crimea-fun.ru

Маргарита шла с желтыми цветами. История любви мастера и маргариты

В романе «Мастер и Маргарита» тесно сплелись темы истории и религии, творчества и ежедневности. Но важнейшее место в романе занимает история любви мастера и Маргариты. Эта сюжетная линия добавляет произведению нежности и пронзительности. Без темы любви образ мастера не возможно было бы раскрыть полностью. Необычный жанр произведения – роман в романе – позволяет автору одновременно, и разграничить, и объединить библейскую и лирическую линии, развивать их полноценно в двух параллельных мирах.

Роковая встреча

Любовь между мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга. «Любовь выскочила между нами, как из-под земли выскакивает убийца… и поразила нас сразу обоих!» – так рассказывает Ивану Бездомному мастер в больнице, куда он попадает после неприятия критиками его романа. Он сравнивает нахлынувшие чувства с молнией или острым ножом: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!».

Мастер впервые увидел будущую возлюбленную на пустынной улице. Она привлекла его внимание, потому что «несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы».

Этим мимозы стали, будто сигналом мастеру, что перед ним его муза, с одиночеством и огнем в глазах.

И мастер, и несчастливая жена богатого, но нелюбимого мужа, Маргарита, были совершенно одинокими в этом мире до своей странной встречи. Как оказывается, писатель ранее был женат, но он не помнит даже имени своей бывшей жены, о которой не хранит в душе, ни воспоминаний, ни тепла. А о Маргарите он помнит все, тональность голоса, то, как она говорила, когда приходила, и что делала в его подвальной комнатушке.

После их первой встречи Маргарита начала приходить каждый день к своему возлюбленному. Она помогала ему в работе над романом, и сама жила этим трудом. Впервые в жизни ее внутренний огонь и вдохновение нашли свою цель и применение, так же и мастера впервые слушали и понимали, ведь говори они с первой встречи так, «как будто расстались вчера».

Завершение романа мастера стало для них испытанием. Но уже рожденной любви суждено было пройти и его, и множество других испытаний, чтобы показать читателю, что настоящее родство душ существует.

Мастер и Маргарита

Настоящая любовь мастера и Маргариты в романе – это воплощение образа любви в понимании Булгакова. Маргарита – не просто любимая и любящая женщина, она муза, она вдохновение автора и его же боль, материализованная в образе Маргариты-ведьмы, что в праведном гневе крушит квартиру несправедливого критика.

Героиня любит мастера всем своим сердцем, и будто вдыхает жизнь в его маленькую квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного: «она нараспев и громко повторяла отдельные фразы… и говорила, что в этом романе ее жизнь».

Отказ издать роман, а позже разгромная критика неизвестно как попавшего в печать отрывка одинаково больно ранит, как мастера, так и Маргариту. Но, если писатель сломлен этим ударом, то Маргаритой овладевает безумная ярость, она даже грозится «отравить Латунского». Но любовь этих одиноких душ продолжает жить своей жизнью.

Испытание любви

В романе «Мастер и Маргарита» любовь сильнее смерти, сильнее разочарования мастера и гнева Маргариты, сильнее уловок Воланда и осуждения окружающих.

Этой любви суждено пройти пламя творчества и холодный лед критиков, она настолько сильна, что не может обрести покой даже на небесах.

Герои очень разные, мастер – спокоен, задумчив, у него мягкий характер и слабое, ранимое сердце. Маргарита же сильная и резкая, не раз описывая ее, Булгаков использует слово «пламя». Огонь горит в ее глазах и храбром, сильном сердце. Этим огнем она делится с мастером, это пламя она вдыхает в роман и даже желтые цветы в ее руках напоминают огоньки на фоне черного пальто и слякотной весны. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита же – действие. Она на все готова ради любимого, и продать свою душу, и стать королевой дьявольского бала.

