crimea-fun.ru

Отношение к хлебу как результат человеческого труда. Любовь к хлебу

Ознакомить учащихся со значением хлеба; Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев; Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб; Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны. Ознакомить учащихся со значением хлеба; Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев; Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб; Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны. Цель урока:



Без хлеба куска нам везде… Худ обед… Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной… Рожь поспела, берись… Что посеешь, то и… Пахать – не в дуду… Хлеб да вода – молодецкая… Будет день – будет и… Хлеб наш насущный – хоть черный, да… Без хлеба куска нам везде… Худ обед… Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной… Рожь поспела, берись… Что посеешь, то и… Пахать – не в дуду… Хлеб да вода – молодецкая… Будет день – будет и… Хлеб наш насущный – хоть черный, да… Продолжите пословицу: тоска. когда хлеба нет. отец родной. за дело. пожнёшь. играть. еда. хлеб. вкусный.


Из истории создания хлеба. В древней Греции считали, что искусство хлебопечения – это дар богини плодородия Деметры. Ее посланец – отважный юноша Триптолем, на колеснице, запряженной крылатыми змеями, побывал во всех уголках земли и научил людей печь хлеб.


В музее хлеба швейцарского города Цюриха хранится лепешка, которой от роду 6 тысяч лет. Ее обнаружили на месте высохшего озера при раскопках. В музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный лет назад. В музее хлеба швейцарского города Цюриха хранится лепешка, которой от роду 6 тысяч лет. Ее обнаружили на месте высохшего озера при раскопках. В музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный лет назад.




Имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались глиняные горшки – формы, которые назывались «клибанос». Отсюда и возникло название «хлеб». У древних готов хлеб называли «хлайфс»; в старонемецком языке – «хлайб»; у украинцев – «хлеб»; у эстонцев – «лейб». Имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались глиняные горшки – формы, которые назывались «клибанос». Отсюда и возникло название «хлеб». У древних готов хлеб называли «хлайфс»; в старонемецком языке – «хлайб»; у украинцев – «хлеб»; у эстонцев – «лейб».


Издавна на Руси в честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.


Хлеб в крестьянской семье всегда резал хозяин – глава семьи. Пекли хлеб из ржаной муки на капустных, дубовых и кленовых листьях. Ни один хозяин не мог позволить себе выбросить хотя бы кусочек хлеба. Весь хлеб съедался, а крошки шли на приготовление кваса или пива. В народе говорили: «Хлеб ногами топтать – народу голодать». С того времени и сохранилось отношение к хлебу, как к отцу-батюшке, а к земле, как к кормилице- матушке.


Сегодня можно выбрать любой хлеб: черный, белый, сдобный, ржаной или пшеничный, круглый или формовой; с тмином, маком, орехами, изюмом. Большое разнообразие и хлебобулочных изделий: баранки, бублики, кулебяки, пироги, пирожки, сайки, батоны, булочки, ватрушки, свадебные шишки, расстегаи и т.д.


Мука – основной продукт в приготовлении теста. В ней содержатся практически все питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами. Перед замешиванием муку обязательно просеивают через сито. При этом она обогащается воздухом, а значит, тесто будет легче замешиваться и лучше подыматься. Для приготовления хлеба необходимы следующие продукты: мука, дрожжи, вода, соль, подсолнечное масло.




Для того, чтобы на нашем столе каждый день стоял хлеб, нужно было потрудиться многим людям: это комбайнеры, шофера, грузчики, мукомолы, пекари, технологи, продавцы. Их труд почетен и благороден. Мы низко кланяемся им! Для того, чтобы на нашем столе каждый день стоял хлеб, нужно было потрудиться многим людям: это комбайнеры, шофера, грузчики, мукомолы, пекари, технологи, продавцы. Их труд почетен и благороден. Мы низко кланяемся им!


У нас в станице есть знаменитый хлебокомбинат. На нём работают замечательные люди – профессионалы: Скоркин С.Ф., Кузнецова Т.В., Косолапова Г.А., Денисов В.В. и др. они имеют много наград и дипломов за свой благородный и почётный труд. Мы гордимся нашими земляками!


