crimea-fun.ru

Проект «Весна в музыке. Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней Весна в произведениях русских композиторов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная казачья школа с. Знаменка "

Нерчинский район, Забайкальский край

Проект «Весна в музыке»

Работу выполнила :

Верхотурова Дарья - ученица

4класса

Руководитель:

Трушина С.Ю.

Содержание:

Введение (актуальность проекта)

Цель, задачи проекта

Вид проекта

Предметная область

( предметно-содержательная область, характер координации, количество участников, продолжительность выполнения)

Используемые ресурсы

Этапы работы над проектом

Заключение

Приложение

Тема проекта: «Весна в музыке»

Актуальность проекта:

Тема времени года издавна привлекала музыкантов, композиторов, исполнителей.

А сейчас весна - великолепное время года. Весна на долгое время дарит нам оптимистическое настроение, заряжает позитивной энергией

Ещё наши предки связывали приход весны с началом новой жизни. В это время устраивались празднества. Люди приветствовали приходящую весну и прогоняли зиму. И сейчас весна несет новую жизнь и бодрое настроение.

А поскольку музыка и песни- это самое весёлое искусство, то я решила взять именно такую тему- «Весна в музыке»

Цель проекта:

Познакомиться с музыкальными произведениями , которые рассказывают о времени года «Весна»

Задачи:

Найти и изучить тематику детских песен о весне.

Познакомиться с современными, эстрадными песнями о весне, узнать исполнителей песен

Познакомиться с народными песнями, связанными с темой весны

Весна в песнях Великой Отечественной войны

Прививать любовь к музыке и песням разных композиторов

Вид проекта : информационный, частично- поисковый

По предметно-содержательной области- Музыка

Монопредметный проект (проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

По характеру координации-

Проект с открытой , явной координацией - (координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции )

По количеству участников

Личностные (индивидуальные)- один участник

По продолжительности выполнения

Краткосрочный- 1 неделя

Используемые ресурсы проекта:

Материалы, фото сети Интернет, сборники песен кабинета музыки

Этапы работы над проектом .

Детские песни о весне.

Весна- красна идёт

Девочка-весна

Весенняя песенка

Весенняя капель

Солнышко смеётся

Солнечные зайчики

Весенняя полечка

Весёлая капель

По весну

Долгожданная весна

Здравствуй, милая весна

Радуйся весне

Весеннее танго

Бежит ручеёк

Становится весною

Кап- кап,звенят сосульки весело

Песня про весну из мультфильма «Маша и Медведь» (Солнечные зайчики»

Исполнители песен- «Мультикейс» «Волшебники двора», «До-ми- сольки».)

Эстрадные песни о весне

«Песня о весне» - Ада Ведищева

2 Пришла весна в мои края- Владимир Трошин

«Про весну - Полина Гагарина

«Песня про весну» Сергей Трофимов (Трофим)

«Весна» - группа «Краски»

«Песня о весне» из кинофильма «Весна» Любовь Орлова

«Чумачечая Весна» Потап и Настя

«Когда весна придёт» из кинофильма «Весна на заречной улице»

« Понимаешь» группа «Корни»

3. Образы весны в классической музыке

1. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П.Чайковского «Времена года». Три пьесы - три месяца весны «Март» (Песня жаворонка). Апрель (Подснежник), «Май» (Белые ночи)

2. «Весна» Антонио Вивальди из цикла «Времена года»

«Весна» Вивальди возвращает природу снова к жизни после долгих месяцев холодов и морозов.

4. Концерт №1 ми мажор «Весна» А. Вивальди

3.Пьеса «Воздух» Иоганна Себастьяна Баха Великолепной весенней композицией считается это произведение, которое вызывает настроение весны и ее прообразы

4. Произведения Эдварда Грига «Ручеёк» и пьеса «Весной»

Ручеёк течёт и днём, и ночью, путь его преграждают разные препятствия-камни, овраги, горные тёмные ущелья, но заканчивается пьеса весело.

5.Романс «Весенние воды» С. В. Рахманинов

4.. Народные песни, связанные с темой весны

(Приложение 1)

Украинская народная песня Веснянка (Приложение 2)

Песни - заклички- Русские народные песни - Веснянки

(Приложение 3)

Русская народная песня «Ой, бежит ручьём вода»

(Приложение 4)

5.Весна в песнях Великой Отечественной войны

Песня «Майский вальс» Иосиф Кобзон, Лев Лещенко

(Приложение 5)

Песня «Весна Победы» - Эдуард Хиль

(Приложение 6)

Мульти Кейс «О той весне»

(Приложение 7)

Заключение.

