crimea-fun.ru

Ранний железный век. Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов Каменные и медные орудия труда

Палеометаллическая эпоха - качественно новый период в истории. Она дала человечеству много принципиально нового в материальной и духовной культуре. Среди изобретений, ставших достоянием человечества, начало горнорудного дела и освоение способов получения металла, т. е. нового материала для изготовления орудий труда и бытовых предметов. Эта археологическая эпоха отмечена появлением колеса и колесного транспорта с использованием тягловой силы животных. Надо отметить, что в энеолите тягловым животным был бык. Орудия труда - это уже медные и бронзовые серпы, кельты, наконечники стрел и копий. Наконец, можно говорить и об отмеченных в археологии контактах и передвижениях, особенно вдоль степного пояса Евразии, преодолении определенной замкнутости историко-культурных археологических образований, характерных для неолита.

Монументальные каменные стелы в степях, наскальные изображения, орнаменты сосудов несут отпечаток нового мировоззрения древних скотоводов и земледельцев.

Из отдельных, часто разрозненных центров земледелия и скотоводства образовались крупные хозяйственные зоны, включавшие значительные территории в Европе и Азии. Исторически оформились две формы производящего хозяйства: старого, основанного на оседлом поливном и пойменном земледелии, и нового - перспективно развивающегося животноводства. Была преодолена территориальная ограниченность производящего хозяйства, основанного на ирригационном земледелии. Животноводческая направленность хозяйства давала более быстрое воспроизводство продуктов питания и получение прибавочного продукта при низких трудовых затратах. Простор в этом отношении открывали степи, предгорные и горно-долинные зоны, которые начали осваиваться в энеолите. Произошел колоссальный прорыв в производящем хозяйстве, качественный скачок в его развитии - завершилось первое крупное общественное разделение труда.

В эпоху палеометалла закладываются основы цивилизации: появляются крупные поселения, возникает протогородская культура.

Энеолит связан с освоением нового материала - металла. Медь была первым металлом, из которого стали делать сначала украшения, а позже орудия труда. Местами добычи меди были горные территории - Передняя Азия, Кавказ, Балканы, т. е. районы, богатые медью.

Известны два способа обработки меди - холодный и горячий. Трудно сказать, какой из них освоен первым. Орудия могли быть изготовлены холодным способом, т. е. способом ковки. В руки людей попадали куски самородной меди, и, применяя к ним традиционную обработку, человек открывал для себя особые свойства материала, его способность коваться. Наряду с этим познавались и другие свойства самородной меди или кусков медной руды - способность плавиться в костре и принимать любую форму.

В III тысячелетии до н. э. в предгорных районах, богатых полиметаллическими рудами, а во II тысячелетии почти повсеместно в Евразии распространяются изделия из бронзы. Освоив производство бронзы, люди приобрели более совершенный по своим качествам материал для изготовления орудий труда. Бронза - это сплав меди и олова. Однако ее часто получали и из других сплавов: менее качественную бронзу можно получить из сплава меди с мышьяком, сурьмой или даже серой. Бронза - сплав более твердый, чем медь. Твердость бронзы увеличивается в зависимости от количества олова: чем больше в сплаве олова, тем тверже бронза. Но когда количество олова в сплаве начинает превышать 30%, эти качества исчезают. Не менее важной является и другая особенность: бронза плавится при довольно низкой температуре - 700-900 °С, а медь - при 1084 °С.

С полезными свойствами бронзы, очевидно, познакомились случайно, выплавляя медь из кусков полиметаллических руд, в силу особенностей которых бронза получалась естественно. Позднее, познав причину качественных изменений металла, бронзу получали путем плавки, добавляя олово в нужных количествах. Однако и бронзовые орудия не смогли полностью вытеснить каменные. Это объясняется рядом причин, и прежде всего тем, что руды, из которых выплавляли бронзу, распространены далеко не везде. Поэтому значительного развития в эпоху бронзы достигли народы, проживающие в богатых рудами районах. Так сложились горно-металлургические области и отдельные центры добычи полиметаллических руд. Горно-металлургическая область - это достаточно обширная геолого-географическая территория с доступными для обработки рудными ресурсами. Внутри таких областей исторически выделяются отдельные центры. Раньше всего выделились Кавказ с его рудными месторождениями, Урал, а на востоке - территория Казахстана, Алтае-Са-янское нагорье, Средняя Азия (горная часть) и Забайкалье.

Древние выработки были небольшими и устраивались в тех местах, где рудные жилы выходили прямо на поверхность или залегали совсем неглубоко. Формы и размеры выработок, как правило, соответствовали форме рудной жилы. В древности разрабатывались в основном окисленные руды. Руду дробили каменными молотами. В тех случаях, когда встречались твердые участки, применялся метод поджога. Для этого участок рудной жилы сначала нагревали с помощью костра, а потом охлаждали водой, после чего выбирали растрескавшуюся породу. Выносили руду из шахт в кожаных мешках. В местах добычи руду подготавливали к плавке. Металл выплавлялся из руды, которую предварительно дробили массивными каменными молотками округлой формы на специальных плитах, а затем растирали в специальных каменных ступах.

Выплавка металла происходила в специальных ямах, а позднее в керамических горшках и примитивных печах. Яму загружали послойно древесным углем и рудой, затем разжигали костер. По окончании плавки металл выбирали из углубления, куда он стекал, застывая в виде лепешки. Выплавленный металл очищали проковкой. Для этого кусок металла разрубали на более мелкие части, складывали в специальный толстостенный глиняный или каменный ковш, так называемый тигль, и нагревали до жидкого состояния. Потом нагретый металл разливали в формы.

В палеметаллическую эпоху сложилась технология первобытного литья. Формы для литья делали из мягкого сланца, известняка, песчаника и глины, позже из металла. Они были различными по устройству, в зависимости от то го, что нужно было отлить. Простые ножи, серпы, некоторые украшения чаще всего отливали в открытых односторонних формах. Для этого на каменной плите вышлифовывали углубление по форме будущего предмета и заливали туда расплавленный металл. В такой форме отливали предметы по несколько раз, смазывая ее жиром. Более сложные и объемные предметы отливали в составных формах, изготовление которых было делом сложным. Их тоже делали по готовым предметам или моделям, вылепленным из воска или вырезанным из дерева. Составная форма собиралась из разъемных створок, внутри она была полая и точно передавала форму предмета, который собирались отливать. Створки формы плотно соединяли, а в отверстие заливали металл. Некоторые формы использовались неоднократно, другие служили только один раз, после чего их разбивали. Так поступали в том случае, если бронзовую вещь отливали способом вытеснения. Восковую модель предмета обмазывали глиной, которая, застывая, превращалась в форму. Внутрь через отверстие заливали расплавленный металл. Металл застывал, форму разбивали и получали готовый предмет. Полученные способом отливки предметы дополнительно обрабатывали: убирали наплывы металла, затачивали.