Ответьте на вопросы: 1. Что вы запомнили из истории создания хлеба? 2. Какие традиции и обычаи, связанные с хлебом на Руси дошли до наших дней? 3. Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы знаете? 4. В чем ценность муки? 5. Кто дарит нам хлеб? 6. В какой песне хлеб является мерилом дружбы? 1. Что вы запомнили из истории создания хлеба? 2. Какие традиции и обычаи, связанные с хлебом на Руси дошли до наших дней? 3. Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы знаете? 4. В чем ценность муки? 5. Кто дарит нам хлеб? 6. В какой песне хлеб является мерилом дружбы?


Заключение 1.Выводы. 2. Подведение итогов. 3. Домашнее задание: записать и оформить в тетрадях семейные рецепты пирогов, булочек и т.д. 1.Выводы. 2. Подведение итогов. 3. Домашнее задание: записать и оформить в тетрадях семейные рецепты пирогов, булочек и т.д.

Этот текст нужно написать другими словами(изменить), напишите пожалуйста, буду очень признательна! Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно: "Он ест свой хлеб" и, наоборот, пренебрежительно о живущем за чей-то счет: "нахлебник" Хлеб доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что мешает его нравственной основе. Тем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, чем уважительнее благоговения относиться человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.


Раньше у славян был обычай, те кто разломять хлеб, будут друзьями навсегда. И сейчас хлеб – это символ мира, дружбы и добра. Жизнь идет и меняется, но хлеб до сих пор остается самым большим богатством. С хлебом провожали тех, кто уходил на фронт, защищать нашу Родину, и встречали, вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто когда-то ушел от нас и больше никогда не вернётся. Каждый человек по-своему ценит и относится к хлебу. Но всё-таки одно общее есть для всех - хлеб - это жизнь! В народе уважительно относятся к тем, к то честным трудом зарабатывает на хлеб, о них говорят: "Он ест свой хлеб", а к тем, кто живет, за счёт других и ничегоне делает: "нахлебник". Считалось, если хлеб не заработан трудом человека, а просто достался "на халяву" портит человека, мешая его морали и благородности. Чем труднее достаётся хлеб человека, тем уважительней относятся к нему окружающие, и чем чище душа и сердце его тем честнее и добрее сам человек.





«Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь, и как только он появляется вновь — это служит признаком выздоровления», — сказал Антуан Огюст Пармантье, известный французский агроном и фармацевт, живший в XVIII в. Сложно встретить на свете человека, который бы не испытывал уважения к хлебу. В народе говорят, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. Это такая пища, которую нельзя заменить ничем.

На уровне инстинктов

Традиции бережного отношения к хлебу существовали с древнейших времен у разных народов и передавались из поколения в поколение. Например, для русского человека хлеб это не просто продукт, это часть его родины.

Достаточно вспомнить, какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но не сдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб? Это 10 % пищевой целлюлозы, 10 % жмыха, 2 % обойной пыли, 2 % выбоек из мешков, 1 % хвои и 75 % обойной ржаной муки. Выпекали этот хлеб на соляровом масле, потому что другого не было. Но не будь хлеба, не было бы и Победы!

Испокон веков к хлебу относились с огромным уважением. Русский стол немыслим без этого продукта. Считается, что человек не сядет за стол, если на нем нет хлеба.

Находясь вдали от родины, люди скучают по вкусу черного хлеба (кстати, именно он считается русским национальным хлебом). Наверное, многие из вас, уезжая в другие страны, тоскуют по привычной для вас пище. И первая мысль, которая приходит в голову в такие моменты: сейчас бы корочку черного хлеба…

В истории немало событий, подтверждающих сильное пристрастие русского человека к черному хлебу. В своей книге «Занимательная кулинария» В. В. Похлебкин, специалист в области теории, истории и практики кулинарного искусства, приводит интересные исторические факты. Так, в 1736 г. во время русско-турецкой войны 54-тысячное русское войско вступило на вражескую территорию Крымского ханства. Обозы с ржаной мукой, которую везли из России, застряли где-то в степях Украины. Пришлось печь хлеб из местной пшеничной муки. И тогда в войске начались болезни. «Наипаче приводило воинов в слабость то, — отмечал в своих записках адъютант командующего Христофор Георг фон Манштейн, — что они привыкли есть кислый ржаной хлеб, а тут должны были питаться пресным пшеничным».

