crimea-fun.ru

«Оперный спектакль – доза эмоций, которую трудно получить где-либо еще. «Певец мира» Екатерина Щербаченко: жизнь после триумфа Репортаж из рязани

Три года назад Екатерина завоевала звание лучшей оперной певицы на престижном вокальном конкурсе «Певец мира» в столице Уэльса Кардиффе (Великобритания), став единственной российской победительницей за последние двадцать лет. О том, как готовилась премьера «Иоланты» на сцене Театра Реал, а также о том, как проходят гастроли, Екатерина ЩЕРБАЧЕНКО рассказала «Новым Известиям».

– «Иоланта» – опера с хорошим финалом, которых не так много. Больше все-таки опер трагических – где героиня погибает, влюбленных разлучают обстоятельства или смерть, а здесь все заканчивается хорошо: все живы, слепая главная героиня прозревает…

– Конечно, больше опер-драм, трагедий – таковы законы жанра. Но я не думаю, что «Иоланту» надо воспринимать как розовую сказку с хеппи-эндом. Эта опера Петра Ильича Чайковского – одно из его последних посланий нам. Опера была создана накануне расцвета символистского периода в музыке, живописи, литературе. И мы, певцы, вместе с режиссером и дирижером старались донести до зрителя то, что она не так однозначна, как кажется, что она пронизана трагическими мотивами, но ее финал дает надежду на лучшее. В постановке Питера Селларса все персонажи лишены сказочности, они реальны и у каждого есть какое-то горе, свой груз неразрешенных проблем. На самом деле ничего не видит вокруг себя не главная героиня – слепая Иоланта, – а все те, кто ее окружают.

– Чем вам интересна нынешняя постановка?

– Партию Иоланты я уже пела в Большом театре, но здесь, на репетициях, я открыла эту оперу для себя заново. То же самое говорят и мои коллеги, занятые в спектакле, и зрители, которые знали и слышали оперу раньше. В этом «виноваты» дирижер Теодор Курентзис и режиссер Питер Селларс. Их заслуга в том, что произведение Чайковского буквально вошло в плоть и кровь артистов и стало их личным высказыванием. Эти замечательные мастера проделали очень тонкую работу – с большим вниманием и большой заботой о конечном результате. Для меня это был удивительный репетиционный период, один из немногих, который так насыщенно и интересно проходил. Такие же энтузиазм и невероятная атмосфера были во время работы над постановкой Дмитрия Чернякова «Евгений Онегин» в Большом театре.

– У вас это первый опыт работы с Курентзисом и Селларсом?

– С Теодором нет – был «Дон Жуан» в Большом в постановке того же Дмитрия Чернякова. А вот с Питером Селларсом работала впервые. В Московской консерватории мы учились на его знаменитых постановках оперной трилогии Моцарта – «Дон Жуан», «Так поступают все», «Свадьба Фигаро». Мой профессор по актерскому мастерству – его трепетный поклонник. И когда я узнала, что буду работать с Селларсом, я все время думала: «Как же это – работать с таким человеком?» Очень боялась и волновалась перед началом репетиций – будет ли все так прекрасно, как я себе представляю? Но это оказалось даже лучше, чем я могла вообразить.

– Чем же вас так покорил режиссер Селларс?

Лучшие дня

– Питер – удивительный человек, создающий вокруг себя атмосферу доброты и любви. Работая с актерами, он находит такие точные слова, затрагивающие душу, что погружает нас в нужное ему состояние и смотрит, какие средства выражения на сцене ты находишь. Потихоньку корректируя, он выкристаллизовывает главное. Поработать с Питером Селларсом да еще в тандеме с Теодором Курентзисом, – подарок судьбы. Они друг друга усиливают, у них происходит настоящая синергия, дающая столь удивительный результат.

– На мадридской сцене «Иоланта» идет в один вечер с оперой другого русского композитора Игоря Стравинского «Персефона». Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы этот спектакль привезти в Большой театр, но случиться это не раньше 2014 года...

– Да, именно в таком виде надо привозить в Москву всю постановку, что непросто. Замечательно, что эти оперы как бы дополняют и раскрывают друг друга. Стравинский очень любил Чайковского, который оказал огромное влияние на его творчество. Идеи обеих опер перекликаются – поиск своего пути к свету, своего места в жизни. Сама структура вечера получилась необычной. Традиционно постановщики стараются оставить на конец что-то яркое, запоминающееся. Здесь же мы видим тихую кульминацию: если «Иоланта» имеет необыкновенно торжественный и просветленный финал, то «Персефона» – опера, которая заканчивается, как бы растворяясь в воздухе.