Весна - это время, когда мир возвращается к жизни. Именно поэтому это замечательное время года вдохновляло композиторов разных стран и эпох сочинять песни, классические музыкальные произведения о весне.

Данная тема проекта будет использоваться на уроках музыки в 3 и 4 кл.

Используемая литература

Сайт «Всё для детей» - http://allforchildren.ru/songs/spring.php

Песни про весну- https://www.ixtira.tv/pesni/vremena-goda/pro-vesnu

Сайт для детей и родителей http://chudesenka.ru/load/pesni_pro_vesnu

Приложения

(Приложение 1)

Весна-Красна да по Заречью шла,
О-ой ли, ой, люли, да по Заречью шла!
Да по Заречью шла, что ж ты нам несла,
О-ой ли, ой, люли, что ж ты нам несла?
А я вам несла ой да три вестушки,
О-ой ли, ой, люли, да три вестушки:
Первая вестушка — Ясно Солнышко,
О-ой ли, ой, люли, Ясно Солнышко;
Другая ввестушка — тепло летечко,
О-ой ли, ой, люли, тепло летечко;
Третья вестушка — соловей поёт,
О-ой ли, ой, люли, да с перепёлкою!

(Приложение 2)

Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!

(Приложение 3)

Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

На синё море,

Ты возьми

Ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

* * *

Ты пчелынька,

Пчелка ярая!

Ты вылети за море,

Ты вынеси ключики,

Ключики золотые.

Ты замкни зимыньку,

Зимыньку студеную!

Отомкни летечко,

Летечко теплое,

Летечко теплое,

Лето хлебородное!

* * *

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила!

(Приложение 4)

1)Ой, бежит ручьём вода, нет ни снега, нет ни льда

Ой, вода, ой вода, нет ни снега, нет ни льда -2 р.

2)Прилетели журавли и соловушки малы

Журавли, журавли, и соловушки малы -2 р

3)Мы весняночку поём, весну красную зовём

Ой поём, ой поём весну красную зовём -2

(Приложение 5)

Весна сорок пятого года
Как ждал тебя синий Дунай
Народам Европы свободу
Принес жаркий солнечный май
На площади Вены спасенной
Собрался народ стар и млад
На старой израненной в битвах гармони
Вальс русский играл наш солдат….

(Приложение 6)

Весна Победы, Весна Победы

Горят огнем гвоздики и тюльпаны

Весна Победы, Весна Победы

Поклон вам низкий, наши ветераны!

(Приложение 7)

И всё о той весне

Увидел я во сне,

Пришёл рассвет и миру

улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны

домой вернулся...

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери...

Я помню свет

Далеких лет,

В свою страну

Я буду верить...

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Истра

Конспект урока по музыке

на тему: «Образы весны в музыке русских композиторов»

Составитель:

Шашкина Галина Геннадьевна,

учитель начальных классов

Тема: «Образы Весны в музыке русских композиторов»

Цель: Сформировать представления у учащихся о творчестве русских композиторов.

Задачи:

Образовательная: усвоение новой информации о творчестве Вивальди, И. П Чайковского, В. С Рахманинова.

Воспитательная: воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения к творчеству великих композиторов.

Развивающая: развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его разнообразии природы, культуры;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками.

Метапредметные:- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи в соответствии с содержанием предмета «Музыка»

Предметные: - Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

- Сформированность интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Средства обучения : Презентация

Литература: 1) Учебник Музыка 2класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

2) «Основы педагогического мастерства.» Занина Л.В., Меньшикова Н.П.

3) «Возрастная психология» Л. Ф. Обухова

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Геннадьевна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Садитесь, пожалуйста.

Здравствуйте!

Присаживаются на свои места

Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Стихотворение:

Уже душистей стали ели,

И пахнет в воздухе смолой;

Уже луга зазеленели,

И мох кудрится над скалой.

Разделись синие заливы,

И лодки ходят по реке;

Уже заколосились нивы,

И слышно стадо вдалеке...

И воздух полон тишиною,

И как им сладостно дышать!

Так сердце с жизнью неземною

Вдыхает неба благодать.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Какими явлениями можно охарактеризовать это время года?