Интересно, что пристрастие русских к черному хлебу и, наоборот, непринятие этого продукта людьми других национальностей отмечали в своих произведениях литературные классики. Например, А. С. Пушкин во время своей поездки на Кавказ обратил внимание на то, что пленные турки, строившие Военно-Грузинскую дорогу, никак не могли привыкнуть к русскому черному хлебу и поэтому жаловались в целом на выдаваемую им пищу, хотя она была хорошей. «Это напомнило мне, — говорил Пушкин, — слова моего приятеля Шереметева по возвращении его из Парижа: „Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного хлеба не допросишься“».

Первый хлеб

По одной из версий, первый хлеб был приготовлен из желудей в далекой древности. Использовать в пищу злаки люди начали около 15 тыс. лет назад до нашей эры в Средней Азии. Долгое время они ели зерна в сыром виде. Затем научились растирать их между камнями. Измельченное зерно они замешивали с водой. Так появился первый хлеб из злаков. Однако это был не привычный для нас продукт. По консистенции первый хлеб напоминал жидкую кашу. Кстати, именно кашу ученые называют праматерью хлеба. Во многих странах и по сей день изготавливают блюда из разных видов муки наподобие раннего хлеба.

Когда люди научились добывать огонь, они сделали сразу два открытия. Во-первых, без особых усилий научились отделять зерна от колоса дикорастущих растений. Для этого они нагревали их на разогретых камнях, помещенных в вырытые ямы. Во-вторых, смогли улучшить вкус каши, слегка поджаривая отделенные от колоса зерна.

По предположениям археологов, однажды в процессе приготовления каши часть ее вылилась на разогретые камни и превратилась в румяную лепешку. Она поразила древних людей своим ароматом, вкусом, и они стали выпекать из густой зерновой каши пресный хлеб в виде лепешки.

Примерно 2,6-3 тыс. лет до нашей эры египтяне освоили технологию приготовления хлеба из сброженного теста. Считается, что первооткрывателем этой технологии стал обычный раб. Когда он замешивал тесто для того, чтобы испечь лепешки, по его недосмотру оно подкисло. Чтобы избежать наказания, он все-таки рискнул испечь из него лепешки. На удивление они получились пышные, румяные, вкуснее, чем из пресного теста.

Первые печки для производства хлеба также изобрели египтяне. В усыпальнице одного из фараонов археологи нашли картину, на которой изображена древняя египетская пекарня.

От египтян традицию изготовления хлеба переняли другие народы Древнего мира. Они изобрели массу способов закваски теста. В качестве дрожжей использовали бактерии, имеющиеся в воздухе, смесь из виноградного сока и муки, которая позволяла забродить, или же пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако существовал и более распространенный метод — кусок теста оставляли на сутки и использовали его в качестве источника брожения.

Разрыхленный хлеб из сброженного теста считался деликатесом. Ценились не только его восхитительный вкус, но и то, что он дольше сохраняется свежим и лучше усваивается организмом. Доступен такой хлеб был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб — плотный и грубый.

В Древней Греции для спортсменов, принимавших участие в Олимпийских играх, готовили особый, белый, хорошо разрыхленный хлеб. Греки, как и другие народы Древнего мира, относились к хлебу с почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершил большой грех и за это его могли наказать боги.

Так же, как и древние греки, высоко ценили хлеб римляне. Именно они усовершенствовали процесс хлебопроизводства: создали новые печи, улучшили технологию перемалывания зерен. К 100 г. н. э. римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе.

В Древнем мире с огромным трепетом относились к хлебопекам. В Древней Греции им было дозволено занимать самые высокие государственные посты. А по древним германским законам за убийство пекаря наказывали строже, чем за убийство человека другой профессии.

Кстати, у слова «хлеб» древнегреческие корни. Специальные горшки, в которых греки выпекали хлеб, назывались «клибанос». От этого слова произошло готское слово «хлайфс», которое переняли древние германцы, славяне и другие народы. Так в старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», в эстонском — «лейб», а у нас — «хлеб».

