crimea-fun.ru

Руководитель балетной труппы большого театра. Превосходный выбор: кого назначили новым директором балета Большого театра

, , , .

На протяжении только 1928 года сменилось трое директоров... После этой чехарды руководить театром вновь назначили Е.К. Малиновскую (1930-35). Её сменил комиссар из ПУР РКК «без образования», как значится в его анкете, Владимир Иванович Мутных (1935-37). Его работа в Большом театре, как и его жизнь, обрываются в 1937 году. Все шесть лет своего руководства (1937-43) оставался «исполняющим обязанности" директора Яков Леонтьевич Леонтьев. Далее пост директора занимают: Федор Пименович Бондаренко (1943-48), Александр Васильевич Солодовников (1948-51), Александр Иванович Аписимов (1951-55). С 1955 по 1959 гг. во главе театра - композитор Михаил Иванович Чулаки. После его увольнения директором становится Георгий Антонович Орвид (1959-61), которого сменяет Василий Иванович Пахомов (1961-63). И снова на семь лет - М.И.Чулаки (1963-70).

За четыре года отсутствия Чулаки потеряна прекрасная сцена - филиал Большого театра и получен в хозяйственное управление Кремлевский Дворец съездов. После вторичного увольнения Чулаки директором назначили Юрия Владимировича Муромцева (1970-72), до того ректора Гнесинского училища. За год работы в Большом театре он получил орден Ленина, еще через год - отправлен на пенсию. Композитор Кирилл Владимирович Молчанов (1973-75) после двух лет работы в должности директора попросил отставки по состоянию здоровья. При Георгии Александровиче Иванове (1976-79) должность переименована в генерального директора. Девять лет генеральным директором Большого театра был Станислав Александрович Лушин (1979-88), до того работавший в Министерстве культуры СССР. В начале перестройки театр возглавил Владимир Михайлович Коконин, перед тем работавший заместителем директора Бол иного театра и КДС. Семь лет (1988-95) проработал он генеральным директором, а в 1995-2000 гг. оставался исполнительным директором при новом художественном руководителе-директоре - выдающемся танцовщике XX века Владимире Викторовиче Васильеве.

В новый век , как и сто лет назад, иступил с новым руководством. Обязанности генерального директора принял Анатолий Геннадиевич Иксанов, профессиональный менеджер. Художественным директором театра стал выдающийся дирижер Геннадий Николаевич Рождественский. На данный момент они завершают список директоров Большого театра... Этот театр выдвинул имена таких ярких организаторов театрального дела, как Медокс, Кокошкин, Голицын, Загоскин, Верстовский. Теляковский, Малиновская. Чулаки... Но история руководства Большим театром будет весьма неполной, если мы не вспомним о том, что в XIX веке именовали «директорией». Успешное единоначалие в театре невозможно без той команды управленцев, которую в советское время любили именовать «единомышленниками». Точнее было бы сказать, что каждый на своем месте мыслит сообразно своей профессии, а все вместе устремлены к единой цели. Человек на своём месте. Их было немало, служивших в Большом театре заместителями директоров. Они жили театром, не искали славы, потому что больше, чем славу и власть любили свою работу и делали всё, чтобы обеспечить возможность успешной работы руководителям творческих подразделений - дирижерам, режиссерам, хореографам, художникам, тем, кто создает славу театру. И хотя рамки статьи не позволяют начать эту тему, одно имя - как дань уважения всей истории Большого театра - считаю необходимым вспомнить. Арон Моисеевич Лев.

Тридцать лет служения Большому театру (1945-1974). "Детищем Льва» была верхняя сцена, без которой ныне трудно представить себе нормальную работу театра и которую Лев построил па свой страх и риск, без согласования с вышестоящим начальством. О нем восхищенно отзывались Галина Уланова, Михаил Чулаки. Балетмейстер Владимир Василев очень точно сказал: "Он был абсолютно интеллигентен. С ним можно было говорить обо всём. Если приходилось обращаться по каким-либо вопросам, нее решалось хорошо и добротно». Высокий, худой, не страдавший -комплексом Наполеона», но обладавший всеми качествами благородного рыцаря, А.М. Лев был уволен из театра в одночасье - личным приказом Министра культуры Е.А.Фурцевой... На протяжении всей истории Большого театра именно профессионализм «директории» - руководителей подразделений и заместителей директоров - создавал, в конечном счете, - условия для реализации идей лидера-руководителя. А в его отсутствие они сами становились хранителями тех фундаментальных традиций, без которых не устоит ни одно здание.

Юлия Большакова

P. S. В связи с тем, что в литературе о Большом театре существуют разночтения относительно имен, дат, наименований должностей, многое перепроверено по документам, а в их отсутствие - по дополнительным источникам информации (повременная пресса и т. п.). К сожалению, не всегда оказалось возможным доверять Словарям и Энциклопедиям в установ¬лении дат и имен. В таких случаях предпочтение отдавалось документальным источникам и свидетельствам современников. Выражаю искреннюю благодарность сотрудникам музея Большого театра и других его подразделений, предоставив¬шим материалы для этой статьи.

