crimea-fun.ru

Неоготика в архитектуре конца 19 века. Русская псевдоготика и европейская неоготика: архитектурные кузены

Начал изживать себя. В это время возникли первые предпосылки к необычному новому искусству. Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корни.

Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.

Данное направление некоторое время существовало вместе со старым веянием, поэтому достаточно сложно отделить их разными хронологическими границами. Зато можно выделить черты готического стиля в архитектуре, которые не были похожи на романские.

Когда в двенадцатом веке романское искусство находилось на самом пике своего развития, начало зарождаться новое течение. Даже формы, линии и тематика произведений существенно отличалась от всего, что было ранее.

Готический стиль в архитектуре разделяют на несколько этапов:

    ранняя готика;

    высокий, или зрелый, вид оказался на пределе своих возможностей в 13 веке;

    пламенеющий, или поздний, достиг расцвета в 14-15 веках.

Основное месторасположение стиля

Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви.

Зародилась она в небольшой французской провинции под названием Иль де Франс. Одновременно ее открыли для себя архитекторы Швейцарии и Бельгии. А вот в Германии, откуда и получило свое название это искусство, оно появилось позже остальных. Там процветали другие архитектурные стили. Готический стиль стал гордостью Германии.

Первая проба

С началом двенадцатого века появляются и основные свойственные данному направлению черты в архитектуре различных соборов. Так, если посмотреть на аббатство Сен-Дени недалеко от Парижа, можно увидеть необычную арку. Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль в архитектуре западной Европы. Руководил стройкой некий аббат Сугерий.

Церковник приказал убрать при постройке несколько внутренних стен. Аббатство тут же стало казаться более объемным, торжественным и масштабным.

Наследие

Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.

Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.

Горизонтальный романский стиль оставил место для вертикальных полос готики.

Собор

Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.

Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.

Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.

Характеристика готического стиля в архитектуре

От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.

Здание готического стиля, как правило, состоит из:

    травея - вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:

    четырех арок:

    4-х столбов;

    остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;

    аркбутанов - арок, которые служат для опоры здания;

    контрфорсов - устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;

    окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.

В то время как в романском классическом искусстве церковь отделена от окружающего мира, готика стремится к взаимодействию между природой снаружи и жизнью собора внутри.

Светская архитектура по-новому

Учитывая то, что в Темные времена церковь и религия в общем были нераздельны с повседневной жизнью людей того времени, мода на готический стиль в архитектуре средневековья распространилась повсюду.

Вслед за соборами начали строиться ратуши с теми же характерными чертами, а также жилые дома, замки, особняки за городом.

Французские готические шедевры

Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.

В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире - Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.

Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.

В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.

Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.

Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.

После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.

Здесь укрывались во время революций и войн.

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Германия

Готический стиль в архитектуре был назван в честь племен, проживающих на немецкой территории. Именно в этой стране он пережил свой расцвет. Главными достопримечательностями готической архитектуры в Германии можно назвать:

1. Кельнский собор. Этот храм начал строиться еще в тринадцатом веке. Тем не менее закончили работу над ним лишь в девятнадцатом столетии, в тысяча восемьсот восьмидесятом году. Его стиль напоминает Амьенский собор.

У башен острые окончания. Средний неф высокий, в то время как остальные четыре приблизительно одних пропорций. Декор для собора очень легкий и изящный.

В то же время заметны скованные сухие пропорции.

Западное отделение церкви закончили строить в девятнадцатом веке.

2. Собор в Вормсе, построенный в тринадцатом веке по приказу местного управителя.

3. Нотр-Дам в Ульме.

4. Собор в Наумбурге.

Итальянская готика

Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.

Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.

Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.

В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.

Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.

Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.

В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.

Другие итальянские примеры готического стиля в архитектуре:

    Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;

    Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.

Стиль неоготика в архитектуре (также известен как псевдоготика) – это архитектурный стиль, вобравший в себя элементы готики и классических композиций. Этот стиль появился в 40-е годы XVIII века. Именно тогда были построены такие известные здания, как Вестминстерский дворец в Лондоне, замок Нойшванштайн в Германии. В чем же основные черты неоготики?

Чем отличается готика от неоготики?


Неоготика апеллировала к традициям традиционной средневековой готики. В неоготическом стиле строились многочисленные католические соборы в различных городах – в Нью-Йорке, в Мельбурне и т.д.

По своему внешнему виду неоготика практически схожа с традиционной готикой – те же самые патетические колонны, массивные своды, шпили. Однако современники решили взглянуть на них по-новому, видоизменить их, вследствие чего и появилась неоготика.

