crimea-fun.ru

Сколько длится рождественская литургия в храме? Церковные богослужения на рождество.

Христиане празднуют его 7 января, а если точнее, то празднование начинается 6го января в канун Рождества, этот день принято называть Сочельником.

Что делают в Рождество Христово в церкви: что за праздник, когда идти в церковь?

Рождество - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время.

Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Церковные служители напоминают: "Если же говорить о рождественском богослужении, то это, если хотите, один из тех даров, который мы можем принести к яслям родившегося Спасителя. Да, самый главный подарок Богу – это исполнение Его заповедей любви к Нему и любви к ближнему, но все-таки ко Дню рождения подарки готовятся разнообразные, и одним из таких может стать длительная молитва на богослужении".

Те, кто хочет правильно по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей.

Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались.

Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Если вы решите привести детей в храм ночью, то главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

Что делают в Рождество Христово в церкви: как поститься, праздновать?

Если в канун Рождества вы по какой-то причине не попали на литургию, к примеру занимались уборкой, были на работе или готовили постные блюдау и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо», поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов, но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи, но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

Рождественский день, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино.

Накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением праздничных блюд.

Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что появилась традиция обязательно в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

К этому дню наши предки готовили то, что не требует особенных усилий при приготовлении, а уже днем готовилась трапеза более праздничная.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Празднование Рождества Христова 7 января начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Канун Рождества

В канун 6 января во всех православных храмах проходит Вечерня, которая обычно следует за часами, непосредственно начинает празднование, потому что, как мы знаем, литургический день начинается с вечера. Тон праздника задается пятью стихирами на «Господи воззвах…» Они – поистине взрыв радости о даре Христова воплощения, которое совершилось ныне. Восемь библейских чтений показывают, что Христос явился исполнением всех пророчеств, что Его Царство – Царство «всех веков», что вся человеческая история обретает в Нем свой смысл, а центром Его прихода в мир была вся вселенная.

Сочельник

Сочельник - кульминация сорокадневного Рождественского поста. День самого строгого поста. Верующие не вкушают пищу до первой звезды, появившейся на небе, которая напоминает нам о пришествии в мир Спасителя.

В этот момент в православных храмах совершается Вечерня, после которой служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. Священнослужители читают отрывки из Ветхого Завета, указывая особо о пришествии Господа нашего Иисуса Христа на землю, как нашего Спасителя. После проведения службы в центр храма вносится символическое изображение Вифлеемской звезды, взошедшей на небо во время рождения Сына Божьего.

Всенощное бдение состоит из Великого Повечерия и Утрени. Первая часть длится более 60 минут и делится на 3 части. На службе поются песнопения особенные, праздничные. Затем бдение плавно переходит в Утреню.

Всенощное бдение и Литургия

Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос рождается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:

Веселитеся, праведнии,
Небеса, радуйтеся,
Взыграйте, горы, Христу рождшуся!
Дева сидит, херувимом подобящися,
Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;
Пастырие Рожденному дивятся,
Волсви Владыце дары приносят,
Ангели воспевающе глаголют:
Непостижиме Господи, слава Тебе!

Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.

Попразднество

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Шесть дней попразднества продолжаются до 13 января и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.

Присутствие в храме в ночь с 6 на 7 января - дело индивидуальное. Некоторые семьи приходят в храм вместе с маленькими детьми, испытывая особый трепет и уважение к великому празднику. Кто–то, в силу своего здоровья просто не может посетить службу и наблюдает за всем происходящим по телевизору. Благо, в наши дни не запрещены трансляции из храмов, которые идут в прямом эфире. Поэтому если есть желание принять участие в службе, но нет возможности посетить храм, то это можно осуществить заочно, используя телевизионную трансляцию.



Как проходит литургия на Рождество

Встреча Рождества начинается с сочельника или Святого вечера. В это время в храмах начинают служить Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором читают и поют пророчества о Светлом празднике.

Ближе к полуночи начинается утреня, на которой читают Евангелию о Рождестве, также поют самый красивый канон в православном богослужении – “Христос рождается…”. За каноном следует праздничная литургия св. Иоанна Златоуста.