Большой театр России всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны.
Шедевры русского музыкального театра XIX-XX веков занимают главенствующее место в репертуаре, принципы формирования которого можно условно разделить на три категории. Большой предлагает вниманию своих зрителей русскую классику, включая XX век, западную классику, также включая признанные шедевры XX столетия, и специально заказанные сочинения. Последних новейшая история Большого театра знает уже немало: это опера «Дети Розенталя» Леонида Десятникова, балеты «Misericordes» в постановке Кристофера Уилдона, «Утраченные иллюзии» Леонида Десятникова в постановке Алексея Ратманского, танцпьеса «А дальше – тысячелетие покоя» Лорана Гарнье в постановке Анжелена Прельжокажа и с участием его труппы.
Театр старается обеспечить преемственность поколений, занимаясь воспитанием молодой талантливой молодежи (так, создана специальная Молодежная оперная программа, призванная обучать и совершенствовать мастерство будущих звезд оперной сцены).
Труппа Большого постоянно находится в хорошем творческом тонусе, поскольку должна решать разнообразные творческие задачи и предлагать свои «решения» вниманию зрителей как на своей прославленной сцене, так и на сценах ведущих музыкальных театров мира. Знакомить отечественную публику с достижениями этих театров и приглашать отдельных артистов принять участие в собственном творческом процессе – еще одно важное направление деятельности театра.
Театр не только удовлетворяет потребность общества в классическом искусстве, но и формирует зрительский вкус, позволяет публике знакомиться с лучшими достижениями мирового музыкального театра. Знакомство публики с этим контекстом – одна из главных задач Большого театра, через который государство осуществляет свою социальную миссию в сфере культуры.
Театр осуществляет просветительскую деятельность, исполняя редкие для репертуара отечественных театров произведения, приглашая выдающихся солистов и постановщиков. В театре уже работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.
Неотъемлемой составляющей деятельностью театра является проведение камерных и симфонических концертов, опер в концертном исполнении, что позволяет знакомить публику с произведениями всех музыкальных жанров.
Теперь, когда Большой театр имеет две сценические площадки и одна из них – его легендарная историческая сцена, наконец вернувшаяся в строй, он с тем большим успехом надеется выполнять эту миссию, неуклонно расширяя сферы своего влияния на родине и во всем мире.
Генеральный директор Большого театра России - Владимир Урин
Музыкальный руководитель – главный дирижер - Туган Сохиев
Управляющая творческими коллективами оперы - Маквала Касрашвили
Художественный руководитель балетной труппы - Сергей Филин

Опубликовано 26.10.15 15:50

В Большой театр пришел «жесткий» руководитель балета, который должен привнести "академизм и традиции классического танца".

Балет Большого театра возглавил главный балетмейстер Ла Скала. Махар Вазиев уже подписал договор и приступит к работе 18 марта 2016 года, то есть на следующий день после истечения срока контракта Сергея Филина, сообщил РСН гендиректор ГАБТ Владимир Урин.

Вазиев 13 лет руководил балетной труппой Мариинского театра. С 2009 года он работает директором балета оперного театра «Ла Скала» в Милане. Ради работы в Большом хореограф досрочно оставит должность в легендарном итальянском театре.

"Думаю, что не только в балетном, но и во инткббээ всем театральном мире представлять Махара Вазиева не нужно, - сказал ТАСС гендиректор ГАБТа. - Выпускник Вагановского училища, солист Мариинского театра, затем в течение тринадцати лет возглавлявший балетную труппу Мариинки и семь лет - балетную труппу Ла Скала".

По мнению Урина, "это были замечательные годы Мариинского театра, ознаменовавшиеся появлением выдающихся исполнителей, новых хореографов".

Гендиректор добавил, что "театр практически каждый год бывал в Москве, и любители балета имели возможность оценить качество той труппы, которой руководил Махар Вазиев". "Да и Ла Скала приезжал на гастроли в Москву, и мы могли видеть, сколько сил надо было приложить, чтобы поднять эту труппу на соответствующий профессиональный уровень", - отметил Урин.

"Я очень надеюсь, что нам предстоит совместная живая, интересная, творческая работа, - сказал гендиректор ГАБТа. - Вазиев будет приезжать при первой же возможности, и мы будем обсуждать с ним планы на ближайшие сезоны, решать организационные и творческие вопросы. Надеюсь, что все будет нормально. Мы согласовали все условия контакта, который уже подписан".

Урин подтвердил, что сделал предложение Филину остаться в Большом театре. "Предложение сделали, ведем переговоры о том, что бы это могло быть, - пояснил он. - До окончания контакта мы еще раз все обсудим, если мое предложение устроит Сергея - он останется в театре".

Махару Вазиеву 54 года. Он - советский и российский артист балета, балетмейстер и хореограф, заслуженный артист России. Вазиев - выпускник Вагановского училища, солист Мариинского театра, затем в течение тринадцати лет возглавлявший балетную труппу Мариинки и семь лет - балетную труппу Ла Скала.

«Известия» спросили у экс-худруков балета Большого театра, а также ведущих педагогов-репетиторов, чего они ожидают от работы с Махаром Вазиевым.

Махар Вазиев прошел хорошую школу Мариинского театра. Когда он начал руководить балетом Мариинки, он продолжал танцевать: Махар изнутри знает все тяготы балетной жизни. Под его руководством вышли в свет Анастасия Волочкова, Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина — это уже говорит о том, что он хороший руководитель, напомнил экс-худрук балета Большого театра (1995-1997), народный артист СССР, худрук Московского областного государственного театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев.

