П.Чайковского, выступление учащихся ДМШ.

4.Вопросы.

II. Исполнение песни.

III. Итог.

Сопровождающий материал:

Презентация с картинами Левитана, Шишкина, Моне. Портреты композиторов с фамилиями композиторов А. Вивальди, П.Чайковского.

Ход лекции – концерта

Дети входят в класс под музыку (Звучит «Метель» Г.Свиридова.)

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Стихи о зиме.

Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака

А по двору метелица ковром шелковым стелится, но больно холодна.

(С.Есенин)

Догадались, о чем сегодня наш урок? (Слайд 2)

Тема: «Музыка Зимы»

Какой вы представляли, себе зиму, слушая стихи?

Какие звуки можно услышать зимой? (Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги)

Какими красками можно нарисовать зиму? (Сверкающими, солнечными, серыми, мягкими)

Поднимите руку те, кто любит зиму?

А теперь посмотрите, как художники изобразили зиму.

(Показ слайдов с изображением зимы. Слайды 3,4,5,6)

Картины захватывают своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками. Деревья одеты в шубы и шапки.

Художники мастерски изобразили переходное состояние природы. Рыхлый, беловато-серый снег, темно-коричневые лужи, свинцово-серое небо, коричнево-серый тон хорошо передает потеплевший влажный воздух, атмосферу оттепели. Маленькие домики, покосившиеся заборчики - все это на фоне зимних красок, зимы.

Одно и то же время года художники изобразили по-разному. Как думаете, почему?

Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Он не просто слепо копирует увиденное. Через картину он передает свое внутреннее состояние.

Какими выразительными средствами пользовались художники?

На первый взгляд природа зимой однообразна все снег да холод. Но ведь нет, то мороз трескучий ударит, то оттепель.…

А какой зимний день разный, то сверкающий, солнечный, звонкий, то серенький, мягкий, тихий.

Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими таинственными вечерами.

Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка – это особая страна, не каждому дано войти в ее прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. У нас в гостях ребята из музыкальной школы.

1. Я предлагаю послушать пьесу Чайковского «Старинная французская песенка» в исполнении Кондратович Насти. (Слайд 7)

Какое настроение музыки?

Какую картину нарисовал нам композитор? (Ответы детей)

Какие краски использовал?

2. А теперь послушаем ещё одно произведение, которое называется «Колыбельная зимы» её исполнит Раковская Арина. (Слайд 8)

3. Каждый слышит зиму по – разному. Вот как, посредством музыки нарисовал это время года Антонио Вивальди. Композитор написал эпиграф к своему произведению:

Морозной гладью стелется дорога,
И человек, иззябшими ногами.

Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного.

Звучит I часть концерта А.Вивальди из цикла «Времена года» «Зима». (Слайд 9)

Понравилось?

Какая зима в концерте Вивальди? (Ответы детей)

Какой темп? (Быстрый)

Динамика? (Громко, усиливается и затихает)

С какой картиной можно сравнить настроение этого музыкального произведения?

(Слайд 10)

Кто исполняет музыку? (Струнные инструменты и клавесин)

Назовите струнно-смычковые инструменты. (Скрипка, виолончель, альт, контрабас)

(Слайд 11)

Скажите, а с каким праздником приходит к нам зима? (Новый год)

Сколько время на часах, когда он наступает?

4. Послушайте пьесу «Часики» в исполнении Цокурова Ильи.

(Слайд 12)

Ну а Новый год, это конечно – же песни, танцы и веселье.

Был такой старинный танец, называется «Мазурка».

5. Послушайте пьесу для скрипки и фортепиано «Мазурка» в исполнении Семириковой Тани.

(Слайд 13)

Бурре – тоже старинный танец, послушайте его в исполнении дуэта гитаристов.

6. Ансамбль гитаристов «Бурре»

Ну и, конечно же, главный герой на зимнем празднике это кто? (Дед Мороз)

Какой характер Деда Мороза?

(Слайд 14)

6. Послушайте, как изобразил его Роберт Шуман.

(Слайд 15)

Звучит пьеса «Дед Мороз» в исполнении Свеженцевой Е.С.

Какой здесь характер музыки? (Ответы)

А теперь сравните эту пьесу с песней «Бубенчики» (Слайд 16)

7. Выступает вокальный дуэт Семирикова Т., Важенина А.

Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года. Музыканты тоже по-разному чувствовали одно и то же время года - зиму - и выразили свои чувства через музыку.

Исполнение песни «В лесу родилась ёлочка»

Давайте вместе с вами вспомним песню о зиме и постараемся выразить свое отношение к ней. Исполнение песни «В лесу родилась ёлочка».

(Слайды 17,18)

III.

Итог урока, обобщение.

Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы зимы, художники - свои, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все творчество, произведения искусства – это творение рук человека.

Какими средствами выразительности пользовались поэты, художники, композиторы? Назовите общие.

Какие произведения о зиме прозвучали сегодня на уроке?

Назовите поэтов, художников, композиторов, чьи творения мы сегодня узнали.

