crimea-fun.ru

Система образования в советском союзе. Образование в ссср: эксперименты и реформы Сколько лет начальная школа в ссср

В 1949 году законодательно был оформлен переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. На основе решения XIX съезда ВКП(б) (1952) о постепенном переходе ко всеобщему среднему образованию и увеличению строительства школ в городах и на селе на 70 % по сравнению с предыдущей пятилеткой в союзных и автономных республиках составлялись планы дальнейшего расширения сети средних школ. Большое развитие получили в послевоенное время созданные в 1943 году школы рабочей и сельской молодежи (вечерние и сменные).

В послевоенные годы был создан новый тип школы — школа-интернат для детей, потерявших одного или обоих родителей. В школы-интернаты принимались дети одиноких матерей, инвалидов войны и труда, сироты, а также дети, для воспитания которых отсутствовали необходимые условия в семье.

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 60-х годов.

Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование, переход к которому полностью завершился в 1963 г. Полное среднее образование, срок которого был увеличен с 10 до 11 лет, предусматривалось осуществлять на основе соединения обучения с трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме. Два дня в неделю школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве.
Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.

Расширялась сеть вечернего и заочного образования, предоставлялись преимущества для поступления в вуз уже проработавшим на производстве не менее трех лет, обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лиц, направленных в вузы предприятиями, колхозами и совхозами.

На практике лозунг связи школы с жизнью реализовывался слабо. Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников. Лишь небольшая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе. В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки учащихся.

Поэтому в 1964-1966 гг. школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка осталась только в тех учебных заведениях, которые располагали необходимой материальной базой.

Неоправданно увеличился прием в вузы и техникумы. Позже было введено обязательное среднее образование. В то же время заметно сократилось по стране количество среднего технического персонала. Переизбыток специалистов с высшим техническим образованием привел к тому, что их использовали вместо техников. Заметно упал престиж высшего образования. В свою очередь, это привело к перераспределению зарплат.

На волне демократизации общественной жизни, повышения социально-политической активности людей во второй половине 1950-х гг. стержневой основой творческих исканий педагогов-новаторов стал педагогический опыт А. С. Макаренко. Созданная выдающимся педагогом технология организации и сплочения детского воспитательного коллективабылас успехом применена десятками директоров школ и детских домов Москвы и других городов. Проблемы развития детского воспитательного коллектива исследовали видные ученые-педагоги 1960-80-х гг.: М.Д.Виноградова, Л. Ю. Гордин, Н. С. Дежникова, С. Э. Карклина, И. А. Каиров, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, И. С. Марь- енко, Л. И. Новикова, И. Б. Первин, Б. Е. Ширвиндт и др. Теоретическими и опытно-экспериментальными исследованиями проблемы воспитания личности в коллективе занимались ученые и научные сотрудники созданного в 1970 году НИИ общих проблем воспитания в составе Академии педагогических наук СССР.

Вместе с тем педагогическое учение А. С. Макаренко о воспитательном коллективе искажалось в угоду идеологическим канонам того времени. В частности, гипертрофировалась роль детского коллектива в воспитании личности. Государственная доктрина утверждала приоритет коллективно-общественного над личностно-индивидуальным.

Многоплановая критика коллективизма в воспитании, особенно активизировавшаяся в начале 90-х годов, тем не менее, не сыграла своей преобразующей роли. Осознание многими учеными и учителями таких негативных последствий коллективистского воспитания, как зависимое положение личности от коллектива, создающее угрозу ее индивидуальности, невозможность сформировать подлинную нравственную свободу в условиях коллектива, снятие с ребенка напряжения личной ответственности, личного выбора, перенос их на коллективное принятие решений, коллективная безответственность и многое другое, до сих пор не стало основой для окончательного отказа от идеи коллективистского воспитания. Коллектив и сегодня продолжает оставаться «целью и средством» воспитания, не прекращаются попытки «гармонизации» коллектива и личности, активно ведутся поиски взаимосвязи религиозного влияния и гармонии коллектива с личностью.

Такая стабильность в оценках позитивной роли коллектива и живучесть представлений о нем как о единственной форме сплочения и развития детей сохранились потому, что критика, анализируя недостатки коллективистского воспитания, предлагает такие формы организации детей, которые в целом отрицают идею коллектива или окольным путем вновь приводят к ней, с неизбежным повторением всех ее негативных последствий.

Показателем крайне негативных оценок идеи воспитания личности в коллективе явилось множество публикаций в конце 1980-х - начале 90-х гг., авторы которых отрицали всю систему советского коллективного воспитания и обвиняли ее в полной несостоятельности. Ведущее место в этом потоке публикаций занимали «ниспровергатели» А. С. Макаренко как создателя системы коллективного воспитания в СССР (Ю. П. Азаров и др.). Однако взвешенный, конструктивный анализ истории развития теории и практики коллективного воспитания показал, что пренебрежительное отношение к педагогическому опыту прошлого, к истории педагогических идей и взглядов просто недопустимо. Не случайно, опыт и наследие А. С. Макаренко стали предметом пристального изучения исследователей созданной в 1968 году лаборатории «Макаренко-реферат» при Марбургском университете.