Весь процесс возникшего металлургического производства состоял из ряда последовательных операций - добыча руды и ее подготовка, выплавка металла, литейное производство, заливка металла в формы и получение заготовок изделий и обработка полученных изделий - и требовал знаний, навыков и профессиональной подготовки.

Из металла изготавливали основные предметы: ножи, серпы, наконечники копий, стрел и так называемые кельты. Кельт представляет собой полый клин с острым лезвием, достаточно тяжелый, с отверстием или проушинами по бокам, с помощью которых он крепился к ручке. Применение этого универсального орудия зависело от того, как его надевали на ручку,- он мог быть топором, им можно было рубить, он мог быть заступом, теслом или наконечником мотыги.

С началом эпохи металла тесно связано расширение культурных контактов между народами, удаленными друг от друга. В это время возникает обмен между племенами, владевшими бронзой, и остальным населением, между скотоводческими и земледельческими племенами.

Изобретение колеса было своего рода революцией в области техники, повлияло на материальное производство, представления человека, его духовную культуру. Колесо, круг, движение, окружность воспринимаемого мира, круг солнца и его движение - все это приобретало новый смысл и находило объяснение. В эволюции колеса в археологии выделяются два периода. Древнейшие колеса были сплошными, это круги без втулки и спиц или круги, соединенные из двух половинок. Они наглухо крепились на ось. Позже, в эпоху бронзы, появляются легкие колеса с втулкой и спицами.

Историю Евразии необходимо рассматривать в контексте тех процессов, которые являются предметом изучения истории Древнего мира. Энеолит и эпоха бронзы в контексте мировой истории - это время складывания древнейших, первичных цивилизаций Месопотамии и Ирана, харапской цивилизации Махенджо-Даро в Индии, расцвета Урука, раннединастического периода Шумера и додинастического периода, а потом Древнего и Среднего царств в Древнем Египте. В Юго-Восточной Европе это период Крито-Микенской Греции, Трои, дворцовых комплексов в Микенах и Клосе. На Востоке на территории Среднекитайской равнины на базе племен так называемой крашеной керамики культуры яньшао складываются раннегосударственные объединения Ся, Шан-Инь и Чжоу, известные как период «трех царств». На другом континенте, в Мезоамерике, в конце II тысячелетия до н. э. создается древнейшая в тех местах цивилизация ольмеков.

Эти цивилизационные процессы не были изолированными, особенно в Евразии. Цивилизационные процессы, отмеченные известными сейчас археологическими культурами, составляли характерное явление периода энеолита и бронзы конца IV-II тысячелетия до н. э.

Завершающей стадией каменного века стала эпоха неолита (нового каменного века), которая охватывала VI-IV тыс. до. Н X и характеризовалась большими изменениями в экономике, вызванными истощением охотничьих х ресурсов, кризисом присваивающего и зарождением производящего хозяйства. Наряду с традиционными формами хозяйствования - охотой, рыболовством и собирательством - зарождаются и распространяются новые - скотоводство и земледелие. Процесс перехода от присваивающего форм хозяйствования к воспроизводящим был качественно новым этапом в истории человечества, современные ученые называют"неолитической революциейцією".

Для изготовления орудий труда продолжает использоваться традиционная сырье - камень, кость, рог, дерево. Но появляются новые методы их обработки - кроме простого обивка, еще и пиления, шлифования и примитивное сверленияя.

Одним из важных достижений становится изготовление глиняной посуды. Выжженная на огне глина была первым искусственным материалом, который создал человек

В социальном аспекте неолитическая эпоха была временем расцвета родового строя. Основу производственных отношений составляла общая собственность рода на орудия и продукты труда

На сегодня в Украине в долинах. Днепра,. Северского. Донца,. Южного. Буга,. Днестра,. Десны,. Припяти и других рек выявлено около 600 неолитических поселений

Энеолит

Качественно новым периодом развития первобытного общества стал медно-каменный век (энеолит), который в пределах Украины датируется IV-III тыс. до. Н X. В это время появляются первые металлические изделия - медные и золотые и. Основными занятиями населения становятся земледелие и скотоводство. Зарождается пашенное земледелие с использованием тягловой силы быка. Было изобретено колесо, а затем появился колесный транснспорт.

Развитие земледелия, скотоводства, ремесла и обмена привело к значительным изменениям в древнем обществе. Выполнять тяжелые физические работы мог преимущественно человек. Поэтому главная роль в семье переходит от м матери к отцу, родственные связи стали вестись по отцовской линии. Вместо матриархата постепенно утверждается патриархат. Родовая организация меняется соседской общиной. Хозяйственной основой ста а патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений родственников по отцовской линиилінії.

Среди энеолитических племен на территории современной Украины ведущее место занимали земледельческие племена трипольской культуры. Распространена на территории от. Верхней. Приднестровья и. Южной. Волыни в. Сере едньои. Приднепровья и. Причерноморья эта культура достигла наивысшего развития в течение IV-III тыс. до. Н X (известный украинский исследователь. М. Видейко, согласно данным радиоуглеродных анализов, датирует пе рший этап трипольской цивилизации 5400-4600pp до. Н X). Она была вершиной развитию энеолитических земледельческих общин в. Европе, мало чем уступая ранним цивилизациям. Древнего. Востока V-IV тыс. до. Н X. Название получила от исследованного конце XIX в украинских археологом. В. Хвойкой поселения вблизи с. Триполье на. Киевщинелля на. Київщині.

Образовалась Трипольская культура на основе древних автохтонных (греч. - местных, коренных) культур и неолитических культур. Балкано-Дунайского региона и несла в себе традиции первых земледельческих о отоцивилизации. Ближнего. Востока и. Южной. Европы. В Украине выявлено более тысячи памятников. Трипольской культуры. Они сгруппированы в трех районах: всего в. Средней. Приднестровье,. Надпрутти и. На дбужжи, меньше в. Приднепровьяині.

