crimea-fun.ru

Тенор — это высокий певческий мужской голос. Тенор: описание, разновидности и классификация

В хоре выделяют четыре основные хоровые партии (голоса):

СОПРАНО (женский высокий) - S (Soprano)

АЛЬТ (женский низкий) - A (Alt, Alto)

ТЕНОР (мужской высокий) - T (Tenor)

БАС (мужской низкий) - B (Bass)

В свою очередь каждый из этих голосов может делиться еще на несколько, тогда это уже будет называться дивизи (divisi) - см. раздел Хоровые термины. И называться они будут, например, первые сопрано и вторые сопрано, первые басы и вторые басы и т.д.

Женские (сверху вниз): колоратурное сопрано, лирико-колоратурное сопрано, лирическое сопрано, драматическое сопрано, меццо-сопрано, контральто)

Мужские (сверху вниз): тенор, баритон, бас. Каждый из них может иметь разновидности.

Ниже мы рассмотрим каждый из голосов в отдельности. Для каждого бужет также голоса указан диапазон звучания. Т.к. этот вопрос интересует многих артистов хора, то мы вынесли эти данные еще и в отдельную таблицу. Но при этом хочется обратить внимание, что эти диапазоны применимы больше для профессиональных певцов-исполнителей, нежели чем для любителей.

В нашем терминологическом словарике мы позволили себе привести не все значения слов. Мы рассматриваем значения слова только со стороны вокального или хорового смысла (так например слово Альт может означать и Смычковый инструмент семейства скрипок - вот такие значения слов мы нескромно позволили себе опустить)

Итак, наш небольшой терминологический путеводитель по голосам. Термины располагаются по алфавиту.

АЛЬТ (лат. altus - высокий; в ср.-век. музыке исполнялся выше тенора, ведущего основной напев) -

1) Партия в хоре или анс., сост. из низких детских или средних и низких жен. голосов (меццо-сопрано - первые альты, контральто - вторые альты); диапазон от фа мал. окт. до фа 2-й окт. (выше - очень редко), наиболее употр. соль (ля) мал. окт. - ми-бемоль (ми) 2-й окт.

БАРИТОН (греч. - тяжелозвучный) - Средний по высоте муж. голос; диапазон ля-бемоль (соль) больш. окт. - ля-бемоль 1-й окт.; переходная регистров. нота ре-диез (ре) 1-й окт.

Различают Баритон лирический (по легкости звука приближающийся к тенору) и драматический (по широте и мощности близкий басу), с промежуточными оттенками между ними.

В хоре баритоны входят в партию первых басов; диапазон соль большой октавы - фа 1-й октавы (выше очень редко, преимущ. в унисон с тенорами)

БАС (итал. basso - низкий) -

Различают Басы высокий (кантанте - певучий), центральный и профундо (глубокий) - низкий (их еще называют Басы-октависты. Особая, редко встречающаяся, разновидность самого низкого баса; название Октависты обычно применяется к хоровым певцам (в сольном пении - бас-профундо). Октависты поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы). Октависты чаще всего применяется в аккордовом складе, при негромком звучании. Акустический эффект участия октавистов состоит в слиянии звуков аккорда, который по отношению к основному тону является как бы обертонами (поэтому всего естественнее употреблять Октавистов при пении оснований мажорных трезвучий). Применять Октавистов следует осторожно, считаясь с указаниями композитора и стилем произв.)

2) Партия в хоре или вок. ансамбле; составляется из баритонов и собственно басов; диапазон (без октавистов) фа большой октавы (ниже редко) - фа 1-й окт., наиболее употребительные соль большой октавы - ре (ми-бемоль) 1-й октавы. Применение октавистов расширяет диапазон басовой партии на октаву вниз. Басовая партия - гармонич. фундамент хора, отсюда необходимость ее интонац. устойчивости и звучности. В то же время она должна обладать подвижностью, гибкостью в динамич. отношении, что благоприятно и для чистоты интонирования.

ДИСКАНТ (от лат. dis - приставка, означающая расчленение, cantus - пение) -

2) Партия в хоре или вок. ансамбле, исполняемая высокими детскими голосами.

