crimea-fun.ru

Правополушарное рисование в домашних условиях пошагово. Как научиться рисованию правым полушарием? Как применять правополушарное рисование и как развиваться в нём

Большинство людей считают, что умение рисовать присуще далеко не каждому. Обязательно должны быть какие-либо врожденные задатки, талант, способность видеть по-другому. Но, оказывается, все не так.

Существуют разнообразные интереснейшие методики по обучению рисованию, которые помогают людям в любом возрасте не просто правильно держать кисть в руке, но и создавать настоящие картины. Одна из таких методик – правополушарное рисование . Очень интересно наблюдать прогресс учеников, выбравших именно этот способ.

Обычно рисунок, сделанный до первого занятия, напоминает набор символов, которые у нас ассоциируются с предметом, что мы видим. Например, если нам предложить нарисовать цветок, то изобразим мы его с помощью нескольких кружков и овалов, потому что лепестки - это прообраз овала. Но уже во время первого занятия по правополушарному рисованию разница становится заметна.

После посещения нескольких занятий результат будет неправдоподобно хорош. Семью вы точно удивите своими работами.

Так что же такое правополушарное рисование? В чем его суть и отличительные черты?

Для начала вспомним школьные уроки анатомии и рассказы про левое и правое полушария мозга. Левое полушарие в ответе за логическое мышление, а правое – за образное . Цифры, слова, логические взаимосвязи, речь – все это элементы левого полушария. В свою очередь, правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. В идеале, оба полушария должны работать одинаково.

Но к сожалению, идеала не получилось. У большинства взрослых мужчин и женщин больше развито левое полушарие . И это легко объяснить. Вся наша повседневная жизнь складывается из привычных вещей, алгоритмов, действий. С определенного возраста мы перестаем изучать мир, задавать вопросы, ответы на которые вроде бы и так знаем. Плывем по течению.

Каждый день становится повторением вчерашнего – просыпаемся, выключаем будильник, минут пять еще не можем подняться, встаем, чтобы пойти в туалет, душ. Потом завтрак, поездка на работу и так далее. Причем делаем мы это все, не задумываясь, – автоматически. Наш мозг, а, вернее, ее левая сторона, выработав шаблон один раз, использует его в последующих похожих ситуациях.

Однако с детьми все наоборот . Они постоянно что-то изобретают (лепят, рисуют, строят замки из конструктора) , все время задают самые разные вопросы, над которыми взрослым уже лень думать, не боятся делать ошибки. В детском возрасте правое полушарие работает гораздо лучше, но со временем оно отдает первенство левому. Взрослея, мы все меньше задаем вопросов, интересуемся чем-то новым и теряем способность мыслить творчески.

Происходит это от того, что процесс изобретения новых идей и неожиданных решений весьма трудоемкий, наш ленивый мозг сразу же вспоминает похожую ситуацию из прошлого и предлагает уже готовое лекало. Для того чтобы «расшевелить» себя и свое мышление, нужно подключать правое полушарие. Для этого хорошо подойдет освоение новых видов деятельности .

Например, можно научиться кататься на коньках, роликах, горных лыжах или плести из бисера. Главное, чтобы новое занятие включало в себя физическую активность, что-то, чего наше тело не помнит или не знает.

Именно это будет заставлять обращаться за помощью к правому полушарию, потому что левое не сможет найти заготовленного шаблона. А вот изучение иностранных языков уже может не сработать в борьбе за способность мыслить креативно.

Рисование тоже может быть хорошим вариантом. Но только оно должно быть правополушарным . Нужно забыть о классическом (академическом) подходе, который преподают в художественных школах. Правило золотого сечения, свет и тень, перспектива – все это логическое учение левого полушария. Правополушарное рисование получается не таким точным, но более эмоциональным. Самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают.

На самом занятии вы должны научиться использовать все ваши органы чувств . Зрение поможет выбрать правильный цвет, осязание – понять структуру предмета, который хотите нарисовать, почувствовать шершавость бумаги или структуру краски, куда можно окунуть палец.