Хлеб на Руси

Основным видом хлеба у славян был кисловатый черный хлеб, приготовленный из ржаной муки. Он был дешевле и сытнее белого, изготовленного из пшеницы. Однако существовали такие виды ржаного хлеба, которые были не по карману далеко не всем состоятельным людям. Например, «Боярский хлеб». Его выпекали из муки особого помола, использовали свежее масло и в меру сквашенное, не перекисшее молоко. В тесто добавляли пряности. Такой хлеб изготавливали только на заказ по особым случаям.

На Руси хлеб пекли в специальных «хлебных избах». С развитием хлебопечения появилось и множество изделий из пшеничной муки. Ковриги, калачи, пироги, пряники — самые известные виды исконно русской выпечки. Изделия посыпали маком, сдабривали медом, начиняли различными начинками.

Переворот в хлебопечении в России произошел в прошлом веке. В 1930-х гг. появились первые хлебозаводы, работающие по системе конвейерного производства хлеба инженера Г. П. Марсакова. Своеобразное по конструкции оборудование напоминало гигантские карусели. Весь процесс выпечки хлеба был механизирован и частично автоматизирован, что позволяло с момента поступления на завод муки и до выхода из печи готового хлеба не прикасаться к нему руками.

Искусство хлебопечения в нашей стране развивается и по сей день. Хлебопеки разрабатывают технологии разных сортов и видов хлеба, в том числе и диетического.

Мировой продукт

Практически в каждой стране существуют свои традиции, связанные с производством и употреблением в пищу хлеба. Например, в Италии этот продукт не производится в промышленных масштабах. По сей день его пекут в семейных булочных. Заповедником хлебопечения считается юг страны. Там на каждом углу можно встретить небольшие булочные, хозяева которых с особым трепетом относятся к своему делу, передают рецепты хлеба из поколения в поколение. В Италии существует множество разновидностей хлеба, очень отличающегося по технологии: микетта, брускетта, фокачча, банана, чирьола, манина феррарезе, чиабатта, пане казаречьо и др.

Также очень сложно назвать точное количество видов хлебобулочной продукции, произведенной в Германии. Немецкие пекари готовят хлеб со всевозможными добавками: морковный, картофельный, капустный, с оливками, орехами, тыквенными семечками и т. д. В каждом городе есть свои традиционные изделия, и едва ли не каждый день появляются новые «модные». В последние годы в Германии наиболее востребованными стали диетические виды хлеба с пониженной калорийностью.

Во Франции один из самых главных магазинов — это булочная. Хлеб выпекают в них дважды в день. В обычный ассортимент булочной входят такие деликатесы французской выпечки, как круассаны, булочки с шоколадом, бриоши. Согласно французским законам, даже самая маленькая деревня должна быть обеспечена свежим хлебом ежедневно.

В Англии серьезно относятся не только к производству хлеба, но и к ценовой политике на него. Так, в 1266 г. там был принят закон, контролирующий цену на хлеб. Он действовал на протяжении 600 лет. Также интересно отметить, что название английского титула «лорд» произошло от слова Hlaford-loaf ward («обеспечивающий пропитание»), а титул «леди» произошел от слова Hlaefdige-Loaf kneader («месящая тесто»).

Рассказывать о любви разных народов к хлебу можно бесконечно. Лишь единицы не употребляют этот продукт в пищу.

Как сказал Антуан Огюст Пармантье: «Хлеб можно потреблять в любое время дня, в любом возрасте, в любом настроении; он делает вкуснее остальную пищу, является основной причиной и хорошего, и плохого пищеварения. С чем бы его ни ели — с мясом или любым другим блюдом, — он не теряет своей привлекательности». Эти слова будто бы сказаны сегодня, поскольку ни роль хлеба в нашем питании, ни наше отношение к нему с тех пор не изменилось.

После того как 5-6 тысячелетий назад в Древнем Египте овладели искусством получения разрыхленного хлеба (хлеба из сквашенного теста) было заложено начало развития хлебопекарного производства.

Пекарные древнеегипетские мастера делали хлеб разного вида: круглый и вытянутый, а также в форме пирамид, плетенок, рыб и сфинксов. На хлебах могли проставлять различные знаки: цветок, крест, символ семьи или рода, а на хлебцах для детей – петух, котенок, индюк и другие. Пекли сладкий хлеб, в состав которого входили мед, жир и молоко, такой хлеб конечно ценился больше. Для рабов пекся черный грубый хлеб.