Сила чувств мастера и Маргариты не только в любви. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. До своей встречи они не испытывали счастья, расставшись после – так и не научились бы жить отдельно друг от друга. Поэтому, наверное, Булгаков и принимает решение оборвать жизнь своих героев, взамен дав им вечный покой и уединение.

Выводы

На фоне библейской истории о Понтие Пилате история любви мастера и Маргариты кажется еще лиричнее и пронзительнее. Это любовь, за которую Маргарита готова отдать свою душу, так как она пуста без любимого человека. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло. Это чувство сильнее всех препятствий и горечи, что выпадает на судьбу главных героев романа. И именно оно помогает им обрести вечную свободу и вечный покой.

Описание любовных переживаний и истории отношений главных героев романа могут быть использованы учениками 11 классов во время написания сочинения на тему «Любовь Мастера и Маргариты»

Тест по произведению


Эпизод первой встречи Мастера и Маргариты является одним из самых важных и судьбоносных моментов развития их отношений. Именно с него начинается любовная история главных героев.

В данном эпизоде наиболее ярко выражена проблема настоящей любви. Встреча Мастера и Маргариты была случайной, но этого нельзя сказать об их чувствах друг к другу. Идя по пустой улице, они испытывали потребность в любви. Это чувство внезапно поразило их обоих. Булгаков убеждён, что настоящая любовь возникает неожиданно, и человек не в силах сопротивляться ей. Встреча героев превратила их обыденную жизнь в яркую и наполненную смыслом. Эта любовь была настолько сильной, что Мастер видел в этом чувстве смысл его существования. А когда Маргарита уходила из подвальчика, то всё меркло для Мастера.

В данном эпизоде Булгаков использует такой символ как яркие жёлтые цветы на фоне чёрного пальто героини, чтобы внести в описание любви тревогу и предчувствие трагизма.

Таким образом, данный эпизод занимает важное место в композиции романа Булгакова.

Ведь именно после встречи с Маргаритой в жизни Мастера наступил период расцвета, и он начал усиленно писать произведение о Понтии Пилате, которое стало главным в его творчестве.

Обновлено: 2017-07-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Мастер и Маргарита. Это первое, что приходит на ум, когда произносят имя Михаила Булгакова. Это связано с известностью произведения, где поднят вопрос о вечных ценностях, таких как добро и зло, жизнь и смерть и т. д.

«Мастер и Маргарита» является необычным романом, ведь тема любви в нем затронута лишь во второй части. Кажется, что писатель пытался подготовить читателя к правильному восприятию. История любви Мастера и Маргаритыявляется неким вызовом окружающей обыденности, протестом против пассивности, желанием сопротивляться разным обстоятельствам.

В отличие от темы Фауста, Михаил Булгаков заставляет именно Маргариту, а не Мастера, связаться с дьяволом и оказаться в мире черной магии. Именно Маргарита, такая жизнелюбивая и беспокойная, оказалась единственным персонажем, отважившимся на опасную сделку. Чтобы встретиться со своим любимым, она была готова рискнуть чем угодно. Так и началась любовная история Мастера и Маргариты.

Создание романа

Работа над романом была начата приблизительно в 1928 году. Изначально произведение называлось «Роман о дьяволе». На тот момент в романе даже не было имен Мастера и Маргариты.

Через 2 года Булгаков решается основательно вернуться к своему главному произведению. Изначально в роман входит Маргарита, а затем и Мастер. Спустя 5 лет появляется всем известное название «Мастер и Маргарита».

В 1937 году Михаил Булгаков переписывает роман заново. На это уходит около 6 месяцев. Написанные им шесть тетрадей и стали первым полным рукописным романом. Спустя несколько уже диктует свой роман на машинку. Огромные объемы работы были выполнены за неполный месяц. Такова история написания. «Мастер и Маргарита», великий роман, заканчивается весной 1939 года, когда автор исправляет абзац в последней главе и диктует новый эпилог, который сохранился до сегодняшних дней.

