crimea-fun.ru

Образ матери в художественной литературе. Сценарий литературного вечера Тема: «Образ матери - великая тема искусства

Образ матери один из наиболее почитаемых в мировой литературе. Его воплощению отдали дань русские прозаики и поэты. Но к середине XIX века он встречался в русской литературе не часто, и до Н.А. Некрасова практически никто не писал о матери с такой теплотой и любовью.

До нас дошло немного свидетельств о взаимоотношениях поэта с матерью, которые говорят о том, что Некрасова связывало с ней чувство глубокой привязанности и любви. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью.

В разных стихотворениях поэт многократно рисует ее портрет. Портрет страдалицы с тихим голосом, бледностью, печальным взглядом и слезами на глазах. Это трогательный портрет доброй и кроткой женщины, всю свою жизнь «простоявшей под грозой».

Но при всей своей внешней слабости мать в изображении Некрасова наделена необычайной стойкостью и внутренней силой. Она не только грудью защищает от произвола своих детей, но и подает им пример человечности, в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих.

В произведениях Некрасова нашли отражение образы женщин-матерей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Княгиня Волконская - жена декабриста сосланного в Сибирь и мать. Ее сын родился тогда, когда муж уже находился в заключении. Княгиня переживает мучительную борьбу между долгом жены и долгом матери. Вопреки сопротивлению родных, осуждению общества, власти и закона она решается ехать вслед за мужем. Но это означает не только ее отказ от всего, к чему она привыкла, - отказ от дворянских прав, но и отречение от сына, которого она возможно, никогда больше не увидит. Не без внутренних колебаний решается женщина-мать на такой шаг. Ей нелегко согласиться на разлуку с сыном. Но, в конечном счете, она приходит к выводу, что став взрослым, сын поймет и оправдает ее.

По мнению поэта, мать служит высоким нравственным примером для сына и тем самым, даже не будучи рядом с ним, она передает ему все лучшее, что есть в ней самой.

Образы матерей-крестьянок отражены во многих произведениях Некрасова. Это и безымянная молодая женщина из стихотворения «В полном разгаре страда деревенская», и величавая труженица Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и женские образы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - Домна, мать Митеньки, Матрена Корчагина. Все они бесправные и задавленные тяжелой женской долей, тяжелее которой, по словам Некрасова, сложно сыскать, тем не менее, поражают своими высокими нравственными качествами, духовной силой, а главное - силой материнской любви. Любовь матери к своему ребенку Некрасов считал единственной, по-настоящему искренней, чистой и преданной любовью.

Одна лишь мать, по его глубокому убеждению, никогда не предаст и не забудет свое дитя в случае несчастья. Пока она жива, ее боль никогда не утихнет, а слезы не высохнут. В небольшом, но удивительно емком и значительном по глубине и силе стихотворении «Внимая ужасам войны…», поэт размышляет о гибели солдата в бою и о страданиях, которые причиняет эта гибель близким людям. Мать, потерявшая сына на войне, вызывает у поэта наибольшее сочувствие.

Со страниц разных произведений Некрасова встает обобщенный портрет матери целого народа величавой и стойкой труженицы, долготерпеливой страдалицы, беззаветно преданной своим детям и готовой ради них на любую жертву.

Моя работа посвящена самой, на мой взгляд, актуальной теме нашего времени – теме матерей и материнства. Я хотела бы в этой работе, проанализировать нынешнюю ситуацию в России через призму мифов, сказаний, памятников литературы и художественных произведений, которые как или иначе затрагивают проблемы материнства. Я постараюсь оценить изменения, произошедшие за века по отношению к материнству. Ведь ни для кого уже не новость, что сейчас даже к самому понятию «материнство» относятся совсем не так, как, скажем, в XIX веке или даже в 50-е годы 20 века. Смена приоритетов столь стремительна, что становится страшно, а что будет дальше? Поэтому я и выбрала эту тему среди многих и многих других по-своему интересных и глубоких тем.

Образ Матери в Православии. Иконы.

Образ женщины-матери воспет в многочисленных произведениях литературы и искусства, трепетно воплощен в дивных иконах. На последнем я и хотела бы остановиться поподробнее, так как для меня эта тема является более близкой, чем все остальные. История православия, христианства насчитывает уже более двух тысяч лет, поэтому и неудивительно, что его культурное наследие настолько богато. Можно очень долго перечислять памятники литературы, архитектуры и иконописи, но это не является сейчас необходимым.

Основываясь на специфике работы, я сразу выделила для себя определенную сферу исследования – иконы Богоматери. Верующие знают, как огромно количество изображений Богородицы, на некоторых Она одна, но на большинстве икон держит на руках Младенца-Христа. Православные знают такие иконы, как Державная, Иверская, Неупиваемая чаша, Почаевская, Всех скорбящих радость, Тихвинская, Казанская и многие-многие другие, чудотворные, со своей историей и списком чудес. Для примера можно вспомнить и католические изображения Девы Марии. Это Сикстинская Мадонна, Мадонна Рафаэля и другие шедевры великих мастеров Средневековья. Между паравославными иконами и католическими картинами существует одно существенное сходство – на всех Дева Мария изображена с Сыном.

Таким образом, Богородица становится для верующих одним из самых священных символов – символом высокого, жертвенного материнства. Ведь все матери знают, насколько тяжело и больно узнавать о любой неудаче или болезни детей. Но мало кто знает, насколько тяжело жить со знанием всей будущей страшной судьбы своего ребенка. А Матерь Божия знала всю судьбу своего Сына от самого его рождения. Поэтому, может быть, сам образ матери настолько священен для всех людей, что с давних времен ее труд по воспитанию детей приравнивался к подвигу.

Образ Матери в мифологии славян и других народов.

У всех народов мира в религиозной картине мира всегда было место для женских божеств, и они всегда стояли отдельно от богов-мужчин. Богини-покровительницы домашнего очага, земли, плодородия пользовались огромным уважением у всех древних народов.

Изначальный архетип рождения, начала жизни, творения Природы подсознательно приводил к поклонению Матери Земле, дающей все для жизни людей. Поэтому древние славяне выделяли не одного бога – Небо, как можно бы подумать, а двоих – Небо и Землю. Они вообще считали Землю и Небо двумя живыми существами, даже более того – супружеской парой, чья любовь и породила все живое на земле. Бога неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. А как же называли славяне великую Богиню Земли? Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь. Другие, не менее авторитетные, спорят с ними. Но я буду исходить из того, что имя богини Земли все-таки Макошь. Очень интересно толкование самого имени Макошь. И если «ма» всем понятно – мама, мать, то что такое «кошь»? Не совсем ясно, если не вспомнить некоторые слова, это, например, кошелек, где хранится богатство, кошара, куда загоняют живое богатство крестьянина – овец, кошевым называется предводитель казаков, кошем еще называлась судьба, жребий, а еще – большая корзина для овощей и фруктов. И если сложить в смысловую цепочку все эти значения, то и получается: Макошь – Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая, Всеобщая Мать. Одним словом – Земля.

Землю мы и до сих пор называем Матерью. Только вот обращаемся с ней далеко не так почтительно, как подобает хорошим детям. Язычники же относились к ней с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем же. Недаром и у славян, и у греков есть миф о богатыре, которого невозможно победить, так как ему помогает сама Земля. Десятого мая справляли «именины Земли»: в этот день ее нельзя было беспокоить – пахать, вскапывать. Земля была свидетельницей торжественных клятв; при этом ее касались ладонью, а то вынимали кусок дерна и возлагали себе на голову, мистическим образом делая ложь невозможной: считалось, Земля не станет носить обманщика. На Руси говорили: "Не лги - Земля слышит", "Люби, как Земля любит". И сейчас мы иногда, давая клятву, требуем: «Ешь землю!» А чего стоит обычай брать на чужбину горсть родной земли!