Правильно, молодцы! А может кто-нибудь знает стихотворения о весне?

Ребята мы с вами не просто так говорили о весне. Наша беседа связана с темой урока. Посмотрите на экран. Кто прочитает тему урока?

Становится теплей, тает снег, возвращаются птицы.

Да…(по желанию дети отвечают)

Образы весны в музыке русских композиторов.

Изучение нового материала

Микроитог

Микроитог

Рефлексия

Домашнее задание

Сегодня мы поговорим с вами о том, как представляли весну в своих произведениях композиторы.

Очень многие русские композиторы обращались к теме «Природа» Среди них величайший композитор П. И. Чайковский. Вы слышали о таком?

А вы знаете какие -нибудь произведения этого композитора?

Этот композитор написал много опер, балетов, романсов. Пожалуйста, прочитайте названия балетов, к котором композитор написал музыку.

Петр Ильич очень любил природу, и в соответствии с этим выбирал себе местожительство. Последнее место где он жил, находится в Клину в Московской области. Сейчас там находится музей им. Чайковского. Вы слышали о таком музеи?

Посмотрите на экран(фотографии музея)

В Санкт- Петербурге с 1840 по 1906 гг. выходил музыкальный нотный журнал, под названием «Нувеллист». Редактор этого журнала предложил Чайковскому писать каждый раз к выходу журнала музыкальное произведение.

Произведение выходило раз в месяц. Ребята, а сколько месяцев в году?

Так..значит, сколько произведений получилось у композитора?

Правильно! Редактор журнала к каждому произведению подобрал стихотворение разных авторов, в качестве эпиграфа. А что такое эпиграф?

Эпиграф –это небольшой текст перед началом произведения. Этот текст отражает основную мысль.

Позже Чайковскому предложили объединить 12 произведений в сборник «Времена года»

Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение «Песня жаворонка» Но для начала давайте прочитаем эпиграф к этому произведению. (прошу кого- нибудь прочитать)

А теперь послушаем произведение.

Ребята, какое настроение передает эта мелодия?

А почему? Ведь весна началась надо радоваться! Птицы прилетели.

А может произведение грустное, потому что это только начало весны? Представьте, птицы только прилетели, им надо вить гнезда, приспосабливаться к новому месту. Вы согласны со мной?

А какой ритм произведения? Медленный или быстрый?

Правильно, можно даже сказать средний. А теперь ответьте на вопрос, в миноре или в мажоре написано произведение?

(Минор-это музыкальный лад, который передает грусть, тоску, а мажор наоборот радость)

Правильно, мы уже говорили, что мелодия грустная, значит это произведение написано в миноре.

А к какому месяцу относится произведение «Песня жаворонка»?

Правильно, давайте теперь послушаем произведение «Подснежник»

А это произведение какое передает настроение?

Уже радостнее, веселее, чем в предыдущем произведении.

А ритм отличается от…?

Ребята, если это произведение передает радость, то оно написано в миноре или мажоре?

Совершенно верно.

О каком месяцы весны повествуется в произведении? Когда подснежники появляются?

Итак, ребята. Подведем микроитог.

С творчеством какого композитора мы с вами познакомились?

О каком сборнике произведений мы говорили?

Какие произведения мы слушали? (названия)

Молодцы, а сейчас мы поговорим о творчестве композитора Рахманинова.

Сергей Васильевич Рахманинов – композитор, написавший множество произведений, он закончил Московскую консерваторию.

Что такое консерватория?

Он очень любил России. Когда началась ВОВ Рахманинов в то время был в Америке, он очень переживал за свою страну, поэтому помогал как мог. Рахманинов передавал все заработанные на выступлениях деньги Красному кресту(организация помощи пострадавшим)

Так как у нас тема урока, связана с Весной, то мы послушаем романс Рахманинова « Весенние воды»

А вы знаете, что такое романс?

Рахманинов написал мелодию на стихотворение Тютчева «Весенние воды» Давайте прочитаем это стихотворение.

Какое настроение передает музыка?

Какая картинка представлялась вам, во время прослушивания

Согласны, что ритм средний?

Ребята, вы все молодцы.

Давайте ответим на вопросы:

Произведение какого композитора мы слушали?

Как называется произведение?

А что вам больше всего запомнилось о личности композитора?

Итак, мы с вами познакомились с произведениями русских композиторов, но я хочу вам рассказать про знаменитого итальянского композитора Антонио Вивальди.