КОЛОРАТУРА (от лат. coloro - окрашиваю) - быстрые виртуозные пассажи (гаммы, арпеджии) и мелизмы, украшающие вокальную партию. Колоратура часто применялась в старинной хоровой музыке (начиная с эпохи Возрождения), у Баха, Генделя, в рус. церк. концерте XVIII в. В современных хоровых сочинениях иногда используется как изобразительный прием. Колоратура - также способность голоса к движению (отсюда термин - колоратурное сопрано). Виртуозная подвижность любого хорового голоса (в т. ч. и баса) желательна в каждом квалифицированном хоре; она помогает выработке легкости звучания, точности интонирования.

КОНТРАЛЬТО (итал. contralto - низкий женский голос; диапазон от фа малой октавы (ниже - редко и преимущ. в нар. хорах) до фа2. Переходные ноты ми1 (фа1), до-диез2 (ре)2; в хоре - партия вторых альтов. Иногда используется в унисон с тенорами как своеобразная вокальная краска или для поддержки высоких теноровых нот; т. к. при этом меняется тембр теноровой партии, последнее не может служить правилом, а скорее - исключением.

МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzo - средний) - средний женский голос. Диапазон ля мал. окт. - ля2 (выше редко). Различают высокое (лирическое) Меццо-сопрано, по характеру звучания приближающееся к сопрано, и низкое, приближающееся к контральто. Переходные регистровые ноты фа-диез1 (фа1) - ре-диез2 (ре2). В хоре Меццо-сопрано составляют партию 1-х альтов, в 3-голосном жен. хоре, в зависимости от конкретн. условий, включаются в партию 2-го или 3-го голоса.

МИКСТ (от лат. mixtus - смешанный) - регистр певческого голоса, переходный между грудным и головным (фальцет) регистрами; характерен большей мягкостью, легкостью по сравнению с грудным регистром и большей насыщенностью, звучностью, чем фальцет. В хорошо поставленном голосе необходимо смешение основных регистров (грудного и головного) на всем диапазоне, причем по направлению вверх увеличивается головное звучание. В Миксте у мужского голоса преобладает грудной характер звучания, у женского - головной. Роль Микста особенно важна у мужских голосов хора; в частности, у теноров звуки 1-й октавы должны быть микстовыми.

СОПРАНО (от итал. sopra - над, выше) -

1) Самый высокий женский, детский (также дискант) голос. Диапазон до1 - до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки. Имеется 3 основные разновидности Сопрано: драматическое (характерное полнотой и силой звучания), лирическое (более мягкое) и колоратурное (отличается подвижностью, способностью к высоким нотам, ярко выраженным вибрато; в хоре не находит применения). Существуют также промежуточные виды (лирико-драматическое и лирико-колоратурное). Переходные регистровые ноты ми1 - фа1 и фа2 (фа-диез2).

2) Самая высокая партия в хоре или вок. ансамбле, состоящая из лирических (первые Сопрано) и драматических (вторые Сопрано) голосов; диапазон до1 (ниже редко) - до3, наиболее употребляемые ре1 - соль2 (ля2).

Сопрановая партия - важнейшая в хоре, поскольку (в гомофонно-гармонич. музыке) ей чаще всего поручается мелодия; отсюда необходимость ее динамич. гибкости, подвижности, красоты тембра.

ТЕНОР (итал., от лат. teneo - держу) -

2) Высокий мужской певческий голос. Диапазон до малой октавы - до2; переходная регистровая нота (между грудным и головным регистрами) фа - фа-диез1. Нотируется в скрипичном ключе (октавой выше действительного звучания), в басовом и теноровом ключах.

Основные разновидности Т.: лирический (tenore di grazia), драматический (tenore di forza), а также средний между ними - меццо-характерный - и редкий Тенор-альтино (с развитым верхним регистром - выше до2). В хоре Тенора лирические и альтино составляют первую партию, остальные - вторую. Вследствие частого применения в хоре (особенно в мужских) высокой тесситуры важно умение теноров пользоваться фальцетом и микстом.

