crimea-fun.ru

Статуя без головы с крыльями. Ника Самофракийская (Лувр)

November 23rd, 2011 , 08:28 am

Великолепная Ника Самофракийская, древнегреческая мраморная скульптура богини Победы – один из ценнейших экспонатов Лувра. Она была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию. В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль - из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло - гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.

Крылатая Ника одна из прекраснейших статуй эпохи эллинизма. Скульптура богини победы была воздвигнута на острове Самотраки в память морской победы греков над флотом сирийского царя. Фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем на пьедестале в виде носа боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Уверенный шаг богини и гордый взмах крыльев рождают чувство торжествующей победы.

Она разная, в зависимости от того, откуда на нее смотришь, но всегда – летящая, крылатая Ника. К сожалению голова и руки статуи найдены не были. Но зато как прекрасно то, что, к счастью, нашлось! Мастер дает почувствовать дующий навстречу Нике шквальный морской ветер, сильные порывы которого волнуют складки одежды богини, обрисовывают прекрасные формы ее фигуры и заставляют вихриться край ее плаща. Морская стихия, сильный ветер, огромные просторы нашли воплощение в пластических формах статуи.

Чтобы хорошо и правильно рассмотреть Нику Самофракийскую, приблизиться к ней надо не спеша, и, не отрывая взгляда, обойти справа и слева. Если позволяет время, к ней следует вернуться вечером и вновь полюбоваться ею. Под действием сильных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность.

Ни одно из произведений античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Ника кажется прекрасным символом устремленности человека в будущее. Это впечатление усиливается оттого, что статуя прекрасно экспонирована. Она стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены. Размеренно поднимаются к ней широкие, спокойные ступени. Люди около Ники кажутся маленькими. Богиня парит над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе и сама является ее вдохновенным олицетворением.

Как же изобразил древний скульптор богиню победы? Крылатая Ника как будто только что опустилась на нос корабля и еще полна порывистого движения. Особенно ощущается оно при взгляде на статую справа. Легкая ткань приподнимается на высокой груди, чуть ниже почти вплотную облегает тело, подчеркивая его стройность. Вокруг бедер складки хитона начинают круглиться, набегать друг на друга и, наконец, неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят крылья, развевающийся плащ. Еще мгновение, и Ника вновь полетит – такое же чувство испытываешь, когда музыка постепенно начинает нарастать и замирает на очень высокой ноте. Когда стоишь прямо перед Никой, впечатление меняется. В статуе больше покоя, уравновешенности, но динамика не исчезает - свежий ветер отбрасывает назад непокорные складки одежды, колышет их. Ника готова в любую минуту взмахнуть могучими крыльями.

Ника Самофракийская

Место нахождения: Париж, Лувр

Время создания: около 190 года до н.э.

Место обнаружения: остров Самотраки (на севере Эгейского моря)

Материал: статуя – паросский мрамор, корабль – серый латросский мрамор

Высота статуи: 2,45 м.

Высота с кораблем: 3,28 м

Ника Самофракийская на постаменте в Лувре, Франция, Париж (Bob Hall / flickr.com) Yann Caradec / flickr.com B.Hbers / flickr.com Roger W / flickr.com Thomas Ulrich / flickr.com Henri Sivonen / flickr.com Sharon Mollerus / flickr.com Alf Melin / flickr.com

В апреле 1863 года на острове Самофракия была найдена скульптура из мрамора греческой богини победы с крыльями — Ники из Самофракии.

Данную находку присвоили французскому консулу, а также аматеру в археологии, Шарлю Шампуазо. Под его покровительством скульптуру незамедлительно перевезли в Париж, а в 1884 г. заняла почетное место в Лувре на лестнице Дарю.

Гипсовая же копия статуи хранится в Самофракиевском музее в Святилище Великих богов. Музей этот расположен на раскопках скульптуры.

«Ника Самофракийская» – это абсолютный шедевр искусства эллинийцев, который сохранился несмотря на все повреждения и отсутствие головы и рук. Автор этого произведения не известен, хотя и предполагают, что родом он из Родоса.

Сама статуя создавалась в 220-190 гг. до н.э. Шампуазов в своей первой статье о скульптуре выдвинул гипотезу, что ее создали по указанию македонского военачальника Деметрия I Полиоркета сразу после победы в битве на море подле побережья Кипра в 295-289 гг. до н.э. Эту гипотезу поддержал Музей Археологии в Самофракии и склоняется к ней по нынешний день.