"Я сторонник того, чтобы в Большом театре руководили люди, которые работали именно в Большом театре. Все-таки Большой и Мариинский театр имеют разные школы: всегда была определенная конкуренция между Петербургом и Москвой. Но, принимая во внимание опыт Махара Вазиева, выбор в данной ситуации сделан правильно. Махар привнесет в Большой театр академизм и традиции классического танца", - заявил он.

Экс-худрук балета Большого театра (2009-2011), заслуженный артист России, солист балета, педагог и хореограф Юрий Бурлака уверен, что Махар Вазиев — профессионал с большим опытом и требовательный руководитель. "Я убежден, что Махар Хасанович будет поддерживать в Большом театре русские традиции, наши сюжетные спектакли. При нем на сцену Мариинского театра попадали лучшие западные спектакли. Уверен, этот процесс соединения русской классики и лучших спектаклей мирового репертуара продолжится и в Большом театре", - подчеркнул он.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР России государственный академический (ГАБТ), один из старейших театров страны (Москва). С 1919 года академический. История Большого театра восходит к 1776 году, когда князь П. В. Урусов получил правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений» с обязательством построить каменный театр, «чтобы городу он мог служить украшением, и сверх того, дом для публичных маскарадов, комедий и опер комических». В том же году Урусов привлёк к участию в расходах выходца из Англии М. Медокса. Спектакли шли в Оперном доме на Знаменке, находившемся во владении графа Р. И. Воронцова (в летнее время - в «воксале» во владении графа А. С. Строганова «под Андрониковым монастырём»). Оперные, балетные и драматические спектакли осуществлялись силами актёров и музыкантов, вышедших из театральной труппы Московского университета, крепостных трупп Н. С. Титова и П. В. Урусова.

После пожара Оперного дома в 1780 году в том же году на улице Петровка за 5 месяцев возведено театральное здание в стиле екатерининского классицизма - Петровский театр (архитектор Х. Розберг; смотри Медокса театр). С 1789 года он находился в ведении Опекунского совета. В 1805 году Петровский театр сгорел. В 1806 году труппа перешла в ведение Дирекции московских императорских театров, продолжала выступать в разных помещениях. В 1816 году был принят проект перестройки Театральной площадь архитектора О. И. Бове; в 1821 году императором Александром I утверждён проект нового театрального здания архитектора А. А. Михайлова. Так называемый Большой Петровский театр в стиле ампир построен Бове по этому проекту (с некоторыми изменениями и с использованием фундамента Петровского театра); открыт в 1825 году. В прямоугольный объём здания был вписан подковообразный зрительный зал, сценическое помещение по площади равнялось залу и имело большие кулуары. Главный фасад был акцентирован монументальным 8-колонным ионическим портиком с треугольным фронтоном, увенчанным скульптурной алебастровой группой «Квадрига Аполлона» (размещена на фоне полуциркульной ниши). Сооружение стало главной композиционной доминантой ансамбля Театральной площади.

После пожара 1853 года Большой театр восстанавливался по проекту архитектора А. К. Кавоса (с заменой скульптурной группы работой в бронзе П. К. Клодта), строительство завершено в 1856 году. Реконструкция значительно изменила его внешний облик, но сохранила планировку; архитектура Большого театра приобрела черты эклектизма. В таком виде театр сохранился до 2005 года, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек (зрительный зал вмещает свыше 2000 человек). В 1924-59 годах работал Филиал Большого театра (в помещении бывшей Оперы С. И. Зимина на Большой Дмитровке). В 1920 году в бывшем императорском фойе открылся концертный зал - так называемый Бетховенский. В годы Великой Отечественной войны часть коллектива Большого театра находилась в эвакуации в Куйбышеве (1941-42 годы), часть давала спектакли в помещении филиала. В 1961-89 годах некоторые спектакли Большого театра проходили на сцене Кремлёвского дворца съездов. Во время реконструкции (с 2005 года) основного здания театра спектакли идут на Новой сцене в специально построенном здании (по проекту архитектора А. В. Маслова; функционирует с 2002 года). Большой театр включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Н. Н. Афанасьева, А. А. Аронова.