Секреты получения разрыхленного хлеба из Древнего Египта перешли в Грецию и Рим. Там этот хлеб был доступен лишь богатым и считался большим деликатесом. Специальный хлеб выпекали для спортсменов, которые были участниками Олимпийских игр. В Олимпии, когда проходили спортивные состязания, для участников игр и гостей делали особый хорошо разрыхленный белый хлеб.

Какое же было ? Хлеб очень ценился и почитался человеком. Хлеб стоял в одном ряду с солнцем и золотом. В древнеегипетской скорописи хлеб, солнце и золото обозначались одним символом: кругом с точкой в средине. О хлебе слагали песни и гимны. В усыпальнице одного из египетских фараонов на стене есть картина с детальным изображением изготовления хлеба. В музее Египта есть статуэтка тестомеса, ей несколько тысяч лет.

Древние греки считали хлеб отдельным блюдом. Чем богаче и знатнее был хозяин дома, тем щедрее он угощал своих гостей дорогим хлебом.

В связи с большой важностью хлеба у многих сложилось к нему суеверное почтение. Считалось, что употребление пищу без хлеба – большой грех и за это может последовать наказание богов. В Индии для преступников существовало дополнительное наказание: им определенное время, зависящее от тяжести вины, не давали хлеб. Самым значимым оскорблением считалось неуважение к хлебу.

В некоторых странах считалось, что хлеб обладает целебными свойствами и излечивает от многих заболеваний, например: вдыханием запаха свежеиспеченного хлеба лечили насморк, а черствым хлебом – заболевания желудка и кишечника.

С таким же уважением, как к самому хлебу, с давних времен относились и к людям, которые его пекли. Пекари занимали многие высокие должности в древних государствах и были в большом почете. Однако хлебопека сделавшего плохой хлеб могли сурово наказать: остричь, выпороть, поставить к позорному столбу и даже изгнать. По древнегерманскому закону за убийство пекаря наказание было строже, чем за убийство человека другой профессии. В Древнем Риме раб, умевший делать хлеб, ценился в 10 раз дороже гладиатора. В десятом веке в Византии пекари были освобождены от всех государственным повинностям.

Во славу хлебных мастеров делали памятники. В Риме по сегодняшний день сохранилось надгробие высотой 13 метров. Этот мемориал возведен на могиле пекаря Марка Вергилия Эврисака, который жил около двух тысяч лет назад и был основателем нескольких больших пекарен, обеспечивающих хлебом почти весь Рим. Он украшен барельефами с изображением процесса изготовления хлеба.

Рецепты хлеба держались хлебными мастерами в строжайшей тайне и передавались из поколения в поколение.

Примерно три тысячи лет назад восточные славяне уже выращивали такие зерновые культуры как пшеница, ячмень, просо, овес. Позже, славяне стали возделывать и (это началось около тысячи лет назад). При раскопках поселений учеными найдены остатки глинобитных домов, в которых были помещения для зерна, печи для выпекания хлеба, зернотерки, сосуды из глины для хранения зерна.

Выпечка хлеба у славян, как и у других народов, была почетным и ответственным делом. Качество хлеба контролировалось назначенными хлебными приставами, которые проверяли и взвешивали хлеб на рынках и торжках. При обнаружении нарушений, виновных наказывали штрафом.

Существовали, как маленькие пекарни (хлебные избы), так и хлебные дворцы. Производство хлеба было ручным и потому довольно тяжелым вплоть до середины девятнадцатого века. Лишь потом появились машины (тестомесильные, тестоделительные, конвейерные печи).

За всю свою историю человечество не обеспечивалось хлебом в достаточном объеме, его никогда не было вдоволь. Именно по этому всегда было почтенным и уважаемым, от него зависела жизнь.

Если Вам интересна эта информация, то Вы можете написать комментарий, поделится ссылкой на нее с друзьями или подписаться на рассылку сайта или на обновления сайта.