Во время занятия обычно звучит приятная музыка, что подключает и слух к творческому процессу. Главное, не думать, под каким углом должна быть тень от вазы, а чувствовать предмет, цвета и краски.

Перед занятием на вас наденут фартук. А рабочее место будет устроено следующим образом: картон крепится к листу большего размера, который, в свою очередь, закреплен на столе. Стол также застелен газетами или пленкой. Все это делается, чтобы вы не боялись испачкать свое рабочее место или испачкаться самому.

Все приготовления сделаны – . Сначала на листе бумаги (картона) появляются красочные пятна. Затем ваше полотно покрывается разными цветами и тонами, которые делают сюжет реалистичным и оживляют картину. Важно не бояться выйти за границы рисунка, картона и даже второго большого листа бумаги.

Одновременно преподаватель рассказывает и показывает некоторые приемы, например, как рисовать облака, траву или деревья. Вы повторяете за ним, но в итоге у каждого получается свой уникальный рисунок.

Если вы до этого совсем не рисовали, то вполне естественной реакцией будет осторожность. Страх испортить картину последующим «улучшением» . У вас получилось такое прекрасное небо! Зачем его улучшать?! Но не надо бояться. Несколько дополнительных штрихов – и у вас готовы пушистые облака. А если провести кистью с коричневой краской по песчаному берегу, то можно получить скалистый мыс.

Во время таких занятий вы становитесь свободнее, позволяете себе больше (например, запачкаться краской) , расширяете свои рамки, стирая границы дозволенного. Ваша творческая натура просыпается, а доказательством служат картины, которые не стыдно принести домой и повесить в гостиную на самое почетное место.

Единственное, что нельзя делать – разговаривать. Речь – это часть левого полушария, которое нельзя активировать , потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления.

Вы станете размышлять о том, правильно ли выбрали цвет, расположили предметы в композиции и прочее. Поэтому никаких разговоров – только чувства и эмоции.

Существует множество техник для развития творческого мышления. Одна из самых популярных на сегодняшний день – правополушарное рисование, на курсы по этой методике может записаться как взрослый, так и ребенок. Уроки помогают развить интуицию, расслабиться. В процессе рисования левое полушарие блокируется, работает только правое. Узнайте обо всех особенностях методики, ее основных принципах.

Что такое правополушарное рисование

Так называют метод быстрого обучения основам художественного видения и восприятия формы. У нас рисование правополушарное стало набирать популярность приблизительно 7 лет назад. Суть заключается в том, что человек творит, отключив левую часть своего мозга, отвечающую за рациональность и логику. Примерно таким рисованием мы занимались в детстве, не задумываясь, зачем нам это надо, какую выгоду можно извлечь из картины. Правое полушарие отвечает за творческое мышление и контролирует процесс.

Разработана методика американкой Бетти Эдвардс на теории известного психобиолога, обладателя Нобелевской премии Роджера Уолкотта Сперри. Эта концепция гласит, что рисование правым полушарием – просто навык, такой же, как письмо, чтение. Освоить его может каждый. Анализируя работы известнейших художников, можно отметить, что картины Леонардо да Винчи – рисование правым полушарием мозга. Да и не один он творил, руководствуясь эмоциями и чувствами, а не логикой.

Методика рисования правым полушарием помогает избавиться от всех подсознательных блоков и зажимов. Она способствует:

  • проявлению индивидуальности;
  • повышению внимательности;
  • упрощению творческого процесса;
  • улучшению общего эмоционального состояния;
  • отключению анализа деятельности;
  • раскрытию творческих способностей;
  • избавлению от внутренних барьеров;
  • обретению внутренней гармонии.