Обновленная программа школьного воспитания представлена в официальных документах Министерства образования России 90-х гг. XX в. Перед школой поставлена цель содействовать духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного воспитания, школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) создал основы новой нормативно-правовой базы реформирования и развития образования, явился основополагающим документом, определившим, в основном, политику в сфере образования на десятилетие вперед. В 1996 г. закон был принят в новой редакции. Устанавливалось, что одной из государственных гарантий приоритетности сферы образования является выделение на цели его развития не менее 10 % национального дохода.

В условиях социально-экономического кризиса неуклонное снижение доли бюджетного финансирования высшего образования привело к действию тенденции увеличения вузами средств из внебюджетных источников. Неконтролируемый государством широкий образовательный рынок приводит к диспропорции в контингенте обучающихся, где возрастает удельный вес детей родителей высокого статуса и достатка.

Сразу после революции партия большевиков и советское правительство берут под контроль развитие системы образования. В конце 1917-начале 1918 г. Были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви. Руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по просвещению во главе с

А.В. Луначарским.

Главным достижением молодого советского государства явилось

создание системы по-настоящему всеобщего начального образования. В первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество "Долой неграмотность!". Развернулось всенародное движение за

ликвидацию безграмотности. По переписи 1926 г. число грамотного

населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51 процент.

Массовыми стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ),

школы крестьянской молодежи (ШКМ) и техникумы. Для облегчения поступления в ВУЗ рабочих и крестьян при институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие факультеты ("рабфаки"), "подтягивавшие" их знания до необходимого уровня. Быстро возрастает количество вузов. Многие из преподавателей в годы революции были уничтожены или изгнаны из страны как "буржуазный элемент". Решить проблему призван был Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. в Москве. Тем не

менее, качество преподавания упало. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х--30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий

вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

Борьба за "идейную чистоту" предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. Группа видных философов, историков, экономистов, социологов (П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев, С.С. Франк, И.А.

Ильин, Л.П. Карсавин, А.А. Кизеветтер и др.) была выслана из страны. С выходом "Краткого курса истории ВКП(б)" появился своеобразный "эталон", с которым сверялось все написанное и высказанное. В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы).

Школа стала могучим идеологическим оружием в руках

большевистского государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из которых были исключены закон божий, философия, история. Вместо них были введены предметы, призванные сформировать марксистское (скорее даже большевистское) мировоззрение: исторический материализм, экономическая политика диктатуры пролетариата и пр.

Важным мероприятием была реформа правописания, проведенная в 1918 г. Из алфавита были исключены многие буквы употребление которых регламентировалось сложными правилами, затруднявшими обучение чтению и письму. Было также отменено написание "Ъ" в конце слов, оканчивавшихся на согласные.

После образования СССР (в 1922), в 1923 году декретом Народного

комиссариата просвещения было создано общество "Долой неграмотность".

Советские школы перестраивается в соответствии с "Положениями про единую трудовую политехническую школу". В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно- бригадный метод, метод проектов. С 1925 года начальное образование провозглашается обязательным и бесплатным. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920- х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты.

Начавшаяся в конце 1920-х годов индустриализация страны

потребовала ускорить подготовку кадров для промышленности. В результате предпринятых для этого мер к концу первой пятилетки выпуск специалистов из технических вузов был увеличен в 4 раза.

В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной

академии в Москве. В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы. В 1934 на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933--1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача

была в основном уже решена в ходе первой пятилетки. В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн. против 24,2 млн. человек в 1932 г., или до 197 человек на тысячу человек населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 г. 5,2 млн. человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г. За вторую пятилетку в СССР появилось до 20 тыс. новых школ -- примерно столько же, сколько было во

всей Российской империи. Численность учащихся в начальной и средней школе за тот же период увеличилась с 21,3 до 29,4 млн.

В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:

  • 1930 год -- постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении" (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8--10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках -- всеобщее обязательное
  • 7-летнее обучение);
  • 1931 год -- постановление ЦК ВКП(б) "О начальной и средней

1932 год -- постановление ЦК ВКП(б) "Об учебных программах и

режиме в начальной и средней школе";

  • 1933 год -- постановление ЦК ВКП(б) "Об учебниках для начальной и средней школы";
  • 1934 год -- постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О структуре

начальной и средней школы в СССР" (установлены три типа

общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы));

  • 1935 год -- постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе";
  • 1936 год -- постановление ЦК ВКП(б) "О педологических

извращениях в системе Наркомпросов";

1936 год -- постановление СНК СССР "О работе высших учебных

заведений и о руководстве высшей школой" (узаконены лекции, семинары и производственная практика);

1938 год -- постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей" Доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31

учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как "буржуазные" (прежде всего история, всеобщая и отечественная).