Утренние и вечерние богослужения объедены во “Всенощное Бдение” – это молитва, которую читают всю ночь не только на Рождество, но и на Пасху. И такую молитву читают только после отслуженной вечерни в сочельник, то есть в Великое повечерье, отсюда и пошло название.


Важно!
Покидать службу до ее окончания нельзя, нужно отстоять от начала до конца, ведь она считается жертвой Богу.

Как долго идет служба в храмах

На Рождество 2019 даже самые маленькие храмы откроют свои двери для всех верующих и прихожане смогут побывать на службе в церкви уже вечером 6 января, главное, узнать, когда именно начнется рождественская служба.




На Руси долгое время литургии длились от 8 до 10 часов, со временем чтение канонов, Святых Писаний и молитв стало сокращаться и сегодня даже самая длинная служба может продлиться от 3 до 5 часов, за которой следует перерыв, а потом начинается очередное богослужение по всем правилам.

В Главных храмах больших городов, например, в храме Христа Спасителя в Москве, верующие смогут прийти 6 января в 8.00, чтобы исповедаться, затем посетить первое всенощное бдение в 17:00, в 23:00 – второе всенощное бдение и ночную литургию Василия Великого. Подобному расписанию придерживаются и другие храмы не только столицы, но и других городов.

Совет! Прийти в храм желательно за некоторое время до начало службы, чтобы заказать поминовение, поставить свечи и приложиться к иконам.




К сожалению, 6 января не у всех православных приходиться выходным днем, отстоять ночную службу им просто не под силу, а зайти в храм на минуточку просто неприлично. Что делать в такой ситуации? Главное, не паниковать, ведь можно прийти храм в любой день перед Рождеством, исповедаться, принять причастие и попросить у батюшки благословение на посещение ночного богослужения, ведь Господь в этот день дает больше сил, чем обычно.

Как отстоять службу с ребенком

Рождественские службы – долгие, но очень яркие и впечатляющие, поэтому в этот праздник многие желают посетить храм всей семьей. Как правило, на Рождество людей в храмах очень много, бывает душно и выстоять службу порой и взрослому человеку очень сложно, что говорить о детях.




И чтобы такая традиция не вызывала неприятные чувства у детей, важно постепенно приучать и готовить их к посещению храма. Главное, чтобы он понимал, к Кому и с какой целью он идет на службу в церковь. Но если малыш не выдерживает и ему становится тяжело, то лучше выйти с ним на улицу, ведь его душа не настолько грешна, чтобы приносить такую жертву, которая и не всем взрослым под силу.

Рождество - это особенный праздник и литургии в храмах проходят особенные, пусть и долгие. Главное, не бояться трудностей и тогда можно будет ощутить всю радость Светлого праздника на рождественской службе.

Рождеству предшествует пост, который длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе «малой Четыредесятницей», так же, как и Великий пост. Праздник Рождества Христово имеет пять дней предпраздненств, (такое большое предпраздненство имеет только этот Господский праздник) и 6 дней попраздненства.

В течение пяти дней предпраздненвства служится повечерие. На повечерии поется особый трипеснец и каноны, подобные трипесцам и канонам Страстной седмицы. «В этих песнопениях отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Сына Божия явилось для Него Крестом, первым Крестом, может быть, не менее легким, чем Крест последний, т.е. распятие». В некоторые дни Рождественского поста, которые отмечены словом «Алиллуиа», совершается богослужение сходное с богослужением Великого поста и читается молитва прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко…» с земными поклонами. С Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается пение рождественской катавасии (это цикл ирмосов, которые поются в конце каждой песни канона на праздничной службе): «Христос рождается, славите…». Рождеству Христову предшествует Неделя святых праотец, в эти дни вспоминаются те ветхозаветные праведники, которые спаслись верою в имеющего родиться Христа. Следом за ней идет Неделя святых отец. В Неделю святых отец или Неделю перед Рождеством Христовым, в которую вспоминаются люди, принадлежавшее роду, из которого вышел Спаситель, совершается дополнение к воскресной службе из Октоиха, особая служба из Минеи, и читаются особые Апостол и Евангелие. Канун Рождества, называется Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник от слова «сочиво» - пшеница с медом. Это день строгого поста. Богослужение Рождества Христова – состоит из ряда служб, совершаемых накануне, в ночь Рождества и вечером в самый день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В эти службы входят: Царские часы, Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, вечерня, повечерие, лития, утреня. Порядок служб определяется днем недели, на который приходится Рождество Христово.