Техника

Главное отличие такого рисования от левополушарного режима заключается в том, что во втором случае человек учится изображать объекты, а в первом – видеть их, воспринимать. Чтобы, к примеру, сделать рисунок животного левым полушарием, мы сначала должны изучить анатомию, пропорции, ознакомиться с теорией перспективы, объема, света и тени. Правополушарная живопись этого не требует. Используются приемы для отключения логики и активизации интуиции. Рисование картин происходит очень быстро, потому что человек не думает о результате, а получает наслаждение от процесса.

На занятии правополушарной живописью ученику потребуются краски 12 разных оттенков (гуашь), 3 качественных кисти разной толщины и много бумаги. Первый рисунок будет маленьким по размеру, примерно с открытку. Сначала происходит знакомство с красками. Ученикам предлагается рисовать пальцами, трогать кисти, чувствуя их толщину и размах. Это вызывает замешательство, но затем человек полностью вовлекается в процесс рисования. Потом переходят к упражнениям, созданию фона, пейзажей, портретов. Правополушарные рисунки выполняются по таким техническим приемам:

  • зеркальное рисование для детей;
  • правополушарный рисунок вверх ногами;
  • интуитивное рисование по контурам;
  • правополушарный рисунок с видоискателем.

Методика

Правостороннее рисование не предполагает четкой схемы, основано на спонтанности. На занятии можно начинать рисовать с любого места. Копируя детали, надо постепенно прийти к целому изображению. Одно из самых действенных упражнений - копирование перевернутых контурных рисунков. Еще очень эффективно креативное рисование пальцами, выход за границы листа. Благодаря специальным упражнениям человек входит в «П-режим». Во время него работа левого полушария прекращается. Человек переносит на бумагу собственное виденье объекта. Он не анализирует, не оценивает.

Цель занятий рисованием состоит в том, чтобы человек научился видеть мир таким, каков он есть, без иллюзий, которые создаются логикой, рассудком и жизненным опытом. Правое и левое полушария мозга обретают гармонию, человек быстро входит в состояние вдохновения, становится спокойнее, получает психологическую разрядку. Он подходит ко всем сферам жизни творчески. Рисование помогает развить потенциал ребенка, раскрыть способности взрослого. Метод правополушарной живописи будет полезен людям любого пола и возраста, независимо от их профессии, социального статуса.

Правила рисования

В методике правополушарной живописи только одна инструкция, которой нужно придерживаться – логику следует отключить. В остальном никаких правил нет, в этом и отличие правополушарного режима от классического. Можно начинать картину с любого элемента, выходить за пределы холста, использовать любые кисточки, краски, а определенные детали рисовать пальцами. Если вы получите от процесса удовольствие, значит, все правила соблюдены.

Упражнения правополушарного рисования

Есть ряд вводных техник, которые нужно практиковать для того, чтобы включить «П-режим». При нем происходит временная активизация правого полушария и приостановка работы левого. Упражнения направлены на то, чтобы вы перестали видеть в объекте завершенность и воспринимали его, как совокупность определенных деталей, из которых и складывается итоговый результат. Узнайте, как выполнять эти техники для активности правополушарного режима.

Вверх ногами

Эта техника правополушарного рисования поразительно эффективна для детей и взрослых. Выполняется так:

  1. Выберите простой графический рисунок. Желательно, чтобы за вас это делал кто-то другой. В идеале видеть картинку в правильном положении вы не должны, чтобы левое полушарие не успело создать эталон.
  2. На компьютере пусть ваш помощник перевернет изображение вниз головой и распечатает.
  3. Поместите картинку перед собой. Для большей эффективности работы правого полушария несколько сантиметров снизу прикройте бумагой. Откроете доступ к этой части рисунка позже.
  4. Начинайте рисовать с любой точки. Концентрируйтесь не на общем изображении, а на линиях, штрихах, просто копируйте.