– Летом 2009 года в Кардиффе вы выиграли конкурс «Певец мира», один из самых престижных в оперном мире. Именно с победы на этом конкурсе в 1989 году началась звездная карьера Дмитрия Хворостовского. А как вы попали на этот конкурс?

– Для меня все получилось неожиданно: о прослушивании мне сказала знакомая концертмейстер. Для участия в конкурсе проводятся прослушивания в 40 странах, но я не знала, когда они идут в Москве. Через полтора месяца мне пришло письмо, в котором сообщалось, что меня отобрали в числе других 25 певцов из разных стран для участия в финале. Моя первая мысль была: «Боже мой, как же все успеть подготовить», потом страх и волнение. Но все как-то замечательно произошло, и программа сложилась удачная – многие мои знакомые музыканты помогали мне в этом. В первом туре я пела письмо Татьяны из «Евгения Онегина» и арию Фьордилиджи из оперы Моцарта «Так поступают все». Во втором, финальном туре были ариозо Лю из «Турандот» Пуччини, ария Маргариты из «Фауста» Гуно и ария Энн из «Похождений повесы» Стравинского. И на первом, и на втором туре присутствовала публика, телевидение вело прямые трансляции, так что все было очень волнительно.

– Помните ощущения, когда объявили ваше имя?

– Конечно! Мы выступили, стоим и ждем результатов за кулисами: тенор из Италии, сопрано из Японии, контр-тенор из Украины Юрий Миненко, который сейчас спел партию Ратмира в «Руслане и Людмиле» в Большом и бас из Чехии. И вдруг объявляют: «From Russia»… Все происходило очень быстро, надо было тут же выходить на сцену, а у меня в голове одна мысль: «Только бы не споткнуться где-нибудь на выходе». Главный приз вручала сама Джоан Сазерленд – она была патронессой конкурса. Получить приз из рук этой великой певицы, которой, к сожалению, уже нет с нами (Джоан Сазерленд умерла в 2010 году. – «НИ») было огромным счастьем.

– И сразу посыпались предложения?

– Да, после конкурса я подписала очень хороший контракт с агентством, которое теперь исправно обеспечивает меня работой.

– Как вы думаете, как будет трансформироваться оперный театр?

– Питер Селларс как-то сказал, что искусство вообще и оперный театр в частности будут очень важны сейчас и в ближайшем будущем, у них большая цель – разворачивать человека от материального к духовному, напоминать о существовании чего-то более важного, чем то, что можно пощупать руками. Опера обладает для этого наибольшим количеством средств – здесь и театр, и музыка, и живопись, и архитектура в каких-то формах, и танец – это искусство во всей полноте жанров. Хороший оперный спектакль – это такая доза эмоций, которую трудно получить где-либо еще. Потому что музыка воздействует на очень глубокие струны души, и человек, не осознавая, получает колоссальный эмоциональный заряд от правильно настроенного и прожитого спектакля. Человеческий голос и оркестр – невероятные по воздействию силы в умелых руках постановщиков – дирижера и режиссера.

Екатерина Щербаченко родилась 31 января 1977 года в городе Чернобыль, Украина. После школы в 1996 году окончила Рязанское музыкальное училище имени Григория и Александра Пироговых по специальности «дирижер хора». Затем училась в Московской консерватории имени Петра Ильича Чайковского; там же проходила обучение в аспирантуре.

Далее проходила стажировку в Музыкальном театре имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, исполняла партии Лидочки в оперетте «Москва, Черемушки» Шостаковича и партию Фьордилиджи в опере «Так поступают все женщины».

В 2003 году Щербаченко получила диплом Международного конкурса «Новые голоса» в городе Гютерсло, Германия. Через два года в Большом театре исполнила партию Наташи Ростовой на премьере оперы «Война и мир» Прокофьева, после чего получила приглашение в Большой театр в качестве постоянного члена оперной труппы. В этом же году завоевала III премию Международного оперного конкурса в японском городе Шизуоке.

Далее, Екатерина участвовала в исполнении кантаты Рахманинова «Колокола» с Датским национальным симфоническим оркестром радио, дирижер Александр Ведерников. В 2008 году исполнила партию Татьяны в итальянском Оперном театре Кальяри, дирижер Михаил Юровский, режиссеры Моше Ляйзер, Патрис Корье, постановка Мариинского театра.