Если сочельник Рождества Христова попадает на понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день совершаются: Царские часы с Изобразительными. После них сразу совершается великая вечерня с чтением паремий, Апостола и Евангелия, после которой совершается литургия Василия Великого. После входа с Евангелием и «Свете Тихий» читается 8 паремий :

1. Быт.1:12-14 – содержание этой паремии указывает на то, что воплощение Сына Божия было новым творением 2. Числ.24:2-18 – пророчество Валаама о звезде от Иакова 3. Мих.4:6-8, 5:2-8 – пророчество Михея о рождении Мессии в Вифлееме 4. Ис.11:1-10 – пророчество Исаии о жезле от корня Иесеева, на котором почил Дух Божий 5. Иер.3:36-38, 4:1-4 – пророчество Варуха о явлении Бога на земле между людьми 6. Дан.2:31-45 – пророчество Даниила о нерукосечном камне 7. Ис.9:6-7 – пророчество Исаии о рождении царственного Отрока 8. Ис.7:11-15; 8:1-4, 8-10 – пророчество Исаии о рождении Еммануила от Девы.

После первых трех паремий возглашается особый тропарь, конец которого «С ними же помилуй нас» (поется чтецом), после 6 паремии другой тропарь, конец которого «Жизнодавче, слава Тебе», после 8 паремии произносится малая ектения, затем следует Трисвятое и обычный порядок литургии св.Василия Великого. (Апостол. Евр.1:1-12; Евангелие от Лк. 2:1-20) После литургии происходит праздничное славление: выносят на середину храма свечу и перед ней поется тропарь и кондак празднику. Зажженная свеча знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме, т.е. в каком-то смысле уже наступает Рождество (поскольку вечерня связана с двумя днями, и на вечерни уже поются стихиры праздника, то в каком-то смысле день Рождества растягивается, становится более длинным церковным днем, чем все прочие). Под сам праздник служится всенощное бдение. Но оно не обычное, т.к. оно состоит не из великой вечерни и утрени, а из великого повечерия (т.к.вечерня уже совершалась) и утрени с первым часом. Повечерие заканчивается чтением Великого Славословия, потом лития. На великом повечерии вместо тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» поется кондак праздника. По полиелее – величание. По 50-м псалме вместо «Молитвами святых отец наших…» поется «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы», стихира «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящего присно со Отцем…». Вместо «Честнейшую Херувим…» - припев «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу». В конце утрени отпуст праздника «Иже в вертепе родивыйся и яслех возлегий…». В самый день Рождества Христова, пришедшийся на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу, совершается литургия Иоанна Златоуста. (Апостол. Гал. 4:4-7; Евангелие Мф. 2:1-12). Поются особые празничные антифоны, «входное», вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа креститеся…», вместо «Достойно…» - Задостойник «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу…». Если сочельник попадает на субботу или воскресенье, то Царские часы в этот день не совершаются, они переносятся на пятницу. При этом литургия в пятницу не совершается. Литургия совершается в субботу или в воскресенье, в день навечерия, при чем служится литургия Иоанна Златоуста, после которой совершается 9-ый час и великая вечерня с чтением паримий. На вечерне Трисвятое не поется, т.к. литургии за ней нет, читается Апостол (Гал.3:15-22), Евангелие (Лк.2:1-20), сугубая ектения, просительная ектения, обычный отпуст, после которого поется тропарь и кондак. Всенощное бдение совершается вечером в сочельник и состоит из Великого Повечерия (обычная вечерня была уже совершена после литургии), утрени с 1 часом. После Всенощного бдения в ночь с 6 на 7 января совершается Литургия Василия Великого. На следующий день после праздника 8 января празднуется – Собор Пресвятой Богородицы. Вечерня бывает великая со входом и великим прокимном: Кто бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса, но утреня лишь славословная. В следующую субботу, называемой Субботою по Рождестве Христовом, положены особые Апостол и Евангелие. Следующая неделя (воскресение) называется Неделя Святых Богоотец. В нее совершается память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида, Иакова, брата Господня. Двенадцать дней после Рождества Христова называются святками, т.е. святыми днями потому, что эти дни освящены событиям Рождества Христова и Богоявления. С древних времен Церковь освящает эти дни, согласно Уставу, в дни святок: «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиих», и возбранено совершать таинство Брака. Содержание паремий, Евангелия и Апостола, некоторых праздничных песнопений.