Контурное рисование

Это упражнение для правого полушария очень легко выполнить дома. Понадобится бумага, карандаш и скотч. Липкой лентой приклейте бумагу к столу, поворачивая ее так, чтоб рабочая рука оставалась на столе. Другую ладонь сложите так, чтобы стало видно побольше мелких складочек. Не шевелитесь. Засеките 5 минут. На бумагу смотреть запрещено. Медленно водите глазами по линиям руки и карандашом повторяйте движения. Рисуйте, пока не услышите звук таймера. В этом задании важен не результат, а то, чтобы добиться синхронизации зрения и движений карандаша.

Видоискатель

Для этого на правое полушарие упражнения понадобится дополнительное приспособления. Нужно вырезать рамку из картона, в центр приклеить экран из прозрачного пластика или плотной пленки. Нацельте видоискатель на какой-либо объект. Закрепите. Примите удобную позу, потому что двигаться должна только рабочая рука. Закройте один глаз. Маркером прямо по пленке обводите контуры выбранного вами объекта. Затем нужно будет перенести предмет с видоискателя на бумагу. Делайте это по линиям, как при копировании изображения вверх ногами.

Лилия Задорожная

Создательница правополушарного , интуитивного рисования - Бети Эдвардс .

Миссис Эдвардс считает (и я в принципе с ней согласна, что умение рисовать ни чем не отличается от умения писать, читать, водить машину. Как только человек понимает как складывать буквы в слова и продолжает тренироваться дальше, то в определенный момент он просто забывает, что когда-то не умел читать. Для того, что бы рисование вошло в привычку , так же как и чтение, необходимо пройти через несколько уровней :

Видение края

Видение пространства

Видение отношений

Видение тени и света

Видение целого

По мнению Мс. Эдвардс умение рисовать и умение видеть связаны неразрывно. Именно в видении и заключается ключ к умению рисовать , а не в навыках вождения карандаша по бумаге. Если человек способен написать текст и у него абсолютно среднее зрение то он будет способен и рисовать .

В дошкольном возрасте правое полушарие в основном развито хорошо.

Поэтому дети с удовольствием и хорошо рисуют

На первом этапе, нам необходимо обозначить фон рисунка.

Существует несколько видов направлений фона : горизонтальный, вертикальный, диагональный, радужный, круговой.

Круговой

Радужный

Диагональный

Вертикальный

Давайте начнем с простого - горизонтальное направление фона .

Алгоритм работы :

1. Грунтуем лист бумаги белой гуашью, горизонтальными линиями, смело выходя за его границы, вертикально держа кисть.

Далее быстро, пока не высохла белая краска, ставим хаотично точки любыми понравившимися цветами краски 3,4,5 точек, каждого цвета, используем минимум 3 цвета. Закрашиваем поверхность листа, вытирая кисть, так же горизонтально.


2. Получился вот такой оригинальный, неповторимый фон.

Следующий этап работы.

Необходимо перевернуть лист бумаги.

Я покажу как изобразить елку. По спирали делаем тычки сухой кистью, уменьшая каждую последующую спираль. Ель может быть любого цвета : синяя, зеленая, белая, но обязательно делаем оттенки, например к светло-зеленому, добавим темно-зеленый цвет, немного черного, так же можно припорошить нашу ель снегом, добавив белого цвета. Наша ель готова! Можно добавить на заднем плане еще несколько елей меньшего размера.


Публикации по теме:

Мастер класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования». В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев». Цель:.

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к.

Тема: «Петушок» (нетрадиционная техника рисования (НТР); Дата: 14. 05. 2015 г.

Детям нравится все необычное, яркое. Вот такого крокодильчика с шероховатой поверхностью я предложила сделать своим воспитанникам на занятии:.

Ребёнок да и мы взрослые сталкиваемся с проблемой: как я это нарисую? И тут на выручку приходят нетрадиционные техники рисования. Сейчас.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» Основная часть Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

О правополушарном рисовании в интернете море статей. Создаётся впечатление, что все люди живут благодаря деятельности левого полушария, а правое при этом "в загоне". На самом деле это не так.

На определённом этапе жизни (до 3 лет) правое полушарие – ведущее. Разумеется, образование в большей степени связано с развитием речи. А это функция левого полушария.