В 2009 году Екатерина Щербаченко одерживает блистательную победу на самом престижном вокальном конкурсе «Певец мира» в Кардиффе, Великобритания. Певица стала единственной русской победительницей на этом конкурсе за последние двадцать лет.

Через два года, в 2011 году Щербаченко исполнила партию Лю на премьере оперы «Турандот» в Ла Скала, дирижер Валерий Гергиев, режиссер Джорджо Барберио Корсетти и в Баварской государственной опере, дирижер Зубин Мета, режиссер Карлуш Падрисса.

В следующем году спела партию Иоланты на премьере оперы в мадридском Королевском театре Teatro Real. Приняла участие в Глайндборнском фестивале, исполнив партию Мими «Богема». Затем выступила с партией Микаэлы «Кармен» в нью-йоркской Метрополитен-опере, и Лю во флорентийском театре Комунале. Также являлась исполнительницей главной партии «Русалка» и партии Мими в Цюрихской опере.

Партию Иоланты Щербаченко впервые исполнила в 2015 году в Опере Далласа и на Оперном фестивале во французском городе Экс-ан-Прованс, за что получила премию имени Марии Каллас за лучший дебют в Опере Далласа.

На январь 2019 года Щербаченко продолжает творческую деятельность. С гастролями выступает во многих крупнейших театрах мира.

Награды Екатерины Щербаченко

2003 - получила диплом Международного конкурса «Новые голоса» в г. Гютерсло (ФРГ).

2005 - завоевала III премию Международного оперного конкурса в Шизуоке (Япония).

2006 - III премию Международного конкурса вокалистов им. Франсиско Виньяса в Барселоне (Испания), где также получила специальный приз как «Лучший исполнитель русской музыки», премию «Друзей Оперы Сабаделла» и премию Музыкальной ассоциации Катании (Сицилия).

2009 - стала победительницей конкурса Би-би-си «Певец мира», а также была удостоена молодежного гранта премии «Триумф».

В 2015 - стала обладательницей Премии им. Марии Каллас за лучший дебют в Опере Далласа (за исполнение партии Иоланты).

Репертуар Екатерины Щербаченко

В конференции участвуют: Щербаченко Екатерина

Солистка Большого театра Екатерина Щербаченко завоевала звание лучшей певицы мира 2009 г. на конкурсе оперных певцов «Певец мира» в столице Уэльса Кардиффе
Она блестяще исполнила композиции на французском («Фауст»), итальянском («Турандот») и английском (арию из оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского). Наградой россиянке стали буря оваций и чек на 15 тыс. фунтов стерлингов. Последний раз на этом конкурсе Россия выигрывала 20 лет назад - в 1989 году Дмитрия Хворостовского признали в Кардиффе лучшим певцом мира.

19 июня с 16.00 до 17.00 на ваши вопросы ответила артистка Большого театра, победительница престижного конкурса «Певец мира», который проводится корпорацией BBC.

Вопрос: Мария, Оттава 12:34 19/06/2009

Здравствуйте, Катя!! Вы просто замечательно пели, поздравляю с победой! Скажите, пожалуйста, какая из трех композиций далась вам проще?

Ответы:

Имеется в виду, наверное, финальная программа. Проще, наверное, далась Лю. Это уже петая на сцене в театре ария. Сложнее всего психологически была, конечно, Энн, потому что это было выучено специально для конкурса, не пето почти нигде до этого, первый раз с оркестром. Это было волнительно.

сайт Ведущий конференций 17:19 19/06/2009

Почему вы выбрали именно эти арии?

Щербаченко Екатерина 17:19 19/06/2009

сайт Ведущий конференций 17:21 19/06/2009

Щербаченко Екатерина 17:21 19/06/2009

Вопрос: Константин, Москва 12:36 19/06/2009

Ответы:

Щербаченко Екатерина 17:28 19/06/2009

Сейчас только жаловалась журналистам, что три дня беспрестанных интервью, по-моему, мой голос подкосили. Ничего, я завтра лечу в Японию, думаю, после 9 часов сна в самолете все будет нормально. У оперных исполнителей и у любых исполнителей должны быть довольно крепкие нервы, чтобы справляться не только со стрессом, но прежде всего с собой перед выходом на сцену. То есть устойчивая нервная система – это необходимое условие профессии. Все, что сейчас говорят обо мне – лучшая певица мира – это некорректная формулировка. Конкурс называется «Певец мира», я выиграла этот конкурс, но это не значит, что я становлюсь лучшей певицей мира. Это смешно. Потому как это конкурс начинающих певцов. И выиграть в этом конкурсе очень почетно, открывает большие перспективы в дальнейшей карьере, которая только начинается. Вообще, искать лучшего певца мира – это, по-моему, задача непосильная, потому что певцов и певиц прекрасных много. Не один – точно. Перспективы в карьере после выигранного конкурса я уже почувствовала на себе. Предвосхищать не люблю, поэтому просто скажу, что почувствовала. Надо работать, учить новое, совершенствоваться. В любой деятельности без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Вопрос: Дарья, Москва 12:39 19/06/2009

Здравствуйте, Катерина. Простите за нескромный вопрос, а при таком напряженом графике остается место для личной жизни?

Ответы:

Остается. Немного, но остается.

сайт Ведущий конференций 17:29 19/06/2009

Ваш муж поет в «Геликон-опера». Вечером вы тоже поете на пару?

Щербаченко Екатерина 17:29 19/06/2009

Нет. Это профессия. Вечером хочется отдохнуть. Профессиональными советами мы делимся, конечно.

Вопрос: Алена, Москва 12:40 19/06/2009

Как вы считаете, почему российские оперные исполнители на Западе популярнее, чем у нас? Менталитет другой, музыкальные вкусы?

Ответы:

Щербаченко Екатерина 17:31 19/06/2009

Не знаю. Хороший певец, мне кажется, везде востребован и интересен. Просто, может быть, там поле деятельности более обширное, больше оперных театров на душу населения, поэтому там больше работы. Я лично пока про востребованность попытаюсь промолчать. Пусть оно идет все своим чередом, пусть будет хорошо.

Вопрос: Антон, Питер 12:49 19/06/2009

Здравствуйте! Скажите, а какую музыку вы слушаете в дороге, машине, вообще в свободное время. Не только ведь оперу?

Ответы:

Совсем не только оперную. В машине часто играет радио «Джаз» или радио «Классик», или «Релакс-FM». Фоном люблю такую спокойную музыку.

сайт Ведущий конференций 17:33 19/06/2009

В детстве у вас были музыкальные кумиры?

Щербаченко Екатерина 17:33 19/06/2009

Нет, чтобы так болеть из-за которого поп-певца – бог миловал.

Вопрос: Слава, Москва 12:51 19/06/2009

Здравствуйте, Екатерина. А как вообще становятся оперными исполнителями, этому могут научить в музыкальной школе или еще где-то?

Ответы:

Щербаченко Екатерина 17:35 19/06/2009

Учиться, естественно, надо. Мне кажется, должно быть изначально внутреннее желание и какие-то способности, а потом это все надо обрабатывать. Про оперу нужно задумываться уже ближе к совершеннолетию. Пусть есть голос, хорошо, надо петь, в детских хорах, в ансамблях, сольно. Все равно меняется голос в подростковом возрасте. Мне кажется, это должно быть уже осознанное желание довольно взрослого, осознающего себя человека. Как и любая профессия.

Вопрос: Гарик, Александров 13:46 19/06/2009

Если не ошибаюсь, ваша первая специальность - дирижер хора. Что заставило вас запеть?

Ответы:

Щербаченко Екатерина 17:36 19/06/2009

Дирижер хора – эта специальность была выбрана только из-за того, что это близко к вокалу. Так как вокального отделения просто не было в рязанском училище. Все, что было самое близкое к пению, - дирижерско-хоровое отделение.

Вопрос: Евгения, Москва 13:47 19/06/2009

Какие стереотипы об оперных певцах вас больше всего раздражают?

Ответы:

сайт Ведущий конференций 17:37 19/06/2009

Например, есть стереотип, что оперные певцы должны быть очень крепкие...

Щербаченко Екатерина 17:37 19/06/2009

сайт Ведущий конференций 17:38 19/06/2009

Бывает, что знакомые просят спеть?

Щербаченко Екатерина 17:38 19/06/2009

Да. Это из той же серии, что не поете ли вы дома после работы. Как какой-нибудь человек работает токарем на заводе, его приглашают в гости и говорят: вот обточи нам детальку, вместо того чтобы чаем угостить. Это зависит от настроения. Есть настроение – можно и спеть. Это от конкретного момента зависит.

