crimea-fun.ru

Розовый куст. Мотив «Куст розы Проективная методика розовый куст интерпретация

Существует множество модификаций данной методики. В данной статье будет рассмотрено несколько из них.

1 . Данная методика описана у двух авторов Дж. Алан "Ланшафт детской души" и у В. Оклендера "Окна в мир ребенка". Они рассматривают розовый куст как метафору человека, его состояния, как отражение внутреннего мира. Методика позволяет получить информацию о внутреннем мире клиента, однако она не может быть основанием для точного диагноза.


Предлагается клиенту удобно сесть, закрыть глаза, расслабиться, сконцентрироваться на дыхании, на телесных ощущениях… "Представьте себе, что вы превратились в куст роз. Рассмотрите внимательно куст. Какой вы куст? Большой, маленький? Высокий или низкий? Сильный или слабый? Есть ли на кусте цветы, много ли и каких? Они полностью распустились или есть только бутоны? Какие стебли и ветки, есть ли на них листья? Есть ли на ветках шипы? Есть ли корни, какие они, как глубоко проникают в землю? Оглянитесь, где вы находитесь: в городе, в деревне, на клумбе или в вазе? Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон или растете внутри чего-то? Нет ли поблизости деревьев, птиц, животных или людей? Есть ли вокруг вас изгородь, или забор? Кто за вами ухаживает? Какая теперь погода? Что происходит с вами, когда меняется время года и становится холодно? Каково это – быть розовым кустом?"

Через несколько минут просим открыть глаза, и нарисовать себя в виде розового куста.

Варианты дальнейшей работы могут быть разными.

Выслушиваем рассказ автора о своем рисунке, задаем уточняющие вопросы. Такая форма работы имеет диагностическую направленность. Прежде всего, обращаем внимание на то, нравится ли возникший образ клиенту, является ли для него комфортным.

Оцениваем размер рисунка. Чем меньше нарисован розовый куст по отношению к целому альбомному листу, тем неувереннее себя ощущает себя человек. Если рисунок наоборот буквально «не умещается» на альбомном листе, это может говорить о расторможенности психических процессов ребенка, или сильной эгоцентрической позиции, импульсивности.

Темные тона, коричневый, серый и фиолетовый цвета говорят о неблагополучном эмоциональном фоне. Яркие теплые краски и оттенки - признаки психологического благополучия и внутренней гармонии.

Признаком агрессивности является большое количество колючек и шипов на кусте роз. Шипы могут выражать потребность в защите и символизировать о чувстве небезопасности.

О подавляемых страхах говорят нарисованные заборы или частоколы вокруг цветка. Сорванный или поломанный цветок также является признаком эмоционального неблагополучия, возможно серьезной психотравмы.

Признаками благополучия являются позитивные образы: пышный, цветущий куст, имеющий крепкие корни, с листвой, растущий рядом в другими растениями, за которым кто-то ухаживает. Дополнительными показателями эмоционального комфорта можно считать солнце, небо, другие цветы и деревья. К неблагополучным симптомам можно отнести: рисунок снизу листа, картины представляющие собой запустение и опустошенность, отсутствие ухода, куст без листьев, цветов, корней. Настораживает, если куст растет в пустыне, срезан, висит в воздухе.

2. В. Стюард пишет: “Роза, как и лотос, часто используется для олицетворения сердцевины человеческого бытия, а раскрывающаяся роза нередко символизирует разворачивающуюся психику… Если розовый куст берётся как олицетворение личности, легче увидеть, как можно использовать тему… Розовый куст в полном цвету говорит одно, роза зимой – другое, а куст, на котором все цветы завяли и поникли, – что-то ещё”.

Методика «розовый куст» символизирует эмоциональную сущность человека.

Инструкция:

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Одним словом, расслабьтесь.

2. Затем представьте себе розовый куст с множеством прекрасных, распустившихся цветов и совсем еще маленьких, закрытых бутонов… Остановите свой взгляд на одном из таких нераскрывшихся бутончиков. Пока еще он окружен зеленой чашечкой, однако на самом его верху уже можно разглядеть первый проглядывающий розовый лепесток. Сосредоточьте все свое внимание на этом цветке.

3. И вот уже зеленая чашечка начинает постепенно раскрываться. Становится видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно отходят друг от друга, открывая все новые лепестки.

4. Наконец, все лепестки раскрылись – цветок полностью распустился. Ощутите его прекрасный аромат.

5. После чего представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает свой свет и тепло нежному цветку.

6. Загляните в самую сердцевину розы. Там вы увидите лицо некоего мудрого существа. Вы сразу ощутите его доброту, заботу и любовь – он хочет вам помочь и знает, как это сделать.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является самым важным на сегодняшний день. Задайте вопрос, который больше всего волнует вас в эту жизненную минуту. Может быть вам будет вручен некий предмет или подарок. Не отказывайтесь от него. Попытайтесь разобраться в подсказках и откровениях, которые вы получили, даже если вам не вполне понятен их смысл. Возможно, осмысление придет позже…

8. Теперь отождествите себя с розой. Осознайте, что она и мудрое существо, обитающее в ней -всегда с вами. В любое время вы можете обратиться к ним, попросить поддержки, воспользоваться какими-то их ресурсами и качествами. Потому что вы и есть эта самая роза. Те силы, которые вдохнули жизнь в этот цветок, дают возможность и вам раскрыть вашу сущность, ваш внутренний потенциал.

9. Затем представьте себя розовым кустом, корни которого уходят в землю, питаясь ее соками, а цветы и листья устремлены к солнцу, греясь в его ласковых лучах. После чего откройте глаза.