Наш урок, посвященный прекрасному времени года закончился. На прогулке посмотрите на природу глазами Есенина, Вивальди, Чайковского, Шишкина, Левитана. Спасибо за урок!


ПРИРОДА И МУЗЫКА : ЗИМА

Цезарь Кюи. Зима
Роберт Шуман. Зимой
Антонио Вивальди. Времена года - Зима

1-е занятие

Программное содержание. Воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А. С. Пушкин)

У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года». Эти концерты имеют названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждый концерт состоит из трех частей. Давайте послушаем одну из частей другого концерта – «Зима». Какая зима видится вам при звуках этой музыки? (Звучит вторая часть концерта.)

Д е т и. Красивая, сверкают снежинки.

П е д а г о г. А какая музыка по характеру?

Д е т и. Нежная, светлая.

П е д а г о г. Да. В оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне тепло, нежно, задушевно поют скрипки. (Звучит фрагмент.) У русского поэта Сергея Есенина есть стихотворение, в котором с нежностью, любовью, восхищением говорится о русской березке зимой. Когда слушаешь эту часть концерта А. Вивальди, вспоминаешь строки:

Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать характер музыкальных произведений, имеющих близкие названия.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали одну из частей концерта А. Вивальди «Зима». Какая музыка по настроению? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Нежная, светлая, красивая, словно снежинки мелькают на солнце.

П е д а г о г. Эта музыка написана для оркестра и солирующей скрипки. Сейчас вы услышите два произведения с похожими названиями. Одно из них - для фортепиано. Это пьеса Р. Шумана «Зимой». Другое - для голоса с фортепиано. Это песня русского композитора Ц. Кюи на стихи поэта Е. Баратынского «Зима». Какое настроение передано в этих произведениях? (Исполняются оба произведения.) Как звучит песня Ц. Кюи?

Д е т и. Грустно, печально, жалобно.

П е д а г о г. Картина суровой зимы вызывает уныние, сожаление о лете: ручей застыл подо льдом, дует злой ветер, природа оцепенела. (Исполняется песня.) А пьеса Р. Шумана, какая? (Исполняет ее.)

Д е т и. Тоже грустная, жалобная.

П е д а г о г. Да, эти произведения очень близки по настроениям. Одно из них вокальное, другое - фортепианное. В пьесе Р. Шумана лишь в средней части настроение светлеет. Кажется, что проглядывает солнышко или мелькают, переливаясь, снежинки. (Исполняет фрагмент.) Но вот снова возвращаются печальные, жалобные интонации (звучит фрагмент). Как созвучно этой музыке стихотворение поэта Афанасия Афанасьевича Фета!

Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо - все одето
Каким-то тусклым серебром.
Поля без стад, леса унылы,
Ни скудных листьев, ни травы.
Не узнаю растущей силы
В алмазных призраках листвы.
Как будто в сизом клубе дыма
Из царства злаков волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей.

Нарисуйте дома картину зимы, которая представлялась вам, когда вы слушали музыку Ц. Кюи, Р. Шумана и А. Вивальди.

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали разные произведения о зиме - светлый, нежный концерт А. Вивальди, его вторую часть (звучит фрагмент), грустную, заунывную пьесу Р. Шумана «Зимой» (исполняет фрагмент) и похожую на нее по характеру печальную, жалобную песню Ц. Кюи (исполняет фрагмент). Иногда зимой в непогоду дует сильный ветер, завывает вьюга:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(А. С. Пушкин)

Или у Сергея Есенина есть такие строки:

Заметает пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни поехать в лесу,
Ни пройти.

В первой части концерта А. Вивальди «Зима», с которой вы сейчас познакомитесь, изображается картина суровой зимы, ненастной, вьюжной. (Звучит первая часть.)
Вы слышали в начале равномерные отрывистые аккорды, надоедающие звуки вьюги, резкие короткие порывы ветра; метет снег, сыплются колкие снежинки. Природа, скованная стужей, застыла в оцепенении (звучит фрагмент).

На этом таинственном фоне пронзительно, тревожно, смятенно, жалобно поёт скрипка (звучит фрагмент). Порывы ветра, вьюга внезапно налетают. Настойчиво, взволнованно яростно звучит музыка (исполняется фрагмент и вся часть целиком).

Сам Антонио Вивальди написал к этой музыке такие стихи:

Закоченев над свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Бежать, притопывая сапогами.
И ежась, и дрожа на холоду.

(Могут быть использованы репродукции картин, созвучные и контрастные по настроению музыке.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
А. Вивальди. Времена года - Зима. 1-я часть, mp3;
А. Вивальди. Времена года - Зима. 2-я часть, mp3;
Ц. Кюи. Зима (в исполнении детского хора «Гармония»), mp3;
Ц. Кюи. Зима. Соло, mp3;
Р. Шуман. Зима (в фортепианном исполнении), mp3;
Р. Шуман. Зима (в симфоническом исполнении), mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Загрузка...