ФАЛЬЦЕТ (от итал. falso - ложный), фистула - один из регистров мужского певческого голоса (верхний), в котором используется лишь головной резонатор, изолированно от грудного; голосовые связки смыкаются неплотно и колеблются краями, в результате чего Фальцет звучит слабо, бесцветно. В сольном пении Фальцет упортебляется изредка как своеобразная краска. В хоровом пении Фальцет применяется при разучивании высоких нот, на PP, при задавании дирижером тона. Некоторst тенора, исполняя предельно высокие ноты, пользуются "озвученным" Фальцетом, приближающимся к миксту: такие голоса для хора очень полезны. Умение пользоваться Фальцетом для певцов (ради "экономии голоса") и для дирижера обязательно.

Таблица диапазонов певческих голосов:

Хоровые голоса:
Голос Диапазон
Колоратурное сопрано до1 - до3, изредка встречаются более высокие (соль3)
Лирическое сопрано
Драматическое сопрано до1 - до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки; наиболее употр. ре1 - соль2 (ля2)
Меццо-сопрано ля мал. окт. - ля2 (выше редко)
Контральто от фа мал. окт. (ниже - редко и преимущ. в нар. хорах) до фа2
Лирический тенор до мал. окт. - до2
Драматический тенор до мал. окт. - до2
Тенор-альтино тенор с развитым верхним регистром - выше до2
Баритон ля-бемоль (соль) больш. окт. - ля-бемоль 1-й окт.
Бас фа больш. окт. - фа 1-й окт.
Бас-профундо поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы)

Подборка и компоновка материалов подготовлена Федотовой Т.А.

Были использованы следующие издания: Романовский Н.В. Хоровой словарь. Крунтяева Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных терминов

Три — бас, баритон и тенор.

Тенор – высокий мужской певческий голос, возможно, самый популярный голос в мире. В переводе с латинского tenor означает равномерное движение, напряжение голоса.

Диапазон солистов от «до» малой октавы до «до» второй, а в хоровых партиях верхний предел — это «ля» первой октавы. У солистов очень высоко ценится умение чисто и крепко брать си-бемоль первой — до второй.

Переходная регистровая нота (между грудным и головным регистрами) — ми -фа-фа-диез первой октавы.

Партия тенора записывается в скрипичном ключе (на октаву выше действительного звучания), а также в басовом и теноровом ключах.

По тембру и диапазону различают:

  • контратенор
  • альтино-тенор
  • лирический тенор (tenore di grazia)
  • лирико-драматический тенор
  • драматический тенор (tenore di forza)
  • характерный тенор

Контратенор (Контр-тенор) - самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон «до » малой октавы — «си» второй! До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение.

Стоит отметить, что контр-тенор — это даже не тип голоса, это ТЕХНИКА ПЕНИЯ . Как правило контр-тенорами становятся баритоны, которые крепко поют в фальцетном регистре. Звучание контр-тенора похоже на звучание женского голоса.

Послушайте песню «El Condor Pasa» («Полет кондора») перуанского композитора Даниэля Роблеса (1913 год) в исполнении всемирно известного контратенора Fernando Lima (Фернандо Лима) .

В этой песне диапазон от «фа-диез» малой до «ре» второй октавы.

Тенор-альтино — это разновидность лирического тенора , у которого хорошо развит верхний регистр, диапазон достигает «ми» второй октавы. Обычно этот голос небольшого диапазона, что накладывает ограничения на репертуар.

Для тенора-альтино написана партия Звездочета в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Лирический тенор. Наибольшее количество партий в оперном репертуаре написано именно для него: Фауст (Гуно «Фауст»), Ленский (Чайковский «Евгений Онегин»), Альфред (Верди «Травиата»), Пьер Безухов (Прокофьев «Война и мир»).

В операх Россини и Моцарта от тенора требуется очень высокая подвижность голоса и широчайший диапазон. Поэтому возникло понятие россиниевского (моцартовского) тенора.