Племена трипольской культуры жили в поселениях, застроенных деревянно-глинобитными наземными сооружениями, расположенными преимущественно одним или несколькими концентрическими кругами. В основном это были родовые или племенные длительные поселения, насчитывавшие несколько десятков усадеб. Здания имели форму четырехугольника правильной формы. В землю убивали дубовые столбы, между которыми плели стены из хвороста, который вымазывали глу ной, сверху накрывали соломой или камышом. Крыша была двускатная, с отверстием для дыма, пол мазали глиной, посреди комнаты стояла большая печь, у которой располагали лежанки из глины. Стены и печь др. оде разрисовывалиували.

Известны также поселения-гиганты площадью от 150 до 450 га, которые насчитывали более 2 тыс жилищ. Здесь уже существовала квартальная застройка, многие дома строили двух-и даже трехэтажными. Фактически, это д древние протогорода со значительным количеством жителей, местами достигала 16-20тыс человек. В них сосредоточено экономическую жизнь, они были административными, военными, идеологическими ячейкамдками.

По мнению исследователей, трипольские поселения существовали лишь 50-80 лет, а затем их сжигали в связи с потерей плодородия почв и вырубкой окрестных лесов для нужд строительства и надровий. Поэтому д приходилось искать другой, еще никем не занятую, участок лесостепи и начинать все сначалау.

В основе общественного устройства трипольских племен лежали матриархальные, а впоследствии и патриархальные родовые отношения. Основным звеном трипольского общества была небольшая семья. Семьи объединялись в роды и, несколько родов составляли племя, группа племен образовывала межплеменные объединения, имевшие свои этнографические особенности . По разным подсчетам, численность населения трипольской культуры на территории современной Украины на протяжении IV тыс. до. Н X составляла от 0,4 до 2 млн осин осіб.

Основным занятием трипольцев было земледелие. Сеяли ячмень, просо, пшеницу, выращивали садово-огородные культуры. Пашню спушувалы деревянной мотыгой с каменным или костяным наконечником, позднее - ралом. Во время археологических раскопок трипольских поселений находили деревянные и костяные серпы с кремневыми вкладкой и каменные зернотерткы, на которых терли зерно на мукшно.

Определенного уровня достигло животноводство. Трипольцы разводили преимущественно большой и мелкий рогатый скот, свиней и частично лошадей. Как тягловую силу использовали быков, которыми пахали поля, их запрягали в повозки возможно санни.

Среди ремесел значительного развития достигли кожевничество (выделка кожи животных), кушнирство, прядение, ткачество. Трипольские племена впервые на территории Украины начали пользоваться изделиями из меди, освоили х холодное и горячее ковки и сварки меди. Очень высокого технического и художественного уровня достигло керамическое производство . Местные гончары совершенстве владели сложной технологией изготовления керамики, вж е зная гончарный круг, изготавливали огромное количество разнообразной посуды. Его украшали орнаментом белого, черного, красного и желтого цветов. Наряду с бытовым использовали и культовый по супосуд.

Найдено немало глиняных женских фигурок, создание которых связывали с религиозным культом, который пришел в Украину, очевидно, из. Малой. Азии и стал основой распространенного культа богини-матери. В селе. Кошилевцы эти на. Тернопольщине найдено уникальное изображение головы быка, на лобовой поверхности которого наколами воспроизведен силуэт женщины с поднятыми вверх руками, т.е. в позе, напоминающей изображение богоматери. Оран ты, известной в. Средиземноморье. Имея сложную систему орнаментов и знаков, трипольцы были очень близки к созданию письмма.

По этнографическим признакам трипольская культура очень близка и похожа на украинский частности, много ведущих мотивов трипольского орнамента до сих пор сохранились в украинских народных вышивках коврах, народной керамике, особенно в украинских пасхальных писанках. Жилье трипольской культуры очень напоминает украинскую сельскую хату XIX в. Наконец, основным занятием трипольцев, как и украинский, было земледелие. Все это дает основания утверждать, что население трипольской культуры стало праоснову украинский народроду.

Исследуя памятники трипольской и последующих культур,. В. Хвойка пришел к выводу о автохтонность жителей. Поднепровья. Это позволило выдвинуть и развить идею о поступательном этническое развитие украинской аинцив со времен трипольской культуры через скифские племена современным украинскимів.

Основными причинами упадка. Трипольской культуры, по мнению ученых, были изменение теплого и влажного климата на значительно засушливый, что делало невозможным эксплуатацию остатков экосистемы лесостепи в прежний шних масштабах, общая неразвитость материального производства и разрушительные внешние воздействия, в частности усиление степных племен ямной культуры, лесных племен в. Среднем. Поднепровье, некоторых племен культуры шаровидных амфор на. Волыни. В середине III тыс. до н е с распространением на ее территорию названных племен она прекратила свое существованиеання.

По энеолита воспроизводительное хозяйство получает распространение и в других регионах Украины, в частности. Степи и южной полосе левобережной. Лесостепи, где проживали скотоводческие племена. Наряду со скотоводством они активно занимались и рыболовством, охотой, собирательством, частично земледелием.

Через свой подвижно-оседлый образ жизни скотоводы почти не оставили поселений, поэтому основным источником для изучения их деятельности и быта являются погребальные памятники - многочисленные курганы, например. Мариупольский и могильник, и в настоящее время возвышаются в. Степи. Эти насыпи, отдельные из которых было окружено большими каменными плитами или деревянными бревнами, поставленными вплотную друг к другу по кругу, по мнению исследователей, с имволизувалы связь с предками, а через них - и связь с определенной территорией, прошлого с настоящим, были своеобразными храмами. Яркой особенностью скотоводческой культуры стала также каменная антропоморфная ск ульптура, в частности, менгир - удлиненный и установлен вертикально камень, издали напоминал человеческую фигуру. Со временем появились стелы с едва намеченными головой и плечами, иногда покрытые высеченными символическими знаками, сценами, орнаментомтом.

