crimea-fun.ru

В чем состояла теория Раскольникова? Теория раскольникова - социальные и философские истоки теории и ее смысл Зарождение идеи раскольникова о праве сильной личности.

За несколько месяцев до преступления, Раскольников из-за крайней нужды оставил университет. На вынужденном досуге он написал статью, в которой изложил давно занимавшую его мысль о природе преступления, но газета, куда он послал статью, закрылась, и, не зная, что статья напечатана в другом издании, что за нее можно получить деньги, Раскольников, уже две недели не обедая, живет впроголодь в своей конурке, похожей на гроб, с низким, «теснившим душу» потолком.

Его мучит, по словам Свидригайлова, «раздражение от голода и тесной квартиры». Избегая всех знакомых, «гордо и надменно» скрывая от них свою нищету, Раскольников в своем уединении с болезненным постоянством передумывает засевшую ему в голову мысль, и она под влиянием внешних впечатлений постепенно принимает конкретную форму, овладевает всем его существом. Мысль эта своими корнями уходит в почву общественного неравенства.

Отрешившись от крепостнического обоснования, которое веками выдвигалось в защиту неравенства, Раскольников думает, что «по закону природы» существуют два разряда людей: одни «живут в послушании и любят быть послушными», а другие «все преступают закон, разрушители», и если им нужно «для своей идеи», могут даже «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Ликурги, Солоны, Магометы, Наполеоны пользовались этим правом. И Кеплеры с Ньютонами имели бы право «устранить9raquo; десять или сто человек, если бы эти десять или сто мешали остальному человечеству воспользоваться их научными открытиями.

Гибель одного, десяти, ста человек - и благополучие остального человечества. да тут простая арифметика подтверждает право «преступить9raquo;. Это, по выражению следователя Порфирия Петровича, «книжные мечты, теоретически раздраженное сердце». Но к этому присоединяются и иные влияния, влияния эпохи, «когда помутилось сердце человеческое, когда цитируется фраза, что «кровь освежает».

В мрачных тайниках наследственной крепостнической жестокости и «закоренелого безделья» у Раскольникова копошится и дразнит его просто желание «попробовать9raquo;, к какому разряду людей он сам принадлежит, «вошь9raquo; он или «право имеет» преступать. Но и теоретически-холодные размышления о ньютоновском праве «преступить9raquo;, и жгучее любопытство испытать свои собственные «права9raquo; застилаются в сознании Раскольникова более реальными и глубоко проникающими ему в душу впечатлениями.

Мармеладов «пьяненький9raquo; на деньги, вырученные таким страшным путем; Соня и за ней ее следующая сестра с перспективой развратной жизни, отвратительных болезней и смерти на улице, а там, в «далекой и зверской» провинции сестра Дуня, готовая продать себя Лужину.

В воспаленном мозгу Раскольникова какой-то навязчивой идеей стоит сравнение сестры и Сони Мармеладовой. Обе не уйдут от злой ямы. Именно потому, что у самого Раскольникова под поверхностью чистой теории таилась и еще какая то старая нечисть, он боится всякого даже внешнего соприкосновения с пороком. «Ко всему подлец человек привыкает». Нет, нужно или отказаться от жизни, задушить в себе все, отказаться от всякого права действовать, жить и любить, или. или «надо решиться». Решиться на то, чтобы преступить преграды, стать «миллионером9raquo; и, сделав одно зло, потом устроить сотню человеческих благополучий.

Самому Раскольникову деньги не нужны. Порфирий Петрович едва ли кстати заговорил о любви к комфорту, имея его в виду; Раскольников способен был последнюю мелочь отдать другому, не подумав о себе. Но все-таки и для помощи другим нужны деньги.

Так однажды мысль Раскольникова останавливается на существовании старушонки ростовщицы, и постепенно около этого существования сосредоточивается конкретное воплощение всей его теории. Мысль была необыкновенно проста, и к удивлению Раскольникова, она приходила в голову и другим. Как будто внушение гипнотизера, как голос «предопределения9raquo;, стучали в его сознании слова из услышанного им случайно разговора: «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на лужение всему человечеству и общему делу. »

И этот разговор, и некоторые другие случайные совпадения обстоятельств толкают Раскольникова на убийство старухи процентщицы.