К эпохе верхнего палеолита - 40-50 тыс. лет до н. э. относят первые археологические находки в виде каменных статуэток женских божеств. В период неолита - 10-12 тыс. лет до н. э. уже появляются многочисленные образы Матери-Богини, как отражение различных сил природы. У древних шумеров - это богиня любви Иштар, связанная с утренней звездой Венерой, имеющая много эпитетов - Владычица Богов, Царица Царей, которой поклонялись по всему Средиземноморью, также считалась Матерью Богов, хранительницей сокровенных знаний. Такими же качествами была наделена и египетская богиня Изида. Древние персы, принявшие учение Зороастра, поклонялись Богине чистоты и непорочности Анахите.

В славянской и индийской мифологии единые индо-арийские корни, и это особенно заметно в культуре национального костюма, где часто встречаются изображения богини с вытянутыми вперед ладонями - жест защиты. Недаром на Украине одно из имен богини - Берегиня. На костюмах это изображение встречается в виде стилизованных орнаментов-вышивок и называется "Мокошь". Богиня Мокошь у славян - пряха, прядущая бесконечную пряжу - всепроникающую энергию мироздания. Архетипные представления о Богине-пряхе сохранились у саамов, финнов, литовцев, других народов Севера.

Одним из ранних изображений Мирового Древа на Руси времен Гипербореи, является петроглиф Онежского озера. Рисунок объединяет два вселенских символа - Мировое Древо и сидящего на нем Лебедя. Лебедь - это древний символ Богини, рождающей Космическое Яйцо - третий космический символ. Вспомним русские народные сказки или сказки Пушкина "На море-океане, острове Буяне растет дуб зеленый", "У Лукоморья дуб зеленый", Царевна-Лебедь, яйцо, где хранится источник жизни Кощея и т. д.

Все таинственные Элевсинские мистерии у Афинян были связаны с культом Земли, собиранием плодов, хранением семян, искусством земледелия и выращиванием урожая. Это сливалось в единое священное таинство, олицетворением которого являлась Мать-Роженица, дающая продолжение роду и сохраняющему его. У славян были также боги, ответственные за процветание и приплод всего живого в природе и преумножение рода людского. Это Род и Рожаницы, упоминаемые в древнерусской литературе. Род посылал на Землю с небес души людей, когда рождались дети. О Богинях Рожаницах говорят обычно во множественном числе. В древних рукописях о них сказано кратко, лишь упомянуты хлеб, мёд и «сыр» (раньше этим словом обозначали творог), которые приносили им в жертву. Из-за скудости этих сведений некоторые исследователи прошлых лет привыкли видеть в Рожаницах многочисленные, безликие Божества женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Однако современные учёные, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, обратившись к сведениям, касающимся соседних народов, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада, имеющее очень много значений. Все они имеют отношение к установлению порядка: «ЛАДить», «на-ЛАЖивать» и так далее. Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: «ЛАДа», «ЛАДо» - ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. «ЛАДины» - свадебный сговор. Но сфера деятельности Лады отнюдь не ограничивается домом. Некоторые исследователи признают Великую Ладу матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. А ведь месяцы, как мы знаем, связаны с двенадцатью созвездиями Зодиака, которые, согласно астрологической науке, оказывают влияние на человеческую судьбу!. Таким образом, к примеру, Скорпион и Стрелец - достояние не только зарубежной (неславянской) культуры, как мы привыкли считать. А Лада предстаёт перед нами не просто Богиней лета, домашнего уюта и материнства, она связана ещё и со всеобщим космическим законом! Так что славянский религиозный культ был не так уж примитивен.

У Лады была еще дочь, Богиня по имени Леля, младшая Рожаница. Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют «люлькой», нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом «лелеять». Аист, якобы приносящий детей, по-украински - «лелека». А само дитя и сейчас иногда называют ласково «лялечкой». Так родилась славянская Леля - Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, что именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю-Весну торжественно «закликали» - приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?

Праздник Рожаниц справляли весной - 22-23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше - по числу месяцев года. Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни, мужчины смотрели на него издали. Вот так, рассмотрев языческие культы некоторых народов, я сделала вывод о том, что само понятие Женщины – Матери присутствовало у всех народов, притом в очень похожих формах и образах, что говорит еще и об общих корнях вообще всех верований и мифов.

Домострой. Отношение к женщине-матери в Средневековье.

На отношения полов в России большое влияние, конечно, оказала идеология христианства. Своеобразной регулирующей основой отношений между мужчиной и женщиной был “Домострой”, который приписывал женщине повиноваться во всем своему мужу (отцу, брату). В “Домострое” подробно перечисляются обязанности женщин, в основе которых труд в семье неустанный, и повиновение мужу, отцу, хозяину, и ответственность матерей за детей своих и ведение хозяйства. Но наряду с этим, есть и глава, которая указывает мужу почитать свою жену, наставлять ее и любить.

“Если дарует бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая из выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет наградой тем, кто убоится бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божью заповедь, благословиться богом, а во-вторых, славиться и людьми. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая – венец мужу своему, коли обрел муж жену свою добрую – только хорошее выносит из дома своего; благословен муж такой жены и года свои проживут они в добром мире. За хорошую жену похвала мужу и честь”.

Домострой провел более резкую границу между мужчиной и женщиной, изменилось, соответственно, и отношение к матерям. Но нельзя думать, что резко ухудшилось: оно стало немного другим, требующим более строгого выполнения определенных христианских норм и правил. Мать и жена должна была относиться к мужу с почтением, а к детям со строгостью, воспитывая их в благочестии. Некоторые люди думают, что с приходом христианства ухудшилось положение женщины, по сравнению с эпохой язычества. Я так не думаю: домашние тираны были всегда, их не останавливали никакие правила, так что с приходом эпохи «Домостроя» у таких мужей просто нашлось, так сказать, веское обоснование их поведения. И все же женщина всегда была хозяйкой дома, хранительницей очага и добродетели в семье, верной помощницей и другом своему мужу.

Такое отношение к женщине оставило свой след и в русском фольклоре: «Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет», «Семья воюет – одинокий горюет», «Муж да жена – одна душа». Существовало строгое разделение ролей мужчины и женщины, которое складывалось веками. Особенно это наглядно выглядит в труде. Деятельность жены не выходит за пределы семьи. Деятельность мужа, напротив, не ограничивается семьей: он - общественный деятель, и в его лице семья участвует в жизни общества. Женщина ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке. Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находилась под присмотром женщины. Под ее неусыпным надзором находилось все, что было связано с питанием семьи, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня и т. д.

Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношениях подворья и земельного общества, в отношениях семьи с властью. Он же ведал главными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством, заготовкой леса, дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах.

Только по большой нужде женщина, обычно вдова, бралась за топор, а мужчина (тоже чаще всего овдовевший) садился с подойником под корову.

С детства мальчиков учили мужским премудростям, а девочек – женским. В отношениях парней и девушек вовсе не существовало какого-то патриархального педантизма. С самого отрочества знакомства и увлечения менялись, молодые люди как бы «притирались» друг к другу, искали себе пару по душе и характеру. Свидетельством духовной свободы, душевной раскованности в отношениях молодежи является множество любовных песен и частушек, в которых женская сторона отнюдь не выглядит пассивной и зависимой. Родители и старшие не были строги к поведению молодых людей, но лишь до свадьбы. Но и до свадьбы свобода отношений вовсе не означали сексуальной свободы. Существовали вполне четкие границы дозволенного, и преступались они весьма редко. Обе стороны, и мужская и женская, старались соблюдать целомудрие.