Возрождение готической архитектуры произошло благодаря английским магнатам и аристократам. В те времена в Британии существовало множество разнообразных соборов, замков, построенных в стиле готики, которые относились к культурному наследию страны. Новые постройки также нередко повторяли черты готического стиля.

Такая намеренная изоляция от многочисленных европейских стилевых нововведений (к примеру, барокко) привела к тому, что многие видные деятели искусства стали привносить готические формы даже в отделку своих усадеб. Впервые моду на готический декор установил Хорас Уолпол, который стилизовал свое поместье под замок из средних веков. Эту тенденцию поддержали многочисленные аристократы.

Основные черты неоготического стиля:

  • каркасный свод в основе,
  • зубчатые стены,
  • витражи в окнах, стекло в которых выполнено в витражной технике,
  • резные лепнины,
  • ажурные детали (от железных оград до внутреннего убранства),
  • вытянутые вверх конструкции,
  • колонны, держащие своды и арки.

Английская неоготика достигла своего пика в 1795 году, когда сын лондонского мэра Уильям Бэкфорд решил построить свою усадьбу в Уилтшире под названием Фонтхилл-Эбби. «Сердце» проекта Фонтхилл-Эбби – восьмиугольная башня 90 метров в высоту. Вид неоготического замка напоминал настоящее аббатство, однако сама усадьба не дожила до наших дней: она трижды рушилась за свою тридцатилетнюю историю.


После смерти Уильяма Бэкфорда усадьбу было решено окончательно сравнять с землей. Однако слава этой усадьбы дала дополнительный толчок к активному развитию и внедрению неоготики в различные архитектурные формы. Неоготика в английской архитекутре 18–19 века оформляется в устойчивый стиль, а в середине XIX века он становится официально признанным национальным стилем Великобритании. Огастес Пьюджин, известный архитектор, поклонник неоготики, возводит совместно с Чарльзом Барри известный на весь мир Вестминстерский дворец, построенный именно в неоготическом стиле и являющийся настоящей его иконой.

В неоготическом стиле архитектуры были реконструированы железнодорожные вокзалы, ратуши, мосты, а также некоторые государственные сооружения Британии. При королеве Виктории новый Парламент был также построен в рамках этого направления. Это здание тут же стало визитной карточкой Лондона. Оно было отмечено на многочисленных изображениях. Университеты также стали строиться в стиле новой готики, причем это направление стало популярно не только в Британии, но и в Соединенных Штатах. Неоготика тесно переплеталась с классицизмом, заимствовала у него различные формы, стили, идеи, доводила их до совершенства.

Неоготика в XX веке

Здания в готическом стиле были довольно высокими, имели узкие окна и отличались внутренними несущими колоннами. Стальные рамы, лифты и другие технологические элементы, открытые в XX веке, постепенно привели к тому, что стиль утратил свою актуальность. Здания в стиле неоготика вместо арочных сводов и контрфорсов стали использоваться стальные остовы, что позволяло осваивать широкие пространства в интерьере без использования многочисленных колонн. Неоготика в архитектуре 19 века сменилась новым осмыслением века XX.



Неоготический орнамент применялся некоторыми архитекторами даже в железных каркасах. К примеру, отдельные черты неоготики можно найти в небоскребах Трибьюн-Тауэр и Вулворт-Билдинг. В первой половине XX века место неоготики занял модернизм. Модернисты считали себя наследниками неоготической традиции.

После 1930-х годов количество строений в неоготическом стиле резко снизилось, однако полностью строительство не остановилось. К примеру, в 2005 году собор St. Edmundsbury Cathedral (Великобритания) обзавелся башней в неоготическом стиле, которая строилась с 2000 года.

Неоготика в России

Русская неоготика отличается от европейской. Дома в неоготическом стиле принадлежат В, И. Баженову -царицынские простройки. Церкви, соборы и храмы использовали характерные черты стиля, но также смешивались с русским барокко.

В двух столицах, в Москве и Санкт-Петербурге, неоготика также появлялась в более классическом, западном стиле. Это, например, особняк Г. И. Морозовой.


Здравствуйте уважаемое сообщество и гости ресурса!
A вы никогда не задумывались, чему обязана викторианская эпоха своим обаянием? Безусловно, тут много факторов, и безудержный прогресс и новые способы изучения мира и появление философий отрицающих мораль церкви, на фоне религиозного фанатизма и первые протесты против закоренелых норм поведения в обществе…да много всего. Правда, мне кажется, львиной доле этого обаяния викторианская эпоха обязана своей архитектуре. Итак, давайте поговорим о…… НЕОГОТИКЕ!