Позже у Булгакова появлялись новые идеи, но исправлений уже не было.

История Мастера и Маргариты. Кратко о знакомстве

Встреча двух влюбленных была довольно необычной. Идя по улице, Маргарита несла в руках букет довольно странных цветов. Но Мастера поразил не букет, не красота Маргариты, а именно бесконечное одиночество в ее глазах. В тот момент девушка спросила Мастера, нравятся ли ему ее цветы, но он ответил, что предпочитает розы, и Маргарита выбросила букет в канаву. Позже Мастер будет рассказывать Ивану, что любовь между ними вспыхнула внезапно, сравнивая ее с убийцей в переулке. Любовь и впрямь была неожиданной и не была рассчитана на счастливый конец - ведь женщина была замужем. Мастер в то время работал над книгой, которую никак не принимала редакция. А ему важно было найти человека, который смог бы понять его творчество, почувствовать его душу. Именно Маргарита и стала тем человеком, разделив с Мастером все его чувства.

Становится понятно, откуда грусть в глазах девушки, после того как она признается, что вышла в тот день с чтобы найти свою любовь, а иначе она бы отравилась, ведь жизнь, в которой нет любви - безрадостна и пуста. Но на этом история Мастера и Маргариты не заканчивается.

Зарождение чувства

После встречи с возлюбленным глаза Маргариты блестят, в них горит огонь страсти и любви. Мастер находится с ней рядом. Однажды, когда она шила любимому черную шапку, она вышила на ней желтую букву М. И с этого момента начала называть его Мастером, подгоняя его и предрекая ему славу. Перечитывая роман, она повторяла запавшие в душу фразы и сделала вывод, что в том романе ее жизнь. Но в нем была жизнь не только ее, но и Мастера.

Но напечатать свой роман Мастеру так и не удалось, на него обрушилась резкая критика. Страх заполонил его разум, развилось Наблюдая за горем любимого, Маргарита также изменилась в худшую сторону, побледнела, похудела и совсем не смеялась.

Однажды Мастер бросил рукопись в огонь, но Маргарита выхватила из печи то что осталось, как бы пытаясь сохранить их чувства. Но этого не произошло, Мастер исчез. Маргарита снова остается одна. Но история романа «Мастер и Маргарита» была Однажды появился в городе черный маг, девушке приснился Мастер, и она поняла, что они еще обязательно увидятся.

Появление Воланда

Впервые он появляется перед и Берлиозом, которые в разговоре отвергают божественность Христа. Воланд пытается доказать, что в мире существуют как Бог, так и Дьявол.

Задачей Воланда является извлечение гения Мастера и прекрасной Маргариты из Москвы. Он со своей свитой провоцирует в москвичах неблаговерные поступки и убеждает людей, что они останутся безнаказанными, но потом сам же их и наказывает.

Долгожданная встреча

В тот день, когда Маргарита увидела сон, она и встретила Азазелло. Именно он и намекнул ей, что встреча с Мастером возможна. Но перед ней был поставлен выбор: превратиться в ведьму либо никогда не увидеть любимого. Для любящей женщины этот выбор не показался сложным, она была на все готова, только чтобы увидеть любимого. И как только Воланд поинтересовался, чем он может помочь Маргарите, она моментально попросила о встрече с Мастером. В этот момент перед ней появился ее возлюбленный. Казалось бы, цель достигнута, история Мастера и Маргариты могла закончиться, но связь с Сатаной хорошим не заканчивается.

Смерть Мастера и Маргариты

Оказалось, что Мастер не в своем уме, поэтому долгожданное свидание не принесло радости Маргарите. И тогда она доказывает Воланду, что Мастер достоин, чтобы его вылечили, и просит об этом Сатану. Просьбу Маргариты Воланд выполняет, и они с Мастером снова возвращаются в свой подвал, где начинают мечтать о своем будущем.