Но все же женщина воспринималась как “дополнение” к мужчине, а не как самостоятельный, полноправный человек. Существовавшая семья была строго патриархальной.

Образ женщины-матери в русской литературе XIX века.

После 17 века отношение к женщине-матери в обществе постепенно меняется, на первый план выступают другие ценности и приоритеты. Это можно заметить по количеству и тематике произведений писателей того времени. Очень немногие пишут о матерях, именно воспевая их нелегкий труд, большинство из тех, кто пишет, говорят о тяжести и сложности жизни матери, о нелегкой ее судьбе. Это, например, Некрасов. Образы Арины, матери солдатской, Матрены Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» воспели нелегкую судьбу русской крестьянки. Трогательные строки поэзии посвятил своей матери Сергей Есенин. В романе Максима Горького «Мать» Пелагея Ниловна становится помощницей сына-большевика, в ней просыпается сознание.

Но больше всех размышлял над этой темой Лев Толстой в своем романе «Война и мир». Его Наташа Ростова и является тем образом материнства, которого так долго не было в русской литературе. Наташа страстно мечтает о муже, о детях. Еще в ранней юности она почувствовала, как неравны права и возможности женщин ее круга по сравнению с возможностями и правами мужчин, какими узкими рамками стиснута жизнь женщины. Только в семье, принимая участие в деятельности мужа, воспитывая детей, может она найти приложение своим силам. Это ее призвание, в этом видит она свой жизненный долг, подвиг и всей душой стремится к его исполнению.

В лице Пьера Безухова судьба дала ей того человека, который единственный смог понять и оценить ее. В конце романа судьба дает ей то, для чего она всегда считала себя предназначенной, - мужа, семью, детей. Это - счастье, и оно, как и любовь к Пьеру, поглощает ее всю. Иначе быть не могло. Мне всегда кажется странным когда, прочитав "Войну и мир", кто-нибудь говорит, что Наташа в эпилоге романа, погруженная в заботы о детях, в пеленки и кормление, ревнующая мужа, забросившая пение,- это уже совсем другая Наташа. А ведь на самом-то деле Наташа всегда была одинаковой, вернее, одинаковой была ее сущность - нежная, честная, жаждущая подвига любви. Мы расстаемся с нашей любимой героиней в 1820 году в канун Николина дня, именин Николая Ростова. Вся семья в сборе, все живы, здоровы, счастливы и сравнительно молоды. Все хорошо, что хорошо кончается? Но ничего не кончается даже для этих людей - и, главное, с этими персонажами не кончается противоречие жизни, ее борьба. Противоречие и борьба разрешаются не итогом (любой из которых всегда лишь частный и временный), не фабульным концом, не развязкой романа. Хотя в эпилоге - браки и семьи, Толстой был все-таки прав, когда заявлял, что он не способен этой классической литературной развязкой поставить известные "границы" развитию действия и "вымышленным лицам" своим. Браки в финале "Войны и мира" если и определенный итог отношений лиц, то итог этот неокончательный и условный, им не уничтожился "интерес повествования" в книге Толстого. Тем самым подчеркнута относительность самого итога в процессе жизни и идеи итога как отношения к жизни, точки зрения на нее. Эпилог закругляет и тут же опровергает какое бы то ни было закругление жизни - отдельного человека или тем более жизни всеобщей.

Современное положение вещей.

Существенные изменения в положении женщин произошли во многих странах мира уже в XX веке, во многом под влиянием Великой Октябрьской революции. В числе первых декретов советской власти были и изданные в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе и даже при выборе места жительства. После Октябрьской революции женщины России впервые приобрели право свободно выбирать профессию, получать образование. Равенство женщин с мужчинами в политических, гражданских правах было закреплено первой советской конституцией. И ныне, когда участие женщин в общественно-политической жизни развитых государств стало общим явлением, нелишне вспомнить, что Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны. На разных этапах развития Страны Советов специфические вопросы, связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни, охраной материнства и детства, трудовой деятельностью женщин, повышением их общеобразовательного и профессионального уровня и другие решались в первую очередь как задачи государственные.

К1920 годам советская власть столкнулась со сложными социально-демографическими и социально-медицинским проблемами (дезорганизация семейно-брачных отношений, рост числа нежелательных беременностей и абортов, распространение проституции и т. д.). Не сумев справиться с ними цивилизованным путем, власть обратилась к репрессивным мерам (рекриминализация гомосексуальности, ограничение свободы развода, запрещение абортов). Идеологическим оправданием такой политики была большевистская сексофобия (“у нас секса нет”). Но цель - укрепление семьи и повышение рождаемости – не были достигнуты. Конституционное закрепление равноправия женщин и мужчин было социальным завоеванием социализма. К сожалению, и в данной области, как и в других сферах общественной, политической и социальной жизни, между провозглашенными в Конституции СССР правами человека и их претворением в жизнь, между словом и делом оказался весьма существенный и со временем все увеличивавшийся разрыв. Что касается вопроса равноправия мужчин и женщин, то застой и отсутствие движения вперед фактически обусловили даже известный откат назад.

Отношения полов оказались, как и другие сферы жизни человека, под контролем государства.

Сексуальная революция произошла в России гораздо позднее, чем в других странах – в начале 1990-х годов. В 90-е годы, да и сегодня в России существует "разительное неравенство шансов для женщин", "явный перекос" в социальных позициях и возможностях мужчин и женщин. Нельзя не заметить, что в конце 90-х также, как и в конце 80-х, считалось "дурным тоном" говорить об общественных нуждах женщин, об их политических запросах и карьерных притязаниях. Но, как мы видим, женщины все дальше и дальше продвигаются в «завоевании жизненного пространства». Таким образом, дальнейшее развитие отношений мужчин и женщин предполагает признание обществом их равенства, равноценности и равноправия.

Хотя нельзя не видеть, как низко упал авторитет Матери, как люди относятся к самой мысли о втором, не говоря уже о третьем, ребенке. Я, как и многие неравнодушные люди, надеюсь, что с изменением демографической политики изменится и само отношение к матерям. Сейчас уже заметен сдвиг, очень слабый, но сдвиг. С огромной надеждой я думаю о том времени, когда люди будут уважать матерей не меньше, чем, скажем, президента или известных актеров.

Восславим женщину - Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир!
Все прекрасное
в человеке - от лучей солнца и от молока Матери. Вот что насыщает нас любовью к жизни!
М. Горький


Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской литературе в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной литературе. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины. В своем блоге мне хочется остановиться только на некоторых литературных фактах.

Образ матери, ее любовь к детям появился еще в русском фольклоре. Все мы знаем пословицу: «При солнышке тепло- при матери добро». А потом образ матери как - то потускнел. Даже Пушкин - поэт «золотого века» - не писал о матери. Но вот в литературе появляется поэт «гнева и печали» Н.А. Некрасов, и мы читаем строчки его стихов, посвященные матерям

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...



Елена Андреевна Некрасова

Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвящено Крымской войне 1853—1856 годов, но звучит поразительно современно.. Оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту С. Есенину «за родительским ужином ». Мать волнуется - сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет» . Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет»

Татьяна Федоровна Есенина


Полные горести строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!
Поэма имеет реальную основу: 17 месяцев (1938 - 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.
. Поэма «Реквием » - это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с ней этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные трагические обстоятельства жизни автора, но и горе всех русских женщин, тех жен, матерей, сестер, что стояли с ней вместе 17 страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.