Этот удивительный стиль неразрывно связывают именно с викторианской эпохой, и не мудрено, учитывая, что именно Британская империя 18-19 веков положила начало триумфального шествия неоготики по миру, как и то, что именно в Британской империи этот стиль был особенно распространен. Происходило это в два этапа: ранняя британская неоготика и викторианская неоготика. Я не буду проводить детальный анализ викторианской архитектуры, это скорее статья-обзор, хотя я постаралась взглянуть на причину расцвета столь необычного стиля. Начнем по-порядку.
Появление собственно сформировавшегося стиля «неоготика» связывают с именем четвертого графа Орфорд, Хораса Уолпола.

Хорас Уолпол.

Этот английский писатель стал первым автором издавшим «готический» роман в 1764 году, действие, которого происходит в замке Оранто в эпоху первого крестового похода. Сюжет этого произведения, ставшего бестселлером, Хоресу навеяли постройки имения Строберри-Хилл, которое он приобрел в 1747 (в некоторых источниках упоминается и 1746 и 1748) году. Именно тогда он решил превратить имение в свой собственный «средневековый» замок, в котором, помимо прочего, был даже рыцарский зал.

Строберри-Хилл.

Сейчас мы уже, строго говоря, не можем отнести этот замок к неоготическому, так как часть его была построена в стиле рококо, но именно затея Уолпола дала толчок развитию неоготического стиля. Впрочем, сам писатель признавался, что и не стремился к строгому готическому стилю, дабы не лишать себя удобства, поместье должно было удовлетворять его фантазию и не более того. Именно со Строберри-Хилла пошло увлечение готическим декором поместий. Это стало модной «фишкой».
А герцог Аргайл, например, даже привлек к постройке своего «средневекового» замка в шотландском поместье Инверари, брата самого модного в то время архитектора, основателя «адамомого стиля» Роберта Адама, Уильяма.

Инверари.



Одним из наиболее ярких примеров такого рода чудачества стало строительство внушительного поместья Фонтхилл-эбби, сыном богатого английского плантатора, Уильяма Бекфорда, который после смерти жены, решил построить грандиозное здание, напоминающие готический собор.

Уильям Бекфорд.

Фонтхилл-эбби.

Великолепие этого здания может сравниться только с его печальной судьбой. Его архитектором был Джеймс Уайет, который, не был, особенно, знаком с техникой постройки подобных сооружений. Главной особенностью стала восьмиугольная башня, достигавшая при первоначальной постройке, девяноста метров. Первый ее вариант был изготовлен из дерева и цемента. Он рухнул через несколько месяцев, и Бекфорд искренне сожалел, что не видел собственными глазами это грандиозное зрелище. Вторая башня, из того же материала строилась шесть лет, она тоже рухнула, ну а третий, каменный, вариант, строившийся семь лет, окончательно разрушился в 1825 году, спустя 12 лет, после окончания строительства всего замка. В 1822 году Бекфорд разорился, потеряв свои ямайские плантации, и продал здание Джону Фарквхару. Постепенно разрушились остальные части постройки и замок снесли, оставив только небольшую часть северного крыла.

Уцелевшее северное крыло.

Менее обеспеченные англичане использовали в строительстве лишь характерные, для готики, элементы, как то, стрельчатые арки, бойницы и т.д.

Отправной точкой для следующего этапа распространения неоготики стал пожар 1834 года Вестминстерского дворца, принадлежащего британскому парламенту.
Строительство нового здания поручили Огастесу Пьюжену и Чарльзу Барри. Был разыгран конкурс и из девяноста семи (!) конкурсантов выбрали именно существующий поныне проект. По иронии судьбы, Пьюжен, с пятнадцати лет очарованный готической архитектурой Нормандии, и принявший католицизм, являлся активным сторонником римско-католической готики в архитектуре Англии. Он считал, что все полезные элементы постройки должны не скрываться, а украшаться. Свои взгляды Пьюжен выразил в работе «Апология возрождения христианской архитектуры в Англии». Барри же, после посещения Османской империи, в возрасте 22 лет, находился под впечатлением итальянского зодчества эпохи возраждения. Именно это путешествие и увиденные в нем великолепные крепости времен первых крестовых походов, заставили его заниматься архитектурой.

Огастес Пьюжен.

Чарльз Барри.

Эти два энтузиаста неоготики от первоначального средневекового дворца оставили только Вестминстерский зал приемов (1097 год) и башню Драгоценностей (для казны Эдуарда III). Созданное ими великолепие стало визитной карточкой всего неоготического стиля, шутка ли, дворцовая часовая башня, Биг Бен - символ всей Великобритании, хотя, строго говоря, такое название изначально носил колокол на башне, а сам дворец в 1987 году включен в список наследия ЮНЕСКО.