Источники:

1. http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/08/27/metodika-rozovyy-kust

2. https://www.b17.ru/article/33432/

3. http://www.fineplogic.ru/fplos-270-1.html

4. Картинка: http://sova-golova.ru/wp-content/uploads/2011/09/куст-розы-бутон-300x201.jpg

Страница 1

В применении метода символдрамы для диагностики динамики полового самосознания у мужчин, нами использовался предложенный Х. Лёйнером мотив «куст розы», когда пациента просят представить куст розы на краю луга, а затем сорвать с него один цветок. Символ куста розы или шиповника на краю луга глубоко связан с немецкой архетипической культурой, на которую опирался Х. Лёйнер.

Важным является, как выглядят цветы, нерешительность пациента сорвать цветок («Розе будет больно…»), его страх уколоться и т. п. Этот мотив имеет центральное значение для лечения сексуальных расстройств.

Исследования показали, что в славянской культуре мотив «куст розы» также оказался диагностически и психотерапевтически высокоэффективным. При этом нами выделены следующие этапы развития процесса имагинации, которые являются существенными для развития процесса диагностики.

После проведения предварительной беседы с сидящим в удобном кресле или лежащим на кушетке пациентом проводится упражнение на релаксацию по методике, близкой к аутогенному тренингу по Й. Шульцу. После чего пациенту предлагается представить «луг».

После возникновения образа пациент дает его общую характеристику, включая как подробные детали, так и чувства и субъективные оценки образа в целом. Следует расспросить пациента о погоде, времени года, времени суток; о размерах луга, о том, что находится по его краям, о растительности на лугу. Образ луга - это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику переживаний первого года жизни, так и актуальное состояние, общий фон настроения. Фактор настроения может быть представлен в характере погоды, времени суток и времени года. В норме это летнее время года или поздняя весна, день или утро, погода хорошая, на небе солнце; вокруг богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов; луг приветливый, даже ласковый, залитый ярким солнечным светом. Спустя 3-5 минут работы по технике мотива «луг» пациенту предлагают оглядеться вокруг и посмотреть, есть ли где-то куст розы. Как правило, куст розы представляется где-то на краю луга. Пациента просят его подробно описать. Указанное описание дает возможность исследовать понятийную фазу развития сексуального либидо по классификации Васильченко.

На этом этапе пациент получает инструкцию выбрать один из цветов розы, который нравится ему больше всего. Пациент дает развернутое описание выбранного цветка и указывает основания своего предпочтения. Особенно важным является субъективный эмоциональный чувственный тон, связанный с объектом выбора. По классификации Васильченко этот этап соответствует платонической фаза развития либидо.

Трудности в выборе конкретного цветка на кусте розы могут быть вызваны фиксацией на сочетании понятийной, эротической и сексуальных фаз развития либидо при недоразвитии платонической фазы. Символдрама открывает возможность для проведения соответствующей диагностики и психокоррекции.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Цвет розы может отражать степень сексуальной зрелости. Считается, что самые сильные эмоции вызывает у человека красный цвет. Сочетание красного, желтого и оранжевого цветов считается самым сексуальным. Розовые цветы могут символизировать инфантильность, «розовые мечты», желание, чтобы окружающие относились к тебе как к ребенку; желтые розы могут быть связаны с ревностью; белые розы – целомудренность, платонические, духовные отношения, идеализация; оранжевые розы – символ силы личности и возможного подавления окружающих. Листья на стебле символизируют витальную силу или ее отсутствие. Сам стебель символизирует фаллическое начало, опору, стержень личности. Шипы на стебле розы символизируют опасности, сопровождающие страсть. Если в воображении пациента их слишком много, то такой человек находится во власти страха и утрирует опасности. Если шипов нет или их очень мало, то такой человек пренебрегает опасностями, связанными с сексуальными отношениями, не замечает их, излишне легкомыслен.


Помощь близких людей в преодолении депрессий
Поддержка близких людей, даже когда больной не выражает заинтересованности в ней, очень важна для преодоления депрессии. В связи с этим можно дать следующие советы родственникам больных: · помните, что депрессия - это болезнь, при которой нужно сочувствие, но ни в коем случае нельзя погружаться в болезнь вместе с больным, разделяя его...

Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности
Эта теория была создана в Советской психологии, в 20-30 гг - Выгодский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия, Гальперин и др. Авторы теории деятельности взяли за основу теорию К. Маркса- ее главный тезис о том, что не сознание определяет бытиё деятельности, а наоборот. Наиболее полно Т. Д-ти изложена в трудах А.Н.Леонтьева, в частности в его пос...

Выводы и заключение
В ходе психологического исследования были изучены особенности подросткового одиночества. Полученные данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества: 44% подростков, принявших участие в эксперименте, показали положительный результат по шкале одиночества. Чтобы узнать причину того, что подросток чувствует себя...