Анна Андреевна Ахматова с сыном. Кресты.


Роман «Молодая гвардия» - еще одна веха в истории нашей страны. .Герой романа А. Фадеева Олег Кошевой обращается не только к матери, но и ко всем детям, от горя которых « седеют наши матери».:
«Мама, мама! Я помню руки с того момента, как я стал осознавать себя на свете. И с того самого мгновения я всегда помню твои руки в работе.
Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были так малы, что походили на пеленки.
Я вижу твои пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «бе-а-ба, ба-ба».
Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные от студеной воды - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына, и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела.
Нет ничего на свете, что бы сумели руки твои, чего бы они погнушались!
Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, а ты глядела на меня из тьмы, сама тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!
Ты проводила на войну сыновей - если не ты, так другая, такая же, как ты, - иных ты уже не дождешься вовеки…
Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать свою - не от меня ли, не от тебя ли, не от него ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу вернется все это у материнской могилы.
Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…»

Елена Николаевна, мама Олега Кошевого


Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору?

Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!

- так пишет М, Исаковский в своем стихотворении..


И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась — какая ты есть


Уникальный пример милосердия дала нам , воспитавшая 48 детей разных народностей. Первого ребёнка сестра милосердия Сашенька Деревская взяла на воспитание, когда ей едва минуло восемнадцать, — в гражданскую войну. В эти годы тысячи сирот бродили по дорогам. Грянула Великая Отечественная война. И Александра Абрамовна вновь поступала так, как велело ей материнское сердце: она выходила к эшелонам, в которых привозили эвакуированных детей, и приносила самых слабых домой. Спешите делать добро! Способны ли вы возвести в душе своей здание. Милосердия и Добра? Ибо без этого нет человека. Без этого нет женщины.

Александра Абрамовна Деревская

Мудрец нашего века Расул Гамзатов сказал: «Нам бы не только любить, но и молиться за матерей следует, и не потому, что они молятся за нас, а по внутренней потребности ». Мать - начало всех начал, неиссякаемый источник добра, всепонимания и всепрощения. Мать - опора земли. Жизнелюбием матери, её милосердием и бескорыстием крепнет и умножается семья. В народе говорят: несчастлива семья, где женщина грустна. Не может быть счастливой и страна, где не устроены семьи, где нарушен или же не создан семейный лад, семейный уют. Благополучие семьи зависит от матери, от её внутреннего состояния, улыбки, тёплого взгляда. По отношению к женщине определяется зрелость общества, а нашей заботой о матерях - его нравственная высота или, наоборот, порочность и духовная нищета. Вот как об этом сказала М. Цветаева:

Склоняются низко цветущие ветки,
Фонтана в бассейне лепечут струи,
В тенистых аллеях все детки, все детки,
Ах, детки в траве, почему не мои?
Как будто на каждой головке коронка,
От взглядов, детей стерегущих любя.
И женщине каждой, что гладит ребенка,
Мне хочется крикнуть: «Весь мир у тебя».
Как бабочки, платьица девочек пестры:
Там ссора, там слезы, там сборы домой.
И шепчутся мамы, как нежные сестры:
«Подумайте, сын мой!» - «Да что вы! А мой…»
Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умели и шпагу держать, и копье,
Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное , женское счастье мое .

А закончить тему матери, ее любви к детям мне хочется притчей «Мамина любовь»:
Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом: кого она любит больше все на свете?
Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
"Вот свеча — это я! Её огонь — моя любовь!"
Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
"Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала, огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…"
И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток, и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым…

Люди, пока ваши сердца бьются, помните о той, которая дала Вам жизнь, не спал, когда вы болели, целовал ваши крохотные ручонки и пел Вам колыбельные песни. Низко поклонитесь матери за ее доброе всепрощающее сердце. Пока не поздно.
.
Условия использования материалов (пункт 8) -

I .Введение……………………………………………………...….... стр. 2

II . Основная часть:

II .1Моя путеводная звезда……………………………….............стр. 3

II .2Женские образы в литературе………………………............стр. 4

II .3Бессмертие во времени………………………………….....стр. 5-7

II .4Святые страницы поэзии………………….…………....…стр. 8-10

II .5Литература, так много сказавшая о матери…………..стр. 11-12

II .6Искусства различны, но тема едина…………………...стр. 13-14

III . Микроисследование №1……………………………..…..… стр. 15

IV . Заключение……………………………………………………стр. 16

V . Библиографический список……………………………….…стр. 17

VI . Приложения

I . Введение.

Тема моей научно-исследовательской работы "Образ матери в художественной литературе”. Я решила написать эту работу, потому что мне было интересно понять, почему писатели, поэты, а также художники и музыканты нередко посвящают свои произведения матерям и делают их героинями рассказов, повестей, поэм, картин…

Мама… Это самое прекрасное слово, которое произносит ребёнок, и сердце у матери замирает. "Мама, мамочка”, - повторяет он, и женщина уже готова полететь, вырваться из своей телесной оболочки, готова закричать на весь мир о том, что человечек, которому она дала жизнь, произнёс её Имя. И это слово звучит на всех языках мира одинаково нежно: в русском "мама”, украинском "ненька”, в английском "mother ”, узбекском "аба”… Да, теперь на долгие годы слово "мама” в своих различных интерпретациях станет именем молодой женщины.

Слово "мама”- особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни. Мама – это самый дорогой, близкий, родной человек. Когда Валентина Терешкова вернулась из космического полета, ей был задан несколько неожиданный вопрос: "Кто ваш самый любимый человек?” Валентина ответила одним коротким, точным, красивым словом: "Мама”.*

Я считаю, что данная тема актуальна, так как наше время добавило определенные сложности и в без того непростые отношения "отцов и детей”. Я знаю не только любящих сыновей и дочерей, но равнодушных и жестоких, которые часто обижаются на своих мам, отталкивают их со своей любовью. А ведь именно любовь, данная нам матерями, делает нас более чуткими, восприимчивыми. Эта любовь чиста и невинна, как капля росы поутру и ее невозможно сравнить ни с каким другим чувством на Земле. Именно в материнской любви заключается живительная сила, способная совершать чудеса. Не в этом ли ее сила?

Задачи работы:

    Выявить личное отношение к матери.

    Рассказать, какое место занимают женские образы в художественной литературе.

    Определить, какую лепту внесли писатели и поэты, сказав так много хороших слов нашим матерям, и какое влияние оказывал образ матери на художников и музыкантов?

    Показать бессмертие образа Матери во времени.

    Провести микроисследование о взаимоотношениях моих сверстников с мамой.

1* Дайджест «Мамочка, любимая, родная» стр. 25.

1. Моя путеводная звезда.

Мама – это самый дорогой, близкий, родной человек, это самое святое, что есть в моей жизни и сейчас, и когда я стану взрослой. Я расту, находясь рядом с ней, и это рост не только физический, но и душевный. Мы вместе, рука об руку, поднимаемся по ступенькам совершенствования. Мама смотрит на мир с позиции зрелого, более опытного человека, а я хватаюсь за все, что вижу интересного в мире. Я думаю, что в наших разговорах рождается некая истина для нас обоих. И как только мы узнаем что-то новое, мы делимся друг с другом полученными знаниями. Моя мама все время стремится познать что-то новое, необычное, открыть для себя те жизненные процессы, которые происходят на Земле и во Вселенной. И я иду по жизненному пути рядом с ней, получая знания, к которым стремлюсь. Мы учимся вместе познавать жизнь во всех ее проявлениях.