Вестминстерский дворец.

Еще одной яркой работой Пьюжена, является Ноттингемский собор, посвещенный святому Варнаве.

Собор св. Варнавы.

А Чарльз Барри, в числе прочих работ, занимался реконструкцией Трафальгарской площади.

Трафальгарская площадь.

И тут, как говорится понеслась. Вместо термина «неоготика» тогда пользовались словом «возрождение» (англ. Revival). Стиль стал исконно-британским, в этом стиле отстраивают ратуши, университеты, школы и вокзалы. В неоготическом стиле отстроили Королевский судный двор, суд высшей инстанции Англии и Уэльса., возведенный по проекту Джорджа Эдмунда Стрита.

Королевский судный двор.

Здание вокзала Сент-Панкрас, названный в честь близлежащей церкви св. Панкратия. Возведен в 1865-68 годах, архитектором Георгом Гилбертом Скоттом.

Сент-Панкрас.

Этот же архитектор спроектировал мемориал принца Альберта, в Кенсингтонском парке Лондона, открытый в 1875 году Королевой Викторией в честь своего мужа.

Мемориал.

Колледж Святого Стефана. 1876 год.

Колледж Харриса Манчестера. 1889 год.

Тауэрский мост над рекой Темзой, неподалеку от Лондонского Тауэра. Спроектирован Хорасом Джонсом, открыт в 1894 году.

Тауэрский мост.

Этот стиль перенимали и другие страны. Готическая архитектура, в первую очередь, затронула колонии, правда в Америке прижилась слабо. Там пользовался большой популярностью античный стиль и неогрек. В странах немецко-говорящей Европы неоготика претерпевала некоторые изменения, связанные с острой конкуренцией стилей неоренессанс и необароко. И в большей степени, возраждение готического стиля там восприняли как завершение средневековых долгостроев, вроде Кельнского собора.

Кельнский собор.

Однако баварский король Людвиг II развернул строительство замка Нойшванштайн в 1869 году, ставшего одним из символов мировой неоготики.

Нойшванштайн.

В романских странах увлекались преимущественно наследием античности и ренессанса. Во Францию неоготика пришла довольно поздно и слабо укоренилась. Легкомысленным французам была чужда монументальная величественность неоготики. Но надо признать, что роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1830 года) заставил французов задуматься о сохранении наследия средневековой архитектуры.

Величайший испанский архитектор, Антонио Гауди, на чьем счету множество причудливых работ, создал, возможно, самое монументальное призведение неоготики, Искупительный Храм Святого Семейства.

Антонио Гауди.

Искупительный Храм Святого Семейства.

По причине нехватки средств, испанское правительство не может его достроить с 1882 года.

И все же почему именно такой стиль? Возможно из-за увлечения романтическими сюжетами средневековой эпохи в творчестве писателей того времени, возрождением интереса к Спенсеру, Мильтону, Шекспиру, презираемым в эпоху господства классических форм; возможно из-за роста патриотических настроений на фоне могущества Британской империи и как следствие, отказ от французского стиля в архитектуре и поиск собственного; возможно «все новое – это хорошо забытое старое». А может все это вместе взятое и еще несколько факторов, которые я здесь не указываю, но не оспорим тот факт, что отчасти именно такой необычной и величественной архитектуре мы обязаны великолепию викторианской эпохи и как следствие, культуре стимпанка. Безусловно, в архитектуре ушедшей эпохи присутствовал и грегорианский стиль и неоренессанс и поздний колониальный, но согласитесь, при воспоминании о сюжетах Конан Дойла, Диккенса и Уальда, воображение рисует именно неоготическую Англию, со стрельчатыми арками, башнями, мнимыми бойницами, Тауэрским мостом и Биг Беном.

Надеюсь, вам было не скучно!:-)

Список источников.

Публикации раздела Архитектура

Русская псевдоготика и европейская неоготика: архитектурные кузены

И гривое XVIII столетие - век напудренных париков, розовых мужских чулок и огромных кринолинов - еще не успел подойти к концу, но душам европейской аристократии уже хотелось чего-то другого. Буйного, захватывающего и необычного. Так возник романтизм - стиль «для истинных интеллектуалов», полных сильных страстей и любящих дикую, первозданную красоту. А также древнюю историю, ведь древняя история, как известно, сплошь полна сильными страстями и совершенно лишена скуки. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой .

Никола Ланкре. Мари Камарго. Ок. 1730. Эрмитаж

Каспар Давид Фридрих. Закат солнца (Братья). 1830–1835. Эрмитаж

Жан Оноре Фрагонар. Украденный поцелуй. 1780-е. Эрмитаж

Средневековье вдруг стало невероятно популярным: каждый писатель, поэт или художник обязательно создавал что-то эдакое, романтичное, средневековое... Архитекторы не отставали, тем более что пример был перед глазами. Ведь по всей Европе возвышалось множество готических зданий, которые в эпоху классицизма считались старомодными, а теперь вдруг стали образцом для подражания. Тон задавали англичане. Так, в 1740–50-е годы родилась неоготика, а в 1780-х она добралась до Российской империи.

Но у нас не было своих величественных соборов и мрачных замков, на которые могли бы оглядываться русские архитекторы. Лишь множество кирпичных церквей и палат да необыкновенное узорочье московского «нарышкинского барокко». Из этого смешения и появилась русская псевдоготика - удивительная стилизация, совместившая черты обоих архитектурных стилей. Сравним готические здания-ровесники в Европе и России, чтобы лучше почувствовать уникальность русского изобретения.

Царицыно и Строберри-Хилл-Хаус

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно» начали строить в 1776 году по проекту архитектора Василия Баженова для императрицы Екатерины Великой. Считается, что русская псевдоготика началась именно с этого проекта.

Строберри-Хилл-хаус («Дом на Земляничном холме») - это вилла графа Хораса Уолпола, не просто сына премьер-министра Великобритании, но вдобавок и основателя жанра готического романа. Строительство «замка», придуманного писателем, велось с 1749 года до 1770-х. Жилье Уолпола и его книги надолго задали мировую моду на готику.

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно»

Строберри-Хилл-хаус. Фотография: Chiswick Chap / Wikimedia Commons

Петровский путевой дворец и Бивер-Касл

Петровский путевой дворец, второй важный образец московской псевдоготики, был также построен по заказу Екатерины Великой. В 1776–1780 годах его возводил Матвей Казаков , который заканчивал Царицыно после Баженова.

Бивер-Касл - с XVI века и до сего дня резиденция герцогов Ратлендов. Старинное здание в конце XVIII века было полностью перестроено в духе модной тогда «кирпичной готики» (в 1801–1832 годах обновлено после пожара). Замок считается одним из лучших образцов этого стиля в эпоху Регентства.

Петровский путевой дворец

Бивер-Касл. Фотография: Craigy / Wikipedia Commons

Чесменская церковь и Готический домик

Придворная Чесменская церковь была заложена в 1777 году по приказу Екатерины II в честь юбилея победы в Чесменском сражении. Архитектором был немец Юрий (Георг Фридрих) Фельтен. Церковь получилась изящной и ни на что не похожей.

Готический домик в Парковом королевстве Дессау-Вёрлиц герцога Ангальт-Дессауского строился в 1773–1813 годах. Само «королевство» - это один из первых английских пейзажных парков не только в Германии, но и вообще в континентальной Европе. Разумеется, он не мог обойтись без павильона в готическом духе, который так понравился ангальтскому герцогу во время визита в Строберри-Хилл-хаус.

Чесменская церковь

Готический дом. Фотография: Heinz Fräßdorf / Wikimedia Commons

Приоратский дворец и Церковь Святого Креста

Приоратский дворец в Гатчине был построен в 1799 году архитектором Николаем Львовым по заказу императора Павла как резиденция приора Мальтийского ордена, обосновавшегося в России из-за Наполеона. Архитектор в своем проекте ориентировался не на модную тогда стрельчатую готику, а на более скучноватые швейцарские замки и лютеранские кирхи. Неоготических церквей в подобном стиле пока не создавали, в большом количестве они начнут появляться только во 2-й половине XIX века. Приоратский дворец - единственное здание в России, построенное по технологии землебита (из спрессованного суглинка).

Церковь Святого Креста в городе Стейтберг, США, - другое неоготическое здание из землебита. Построенная в 1850–1852 годах на земле легендарного генерала Самтера, она стоит в городе, который был основан в 1783 году в Южной Каролине, одном из самых «аристократических» штатов. Ее автором был известный архитектор Эдвард К. Джонс.

Приоратский дворец

Церковь Святого Креста. Фотография: Pollinator / Wikimedia Commons

Можайский Никольский собор и Мариахильфкирхе

Никольский собор в Можайском кремле был построен в 1802–1814 годах архитектором Алексеем Бакаревым. Любопытно, что при его постройке в первый ярус церкви были включены старинные крепостные ворота XIV века. Как и в других зданиях русской псевдоготики, в его орнаментах находят загадочные знаки, связываемые с масонством.