сайт Ведущий конференций 17:45 19/06/2009

Наши читатели интересуются, пересекались ли вы с Дмитрием Хворостовским или другими оперными звездами, повлияли ли они на ваше становление как певицы?

Щербаченко Екатерина 17:45 19/06/2009

С Дмитрием Хворостовским, это было безумно приятно, буквально на днях мы встретились, и он поздравил меня с победой. Это было отлично, фантастическое ощущение, большое ему спасибо за это. Большое внимание к этому конкурсу случилось уже постфактум. Выходя на сцену, особенно большого груза ответственности я не чувствовала. Волнение было, пойти на конкурс было моим личным решением. Я все это воспринимала, до приезда в Москву, как закономерный результат большого труда. А тут, оказывается… Это очень приятно. Но если бы я не выиграла, никто бы меня публично не ругал, как сейчас все публично хвалят. Это просто прошло бы незамеченным. Так что никакой ужасной ответственности я не чувствовала. Это не Олимпиада. Я узнала о прослушивании совершенно случайно. Когда мне предложили участвовать (я знала про этот конкурс, все в оперном мире про него знают, это самый главный оперный конкурс в мире), я, естественно, согласилась. Прослушивание в Москве было довольно будничным, просто старалась делать как можно лучше. Когда через 2 месяца пришел ответ, что меня отобрали от России, вот тогда стало страшновато. Объем работы весь представился. Было волнительно. Потом, как говорится, глаза боятся – руки делают. Когда начался весь процесс, вовлеклась.

сайт Ведущий конференций 17:46 19/06/2009

Щербаченко Екатерина 17:46 19/06/2009

сайт Ведущий конференций 17:47 19/06/2009

Кто ваш любимый классический композитор?

Щербаченко Екатерина 17:47 19/06/2009

Мне очень нравится петь музыку Чайковского, Татьяна – моя счастливая партия.

Остается время на какие-то развлечения?

Сейчас нет времени на развлечения. Сейчас сделать бы все, что нужно, и хорошо спеть на гастролях. А когда более-менее свободное состояние, когда я в поездке какой-то, тогда стараешься посмотреть место, новый город, тогда интересно очень.

сайт Ведущий конференций 17:48 19/06/2009

Мир театра полон интриг. Вы с этим сталкивались?

Щербаченко Екатерина 17:48 19/06/2009

Нет, я как-то не сталкивалась. Просто приходишь, стараешься сделать как можно лучше свое дело и все. Не знаю, какие интриги.

сайт Ведущий конференций 17:53 19/06/2009

Читатели спрашвивают, как вы считаете, почему опера сейчас стала менее популярной?

Щербаченко Екатерина 17:53 19/06/2009

Это, наверное, обоюдное движение. Может быть, больше сейчас акцент в СМИ на какое-то развлекательное искусство. Мне рассказывали бабушка и дедушка, что звучали какие-то серьезные музыкальные и литературные произведения по радио и телевидению, люди просто знали наизусть оперы. Это было все очень популярно. Мне кажется, это обоюдное должно быть движение. Мне всегда везло с дирижерами, с режиссерами. У нас замечательные музыканты, очень интересные люди.

Щербаченко Екатерина 17:57 19/06/2009

Понятно было, что музыка, с детства музыкальная школа, потом думаешь, куда пойти, музыкальное училище. Глупо утверждать, что с детства хотела стать оперной певицей. Нет, не было такого. Переломным моментом стала поездка на конкурс в Петербург, еще ничего не умея, послали от рязанского института. И там я увидела, как это все происходит. Не можешь желать того, чего не знаешь. Там я увидела и узнала это, и после этого поняла: вот оно то, чем я хочу заниматься. Появилось собственное желание это делать. Когда есть собственное желание, этот двигатель, многое получается.

сайт Ведущий конференций 17:57 19/06/2009

Почему вы решили пойти в оперу?

сайт Ведущий конференций 18:00 19/06/2009

Ради воплощения этого желание приходилось чем-то жертвовать?

Щербаченко Екатерина 18:00 19/06/2009

Конечно, всегда приходится чем-то жертвовать. Мне пока не многим приходилось жертвовать. Просто стараешься, чтобы генеральная линия соблюдалась, и все.

сайт Ведущий конференций 18:01 19/06/2009

Щербаченко Екатерина 18:01 19/06/2009

сайт Ведущий конференций 18:03 19/06/2009

Читатели интересуются, как оперным певцам удается сохранять голос дольше, чем эстрадным?