Этот композитор жил в 18 веке! А сейчас какой век?

Сколько веков прошло, с тех пор как он жил?

А значит спустя 300 лет музыка Вивальди узнаваема и любима.

Давайте послушаем произведение «Весна»

Какие ассоциации у вас вызывает это произведение?

Давайте подведем итог.

Что нового вы сегодня узнали?

Что вам больше всего понравилось в нашем уроке?

Отсутствует

Да, балет «Щелкунчик»

- «Спящая красавица», «Лебединое озеро»,

«Щелкунчик»

Не знаем

- "Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны"

Грустное

Ответы детей

Медленный

Радостное

Да, он быстрей

В мажоре

В апреле

Чайковского И. П

- «Времена года»

- «Подснежник» и «Песня жаворонка»

Это высшее учебное музыкальное заведение.

Рома́нс в музыке - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение

Ответы детей

Ответы…

Рахманинова

-«Весенние воды»

Разные ответы

Разные ответы

2 класс
Цель урока: знакомство с особенностями музыки природы разных композиторов.


Задачи: воспитание нравственной культуры, любви к природе,

умение правильно определять музыкальные картины природы,

особенности и изменения в музыке, развитие исполнительских навыков.

Оборудование урока:

ноутбук, презентации картин природы, экран, проектор, музыкальные диски, магнитофон, клавиши»Cassio».
Ход урока:

О природе написано много стихов поэтами - А. Фетом,

Ф.Тютчевым, А. Пушкиным, М.Лермонтовым, А.Блоком….
Весна, весна, весна пришла,

На улице становится теплей.

Ручьев весенняя капель

Со всех сторон слышна….

Солнечные лучики весело блестят,

Первые подснежники вылезти хотят.

Все веселится, на солнце искрится,

Природа всегда расцветает весной…


Я просила вас тоже приготовить стихи о весне(домашнее задание).

Дети выразительно читают стихи о весне.

А что же происходит в природе весной?

Солнышко светит ярче, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, начинают показываться первые цветы, птички прилетают из теплых краев…

Вся природа пробуждается от зимнего сна и расцветает…

На доске приготовлены разные картины природы.

Дети вместе с учителем определяют, в каких красках написаны картины, особенности изображения, художественный образ картины, какие музыкальные произведения подошли бы к этим картинам.

Просмотр слайдов с изображением картин природы на экране.

Тема природы, весны отражена в картинах многих художников:

Репина, Шишкина, Васнецова, Нестерова, Коровина, Рылова..


А сейчас давайте и мы встепенемся, проснемся от зимнего сна и выполним наши ритмические упражнения»Весна пришла», «ласточка», «лето, осень, зима и весна»…
Распевание на попевках:»Березки», «Времена года», «Весна»,

«Со вьюном я хожу»…

А теперь мы покажем, как пели песни в хороводах, на праздниках и исполним наши песни о природе, о весне…

Выбирается группа детей для исполнения. Раздаются народные инстументы(учащиеся исполняют ритм песен).

Другая группа детей становится в хоровод(головы девочек украшаются цветами) и исполняют песни»Со вьюном я хожу», «Весенняя», «Посею лебеду»…

Группы детей с инструментами и песнями меняются, выбираются другие.


Картины природы отражали в своих произведениях не только

поэты, писатели, художники, но и многие композиторы -

русские и зарубежные: П.Чайковский, С. Рахманинов, А.Вивальди, Э.Григ, Н. Римский- Корсаков, И.Ставинский, М.Мусоргский и другие…
Сейчас мы послушаем фрагменты произведений о природе разных композиторов:
П.Чайковский»Апрель.Подснежник(«Времена года»),

А. Вивальди»Весна», С.Рахманинов»Весенние воды»,

Э.Григ»Утро»…

Учащиеся определяют характер музыки, изменения, особенности, исполнителей, инструменты…


К каждому произведению подобрать соответствующую картину природы, находящейся на доске или на экране.

Домашнее задание:


В тетрадях по музыке нарисовать картины весны к прослушанным на уроке произведениям, подобрать соответствующие стихи о весне.
Вывод: Тема весны есть в произведениях поэтов, писателей,

художников, композиторов.

Все они показывали свое отношение, свои чувства

к природе через свои произведения.

Музыка природы у всех композиторов разная.