Мариахильфкирхе (церковь Марии Помощницы Христиан) в Мюнхене была возведена в 1831–1839 годах. В этот период архитекторы уже устали от романтических готических штампов, перестали читать Вальтера Скотта и принялись копировать средневековые храмы в соседних кварталах, а не английские образцы из альбомов и книг.

Можайский собор. Фотография: Ludvig14 / Wikimedia Commons

Мариахильфкирхе. Фотография: AHert / Wikimedia Commons

Никольская башня и капелла в Кракове

Никольская башня Московского Кремля была построена в 1491 году Пьетро Антонио Солари, однако до 1806 года она имела лишь один нижний четырехугольный ярус. Привычная нам высокая башня в «белых кружевах» кирпичных узоров была надстроена швейцарцем Луиджи Руской. Любопытно, что в своем проекте он следует примеру московских, а не западных архитекторов. После пожара 1812 года восстановлением башни занимался Осип Бове.

Капелла Блаженной Брониславы в Кракове была построена в 1856–1861 годах по проекту Феликса Ксенжарского. Прежде там находилось средневековое здание, которое было разрушено австрийцами. Снос вызвал большое возмущение, и капеллу пришлось строить заново - на сей раз уже внутри фортификационных линий. В итоге она оказалась встроенной в стену. В эти десятилетия XIX века уже возник историзм, порой с дотошным копированием старинных зданий, и эта неоготическая капелла вполне в духе времени.

Никольская башня. Фотография: Vladimir Tokarev / Wikimedia Commons

Капелла Святой Брониславы. Фотография: Dawid Galus 2 / Wikimedia Commons

Капелла в Петергофе и Вестминстерский дворец

Храм Святого Александра Невского («Капелла») в парке Александрия, Петергоф , строился в 1831–1833 годах по заказу Николая I по проекту Карла Шинкеля под присмотром Адама Менеласа. Это здание - уже не узорчатая русская псевдоготика, а настоящая европейская неоготика. Ведь его возводили для образованной немецкой принцессы, императрицы Александры Федоровны, которая обожала Средневековье и даже отделала в этом стиле свои дворцовые покои.

Вестминстерский дворец, в прошлом - резиденция английских королей, а ныне британского парламента, построен на остатках средневекового здания, сгоревшего в 1834 году. Нынешний дворец, созданный архитекторами Чарльзом Бэрри и Огастесом Пьюджином, - это неоготическое упражнение на историческую тему, хотя и чрезвычайно удачное.

Капелла в Петергофе

Вестминстерский дворец. Фотография: Clpo13 / Wikimedia Commons

Муромцево и Нойшванштайн

Усадьба Храповицкого в Муромцево, Владимирская область, - поместье, на территории которого в 1884–1889 годах архитектором Петром Бойцовым был построен настоящий неоготический замок, каких тогда много возводилось по всей Европе. В наши дни роскошная усадьба оказалась в руинах. Недавно она была передана Владимиро-Суздальскому заповеднику , который планирует ее реконструкцию.. Он был построен в 1893–1898 годах для супруги миллионера

Музей Бахрушина и Палаццо Дженовезе

Здание Театрального музея имени Бахрушина было воздвигнуто по заказу основателя музея в 1896 годах по проекту архитектора Карла Гиппиуса. Фасады здания, вдохновленные образцами английской готики, также напоминают и московские проекты XVIII века. Как и в особняке Шехтеля, ощущается и царящий вокруг модерн с его плавными линиями.

Палаццо Дженовезе (Дворец семьи Дженовезе) на Гран-канале в Венеции было построено в 1892 году по проекту архитектора Эдоардо Тригоми Маттеи. По сути, это пример поздней неоготики XIX века, но автор так тщательно следует историческим образцам, что палаццо совсем не выделяется на фоне средневековой венецианской застройки. Кстати, готика в столь южных широтах внезапно оказывается какой-то «мавританской», недаром есть теория, что крестоносцы подсмотрели многие ее элементы в арабских странах.

Музей Бахрушина. Фотография: Ludvig14 / Wikimedia Commons

Палаццо Дженовезе. Фотография: Wolfgang Moroder / Wikimedia Commons

В вашей корзине В корзине нет ни одного товара

Неоготика в архитектуре. Церковь Александра Невского в Петергофе (1831-1834 гг., арх. К. Ф. Шинкель).

Неоготика (новая готика, псевдоготика) - направление в архитектуре, которое стилистически напоминает . Неоготика возникла в конце 18 - начале 19 веков в Англии, где сохранились древние соборы и замки, созданные в , считавшиеся элементом национальной культуры. Интерес к готике в Британии не угасал на протяжении длительного времени, даже несмотря на отход от католицизма (готическая архитектура стала отражением идеологии католицизма) и формирование протестантства. Писатель Хорас Уоппол*, поклонник готической эпохи, стилизовал в 1748 году свое жилище в поместье Строберри-хилл недалеко от Лондона под древний средневековый замок.