Современные школьники - везунчики. Для них продаются портфели и рюкзачки разных размеров и форм, яркие фломастеры, забавные ручки, точилки в виде зверушек и машинок, да и саму школьную форму можно подобрать удобную и модную. В нашем детстве все было по-другому. Но детство есть детство, и мы радовались тому, что у нас было: тетрадкам, обложкам для книг, счетным палочкам, трафаретам… И, сравнивая с современными атрибутами школы, вспоминаем их сейчас с улыбкой.

Дневник и промокашка.

Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей. На обратной стороне печатались правила поведения школьников, таблица умножения или, на худой конец, слова песен: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «День Победы», «Орленок», «То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», Гимн СССР. Тетрадки почему-то были грязно-грустных цветов: синие, розовые, зеленые, желтые. До сих пор для меня загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей? Их надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой.

Какое-то время мы писали чернилами: сначала перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки (они стояли на каждой парте, и в них вечно плавали дохлые мошки). Каким бы ты аккуратистом-эквилибристом ни был, все же ты не мог избежать клякс на парте или в тетрадке. Позже палочки с пером заменили вечно протекающие автоматические чернильные ручки (с пипетками и резьбовые). Кстати, перьевые ручки можно было встретить на почте и в сберкассах еще в конце восьмидесятых, ими заполняли квитанции и писали тексты телеграмм.

Шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов. Конечно, это был прорыв, все дети необъятной Родины вздохнули с облегчением. И только сейчас понимаешь, что чернильная ручка - это дорого и стильно, а каллиграфия - это искусство, на котором японцы, например, до сих пор зарабатывают неплохие деньги.

Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, - промокашкой. Это совершенно замечательный предмет, ушедший в небытие вместе с чернильными ручками. И слово-то какое доброе - промокашка.

Розовый, голубой или сиреневый листик был всегда исписан и изрисован, да и вообще применений ему было куча: из промокашки делали классные самолетики, потому что бумага была легче, шпаргалки, и новогодние снежинки тоже отличные получались. А записочки девчонкам или мальчишкам! Они бесшумно попадали в «объект воздыханий», в отличие от бумажных тяжелых листиков.

У мальчишек, как правило, этот листик быстро использовался, и не совсем по прямому назначению: его жевали, чтобы через трубочку запустить шарик в соседа (соседку). Несчастные современные дети, чем же они плюются друг в друга?

Школьная форма

Если вы спросите у 40-летних женщин, какой цвет в одежде они не любят больше всего, 90% из них ответят: «Коричневый». Виной тому советская школьная форма: платье жуткого коричневого цвета и черный фартук. До сих пор содрогаюсь при воспоминании о прикосновении этой колючей одежды (платье шилось из грубой шерсти) к телу. И заметьте, его носили круглогодично: осенью, зимой и весной. В этой одежде было холодно зимой и жарко весной. О какой гигиене может идти речь? Я помню, одно время продавались специальные вкладки с целлофаном, которые вшивались в подмышечную область платьев, чтобы не проступали белые соляные разводы от пота.

К коричневому платью полагалось носить черный фартук и коричневые (черные) бантики - то еще цветовое сочетание! В праздничный школьный комплект одежды входили белые фартук, колготки и бантики.

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки «отрывались» на воротничках и фартуках: их шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и т.д. Иногда встречались просто шедевры швейного хендмейда. Девочки старались украсить школьную одежду как могли: прикалывали броши, делали аппликации из кожи, вшивали бусины (правда, строгие учителя заставляли все это великолепие убрать, они же линейкой вымеряли и длину платья от коленки до кромки - не дай бог выше на миллиметр, чем положено по инструкции Минобразования).

Некоторым родителям удавалось по блату достать «прибалтийскую» форму, она была приятного шоколадного цвета и шилась не из шерсти, а из какого-то мягкого материала. Справедливости ради отмечу, что советская форма шилась разных фасонов: использовались плиссированная юбка, защипы, складки и т.д. И все равно мы ненавидели форму, благо ее отменили в середине 80-х… Хотя сейчас иногда смотрю старые фотки и, сравнивая с нынешней школьной формой, думаю: а может, что-то и было в тех платьицах с фартучками? Стильное и благородное.

Воротнички надо было стирать и пришивать каждую неделю. Это, конечно, ужасно напрягало, но с высоты теперешнего ума понимаю - это был неплохой урок чистоплотности для девочек. Многие ли 10-12-летние девочки могут пришить себе пуговицу и постирать за собой белье?

Но вот что было поистине прекрасным в те годы, так это молочные коржики в столовке! Янтарного цвета, ароматные, рассыпчатые! И очень демократичные по цене - всего 8 копеек.

Да, были и булочки с повидлом, маком, корицей, кексы, сметанники и ватрушки, но вспоминаются почему-то именно эти коржики.