Когда Всенощное бдение начинается Великим Повечерием, поется торжественная песнь пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» Частое повторение в этой песни: с нами Бог! - свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Господа Бога.

Книга пророка Михея (4:6-8, 5:2-8): «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли». Данная паремия, читаемая на первом часе, посвящена пророчеству Михея о рождении Христа в городе Вифлееме. Вифлеем, один из древнейших городов - родиной Давида. Располагается он в 10 верстах к югу от Иерусалима. Первоначально он назывался домом Ефрафы, так как одним из родоначальников жителей этого города был Ефрафа, правнук Иуды (1Пар.4:1-4). Рождение Спасителя пророк предсказал за 700 лет, чтобы люди жили надеждой. Это пророчество читается и на первом часе, и на вечерне, где присоединяется еще несколько строк о милости к «дщери Сионовой», то есть ко всему израильскому народу.

Книга пророка Исаии (7:11-15; 8:1-4,8-10):

«…Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил …… прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. И пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог»! Эта паремия, читаемая на шестом часе, включает пророчество Исаии о рождении от Девы Еммануила, что в переводе означает - «с нами Бог!»: Бог будет с народом Своим, Бог будет потомком Давида, Бог будет Cыном Девы, Его явление в мир ознаменуется чудом. Собственное имя Избавителя - Иисус. Еммануил - имя нарицательное и имеет многие другие значения (например, «Великого совета Ангел» или «Отец будущего века» и др.). «С нами Бог!». Эти слова и следующие за ними звучат как гимн, который особенно близок тем, кто надеется на помощь Божию. Это надо помнить и тем, кто восстает на верных Богу, и тем, кто ищет этой верности, которая не в словах, а в силе веры.

Содержание Евангелия (Утр. - Мф.,1:18-25) . «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». Содержание Апостола (Лит. – Гал.,4:4-7)

«…но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа».

Слова апостола Павла, обращенные к христианам Галатии, указывают дверь ко спасению для каждого человека путем усыновления Богу, через Его Сына в приобщении Святому Духу.

Содержание Евангелия (Лит. - Мф.,2:1-12). «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

В те дни восточные мудрецы, которых Евангелие именует волхвами, увидели воссиявшую на небосводе новую звезду. Согласно их учению и преданиям, это означало пришествие в мир великого мужа. Волхвы ведали, что иудейский народ ожидает явления Мессии, своего истинного Царя и Спасителя, и потому направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Его. Слова Евангелиста Матфея читаются в праздник Рождества Христова во свидетельство о рождении истинного Мессии - Спасителя. Волхвы принесли Младенцу Христу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Великое повечерие на Рождество Христово. Стихира на литии.

«Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу. Днесь Бог на землю прииде, и человек на Небеса взыде. Днесь видимь eсть плотию, eстеством невидимый, человека ради. Сего ради и мы, славословяще, возопиим Eму: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, дарова бо пришествие Твое, Спасе наш, слава Тебе». Перевод: Небо и земля в сей день соединились при рождении Христа. В сей день Бог на землю пришел, а человек на небеса взошел. Сегодня видим Невидимого по естеству во плоти ради человека. Потому и мы, славословя, воскликнем Ему: "Слава в вышних Богу, и на земле мир: его нам даровало пришествие Твое; Спаситель наш, слава Тебе!"