В чем ошибка Родиона Раскольникова?

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отразились противоречия действительности и общественной мысли «сумеречной» эпохи 60-х годов XIX века. Писатель видел, как пореформенная ломка социальных отношений постепенно приводила к глубокому кризису общественных идеалов, шаткости нравственной жизни России.

«Появились какие-то трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей», – отмечал в своем романе Достоевский, имея в виду различные по своей сущности и направленности идеи, занимавшие умы молодого поколения, оторванного от норм общечеловеческой и христианской морали, отлученных от культурных традиций, бережно хранимых предшествующими поколениями. Но идеи эти, вследствие особого отношения писателя к природе человеческого бытия, признания им наличия потусторонних сил в реальной жизни, предстают перед читателем «Преступления и наказания» как «духи, одаренные умом и волей».

С этих позиций Достоевский оценивает идеи и поступки главного героя своего романа – Родиона Раскольникова, изображая его как человека, «зараженного» идеей, жертву сил зла, реально присутствующих в повседневной жизни.

Итак, каковы же основные положения теории этого героя? В чем заключается ошибка Раскольникова?

Раскольников пытается доказать идею справедливости «крови по совести». Для этого он разделяет всех людей на два разряда: «на низший (обыкновенных)…, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Далее герой Достоевского доказывает право этих «настоящих» людей на преступление во имя благородной цели, полагая, что для счастья большинства можно пожертвовать меньшинством. Для Раскольникова это «простая арифметика». Он считает, что «сверхчеловеку» позволено «перешагнуть через кровь» во имя благополучия всего человечества – такое преступление относительно и оправдано «высокой» целью. Эта цель заключается в том, чтобы «загнать» невежественное человечество, то есть, по Раскольникову, людей «второго разряда», в «хрустальный дворец» благополучия, всеобщего процветания, создать царство справедливости на земле.

Конечно, «из этого вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается… или воровать каждый день на базаре», – допускает Раскольников. Однако это только внешняя сторона проблемы.

Уже эти утверждения позволяют сделать вывод об ошибочности теории героя романа. С одной стороны, Раскольников верно подметил некоторые общие особенности человеческих характеров – это подтверждается фактами Истории.

Другое дело, что подобная постановка вопроса противоречит законам общечеловеческой морали и христианской этики, провозглашающей всех людей одинаково равными перед Богом. Раскольников забывает о том, что личность любого человека бесценна и неприкосновенна. Герой не понимает, что, убивая старуху-процентщицу как олицетворение земного зла (по его субъективному мнению), он уничтожает человека в себе, совершает преступление перед самим собой.

Таким образом, теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути, поскольку свободно разрешает совершать убийства, творить беззаконие под прикрытием абстрактной «благородной цели». В этом – одна из ошибок героя Достоевского и, одновременно, его трагедия. Причину его заблуждения писатель видит, прежде всего, в безверии, отрыве от культурных традиций, утрате любви к Человеку.

Анализируя аргументы Раскольникова в защиту своей теории, можно сделать вывод о том, что ее настоящий смысл заключается не в обосновании человеческого права делать добро с помощью зла, а в признании существования «сверхчеловека», возвышающегося над «обыденной» моралью. Ведь герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов и обожествлении человеческой личности.

Здесь таится второе, не мене ошибочное и трагичное, заблуждение Раскольникова: он не учитывает того, что «обычный», «заурядный», по его опять же меркам, человек не способен стать «сверхчеловеком», заменить собою Бога. Именно поэтому, мечтая выделиться из общей человеческой массы, надеясь стать «великим гением, завершителем человечества», персонаж Достоевского сделался обыкновенным преступником, убийцей.

Раскольников думал, что для него наступит «царство рассудка и света», а наступила «тьма» смертного греха, «вечность на аршине пространства». Герой понял, что он просто не способен сделаться Наполеоном.

Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории, ошибкой «рязрядов», на которые сам же поделил всех людей. Своим трагическим примером он доказал невозможность превращения «человека второго сорта» в «господина, имеющего сказать новое слово» за счет человеческой жертвы.