Старшеклассники щеголяли с портфелями - черными или рыжими, а для учеников младших классов незаменимы были ранцы. Они изготавливались из вонючего кожзама, и кнопки-застежки в них сразу ломались. Но сами ранцы были невероятно прочными: на них катались с ледяных горок, сидя или на животе, ими дрались, их сбрасывали в кучу после уроков, когда надо было срочно собирать команду для игры в казаков-разбойников. А они ничего, жили и служили целый год.

Это сейчас простые карандаши (мягкие и твердые) можно купить в любом отделе канцтоваров, а тогда лучшими карандашами считались чехословацкие Koh-i-noor. Их привозили из-за границы или доставали по блату в универмаге. Делались они, между прочим, из калифорнийского кедра (во всяком случае, раньше). Сколько же мы сточили за время учебы этих желтых палочек с золотыми буковками и с золотыми пимпочками на кончике!

Безусловно, удобная вещь, но очень тяжелая. Особенно для впереди сидящего ученика - если он крутился и мешал на уроке, получал по голове подставкой вместе с книгой.

Этим гаджетом лично я пользоваться не умела, а вот для многих ботаников в те годы она была незаменима. В советское время, когда еще не было компьютеров, а первые электронные калькуляторы были диковинкой, математические расчеты выполнялись на нем. Линейки были разной длины (от 15 до 50-75 см), от нее зависела точность вычислений.

С помощью линейки можно было выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. Говорят, точность выполнения операций могла достигать 4-5 знаков после запятой!

Для меня все эти манипуляции с линейкой были делом очень сложным, но переоценить ее роль в жизни студентов-математиков тех лет невозможно. Недавно услышала от одной женщины, что муж ее научил пользоваться логарифмической линейкой для того, чтобы она вычисляла количество петель во время вязания. «Для меня и сегодня эта вещь незаменима в составлении различных пропорций», - уверена женщина.

Я не люблю точилки, в детстве меня папа научил гениально точить карандаши лезвием или острым ножом. Точилок в те времена было мало, да и точили они, как правило, жестоко. Пока добьешься «правильного» грифеля, карандаш закончится, исключение составлял лишь настольный механический приборчик для заточки карандашей.

Чего только не найдешь в портфеле-ранце школьника всех времен и народов! Но сегодня точно не увидишь вот такую смешную игрушку-жабку, с которой носились на переменках и в продленке.

У каждого из нас свои воспоминания о том времени - светлые и не очень. А что вы помните из школьного детства?

Какая ваша первая ассоциация с советской школой? Наверняка строгая дисциплина и твёрдые знания. Единые для всей страны, а потому тщательно выверенные и непогрешимые учебники, бессменная школьная форма и строгий, но справедливый учитель - преисполненная достоинства женщина средних лет, которой побаиваются и родители учеников.

Спустя десятилетия советская школа предстаёт в коллективной памяти как нечто единообразное, как система с очень точными и практически неизменными характеристиками. Но и реформы сверху, и личные нововведения педагогов позволяют оценить школьную систему Советского Союза как поле непрекращающихся экспериментов.

Первые шаги: единая трудовая школа

История советской школы началась с экспериментального послереволюционного десятилетия. Первое решение советской власти о реформах образовательной сферы прозвучало в декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре вся образовательная отрасль оказалась в острой ситуации, которая покажется знакомой педагогам 1990-х. Прежняя идеология отвергнута, а значит, старые учебники непригодны; все правила - от приёма учеников до снабжения школ - меняются.

И в городах, и в селах двадцатых годов школы, особенно небольшие, нередко жили за счёт родителей учеников: они обеспечивали отопление, необходимые материалы для классов и большую часть жалования учителя.

При этом нельзя сказать, что советское правительство ограничилось отменой всех прежних законов и не проводило собственной образовательной политики. Советская школа строилась по принципу единой трудовой школы. Единой она называлась потому, что заменила прежние сословные учебные заведения. Социальные барьеры между начальной деревенской школой, реальным училищем и гимназией были разрушены. Это не значит, что все школы стали одинаковыми, но каждая из них теперь соответствовала определенной ступени образования, по которым ученики могли неограниченно подниматься. Например, бывшая начальная школа в селе считалась теперь школой первой ступени; окончив её, подросток мог направиться в уездный город и поступить в семилетку, которая считалась школой второй ступени, и продолжить обучение с того уровня, на котором он закончил в деревне. Завершить среднее образование можно было в школе повышенного типа, то есть десятилетке.

Эти «ступени» и «типы» появились не случайно: слово «класс» не употреблялось, учеников делили на группы. Изгнанию авторитаризма не только из языка, но и из реальной жизни школ должны были способствовать ученические комитеты и общешкольные советы. Какой неформальной и бурной была общественная жизнь школ 1920-х, можно прочитать в повести Николая Огнева «Дневник Кости Рябцева» .