Щербаченко Екатерина 18:03 19/06/2009

Думаю, дело в специальной постановке голоса, которая наиболее щадящим образом голос эксплуатирует. Эстрадным певцам часто приходится ради краски в какой-то определенной песне немного свою природу изменять. А оперный певец имеет задачу петь своей природй. Может быть, поэтому.

сайт Ведущий конференций 18:06 19/06/2009

Как вы относитесь, что некоторые оперные певцы пытаются выйти на эстраду?

Щербаченко Екатерина 18:06 19/06/2009

Это личное дело каждого. Жизнь у человека одна, каждый строит ее так, как считает нужным, если он строит ее вообще, а не плывет по течению. Значит, это нужно. Почему нет? Выступать на корпоративах мне пока не предлагали. Соглашаться или нет – это опять личное дело каждого. Это приносит ему удовольствие, вероятно. И прекрасно.

сайт Ведущий конференций 18:08 19/06/2009

вызывает положительную реакцию слушателей. Для первого тура я выбрала «Письмо Татьяны» и постаралась выкинуть из головы мысль о том, как будут оценивать мой выбор.
GRAZIA: Неужели не прикладывали усилий, чтобы понравиться публике?
Е.Щ.: На сцене бесполезно пытаться понравиться. Это будет выглядеть неискренне. Не стоит и стремиться подстроиться под публику, потому что в зале сидит тысяча человек с разными вкусами. Исполнитель должен предложить что-то свое, убедительное, тогда у него будет шанс найти отклик у слушателей.
GRAZIA: Какие комплименты в свой адрес вы услышали после победы?
Е.Щ.: Много приятных слов было сказано, даже неудобно перечислять… Меня очень обрадовало то, что люди подходили ко мне и говорили, что у них слезы наворачивались. Выступление тронуло их за душу — вот что главное.
GRAZIA: Когда вы поняли, что хотите стать оперной певицей?
Е.Щ.: Занимаясь в рязанском музыкальном училище, я сомневалась, что могу быть оперной певицей. После его окончания какое-то время преподавала детям вокал и руководила хором в музыкальной школе. Тогда я с тоской смотрела в будущее, потому что чувствовала, что все это не совсем мое. А потом поступила в рязанский филиал Московского государственного университета культуры и искусств и меня послали на конкурс Образцовой в Петербурге. Там я с открытым ртом слушала выступления участников и вернулась домой с пониманием того, чем хочу заниматься в жизни. Начала ежедневно работать с педагогом и через год поступила в Московскую консерваторию.
GRAZIA: А в 2005 году пришли в труппу Большого. Какой вам показалась атмосфера на новом месте работы?
Е.Щ.: Оперу «Война и мир» Сергея Прокофьева мы начинали репетировать в легендарном старом здании театра. Я гуляла по этажу, расположенному под сценой, и видела знаменитых кошек, живущих в Большом театре. До этого только слышала байки про них: как, например, на одном из спектаклей из-за кулисы вышел кот, продефилировал к суфлерской будке, мяукнул дирижеру и элегантно уплыл за другую кулису. Я была очарована обстановкой. Старые лифты, классы, сцена… А что касается людей, то все служащие театра — рабочие сцены, гримеры, режиссеры, их помощники — очень тепло отнеслись к нам, новичкам.
GRAZIA: Вы симпатизируете кому-нибудь из представителей шоу-бизнеса?
Е.Щ.: Если говорить о нашей эстраде, то мне очень нравится Алла Пугачева. Каждая ее песня — это маленький спектакль.
GRAZIA: А оперный певец может вам понравиться как мужчина?
Е.Щ.: У меня муж оперный певец. Мы вместе полтора года. Самовлюбленные нарциссы есть и среди артистов, и среди офисных работников. Это зависит не от профессии, а от человека. Мне кажется, чем успешнее человек, тем он проще и приятнее в общении. Конечно, трудно жить с оперным певцом: постоянные разъезды… Но в этом есть и своя прелесть, ведь встреч не было бы без расставаний.
GRAZIA: За победу в конкурсе вы получили 15 тысяч фунтов. Они как-то изменили вашу жизнь?
Е.Щ.: Еще не успели изменить, я жду их банковским переводом. Думаю, они очень быстро закончатся.
GRAZIA: В Ла Скала оперная труппа Большого театра не выступала 20 лет. И вот вы едете туда с главной женской партией «Евгения Онегина», причем впервые будете петь на этой сцене…
Е.Щ.: Это знаковые гастроли и для Большого театра, и для меня. Надеюсь, нас ждет такой же громкий успех, как в Париже, когда мы открывали сезон в сентябре. А в ноябре-декабре буду петь во Франции, на лионской сцене, в комической опере «Москва, Черемушки» Дмитрия Шостаковича.
GRAZIA: После съемки для нашего журнала вы подошли к зеркалу, чтобы сделать свою прическу менее эффектной. В вас скромность говорит?
Е.Щ.: Да нет, просто такая прическа не очень подходит к летнему платью. Эффектно нужно выглядеть в ответственные моменты, а в повседневной жизни лучше быть естественной.
Интервью: Ирина Виноградова