Послушайте, как Ричард Крофт — американский оперный певец, который часто характеризуется как лирический тенор или «Моцарт тенор», великолепно исполняет Арию Митридата «Vado incontro al fato estremo» («Иду навстречу необычной судьбе») из оперы Моцарта.

Обратите внимание, какие в этой партии огромные скачки.

Лирико-драматический тенор способен исполнять партии как лирического так и драматического тенора.

Послушайте пение уникального в своем роде российского певца Александра Градского.

Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, «Как молоды мы были», песня из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе»

Диапазон в этом исполнении Градского «ля» большой — «ре» второй октавы!

Драматический тенор. Этот голос встречается в операх реже, чем лирический тенор, но для него созданы великолепные роли — образы людей с противоречивыми характерами, судьба которых складывается трагически: Хозе (Бизе «Кармен»), Отелло (Верди «Отелло»), Герман (Чайковский «Пиковая дама»). Арии этих героев звучат намного напряженнее, драматичнее.

Также существует понятие героический вагнеровский тенор. Оперы Вагнера невероятно масштабны, и от исполнителя требуется колоссальная выносливость, чтобы непрерывно петь несколько часов подряд героически, мощно, сильно.

Послушайте, как поет немецкий оперный певец — драматический тенор Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann)

Рихард Вагнер опера «Лоэнгрин» «In fernem land»

Вокальная карьера юноши на сегодняшнем этапе, в мечтах и реальности, связывается с таким понятием мужского голоса как тенор итал tenore. В профессиональных кругах данный факт традиционно обуславливается влиянием моды, а также использованием вокального репертуара, создаваемого, по большей части, для мужских голосов с высоким звучанием.

Стремясь к реализации планов в области музыкальной карьеры, любому юноше необходимо не только знать, каким типом голоса он обладает, но и максимально правильно подбирать репертуар, соотносимый с возможностями собственного организма. Не стоит пренебрегать природными данными в угоду моде. Высокие ноты, не соответствующие возможностям имеющегося голоса, - прямой путь к перенапряжению, а, следовательно, болезням вокальных органов. Вследствие последних можно прийти к совершенной потере голоса.

Тенор - основной признак голосового диапазона

Любой справочный материал из области музыкального искусства сможет рассказать о том, что тенор - это разновидность высокого мужского голоса. В справочных источниках можно найти и рамки диапазона: певческий голос тенора ограничивается До малой и той же нотой второй октавы. Не стоит предполагать, что опытный тенор не сможет взять более высокие или низкие ноты: человеческий организм способен на многое, но вот за качество звучания, никто ручаться не сможет. Ведь в данном случае головной голосовой регистр будет работать, но без свойственной ему чистоты, и в качестве дополнения к грудному регистру. То есть, тенором можно называть классический мужской голос. Нельзя признавать верным называние тенором голоса исполнителя, работающим с поп или рок репертуаром.

Для уточнения термина тенор, стоит обратить внимание на несколько важных аспектов. К примеру, вокальные произведения классического типа, разработанные непосредственно для тенора, написаны в рамках выше указанного диапазона и ркайне редко из него выходят.

Что касается еще одного аспекта, то он затрагивает вопрос ограниченности использования в классическом исполнении чистого мужского головного голоса. В данной связи указывается на ограничения диапазона.

Третий аспект затрагивает сферу техники классического вокального исполнения, которая весьма отличается от иных и обладает рядом особенностей.

Тенор: каким он бывает?

Контр-тенор - разновидность максимально высокого по регистру звучания голоса, подразделяющегося на альт и сопрано; зачастую представляется тонким мальчишеским голосом, который может сохраниться после прохождения периода мутации, при этом дополнительно приобрести более низкий грудной тембр; подобный тип голоса можно развить, если стремиться оставаться в нише понравившейся манеры исполнения;

Лирический тенор характеризуется впечатляющей подвижностью, мягкостью, тонкостью и нежностью;

Драматический тенор представляется самым низким вариантом звучания в данной категории исполнительских голосов, характеризуется близостью тембра к баритону, с присущим ему мощным звучанием.

Специалисты стремятся всегда отметить тот факт, что в рамках голосового диапазона звучание мужского тенора различается по тембру. Следовательно, именно его необходимо признавать основной характеристикой, способной правильно подразделять мужские голоса по типам.