Значительную роль в истории Большого театра сыграла деятельность директоров императорских театров - И. А. Всеволожского (1881-99 годы), князя С. М. Волконского (1899-1901 годы), В. А. Теляковского (1901-1917 годы). В 1882 году проведена реорганизация императорских театров, в Большом театре появились должности главного дирижёра (капельмейстера; им стал И. К. Альтани, 1882-1906 годы), главного режиссёра (А. И. Барцал, 1882-1903 годы) и главного хормейстера (У. И. Авранек, 1882-1929 годы). Оформление спектаклей усложнялось и постепенно выходило за рамки простого украшения сцены; в качестве главного машиниста и декоратора прославился К. Ф. Вальц (1861-1910 годы). В дальнейшем главные дирижёры Большого театра: В. И. Сук (1906-33 годы), А. Ф. Аренде (главный дирижёр балета, 1900-24 годы), С. А. Самосуд (1936-43 годы), А. М. Пазовский (1943-48 годы), Н. С. Голованов (1948-53 годы), А. Ш. Мелик-Пашаев (1953-63 годы), Е. Ф. Светланов (1963-65 годы), Г. Н. Рождественский (1965-1970 годы), Ю. И. Симонов (1970-85 годы), А. Н. Лазарев (1987-95 годы). Главные режиссёры: В. А. Лосский (1920-28 годы), Н. В. Смолич (1930-1936 годы), Б. А. Мордвинов (1936-40 годы), Л. В. Баратов (1944-49 годы), И. М. Туманов (1964-70 годы), Б. А. Покровский (1952-55, 1956-63, 1970-82 годы). Главные балетмейстеры: А. Н. Богданов (1883-89 годы), А. А. Горский (1902-24 годы), Л. М. Лавровский (1944-56, 1959-64 годы), Ю. Н. Григорович (1964-95 годы). Главные хормейстеры: В. П. Степанов (1926-1936 годы), М. А. Купер (1936-44 годы), М. Г. Шорин (1944-58 годы), А. В. Рыбнов (1958-88 годы), С. М. Лыков (1988-95 годы, художественный руководитель хора в 1995-2003 годах). Главные художники: М. И. Курилко (1925-27 годы), Ф. Ф. Федоровский (1927-29, 1947-53 годы), В. В. Дмитриев (1930-41 годы), П. В. Вильямс (1941-47 годы), В. Ф. Рындин (1953-70 годы), Н. Н. Золотарёв (1971-88 годы), В. Я. Левенталь (1988-1995 годы). В 1995-2000-е годы художественный руководитель театра - В. В. Васильев, художественный руководитель, сценограф и главный художник - С. М. Бархин, музыкальный руководитель - П. Феранец, с 1998 года - М. Ф. Эрмлер; художественный руководитель оперы Б. А. Руденко. Управляющий балетной труппой - А. Ю. Богатырёв (1995-98 годы); художественные руководители балетной труппы - В. М. Гордеев (1995-97 годы), А. Н. Фадеечев (1998-2000 годы), Б. Б. Акимов (2000-04 годы), с 2004 года - А. О. Ратманский. В 2000-01 годах художественный руководитель - Г. Н. Рождественский. С 2001 года музыкальный руководитель и главный дирижёр - А. А. Ведерников.

Опера в Большом театре. В 1779 году в Оперном доме на Знаменке поставлена одна из первых русских опер - «Мельник - колдун, обманщик и сват» (текст А. О. Аблесимова, музыка М. М. Соколовского). В Петровском театре поставлены аллегорический пролог «Странники» (текст Аблесимова, музыка Е. И. Фомина), исполненный в день открытия 30.12.1780 (10.1.1781), оперные спектакли «Несчастье от кареты» (1780 год), «Скупой» (1782 год), «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1783 год) В. А. Пашкевича. Влияние на развитие оперного театра оказали гастроли итальянской (1780-82 годы) и французской (1784-1785 годы) трупп. В труппе Петровского театра состояли актёры и певцы Е. С. Сандунова, М. С. Синявская, А. Г. Ожогин, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. Большой Петровский театр открылся 6(18).1.1825 прологом «Торжество муз» А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского. В оперном репертуаре с этого времени всё большее место занимали произведения отечественных авторов, главным образом оперы-водевили. Свыше 30 лет работа оперной труппы была связана с деятельностью Верстовского - инспектора Дирекции императорских театров и композитора, автора опер «Пан Твардовский» (1828 год), «Вадим» (1832 год), «Аскольдова могила» (1835 год), «Тоска по родине» (1839 год). В 1840-е годы поставлены русские классические оперы «Жизнь за царя» (1842 год) и «Руслан и Людмила» (1846 год) М. И. Глинки. В 1856 году вновь отстроенный Большой театр открылся оперой В. Беллини «Пуритане» в исполнении итальянской труппы. 1860-е годы отмечены усилением западноевропейского влияния (новая Дирекция императорских театров благоволила к итальянской опере и музыкантам-иностранцам). Из отечественных опер поставлены «Юдифь» (1865 год) и «Рогнеда» (1868 год) А. Н. Серова, «Русалка» А. С. Даргомыжского (1859 год, 1865 год), с 1869 года шли оперы П. И. Чайковского. Подъём русской музыкальной культуры в Большом театре связан с первой постановкой на большой оперной сцене «Евгения Онегина» (1881 год), а также других произведений Чайковского, опер петербургских композиторов - Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, с дирижёрской деятельностью Чайковского. Одновременно ставились лучшие произведения зарубежных композиторов - В. А. Моцарта, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера. Среди певцов конца 19- начала 20 веков: М. Г. Гукова, Е. П. Кадмина, Н. В. Салина, А. И. Барцал, И. В. Грызунов, В. Р. Петров, П. А. Хохлов. Этапной для Большого театра стала дирижёрская деятельность С. В. Рахманинова (1904-1906 годы). Расцвет Большого театра в 1901-17 годах во многом связан с именами Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова и А. В. Неждановой, К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, К. А. Коровина и А. Я. Головина.