Есть основания считать, что с скотоводческими племенами украинских степей связано становление индоевропейской общности, а также возникновения и распространения индоевропейского круга языков частности, как считает видо омой ученый. Ю. Павленко, зоной консолидации индо-арийских ("арья"означает благородный) племен были южные районы от. Нижнего. Днепра через. Крым и. Приазовье до. Северного. Кавказа, а ирано-арийских - степные и лесостепные районы. Донбасса,. Подонья и. Среднее. Поволжьежя.

Результатом миграций индоевропейских племен в лесостепные и лесные районы. Централь но-Восточной. Европы, а также, с одной стороны, языковой ассимиляции местных жителей, а с другой - восприятие пришельцам мы многих элементов культурно-бытовых комплекса туземцев - стало формирование на пространстве от. Южной. Скандинавии и. Нижнего. Рейна до верховьев. Волги и. Днепровского Левобережья г рупы родственных германо-балто-славянских племен, примерно с начала II тыс. до. Н X представлены двумя ветвями: западной - прагерманською и восточной - балто-славянском. Последняя течение этого же тысячелетия постепенно разветвляется на прибалтийские и праславянские сообщества, занимающие территории в соответствии севернее и южнее. Припятского. Полесья. В формировании праславянского. Перед ости значительную роль сыграли ассимилированы (в языковом отношении) племенами индоевропейской общности потомки. Трипольской культурьтури.

Бронзовый век

На смену медно-каменном возрастные пришел бронзовый (II - нач I тыс до. Н X), существенной чертой которого было распространение изделий из бронзы - первого искусственно созданного человеком металлического сплава. В современных границах. Ук страны бронзовый век характеризуется прежде быстрым развитием скотоводства и земледелия, способствовало завершению процесса выделения скотоводческих племен из среды земледельческих. Это был первый велики и общественное разделение труда. Высоким был уровень общественного ремесла, прежде гончарного и бронзоплавильного. Возникли местные центры металлургии и обработки бронзы. Обмен приобрел постоянного и регионального характерхарактеру.

С ростом производительности земледелия и скотоводства, развитием металлургии появлялся избыток продуктов, сосредоточивался в руках отдельных родовых групп или племенной верхушки. Все это привело к. ВИЗР ревания внутренних и внешне-племенных социальных противоречий. Начала быстро совершенствоваться оружие, сводятся укрепленные поселения. Очевидно, необходимость защиты отдельных групп населения от нападений соседей побудила к консолидации племен на уровне союзезів.

Заметные сдвиги происходили и в сфере развития позитивных знаний, изобразительного искусства, всей духовной культуры. Возникла монументальная каменная антропоморфная скульптура , усложнилась система религий йних верований, появились зародыши будущего письма - пиктограмми.

Ранний железный век

Освоение производства железа в начале I тыс до. Н X способствовало дальнейшему развитию общества. Благодаря распространению различных ремесел и успехам земледелия произошло второе крупное общественное разделение труда: ремесло в отделилось от земледелия (третий - связанный с отделением торговли). Усилилась имущественная и социальная дифференциация общества, создав необходимые предпосылки для возникновения сословно-классовой их отношений и государствержави.

Ранний железный век в Украине связан с киммерийской, скифо-сармато-античной и раннеславянские культурами. Основой хозяйства оставалось земледелие. Широко применялись железные орудия п труда. Животноводство стало домашним, возникло птицеводство. В степной зоне развивалось кочевое скотоводство. Большое значение приобрело железоделательное ремесло. Широко использовался гончарный круг. Население, проживало на территории современной Украины, поддерживало тесные контакты с древними соседними цивилизациямзаціями.

В ранний железный период в Украине выделяется несколько культур, среди которых важное значение имели пшеворская, зарубинецкой и черняховской. Они охватывали. И в в. Н X - VII вв после. Н X совершенствовались ся орудия труда, развивалось сельское хозяйство, ремесла, углублялся обмен Черняховская культура . В. ПИ-IV вв после. Н X обусловила появление одного из первых мощных праукраинских образований -. Антськог в государственном объединении об"єднання.

Энеолит

Энеолит. Новая материальная фиксация научных знаний.


1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

1.2. Век меди и бронзы

2. ПОНЯТИЕ ЭПОХИ ЭНЕОЛИТА. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Содержание понятия "энеолит"

Выводы

Литература

1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

1.1. Каменный век: от палеолита к неолиту

История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем. Одной из наиболее распространенных периодизаций этой формации является археологическая, т.е. деление ее на каменный век, меднокаменный (энеолит ), бронзовый и ранний железный века. В основу этой периодизации положен принцип преобладания того или иного материала в производстве орудий труда. Каменный век, самый длительный в истории людей, делят еще на палеолит - древний каменный век, мезолит - средний каменный век и неолит - новый каменный век. В свою очередь палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний). В эпоху раннего палеолита идет процесс антропогенеза - возникновения и развития "человека разумного". Согласно научному подходу, человек выделился из животного царства благодаря труду, систематическому изготовлению орудий труда. В процессе трудовой деятельности совершенствовалась человеческая рука, появилась и стала развиваться речь. Наука за последние десятилетия все более удревняет явление очеловечивания наших звероподобных предков, что в свою очередь заставляет искать ответы на новые вопросы. Недостающие звенья антропогенеза заполняются новыми находками, но появляются и новые лакуны. Первыми предками человека, которые вступили на долгий путь развития, были обезьяны - австралопитеки. Что же касается древнейших людей (архантропов), то, судя по находкам в Африке в последние десятилетия, их появление относится ко времени, отстоящему от нас на 2 - 2,5 млн лет. В конце раннего палеолита, около 100 тыс. лет тому назад, появился неандертальский человек, названный так по первой находке в Германии. Неандертальцы - палеоантропы, они стоят гораздо ближе к современному человеку, чем предшествующие им архантропы. Неандертальцы распространились весьма широко. Стоянки их на территории нашей страны обнаружены на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Казахстане, в низовьях Днепра и Дона, возле Волгограда. Большую роль в развитии человека начинает играть оледенение, менявшее состав животных и облик флоры. Неандертальцы научились добывать огонь, что было огромным завоеванием формирующегося человечества. У них, по всей видимости, появились уже первые зачатки идеологических представлений.