Не так давно был проведен анализ керамики с последних раскопок, который показал, что пьедестал создавался приблизительно в 200 году до н.э., но группа археологов считает истинным период 250-180 гг. до н.э. Это связано с некоторыми сходствами скульптуры Ники со статуями Пергамского алтаря, который создавался около 170 г. до н.э.

У подножья скульптуры фрагментами сохранилась надпись, содержащая слово «Rhodhios» (Родос). Именно это обуславливает видение, что Ника Самофракийская создавалась после морской битвы с целью увековечить великое прибрежное государство в Эгеиде – Родос. Поэтому напрашивается вывод, что Ника Самофракийская возведена до 288 г. до н.э.

Согласно последних данных археологов, статуя была частью алтаря и закреплялась на корме корабля-памятника Деметрия I Полиоркета и при этом располагалась в углублении амфитеатра. Статуя воздвигнута на крестообразном основании, сделанном из лартосского мрамора серого цвета. Автор, создававший фигуру сделал так, чтобы созерцателю казалось, что богиня сходит с небес к флотилии победителя.

Создавалась Ника из паросского мрамора и хранилась в Святилище Великих богов. Недостающая правая рука девы держала в руках венок или горн и была поднята как на древних монетах.

Скульптура Ники Самофракийской в наше время

Пьедестал был восстановлен из остатков мрамора в 1879 г. и перевезен в Париж. В этом же году на него поставили статую.

Правое крыло статуи – это копия подлинного левого, сделанная из гипса. Было раскопано множество отдельных частей, например, в 1950 г. обнаружили кисть Ники Самофракийской и в данный момент она также находится в Лувре. Однако, голову и прочие останки рук так и не найдены.

Автор создал статую с идеальными формами и очень гармоничную. Критики и любители искусства по нынешний день восхищаются ей. Особое внимание уделяется натуральности фигуры, ведь при созерцании на нее создается впечатление, что одежда на ней словно развивается от сильного морского ветра.

Вскоре богиня Ника стала иконой живописи и к ней не раз за вдохновением обращались художники. К примеру, Эбботт Хендерсон Тайер создал всемирно известную картину-плагиат «Дева». В середине 1908 г. был издан «Манифест футуризма», в котором его автор Филиппо Томмазо Маринетти противопоставил механику и движение неживому живописному образу Ники: «…ревущий мотор машины работает словно на картечи, — он намного прекрасней, чем скульптура богини Ники».

Лучшее достояние Эгеиды

Ника Самофракийская – это один из наиценнейших оригиналов статуй в Лувре. Сейчас она расположена на лестнице Дарю, а точнее, на ее повороте, и в этом месте ярче всего передается описание вдохновения в движениях статуи.

Ника Самофракийская в Лувре (Yann Caradec / flickr.com)

Большинство людей, видевших статую, считают ее вид сверхъестественным и загадочным и связывают это с отсутствием таких важных элементов как голова и руки. Множество раз ученые рассматривали разные вариации реконструкции статуи и пришли к мысли, что идеальный образ Ника приобретет при повороте на три четверти влево.

По всему миру можно увидеть двойников статуи Ники. Известнейший из них находится в Лас-Вегасе перед входом в казино «Цезарь Палас». Даже знаменитый бренд «Роллс-Ройс» сделал женскую фигуру на своем радиаторе по подобию Ники. По образу статуи сделан первый футбольный кубок мира, который разыгрывался FIFA в 1930 году.

Репродукции Ники Самофракийской виднеются на крышах зданий, творцом которых был архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Он очень любил статую богини Ники и поэтому даже самые известные его работы, такие как Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House увенчаны ее фигурой.

В апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Ника Самофракийская, ок. 190 г. до н. э.