Из книги Огнева можно почерпнуть и некоторые представления об экспериментах в преподавании. Школа Кости Рябцева живет по Дальтон-плану: ученики выполняют недельные и месячные задания, консультируясь с педагогами в «лабораториях». Не в каждой школе был возможен полноценный эксперимент, но отказ от традиционной предметной системы был всеобщим. Даже небольшие сельские школы, педагогов в которых было трудно заподозрить в склонности к новаторству, переходили от предметов к «комплексам». Например, ученики первой ступени изучали свой край как целостную тему: и географические особенности, и климат, и флору с фауной, и современное население, и исторические детали, и хозяйственный портрет. Что-то сообщал учитель, какие-то данные ученики должны были получить сами путем опросов или наблюдений за природой. Изменения произошли и в оценке: к концу 1920-х гг. распространился «бригадный метод», когда ученики сдавали зачеты не индивидуально, а группами.

Портрет советской школы 1920-х выглядит реализацией самых смелых утопических предложений. Следовать не учебнику, а реальности, давать проектные задания, стимулировать командную работу - чем не программа какого-нибудь кванториума? Реформы в практической педагогике сопровождались научным бумом, хотя не всё, что успели создать психологи и педологи, дошло до школ. Уже в начале 1930-х гг. эксперименты стали сворачиваться.

Почему это произошло? Новый образ школы, сложившийся к концу 1930-х, соответствовал идеологии «социализма в отдельно взятой стране» куда больше, чем Дальтон-планы и свободные школьные советы, где ученик мог критиковать педагога.

Но причины поворота школьной политики в консервативное русло были отчасти и экономическими. Новые методы требовали весомого финансового обеспечения как на уровне школ, так и в педагогическом образовании. Потому наркомат просвещения пошёл по более простому пути: единообразная система подготовки педагогов, единые программы и учебники для всей страны, единоначалие в школе, дисциплина в классе. Установив над просвещением максимально жесткий контроль, власть смогла за короткий срок подготовить армию молодых педагогов и ввести всеобщее начальное обучение.

Оттепель как предчувствие

Модель советской школы в сталинский период сильно напоминала дореволюционную гимназию, где коммунистическая идеология заменила Закон Божий. Сходство усилилось, когда старшие классы стали платными (с 1940 г.) и было введено раздельное обучение девочек и мальчиков (с 1943 по 1954 гг. только в городах). Но уже во второй половине 1940-х гг. в школе начались перемены.

Попытки реформировать школу были вызваны реальными проблемами послевоенного общества: школа утратила свою роль и значение. У немногих подростков во время войны была возможность посещать школу, и уже в 1946 г. вузы столкнулись с недобором: им некого было зачислять на первый курс.

Кроме того, дисциплина в классах стала заметно хуже, ученики реже посещали занятия, а в деревнях и в небольших городах родители снова перестали отпускать детей в школу, потому что их труд был нужен дома - или просто потому, что у ребят не было ни одежды, ни обуви.

Некоторое время продолжали вводиться авторитарные дисциплинирующие меры (например, новые Правила поведения учащихся требовали беспрекословного подчинения ученика учителю), но зазвучали и другие предложения. Уже в 1944 г. нарком просвещения В. П. Потемкин объявил лозунг «борьбы с формализмом» в преподавании. Речь шла о том, чтобы меньше нагружать учеников зубрежкой определений и правил, а больше ориентировать их на понимание темы, пересказ своими словами, проводить лабораторные и практические занятия. Сразу же в печати появилась критика и «формализма в воспитании», игнорирующего интересы, склонности и особенности ребёнка.

Одним из главных новшеств в педагогике конца 1940-х гг. оказалось требование «индивидуального подхода», вызванное широко распространенным в послевоенные годы второгодничеством. Стандартные программы не работали на классах, составленных из разновозрастных учеников, у которых за плечами были годы вне школы. В ходе нескольких обсуждений в министерстве просвещения при участии экспертов-практиков и родилась формулировка «индивидуальный подход к каждому учащемуся». В педагогику вошли идеи уважения детского внутреннего мира и познания как творческого процесса. Не случайно одной из самых популярных книг среди учителей этого времени стала повесть Ф. Вигдоровой «Мой класс» . Героиня книги проходит путь от заученных методик к пониманию каждого ученика, к человеческим отношениям с детьми и их семьями.

На практике основные усилия министерства просвещения были связаны с материальным обеспечением работы школ, подготовкой большого числа новых учителей и ликвидацией отставания от требований программы. Как это отразилось на учителях?

С одной стороны, на педагога были возложены дополнительные обязанности: он по-прежнему отвечал за успеваемость учеников, но завышать оценки было невозможно, а проверки из разных контролирующих органов стали, как никогда, строгими и дотошными. С другой стороны, требование «индивидуального подхода» означало, что успешные нестандартные методики получили право на жизнь, как часть творческой работы педагога. Более того, в стране появилась практика сбора информации об опыте лучших учителей. Он обобщался и в специальных методичках, и на страницах «Учительской газеты». Внутри педагогического сообщества отклик нашли и призывы к отказу от формализма, и неясные идеи реформы школы. Именно в конце 1940-х - начале 1950-х гг. начали работу многие учителя, позднее прославившиеся как педагоги-новаторы, авторы «педагогики сотрудничества».