Главная тема этого текста – Появление Спасителя на земле во плоти. Догматическая идея: Христос стал человеком, оставаясь Богом. Он пришел в мир для спасения людей и ради этого стал человеком (открывается смысл пришествия Христа на землю). Художественным образом служат слова «небо и земля соединились», показывая соединение двух, казалось бы, далеких друг другу понятий, соединение Бога и человека, и эти же слова показывают соединение Божественного и человеческого в одном Лице. Если бы Господь не пришел на землю, ни один человек не смог бы взойти на небеса. «В сей день Бог на землю пришел, а человек на небеса взошел». Только с пришествием Христа стало возможным войти в Небесное Царство. Следующим предложением поясняется, что сделал Бог, чтобы такая возможность появилась, Он стал человеком.

Ирмосы канона Рождеству Христову.

Песнь 1. «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Перевод: «Христос рождается, - славьте! Христос с небес, - встречайте! Христос на земле, - возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился».

Главной темой ирмоса первой песни является призвание всех разделить великую духовную радость – Празднование Рождества Христова. Догматическая идея: Принявшим Христа следует возноситься умом от земного к Небесному, встречать и принимать Христа сшедшего с Небес и воздавать Ему славу как Спасителю рода человеческого. Сознайте любовь Божию к вам, ободритесь, падшие, и торжествуйте, переносясь мыслию на небо, которое становится вам доступным. Художественные образы - многообразные благодарственные действия в отношении ко Христу: слава и пение Ему, радостная встреча Его, приобщение к Его спасительному пути.

Песнь 3. «Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопим: вознесый рог наш, свят еси, Господи». Перевод: «Прежде веков от Отца нетленно рожденному Сыну, и в последние (времена) бессеменно воплощенному от Девы, Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!»

Главная тема ирмоса третьей песни канона - основание нашей веры: «во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех времен; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Которым все стало». Догматическая идея: Вневременность Христа, безсеменное воплощение Сына Божия. Художественные образ – созвучие слов ирмоса со словами Символа Веры.

05.01.2014

6 января - Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, - последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова.
6 января православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением.
Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.
Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник.
Наиболее часто задаваемые вопросы:
— Когда начинается ночное богослужение на праздник Рождества Христова?
Ночное богослужение начинается, как правило, в 23 часа 6 января. После Всенощной начинается Литургия, где причащаются многие верующие.
— Как узнать расписание Рождественских богослужений в храмах города Тольятти?
Узнать расписание Рождественских богослужений можно по телефонам всех храмов города Тольятти, размещенных на сайтах благочиний портала » Православный Тольятти»: Центральное благочиние , Тихоновское благочиние , Преображенское благочиние , Невское благочиние .
Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и Всенощная и Литургия в обычное время – 17 вечера и утром.
В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?
Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.
Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью.
— Как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи?
Сочельник — название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» - вареные зерна риса или пшеницы).
Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.
— Что значит «пост до первой звезды»?
Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.
Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром.
Поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
— Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день?
Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.
— Сколько длится пост до причастия?
Те, кто причащаются на ночной Литургии 7 января — по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера.
И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.
Много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?
Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!
— На Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой.
Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.
Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.
– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?
Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.
Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.
— Вопросы, связанные с православной традицией трапезы в Рождество.
Основы празднования Рождественского сочельника были установлены Православной Церковью уже в IV в. По традиции, в сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды. Эта традиция связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана.
У православных рождественская трапеза начиналась с приема кутьи. Порядок приема пищи определялся строгими правилами: сначала подавались закуски, затем красный борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни — жареные на конопляном масле мучные лепешки. В завершении трапезы на стол подавались сладкие блюда: пряники, рулет с маком, медовики, яблоки, орехи, клюквенный кисель, компот из сухофруктов.

Загрузка...