В позднем палеолите (40-35 тыс. лет тому назад) формируется человек современного типа (кроманьонский человек). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий: они становятся гораздо более разнообразными, иногда миниатюрными. Появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служила наскальная живопись. На стены пещер смесью природной охры с животным клеем наносились изображения носорогов, мамонтов, лошадей и т.д. (например, Каповая пещера в Башкирии). В эпоху палеолита постепенно изменяются и формы человеческих сообществ. От первобытного человеческого стада - к родовому строю, который и возникает в позднем палеолите. Основной ячейкой человеческого общества становится родовая община, для которой характерна общая собственность на основные средства производства. Переход к среднекаменному веку - мезолиту на нашей территории начался в XII-X тысячелетиях до н.э., а закончился в VII-V тысячелетиях до н.э. В это время человечество сделало много открытий. Важнейшим изобретением были лук и стрелы, что привело к возможности не загонной, а индивидуальной охоты, причем и на мелких живот- ных. Были сделаны первые шаги в направлении скотоводства. Была приручена собака. Некоторые ученые предполагают, что в конце мезолита были приручены свиньи, козы и овцы. Скотоводство, как вид хозяйственной деятельности сформировалось только в неолите, когда зародилось и земледелие. Переход к производящему хозяйству имеет такое необыкновенное значение для человечества и по масштабам каменного века произошел так быстро, что позволяет ученым говорить даже о неолитической "революции". Расширя- ется и усовершенствуется ассортимент каменных орудий труда, но появляются и принципиально новые материалы. Так, в неолите было освоено изготовление керамики, еще лепной, без гончарного круга. Освоено было и ткачество. Изобретена лодка и было положено начало судоходству. В неолите родоплеменной строй достигает более высокой стадии развития - создаются крупные объединения родов - племена, появляется межплеменной обмен и межплеменные связи.

1.2. Век меди и бронзы

Настоящим переворотом в жизни человечества было освоение металлов. Первым металлом, который люди научились добывать, была медь. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами, так как месторождения меди распределены весьма неравномерно по земле. Неолитическая община была уже гораздо менее замкнутой, чем община эпохи палеолита. Это время называется энеолитическим веком . Со временем на базе меди люди научились создавать новые сплавы - появилась бронза.

В эпоху энеолита (медно-каменный век, 4-3 тыс. до н. э.) людьми осваивается обработка меди. Усиливается развитие племён, люди живут в собственноручно построенных домах. Сами люди по внешнему облику уже мало отличались от современных людей.

Энеолит является переходной эпохой от неолита к бронзовому веку. В это время происходит знакомство населения с металлургией и металлообработкой меди. Основными материалами для изготовления орудий оставались камень и кость. Единичные металлические предметы - пластины, ножи, иглы, шилья и другие мелкие изделия - выполнены методом ковки.

Эпоха энеолита характеризуется распространением и упрочением производящих форм хозяйства, использованием нового природного материала - меди, изобретением колесного транспорта. На ряде обширных территорий, где возможности земледелия были ограничены, скотоводство имело широкие перспективы для выработки новых форм. Постепенно распространяясь в широтном и меридиональном направлении, скотоводство проникло в зону охотничье-рыболовческих культур, население которых достаточно быстро осознало его эффективность. В лесостепных районах производящее хозяйство сочеталось с традиционными формами присваивающего - охотой, рыбной ролью, собирательством. Внедрение новой экономики и ее особенности предопределили образование новых культур и системы связей, создание неизвестных ранее культов и традиций.

Идеологические воззрения и верования энеолитических земледельцев Восточной Европы представляли собой составную часть их бытия. Центральное место занимал культ плодородия, на что указывают глиняные женские фигурки, культовый инвентарь, роспись на сосудах, найденных в специально сооруженных святилищах. Особую группу составляют амулеты, связанные с культом солнечного быка и других животных, являвшихся объектом поклонения. Ритуальными являются и глиняные модели жилищ, в которых важнейшим сооружением была печь. Эти модели использовались в домашних обрядах во время выпечки хлеба и в магических действиях, направленных на обеспечение обильного урожая. В начале энеолитической эпохи, восприняв идеи скотоводства, лесостепные племена начали приручать диких лошадей, которые прежде являлись объектом охоты и издревле обитали на территории Волго-Уралья. Распространение крупного и мелкого рогатого скота происходило в результате продвижения энеолитических племен из западных районов Восточной Европы.
С началом коневодства стал утверждаться культ коня, что отразилось в устройстве жертвенников с черепами лошадей, распространении изображений лошади.
Религиозные верования лесостепных племен нашли отражение в практиковавшемся ими погребальном обряде. Открытие и исследование могильников показало, что по сравнению с предыдущей эпохой, идеологические представления племен, населявших территорию Самарского Поволжья, значительно изменились. Сооружение могильника - древнего кладбища - сопровождалось определенными ритуальными действиями, связанными с представлениями людей о жизни и смерти. Умерших соплеменников клали в неглубокие ямы в вытянутом положении на спине, головой на север или северо-восток. В одной могильной яме могли похоронить от одного до трех человек. Сверху тела посыпали охрой, красной краской, символизирующей кровь, жизнь, тепло.



2. ПОНЯТИЕ ЭПОХИ ЭНЕОЛИТА. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В табл. 1 приведено историческое положение эпохи энеолита в истории развития научных знаний о человечестве, в материальном развитии человечества и его влиянии на этноисторические процессы.

Таблица 1

Временные ступени 1

Археологическая характеристика

Антропологическая характеристика

4181 (5600)


Двуногое хождение

2584 (2600)

Начало орудийности

Астралопитековые

1597

Олдувай

Homo habilis 2

987 (1000)

Аббевиль (трудовая традиция)

Архантропы 2

610 (600)

Ранний ашель 5

Архантропы 2

377 (400)

Средний ашель 5

Палеантропы 3

233 (230)

Поздний ашель 5 4

Палеантропы

144 (140-120)

Раннее мустье 6

Палеантропы

Среднее мустье 6

Палеантропы

Позднее мустье 6

Палеантропы

34 (40)

Верхний палеолит ранний

Неоантропы

Верхний палеолит средний

Неоантропы

Верхний палеолит поздний 7

Неоантропы

Неолит

Современный человек

Энеолит

Современный человек

Ранняя бронза

Современный человек

Поздняя бронза

Современный человек

Ранний железный век

Современный человек

Поздний железный век

Современный человек

Примечания:

1. Единица счета 1 000 лет; временные ступени приведены без уточнения начала отсчета.