Скрытая диверсификация

Попытка масштабной школьной реформы произошла в СССР только в 1958 г. - так называемая «политехнизация школы». Ни концепция, ни термин не были новыми для СССР. С самых первых лет советская школа развивалась как трудовая, включавшая в программу, помимо основ наук, и освоение практических навыков. Лозунгом реформы 1958 г. было «преодоление отрыва школы от жизни». С этого времени и до 1966 г., когда реформа была свернута, немалое количество часов в средней школе (по некоторым подзаконным актам, до трети) уделялось производственной практике. Поскольку в школьных зданиях не было места для создания мастерских, руководители школ шли по более простому пути: «школьные производственные бригады» направлялись на уже существующие производства. Выезды на заводы и птицефермы целыми классами запомнились многим школьникам этих лет.

Восьмилетнее среднее образование стало обязательным, как и трудовой стаж в 1−2 года на производстве для всех выпускников средней школы. Без этого нельзя было поступить в вуз, и выпускники школ часто отправлялись на предприятие только для того, чтобы наработать необходимый срок. Они не были заинтересованы в своей работе и без сожаления увольнялись.

Как отмечают современные исследователи, главной проблемой реформы стало отсутствие чётких требований к уровню знаний выпускника школы. Школьник должен был иметь профессию или освоить навыки, необходимые для низкоквалифицированной работы? Учеников нужно было готовить к практической деятельности, но к какой, никто не знал.

Учеников нужно было готовить к практической деятельности, но к какой, никто не знал.

Одновременно с реформой и отчасти под её влиянием в СССР зародилось ещё одно новшество: школы для одарённых детей. Во внешне подчинённой единым законам советской школе продолжалась скрытая диверсификация: развивались авторские подходы лучших учителей, а теперь и школы для одарённых в математике и естественных науках детей. Созданные крупными вузами в собственных интересах, эти школы выпадали из-под общих требований «политехнизации». Примером может послужить система математических школ, программа которых готовила учеников к учёбе в серьёзных технических вузах и ко вхождению в академическую науку.

По вопросу создания математических школ в печати разгорелась мощная дискуссия, ведь выделение«элиты» самых способных учеников в отдельные школы противоречило природе советского образования. Но интересы прогресса оказались выше. Вначале математические и программистские классы возникли в крупных школах Москвы и Ленинграда, а затем были открыты физико-математические интернаты в новосибирском Академгородке, при МГУ, несколько специализированных школ в столицах. Ученики этих школ осваивали фактически вузовскую программу по физике и математике при сильно урезанном гуманитарном блоке. Большинство российских лауреатов самой престижной в мире математической награды - Филдсовской премии - учились в советских математических школах.

Педагогика сотрудничества

В перестройку главные требования и предложения по обновлению школы раздавались из уст самих учителей: педагогов-новаторов, которые доказали действенность своих методик за несколько предыдущих десятилетий. Но неправильно было бы думать, что развитие новаторских педагогических идей в 1960-1970-е гг. шло только силами нескольких одиночек-практиков в разных частях страны. К этому времени внутри Академии педагогических наук СССР сформировалось несколько исследовательских институтов: теории и истории педагогики, методов обучения, психологии и дефектологии. Идеи психологизации педагогических подходов и практик, раннего выявления способностей, ранней профессионализацией развивались во взаимодействии ученых и практиков.

Впрочем, именно практики ярче всего заявили о себе во время перестройки. Педагоги-новаторы опубликовали свой «Переделкинский манифест» в 1986 году. Во встрече, по итогам которой был написан вошедший в историю педагогики под этим названием отчет, участвовали С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин, Ш. А. Амонашвили и другие деятели педагогики и учителя.

Какие идеи провозглашал манифест? Прежде всего, он был не прекраснодушной фантазией. Его выводы шли из десятилетий работы педагогов-новаторов в разных школах страны. Перемены, вызванные всеобщим обязательным средним образованием, а затем - фактическим отказом от второгодничества, поставили учителей в условия, когда слабые ученики перестали отсеиваться из школы. Как в послевоенное время, учителя всего СССР увидели, что стандартные методики не работают для всего класса. Педагоги-новаторы проявили себя не в закрытых матшколах, собиравших лучших, а работая со всеми, кто пришел в класс.

«Мы не с предметом идём к ученикам, а с учениками - к предмету», - заявляли они в манифесте.

Главным принципом педагогики сотрудничества было вселение в каждого ученика уверенности, что он добьётся успеха и разберется с самой сложной темой. Задача учителя - организовать работу с учениками разных способностей, не разделяя при этом их на группы, не вызывая у отстающих чувства второсортности. Каждый из педагогов-новаторов пришёл при этом к идее опорной схемы, которая поможет ученику при ответе вспомнить и изложить основную идею темы. Наиболее известна система опорных сигналов В. Ф. Шаталова.