Мы есть часть чего-то большого и светлого. Мы едины. Бывало так, что нас даже принимали за сестер, подруг, настолько нас это единство радует. И я твердо, гордо и уверенно могу сказать, что моя Мама – это не только мой Учитель, но и близкий Друг, который никогда не подведет меня, который всегда поможет и поддержит. Благодаря ей я знаю, что из любой ситуации есть выход, что на все можно взглянуть с другой стороны и понять, что не стоят душевной энергии мелкие человеческие неурядицы. И я знаю, что когда я выйду на «большую дорогу» жизни, то не опущу руки при первой неудаче, а вспомню ту любовь и доброту, которые подарила мне мама, и распустится в душе прекраснейший из цветков – благодарность.

Есть замечательные строки стихотворения Л. Константиновой о маме, которые я часто вспоминаю:

В розовом царстве далекого детства

Помню твое материнское сердце,

Сердце большое – такое надежное,

Жить без тебя стало бы невозможно!

Стала я старше, а ты стала ближе,

Образ прекрасный любовью насыщен.

Этой любовью к тебе я привязана,

Каждой ресничкой тебе я обязана.

Мне за такую любовь – невозможно

Не заплатить, не воздать подороже,

Эта любовь материнская значится.

Знаю – мой долг никогда не оплатится.

Многому в жизни меня ты учила,

Добрым примером, заботой растила!

Путь твой, как подвиг, мужеством светится,

Как я хочу с тобой в вечности встретиться,

Как не хочу я тебя потерять

В день, когда Господа будем встречать,

Но пока сердце мое может биться,

Буду сильней за тебя я молиться!*

2*Воздух детства и отчего дома…: стихи русских поэтов - М.: МОЛ. Гвардия с.337.

2 . Женские образы в литературе.

Что может быть на свете священнее имени матери!..

Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам "ма-ма" и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый…

Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей ржи и пшеницы, благодарно произносит: "Спасибо, кормилица – мать…”.

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: "За Родину-мать!”

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда; и до смерти страдает и терзается потерявший самое дорогое на свете существо - мать, и, даже заканчивая свой вроде бы не зря и с пользой прожитый век, не может без слез и горечи вспоминать об этой незажившей боли, об этом страшном уроне, каким отяготила его немилосердная судьба. Не случайно всем сердцем откликаемся мы на заключительные строки стихотворения Василия Казина "На могиле матери”:

Гнетет и горе, и недоуменье,

Гвоздем засело существо мое,

Стою - твое живое продолженье,

Начало потерявшее свое.*

С каким уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего ее старость. И с презрением казним того, кто забыл о женщине, породившей и вырастившей его, а в горькую старческую ее пору отвернулся от нее, отказал в доброй памяти, куске или крове.

А ведь по отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку....

Нельзя не заметить, что при всем понимании и нередком сочувствии к бездетным женщинам народная литература хотя и беззлобно, однако не упускает случая потешиться над такими людьми. И зачастую одиноких старух, незнакомых с материнским чувством, изображают и сварливыми, и подозрительными, и скупыми, и черствыми. Наверное, прав был поэт С. Островой, сказав: "Самая прекрасная на свете - женщина с ребенком на руках”.*

Женские образы в литературе – это особая тема. Они играют разные роли в произведениях: иногда они являются непосредственными участниками событий, зачастую сюжет без них не имел бы такого эмоционального настроя, красочности. Но из всех женских образов, самый любимый нами – это образ матери.

3* Час мужества стр. 137.

4* Энциклопедия мысли стр. 195.

3 . Бессмертие во времени.

Народ всегда чтил Мать! В устной поэзии с древних времен ее облик наделен самыми светлыми чертами: она хранительница семейного очага, защитница собственных детей, радетельница за всех обездоленных и обиженных.

Не случайно в народе также живёт много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они очень часто повторяются в жизни и переходят из поколения в поколение: "Нет милее дружка, чем родимая матушка”, "При солнышке светло, при матушке тепло”, "Птица рада весне, а младенец матери”, " У кого есть матка, у того голова гладка”, " Маменька родимая – свеча неугасимая” и др.*

Сколько всего придумано и написано про мать, сколько стихов, песен, мыслей! Можно ли сказать что-то новое?!

Есть много примеров, когда героизм женщины-матери спасал своих детей, своих родных.

Один из таких примеров – это Авдотья Рязаночка из народного сказания о мужестве простой женщины – матери. Эта былина замечательна тем, что не мужчина – воин, а женщина – мать «выиграла битву с ордой». Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму «пошла Рязань на полону».

Вот оно – бессмертие истинной поэзии, вот она – завидная протяженность ее существования во времени!

Но в печатной литературе, которая по известным причинам вначале была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, он не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернеров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия, в отличие от детей крестьянских, были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин. Поэтому и происходило, пусть и не вполне осознанное, притупление сыновних чувств, что не могло, в конечном счете, не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей родительнице и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно - "мамушкой". Самое известное из посвященийняне так и называется "Няне”:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты,

На черный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

5* Дайджест «Мамочка, любимая, родная» стр. 25.

6* А. С. Пушкин. Избранное. Стихотворение «Няне» - стр. 28.

По - настоящему глубоко и сильно тема матери зазвучала только в демократической поэзии. И здесь необходимо, в первую очередь, назвать имя великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, создавшего удивительно цельный и емкий тип крестьянской женщины - матери. Вряд ли кто ещё воспел женщину, мать и жену столь трепетно и благоговейно, как Некрасов. Достаточно вспомнить названия его произведений: "Есть женщины в русских селениях", "В полном разгаре страда деревенская”, "Орина, мать солдатская”, "Рыцарь на час”, "Внимая ужасам войны”, главу "Демушка” из поэмы "Кому на Руси жить хорошо”, которые уже одни сами по себе составляют своеобразную антологию…

Его стихи, обращенные к рано умершей матери ("Рыцарь на час”)*, быть может, самые проникновенные во всей мировой поэзии:

Повидайся со мною, родимая!

Появись лёгкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других…

Я пою тебе песнь покаяния,

Чтобы кроткие очи твои

Смыли жаркой слезою страдания

Все позорные пятна мои! …

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения,

Ты, чистейшей любви божество! …*

Невозможно без внутреннего трепета и глубокого соучастия читать исполненные высокого значения строки*:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самогогероя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет.

Но где - то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы-

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…*

7* Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 т. Т.2-Л. «Наука»,1981 - стр.258.

8* Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 т. Т.2- Л. «Наука», 1981 стр. 26

I Актуальность выбранной темы.

II Образ матери в литературе 30-40 годов XX века.

2.1. "Документ о тридцать седьмом"

2.1.1. История создания повести.

2.1.2. "Простой маленький человек" Софья Петровна Липатова.

2.1.3. Трагедия матери, потерявшей сына.

2.2. Образ лирической героини в поэме А.А. Ахматовой "Реквием".

2.2.1. Время, изображенное в поэме.

2.2.2. Особенности жанра.

2.2.3. Три лика лирической героини, которые мотивируют три сюжетные линии.

2.2.4. Роль главы "Распятие" в постижении трагизма судьбы и сына, и матери.

III Сходство и различие женских образов в повести Л. Чуковской "Софья Петровна" и в поэме А. Ахматовой "Реквием".

Литература.

Актуальность выбранной темы

Мама… Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе. Многие писатели и поэты черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.