Текущая страница: 2 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Какой ваш внутренний ребенок? (визуализация)

Визуализация своего внутреннего ребенка поможет нам прислушаться к голосу этого ребенка и обрести чуть больше внутренней свободы и спокойствия. Проявление нашего внутреннего ребенка – это буря эмоций, вызванная нечаянно кем-то брошенным в наш адрес замечанием, событие, от которого начинает болеть сердце, тоска, которая вдруг появилась ниоткуда. Это когда мы плачем над сентиментальным фильмом или становимся шаловливым, как ребенок, когда рассматриваем фотографии нашего детства. Когда мы слушаем и понимаем нашего внутреннего ребенка, это полностью меняет наши отношения с собой и другими людьми. В тихом месте, чтобы вам никто не мешал, устройтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте, что рядом с вами тот ребенок, которым вы были когда-то. Постарайтесь установить с ним контакт, чтобы узнать, как о нем заботиться. Например, мысленно спросите его, отчего у него так часто бывает стресс? Что его обычно пугает в жизни, чего он боится, что злит, отчего плачет? Поищите, что могло бы сделать эти эмоции менее интенсивными и частыми, найдите то, что вызывает негатив. Подумайте, как свести на нет действие факторов, которые способствуют такому состоянию. Например, попробуйте глубоко подышать, чтобы ослабить стресс и т. п. Поддержите себя, доставьте себе удовольствие позаботиться о себе, как родители заботятся о своих детях. Всегда помните, наш внутренний ребенок – это наша душа, общайтесь с ним как можно чаще. Вы его можете видеть разным. Ему может быть в один период вашей жизни 5 лет, а через некоторое время 8–10. Испытывая свои самые разнообразные эмоциональные состояния, он может быть как грустным, задумчивым, так и радостным, как и вы в настоящее время. Посмотрите внимательно на рисунки женщины Марии (рис. 1–2 на цветной вклейке). Они наглядно показывают, что дела обстоят именно таким образом.

Рисуем своего внутреннего ребенка

Вам понадобится лист бумаги формата А4, простой и цветные карандаши. Расслабьтесь, прикройте глаза и постарайтесь увидеть своего внутреннего ребенка: какое у него выражение лица, какого цвета глаза, сколько ему примерно лет и т. п. Задержите этот образ в своем воображении на некоторое время, затем мысленно поблагодарите ребенка, что он был с вами. Если это будет трудно сделать, начните вспоминать одежду, которую вы носили в детстве, или что-нибудь другое. И вы непременно увидите своего внутреннего ребенка на своем визуальном экране. Теперь возьмите простой карандаш и нарисуйте его. Самое главное не бойтесь, что рисунок не получится. Знайте, как бы вы ни нарисовали, это нарисовали вы и ребенок на рисунке, каким бы он ни был, ваш. Затем раскрасьте рисунок цветными карандашами, гуашью или акварельными красками так, как увидели ребенка в своем воображении. Теперь ваш внутренний ребенок проявился полностью, и вы можете на него посмотреть и спросить, что бы вы хотели для него сделать?

Подарок своему внутреннему ребенку

Возьмите лист бумаги формата А4, карандаш и краски. Нарисуйте то, что бы вы хотели подарить своему внутреннему ребенку. Это могут быть цветы, солнце, любовь и многое другое. В завершение работы напишите десять благодарностей своему детству.

Рис. 1. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 55 лет, во время стресса (см. иллюстрации).

Рис. 2. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 60 лет, 5 лет спустя (см. иллюстрации).

Что делать, если ваш внутренний ребенок на рисунке получился грустным, плачущим и т. п.? Можно попробовать свое состояние изменить, рисуя как можно чаще своего внутреннего ребенка, общаться с ним, помня, что это часть вашей души. Увидите, ваш внутренний ребенок повеселеет, станет другим на рисунке, ведь вы его не забываете, а значит, у него нет причин для грусти. Вслед за этим и у вас потеплеет на душе.


Рис. 3. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Елены, 38 лет


Рис. 4. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Елены, 38 лет


Рис. 5. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Татьяны, 43 года


Рис. 6. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Татьяны, 43 года

Методика «Розовый куст»

Данная методика позволяет получить ценную информацию о внутреннем мире человека. Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир, а розовый куст является метафорой вашего состояния. Разработал эту методику психолог Джон Алан1
Алан Дж. Ландшафт детской души. – М.: Пэр СЭ, 2006. – 272 с.

Выполнение

Для выполнения методики понадобится лист бумаги А4, простой и цветные карандаши, акварельные краски или фломастеры. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь, дышите ровно, сосредоточившись на своих телесных ощущениях. Пустите в ход свое воображение и представьте себе, что вы превратились в куст роз, который внимательно рассмотрите. Какой это куст: маленький или большой, высокий или низкий? Есть ли на нем цветы, и какие они: в виде бутонов или с распущенными цветами, какие ветки – с шипами, с листьями или без них? Есть ли у вашего воображаемого куста корни, как глубоко они проникают в землю. А где растет куст: в городе, в пустыне, на клумбе или находится в вазе? Есть ли вокруг куста забор, деревья, другие цветы? Кто ухаживает за кустом? А когда наступают холода, как он себя чувствует? Попробуйте до тончайших деталей представить, каково это быть розовым кустом. Откройте глаза и нарисуйте себя в виде розового куста. Сначала сделайте на листе бумаги набросок простым карандашом, а затем раскрасьте рисунок так, как захотите.

Интерпретация рисунка

♦ Размер рисунка

Куст роз нарисован маленьким по отношению к листу бумаги – говорит о неуверенности человека, чем меньше рисунок по отношению к альбомному листу, тем ярче проявляется такое качество.

Куст роз очень большой, буквально не помещается на листе бумаги – указывает на сильную эгоцентричную позицию и импульсивность.

♦ Цвет

Черный цвет, темно-коричневый, серый и все темные цвета в рисунке говорят о возможном неблагополучном эмоциональном фоне человека.

Все яркие, сочные, теплые краски и их оттенки, которыми раскрашен рисунок, являются признаками психологического благополучия и внутренней гармонии.

♦ Благополучные признаки рисунка

Пышный куст с густой листвой, с крепкими корнями, с многочисленными бутонами или распустившимися цветками, который растет с другими такими же кустами. На благополучие внутреннего состояния человека могут указывать также нарисованное солнце, небо, яркие цветы, отсутствие всяких ограждений и т. д.