2. развитие в рамках биоценоза (биосферы).

3. овладение огнем, выход из биоценоза и становление ноосферы.

4. развитие в рамках ноосферы.

5. нижний палеолит, планетарная хронология, доистория.

6. средний палеолит, планетарная хронология, доистория.

7. региональные хронологии, региональная история.

2.1. Содержание понятия "энеолит".

Вначале я рассмотрю вопрос, что подразумевается под понятием "энеолит". Здесь мы сталкиваемся с различными подходами. Авторы тома "Энеолит СССР", подводя черту под списком имеющихся подходов к определению энеолита, выделяют два главных подхода: формально-семантический и содержательный. Авторами отмечается односторонность при использовании формально-семантического метода, так как при определении эпохи главное внимание уделяется наличию медных и каменных изделий и на этом все ограничивается. Такой подход использован во многих учебных пособиях и справочной литературе. Более результативным они считают другой метод – содержательный, так как в основе археологической периодизации лежит весь комплекс культурных элементов, носителями которых были древние племена, что нашло отражение в археологических материалах. Основателем этого метода явился Б.Б. Пиотровский. Необходимо отметить, что большим достижением разработчиков содержательного метода явилось осознание "энеолита" как самостоятельной археологической эпохи в развитии древних культур, когда происходит интенсивное развитие производящих форм экономики (в различных сочетаниях) и соответствующие им новые культурные традиции, которые и проявились в новых археологических наборах вещей – "…плоскодонная богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, прочные жилища с ровным полом".

Другие авторы отошли от противопоставления названных подходов при определении понятия "энеолит". Стало иным и направление исследований, когда используют возможности каждого из них в комплексе. Так А.В. Арциховский соединяет в своем определении "энеолит" как археологические признаки (формально-семантические), так и признаки исторического порядка (содержательные). Меднокаменный век, по определению исследователя, явился эпохой, когда "…появилась медь, но подавляющее преобладание в индустрии принадлежало еще камню, …это соответствует широкому распространению земледелия и скотоводства, …типичны поселения с расписной керамикой; характерные признаки: господство мотыжного земледелия, большие глинобитные дома первобытнообщинных коллективов, статуэтки родоначальниц, характерные для материнского рода".

В.Н. Черных связывает начало и развитие энеолитической эпохи с развитием Балкано-Карпатской металлургической провинции. Признаками (металлургическими) эпохи являются: "…появление кованных и отлитых в открытых формах изделий из меди без искусственных примесей; – распространение наряду с мелкими изделиями трех основных видов тяжелого медного оружия и орудий труда. Это совпадает с консолидацией огромных культурно-исторических общностей и культур; возникновение могучих культурных и производственных центров; переориентация культурных и экономических связей больших этнических групп".

Следует, однако, заметить, что в разработках критериев определения и содержания понятия "энеолит" исследователи, точки зрения которых изложены выше, основывались, в основном, лишь на материалах земледельческо-скотоводческих культур Средней Азии, Кавказа и Правобережной Украины, т.е. регионов с преобладающей земледельческой формой экономики. В отношении более северных районов – лесной зоны – сложилось мнение об энеолите, как о переходном периоде, в течение которого экономическое и социальное развитие шло особенно быстрыми темпами, когда "…на протяжении всего периода еще господствуют неолитические традиции" в социально-экономическом укладе и в быту. Появляются лишь редкие медные изделия, а каменная индустрия достигает совершенства, которого не наблюдается даже в неолите. Организация охотничье-рыболовческого хозяйства становится более сложной и производительной, стоянки более крупные и долговременные. Тогда же резко расширяются контакты между племенами и обмен.

В работе И.Б. Васильева и А.Т. Синюка рассматриваются вопросы происхождения и периодизации культур Днепро-Доно-Волжской лесостепи с привлечением материалов и степного региона. Подразумевая под "Энеолитом" самостоятельную археологическую эпоху, они подчеркивают, что она связана "…с появлением медных изделий любого назначения и тех археологических признаков, которыми обусловлено внедрение в жизнь металлообработки и металлургии, до распространения изделий из искусственных сплавов". По мнению исследователей, целью их изучения является выявление тех признаков, которые специфичны в различных географических зонах, и за которыми скрыты исторические явления, обусловленные развитием производящих форм хозяйства и металлургического производства.

Следующий шаг в разработке понятия "энеолит" был сделан И.Ф. Ковалевой. Ею поддержана та точка зрения, согласно которой при определении понятия "энеолит" оба подхода, технологический и экономический (в интерпретации И.Ф. Ковалевой) тесно взаимосвязаны. Первый определяет критерии выделения периода, второй – его содержание. Поэтому в качестве принципа, на основании которого следует судить об экономическом характере эпохи, выступает присутствие изделий из меди, но не единичных, а устойчивых типов. В экономическом же плане это вело к общему прогрессу в экономике, "…сложению скотоводческо-земледельческого хозяйства, сопровождавшегося перегруппировкой населения, формированию новых систем связей".

Нельзя не признать справедливости данной характеристики эпохи "энеолита", однако начало эпохи металла, с моей точки зрения, датируется моментом появления на памятниках первых, еще единичных находок из меди. Учитывая большую ценность этих изделий в то время, особенно на начальном этапе, когда каждая использованная вещь шла в переплавку, для отнесения памятника к энеолиту достаточно появления единичных находок из металла.

Наиболее верная точка зрения в отношении понятия "энеолит" Восточной Европы, на мой взгляд, высказана А.Т. Синюком. Автор отмечает тот факт, что начало энеолита следует связывать с появлением не только развитых типов медных изделий (т.к. они проникали позднее времени возникновения их как типов вообще под влиянием культур Балкано-Карпатской металлургической провинции), но и комплексов археологических признаков, "…которые материализуют явления, связанные с использованием меди: переоценку видов труда и самих изделий, появление новых культовых представлений и ритуалов, культурных переориентаций, новых форм межплеменных и межэтнических контактов". Эти признаки специфичны для различных ландшафтно-климатических зон или районов, где проживали племена, отличавшиеся спецификой экономики и культуры. А.Т. Синюк выделяет такой комплекс признаков, который характерен для ранней стадии энеолита: глиняная посуда с характерным воротничковым оформлением верха; с округлыми и плоскими днищами; с включением в систему орнамента волнистых прочерченных линий; наличие коллективных могильников с вытянутыми погребениями с украшениями из раковин, костяных зооморфных пластинок, с каменными навершиями булав "второго мариупольского типа", – признаками, характеризующими могильники мариупольского типа; жертвенниками с остатками лошадей; сопровождение погребений частями туш лошади; кости лошади среди фаунистических остатков в культурных слоях памятников; ножи на крупных ножевидных пластинах; первые изделия из меди и золота. Эти археологические признаки отражают, по мнению А.Т. Синюка, скотоводческое направление хозяйства племен, с преобладанием коневодства.