Но она всегда - красивая, нежная, светлая,

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Предлагаем Вам окунуться в музыку весенней природы, почувствовать настоящее дыхание и трепет весны.

А. Вивальди "Времена года". Весна

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. "Весна" - это первый концерт из цикла "Времена года".

В первой части концертов «Времена года» знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.

Сонет Вивальди также разделил на три части: в первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй - мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт №1 ми мажор «Весна»

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии, и для весны - это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки Землей.

" type="hidden"/>

Вивальди Весна

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».

Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro, она часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть – Largo, мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт – мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта – ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла "Весна" Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.

П. И. Чайковский "Времена года". Весна

"Песня жаворонка". Март

"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майко

" type="hidden"/>

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.

Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.

"Подснежник". Апрель

"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков

" type="hidden"/>

Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу.

Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

"Белые ночи ". Май

"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет

" type="hidden"/>

Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая. Свежесть ночи, когда на улице светло, почти как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце – всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам.

Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна

Талант композитора состоит в умении выразить те чувства и эмоции, которые писатель передает при помощи слов, а художник пишет красками картины, отражающие состояние его внутреннего мира, порой противоречащего окружающей реальности. Одним из гениальных музыкантов XX столетия был признан аргентинский музыкант Астор Пьяццолла, создавший свой собственный и неподражаемый музыкальный стиль.

Астор Пьяццолла перевернул все представление о том, как должна звучать настоящая сладострастная музыка, если смешать все три разных по форме жанра в один коктейль. Так родился ни с чем несравнимый стиль - удивительный стиль игры. В его основе лежит несколько направлений: танго, джазовая и классическая музыка.

Весна. Piazzolla - Primavera Porteña Allegro

" type="hidden"/>

Эта часть цикла о Временах года в Буэнос-Айресе больше напоминает классическое танго с эмоциональным надрывом, зажигательным ритмом и быстрым темпом, который задает аккордеон.

Исполнение этого произведения можно услышать в интерпретации многих оркестров, но интерес музыкальных критиков вызывает не столько новая подача музыки танго, сколько резкая смена мелодии в середине и лиричность, которая сменяется страстью с первых же аккордов соло аккордеониста.

Й. Гайдн Оратория "Времена года". 1-я часть: Весна

Открывается 1-я часть инструментальным вступлением «Переход от зимы к весне». Композиция увертюры двойная: заставка тяжёлого баса с нагнетающей обстановкой сменяется мягким, светлым, тонально-устойчивым мотивом.

Инструментальное вступление имеет каждая часть «Времён года», однако лишь первое из них выполняет функцию увертюры ко всему циклу. Главная задача – настроить слушателя на нужный эмоциональный тон, провести его от мрачной, укрытой холодным мраком зимы к самой жизни – безоблачной и радостной весне.


Хор отдаёт позиции тяжёлому мощному басу Симона, который отрывает сольную часть «Времён года». Чёткая ритмика, квадратное строение и приверженность народному песнопению приближают слушателя к жизни весёлого пахаря, чью роль исполняет Симон.

Общий тон к окончанию «Весны» поднимается. А пиком становится хоровая песня, которой и оканчивается весенняя часть оратории.

Природа и музыка: Весна

Пётр Ильич Чайковский. Весна
Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Апрель - Подснежник
Александр Гречанинов. Подснежник
Антонио Вивальди. Времена года: Весна (I часть)

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове.

Ход занятия:

П е д а г о г. Весна... Как прекрасна природа весной! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
Е. Баратынский

Весной возвращаются из теплых стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Послушайте, как порывиста, по-весеннему стремительна песня П. Чайковского «Весна». (Исполняет песню.)

Мелодия устремляется вверх радостно, восторженно, приветливо, словно весенний свежий ветерок. (Исполняет вступление и начало песни.)

Петр Ильич Чайковский написал эту песню на стихи русского поэта А. Плещеева. В них тоже, как и в музыке, чувствуется весенняя взволнованность, восторженность:

Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце ярче и весна милей…
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой…

А как звучит средняя часть песни? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Ласково, немного грустно.

П е д а г о г. Да, в средней части слышится и нежность, и грусть, и некоторое беспокойство. (Песня исполняется повторно.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений в музыке, выразительные интонации, сходные с речевыми.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии песню П. Чайковского «Весна». Какие чувства выражены в этой музыке? (Исполняет песню.)