♦ Неблагополучные признаки рисунка

Большое количество колючек и шипов на ветвях – признак агрессивности, но в то же время может означать потребность в защите, чувстве безопасности.

Голые ветви без листьев, корней, куст растет одиноко в пустыне или висит буквально в воздухе – говорят о возможном внутреннем одиночестве, опустошенности, недостатке душевного тепла.

Сломанные цветы на кусте или срезанные в вазе – признак неблагополучия, возможная психологическая травма.

Забор, ограда или частокол вокруг куста – указывают на подавление каких-то страхов в себе, ограничения в действиях.

Рисунок расположен внизу альбомного листа – говорит о душевном дискомфорте.

Анализ рисунков

Екатерина, 49 лет . Жизнь сложилась благополучно, правда, в последнее время ощущает себя неуверенно. На фирме, в которой она работает, начались сокращения сотрудников, и у нее возникли переживания, что ее могут уволить. По характеру оптимистка, и тот пышный, красивый куст с красными, распустившимися розами, с большим количеством листьев, которые она нарисовала, говорит не только об этом, но и о ее внутреннем благополучном состоянии. Корни, уходящие в землю, указывают на прочность ее положения и что в настоящий момент ей переживать не стоит.

Рис. 7. «Розовый куст». Рисунок Екатерины, 49 лет (см. иллюстрации).


Николай, 69 лет . На пенсии, но до сих пор занимается спортом и физической закалкой. Женат много лет. Живут дружно и хорошо со своей женой. По характеру спокойный, но замкнутый. На просьбу сначала представить, а затем нарисовать куст роз откликнулся мгновенно, сказав, что уже этот куст видит в своем воображении. На рисунок у него ушло не более 5 минут, и вот что получилось. Нельзя сказать, что куст густой, всего четыре ветки с небольшим количеством листьев. Зато хорошо видны шипы на ветвях, что указывает на потребность в защите, обретение чувства безопасности. Маленький заборчик вокруг куста указывает на подавление каких-то страхов в себе и ограничение в своих действиях.


Наталья, 19 лет . Находится в постоянном конфликте с матерью и с некоторыми из своих подруг. Парня, с которым бы встречалась, нет уже более года. Печаль и тоска в глазах, одета неопрятно. Рисунок куста роз нарисовать согласилась неохотно и то с условием, что сделает это у себя дома. Посмотрите внимательно, какой получился рисунок. На нем хорошо отражен весь внутренний настрой девушки. Надо ли его комментировать, когда и так все понятно.


Рис. 8. «Розовый куст». Рисунок Николая, 69 лет


Рис. 9. «Розовый куст». Рисунок Натальи, 19 лет

Коррекция внутреннего состояния

Что делать, если ваш рисунок содержит большое количество неблагополучных признаков? Вы можете самостоятельно изменить свое состояние. Для этого в течение двух недель снова и снова рисуйте куст роз, представляя, как за ним ухаживают, как его поливают, как через какое-то время на нем распускаются бутоны, появляются ярко-зеленые молодые листики. Куст может измениться, а вслед за ним изменится и ваше состояние, изменитесь вы.

Тест «Мой автопортрет»

В наших автопортретах «свернуты» маленькие рассказы не только о нас самих, но и о тех людях, которые нас окружают или окружали, о тех чувствах, которыми мы связаны с ними.

Для практического изучения особенностей самосознания и самооценки личности служит тест «Автопортрет». На автопортрете почти всегда отражаются индивидуальные особенности характера человека и его наклонности. По автопортрету вы многое можете узнать о себе, даже то, чего раньше в себе не замечали.

Выполнение теста

Для выполнения теста нарисуйте свой автопортрет: по памяти, по фотографии или глядя в зеркало. Затем раскрасьте рисунок по своему выбору: цветными карандашами, акварельными красками, гуашью или пастельными мелками. Внимательно посмотрите на свой рисунок, когда его закончите: какого размера вы нарисовали себе глаза, уши, нос и т. п. Почему портрет получился именно таким? Нравится ли он вам? Теперь можете сами ответить на многие вопросы, прочитав интерпретацию к рисунку.

Интерпретация рисунка автопортрета (по Р. Бернсу2
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1991. – 164 с.
)

♦ Голова

Голова большая – большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.

Голова маленькая – чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

♦ Глаза

Глаза большие – подозрительность, озабоченность, гиперчувствительность по отношению к общественному мнению.

Глаза маленькие или закрытые – тенденция к интроверсии и самопоглощенности.

♦ Уши и нос

Большие уши – чувствительность к критике.

Акцент, смещенный на нос, – наличие сексуальных проблем.

Выделенные ноздри – склонность к агрессии.

♦ Рот

Отсутствие рта – переживания, депрессия, вялость в общении.

Выделенный рот – возможная затрудненность с речью, иногда примитивные оральные тенденции.

♦ Руки

Руки символизируют контакт личности с окружающим миром.

Хрупкие, слабые руки – физическая, иногда психологическая слабость.

Скованные руки – замкнутая, обязательная, жесткая личность.

Вяло опущенные руки – неэффективность.


Длинные, сильные руки – амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира.

Очень короткие руки – отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

♦ Ноги

Длинные ноги – потребность в независимости.

Большие ноги – нестабильность и отсутствие основы (дезертиры, например, часто рисуют людей без ног).