Таким образом, исследования целого ряда авторов показали, что "энеолит" является самостоятельной археологической эпохой, определение которой включает признаки как археологического, так и исторического порядка. Его материальные признаки являются новым уровнем фиксации научных знаний о развитии человечества.

Выводы

Как мной было рассмотрено, понятие "энеолит" имеет конкретное проявление в различных регионах или ландшафтных зонах Восточной Европы. Изучение материальной культуры и экономики населения, оставившего памятники, дают серию фактов, которые согласуются с определением "Энеолита" Восточно-европейской степи и лесостепи как "…самостоятельной эпохи в системе археологической периодизации, начинающейся с распространением культур, характеризуемых таким комплексом археологических признаков, которые обусловлены навыками изготовления первых медных изделий и распространением скотоводческого хозяйства, включая коневодство".

Поскольку факты являются основной формой научного знания, то материальные памятники энеолита являются их материальной фиксацией.

Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания,интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального. Факты определяются свойствами материальной действительности и в силу этого могут подтвердить или опровергнуть теорию.

В данной работе мной приведены факты новых научных знаний об истории развития человечества в эпоху энеолита:

1. Получение и использование в хозяйстве нового материала - меди. Внедрение металлообработки и металлургии.

2. Изобретение колесного транспорта.

3. Построение нового вида жилищ и использование печей.

4. Развитие коневодства.


Литература

1. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. 2-е изд. Л, 1979.

2. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.

3. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

4. Гурин Ю.Г. Памятники раннего энеолита бассейна Северского Донца.

5. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

6. Мезолит СССР / Археология СССР. М., 1989.

7. Палеолит СССР / Археология СССР. М., 1984.

8. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). - М.: "Советская энциклопедия", 1981. - 1600 с. с илл.

9. Энеолит СССР / Археология СССР. М., 1982

Основные события и изобретения:

  • o два направления развития хозяйства и культуры в энеолите: оседлое земледелие и скотоводство и скотоводство (степная Евразия);
  • o распространение естественного орошения в зонах земледелия;
  • o появление курганов в степях;
  • o погребения, содержащие скорченные, покрытые охрой скелеты;
  • o глинобитные дома, глиняные женские статуэтки и расписная керамика у оседлых земледельцев и скотоводов.

Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов

Правобережная Украина, Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии были территорией энеолитической культуры оседлого земледелия триполье-кукутени. Вместе с другими культурами она составляла обширную область Балкано-Дунайского энеолита. Свое название культура получила по открытым у с. Триполье глинобитным площадкам, оказавшимся полами жилищ. На территории Румынии и Болгарии позже была открыта культура кукутени. Между двумя культурами было так много общего, что сейчас они рассматриваются как одна культура.

Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: использованием медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства, наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.

Около 150 поселений относятся к раннему периоду культуры триполье-кукутени. Они датируются 5-м - 4-м тысячелетиями до н.э. Для этого периода характерно преобладание небольших поселений площадью около 1 га с глинобитными домами и землянками. В них найдено много кремневых отщепов и пластин без ретуши, топоров, тесел, долот. Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. Значительная роль наряду с земледелием и домашним скотоводством отдавалась охоте.

В это время шло формирование локальных разновидностей культуры. Известны памятники в Трансильвании, Молдовском Прикарпатье, в долине р. Прут и Центральной Молдове. Другая группа поселений расположена по Днестру (Флорешты и др.). Последние исследования позволяют сделать вывод о том, что культура триполье-кукутени сложилась на базе более ранних культур (Боян и линейно-ленточной керамики) на территории Восточного Прикарпатья и Юго-Восточной Трансильвании.

Важное значение имеет средний период (4-е тысячелетие до н.э.). Он отмечен расширением территории, появлением больших поселений, подъемом керамического производства и овладением навыками изготовления расписной посуды.

Открыто несколько сотен трипольских памятников этого времени. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем 6000 кв. м найдены остатки глинобитных площадок, расположенных по кругу. Они были основаниями наземных глинобитных домов, которые покрывали двускатной крышей. Восстановить устройство помещений помогли глиняные модели жилищ, найденные в поселениях. Модель из поселения Сушково изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу на небольшом возвышении помещена фигурка женщины, растирающей зерно на зернотерке, рядом стоят сосуды. Известны глиняные модели домов трипольской культуры с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.

Во Владимировке и на некоторых других памятниках обнаружены остатки большого количества жилищ, расположенных кругами и ориентированных входом к центру круга, а также помещений хозяйственного назначения. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Такие поселки, вероятно, укреплялись оградой. Фактически они были крупными поселениями протогородского типа.

Основным занятием населения трипольских поселений являлось мотыжное земледелие, о чем свидетельствуют отпечатки и остатки зерен, соломы, мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома, а также земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Рис. 27.

1 - реконструкция жилища; 2-3 - медные украшения (Карбуна); 4 - медные топоры; 5, 6 - сосуды трипольской культуры; 7-9 - орудия из кремня

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Выращивали в основном пшеницу, ячмень и просо. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельно-каменные, вкладышевые, в поздний период появляются и металлические жатвенные ножи, отлитые из меди. Только в Карбунском кладе (с. Карбуна в Молдове) найдено более 400 медных предметов. Среди них два топора из чистой меди, спиральные и пластинчатые медные браслеты, подвески, антропоморфные фигуры, кованые медные бусы. Проведенный анализ трипольских изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников Балкано-Карпатской горной области.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием: это большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом.