Д е т и. Радость. Потом музыка становится нежной, немного грустной и снова радостной.

П е д а г о г. Да, вы услышали, как меняются настроения в музыке. А каким настроением проникнуто стихотворение о весне Александра Сергеевича Пушкина?

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

Д е т и. Оно ласковое, нежное, похоже на сказку.

П е д а г о г. Молодцы! Стихотворение неторопливое, немного таинственное, похоже на сказку о весне. Весна иногда наступает бурно, внезапно, дружно. В музыке такая картина природы изображается, например, в знакомой вам пьесе «Весной». (Звучит фрагмент.)

В ней столько порывистости, радостной взволнованности. Но иногда природа просыпается постепенно. Какую вы помните нежную, воздушную, ласковую пьесу о весне?

Д е т и. «Весною» С. Майкапара. (Звучит фрагмент.)

П е д а г о г. Весной появляются первые цветы- подснежники. Они такие маленькие, нежные, беззащитные; даже не верится, что, когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.

Русский композитор Александр Тихонович Гречанинов написал песню «Подснежник». В ней переданы разные настроения, вызванные картиной весенней природы. Послушайте ее. (Исполняет песню.) Какая музыка по характеру?

Д е т и. Нежная, взволнованная, радостная.

П е д а г о г. Обратите внимание, во вступлении и начале песни как будто слышится шум леса, лесные шорохи и переклички. Все так и дышит радостным чувством обновления, весенней суеты. (Исполняет фрагмент.)

В этой песне музыка тесно связана со словами, с текстом стихотворения. Она очень тонко выражает и изображает то, о чем рассказывается в стихах.

В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил:
«Я вижу погода ясна и тепла.
Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Так, мелодия, которая звучит на слова «Подснежника глянул глаз голубой», все время возвращается к одному и тому же светлому звуку, мерцает, словно проглядывающий сквозь снег глазок нежного цветка. (Исполняет 8-12-й такты.)

Когда поется «Сперва понемножку зеленую выставил ножку, потом потянулся из всех своих маленьких сил», в аккомпанементе звучат робкие, словно дрожащие аккорды (исполняет 13-16-й такты), а мелодия словно потягивается: от одного и того же звука она при каждом повторении, как бы с трудом, постепенно, пытается подняться все выше и выше, подтянуться. Наконец она достигает вершины. (Исполняются 17-21-й такты.) Как будто цветок, наконец, вытянулся и выглянул из-под снега с любопытством! Аккорды сопровождения звучат неуверенно, вопросительно (исполняет 22-27-й такты).

Когда поется «Я вижу, погода ясна и тепла. Скажите, ведь правда, что это весна, ведь правда, что это весна?», музыка звучит тепло, порывисто, светло, празднично. Она как будто расцветает, в аккомпанементе слышится журчание ручейков, шорохи весенней природы. Мелодия становится привольной, радостной, широкой. Стихотворение заканчивается вопросом, и в музыке звучит вопросительная интонация, направленная вверх. (Исполняется заключительная часть песни.) В конце песни снова слышится гомон птиц, шум весенней листвы. (Песня исполняется целиком.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы познакомились с песней композитора А. Гречанинова «Подснежник». Подснежники обычно цветут в апреле, когда зима уже начинает отступать.

Весеннее

Тает снег - и солнце ярко
Блещет в полдень над полями;
В блеске солнца влажный ветер
По лесам-полям гуляет.
Но поля еще пустынны,
Но леса еще безмолвны;
Только сосны, точно арфы,
Напевают однотонно.
И под их напев неясный,
В заповедных чащах бора,
Сладко спит весна-царевна
В белоснежном саркофаге.
Спит, - а скоро уж в долинах
Солнце белый снег растопит,
И пойдут бурлить потоки
По долинам и оврагам.
Налетят лесные птицы,
Зашумят грачи, а с ними -
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.
И придет апрель-царевич
Из заморских стран далеких
На заре, когда в долинах
Тают синие туманы,
На заре, когда от солнца
Пахнет лес зеленой хвоей,
Пахнет теплою землею
И апрельскими цветами...
И. Бунин

Нежные цветы подснежников тянутся к солнцу (звучит песня А. Гречанинова). Сейчас вы услышите другое произведение с таким же названием – «Апрель. Подснежник» - Пьесу П. Чайковского из цикла «Времена года». В этом цикле 12 пьес - столько, сколько месяцев в году. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами пьесы не поются, они написаны для фортепиано. Это инструментальная музыка, в которой нет слов в отличие от вокальных произведений, например, песни А. Гречанинова с тем же названием - «Подснежник».