Соблюдению ключевого принципа педагогики сотрудничества способствовало учение без принуждения - особенно для маленьких детей в начальной школе, где строгость и плохие отметки только отбивают охоту когда-либо учиться. Никто не ставил двоек, некоторые совсем отказались от оценок в младшей школе. Другими важными идеями были деление материала на крупные блоки, обучение с опережением (самые сложные темы появлялись за 50 или 100 уроков до того, как до них доходила программа), соответствие формы урока содержанию и свобода выбора для учеников, иногда даже в выборе домашнего задания. Каждый из педагогов-новаторов применял ту или иную форму оценки учениками работ друг друга, но ни у кого дети не выставляли друг другу отметок - они учились анализировать и обсуждать, а не просто присуждать баллы.

Педагогика сотрудничества включала принципы творческого самоуправления и общественной работы, а также широкого интеллектуального развития. Авторы «Переделкинского манифеста» считали одним из самых удачных примеров творческого развития детей в реальных и полезных обществу делах ленинградскую «Фрунзенскую коммуну». Ею вдохновлялось целое движение коммунаров, распространённое в СССР в 1960-е гг., когда, казалось бы, общественной нагрузки хватало в пионерской организации. Летние трудовые лагеря и сборы воспринимались коммунарами как более полезная активность, чем традиционная пионерская; у участников движения складывалось более глубокое понимание ответственности, искренности, принадлежности к коллективу.

Педагогика сотрудничества заявила о себе в перестройку, но она была глубоко советским явлением на коллективистских началах. Отдельные приёмы и методы педагогов-новаторов вошли в практику учителей-предметников, а на принципах коммунарского движения и сейчас строятся системы самоуправления в вузах и школах, но у большинства российских школ и педагогов после распада СССР не было ресурсов для педагогических опытов. Курс на выделение элитных, «особенных» школ продолжился, и именно в них экспериментальное наследие педагогов-новаторов было применено в полной степени.

Познакомиться с академическими исследованиями советской можно в коллективной монографии «Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940 - 1980-е)». - М.: Новое литературное обозрение, 2015. Мы в 2015 году выпускали по материалам этой монографии.

Интересно почитать свидетельства Павленко или Чернова о том, как в действительности обстояло дело с советским образованием. Известен и другой случай, который заставляет задуматься. Однажды в присутствии Анны Ахматовой упомянули, что Валентин Катаев «все-таки интеллигент». Поэтесса хмыкнула и сказала, что ему просто повезло - он успел отучиться в дореволюционной гимназии, где знания давали более обширные, чем в СССР.

Советская власть на протяжении всего периода своего существования придавала образованию практически ведущую роль. Было ли это жесткой необходимостью для формирования ВПК или действительно большевики стремились поднять с колен «темную Россию», которая так и осталась бы «с четырьмя классами церковноприходского училища»? Это тема для отдельного обсуждения. В любом случае культурная революция, проводимая еще ранним революционным правительством, ставила перед собой очень широкий комплекс задач.

Особая роль отводилась школе - инструменту коммунистического образования и важному образовательному институту. Ленин говорил, что победу революции может закрепить исключительно школа, а воспитанием будущих поколений будут закреплены все достижения советской власти. Большевики считали, что только массы образованных людей смогут построить социалистическое государство.

Первый этап существования системы советского образования был связан с разрушением всего старого и ликвидацией повальной безграмотности населения. Прежние управленческие структуры упразднялись, частные образовательные учреждения закрывались, преподавание языков древности и религии было под запретом, а для отстранения неблагонадежных учителей от преподавательской деятельности была проведена «чистка». Считалось, что все, оставшееся от царизма, устарело. Поэтому было много отрицательных явлений: из образовательных программ убирали царей, полководцев, русских классиков.

А было ли бесплатное образование?

В СССР было бесплатное образование! Этот факт очень любят упоминать защитники советской власти, когда недостаточно аргументов. Да, но так было далеко не всегда, а только на памяти этих самых приверженцев Советов - бабушек и дедушек, родившихся уже после завершения войны. На самом деле плата за обучение была отменена только в 1956 году, то есть через три года после смерти вождя народов, а при Сталине платное образование было нормой.


В этом вопросе и противники, и защитники советского образования в одинаковой мере правы. Платное образование в СССР началось с постановления №638 от 26 октября 1940 года. За знания нужно было платить не только в вузах или в специальных учебных учреждениях, но и в старших классах школ. Оплата была отменена постановлением Совета Министров СССР от 1956 года.

Программа Советской России по ликвидации безграмотности населения была принята в 1919 году Министерством Просвещения. Согласно программному документу, все население от 8 до 50 лет было обязано научиться грамоте и чтению на родном или русском языке. К обучению привлекались все грамотные лица на основе трудовой повинности. Мера была вынужденной: по статистике, всего 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин были грамотными. В Средней Азии грамотность составляла соответственно 5 % и 6 %, в Сибири - 12 %.