Идея разрешения «крови по совести», вседозволенности, отрицания этических принципов приводит либо к разрушению человеческой личности, как это и произошло с Раскольниковым, либо порождает чудовищ вроде Свидригайлова. В столкновении идей Раскольникова с реальной действительностью обнажается несостоятельность, ошибочность и явная порочность его теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Введение

Роман «Преступление и наказание» был написан и опубликован Ф.М. Достоевским в 1866 году, то есть, вскоре после отмены крепостного права и начала смены общественно-экономического строя. Подобная ломка социальных и экономических устоев влечет за собой непременное экономическое расслоение, то есть обогащение одних за счет обнищания других, освобождение человеческой индивидуальности от культурных традиций, преданий и авторитетов. И как следствие, преступность.

Достоевский в своей книге обличает буржуазное общество, порождающее все виды зла -- не только те, что сразу бросаются в глаза, но и те пороки, которые таятся в глубинах человеческого подсознания.

Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, в недавнем прошлом студент петербургского университета оказался на грани нищеты и социального падения. Ему нечем платить за проживание, гардероб изношен настолько, что в нем и на улицу стыдно выйти приличному человеку. Часто приходится голодать. Тогда он решает совершить убийство и оправдать себя теорией об «обыкновенных» и «необыкновенных» людей, которую придумал он сам.

Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

Суть теории Раскольникова

Теория Раскольникова - явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Наиболее обсуждаемой в обществе эта проблема стала после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. «Наполеону, - утверждает Раскольников, - и в голову не пришло бы мучиться вопросом - можно ли убить старушонку, - он зарезал бы без всякой задумчивости».

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он -- сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели.

Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям.

Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей "кровь по совести", нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закон. А необыкновенные имеют право совершать преступления и переступать закон. Данная теория очень цинична по всем моральным принципам, которые складывались на протяжении многих веков с развитием общества, но Раскольников находит примеры для своей теории. Например, это французский император Наполеон Бонапарт, которого Раскольников считает «необыкновенным», потому что Наполеон убил за свою жизнь много людей, но совесть его не мучила, как считает Раскольников. Сам Раскольников пересказывая свою статью Порфирию Петровичу отметил, что «необыкновенный человек имеет право …разрешить своей совести перешагнуть … через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того требует».

По теории Раскольникова к первому разряду относятся люди консервативные, чинные, они живут в послушании и любят быть послушными. Раскольников утверждает, «что они должны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного». Второй разряд переступают закон. Преступления этих людей относительны и многоразличны, они могут «перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь» для выполнения своих целей.

Вывод: создав свою теорию, Раскольников надеялся, что его совесть примирится с его намерением убить человека, что после совершения страшного преступления не будет его мучить, донимать, выматывать его душу, но как оказалось, Раскольников сам обрёк себя на мучение, не справившись со своей натурой.

Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф.М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти". Именно там, на
каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями", которые ставят себя выше нравственных законов
общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают
по разному. Раскольников считает, что возможно, так как это "простая арифметика". Не может быть в мире гармонии,
если прольется хоть одна слеза ребенка (ведь Родион убивает Елизавету и ее неродившегося ребенка). но герой
находится во власти автора, и потому в романе Родион Раскольников терпит крах.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни
всегда опровергает, делает недееспособным любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И поэтому
главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение
человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающие эту теорию.

Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на исключительности одних и унижении других. И убийство
старой задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую
позицию: преступление, которое поступит Раскольников, - это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он поступит
его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то
распоряжения.

Однако этическая "арифметика", логическая "казуистика" героя постоянно сталкиваются с его душевной "алгеброй", что
заставляет совершать "нелепые" поступки: искренне сочувствовать несчастьям Мармеладовых, оставляя у них на подоконнике
последние деньги, жалеть поруганную девочку на бульваре, ненавидеть Свидригайловых и Лужин, называть подлость
подлостью вопреки логическому изложению - "негодяй человек, и подлец тот, кто его за это подлецом называет".