В 1906-33 годах фактическим главой Большого театра был В.И. Сук, продолживший работу над русской и зарубежной оперной классикой совместно с режиссёрами В. А. Лосским («Аида» Дж. Верди, 1922 год; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923 год; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1927 год) и Л. В. Баратовым, художником Ф. Ф. Федоровским. В 1920-1930-е годы спектаклями дирижировали Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Б. Э. Хайкин, на сцене пели В. В. Барсова, К. Г. Держинская, Е. Д. Кругликова, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, Е. А. Степанова, А. И. Батурин, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. Д. Михайлов, П. М. Норцов, А. С. Пирогов. Состоялись премьеры советских опер: «Декабристы» В. А. Золотарёва (1925 год), «Сын солнца» С. Н. Василенко и «Тупейный художник» И. П. Шишова (обе 1929 года), «Алмаст» А. А. Спендиарова (1930 год); в 1935 году поставлена опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича. В конце 1940 года поставлена «Валькирия» Вагнера (режиссер С. М. Эйзенштейн). Последняя предвоенная постановка - «Хованщина» Мусоргского (13.2.1941). В 1918-22 годах в Большом театре функционировала Оперная студия под руководством К. С. Станиславского.

В сентябре 1943 года Большой театр открыл сезон в Москве оперой «Иван Сусанин» М. И. Глинки. В 1940-50-е годы ставился русский и европейский классический репертуар, а также оперы композиторов стран Восточной Европы - Б. Сметаны, С. Монюшко, Л. Яначека, Ф. Эркеля. С 1943 года с Большим театром связано имя режиссёра Б. А. Покровского, свыше 50 лет определявшего художественный уровень оперных спектаклей; эталонными считаются его постановки опер «Война и мир» (1959 год), «Семён Котко» (1970 год) и «Игрок» (1974 год) С. С. Прокофьева, «Руслан и Людмила» Глинки (1972 год), «Отелло» Дж. Верди (1978 год). В целом для оперного репертуара 1970-х - начала 1980-х годов характерно стилевое многообразие: от опер 18 века («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя, 1979 год; «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка, 1983 год), оперной классики 19 века («Золото Рейна» Р. Вагнера, 1979 год) до советской оперы («Мёртвые души» Р. К. Щедрина, 1977 год; «Обручение в монастыре» Прокофьева, 1982 год). В лучших спектаклях 1950-70-х годов пели И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, М. Ф. Касрашвили, Т. А. Милашкина, Е. В. Образцова, Б. А. Руденко, Т. И. Синявская, В. А. Атлантов, А. А. Ведерников, А. Ф. Кривченя, С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан, Ю. А. Мазурок, Е. Е. Нестеренко, А. П. Огнивцев, И. И. Петров, М. О. Рейзен, 3. Л. Соткилава, А. А. Эйзен, дирижировали Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, К. А. Симеонов и др. С исключением должности главного режиссёра (1982 год) и уходом из театра Ю. И. Симонова начался период нестабильности; до 1988 года осуществлено всего несколько оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже» (режиссер Р. И. Тихомиров) и «Сказка о царе Салтане» (режиссер Г. П. Ансимов) Н. А. Римского-Корсакова, «Вертер» Ж. Массне (режиссер Е. В. Образцова), «Мазепа» П. И. Чайковского (режиссер С. Ф. Бондарчук). С конца 1980-х годов оперную репертуарную политику определяла ориентация на редко исполняемые произведения: «Орлеанская дева» Чайковского (1990 год, впервые на сцене Большого театра), «Млада», «Ночь перед Рождеством» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова. Среди постановок - совместная российско-итальянская работа «Князь Игорь» А. П. Бородина (1993 год). В эти годы начался массовый отъезд певцов за рубеж, что (при отсутствии должности главного режиссёра) привело к снижению качества спектаклей.

В 1995-2000-е годы основа репертуара - русские оперы 19 века, среди постановок: «Иван Сусанин» М. И. Глинки (возобновление постановки Л. В. Баратова 1945 года, режиссёр В. Г. Милков), «Иоланта» П. И. Чайковского (режиссер Г. П. Ансимов; обе 1997 года), «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (1998 год, режиссёр Б. А. Покровский). По инициативе Б. А. Руденко исполнены итальянские оперы («Норма» В. Беллини; «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти). Другие постановки: «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло; «Набукко» Дж. Верди (режиссер М. С. Кисляров), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (немецкий режиссёр И. Херц), «Богема» Дж. Пуччини (австрийский режиссёр Ф. Мирдита), наиболее удачная из них - «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (английский режиссёр П. Устинов). В 2001 году под руководством Г. Н. Рождественского состоялась премьера 1-й редакции оперы «Игрок» Прокофьева (режиссер А. Б. Титель).

Основы репертуарной и кадровой политики (с 2001 годы): антрепризный принцип работы над спектаклем, приглашение исполнителей на контрактной основе (при постепенном сокращении основной труппы), прокат зарубежных спектаклей («Сила судьбы» и «Фальстаф» Дж. Верди; «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа). Возросло количество новых оперных постановок, среди них: «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Турандот» Дж. Пуччини (все 2002 года), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (2003 год; аутентичное исполнение), «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского (2003 год; впервые в Большом театре), «Огненный ангел» С. С. Прокофьева (впервые в Большом театре) и «Летучий голландец» Р. Вагнера (обе 2004 года), «Дети Розенталя» Л. А. Десятникова (2005 год).

Н. Н. Афанасьева.