    ✪ Художественная гравировка инстрементом PDR

    ✪ 2000327 01 Аудиокнига. "Путеводитель по Лувру" Как попасть в Лувр

    Субтитры

    Мы с вами в Лувре, на одной из главных лестниц. Перед нами статуя Ники Самофракийской, созданная во втором веке до н. э. Да, в период эллинизма. Скульптура очень большая - 9 футов в высоту. Своё название она получила потому, что была найдена на острове Самофракия, на севере Эгейского моря. Скульптуру обнаружили в святилище в гавани. Её расположение создавало иллюзию того, что ветер, дующий на побережье, развевал складки наряда богини. Получается, она никогда не стояла на носу корабля? Нет. Она стояла на носу каменного корабля на территории храма. Ника - богиня победы. Богиня-вестница, сообщающая о победе. На некоторых реконструкциях статую Ники изображают в виде вестницы с горном. Этот образ оказал огромное влияние на западное искусство. В период эллинизма сдержанный, высокий классический стиль уходит в прошлое. И возникает новый стиль, чувственный, динамичный, наполненный энергией, которая буквально хлещет через край. Эта скульптура будто движется в нескольких направлениях одновременно. Её ноги стоят на земле, но корпус устремлён вперёд. Торс ещё немного повёрнут вокруг своей оси, крылья расправлены. Чувствуется, как ветер дует ей навстречу, развевает её одежды, и они облегают её тело, идут складками. Это напоминает об изображениях на фризе Парфенона, созданных несколькими веками ранее. Верно. Но в отличие от спокойных, расслабленных фигур олимпийцев в этой скульптуре чувствуется энергия. Богиня словно противостоит силам природы. Окружающей среде. Именно. И ветер обдувает её, как и нас, если бы мы стояли там. Посмотрите, как ткань облегает её тело, сминается, и свет играет в складках. А текстура крыльев уже совсем иная. Мрамор позволяет создавать множество разных текстур. Культура эллинизма исследовала человеческое тело, восхищалась им и использовала для создания выразительных произведений искусства. Subtitles by the Amara.org community

Время создания

Описание

Была создана в честь богини победы Ники и победы в морской битве. Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.

В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дарю галереи Денон в Лувре . Код: Ma 2369.

Статуя сделана из парийского мрамора, корабль - из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло - гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют. Во время дальнейших раскопок были обнаружены другие фрагменты статуи: в 1950 году команда археологов во главе с Карлом Леманном нашли её правую руку, оказавшуюся под большим камнем, рядом с местом обнаружения статуи.

Михаил Цхакая , посещавший с Лениным Лувр, вспоминал: «У подножия статуи Ники Самофракийской, греческой скульптуры - символа победы, Ленин шёпотом сказал: „Смотрите, дорогой Миха, на это чудо древней эллинской культуры. Изумительное, нечеловеческое создание!“» К.Г. Паустовский, впервые посетив Лувр, уделил внимание только трём экспонатам, одним из которых стала эта скульптура.

Крылатая Ника Самофракийская представляет собой мраморную эллинистическую скульптуру греческой богини победы, которая была создана около II века до нашей эры. С 1884 года она выставляется в Лувре и является одной из самых знаменитых скульптур в мире.

Эксперты считают статую «величайшим шедевром эллинистической скульптуры», ведь многочисленные исследования доказали, что Ника – это древнегреческий оригинал, а не более поздняя римская копия. Невозможно оспаривать ценность этого великолепного шедевра скульптурного искусства, ведь он позволяет нам оценить уникальный уровень развития скульптуры в Древней Греции.

Триумф и грация в каждой детали

Крылатая статуя, скорее всего, была посвящена битве при Саламине в 306 году до нашей эры в качестве памятника военного триумфа. Тем не менее на протяжении большей части 20-го века преобладала теория, основанная на работах Германна Тьерша и Карла Леманна, которые считали Нику родосским памятником, посвященным победам в Сиде и Мёнессосе в 190 г. до н.э.

Исходя из этой теории создателем скульптуры, скорее всего, стал родосский скульптор Питокрит. Однако в последние годы эта теория все больше подвергается критике, и ученые не могут однозначно утверждать, кто же создал столь выразительную и реалистичную статую.

Статуя высотой 244 см создавалась не только для того, чтобы воздать честь богине Нике, но и в качестве триумфального памятника великой морской битвы. Статуя невероятно точно передает динамику и чувство триумфа, а также изображает тончайшие элементы ткани и драпировки, как будто богиня спускается на берег с носа причалившего корабля.

Современные ученые считают, что Ника занимала нишу над театром, а также предполагают, что она сопровождала алтарь, который располагался в пределах видимости от памятника корабля Димитрия I Полиоркетеса (337-283 до н. э.). Изящная скульптура, выполненная в сером и белом Тасианском и Парианском мраморе. Эта фигура первоначально была частью храмового комплекса Самофракий, посвященного Великим богам Мегалой Тео. Фигура женщины стоит на ростральном пьедестале из серого мрамора, представляющем собой нос корабля, и символизирует богиню, которая спускается с небес на триумфальный флот. Руки статуи так и не были обнаружены в ходе раскопок, но предположительно первоначально одна рука статуи была поднята в триумфальном жесте победы, а вторая закрывала рот, сдерживая радостный крик ликования.