"На дело хочу покуситься и в то же время, которых глупостей боюсь!" - Думает Раскольников , пораженный страхом
встречи с квартирной хозяйкой. Герой считает "низким жанром" свою причастность к миру простых людей с их
обыденным сознанием и мелкими заботами. Свойственные ему черты приличия он презирает. Так возникает конфликт
между сознанием Роскольникова и его поведением, неожиданным для самого героя, и не поддающимся контролю его
жестокого и беспощадного разума. Страшная ненависть героя к "глупостей", постоянная досада на то, что он не властен,
рассчитать себя, - прямое следствие его рабства в плену у ограниченной, оторванной от жизни, бесчеловечной идеи.

Достоевский хочет убедить читателя в нелепые и вредности активной борьбы человека за изменение существующего
порядке, в нелепые и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Общая гармония и счастье людей
могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением.

Достоевский «Преступление и наказание». Несостоятельность теории Раскольникова. Сочинение

«Я убил себя, а не старуху»
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины ХIХ в.
В то время многие чувствовали себя разочарованными, загнанными и сжатыми собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о городских дворянах, «жителях темных уголков». До него никто не писал таких книг, и для Достоевского содержание романа было продиктовано самой действительностью.
События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он нечеловеческий. Это город «уличных девочек», «трактирных постоянных посетителей», которые ищут в вине минутное забвение от скуки. Атмосфера Петербурга — атмосфера тупика. В романе много уличных сцен. Вот женщина с желтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала. И крики второй женщины: «До беса допилася, батюшки, до черта … удавиться тоже хотела, с веревки сняли». Вот один из сумрачных эпизодов. Получив от Елены Ивановны деньги, Раскольников направляется к распивочной, находящаяся в каком-то подвале. Противная еда, духота «и все это к тому же пропитано винным запахом, что кажется, от одного воздуха можно за пять минут сделаться пьяным». Здесь же звучат слова Мармеладова, убитого горькой беднотою и пьянством: «А если не к кому, если пойти более некуда?»
Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в «смрад пивных». Оставляя шумные улицы, автор ведет нас в дома, где живут его герои.
На мгновение открываются двери в чужую жизнь, полную отчаяния. Ведь страшно жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «безобразном сарае» Сони, и в «прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов. Судьба «маленьких» людей, которые живут в таких квартирах — с вечной нищетой — страшная.
Писатель заставляет нас заглянуть в один из «закутков» столицы — семью Мармеладовых и ему открывается бездна. «Мармеладов … смешной, жалкий и уродливый, это оборванец с его чиновничьей осанкой, шут, со своим» ораторством «кабацких завсегдатаев». Но этот «забавник» — человек трагической судьбы. Открывшись перед Раскольниковым, Мармеладов говорит: «Некуда идти человеку, а это надо». Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно — погибнуть, и он погибает, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармеладов. Он остро осознает свою вину: «А разве сердце у меня не болит от того, что я ползаю в кабак?» Можно жалеть человека, укравшего последнюю копейку у своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жалеть недостойных сожаления, сочувствовать недостойным этого сочувствия! Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо «он все это может чувствовать». Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком. Но не только Мармеладов, но и много «маленьких» людей в романе, придушенных беднотою. Они беспощадно жертвуют собой ради благополучия близких. Соня Мармеладова ради семьи «продала» себя, но чем же лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, ради брата и матери выходит замуж за господина Лужина? Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывающие повседневную трагичность жизни народа.
Такой мир, в котором живут герои Достоевского, мир «униженных и оскорбленных», «тех, кто погиб и тех, кто погибнет». Трагедия положения героев Достоевского заключается не только в безвыходности, но и в осознании этого тупика: они видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии обреченных на смерть.
Всем содержанием роман Достоевского показывает полную невозможность найти какой-либо выход, если оставаться в этом обществе, ведь принимать его законы, жить в таком обществе человеку невозможно!
Впервые роман «Преступление и наказание» увидел свет в 1886 году. Это роман о современной Россию, которая пережила эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных стрессов, эпоху «расстройства», роман о современном герое, который впитал в себя все страдания, боли и раны времени.