Я решила провести сравнительный анализ образов матери в двух произведениях: повести Л.Чуковской “Софья Петровна” и поэме А.Ахматовой “Реквием”. Почему именно эти произведения? Во-первых, эти произведения созданы в одно время - 30-40 годы XX века. Во-вторых, их авторы – женщины, матери, пережившие ужас вольного террора.

Образ матери в литературе 30-40 годов XX века

Автором повести "Софья Петровна", или как ее называет автор – "документ о 37-ом", является Чуковская Л.К., дочь известного К.И.Чуковского. Она автор воспоминаний об А.Ахматовой и М.Цветаевой, также автор многих работ по теории и практике редакторского искусства русских писателей. Но главным событием в жизни и творчестве Чуковской стала повесть "Софья Петровна", написанная в в 1939-1940 годах. Опубликована эта повесть в 1988 году. Почему? Трудности с публикацией возникли прежде всего потому, что автор рассказывает правду о трагических событиях 1937 года. В 1937 году Даниил Хармс создал поразительные хроникальные и провидческие строки:

Из дома вышел человек,

И с той поры,

И с той поры,

И с той поры исчез.

Об этой поре – по горячим следам событий – была написана повесть "Софья Петровна". О процессе работы над этой повестью по первой ее оценке Л. Чуковская рассказывала в "Записках об А.Ахматовой": "4 февраля 1940 год".

"Сегодня у меня большой день. Я читала Анне Андреевне свои исторические изыскания о Михайлове: "повесть о М. Михайлове была мною задумана в 37-ом году. Толчком для этого замысла послужила заметка Герцена под названием "Убили" – о гибели поэта по каторге.

Я начала собирать материал. Но о Михайлове я так и не написала, а написала "Софью Петровну" – повесть о 1937 годе "в прямую" о нем и идет речь.

Я читала дома и, читая, все время чувствовала стыд за плохость своей прозы. Читать – ей! Зачем я это затеяла? Но податься уже некуда, я читала.

Первую половину, мне кажется, она слушала со скукой. Я сделала перерыв, мы попили чайку. Вторую половину она слушала внимательно, не отрываясь, и как мне казалось, с большим вниманием. В одном месте, мне кажется, она даже отерла слезы, но я не была в этом уверена, я читала, не поднимая глаз. Всё это длилось вечность, длинная, оказывается, история! Когда я кончила, она сказала: "Это очень хорошо, каждое слово, – правда".

В половине третьего ночи я отправилась её провожать. Путешествие на этот раз было трудным, словно по кругам ада". Я проводила её до дверей комнаты.

Спасибо, что вы терпели, вы все выслушали, - сказала я ей на прощанье.

Как вам не стыдно! Я плакала, а вы говорите – терпеливо.

Там же Л. Чуковская вспоминает, как однажды пригласила к себе друзей и прочитала им повесть. Кто-то из присутствующих оказался болтливым и рассказал содержание повести ещё кому-то. В конце концов, в НКВД стало известно, что у Л. Чуковкой есть некий "документ о 37-ом".

Даже сейчас, после ежовицины через 30 лет, когда я пишу эти строки, власти не терпят упоминания о 37-ом. Боятся памяти. Это сейчас, а что же было тогда? Преступления ещё были свежи, кровь в кабинетах следователей и в подвалах Большого дома ещё не просохла; кровь требовала слова, застенок молчание...

Я до сих пор не постигаю, почему, прослышав о моей повести, меня сразу же не арестовали, и не убили. А начали предварительное расследование (Анна Андреевна сказала мне однажды: "Вы – как стакан, закатившийся под скамью во время взрыва в посудной лавке").

В центре внимания автора и читателя повести трагическая судьба, простого маленького человека – служащий Софьи Петровны Липатовой, втянутой бредовой действительностью в чудовищную "чередь недоразумения" и безжалостно сломленной, растоптанной.

Автор начинает повествование об этой женщине с описания вполне благополучного момента в её жизни. После смерти мужа Софья Петровна поступила на курсы машинописи. "Надо было непременно приобрести профессию: ведь Коля ещё не скоро начнет зарабатывать. Окончив школу, он должен во чтобы то ни стало держать в институт, Машина давалась Софье Петровне легко; к тому же она была гораздо грамотнее, чем эти современные барышни. Получив высшую квалификацию, она быстро нашла себе службу в одном из крупных ленинградских издательств". Софья Петровна "любила ходить на службу". Сотрудники машинописного бюро казались милыми и добрыми людьми. Больше всех машинисток в бюро Софье Петровне нравилась Наташа Фроленко, "скромная некрасивая девушка с длинновато-серым лицом".

Достоинством Наташи, по мнению Софьи Петровны, была её исключительная аккуратность: "она всегда писала без единой ошибки, поля и красные строки получались у неё удивительно элегантно". В конце первого месяца своей службы Софья Петровна познакомилась и с директором учреждения: "директор оказался молодым человеком, лет 35, не более, хорошего роста, хорошо выбритым, в хорошем сером костюме…". "Воспитанный молодой человек", - решила Софья Петровна, выполнив поручение директора. Но смыслом жизни Софьи Петровны стал и сын Коля. Не жалея своих сил, она стремилась создать условия для того, чтобы сын получил образование, стал хорошим специалистом, встретил хорошую девушку, с которой был бы счастлив до конца своих дней. Мы становимся свидетелями первых радостей Софьи Петровны: вот Коля стал комсомольцем, вот он закончил школу, вот поступил в машиностроительный институт. Мы, читатели, представляем Колю таким, каким его видит мать: "а сын стал красивый: сероглазый, высокий, чернобровый и такой уверенный, спокойный, веселый... Всегда он как-то по-военному подтянут, чистоплотен и бодр… красавец собою, здоровяк, не пьет и не курит, почтительный сын и честный комсомолец".

Большой радостью для матери стало известие о том, что "отличников учебы, Николая Липатова и Александра Финкельштейна, по какой-то там разверстке направляют в Свердловск, на "Уралмаш", мастерами". Софья Петровна вместе с Наталией Фроленко радуются, когда к ним в руки попадает газета "Правда" с Колиной фотографией и заметкой о том, что Коля внес рационализаторское предложение. Соседи и сослуживцы поздравляли Софью Петровну и хвалили Колю. Весь мир казался матери большим и добрым, потому что в нём был её сын.

Но наступил 1937 год. На фоне лозунгов типа "Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство" в стране, городе и в машинописном бюро начинают происходить непонятные события. Сначала Софья Петровна узнает об аресте доктора Кипарисова, сослуживца её мужа, Колиного крестного. Первой реакцией Софьи Петровны было недоверие "врач не может быть убийцей", но, тем не менее женщина допускает мысль о том, что очевидно доктора Кипарисова как-то втянули в контрреволюционную организацию. Затем Софья Петровна узнает об аресте директора. И снова недоверие: "Наташа, вы верите, что Захаров виноват в чем-нибудь? Да нет, какая чепуха".

"Она не могла подобрать слов, чтобы выразить свою уверенность. Захаров – большевик, их директор, которого они видели каждый день, Захаров – вредитель! Это была невозможность, чепуха… Недоразумение? Но ведь он такой видный партиец, его знали в Смольном и в Москве, его не могли арестовать по ошибке. Он не Кипарисов какой-нибудь?" Наташа находит объяснение этому непонятному событию, и оно кажется Софье Петровне приемлемым: "Захарова совратила какая-нибудь женщина". Страшным ударом становится для Софьи Петровны сообщение Алика об аресте Коли. Ради сына мать готова сейчас же бежать куда-нибудь и разъяснять это чудовищное недоразумение. Она готова сию же минуту ехать в Свердловск и поднять на ноги адвокатов, судей, прокуроров, следователей. Она надеется, что произошла ошибка, что скоро всё выяснится, что Колю отпустят и он постучит в дверь квартиры, но этого не происходит. Мать проходит по кругам ада.