Эта работа отличается убедительным отражением позы, в которой проявляются жестокие движения и внезапная статика. Особенно поражает зрителя то, как скульптору удалось в камне передать драпированные одежды фигуры, отражающие порывы легкого морского бриза. Ника Самофракийская воспринимается как знаковое изображение торжествующего духа и божественного, мгновенно приближающегося к человеку чувства безграничной силы.

Стилистическое изображение крыльев до сих пор остается темой научной дискуссии, поскольку рисунок пера не похож ни на крылья птиц в природе, ни на крылья в греческом искусстве. Как и в случае с оружием, голова фигуры так и не была найдена, но с тех пор были найдены другие фрагменты: в 1950 году команда во главе с Карлом Леманном обнаружила пропавшую правую руку Крылатой Ники. Оказалась, что рука без пальцев ускользнула из поля зрения археологов и находилась все это время под большой скалой, рядом с которой первоначально стояла статуя. Отдельно были найдены два пальца, которые позднее были соединены с рукой. Теперь рука Ники, как и сама статуя, хранится в Лувре и выставляется в отдельном стеклянном павильоне, рядом со скульптурой .

Еще одна интересная особенность статуи – одна сторона фигуры выполнена более качественно и тщательно проработана. Это позволяет предположить, что статую планировали установить вполоборота, таким образом открывая перед зрителями только одну ее сторону. Частично сохранившаяся надпись на основании статуи включает в себя слово «Rhodios». Это указывает на то, что статуя была заказана для празднования морской победы Родоса, тогда самого могущественного морского государства в Эгейском море.


Фото:

История создания и поиска древнего шедевра

Хотя скульптор до сих пор неизвестен, Пол МакКендрик предполагает, что это творение принадлежит Питокриту из Линдоса. Когда были впервые обнаружены фрагменты скульптуры на острове Самофракий и опубликован доклад в 1863 году, было высказано предположение, что Ника была воздвигнута македонским генералом Димитрием Полиоркетесом после его военно-морской победы на Кипре в период между 295 и 289 годами до нашей эры.

Археологический музей Самофракии продолжает придерживаться мнения относительно верности этих дат и обстоятельств. Однако доказательства относительно возраста статуи были поставлены под сомнение родосской комиссией, так как ближайшая художественная параллель с Никой Самофракий — это фигуры, изображенные на македонских монетах. Самофракийский храм был важным святилищем для эллинистических македонских королей. Наиболее вероятным сражением, отмеченным этим памятником, является, возможно, битва за Кос в 255 году до нашей эры, в которой Антигон II Гонтаты Македонии победил над флотом Птолемея II Египта.

В апреле 1863 года Ника была открыта тогдашним французским консулом в Адрианополисе и любительским археологом Чарльзом Шампоазо (1830-1909), который отправил все найденные фрагменты шедевра в Париж в том же году. Статуя была собрана из отдельных фрагментов, найденных в ходе раскопок. Лишь спустя 20 лет, в 1883 году статуя была выставлена в Лувре и расположена там, где она будет визуально доминировать – над центральной лестницей Дару. Гипсовая копия Крылатой Ники установлена в первоначальном месте обнаружения – в Святилище Великих Богов на Самофраке.

Осенью 1939 года Крылатая Ника была снята с пьедестала в ожидании начала Второй мировой войны. Все музеи Парижа были закрыты 25 августа. Произведения искусства были упакованы для вывоза за пределы Парижа, в места, которые считались более безопасными. В годы Великой Отечественной войны статуя защищалась в Шато-де-Валенси вместе с Венерой Милосской и работами Микеланджело.


Фото:

Реставрация 2013 года

В 2013 году были предприняты усилия по восстановлению и реставрации, чтобы улучшить внешний вид скульптуры. Это было первое подробное исследование отдельных частей скульптуры с использованием современного оборудования. Реставрация была направлена на восстановление мрамора до его первоначального оттенка, который существенно изменился со временем. Скульптура была снята со своего пьедестала и перенесена в соседнюю комнату, которая была предварительно переоборудована в реставрационную мастерскую. Основание было демонтировано блок за блоком и также помещено в мастерскую.

Научные исследования проводились на основе современных методов — УФ, инфракрасной, рентгеновской спектроскопии и т. д. Все научные манипуляции проводились перед очисткой поверхности мрамора. Эти усилия были направлены на то, чтобы учесть цели первоначальной реставрации, выполненной в 1883 году. Поверхность основания была очищена, а затем снова собрана, а некоторые промежутки мрамора были отремонтированы. По завершении восстановления статуя была воссоединена с основой и вернулась в прежнее положение — во главу лестницы Дару в Лувре.