Тенора отличает его тембр

Необходимо помнить, что первой и основной особенностью, отличающей голоса тенора от вех других, называется его тембр.

Специалисты отмечают, что начинающие исполнители достаточно часто, в стремлении определить тип своего голоса, допускают ошибку, опираясь только на критерий диапазона. Для правильности определения необходимо слушать не только диапазонное звучание, но и его характер. А для точного определения данного параметра без специалистов не обойтись. Профессионалы отмечают, что начинающиеся исполнители, в рамках своего незначительного певческого опыта, не обладают должным уровнем слуховых представлений, способных помочь им различить звучания среднего и высокого мужского голоса на определенном участке диапазона. А опытный вокальный педагог зачастую с легкостью сможет разобраться в данном вопросе.

Что примечательно, профессионалы не сосредотачиваются на критерии знания типа голоса в случае, если исполнитель стремится исполнять современный репертуар. Вокальные педагоги сегодня предпочитают классифицировать исполнителей по типу низкого, среднего или высокого голоса. При этом отмечается, что тенор относится к типу высокого голоса.

Тенор: тип голоса с переходными нотами

Наличие переходных участков или нот признается еще одним признаком, отличающим тенора от других типов голосов. Расположение данных нот на высотной линейке занимает отрезок МИ, ФА, СОЛЬ первой октавы. Причем специалисты констатируют данное расположение переходных нот только для голосов, характеризующихся развитостью и поставленностью.

«Местонахождение» определяется еще одним критерием, отраженным в строении вокального аппарата, то есть голосовых складок: тонкость и легкость данного инструмента способна определять высоту звука и местоположения переходного участка.

Профессионалы рекомендуют не сосредотачиваться на традиционных параметрах и показателях высотной линейки. Это указание основывается на том, что теноры, благодаря особенностям своего голоса, могут многое. И здесь главное - уровень опытности исполнителя. Чем опытнее исполнитель, тем закаленней и сильнее его голос, а, следовательно, он может «смещать» переходные ноты вверх.

В качестве вывода

Голос - удивительный дар человека. У каждого он свой, уникальный и неповторимый. Однако в профессиональном искусстве существует четкая классификация, объединяющая определенные типы голосов в группы по разным критериям: силе звучания, вокально-техническим качествам, тембру и др. Среди мужских первое место занимает тенор. Это голос великих оперных певцов, с которым мы подробно познакомимся в данной статье.

Описание

Тенором называют высокий певческий голос мужчин. Он является самым популярным в мире. В переводе с латинского данное слово означает "напряжение голоса" или "равномерное движение". По своему диапазону тенор в сольных партиях способен достигать ноты "до" второй октавы. А в хоровых выступлениях его пределом является нота «ля» первой октавы.

В оперном пении ценятся солисты с тенором, которые способны чисто брать «си-бемоль» первой и «до» второй октавы. К слову, это качество считается самым красивым, верхним регистром тенорового голоса. Его нередко именуют «верхним до» или королевской нотой. В Италии за умение брать ее певцам платят большие гонорары.

Классификация

  • лирический;
  • драматический;
  • баритональный тенор;
  • контр-тенор;
  • альтино-тенор.

Давайте разберемся с каждым типом названного мужского голоса отдельно.

Разновидности

Лирический тенор - это голос, обладающий мягким, «серебристым» тембром с хорошей подвижностью и певучестью звука. Под него сегодня в оперном репертуаре создано огромное количество партий. Это Фауст (одноименная опера Гуно), Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Альфред («Травиата» Верди), Пьер Безухов («Война и мир» Прокофьева) и многие другие. В операх, написанных Россини и Моцартом, партии требуют от тенора высокой подвижности и довольно широкий диапазон. Поэтому солисты, подходящие на эту роль должны обладать особым, россиниевским (или моцартовским) тенором.