Балет Большого театра
. В 1784 году в труппу Петровского театра вошли ученики балетного класса, открытого в 1773 году в Воспитательном доме. Первыми хореографами были итальянцы и французы (Л. Парадиз, Ф. и К. Морелли, П. Пинюччи, Дж. Соломони). Репертуар включал их собственные постановки и переносы спектаклей Ж. Ж. Новерра. В развитии балетного искусства Большого театра 1-й трети 19 века наибольшее значение имела деятельность А. П. Глушковского, возглавлявшего балетную труппу в 1812-39 годах. Он ставил спектакли различных жанров, в том числе на сюжеты А. С. Пушкина («Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца, 1821 год). Романтизм утвердился на сцене Большого театра благодаря хореографу Ф. Гюллень-Сор, работавшей в Большом театре в 1823-39 годах и перенёсшей из Парижа ряд балетов («Сильфида» Ф. Тальони, музыка Ж. Шнейцхоффера, 1837 год, и др.). Среди её учеников и наиболее известных исполнителей: Е. А. Санковская, Т. И. Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова, И. Н. Никитин. Особое значение имели выступления в 1850-е годы австрийской танцовщицы Ф. Эльслер, благодаря которой в репертуар вошли балеты Ж. Ж. Перро («Эсмеральда» Ч. Пуньи, и др.).

С середины 19 века романтичные балеты стали терять своё значение, несмотря на то, что в труппе сохранялись тяготевшие к ним артисты: П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, в 1870-е годы - А. И. Собещанская. На протяжении 1860-90-х годов в Большом театре сменилось несколько балетмейстеров, руководивших труппой или ставивших отдельные спектакли. В 1861-63 годах работал К. Блазис, получивший известность лишь как педагог. Наиболее репертуарными в 1860-е годы были балеты А. Сен-Леона, перенёсшего из Санкт-Петербурга «Конька-Горбунка» Пуньи (1866 год). Значительным достижением стал «Дон Кихот» Л. Минкуса, поставленный М. И. Петипа в 1869 году. В 1867-69 годах осуществил несколько постановок С. П. Соколов («Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу» Ю. Г. Гербера, и др.). В 1877 году приехавший из Германии известный балетмейстер В. Рейзингер стал постановщиком 1-й (малоудачной) редакции «Лебединого озера» П. И. Чайковского. В 1880-90-е годы хореографами в Большом театре были Й. Хансен, Х. Мендес, А. Н. Богданов, И. Н. Хлюстин. К концу 19 века, несмотря на наличие в труппе сильных танцовщиков (Л. Н. Гейтен, Л. А. Рославлева, Н. Ф. Манохин, Н. П. Домашёв), балет Большого театра переживал кризис: стоял даже вопрос о ликвидации труппы, в 1882 году сокращённой вдвое. Причиной тому были отчасти малое внимание к труппе (считавшейся тогда провинциальной) Дирекции императорских театров, неталантливые руководители, игнорировавшие традиции московского балета, обновление которого стало возможным в эпоху реформ в русском искусстве начала 20 века.

В 1902 году балетную труппу Большого театра возглавил А. А. Горский. Его деятельность способствовала возрождению и расцвету балета Большого театра. Хореограф стремился насытить спектакли драматическим содержанием, добивался логики и стройности действия, точности национального колорита, исторической достоверности. Лучшими оригинальными постановками Горского стали «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902 год), «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910 год), «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (1913 год), большое значение имели также переделки классических балетов («Дон Кихот» Л. Минкуса, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Жизель» А. Адана). Единомышленниками Горского были ведущие танцовщики театра М. М. Мордкин, В. А. Каралли, А. М. Балашова, С. В. Фёдорова, с ним работали также Е. В. Гельцер и В. Д. Тихомиров, танцовщики А. Е. Волинин, Л. Л. Новиков, мастера пантомимы В. А. Рябцев, И. Е. Сидоров.

1920-е годы в России - время поисков новых форм во всех видах искусства, в том числе и танца. Однако хореографы-новаторы редко допускались в Большой театр. В 1925 году К. Я. Голейзовский поставил на сцене Филиала Большого театра балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, содержавший немало новшеств в отборе и сочетании танцевальных движений и построении групп, с конструктивистским оформлением Б. Р. Эрдмана. Официально признанным достижением Большого театра считалась постановка В. Д. Тихомирова и Л. А. Лащилина «Красный мак» на музыку Р. М. Глиэра (1927 год), где злободневное содержание было облечено в традиционную форму (балетный «сон», каноническое па-де-де, элементы феерии).