Солистка Большого театра Екатерина Щербаченко завоевала звание лучшей певицы мира 2009 г. на конкурсе оперных певцов «Певец мира» в столице Уэльса Кардиффе.


Она блестяще исполнила композиции на французском («Фауст»), итальянском («Турандот») и английском (арию из оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского). Наградой россиянке стали буря оваций и чек на 15 тыс. фунтов стерлингов. Последний раз на этом конкурсе Россия выигрывала 20 лет назад - в 1989 году Дмитрия Хворостовского признали в Кардиффе лучшим певцом мира.

Мы позвонили Екатерине в Уэльс, чтобы первыми поздравить с победой. Катя призналась, что ночь после выступления практически не спала.

Успокоиться на самом деле трудно. Ведь конкурс в Кардиффе - один из важнейших, уважаемых и серьёзных оперных конкурсов в мире. В этот раз на отборочном туре прослушали 600 участников из 68 стран, отобрали 25 лучших. В финал прошли представители Японии, Италии, Чехии, Украины и России. А я… Не то чтобы была не уверена в себе. Конечно, верила в свои силы. Но мне кажется, что для каждого победителя это всегда большой сюрприз - когда в финале звучит твоя фамилия.

- Но это всё-таки случилось. Помните, какая мысль первой проскочила в голове?

Нет, я в тот момент вообще ни о чём не думала (смеётся). Сначала называют не певца, а страну-победителя. И когда это раскатистое «Р-р-россия» разнеслось над забитым до отказа залом, оно у меня эхом отдавалось в голове. И те мгновения, когда ты стоишь на сцене, тебе вручают кубок, ты поворачиваешься к зрителям… Это так торжественно, что не веришь в происходящее - будто тебе всё это снится.

- Мы все знаем, что в «области балета впереди планеты всей». А на каком уровне котируются в мире наши молодые оперные исполнители? Ведь в России на слуху в основном имена оперных прим старшего поколения - Вишневской, Образцовой.

Наша опера тоже на высочайшем уровне - достаточно назвать Анну Нетребко, Дмитрия Хворостовского, Сергея Лейферкуса. За них бьются лучшие оперные сцены мира. Множество российских звёзд сейчас поют за границей. Мы по-прежнему лучшие. Просто в России об этом мало говорят, фокус внимания сместился от оперы к развлечению. Это в прежние времена чуть ли не из каждого утюга оперные арии звучали.

- Обычно на всех конкурсах в зале сидят не только ценители искусства, но и «охотники за головами», задача которых - первыми заполучить для того или иного театра вновь вспыхнувшую звезду. Вы уже почувствовали повышенный интерес к своей персоне? Или Большой театр не променяете ни на что?

Предложения о контрактах мне начали поступать уже после первого тура, а после финала их стало в несколько раз больше. Подобные предложения открывают дорогу к гастролям на Западе, к возможности выступать в лучших театрах мира, пробовать себя, экспериментировать, работая с разными режиссёрами, певцами. Ты словно переходишь на новую ступень в своей жизни. Но все эти предложения не отменяют работу в Большом театре - это же мой родной дом, из которого невозможно уйти навсегда. Можно лишь на время уехать, чтобы подышать, пропитаться другим воздухом. Тогда возвращение на Родину будет ещё более сладким.

Досье

Екатерина Щербаченко, 32 года, родилась в Рязани, закончила Рязанское музыкальное училище им. Г. и А. Пироговых, получила специальность дирижёр хора. В 2005 г. окончила Московскую Государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, приглашена в Большой театр в качестве постоянного члена оперной труппы.

Загрузка...