После этого влюбленные пьют фалернское вино, принесенное Азазелло, не зная, что оно содержит яд. Они оба умирают и улетают с Воландом в иной мир. И хоть на этом заканчивается история любви Мастера и Маргариты, но сама любовь остается вечной!

Необычная любовь

История любви Мастера и Маргариты является достаточно необычной. В первую очередь потому, что помощником влюбленных выступает сам Воланд.

Дело в том, что, когда любовь посетила события начали складываться совсем не так, как хотелось бы. Оказывается, что весь окружающий мир за то, чтобы пара не была счастлива. И именно в этот момент появляется Воланд. Отношения влюбленных зависят от книги, написанной Мастером. В тот момент, когда он пытается спалить все написанное, он еще не догадывается, что рукописи не горят, в силу того что в них правда. Мастер возвращается после того, как Воланд отдает рукопись Маргарите.

Девушка полностью отдается великому чувству, а это и есть самая большая проблема любви. Мастер и Маргарита достигли высшего уровня духовности, но за это Маргарите пришлось отдать душу Дьяволу.

На данном примере Булгаков показал, что свою судьбу каждый человек должен делать сам и не просить у высших сил никакой помощи.

Произведение и его автор

Мастер считается автобиографическим героем. Возраст Мастера в романе составляет около 40 лет. В таком же возрасте и был Булгаков, когда писал данный роман.

Проживал автор в городе Москва по улице Большая Садовая в 10-м доме, в 50 квартире, которая и стала прообразом «нехорошей квартиры». Мюзик-холл в Москве послужил Театром Варьете, который располагался неподалеку «нехорошей квартиры».

Вторая жена писателя свидетельствовала, что прототипом кота Бегемота выступал их домашний питомец Флюшка. Единственное, что изменил автор в коте, так это цвет: Флюшка был серым котом, а Бегемот - черным.

Фраза «Рукописи не горят» была не раз употреблена любимым писателем Булгакова - Салтыковым-Щедриным.

История любви Мастера и Маргариты стала настоящим и останется объектом обсуждения еще на много веков.

Тайна воздействия великих художественных произведений на своих читателей, надеемся, никогда не будет разгадана. И порождаемых ими вопросов всегда будет значительно больше, чем предлагаемых ответов. Почему литературный герой поступил так, а не иначе? Отчего размышления над тем, почему он так поступил, приводят нас, читающих, в определенное состояние, в ожидании которого текст перечитывается снова и снова? Сколько и каких свойств художественного текста мы можем различать, как эти свойства влияют на возникающие в нас образы? Существует ли «чистое» восприятие, или же читатель неизбежно привносит в произведение свои собственные смыслы? Каковы правила такого привнесения? Если количество подробностей художественного произведения бесконечно, то от чего зависит, на что мы обратим свое внимание, и какое значение этому придадим?

Ответов нет, но есть практика восприятия. А его легче продемонстрировать, чем описать. Описание, как нам представляется, подразумевает «правильность», так называемую объективность, которых нам и хотелось бы в наибольшей степени избежать. Именно принятие тайны, непостижимости художественного текста, освобождает нас от необходимости следовать каким либо правилам или, что то же самое, дает право создавать свои. Воспользуемся этим правом. Прочитаем отрывок из «Мастера и Маргариты», где человек, называющий себя мастером, рассказывает в сумасшедшем доме другому больному, поэту Ивану Бездомному, эпизод своего знакомства с женщиной, которую, как оказалось, он любил всю жизнь. Зададим себе безответные вопросы, обратим внимание на подробности описания, не задумываясь о том, почему именно они привлекли наше внимание.

«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет».

Знаменательная встреча началось с того, что мастер обратил внимание на нехороший цвет цветов. Что, во-первых, необычно, во-вторых, само по себе тревожный знак. Представим, как все происходило дальше. Мужчина и женщина шли, очевидно, навстречу друг другу. Иначе цветы бы не могли бы выделяться на фоне ее пальто, не за спиной же она их несла. Если так, то заметила ли она мастера до того, как свернула в переулок? А он – цветы увидел, а лицо – нет?

« Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»

Чтобы увидеть взгляд человека, обернувшегося из переулка на улицу, надо в этот момент находиться напротив входа в переулок. Женщина оглянулась не раньше и не позже. Трудно себе представить, что она ждала, повернув голову назад. Расстояние между ними, перед тем, как она свернула, было, скорее всего, небольшое, раз она «повернула… и тут обернулась». И он мог разглядеть выражение её глаз. Оно, как и цветы, не было прекрасным. Наоборот, в ее глазах была тревога, и даже болезненность, которые в сочетании с красотой – поражают.

«Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу...»

Она продолжила свой путь по переулку только после того, как увидела, что он тоже свернул? Или не дожидаясь? Следуя за желтым знаком одиночества по безлюдным переулкам, мастер хочет вести себя по правилам, заговорить первым. Он полагает, что если правильно не поступить, уйдет навсегда та, чьим знакам он повинуется. А если человек не может вести так, как считает должным, то он начинает тревожиться.

« И, вообразите, внезапно заговорила она:
- Нравятся ли вам мои цветы?
Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:
- Нет».

Однако начинает разговор не он, а она и желтый цвет сопровождает её первую фразу. Она спрашивает именно о том, что с самого начала привлекло его внимание, и это кажется ему совершенно естественным. Мастер перестает беспокоиться и его ответ звучит «неправильно». Можно предположить, что большинство мужчин в этой ситуации сказали бы «Да». Но в том то и дело, что мастер к большинству не относится. Или уже не относится. Он быстро перешел на ту, другую сторону, где общепринятых правил нет.
«Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?»

Как можно понять, что ты раньше, всегда, любил женщину, которую впервые увидел только сейчас? Для этого надо, чтобы ты ответил невпопад, а она удивилась? А ты бы не знал, чему она удивилась: тому ли, что она не ожидала этого услышать или наоборот, она неожиданно услышала то, чего давно ждала? Разве не так же все самое важное с нами происходит?

Судя по всему, удивленный взгляд Маргариты не одно мгновенье длился, прежде чем она решила кое-что уточнить. Мастер же, несмотря на уловленную враждебность, чувствует себя замечательно, стараясь в ногу попасть. Любовь, как видно, стирает грань между свободой и подчинением.

« -- Нет, я люблю цветы, только не такие, - сказал я.
- А какие?
- Я розы люблю.
Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках».

Вопреки всем правилам общения, звучит второе подряд «Нет», но что за дело женщине до правил? Она просто выбрасывает цветы, которые не нравятся ее избраннику. Ей даже неудобно, что цветы не те, что он любит, и она улыбается виновато. Но ее спутник еще не привык к простым решениям. Он растерян и пытается поступить правильно. Кто еще не знает, чем усмешка отличается от улыбки? Чему она усмехается? Его растерянности? А, может, ей просто любопытно было, как он поступит и весело от этого любопытства? И вот, не решаясь от цветов избавиться, наш герой вынужден их нести сам, чувствуя очевидную неловкость.

«Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом».

Всего два её движения: цветы летят на мостовую, рука в черной перчатке с раструбом продета в руку мастера – и вот с желтыми цветами, как и с неопределенностью, а также с фальшью покончено. Далее мужчина и женщина просто идут рядом.

- Дальше? – переспросил гость. – Что же, дальше вы могли бы и сами угадать. – Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал: - Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!
Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…»

Где граница между случаем, случайностью и предназначением, особенно когда дело касается любви? Женщина ли, которую, как впоследствии окажется, звали Маргарита Николаевна, контролировала ход встречи с мастером или сама она была игрушкой, в чьих-то более могущественных руках? По каким правилам можно узнать, каким правилам следует следовать в данной ситуации, а какие можно нарушать? Почему нам в голову вообще приходят подобные вопросы?