Анализ рисунков

Настя, 17 лет . Поступала в институт – не поступила, поэтому находится уже несколько месяцев в эмоционально-напряженном состоянии. Плохо спит. Замкнулась в себе, не может разобраться, что с ней происходит. Свой автопортрет рисовала с равнодушным видом. Я видела, как на рисунке рот у нее явно не получался, и она его несколько раз стирала, а потом и вовсе сказала мне, что больше его рисовать не будет. Отдала рисунок в незаконченном виде, хотя и раскрасила его. Глядя на рисунок, можно сказать следующее: не получилось нарисовать рот, и он в итоге отсутствует, а отсутствие рта – это всегда внутреннее напряжение, признак замкнутости, зажатости, вялости. Вообще, отсутствие любой части тела на рисунке должно всегда настораживать, так как это указывает на очень сильные внутренние переживания, которые могут привести к нервному срыву. Сильно зачерненные зрачки глаз говорят о страхе, а большие выпученные глаза о гиперчувствительности по отношению к чужому мнению. Девушке явно не нравился ее рисунок.

Изменить состояние Насти можно было. Я посоветовала ей нарисовать новый автопортрет, а именно: нарисовать себя такой, какой она хотела бы себя видеть.

Рис. 10. «Автопортрет». Рисунок Насти, 17 лет (см. иллюстрации).


Александр, 51 год . Нарисовал себя, находясь в прекрасном настроении, будучи убежденным в том, что совсем не умеет рисовать. Пытался и меня убедить в этом же. Внимательно посмотрите на его рисунок. Александр не смотрел на свою фотографию или в зеркало, а нарисовал себя только по памяти и своему визуальному представлению, причем сделал это за 3 минуты, на одном порыве. Я нашла, что автопортрет полностью отражает все его черты характера, а также его самого как внешне, так и внутренне. Вывод: мы рисуем себя очень похожими, независимо от того, умеем ли мы рисовать или только так думаем, и рисунок автопортрета Александра только лишний раз подтверждает истину – все мы умеем рисовать, но, повзрослев, забыли об этом.

Коррекция внутреннего состояния

Если у вас получился автопортрет, не удовлетворяющий вас, постарайтесь нарисовать новый, представляя, каким (какой) вы бы хотели себя видеть.


Рис. 11. «Автопортрет». Рисунок Александра, 51 год

Тест «Метафорический автопортрет»

Тест рассчитан на психологическое исследование себя и поиск собственных ресурсов и состоит из четырех рисунков, которые отражают четыре базовых потребности человека.

Выполнение теста

Для выполнения теста вам понадобятся карандаши, краски, четыре листа бумаги формата А5, на каждом из которых следует нарисовать только одну тему.

1-й рисунок . Если бы я был(а) растением, то я был(а) бы таким…

2-й рисунок . Если бы я был(а) посудой, то я был(а) бы такой…

3-й рисунок . Если бы я был(а) оружием, я был(а) таким…

4-й рисунок . Если бы я был(а) украшением, то я был(а) бы таким

Рисовать можно в любой последовательности. После того, как рисунки будут нарисованы, на них следует посмотреть как бы со стороны и спросить себя:

– какой рисунок было рисовать наиболее сложно, а какой легко?

– какой рисунок нравится больше всего?

– хотите ли что-то изменить?

Интерпретация рисунков

♦ 1-й рисунок «Растение» – обозначает право на существование.

Дерево крепкое, с прямым стволом, здоровое говорит о том, что у человека наиболее выраженное право на существование в этом мире.

Маленькое, с редкими ветвями, хилое указывает, что есть проблемы, а право на существование очень слабое.

Защищенное растение (роза, кактус) – большее право, чем у растения обычного.

Сказочное или фантастическое растение – прав на существование мало.

Если вы рисунок не нарисовали по какой-то из причин, например, не захотели или не смогли, то отсутствие рисунка говорит о том, что у человека нарушено это право.

♦ 2-й рисунок «Посуда» – обозначает право на свои потребности.

Если вы нарисовали посуду, которой часто пользуются , например, чашку, чайник, кастрюлю, тарелку и т. п., то ваше право ярко выражено.

Праздничная посуда – это значит, что право есть, но оно ограничено по каким-то причинам, искажено.

Посуда, которой совсем не пользуются, – это говорит о проблеме собственных потребностей как таковых.

Если вы нарисовали много посуды – вы потеряны, найдите из нее, какая же ваша? Где вы? Вас не видно…

Посуда наполненная – вы хорошо реализуете право на свои потребности.

Посуда пустая – означает, что есть проблемы на реализацию своих потребностей.

Уникальная посуда, например из музея, с выставки или посуда, которой очень редко пользуются, – ваше право ограниченно.

♦ 3-й рисунок «Оружие» – обозначает право на автономию.

Оружие ближнего поражения , например, сабли, шпаги, мечи и т. п. – указывают на защиту границ, когда их нарушают.

Яд – скрытность, границы не обозначены четко.

Пистолет – территориальное ощущение своей безопасности, это дальше, чем шпага на вытянутой руке.

Пушки, бомбы большой радиус поражения, но и большое право.

♦ 4-й рисунок «Украшение» – обозначает право быть любимым(ой).

Ценное для себя украшение, которое часто носите , например бусы, кольцо, цепочка и т. п. – право быть любимой наиболее проявлено, и наоборот.

Отсутствие рисунка – отсутствие права, которое вы сами себе обозначили.

Коррекция внутреннего состояния

Следует нарисовать новый рисунок, уже по-другому, что-либо изменив в нем или новый образ себя в будущем.

Анализ рисунков

Галина, 55 лет . Недавно ушла на пенсию, но уже нашла новую работу. Замужем уже много лет. Четыре рисунка, которые нарисовала Галина, отражают то, что она находится в хорошем душевном состоянии и востребована в жизни.





