crimea-fun.ru

Побег Мцыри из монастыря и три чудесных дня «на воле» (по одноименной поэме Лермонтова). Анализ поэмы «Мцыри» (М

Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме - у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.

В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит».

«Весело», «ласково», «играя» - все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.

Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри - равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дернулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!

Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в ее основу лег творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя. Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге). Виден в эпизоде и отголосок поэмы великого духовного учителя Лермонтова - Пушкина. В его поэме «Тазит» встречаются такие строки: «Ты в горло сталь ему воткнул, / И трижды тихо повернул». Аналогичным образом Мцыри расправляется с барсом: «Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…». Поэма «Тазит» также посвящена горцам, однако там они изображены примитивными и дикими, нуждающимися в просвещении. Лермонтов, вкладывая слова пушкинского героя в уста положительного героя Мцыри, полемизирует с Пушкиным. Монастырь, несущий «просвещение», оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом: «И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей»… Природа, а не цивилизация - вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает ее наиболее любовно и тщательно.

В первую очередь, произведение «Мцыри» отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде - встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи и стражей-монахов как огромное препятствие на пути к желанной свободе. Его постоянно гложет мысль: «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы?». И только дни побега наполнены для Мцыри смыслом. Несмотря на глубокий патриотизм Мцыри, Лермонтов не отображает это чувство в виде мечтательной любви к родине. Патриотизм главного героя сильный, наполненный желанием сражаться. Воинственный юношеские мотивы воспеты Лермонтовом с явной симпатией.Даже своего отца и друзей, Мцыри, в первую очередь, вспоминает как о мужественных воинах. В своих снах он часто видит сражения, которые приносят победу. Мцыри уверен, что он сможет быть хорошим защитником своего края. Об этом можно судить из его слов: «в краю отцов не из последних удальцов». Но, несмотря на все стремления юноши, ему так и не суждено было изведать, что такое упоение битвой. Однако, в своей душе Мцыри остается настоящим воином. Лишь единственный раз, в день своего побега, Мцыри бал краткосрочную волю слезам.Кажется, что монастырское одиночество закалило волю юноши. Именно поэтому, он совершает побег из своей тюрьмы в страшную, грозовую ночь. Стихия устрашила монахов, а Мцыри чувствует с ней родство. О мужестве и стойкости можно судить по эпизоду, в котором описывается его битва с барсом. Смерть не пугает Мцыри, он понимает, что вернувшись в монастырь, он испытает прежние страдания. Финал картины говорит о том, что приближающаяся смерть не ослабевает мужества героя. Повествование монаха не заставляют Мцыри раскается в совершенных грехах.Даже в столь трагическом моменте, он готов «рай и вечность променять» на несколько минут свободы, проведенной вместе со своими близкими. Главный герой побежден физически, но только не духовно. Лермонтов наделил его характер мужеством и героизмом, возможно, этого так не хватала современникам поэта. Можно смело сказать, что Кавказ в поэме представлен в виде героя. Пейзаж этого места - средство раскрытия образа Мцыри. Поскольку главный герой не находит единства с окружением, его отдушиной становится природа. Находясь в монастыре, герой ассоциирует себя с тепличным листком, который заключен в темницу из серых плит.Оказавшись на воле, он первым делом, припадает к земле. В полной мере романтизм Мцыри раскрывается именно в отношении к родной природе. Мцыри - это сумрачный и одинокий герой, который наделен пламенными страстями. В рассказе-исповеди он в полной мере раскрывает свою душу. Понять переживания и мысли главного героя помогают строки о несчастливом детстве и юношестве. Поэт постарался сделать акцент именно на психологической стороне Мцыри.Он поставил своего героя в центр поэмы, как незаурядного, сильного и свободолюбивого человека.

Бой Мцыри с барсом - это ключевой эпизод в поэме, кроме того, он наиболее известен и изучен. Сцена неоднократно иллюстрировалась художниками. Стоит вспомнить работы Н. Дубовского, О. Пастернака, а также гравюры, которые были выполнены Ф. Константиновым.

«Мцыри»: бой с барсом - анализ

Для литературоведов и критиков, изучавших данную поэму, анализ указанного эпизода имеет огромное значение. Бой Мцыри с барсом раскрывает основные черты характера героя, поэтому он является ключом для понимания произведения. В небольшой поэме интересующий нас эпизод занимает четыре строфы - с 16 по 19. Отводя столько места для него, а также размещая сцену в середине произведения, Михаил Юрьевич Лермонтов подчеркивает композиционно значимость эпизода.

Вначале описывается подробно барс. Важно заметить и то, что характеристика зверя дается героем без неприязни и страха, напротив, юноша Мцыри заворожен силой и красотой хищника. Автор использует много сравнений, говорит, что глаза барса светятся словно огни, шерсть отливается серебром. В темном лесу под лунным светом он напоминает ожившую сказку, одно из старинных преданий, возможно, рассказанных когда-то ребенку его сестрами и матерью.