Несмотря на значительные повреждения и незавершенность, Ника считается одним из величайших сохранившихся шедевров скульптуры эпохи эллинизма и всего греко-римского периода. Статуя демонстрирует великолепное мастерство скульптора, который реалистично отображает формы и движения, что до сих пор производит сильнейшее впечатление на критиков и художников во всем мире. На сегодняшний день Крылатая Ника считается одним из величайших сокровищ Лувра.

В 1863 году археолог Шарль Шампуазо, вернувшись из Греции, привез в Париж больше двухсот фрагментов мраморной скульптуры. Из них, благодаря усилиям реставраторов, в 1884 году возродилась крылатая богиня Ника, Победа. Даже лишенная головы и рук, с правым крылом из гипса (точной копией левого), она покорила ценителей искусства своей красотой и с тех пор считается одной их жемчужин Лувра.

Ее установили на верхней площадке мраморной лестницы Дару. «Лестница эта... была чудесна сама по себе, но главным ее чудом было то, что вся она, во всей стройности и строгости своего подъема, во всем праздничном, ярком чередовании света и тени на полированных плоскостях ее ступеней служила лишь пьедесталом стоявшей на верхней площадке фигуры, — Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, описала в своих воспоминаниях впечатление от встречи с Никой. — То была статуя Самофракийской победы... Победа эта была столь огромна, что легко было, осознав лишь ее подножие — из каменных блоков слаженный нос корабля-триремы, — обогнуть его, так и не взглянув вверх.

Обезглавленная и безрукая, грубо изувеченная христианским варварством, оббитая и выщербленная прошедшими по ней тысячелетиями, ликующая богиня остановилась на бегу, чтобы протрубить победу, и триста лет до нашей эры отбушевавший ветер облепил ее юное, торжествующее тело складками одежды, влажной и отяжелевшей от брызг прибоя, затрепетал в ее широко и сильно раскинутых крыльях, ероша их мраморные перья...»

Самофракийской статую назвали по имени острова, где ее нашел Шампуазо. Самотраки (Самофраки), расположенный в северной части Эгейского моря, разделил судьбу многих греческих островов: его история переплелась с легендами. По одной из них, «Колебатель земли», бог морей Посейдон выбрал Самотраки своей обителью. На горе Фенгари, самой высокой в Эгейском море (1611 м), бог восседал, наблюдая за сражением под стенами Трои, рассказывает Гомер.

Просто так никого не пускает Посейдон на свой остров — непредсказуемый северный ветер и морские течения могут внезапно перевернуть и увлечь на дно корабли, и плавание на Самотраки не назовешь безопасным. Может быть, поэтому его жители всегда искали защиты у высших сил. С древних времен здесь поклонялись Кабирам — таинственным Великим богам, не входившим в греческий пантеон. Известно, что посвященному в Самофракийские мистерии они даровали защиту, особенно на море, и открывали таинства смерти и возрождения.

Самофракийское святилище особенно процветало в эллинистическую эпоху — тогда на религиозные празднества собирались почти все города Греции, привозя с собой богатые дары, и не счесть было тех, кто стремился приобщиться к таинствам Кабиров.

Ника Самофракийская, изваянная скульптором Пифокритом, как предполагают, в 190-180 годах до н.э., тоже была принесена в дар Кабирам — жители острова Родос благодарили их за победу в морском сражении.

Неистовый ветер, яростная пляска волн, захватившая горизонт, — стихия моря грозит гибелью тем, кто испытывает перед ней страх. И только тот, кто устремляется наперекор ветрам и волнам, кто посреди бушующей воды находит опору и твердую землю в себе самом, — в самый трудный момент удостоится счастья услышать над волнами победный звук горна и шум могучих крыльев, а за пеленой соленых брызг разглядеть Самофракийскую Победу, опускающуюся на нос корабля. Ника рядом, пока длится сражение, пока напряжением внутренних сил в нас рождаются способности, необходимые, чтобы победить. Но улетает оттуда, где остаются лишь только лавры прошлых достижений. Крылатую Победу не удержишь, но тем желаннее ее появление! Именно такой, в миг его желанного появления, изобразил богиню зодчий Пифокрит.

Больше ста лет Ника Самофракийская стоит в Лувре. Как шедевр античного искусства, драгоценность в музейной коллекции. Противостоя разрушающему ходу времени, быть может, в надежде, что кто-то посмотрит на нее иначе и, как прежде, обратит к ней просьбу даровать победу.

на журнал «Человек без границ»

Загрузка...