А) Темучин

Б) Есугей

В) Чингисхах

Г) Субедей

А 2. Битва на реке Калке произошла в:

А 3. Первый удар монголы нанесли по княжеству:

А) Владимирскому

Б) Рязанскому

В) Черниговскому

Г) Смоленскому

А 4. Невская битва состоялась в:

А 5. Хан Батый назвал « злым городом»:

А) Торжок

Б) Коломну

В) Козельск

А6. Следствием присоединения князя Гедимина русских земель стало:

А) принятием народа католичества

Б) отмена прежней системы управления

В) запрет на использование русского языка

Г) обложение русских земель данью

А7. Причиной раздробленности Руси является:

А) Распространение языческих верований

Б) Установление вечевых порядков во всех русских землях

В) Стремление удельных князей к независимости от Киева

Г) установление власти Золотой Орды над Русью

А 8. Русское войско в ходе Невской битвы сражалось против:

А) датских рыцарей

Б) шведов

В) немецких рыцарей

Г) поляков

А9. Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах, называется:

Г) погост

А10. Период феодальной раздробленности русских земель был временем:

А) экономического и культурного подъёма

Б) экономического подъёма и культурного упадка

В) экономического упадка и культурного подъёма

Г) экономического и культурного упадка

А 11. Кто не участвовал в Невской битве?

А) Гаврило Олексич

Б) Александр Невский

Г) Пётр Ослядюкович

А 12. Что не является следствием присоединения русских земель к Литве?

А) освобождение русского княжества от ордынского ига

В) взаимовлияние на культуру

Г) совместными усилиями противостояли угрозе Запада

А13. Причиной нашествия монголо – татар на Русь можно считать:

А) возможность обогащения

Б) наличие сильной армии у монголов

В) ослабление Руси в результате феодальной раздробленности

Г) все указанные причины

А14. Формой правления в Новгороде было:

А) княжеское правление

Б) демократическая республика

В) боярская республика

Г) монархия

А 15. Столицей Великого княжества Литовского стал город:

Б) Вильно

В) Ревель

Г) Гродно

А 16. Причина победы монгольского войска в битве на р. Калке:

А) несогласованность действий русских войск

Б) наличие у монголов огнестрельного оружия

В) снижения уровня воды в реке из-за засушливого лета

Г) русские войска отказались прийти на помощь половцам

А 17. Следствием похода Батыя на Русь является:

А) Объединение русских земель

Б) Расширение границы Монгольской державы

В) Разорение русских земель

Г) Установление на Руси феодальной раздробленности

А 18. Причины поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами:

А) плохие погодные условия

Б) отсутствие у русских князей конницы

В) феодальная раздробленность на Руси

Г) военная помощь, которую половцы оказали монголо-татарам

А 19. Какое из перечисленных событий произошло раньше других:

А) сражение на Чудском озере

Б) перенесение резиденции митрополита во Владимир

В) битва на реке Калке

Г) Невская битва

А 20. Следствием политической зависимости Руси от Золотой Орды является:

А) Участие русских князей в курултае

Б) обязательное изучение монгольского языка

В) выдача ордынцами русским князьям ярлыков на княжение

Г) обязательное принятие ислама русскими людьми

А 21. Причиной сокращения численности населения в русских землях во второй половине XIII в. является:

А) Стихийные бедствия

Б) Монголо- татарское нашествие

В) Процессом образования феодальной раздробленности

Г) Набеги немецких и шведских рыцарей

А 22. Что не относится к особенностям культуры XII – XIII веков:

А) упадок русской культуры

Б) складывание собственной культурной традиции

В) появление новых источников развития

Г) складывание крупных культурных центров

А 23. Какое из перечисленных архитектурных зданий было построено в XII – XIII веках?

А) церковь Спаса на Нередице

Б) церковь святого Георгия в Ладоге

В) Успенский Собор Московского кремля

Г) церковь Покрова Богородицы на Нерли

А) разрушение церквей и монастырей

Б) рост экономических связей

В) рост и развитие городов

Г) появление новых ремёсел

А 25. Какой жанр литературы не относится к XII – XIII веку?

А) поучения

Б) летописание

В) публицистика

Г) « Слово о полку Игореве…»

А 26. Итогом Ледового побоища является:

А) поражение крестоносцев

Б) отпор монголо - татарам

В) поражение шведов

Г) остановлена агрессия литовцев против новгородцев

А 27. Через какой город, находящийся на территории современной Тверской области, лежал путь монголо – татар на Новгород?