Рис. 28. Керамика культуры триполье-кукутени с символами воды, неба, с солярными знаками и сценами охоты

Трипольцы разводили мелкий и крупный рогатый скот, близкий по типу к дикому туру, разводили овец и свиней. К концу трипольской культуры была одомашнена лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошади. В трипольских поселениях часто встречаются кости диких животных - косули, оленя, лося, бобра и зайца. Они свидетельствуют о том, что охота и собирательство в это время играли в хозяйстве вспомогательную роль.

Период расцвета культуры триполье-кукутени отмечен контактами ее носителей с западными культурами гумельница, Средний Стог II, Злота, социальной дифференциацией населения, о чем свидетельствуют булавы - символы власти, и возникновением крупных поселений городского типа.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте на сосудах. Сложный и довольно устойчивый орнамент был связан с представлениями людей об окружающем мире, Вселенной. В орнаменте изображались природные явления (дождь), смена дня и ночи, времена года, пахота и посевы, охраняемые священными собаками, животные и стебли растений. на культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: вверху образ Великой Матери мира, из грудей которой источается живительная влага, ниже - чудодейственное прорастание зерен и превращение их в колосья и подземный мир. На отдельных мисках, предназначенных, по всей видимости, для ритуальных обрядов, нарисованы "космические олени", с которыми связывалось действие небесных сил. В эпоху расцвета земледелия главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная, ее глазами было солнце, а бровями - небесный свод.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они в общих чертах передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.

Наряду с триполье-кукутени в Молдове и на Правобережной Украине в энеолите существовали другие культуры. Так, в низовьях Дуная и Прута находят памятники раннего периода культуры гумельницы. Известно более 20 поселений первой половины и середины 4-го тысячелетия до н.э., относящихся к этой культуре. Считается, что люди переселились на левобережье Дуная из Северной Добруджи. На территории между Верхней Вислой и Верхним Днестром существовала культура зимно-злота. Здесь небольшие поселения расположены на высоких мысах и укреплены рвами.

Другой областью оседлого земледельческо-скотоводческого энеолита была Средняя Азия. В ее южных районах на основе джейтунской раннеземледельческой культуры благодаря распространению металла и новым элементам хозяйства развилась анауская энеолитическая культура. В ходе раскопок двух холмов у поселка Анау и холмов Намазга-тепе и других в Туркмении были обнаружены памятники высокоразвитой древней земледельческой культуры, более поздней, чем джейтунская. Каждый холм состоит из нескольких хронологически последовательных слоев, которые образовались в результате разрушения глинобитных жилищ и строительства на их развалинах новых домов. Поселение Намазга-тепе занимало площадь около 100 га. Раскопки Анау и Намазга позволили установить стратиграфию слоев энеолита и бронзы и их хронологию (5-е - начало 3-го тысячелетия до н.э.). Комплексы Южной Туркмении хорошо согласуются со стратиграфией памятников Сиалк и Гиссар соседнего Ирана, где довольно рано, уже в 6-м - начале 5-го тысячелетия до н.э. (слой Сиалк I), появились первые изделия из металла.

В Малой Азии, в пос. Хаджилар и других местах открыты раннеземледельческие комплексы 5-го тысячелетия до н.э. Здесь обнаружены медные изделия, глинобитные постройки, расписная керамика, терракотовые статуэтки. Глинобитные постройки, расписная керамика и медные изделия отличают и хассунскую энеолитическую культуру Ирака.

Указанные территории в той или иной степени были связаны с предшествующими раннеземледельческими неолитическими и мезолитическими культурами. Так, хассунская культура связана традициями с предшествовавшей культурой типа Джармо. Глинобитные дома, полихромная роспись, керамика с геометрическим орнаментом и глиняные фигурки сидящих женщин характерны для халифской культуры 5-го тысячелетия до н.э.

В Средней Азии к периоду расцвета энеолитической культуры относятся памятники Геоксюр I, Алтын-депе. Это крупные поселения протогородского типа площадью в несколько десятков гектаров. В большинстве своем они возникли в раннем энеолите и существовали на протяжении 3-го - 2-го тысячелетий. Их верхние слои относятся уже к эпохе бронзы. Поселения группировались по отдельным оазисам. Наиболее значительная группа расположена в Геоксюрском оазисе в дельте Теджена.

Рис. 29.

Размещение энеолитических поселений в Туркмении показывает, что для земледелия использовались долины небольших рек, воды которых орошали поля. Здесь возводились искусственные оросительные системы. Сеяли в основном злаковые культуры, первое место занимал ячмень; разводили овец и быков, коз и собак, несколько позже были приручены верблюды, лошади и свиньи. Орудия труда (мотыги, серпы, зернотерки) делали главным образом из камня. В нижних слоях поселения Анау I, Мондуклы, Чакмаклы встречаются медные шилья, листовидные ножи, топоры, наконечники копий, булавки, иглы и украшения.

Энеолитической культуре соответствует и типичная для древних земледельческих культур посуда, украшенная нарядным расписным орнаментом, и глиняные женские статуэтки. Геометрический узор на посуде энеолитических поселений в Туркмении выполнен в виде чередующихся треугольников, ромбов, квадратов, волнистых и прямых линий. Ранняя керамика украшена стилизованными изображениями животных, птиц и человека. Несколько позже появляется полихромная посуда. Она представлена двумя основными видами: более грубой, хозяйственной (котлы, тазы, хумы для хранения) и столовой посудой (глубокие чаши, миски, горшки, кувшины, тарелки).

Энеолитические строения возводились из сырцового прямоугольного кирпича. Стены жилищ украшали росписью в виде треугольников и ромбов.

В Геоксюре I открыто 30 гробниц, сложенных из сырцового кирпича, в которых обнаружены скорченные останки, погребенные головами в сторону юга.

Мировоззрение энеолитических земледельцев Туркмении очень близко мировоззрению жителей других земледельческих районов, о чем свидетельствуют женские статуэтки, запечатлевшие образ спокойно сидящих или стоящих женщин с пышными бедрами и, очевидно, имевшие культовое назначение. Вероятно, магический характер носил и условный геометрический орнамент культуры анау.

Многие элементы культуры анау (каменный инвентарь, мотыги, роспись керамики, появление предметов из меди) позволили высказать мнение, что эту энеолитическую культуру создали местные племена при взаимодействии с переселенцами с территории Ирана.

Необходимо отметить, что энеолитическая культура Геоксюра сыграла важную роль в развитии раннегородской цивилизации в районах Средней Азии.

Загрузка...