Зверь

Рассматривая бой Мцыри с барсом, следует отметить, что хищник, подобно главному герою, наслаждается ночью, он весело играет. Все определения, относящиеся в поэме к зверю, описывают его как ребенка, которым он и является, ведь перед нами дитя природы. Барс символизирует мощь земли, для которой и животное, и человек - равнозначно необходимые элементы.

Битва

Оба участника битвы одинаково прекрасны, достойны жизни и свободны. Для Мцыри сражение с барсом - это проверка его сил, которые не находят в монастыре должного применения. «Рука судьбы» героя вела иным путем. Он привык себя считать слабым, пригодным лишь к постам и молитвам. Однако после победы над хищником, он с гордостью открывает в себе новые возможности. Благодаря множеству глаголов, указывающих на скорую смену действия, которые использует автор, можно целиком представить себе невероятно завораживающий бой Мцыри с барсом: насыщенный событиями и динамичный.

Настроение наиболее точно передано словами: «дернулся», «успел», «рванулся». На протяжении всей сцены тревога за главного героя не угасает. Однако Мцыри побеждает, преодолев не барса, а силы судьбы и природы, враждебно настроенные против юноши. Как бы темен ни был лес, герой не оставит свое желание о возвращении на родину.

В поэме “Мцыри” Михаил Юрьевич Лермонтов повествует о человеке, который всем сердцем любит свою Родину, свой народ, но вынужден находиться вдали от родных мест, и это причиняет ему самые тяжелые страдания. Юноша не живет, а существует в мрачных стенах монастыря, не имея возможности вернуться в свои родные края. Его сердце терзают тоска и печаль по родным и близким людям, по вольной жизни на лоне природы. Однажды Мцыри решает откликнуться на собственные душевные призывы и сбежать из тюрьмы, в которую превратился для него монастырь.

не знает дороги домой и убегает из монастыря в полную неизвестность, прекрасно понимая, что в случае неудачи, его ждет погибель. Но мечта о Родине настолько велика, что даже возможная смерть не страшит юношу.

В свой первый день на свободе Мцыри наслаждается великолепной, пышной природой родного Кавказа. Он восхищается ее красками, зачарованно слушает пение птиц и шум горных потоков, наблюдает и всматривается во все, происходящее рядом с ним. Здесь Мцыри случайно встретил юную красавицу-грузинку, и его сердце забилось быстрее, охваченное незнакомым волнением страсти. Но юноша подавил в себе этот любовный порыв. Он

должен продолжить свой путь на Родину, к свободе. Ради этой цели Мцыри готов отказаться от личного счастья.

Следующим испытанием для Мцыри стала встреча с барсом. Дикий барс могуч и красив. Схватка с ним была страшна, но Мцыри победил зверя, испытав впервые страсть битвы и радость победы. Желание вернуться в край отцов и стать настоящим воином разгорелось в душе героя еще сильнее прежнего. Еще ненавистнее для него стал плен монастыря, где юноша рос и был одинок и несчастен.

Мцыри глубоко презирал людей, которые видели смысл своей жизни в смиренном монастырском существовании. Прожив всю жизнь в заточении, герой страстно мечтает увидеть родную землю, свой дом, своих родных. Но его мечте не суждено было осуществиться. Мцыри не смог найти дорогу домой и вновь оказался у стен тюрьмы-монастыря. Он был замучен и смертельно ранен, но, познав вкус свободы, уже ни о чем не сожалел. Три дня свободы, которые он провел на воле, стали для него самыми счастливыми в жизни.

Мцыри умирает, но его образ свободолюбивого, мужественного и целеустремленного человека становится идеалом для многих поколений людей.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Бой с барсом­ Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” сама по себе довольно эмоциональная, но самое большое впечатление на читателя производит эпизод “Бой с барсом”. Автор...
  2. Поэма “Мцыри стала настоящим гимном стремлению и любви к свободе. Через образ главного героя поэт смог наиболее полно раскрыть собственную душу, самого себя и свои...
  3. М. Лермонтов поэтическое произведение “Мцыри” создал в 1839 году. С темой он определился во время пребывания на Кавказе. Лермонтову в этом помог служитель монастыря, знакомый...
  4. ­Встреча с грузинкой Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, написанная в 1839 году, стала одним из лучших произведений своего времени. Главный герой поэмы – юный Мцыри,...
  5. Поэма “Мцыри” – величайшее произведение русской романтической литературы. Главный герой поэмы – человек, у которого, по словам критика В. Г. Белинского, “могучий дух”, “огненная душа”...
  6. Почему Мцыри бежал из монастыря? “Мцыри” – романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег...
  7. Творческое наследие поэта М. Ю. Лермонтова велико и беспредельно. В русскую литературу он вошел как поэт действия и силы, в произведениях которого прослеживается постоянный поиск...
Загрузка...