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках.

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною, ослепшею стеною, -

Эти строки из "Реквиема" А.Ахматовой как нельзя лучше характеризуют психологическое состояние Софьи Петровны, которая постепенно начинает осознавать глубину трагизма происходящих событий. Она стоит в тюремных очередях, пытается попасть на прием к следователю, узнает, что сын находится в тюрьме и ему предъявлено обвинение, затем ей становится известно, что сына куда-то отправили. Лишь потом она понимает, что значит формулировка "десять лет дальних лагерей". Читая эту повесть, я почувствовала ужас происходящего: мать, великолепно зная своего сына, начинает сомневаться в его невиновности. В отчет на слова Алика "о каком-то колоссальном вредительстве" она отвечает: "Но ведь Коля сознался…" Я считаю, что главной причиной такого поведения матери является слепое доверие тем, кто управляет государством, наивная вера в то, что эти люди руководствуются только нравственными законами. Не случайно Л. Чуковская говорила, что повесть написана о слепоте общества. В конце повести мы видим другую мать, прозревшую, осознавшую, что её никогда не доказать невиновность сына, следовательно, матери незачем жить. Мы становимся свидетелями последней сцены: мать читает письмо сына со словами страшной правды. Мы понимаем, что за нравственной гибелью последует физическая смерть матери.

"Это был обряд: рука, спички, пепельница – обряд прекрасный и горестный", - автором этих слов является Лидия Гинзбург, и относятся эти слова уже не к Софье Петровне, героине повести Л.Чуковской, а к совершенно другой, реальной женщине – А.А.Ахматовой, которая с 1934-1940 гг. работала над поэмой "Реквием", в которой звучит горький плач матери. Лидия Гинзбург вспоминала, что после ареста сына, Льва Гумилева, А.А. Ахматова "жила как завороженная застенком", читая шепотом стихи из "Реквиема". Она просила запомнить их, а клочок бумаги, на котором они были записаны, тут же сжигала, так как сама ожидала ареста. Работа над поэмой была закончена только в 1962 году. Кажущаяся не цельность объясняется не только разорванным во времени написанием, но и многообразием ритмов, в художественных целях использованных Ахматовой. Но тема поэмы одна – судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочасовых очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима. В "Посвящении" к поэме Россия предстает длинной очередью перед "каторжными норами" тюрем с их постылым скрежетом ключей и тяжелыми шагами охранников:

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.

"Вступление" рисует образ смерти, нависшей над корчившейся "под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь" Русью. Появляется образ застывшего времени – времени эпохи Большого террора. Мрачная картина вызывает у нас ассоциации с Апокалипсисом и по масштабу всеобщего страдания, и по ощущению наступивших "последних времен", за которыми возможна или смерть, или страшный Суд.

До сих пор вызывает споры вопрос о жанре данного произведения. Что это: лирический цикл или поэма? Обратимся к композиции. "Реквием" состоит из шести частей: эпиграф, вместо предисловия, посвящения, вступления, основной части (главы I - X), эпилога. В результате работы, растянувшейся на четверть века, восстановился традиционный состав романтической поэмы.

По мнению исследователя Манна, "вся хитрость конструкции романтической поэмы заключалась в самом параллелизме двух линий – "авторской" и "эпической".


Лирическое начало Эпическое начало

Лирическое начало в "Реквиеме" проявляется в эпиграфе, вместо предисловия, во вступлении и эпилоге. Эпическое начало – в основной части.

Образ лирического героя в поэме А.А.Ахматовой "Реквием"

Мне кажется убедительной точка зрения Н.Л. Лейдермана, который обращает внимание на образ лирической героини "Реквиема". Во-первых, лирическая героиня выступает в роли автора поэмы, который в трудное время находится вместе с народом там, "где мой народ к несчастью был". Во-вторых, она выступает в роли матери, переживающей потерю сына, именно о Льве Михайловиче Гумилеве написала в 1916 г. творящий обряд отпевания. Сигналом плача является диалог, во время которого автор получает заказ – описать это. И женщина, одна из миллионов матерей, чьи сыновья были брошены в сталинские застенки, облачается в одежду плакальщицы, входит в образ вопленицы.

Лирическая героиня


плакальщицы

Я хочу уточнить, что сын Анны Андреевны и Николая Степановича, Лев Николаевич Гумилев, студент исторического факультета ЛТУ, был арестован трижды. Первый раз 22 сентября 1935 г. как "участник антисоветской террористической группы". В этот раз Ахматовой удалось вырвать сына из тюрьмы довольно быстро: уже в ноябре он был освобожден из-под стражи. Второй раз Лев Николаевич был арестован в марте 1938 г. и был приговорен к десяти годам лагеря, позднее срок сократили до 5 лет. В 1949 г. Льва арестовали в третий раз, приговорили к расстрелу, который заменили потом ссылкой. Вина Льва Николаевича ни разу не была доказана. В 1956 г. и в 1975 г. его полностью реабилитировали.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что лирическая героиня "Реквием" очень необычна, она имеет три лика, выступает в трех образах, которые перетекают друг друга, а каждая из ролей автора мотивирует отдельную сюжетную линию. А теперь обратимся к сюжету. Каковы же его особенности?

Н.Л. Лейдерман в работе "Бремя и величие скорби" говорит, что в "Реквием" не один, а три сюжетных пласта, они как бы лежат друг на друге, и каждый последний просвечивает сквозь предыдущий. Первый Сюжет – это сюжет ареста и осуждения сына. Здесь всё сверхреально: арест – тюрьма – приговор. "Уводили тебя на рассвете", 17 месяцев кричу…", "Я увидела верх шапки голубой". Второй сюжет – это сюжет материнской причети, плача, и он строится в соответствии с традициями обрядовой поэзии. А. Ахматова не пропускает ни одной фазы похоронного обряда: плач-оповещение:

"Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад";

плач при выносе:

"Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе…";

плач при опускании гроба – "И упало каменное слово

На мою ещё живую грудь…",

поминальный плач – "Опять поминальный приблизился час".

Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего: "За тобой, как на выносе, шла" – сравнения плакали дети, свеча, холод иконки, пот на челе. Материнское горе выражается при помощи образа воя, плача и при помощи образа слезы. Появляется образ "под кремлевскими стенами выть". Эти слова рождают исторические ассоциации – вспоминается картина Сурикова "Утро стрелецкой казни". С конца 20-х и до конца 30-х годов Сталину льстило сравнение его тоталитарного правления со временами Петра Великого. Жесточайшее подавление стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. В 1935 году она поехала в Москву, чтобы передать письмо сталику. Для этого нужно было прийти к десяти часам утра к кремлевской стене.

Между "Реквием" и устным народным творчеством существуют близость. Но в фольклоре образ слезы "горючий", а у Ахматовой – "Горячей слезой новогодний лед прожигать". "Горячая" слеза Ахматовой не столько горькая, оплакивающая, сколько способная растопить все преграды, обжечь жаром сердца, ощущением сиюминутного горя.

Существует ещё один сюжет "Реквиема" – это сюжет болезни матери. Цепь плачей, составляющих канон материнской причети, превратилась под пером Ахматовой в изощренный психологический сюжет – в исповедь – самоанализ душевного состояния матери, проходящей по всем кругам адских мук утраты своего сына.