Уолпол Хорас (1717 - 1797гг.) Horace Walpole. Английский писатель, политик, историк и антиквар. Настоящее имя - Гораций (Horatio).

В 1747 г. Уолпол купил имение на берегу Темзы, около города Туикнам, под Лондоном и стал его перестраивать, назвав свою усадьбу Strawberry Hill ("Земляничный холм"). Своим друзьям писатель сообщил, что собирается построить в Строберри Хилл готический замок, и просил найти для него старинные цветные стекла, антикварное оружие. Строительство шло до 1770 г. В 1774 г. Уолпол издал описание своего замка, второе издание было в 1784 г., затем оно снова было издано в 1798 г. с иллюстрациями и чертежами в полном собрании сочинений («The Works of Horatio Walpole, Earl of Orford», 1798, vol. 2). В неоготической архитектуре замкового комплекса использовался основной конструктивный элемент исторической готики: каркасный свод. В декоре присутствовали витражи, скульптуры, лепнина. Несмотря на то, что «готический» замок вызывал восхищение современников, которые находили в нем «истинные» приметы стиля готика, на самом деле неоготическая архитектура дома отличалась пестротой, характерной для "готического возрождения" 18 века. В ней было заметно смешение архитектурных стилей и направлений разных стран и эпох, смешанных приемов храмового зодчества и замкового строительства. Например, двери напоминали порталы соборов, а комнаты были похожи средневековые гробницы (в галерее резьба на потолке повторяла рисунки, создававшиеся в надгробных часовнях, а прототипом камина послужила гробница Вестминстерского аббатства). Однако, и сам писатель, описывая свое жилище, подчеркивал сознательное использование самых разных приемов и элементов готики в фасадах и интерьерах, и при этом не возвращаться к быту тех времен, оставляя для себя возможность жить в комфортном пространстве.

Земляничный холм писателя Уолпола Хораса. Архитектор Джон Чьют (John Chute) и чертежник Ричард Бентли (Richard Bentley)1747-1770 гг.

Замок писателя послужил образцом для "возрождения готики" в архитектуре 18 века в Англии, а затем и во всей Европе. Считается, что возвращение к готике было связано с разочарованием, которое испытали британцы в связи с событиями во Франции в 18 веке, и возвратом национального стиля. Готический стиль воспринимался англичанами, как традиционный, поэтому и возврат к ней воспринимался, как возвращение к национальной культуре. Еще один пример британской неоготической архитектуры Фонтхилл - эби (Fonthill Abbey). В 1795 году сын лондонского мэра Уильям Бефорд начал строить усадьбу Фонтхилл-эби (Fonthill Abbey) на манер готического аббатства.

В эпоху реформации многие монастырские и религиозные здания были отданы дворянским семьям, и таким образом культовые сооружения становились жильем английских семейств. Слово «Abbey» нередко присутствовало в названии дворянских усадеб британцев. Реформация - период борьбы с засильем католической церкви и влиянием римского папы в Англии. Британский парламент в 1532—33 гг. издал вердикт, по которому Англия определялась как самостоятельное королевство, при этом король является главой государства в светских вопросах, а английское духовенство не подчиняется диктату Рима.

При возведении Фонтхилл - эби строители попытались воспроизвести внешние приметы готики (90-метровая восьмиугольная башня должна была символизировать вертикальную составляющую, характерную для готической архитектуры), не будучи знакомы с конструктивными особенностями готического зодчества. В результате башня в процессе строительства несколько раз обрушивалась и снова восстанавливалась, но после очередного обрушения (уже после смерти хозяина), усадьба была снесена.

Усадьба Фонтхилл-эби (Fonthill Abbey) до разрушения.

Постепенно архитекторы выработали универсальный подход к неоготическому стилю, в котором начали строить церкви, ратуши, вокзалы и другие общественные здания разного назначения. Появилась неоготика в архитектуре домов английских аристократов. В середине 19 века неоготика была официально признана правительством Англии как национальный стиль. С 1870-х в Англии появились теоретические работы по истории неоготики. В правление королевы Виктории в этом стиле были застроены поселения метрополий и колоний. Были построены неоготические университеты Британии и Америки. После того, как Британский парламент сгорел в пожаре, архитекторами Огастесом Пьюджином и Чарльзом Барри в 1834 году был выстроен Вестминстерский дворец - яркий пример неоготической архитектуры. Архитектурная и строительная школа англичан заняла ведущие позиции в Европе, предлагая использовать новые инженерные достижения в строительстве зданий в неоготическом стиле.