Рис. 12–15. «Метафорический портрет». Рисунки Галины, 55 лет

Тест «Фрактальный рисунок»

Слово «фрактал» происходит от латинского слова «fractus», что означает «из частей». Авторы теста Полуяхтова Т. З., Комов А.3
Полуяхтова Т.З., Комов А.Е. Родник фрактальной мудрости, либо свежий взор на наши способности. – М.: Деловая литература, 2002. – 160 с.

Основа метода – принцип фракталов и фрактальности. Рисунок здесь считается продолжением человека, его малой частью, проекцией. Глядя на фрактальный рисунок, можно диагностировать внутреннее состояние человека, его нарисовавшего. В таком рисунке даже самая мелкая деталь воспроизводит и повторяет все, что именно для автора рисунка характерно. Многочисленные исследования показывают, что человеческий мозг сохраняет подробную информацию о личности, привычках и целях, которые он устанавливает для себя и желает в дальнейшем реализовать. Во время выполнения этого теста можно получить доступ к знаниям и информации, скрытых в самых глубоких слоях нашего подсознания. Фрактальный рисунок позволяет дать визуальное выражение этой информации, а также раскрывает возможности для ее интерпретации и осознаний. Особенностью данного теста является то, что рисунок создается с закрытыми глазами, а это в свою очередь позволяет на время отключить оценочные суждения разума и проявить полную свободу самовыражения. В дальнейшем, овладев методом фрактального рисунка, вы сможете самостоятельно с ним работать, изменяя свое состояние и свою жизнь к лучшему.

Выполнение теста

Для выполнения вам понадобится лист бумаги формата А4, шариковая ручка, цветные карандаши (не менее 24 цветов).

Расслабьтесь, закройте глаза и в течение одной минуты шариковой ручкой рисуйте на листе бумаги одну непрерывную линию. Начинать ее рисовать следует с правого угла и закончить там же, при этом линия может много раз пересекаться. Затем откройте глаза и внимательно посмотрите, что у вас получилось. Вы увидите рисунок, состоящий из многочисленных, разных размеров ячеек, которые надо будет раскрасить. Цвета карандашей следует выбирать с закрытыми глазами.


Рис. 16. «Фрактальный рисунок», выполненный с закрытыми глазами одной непрерывной линией


Интерпретация рисунка

♦ Размер и конфигурация рисунка

Маленький, с овальным периметром, рисунок , который занимает не более 1/3 площади листа, чаще всего указывает на уравновешенный характер.

Большой рисунок, с выходящими за пределы листа линиями , который занимает более 2/3 площади листа, указывает на нестабильное, эмоциональное состояние. В некоторых случаях неумение концентрироваться и ослабленное внимание.

Прямоугольная форма периметра рисунка обычно говорит о прямолинейном, зачастую сложном характере.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными «хвостиками» по его периметру указывает на нестабильность характера, но в то же время яркую и неординарную личность.

♦ Линии

Четко прочерченная линия – показатель уверенного и твердого характера, целеустремленности, аккуратности, обязательности.

Линия с неодинаковым нажимом говорит о том, что человек эмоционален, имеет творческие способности, фантазию, иногда проявляет неуверенность в себе и своих действиях.

Слабо прочерченные линии чаще всего указывают на болезненное состояние, неуверенность в себе и комплексы.

Угловато прочерченные, резкие линии – стрессовое состояние и эмоциональное напряжение.

Плавные линии с мягкими переходами говорят о гармоничном, уравновешенном состоянии.

Кругообразный повтор линий в рисунке указывает на склонность к навязчивым состояниям и неврозам.

Ячейки. Конфигурация и размеры

Большое количество крупных ячеек указывает на доброго и открытого человека.

Большое количество средних ячеек говорит об аккуратности, педантизме, наличии аналитических способностей. Некоторой склонности к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек обычно является показателем некоторой закомплексованности, неуверенности в себе, стремлением к детализации, аккуратности, старательности.

Гармоничное сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка в равных пропорциях говорит об уверенности в себе и целеустремленности.

Плавные, округленной формы ячейки указывают на склонность к творчеству, рассудительность и спокойный характер.

Большое количество ячеек геометрической формы – показатель скептицизма в оценках и склонности к анализу.

Угловатые, неровные ячейки – эмоциональная неуравновешенность, стресс, раздражение.

Участники садятся в удобную позу, расслабляются и закрывают глаза.

Они должны представить розовый куст - корни, стебли с листьями, закрытые зеленью цветочные бутоны. Должны рассмотреть все мельчайшие детали.

Затем раскрываются внутренние лепестки и внутри вас тоже должен начать раскрываться цветок.

Роза и участник расцветает в одном темпе. Она - это он. Он чувствует ее тонкий аромат.

В центре есть источник всех сил, источник жизни. Там есть образ, образ прекрасного. Просто наблюдайте его, не оценивая, наслаждайтесь им, впитывайте его. Проникнитесь красотой.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Рисование - самый популярный метод арт-терапии.

Произвольный, тематический, сюжетный, хаотический, раскраски... О мастерстве и таланте в арт-терапии речь не идет.

Главное - получить огромное удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления.

Рисунок - это отражение нашего бессознательного Я. Мы переносим свое состояние на лист бумаги, а потом моделируем его с помощью изменения рисунка.

Как внести позитив в свою жизнь при помощи арт-терапии?

*********************

Розовый Куст

Почему жизнь вас не радует? Психолог ДЖОН АЛАН разработал тест под названием «Розовый куст». Например, кто-то нарисует пышный куст в шикарном саду - значит, у человека все в порядке, он в буквальном смысле «цветет и пахнет». А кто-то изобразит чахлый, с облетевшими листьями и вялыми бутонами куст на фоне полуразрушенного дома. Значит, у него - подавленное состояние.

Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир.

Нет ничего более индивидуального, чем неожиданный рисунок. «Розовый куст» - это метафора человека, его состояния.

Что с этим делать? На протяжении примерно 2-х недель снова и снова рисуйте куст, представляя, что за ним ухаживают, поливают. На нем появляются листочки, распускаются бутоны. Куст может измениться, а вслед за ним изменитесь и вы!



*****************************

УПРАЖНЕНИЕ РОЗОВЫЙ КУСТ

Введение

С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого "Я". В Китае таким цветком был <Золотой цветок", в Индии и на Тибете - лотос, в Европе и Персии - роза. Примером этому могут служить <Песнь о розе> французских трубадуров, <вечная роза>, так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

Обычно Высшее <Я> символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еше более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка - развитие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего <Я>.

Порядок выполнения

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.

3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

4. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.

5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.

6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).

8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически - вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

Детям предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить, что все они превращаются в красивые цветочные кусты, а вся группа (класс) становится похожа на цветущий розовый сад. Каждый ребенок может превратиться в любой куст, в тот, который ему больше всего нравится.

После превращения группа обсуждает, в какой куст превратился каждый ребенок.

Этот куст маленький или большой?

Сильный или слабый?

Есть ли на этом кусте цветы, если есть, то какие? Какого они цвета? Их много или мало? Это распустившиеся цветы или просто бутоны?

Есть ли на кусте листья? Как они выглядят?

Как выглядят побеги и ветви?

Есть ли у этого куста корни? Какие они: прямые или длинные и изогнутые? Как глубоко они проникают в землю?

Есть ли на кусте шипы?

Где растет этот куст: во дворе, в парке, в пустыне, а может быть, на Луне или на другой планете?

Он стоит в горшке или растет на земле, а может быть, пробивается сквозь бетон или асфальт?

Что находится вокруг куста? Есть ли вокруг него деревья, животные, птицы или люди?

Кто ухаживает за кустом?

Есть ли вокруг него ограда, а может быть, камни или скалы?

Это упражнение не только помогает детям успокоиться и отвлечься от негативных эмоций, но и стимулирует их воображение, предлагает различные варианты и возможности для формирования образа.

Ребенок садится ближе к краю стула, опирается на его спинку. Руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены.

Голова опущена на грудь, глаза закрыты. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая - очень легкая, простая:

Замедляются движенья, исчезает напряженье...

И становится понятно - расслабление приятно!

Рисунок дома -- Рисунок дома - это отображение вашего эго. Есть ли у вашего дома окна, двери, какого они размера и формы, есть ли решетки на окнах и засовы на дверях - все это на бессознательном уровне отражает, насколько вы открыты для мира, как сосуществуете с окружающими. Важно только не преувеличивать свои проблемы.

Готовых ответов нет - психолог не выносит приговор. Вы сами в силах понять почему ваш дом выглядит именно так, что это означает для вас.

Например, если в вашем доме нет двери, то это может свидетельствовать о временном желании уединения, страхе, обиде или боязни общения с людьми.

У всех есть понятие о границах в общении и личном пространстве. С разными людьми мы их то расширяем, то сужаем так, чтобы нам было комфортно. С коллегами у нас одна дистанция, а с близкими людьми - совсем другая.

можно сделать вывод, что вы считаете, что все вертится вокруг вас. Скорее всего, он не дифференцирует «мое - чужое», «я - он». Если рисунок, напротив, очень мал, то ситуация у вас обратная.

Диагностика в арт-терапии:

КВАДРАТ- это фигура, обозначающая полную уверенность в себе.

ТРЕУГОЛЬНИК - устойчивая фигура, но если он стоит на остром угле, то это уже говорит о том, что человеку не хватает каких-то ресурсов, уверенности.

КРУГ - женская фигура, символизирует материнское чрево. То есть олицетворяет защиту. Во всех фантастических сюжетах герои, которые хотят обезопасить себя, очерчивают вокруг себя эту фигуру.

Что дает арт-терапия?

Если вы, рисуя, всегда выходите за границы и вам нужен еще один лист, чтобы рисунок «поместился»,

Вам чего-то не хватает в жизни (активности, уверенности, терпения, жизнелюбия)? Так подарите это себе!

Как часто нас переполняет злость на кого-то, отбирая массу энергии! Вместо того чтобы ругаться, исчеркайте бумагу, постепенно находя и позитивные стороны.

Вы, мягко говоря, «темпераментная женщина», у вас нет больше сервизов для битья? Несколькими цветными карандашами «изливайте» свои чувства, пока не остынете.

ТАЛИСМАН

Вы беспокоитесь о каком-то важном деле? Нарисуйте «позитивный резу льтат» своих желаний (это могут быть и чувства). Разглядывайте его почаще - это ваш талисман!

Вы не уверены, что знаете, куда двигаться дальше? Нарисуйте ваш путь к успеху таким, каким вы его видите. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете прилив энергии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Вы можете прислать свой вопрос и получить от него ответ, рекомендуем воспользоваться услугой "Он-лайн консультация" на сайте www.Centresh.ru

Возьмите лист бумаги формата А4, карандаш и краски. Нарисуйте то, что бы вы хотели подарить своему внутреннему ребенку. Это могут быть цветы, солнце, любовь и многое другое. В завершение работы напишите десять благодарностей своему детству.

Рис. 1. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 55 лет, во время стресса (см. иллюстрации).

Рис. 2. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 60 лет, 5 лет спустя (см. иллюстрации).