Гораздо реже в операх встречается драматический тенор . Он характеризуется густым, насыщенным звучанием. Его нередко путают с лирическим баритоном. Однако он обладает большей силой и более ярким тембром. В операх для этого типа голоса созданы партии для образов с противоречивыми характерами и трагической судьбой. Например, Хосе из «Кармен» Бизе, Отелло (опера Верди) или Герман из «Пиковой дамы» Чайковского. В оперном искусстве существует понятие героического вагнеровского тенора. Дело в том, что оперы Рихарда Вагнера отличаются масштабностью и требуют от исполнителя с драматическим тенором большой выносливости, заставляя его непрерывно мощно и героически петь на протяжении нескольких часов.

Существует также промежуточный тип, именуемый лирико-драматическим тенором . По силе звука и выражению драматизма он уступает драматическому, но превосходит лирический тенор. Это универсальный инструмент для воплощения обоих жанров оперного репертуара.

Баритональный тенор - голос, который одновременно обладает чертами баритона и тенора. По силе звучания он совпадает со своими предшественниками, однако имеет короткий верхний регистр диапазона. Подходящей оперной партией для такого типа голоса является Миме из вагнеровского цикла «Кольцо Нибелунга».

Альтино-тенор является разновидностью лирического тенора с хорошо развитым верхним регистром и диапазоном, достигающим ноты «ми» второй октавы. Все эти качества накладывают определенные ограничения на репертуар. Примером партии для альтино-тенора может служить Звездочет из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Все большее распространение в оперном пении приобретает контр-тенор . Это самый высокий мужской певческий голос. Его диапазон распространяется от ноты «до» малой и до «си» второй октавы. Продемонстрировать его способно исполнение партии «Полет кондора», написанной в 1913 году перуанским композитором Д. Роблесом.

Кто может петь тенором?

Тенор - голос, который чаще всего можно слышать в операх и мюзиклах. Специалисты утверждают, что он является наиболее сложной техникой мужского пения и научиться владеть ею можно только в ходе многолетней практики. Разумеется, следует помнить, что далеко не каждый мужчина может петь тенором. Ведь все зависит от того, каким голосом наградила его природа.

Сможет ли петь как тенор баритон - голос с более низкой тональностью? Конечно, ему достичь верхних регистров просто невозможно. Зато мужчинам-обладателям мягкого, высокого голоса с помощью профессионального педагога и усердия можно развить тенор. Не стоит при этом забывать о музыкальной теории и нотах, без знания которых освоение сложной певческой техники будет пустым делом.

Известные певцы

Популярным американским тенором является Ричард Крофт. Он обладает лирическим, а точнее, моцартовским тенором. Немного уступает ему по голосовому диапазону итальянец Алессандро Сафина.

Но самыми известными обладателями высоких голосов считаются испанцы Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и итальянец Лучано Паваротти, которые составляли легендарное оперное трио «Три тенора». В таком составе певцы гастролировали по миру с концертами с 1990 по 2003 год.

Обладатели тенора встречаются и в эстрадном искусстве. Среди таких известные всем Честер Беннингтон из группы Linkin Park, Адам Левин из Maroon 5, Майкл Джексон, Адам Ламберт, Билли Оушен, Райан Теддер из One Republic и многие другие. Разумеется, их вокальный диапазон значительно уступает оперным певцам из трио "Три тенора". Разве что "золотой голос России" - Николай Басков - может сравниться с ними, так как певец пришел на эстраду из оперы, а потому имеет не просто шикарные вокальные данные, но и несколько лет совершенствования их для оперных партий за плечами.

И напоследок несколько интересных фактов:

  • Помимо определения мужского певческого голоса, тенор - это еще и духовой музыкальный инструмент, принадлежащий группе саксгорнов. Его созданием впервые занялся Адольф Сакс в середине XIX века. Сегодня саксофон-тенор является, пожалуй, самым популярным инструментом в джазовой музыке.
  • Известны певцы-мужчины, которые поют в диапазоне женского голоса. В эпоху барокко такие оперные партии исполняли кастраты - юноши, которым для сохранения высокого голоса делали кастрацию. Сегодня с этой ролью успешно справляются контр-теноры.

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .

Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:

Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко

Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.

Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.

Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников

Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:

Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!

Загрузка...