Неоготика в архитектуре Европы и России

Из Англии неоготика попала в Европу. Распространению неоготики в архитектуре во многом способствовали и литературные произведения. Например, Шатобриан писал, что средневековая готика более всего отразила христианскую идею. Виктор Гюго написал роман «Собор Парижской Богоматери», который привлек внимание к готическому искусству. В Европе распространение неоготики в архитектуре началось с Германии. Уставшие от национальных восстаний 1848-1849 гг. немцы хотели вернуться к старине, усматривая в ней большую стабильность. В Германии достраивали Кёльнский собор, восстанавливали развалины Гейдельбергского замка, Рейнской крепости. Из новых строений в стиле неоготики самыми известными являются королевские замки в Швангау (Schwangau). Эти сооружение были созданы членами династии Виттельсбахов (Haus Wittelsbach). Один из замков - Хоэншвангау - был создан Максимилианом II. (1832 -1837 гг.) Здание возведено архитектором Доменико Квальо II (Johann Dominicus Quaglio) на месте развалин старой крепости Шванштайн (12 в.) в окрестностях городка Фюссен (Füssen) около озера Альпзее (Alpsee). До настоящего времени принадлежит членам королевского дома Баварии семье Виттельсбах.

Замок Хоэншвангау (Hohenschwangau) около города Фюссен (Füssen) рядом с озером Альпзее (Alpsee) 1832 -1837 гг.

Замок Нойшванштайн (Schloß Neuschwanstein) построен в честь легендарного рыцаря Лоэнгрина, кумира короля Людвига II (1845-1886 гг.). Замок находится в 1,5 км от замка Хоэншвангау на месте разрушенной древней сторожевой башни. Первый камень основного здания - Паласа - был заложен в 1869 г. Планы и чертежи Нойшванштайна разработали архитекторы Эдуард Ридель и Георг Дольман с участием мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. Строительство велось 17 лет.

Замок Нойшванштайн (Schloß Neuschwanstein) недалеко от замка Хоэншвангау 1845-1886 гг.

Во второй половине 18 века неоготика в архитектуре распространяется в России. На российских зодчих оказало большое влияние творчество английских архитекторов. А к 19 веку выделилось два направления неоготики в архитектуре России. Одно из них выразилось в строительстве католических церквей и при этом зодчие воспроизводили формы средневековой архитектуры с большой точностью. В основном это направление было развито в западных областях России, где проживало большинство католиков. Фасады сооружений в стиле новой готики отличались большим разнообразием: встречались однобашенные, двухбашенные фасады и фасады с пинаклями, а также без башен или со шпилями.

Пина́кль (pinacle)— декоративная башенка с остроконечным шпилем

Ярким примером неоготики в архитектуре России является костел Непорочного зачатия девы Марии в Москве (1901-1917 гг.). Храм представляет собой крестовидную псевдобазилику. Считается, что прообразом фасада костела послужил фасад собора в Вестминстерском аббатстве, а крыша создавалась по подобию Миланского кафедрального собора. Стрельчатые окна украшены витражами.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва. 1901-1917гг. Арх. Ф.И. Богданович.

В неоготическом стиле возводились не только храмовые сооружения для католиков, вторым направлением архитектуры этого стиля стали частные и доходные дома. Отражение возродившейся моды на готику было заметно и в российских имениях: в Гатчине, Павловске, Шувалове. Неоготика в архитектуре доходных домов подчеркивалась роскошными парадными подъездами, стрельчатыми оконными проемами, декорированными фронтонами, шпилями и башнями. Примером может служить «Замок Ричарда Львиное Сердце» (1902-1904 гг.), созданного по заказу киевского промышленника Дмитрия Орлова (в этот период Украина входила в состав Российской Империи).

«Замок Ричарда Львиное Сердце» - здание, созданное под готический английский замок. По проекту Р.Р. Марфельда (1902-1904 гг.)

Особняк З.Г. Морозовой (1893-1898 гг.), арх. Ф.О. Шехтель. В оформлении особняка использованы элементы готической и мавританской архитектуры, что напоминает готические строения Испании.

В каждой стране развивалось собственное направление неоготики в архитектуре. Этот стиль в разных странах отражал местную культуру, исторический опыт общества. Неоготика выражалась либо в копировании элементов известных готических сооружений или их элементов, либо в ее эклектическом проявлении, интерпретирующем средневековые формы, сочетающиеся с другими стилями.

Загрузка...