Коррекция внутреннего состояния

Что делать, если ваш внутренний ребенок на рисунке получился грустным, плачущим и т. п.? Можно попробовать свое состояние изменить, рисуя как можно чаще своего внутреннего ребенка, общаться с ним, помня, что это часть вашей души. Увидите, ваш внутренний ребенок повеселеет, станет другим на рисунке, ведь вы его не забываете, а значит, у него нет причин для грусти. Вслед за этим и у вас потеплеет на душе.

Рис. 3. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Елены, 38 лет

Рис. 4. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Елены, 38 лет

Рис. 5. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Татьяны, 43 года

Рис. 6. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Татьяны, 43 года

Методика «Розовый куст»

Данная методика позволяет получить ценную информацию о внутреннем мире человека. Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир, а розовый куст является метафорой вашего состояния. Разработал эту методику психолог Джон Алан .

Выполнение

Для выполнения методики понадобится лист бумаги А4, простой и цветные карандаши, акварельные краски или фломастеры. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь, дышите ровно, сосредоточившись на своих телесных ощущениях. Пустите в ход свое воображение и представьте себе, что вы превратились в куст роз, который внимательно рассмотрите. Какой это куст: маленький или большой, высокий или низкий? Есть ли на нем цветы, и какие они: в виде бутонов или с распущенными цветами, какие ветки – с шипами, с листьями или без них? Есть ли у вашего воображаемого куста корни, как глубоко они проникают в землю. А где растет куст: в городе, в пустыне, на клумбе или находится в вазе? Есть ли вокруг куста забор, деревья, другие цветы? Кто ухаживает за кустом? А когда наступают холода, как он себя чувствует? Попробуйте до тончайших деталей представить, каково это быть розовым кустом. Откройте глаза и нарисуйте себя в виде розового куста. Сначала сделайте на листе бумаги набросок простым карандашом, а затем раскрасьте рисунок так, как захотите.

Интерпретация рисунка

♦ Размер рисунка

Куст роз нарисован маленьким по отношению к листу бумаги – говорит о неуверенности человека, чем меньше рисунок по отношению к альбомному листу, тем ярче проявляется такое качество.

Куст роз очень большой, буквально не помещается на листе бумаги – указывает на сильную эгоцентричную позицию и импульсивность.

♦ Цвет

Черный цвет, темно-коричневый, серый и все темные цвета в рисунке говорят о возможном неблагополучном эмоциональном фоне человека.

Все яркие, сочные, теплые краски и их оттенки, которыми раскрашен рисунок, являются признаками психологического благополучия и внутренней гармонии.

♦ Благополучные признаки рисунка

Пышный куст с густой листвой, с крепкими корнями, с многочисленными бутонами или распустившимися цветками, который растет с другими такими же кустами. На благополучие внутреннего состояния человека могут указывать также нарисованное солнце, небо, яркие цветы, отсутствие всяких ограждений и т. д.

♦ Неблагополучные признаки рисунка

Большое количество колючек и шипов на ветвях – признак агрессивности, но в то же время может означать потребность в защите, чувстве безопасности.

Голые ветви без листьев, корней, куст растет одиноко в пустыне или висит буквально в воздухе – говорят о возможном внутреннем одиночестве, опустошенности, недостатке душевного тепла.

Сломанные цветы на кусте или срезанные в вазе – признак неблагополучия, возможная психологическая травма.

Забор, ограда или частокол вокруг куста – указывают на подавление каких-то страхов в себе, ограничения в действиях.

Рисунок расположен внизу альбомного листа – говорит о душевном дискомфорте.

Анализ рисунков

Екатерина, 49 лет . Жизнь сложилась благополучно, правда, в последнее время ощущает себя неуверенно. На фирме, в которой она работает, начались сокращения сотрудников, и у нее возникли переживания, что ее могут уволить. По характеру оптимистка, и тот пышный, красивый куст с красными, распустившимися розами, с большим количеством листьев, которые она нарисовала, говорит не только об этом, но и о ее внутреннем благополучном состоянии. Корни, уходящие в землю, указывают на прочность ее положения и что в настоящий момент ей переживать не стоит.

Рис. 7. «Розовый куст». Рисунок Екатерины, 49 лет (см. иллюстрации).

Николай, 69 лет . На пенсии, но до сих пор занимается спортом и физической закалкой. Женат много лет. Живут дружно и хорошо со своей женой. По характеру спокойный, но замкнутый. На просьбу сначала представить, а затем нарисовать куст роз откликнулся мгновенно, сказав, что уже этот куст видит в своем воображении. На рисунок у него ушло не более 5 минут, и вот что получилось. Нельзя сказать, что куст густой, всего четыре ветки с небольшим количеством листьев. Зато хорошо видны шипы на ветвях, что указывает на потребность в защите, обретение чувства безопасности. Маленький заборчик вокруг куста указывает на подавление каких-то страхов в себе и ограничение в своих действиях.Коррекция внутреннего состояния

Что делать, если ваш рисунок содержит большое количество неблагополучных признаков? Вы можете самостоятельно изменить свое состояние. Для этого в течение двух недель снова и снова рисуйте куст роз, представляя, как за ним ухаживают, как его поливают, как через какое-то время на нем распускаются бутоны, появляются ярко-зеленые молодые листики. Куст может измениться, а вслед за ним изменится и ваше состояние, изменитесь вы.

Тест «Мой автопортрет»

В наших автопортретах «свернуты» маленькие рассказы не только о нас самих, но и о тех людях, которые нас окружают или окружали, о тех чувствах, которыми мы связаны с ними.

Загрузка...