Б) Бежецк

В) Торжок

А 28. В каком году состоялся съезд князей в Любече?

А 29. Кто из перечисленных князей правил раньше других?

А) Ярослав Мудрый

Б) Александр Невский

В) Владимир Мономах

Г) Юрий Долгорукий

А 30. Какой князь получил прозвище за то, что имел огромную семью?

А) Ярослав

Б) Всеволод

В) Андрей

1. Какие народы участвовали в Великом переселении? а) вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы б) римляне, греки, славяне в) готы, славяне,

турки2. На каком языке читалась молитва в западной церкви?а) греческом б) немецком в) латинском г) французском3. Человек, уединенный в незаселенных местах, назывался:а) граф б) архиепископ в) монах г) король4. В каком году перестала существовать империя Карла Великого? а) в 843 году б) в 800году в) в 9б2году г) в б00году5. Кого называли норманнами?а) северных германцев б) саксов в) южных германцев г) славян6. Основное занятие рыцарей?а) война; б) ученые занятия; в) занятия сельским хозяйством; г) торговля.7.Когда произошел распад Римской империи?а) 410г. 6)395г. в) 476г.8. Как назывался глава государства у арабов?а) везир б) халиф в) монарх г) император9. Как называлась специальная грамота о прощении грехов?а) индульгенция б) депеша в) реквизит10. Почему начались Крестовые походы?а) стремление участников походов освободить Святую Землю б) стремление участников познакомиться с традициями стран Востока в) стремление открыть новые торговые пути11. К чему привело завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом?а) к ослаблению королевской власти в Англии б) к усилению королевской власти в) к феодальной раздробленности государства12. Установите соответствие: БОГ СФЕРА ПОКРОВИТЕЛЬСТВА

Помогите, пожалуйста, с историей.) Очень нужно..

С тем, что получится.. хотя бы с одним заданием)

1.Прочитайте предложения,
указывающие факты, связанные со сражением, которое произошло в Западной Европе
в Новое время, и напишите название населенного пункта, возле которого оно
состоялось. Правильный ответ без пробелов внесите в таблицу ответов.
(1) Точное время начала битвы остается спорным вопросом для
исторической науки, но все сходятся на том, что приказ об атаке был отдан
гораздо позже восхода солнца. Считается, что причиной этого был проливной
дождь, прошедший ночью: нужно было дождаться, пока земля просохнет.
(2) В битве участвовали солдаты нескольких государств, и само сражение
долгое время называлось по-разному в этих странах.
(3) Командующий одной из победивших армий провел большую часть битвы
под большим вязом, который стоял на пересечении дорог. Впоследствии это дерево
было выкорчевано и увезено на родину полководца, где из древесины сделали
различные сувениры.
(4) Исход сражения решился благодаря вступлению в сражение дополнительных
сил, которые совершили для этого марш-бросок.
(5) Маршал, на корпус которого рассчитывал проигравший полководец,
совершил ошибочный маневр и не успел на поле сражения.
(6) Государство, в пределах которого находится сейчас поле битвы, было
основано только через 15 лет после сражения.

2.Прочитайте текст, содержащий шесть пронумерованных предложений. Определите, о
каком понятии или явлении в нем идет речь, и внесите его в таблицу ответов.
Ответ должен состоять из двух слов: одного прилагательного и одного
существительного в именительном падеже. Ответ запишите без пробелов. Учтите,
что два предложения из шести содержат фактические ошибки или относятся к
другому понятию.
(1) Это государство существовало в эпоху
раннего средневековья.
(2) Его столица находилась в низовьях крупной реки.
(3) Официальной религией страны был иудаизм.
(4) Титул правителя на
местном языке звучал как «басилевс».
(5) Государство имело тесные торговые
контакты с Древней Русью. (6) Завоеватель государства носил имя Мурад.


3.Укажите последствие разгрома «Непобедимой армады»:

1) начало Тридцатилетней войны
2) расширение колониальной
империи Испании
3) увеличение английского
влияния на морях
4) конфликт между Испанией и
Англией за колониальные владения

4. Выберите из предложенного списка трех исторических деятелей,
являвшихся современниками:
1) Джеймс Уатт;

Загрузка...