«Вечером жаркого июльского дня, незадолго до захода солнца, выходит на улицу бывший студент Родион Раскольников». Так начинался роман Достоевского. С этого момента без отдыха, в палкой ненависти снуёт он по улицам Петербурга, останавливается на мостах, над темными холодными водами канала, заходит в грязные кабаки герой Достоевского.
С первых страниц романа мы узнаем о том, что Раскольников соблазнился на какое-то дело, которое является новым шагом, месяц назад у него родилась мечта, к осуществлению которой он близок сейчас.
А месяц назад, почти умирая от голода, он вынужден был заложить у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Большую ненависть сразу чувствует он к капризной и никчемной старухе, которая высасывает кровь из бедных, получает богатство за счет чужого горя. «Странная мысль просыпалась в его голове, как вылупливается из яйца цыпленок». Вдруг услышан в трактире разговор студента с офицером о ней же, «глупой, никчемной, злой, больной старухи, никому не нужной и, напротив, всем вредной». Она живет «сама не зная для чего», а молодые свежие силы исчезают «без всякой поддержки», «и это тысячами, и это повсюду».
Полгода назад Раскольников написал статью «О преступлении», где изложил свою теорию психологического состояния преступников на протяжении всего преступления. Он доказывал, что это состояние более похоже на болезнь — помрачение ума, расстройство воли, случайность и нелогичность поступков.
Мы почти ничего не знаем о том длительном процессе, о той большой работе мысли, в результате которой развилась в сознании Раскольникова его идея, только после убийства раскрывается идея Раскольникова — во всем величии и во всей жалости.
В ужасном грязном трактире, где пьяный шум, крик и хохот заполняют воздух, слушает Раскольников шутливый и трагический рассказ Мармеладова о семнадцатилетней дочери Соне, ее подвиге, ее жертве, о спасении семьи. Но человек ко всему привыкает. Так и Мармеладов.
Негоден тот человек, который ко всему привыкает, все воспринимает, всему повинуется. Нет, не негодяй лишь тот, кто бунтует, разрушает, переступает. Никаких препятствий нет для необычного, «непослушного» человека.
«Еще один удар, ещё один шаг к бунту — письмо матери о Дунечке, сестре, которая» выходит на Голгофу «, выходя замуж за нелюбимого человека, Дунечка, которая моральную свободу не отдаст за комфорт, ради собственной выгоды.
Где выход? Разве возможно обойтись без жертв, нужны ли они? Теперь одними мыслями не поможешь, надо что-то сделать сейчас и быстро. Надо на что-то решится, хоть на что-нибудь … «Или отказаться от жизни совсем, — крикнул он вдруг в пылу, — послушно принять судьбу такой, какая она есть, раз и навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всевозможных права действовать, жить и любить! » Но Раскольников хочет «действовать, жить и любить».
Встреча Раскольникова с пьяной презренной девочкой на Конногвардейском бульваре тоже оказалась судьбоносной. Она тоже жертва стихийных законов, жестокой и непреодолимой необходимости, спокойно оправданной теми, кто смирился: «Говорят, что так и нужно. Такой процент, говорят, должен умирать ежегодно … куда-то … к черту, так должно быть, чтобы других освобождать и им не мешать «. И Сонечка, и Дунечка уже попали в этот «процент».
Убийство старухи нужно Раскольникову для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи, которая как он рассуждал, неоспорима. Решив уже выдать себя, он говорит сестре: «Никогда, никогда я не был сильнее уверен, чем теперь!» Он подвергает свою «идею» беспощадному моральному анализу, он не в силе от нее отказаться: идея неоспоримая, совесть его спокойная. Сознательные, логические возражений своей идеи Раскольников не увидел до конца. Он объединяет объективные особенности современного мира, уверен в невозможности что-то изменить: «бесконечность человеческого страдания и разделение мира на униженных и на тех, кто подавляет, обладателей и подчиненных, или, по Раскольникову на» пророков «и» тварей дрожащих «.
Признание своей вины — это для Раскольникова признание собственной беспомощности и мизерности.

Теоретическая основа идеи Раскольникова

Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Зарождение идеи

Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.

Право сильной личности на преступление

Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».

Проверка теории жизнью

Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

Уроки гениального романа

Страшные последствия

Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.

Кто виноват

Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.

Добро – основа жизни

В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.

Описание теории главного героя романа и доказательство её несостоятельности пригодится 10 классам при написании сочинения «Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению

Загрузка...