С конца 1920-х годов роль Большого театра - теперь столичного, «главного» театра страны - возрастала. В 1930-е годы сюда переводят из Ленинграда балетмейстеров, педагогов и артистов. М. Т. Семёнова и А. Н. Ермолаев стали ведущими исполнителями наряду с москвичами О. В. Лепешинской, А. М. Мессерером, М. М. Габовичем. В репертуар были включены балеты «Пламя Парижа» В. И. Вайнонена и «Бахчисарайский фонтан» Р. В. Захарова (оба на музыку Б. В. Асафьева), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в постановке Л. М. Лавровского, перенесённый в Москву в 1946 году, когда в Большой театр перешла Г. С. Уланова. Начиная с 1930-х годов и до середины 1950-х годов основной тенденцией развития балета было его сближение с реалистическим драматическим театром. К середине 1950-х годов жанр драматического балета изжил себя. Появилась группа молодых хореографов, стремящихся к преобразованиям. В начале 1960-х годов Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв поставили в Большом театре одноактные балеты («Геологи» Н. Н. Каретникова, 1964 год; «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1965 год). Новым словом стали спектакли Ю. Н. Григоровича. Среди его новаторских постановок, созданных в сотрудничестве с С. Б. Вирсаладзе: «Каменный цветок» Прокофьева (1959 год), «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1965 год), «Щелкунчик» Чайковского (1966 год), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968 год), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (1975 год). Эти масштабные, остродраматические спектакли с большими массовыми сценами требовали особого стиля исполнения - экспрессивного, подчас высокопарного. В 1960-1970-е годы постоянными исполнителями в балетах Григоровича были ведущие артисты Большого театра: М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, Н. И. Бессмертнова, Н. Б. Фадеечев, М. Лиепа, М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, А. Б. Годунов и др. С конца 1950-х годов балет Большого театра начал регулярно выступать за рубежом, где приобрёл широчайшую популярность. Последующие два десятилетия - период расцвета Большого театра, богатого яркими индивидуальностями, демонстрировавшего во всём мире свой постановочный и исполнительский стиль, который ориентировался на широкого и притом интернационального зрителя. Однако преобладание постановок Григоровича привело к однообразию репертуара. Старые балеты и спектакли других хореографов исполнялись всё реже, традиционные в прошлом для Москвы комедийные балеты исчезли со сцены Большого театра. Труппа перестала нуждаться и в характерных танцовщиках, и в мимистах. В 1982 году Григорович поставил в Большом театре свой последний оригинальный балет - «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Отдельные спектакли ставили В. В. Васильев, М. М. Плисецкая, В. Боккадоро, Р. Пети. В 1991 году в репертуар вошёл балет «Блудный сын» Прокофьева в постановке Дж. Баланчина. Тем не менее, до середины 1990-х годов репертуар почти не обогащался. Среди спектаклей, поставленных на рубеже 20-21 веков: «Лебединое озеро» Чайковского (1996 год, постановка В. В. Васильева; 2001 год, постановка Григоровича), «Жизель» А. Адана (1997 год, постановка Васильева), «Дочь фараона» Ч. Пуньи (2000 год, постановка П. Лакотта по мотивам Петипа), «Пиковая дама» на музыку Чайковского (2001 год) и «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра (2003 год; оба - хореографа Пети), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (2003 год, хореограф Р. Поклитару, режиссёр Д. Доннеллан), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети (2004 год, хореограф Дж. Ноймайер), «Светлый ручей» (2003 год) и «Болт» (2005 год) Шостаковича (хореограф А. О. Ратманский), а также одноактные балеты Дж. Баланчина, Л. Ф. Мясина и др. Среди ведущих танцовщиков 1990-2000-е годы: Н. Г. Ананиашвили, М. А. Александрова, А. А. Антоничева, Д. В. Белоголовцев, Н. А. Грачёва, С. Ю. Захарова, Д. К. Гуданов, Ю. В. Клевцов, С. А. Лунькина, М. В. Перетокин, И. А. Петрова, Г. О. Степаненко, А. И. Уваров, С. Ю. Филин, Н. М. Цискаридзе.

Е. Я. Суриц.

Лит.: Погожев В. П. 100-летие организации императорских московских театров: В 3 кн. СПб., 1906-1908; Покровская 3. К. Архитектор О. И. Бове. М., 1964; Зарубин В. И. Большой театр - Bolshoi theatre: Первые постановки опер на русской сцене. 1825-1993. М., 1994; он же. Большой театр - Bolshoi theatre: Первые постановки балетов на русской сцене. 1825-1997. М., 1998; «Служенье муз...». Пушкин и Большой театр. М., ; Федоров В. В. Репертуар Большого театра СССР 1776-1955 годы: В 2 т. N.Y., 2001; Березкин В. И. Художники Большого театра: [В 2 т.]. М., 2001.

Семен Чудин родился 11 января 1985 года в городе Барнаул, Алтайский край. С детства мальчик занимался в танцевальном кружке, преподаватели которого настоятельно советовали связать юноше свою жизнь с танцем, отмечая хорошие данные. Родители во всем поддерживали своего сына, поэтому когда пришла пора получать высшее образование вместе с ним переехали в Новосибирск, где Семен стал учиться балету.

Так как учеба давалась легко юноша решил отказаться от гарантированного успеха в Новосибирске и отправился на поиски «конкуренции». По счастливому стечению обстоятельств в институте училась девочка из Кореи, от которой Семен узнал о труппе Олега Виноградова «Universal Ballet». Решение оказалось принято само собой.

Мама поддержала решение сына о переезде в другую страну и юноша отправился в Южную Корею. С 2003 года на протяжении четырех лет работал в труппе «Universal Ballet» под руководством Олега Виноградова в Сеуле, а его педагогом-репетитором стал Евгений Нефф. В составе труппы с гастролями посетил США и Японию. В 2004 году стал лауреатом III премии Международного конкурса танца в Сеуле, а через два года получил специальный приз Международного конкурса танца в том же городе.