Однако если для развития правого полушария ничего не предпринимается, асимметрия усиливается. А ребёнок должен развиваться гармонично. Это важно для жизни вообще. Поэтому надо стремиться к развитию обоих полушарий. И начинать с детства.

Смысл правополушарного рисования состоит в том, чтобы с помощью определённых приёмов выключить критику левого полушария и растормозить работу правого. Уточню: не вообще выключить, а снизить контроль левого полушария на время рисования.

Сторонники считают, что научиться рисовать может каждый. Этого не происходит потому, что в какой-то момент человек решил (или ему подсказали), что ему этого не дано. Нет таланта. Как это выглядит на практике смотрите .

Правополушарное рисование у детей

Правополушарное рисование для детей отличается от такового для взрослых. Дети гораздо меньше подвержены страхам и стереотипам. У них левое полушарие не так сильно довлеет над правым. Кроме того, рисование – естественная деятельность для дошколят.

Хотя есть и другие случаи. Не далее как сегодня с пятилеткой рисовали ночь. Он рисовал медленно и старательно не выходил за края листа. Показывая его рукой, как это делается быстро, я испачкала стол, чем привела ребёнка в смятение. Пришлось объяснять, что ничего страшного не случилось.

Малыш успокоился, только когда всё было чисто вымыто и вытерто насухо. Хотя сильный контроль и критика у дошкольников встречаются не часто, именно для снятия таких «тормозов» полезны игры и упражнения, приведённые ниже.

Упражнения для правополушарного рисования

Правополушарное рисование содержит приёмы снятия страхов и стереотипов

Рисуй быстро

Взять лист бумаги и попробовать изобразить буквально за 15 минут очень быстро яркую абстрактную картину. Дайте волю внутреннему художнику, не ограничивайте себя ни в чём. Смело и быстро наносите краску на основу: бумагу, картон, холст. Словом, на то, что есть. Если ребёнок выходит за границы листа, не страшно, не нужно его ругать.

Начинающие обычно много времени уделяют деталям. Вначале надо научиться заполнять весь холст большими цветовыми массами. Упражнение нужно, чтобы человек

  1. перестал бояться,
  2. научился смешивать краски и создавать оттенки,
  3. понял, в чем красота живописи.

У детей бывает слаба рука, поэтому может возникнуть проблема со скоростью. Так что поначалу следует брать доступные несложные в исполнении темы.

Учись наблюдать

Показывайте детям интересные краски и формы в природе. Рассматривайте картины мастеров. В интернете много картинок и фотографий. К примеру, возьмём небо. Уже с детского возраста его рисуют стереотипно: голубое пространство, солнышко улыбается в уголке, иногда белые или синие облака. Мы показали детям несколько вариантов, – дети были удивлены и восхищены. Если будете делать это почаще, здорово расширите их сенсорный опыт.

Рисунок "вниз головой"

Такая форма рисования никого из детей на моей памяти не оставила равнодушным. Переворачиваем рисунок и рисуем «вверх ногами» (или «вниз головой» - это как хотите).

Бетти Эдвардс, создавшая направление правополушарного рисования, утверждала, что ориентация изображения в пространстве принципиальна для правильного левого полушария (рисунок вверху). Правому же это абсолютно всё равно. Оно способно воспринимать окружающее в любой позиции. Некоторым детям даже легче рисовать «вниз головой». И рисунки при этом получаются лучше. Из личного опыта: ветки дерева дошкольникам проще рисовать на перевёрнутом рисунке.

Видоискатель

Видоискатель - используемое в правополушарной технике и сделанное своими руками дополнительное приспособление. Из картона вырежем рамочку. Дыру в центре рамки заклеим прозрачным пластиком или плотной плёнкой. Получится своеобразный экран. Это и есть видоискатель. Как работает? Найдем понравившийся объект и нацелим на него видоискатель. Закрепим, чтобы рамка не смещалась. Сядем удобно. Двигается только рабочая рука. Один глаз закрыт. Маркером на плёнке экрана надо обвести контуры объекта. Следующий шаг - перенос предмета с видоискателя на бумагу, по линиям с любого места.