Перед пьесой «Апрель. Подснежник» П. Чайковского есть стихотворение Аполлона Николаевича Майкова.

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином...
А. Майков.

(Читает стихотворение. Затем звучит пьеса П. Чайковского.) Как рассказывает музыка о природе, какая она?

Д е т и. Нежная, иногда взволнованная.

П е д а г о г. Да, эта пьеса трепетная, по-весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. Прислушайтесь, мелодия, как и в песне А. Гречанинова, устремляется вверх (звучат фрагменты). Но в песне А. Гречанинова она более стремительная, порывистая, а в пьесе П. Чайковского - робкая, несмелая, ласковая (фрагменты звучат повторно). Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше. (Исполняются 1-8-й такты пьесы П. Чайковского и 17-21-й такты песни А. Гречанинова.)

Мелодия в пьесе П. Чайковского звучит то светло, в высоком регистре, то более тревожно, в среднем и низком. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно (играет 9-24-й такты).

В этой пьесе есть и другая мелодия - очень красивая, взволнованная, трепетная, легкая, как дуновение ветерка (исполняет 25-32-й такты). Мелодия нежная, устремленная вверх, полетная, будто цветок подснежника покачивается на ветру. На какой танец похожа эта пьеса?

Д е т и. На вальс.

П е д а г о г. Правильно, здесь ярко чувствуется вальсовость. Давайте подирижируем, передавая характер музыки движениями рук, а потом потанцуем, подвигаемся, выражая настроение взволнованное, немного грустное, беспокойное, ласковое, изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке. Послушайте несколько стихотворений о ранних весенних цветах. Первое написал Алексей Константинович Толстой, а два других, о весенних ландышах - Афанасий Афанасьевич Фет.

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поет.
А. Толстой

Весенние мысли

Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

(Звучит «Подснежник» П. Чайковского.)

Нарисуйте дома весенние полянки с цветами, вспоминая музыку П. Чайковского или А. Гречанинова. (На занятии могут быть использованы репродукции картин с изображением весенней природы, перекликающихся по настроению с музыкой.)

4-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой концерта А. Вивальди «Весна» (первая часть). Учить детей различать смену настроений, изобразительность музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы уже знакомы с концертами «Времена года». Сейчас вы услышите первую часть концерта «Весна». Какая музыка по характеру? (Звучит запись.)

Д е т и. Веселая, радостная, торжественная, весенняя.

П е д а г о г. Да, музыка эта праздничная, даже торжественная в начале, потом звучит тихо, как эхо, затаенно, восторженно. В ней слышны весенние звуки природы – журчание ручейков, переливчатое пение птиц, их гомон. Птицы резвятся, перекликаются... Природа рада весне!

Послушайте эту музыку еще раз и скажите, меняется ли ее характер в средней части (звучит запись).

Д е т и. Да, музыка становится громкой, быстрой, тревожной, таинственной, как будто налетел сильный ветер.

П е д а г о г. В природе перед ненастьем обычно бывает затишье. Так и в этой музыке, перед средней частью все затихает, появляется настороженность. И вдруг мы слышим порывистые взлеты мелодии, громкие, встревоженные, будто внезапно налетел ураган, все потемнело, слышатся завывания ветра, птицы мечутся и жалобно кричат. (Звучит фрагмент средней части.)

Но вот ненастье миновало. Снова музыка просветлела, зазвучала торжественно, горделиво, празднично.

Написал к этой части своего концерта такие стихи:

Пришла весна, ее встречают птицы
Веселым пеньем в гуще вешних крон.
Ручей кипит, спеша с рекою слиться,
Его дыханьем ветер освежен.
Порою туч угрюмых вереницы
На воздух надевают капюшон.
Не исчезают беглые зарницы.
И снова слышен птичий перезвон...

(Звучит первая часть концерта «Весна».)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 17 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
П. Чайковский. Весна, mp3;
А. Гречанинов. Подснежник, mp3;
П. Чайковский. Апрель. Подснежник - Времена года, mp3;
А. Вивальди. Времена года. «Весна», mp3;
С. Майкапар. Весною, mp3;
Э. Григ. Весной, mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Загрузка...