Достигнув предельных высот, Семен решил двигаться дальше. В 2007 году становится премьером Цюрихского балета в Швейцарии, где репетировал под руководством педагогов Франсуа Пети и Жана-Франсуа Буанона. Исполнял партии в балетах, поставленных руководителем труппы Хайнцом Шперли. Выезжал в составе Цюрихского балета на гастроли в Таиланд, Сингапур, Египет и Германию. В «Цюрихском балете» научился педантизму: работать красиво и точно, а еще французские педагоги смогли сделать его стопы.

В 2008 году Сергей Юрьевич Филин, художественный руководитель балетной труппы Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, пригласил Семена Чудина занять положение премьера. Для артиста это стало шагом к осуществлению мечты танцевать в Большом театре. Семен согласился, а его педагогом - репетитором стал Аркадий Николаев. В балетной труппе премьер выступал с 2008 по 2011 год. С гастролями посетил Грецию, Японию и Испанию.

О Большом театре Семен начал думать тогда, когда понял что имеет право об этом думать. Окрепнув, как профессионал, после плодотворной работы на положении премьера в разных зарубежных труппах, артист в своих мечтах стал претендовать на первые места в ведущих балетных коллективах мира: в Большом театре, в Мариинском, в Парижской Опере. Также появлялась мысль о театре «Ковент-Гарден» и желание перейти туда.

С 2011 года Семен Чудин выступает на исторической сцене Большого театра. Его дебют в качестве премьера балетной труппы состоялся в том же году в спектакле «Спящая красавица» Петра Чайковского во второй редакции Юрия Григоровича, в котором исполнил партию Принца Зигфрида. В театре Семен работает с замечательным и талантливым педагогом Александром Николаевичем Ветровым.

Особенно радостным стал дебют в партии Солора в балете «Баядерка», редакция Юрия Григоровича, так как об этой партии Семен давно мечтал. Очень интересной получилась работа над балетом «Лебединое озеро», так как версия Юрия Григоровича стала для него открытием. Подготовить дебютную партию Лорда Вильсона - Таора в балете «Дочь фараона» Семену помог не только Александр Ветров, но и художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Юрьевич Филин, первым исполнителем партии Лорда Вильсона-Таора.

Артист часто принимает участие в различных проектах и фестивалях. Из последних работ: в 2016 году выступил в партии Принца в балете «Красавица» на музыку П. Чайковского в Монако с труппой Балет Монте-Карло; в 2017 году в рамках XVII Международного фестиваля балета «Мариинский» исполнил партию Солора в балете «Баядерка» и партию Принца Зигфрида в балете «Лебединое озеро».

В 2018 году репертуар танцора пополнился партией Каренина в балете «Анна Каренина» на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Кэта Стивенса/Юсуфа Ислама, хореография Дж. Ноймайера. Семен стал первым исполнителем данной партии в Большом театре.

Репертуар Семена Чудина

Большой Театр

Принц Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича)
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)

Принц Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

Щелкунчик-принц («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)

Партия в балете «Remanso» (хореография Н. Дуато)

Солор («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

Ведущая партия в «Бриллиантах» (участник премьеры в Большом театре) на музыку П. Чайковского и «Изумрудах» на музыку Г. Форе (III и I частях балета «Драгоценности», хореография Дж. Баланчина)

Дуэт («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло) - участник премьеры

Ведущая пара («Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Посохова)

Лорд Вильсон - Таор («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)

Аполлон («Аполлон Мусагет» И. Стравинского, хореография Дж.Баланчина) - первый исполнитель в Большом театре

Замарашка («Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова) - первый исполнитель

Ленский («Онегин» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Крэнко) - первый исполнитель в Большом театре

Князь Федеричи («Марко Спада» на музыку Д. Ф. Э. Обера, хореография П. Лакотта по Ж. Мазилье) - первый исполнитель в Большом театре

Кавалер де Грие («Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера) - первый исполнитель в Большом театре

Люченцио («Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо) - первый исполнитель

Джеймс («Сильфида» Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга)

Партия в балете «Совсем недолго вместе» на музыку М. Рихтера и Л. ван Бетховена (хореография П. Лайтфута и С. Леон) - участник премьеры в Большом театре

Петр («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)

Жан де Бриен («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

Премьеры («Этюды» на музыку К. Черни, хореография Х. Ландера) - участник премьеры в Большом театре

Пара в белом («Забытая земля» на музыку Б. Бриттена, хореография И. Килиана) - участник премьеры в Большом театре

Ромео («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке А. Ратманского)

Каренин («Анна Каренина»на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Кэта Стивенса/Юсуфа Ислама, хореография Дж. Ноймайера) - первый исполнитель в Большом театре

Две пары («Артефакт-сюита» на музыку Э. Кроссман-Хехт и И.С. Баха, хореография У. Форсайта) - участник премьеры в Большом театре

Награды Семена Чудина

III премия Международного конкурса танца в Сеуле, Южная Корея 2004

Специальный приз Международного конкурса танца в Сеуле, 2006

Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинация «Звезда» 2011

Приз ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за исполнение партий в балетах «Эсмеральда», «Затачивая до остроты», «Маленькая смерть» 2011

Международная балетная премия «Dance Open» в номинации «Мистер Виртуозность» 2014

Обладатель Гран-при Международного фестиваля балета «Dance Open» 2016

Загрузка...