В школах грамоты учащихся учили писать и считать, понимать шрифты, уметь делать записи, необходимые в повседневной жизни и служебных делах, записывать проценты и целые числа, разбираться в схемах. Кроме того, людям объяснялись основные принципы строительства советского государства. Ликбез, введенный Министерством Просвещения, принес свои результаты: к 1939 году грамотность населения в возрасте от 16 до 50 лет приблизилась к отметке в 90 %.


Изменение содержания и методов обучения

Еще до введения платного образования в СССР новое государство определило пути формирования школы. Советская школа разделялась на две ступени. Длительность обучения на первой составляла 5 лет, на второй - 4 года. Право на образование получили все граждане без учета национальной или половой принадлежности. Во главе угла ставилась безусловность светского обучения. На учебные заведения возлагались дополнительные функции: производственная и воспитательная.

В 1918 году в вузы начали принимать без экзаменов и без необходимости предоставления документа об образовании. При зачислении преимущество имело крестьяне и рабочие, то есть основные социальные группы молодого государства. Устанавливалась возрастная планка для поступления в высшее учебное заведение устанавливалась - 16 лет. Первоочередной задачей была объявлена борьба с неграмотностью.

Во второй половине 20-х увеличивается количество учебных заведений (в том числе количество семилеток в СССР) и учащихся, устанавливается регулярное финансирование образования. Вся система в главных чертах сложилась к 1927 году. Вступительные экзамены в вузах были восстановлены, прием студентов сокращался, но образование сдерживалось нехваткой квалифицированных преподавателей.


В 1930 году постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» затронуло всех детей от 8 лет. С 1930-1931 учебного года обязательно учиться предстояло в течение четырех лет, а для подростков, которые не получили начального образования, устанавливался ускоренный курс (1-2 года). Все школьные программы были переработаны, выпущены новые учебники, восстановлено преподавание истории, вводилось расписание занятий, формой организации процесса обучения стал урок. В школах начало работать новое поколение талантливых педагогов.

Налог на образование и культуру

С 1931 года был введен «культрилсбор», то есть налог на образование и культуру. Это первый шаг к платному образованию в СССР. Крестьяне обязаны были платить ежегодно 20-80 рублей с одного двора. Сельские жители платили и за образование своих детей, колхозники в складчину оплачивали учебники и тетради, письменные принадлежности, ремонт и строительство школ. Для деревни это были очень большие деньги.

«Изменение платности обучения..» в 1940-м

Совет Министров СССР ввел платное образование для учащихся старших классов средних школ и студентов вузов. Было официальное постановление. С 1 сентября 1940 года ученики, обучающиеся в 8, 9, 10 классах школ, или их опекуны должны были вносить оплату за обучение. Для школ Москвы и Ленинграда, столичных городов республик она составляла 200 рублей в год, а во всех остальных населенных пунктах - 150 рублей в год. В вузах обучение стоило 400 рублей в год в Москве, Ленинграде и столицах республик, 300 рублей в год во всех остальных городах.


Насколько большими были эти деньги для советских граждан? Формально при среднем доходе 400-500 рублей в месяц оплата за обучение не была катастрофической. Но если посмотреть на статистику, то реальных доходов было недостаточно, а дополнительно взимались обязательные облигационные займы (20-25 % от зарплаты). Так, обучение в старшей школе обходилось в 4 % годового дохода родителя на одного ребенка, а обучение в вузе - 9 % за год обучения.


Платно образование в СССР не только было неподъемным для большей части советских граждан. Это противоречило Конституции 1936 года. Так что в 1943 году ЦК КПСС был вынужден отменить оплату по национальному признаку. От платы за обучение освобождались:

  • туркмены, узбеки и казахи, проживающие в Туркменской ССР;
  • кабардинцы и балкарцы, обучающиеся в педагогических институтах и проживающие в Кабардинской ССР;
  • казахи, узбеки, татары и уйгуры в Казахской ССР;
  • таджики, киргизы, казахи, евреи, узбеки, каракалпаки, проживающие в Узбекской ССР.

Эра всеобщего бесплатного образования

В 1940 году образование было сделано платным. Всеобщим и действительно бесплатным оно стало только в конце пятидесятых - первой половине шестидесятых. С 1956 года оплата за обучение в СССР была отменена.


«Об укреплении связи школы с жизнью»

При Н. Хрущеве был принят акт «Об укреплении связи школы с жизнью», который фактически заставил платить за школьное образование. Вводилась трудовая повинность для учащихся 9 и 10 классов. Два дня в неделю ученики должны были работать в сельском хозяйстве или на производстве, а результаты их труда шли в оплату обучения. Для поступления в высшее учебное заведение теперь нужен был стаж работы от двух лет. Эта реформа была упразднена сразу же после смещения Никиты Хрущева. Окончательный современный вид образование приняло только при Брежневе, то есть в 1966 году.

Загрузка...