Особенности сюжета: сюжет об аресте и осуждении сына, сюжет о материнской причети, сюжет о болезни матери, со-умирании.

Восстановим основную канву психологического сюжета. Тема болезни матери начинается сразу за сценой ареста сына, которая заканчивается воем. При построении 2-ой главки Ахматова использует прием, характерный для устного народного творчества – психологический параллелизм.

Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом,

Входит в шапке набекрень,

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Глава III очень короткая – строфа состоит из сбивчивых фраз, потому что происходящее на столько ужасно, что сознание его трогает, не пускает внутрь себя.

По контрасту возвращается память к своему беззаботному прошлому.

"Показать бы тебя, наследнице,

И Любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью…"

В этой же главке и сожаления об утрате состоявшегося счастья, и укор себе.

При построении следующей главки Ахматова использует прием антитезы.

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И Мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пышные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скоро гибелью грозит

Огромная звезда.

Главка VI короткая, но совершенно иная по настроению:

Легкие летят недели,

Что случилось, не пойму.

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели.

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

И о смерти говорят.

Она напоминает колыбельную, которую поет мать, думая о сыне, который в это время томится в тюрьме.

Главка VII ("Приговор") – это кульминация повествования о судьбе сына: приговор здесь аналог казни. Но на переднем плане реакция не сына, а матери: "И упало каменное слово / На мою ещё живую грудь". Теперь перед матерью встает трагическая проблема: как перенести гибель своего ребенка, как пережить то, что тот, кому ты дала жизнь, кого ты произвела на свет в продолжение себя, уходит из жизни раньше? Героине Ахматовой известен выход из этого тупика:

"Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить".

Но для неё неприемлема такая плата за существование – плата ценою беспамятства, ценою обездушивания. Такому выживанию – без сына, без памяти – она предпочитает смерть. И сразу же после приговора звучит материнская мольба, обращенная к смерти:

Ты всё равно придешь – зачем же не теперь?

Я жду тебя – мне очень трудно…

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудный.

Прими для этого какой угодно вид,

Ворвись отправленным снарядом

Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,

Иль отрави тифозным чадом.

Иль сказочкой, придуманной тобой

И всем до тошноты знакомой, -

Чтоб я увидела верх шапки голубой

И бледного от страха управдома.

Мне всё равно теперь.

Главка IX, оказалось бы, завершает сюжет болезни матери: "безумие крылом души накрыло половину", "манит в черную долину", в долину смерти, где не будет ничего – автор подчеркивает эту мысль, используя повтор:

Ни сына страшные глаза –

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдаленный легкий звук –

Слова последних утешений.

Не будет ничего, что поддерживало рассудок и жизнь матери, но А.А. Ахматова вводит и X рассмотрим какова её роль в поэме.

Это 2-х частная миниатюра – прямое обращение к евангельской проблематике – является кульминацией. Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страданий матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии; страдания сына с муками Христа, распятого на кресте.

Появляется образ "Небеса расплавились в огне". Это знак величайшей катастрофы, всемирно-исторической трагедии, какой является смерть Мессии. Речь идет не о предстоящем воскресении из мертвых, трагедия переживается в земных каторгах – страдания, безнадежность отчаяния. И слова, произносимые Христом накануне своей человеческой смерти, вполне земные, обращенные к Богу – упрек, горькое сетование о своем одиночестве, покинутости, беспомощности. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению ввиду непоправимости, необратимости случившегося.

В первом четверостишии в центре внимания "треугольник" – "Святое семейство": Бог-отец, Богоматерь и Сын Человеческий. Во втором четверостишии появляется другой "треугольник": Возлюбленная, любимый учение и любящая мать:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Горе возлюбленной экспрессивно, наглядно – это истерика неутешного горя женщины, горя мужчины – интеллектуала статично, молчаливо. Что же касается горя матери, то о нем вообще ничего невозможно сказать. Масштабы её страданий несопоставимы ни с женским, ни с мужским. Это беспредельное и невыразимое горе, её утрата невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын-Бог, единственный на все времена спаситель. "Распятие в "Реквиеме" – вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

Сходство и различие женских образов в повести Л. Чуковской "Софья Петровна" и в поэме А. Ахматовой "Реквием"

Итак, перед нами произведения двух разных авторов. Произведения написаны в 30-40 годы XX века и рассказывают о страшной трагедии не только отдельного человека, но и всего народа.

В центре внимания и Чуковской, и Ахматовой женская судьба матери, потерявшей сына. Я думаю, это не случайно: именно женщина чутко реагирует на происходящие вокруг изменения. А между матерью и сыном существует ещё более тесная связь, разрыв которой причиняет страшную боль и ребенку, и матери. И Чуковская, и Ахматова показывают, как по вине чудовищных обстоятельств нарушается естественный ход жизни: сын оказывается под угрозой смерти раньше матери, а мать становится пости свидетелем страданий и гибели сына, её кровиночки. После этого мать не может жить в мире, в котором нет сына, поэтому и героиня повести, и героиня поэмы обречены на смерть физическую, которая последует вскоре вслед за моральной гибелью. Авторы не рисуют картину смерти матери, но, привлекая наше внимание к художественным деталям, дают нам возможность понять глубину потрясения, переживаемого героинями. Следовательно, можно говорить о психологизме и того, и другого произведения.

Литература

1. Ахматова А.А. "Реквием" в книге "Ахматова А. И Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. Драматургия. Эссе", М.: "Олимп", 1997, стр. 1957-164.

2. Чуковская Л.К., "Записки об А. Ахматовой" том I, 1938-1941, М.: "Нева", 1989 №6, стр. 30-31.

3. Чуковская Л.К. "Софья Петровна" в ст. "Трудные повести 30-х годов", М.: "Молодая гвардия", 1992, стр. 485-560.

4. "Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы", М.: "Дрофа", 1998, стр. 587-588.

5. "Русская литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы", М.: "Дрофа", 1998, стр. 1159-1201.

6. Лейдерман Н.Л. "Реквием", "А. Ахматова в контексте и времени", М.: "Просвещение", 1998, стр. 502-504.


Одна из миллионов матерей, чьи сыновья были брошены в сталинские застенки, облачается в одежду плакальщицы, входит в образ вопленицы. Лирическая героиня Образ автора поэмы Образ вопленицы, Образ матери плакальщицы Я хочу уточнить, что сын Анны Андреевны и Николая Степановича, Лев Николаевич Гумилев, студент...

... "лекций на тему" и верно улавливая суть многих вещей на уровне образа. ОБРАЗ И ПРООБРАЗ Каков же он, идеальный образ матери? Историки, литературоведы, культурологи, социологи, исследующие этот вопрос, отмечают его удивительную устойчивость. "Основные характеристики и эталонные черты социокультурного образа женщины-матери со времен Античности фактически не изменились, - пишет, со сслыкой на...

Большинства современных историков литературы. Думается, что для более точного понимания взаимодействия литературных направлений XVII века в целостно-противоречивом контексте культуры этой эпохи следует обратить особое внимание на философско-мировоззренческие и эпистемологические следствия научной революции, равно важные для обоих литературных направлений. Ведь новые естественнонаучные открытия не...

итературы. 1. Мужской костюм пушкинской поры Первая половина девятнадцатого века – особое время в русской истории. Оно связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Неслучайно его называют «пушкинской эпохой». Пушкин родился, когда на исходе был восемнадцатый век – век всемирно-исторических социальных и политических переворотов, богатейшей культуры, замечательных научных открытий: «О, ...

Загрузка...