Рисунок на экране внутреннего взора

В широком контексте это называется "визуализация" Попытка увидеть картинку перед закрытыми глазами эффективно стимулирует правое полушарие, связанные с ним умственные способности. После объявления темы рисунка детям предлагается закрыть глаза и попробовать увидеть будущий рисунок. Многие дети видят. Это упражнение полезно выполнять перед рисованием иллюстраций к коротенькому рассказу.

Правополушарное рисование очень развивает не только глаз, но и личностные качества: смелость, умение прислушиваться к своим ощущениям. Представить себе очень ярко, что это такое нам поможет Маша (серия № 27). Смотрите с удовольствием!

Рисуйте вместе с ребёнком. Не думайте, как у вас получится: плохо или хорошо. Просто от души попробуйте порисовать. Сайт Нестандартные дети желает удачи.

Елена Боровская

Изостудия «Капельки солнца»

Каждый человек, большой или маленький может рисовать , создавать и воплощать в живописи свой мир, проявлять индивидуальность и творческие способности. Но не все об этом знают. Поэтому многие даже бояться брать в руку карандаш, или кисть.

В современных методиках обучения рисованию тоже придают приоритетное значение технике рисованию , четкому исполнению последовательности работы.

Рисование с использованием методики правополушарного рисования позволяет каждому ребенку и взрослому проявить свои задатки и таланты.

Методика правополушарного рисования позволяет снять у детей все страхи перед рисованием . Ребенок сразу видит результат своего труда и этот результат всегда положительный. На занятиях педагог сначала знакомит с красками, как их можно сочетать. Дети изучают таблицу смешения цвета. Не рисуя какой то определенный предмет дети просто смешивают краски (для работы используют гуашь ) . Для создания настроения нужно использовать музыку . Дети учатся чувствовать карандаши, кисти, краски. Во время занятий дети ощущают эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие .

Метод правополушарного рисования позволяет

Выявить индивидуальность

Делает процесс рисования легким и понятным

Не думать о том, что получится на рисунки

Снимает внутренний зажим

Позволяет обрести душевную гармонию

Раскрывает творческие способности



Темы для рисования можно предлагать , а можно придумывать вместе с детьми . Начинать можно с простых заданий : природа, дерево, цветок, вода и т. д. Практика работы показывает. что такая работа отлично помогает детям свободно творить.

Я учу не только детей, но и воспитателей нашего коллектива и родителей детей. Провожу для них мастер классы.

Дети, освоив технику правополушарного рисования с увлечением рисуют самостоятельно и уже сами помогают своим друзьям. Вместе с детьми мы оформляем персональные выставки детских работ.


В свободное время я пишу картины в технике правополушарного рисования . Это очень увлекательное занятие и помогает по-новому смотреть на окружающий нас мир. Свои работы я размещаю на выставках и различных конкурсах.

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! С радостью и гордостью представляю вам работы своих воспитанников-детей старшей группы. В конце года я столкнулась с.

Коллективная работа. «Солнышко выходи, солнышко покажись.» Цель: Учить создавать изображение солнца с использованием нетрадиционной техники.

Конспект НОД с использованием метода пластилинографии Тема «Путешествие по Африке». Цель: пробуждать желание детей изобразить и передать особенности строения жирафа средствами пластилинографии,.

Конспект ООД с использованием проектного метода «Незнайка на необитаемом острове» Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, младший воспитатель Сроки: краткосрочный проект Проблема: спасти Незнайку, попавшего.

В этом конспекте я не претендую на полное авторство, скорее это переработка многих материалов, почерпнутых на этом сайте. Хочу сказать ОГРОМНОЕ.

Презентация. "Рисование с детьми младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники - фроттаж". Культурные практики.

Загрузка...