В очередной раз признаем, что, к счастью, вокруг нас существуют настоящие тайны, а также великие писатели, которые нас к этим тайнам подводят и оставляют перед ними в состоянии прекрасного неведения!

М.Ю. Эльтерман

[email protected]

Действие бессмертного Булгаковского романа четко привязано к местам, в описаниях которых писатель очень конкретен, и поэтому специалистам удалось определить большинство из них, которые я и связала в единую экскурсию. Это вторая ее версия, объединившая многочисленные посты с фрагментами большого маршрута. Возможно вы пройдете маршрут целиком, возможно что-то пропустите или довольствуетесь каким-то участком - выбор за вами.
Составляя маршрут, я стремилась, чтобы он примерно соответствовал сюжету романа: начать там, где он начинался, кончить тоже. К сожалению, тогда пришлось бы много возвращаться, поэтому получившийся вариант— компромисс между сюжетом и географией Московских улиц. Большинство фотографий сделаны в начале мая, в предпасхальную неделю, то есть, в то же время, что и в романе. Город правда не был в этом году в хорошо знакомом нам состоянии, когда "солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо", но весна была ранней и буйной, так что состояние души и погоды примерно соответствовало тому самому, нужному.
Но хватит предисловий. "За мной, читатель!"
Основная траектория: Метро Маяковская — Б.Садовая ул. — сад Аквариум (здесь было Варьете) — Б.Садовая, д.10 (во дворе — нехорошая квартира и музей Булгакова) — Ермолаевский пер. — Патриаршие пруды (без комментариев) — Б.Патриарший пер. — Спиридоновка (путь погони Бездомного за Воландом и его свитой, д.17 — один из кандидатов на дом Маргариты) — площадь Никитских ворот — по Тверскому бульвару до дома 25 (Массолит) и обратно - Тверская улица - Большой Гнездниковский переулок (здесь встретились Мастер и Маргарита) - вернуться к площади Никитских ворот (можно это ответвление пропустить) — Б.Никитская ул. — Ножовый пер. — Малый Ржевский пер., д.6 (лучший на мой вкус кандидат на дом Маргариты) — Б.Ржевский пер. — ул. М.Молчановка (двор дома 10 — 3 скульптуры Рукавишникова к памятнику героям романа) — перейти Новый Арбат — Арбатский пер. — Арбат — Свернуть в Б.Николопесковский пер. (здесь летала Маргарита и громила Дом Драмлита) — Арбат, 54 (Торгсин) — Денежный пер. — М.Левшинский пер. — Мансуровский пер, д.9 (дом Мастера и наверное примерно этим же путем ходила к нему Маргарита — а может и соседними переулками) — Остоженка, д.21 (самый красивый кандидат на дом Маргариты) — 1-й Зачатьевский переулок, д.13 (здесь Бездомный искал Воланда, это мое личное отнесение, в отличие от прочих, найденных в разных источниках) — Пречистенская набережная (здесь купался Бездомный) — дойти до метро Кропоткинская, доехать до станции Воробьевы горы и подняться по канатной дороге к обзорной площадки — вид на Москву с Воробьевых гор (Прощайте!), либо (более короткий вариант) вид на Москву с Патриаршего моста

Начинаем от станции метро "Маяковская" (угол Тверской и Б.Садовой улицы). Наш первый объект по Б.Садовой — сад "Аквариум" здесь находилось Варьете и расправлялась с Варенухой свита Воланда ( .

Следующий адрес — знаменитая "нехорошая квартира" (Б.Садовая, д.10, пройти совсем немного по Б.Садовой и свернуть во двор по указателю).
Не зря именно там стремился поселиться Воланд — от Варьете рукой подать. .

Тем не менее, Воланд жил не здесь, а в квартире, которая находится в следующем подъезде на четвертом этаже. Ведет туда лестница, которая сама по себе является культурным феноменом. Вот мои первые впечатления оттуда.
"...В этом подъезде побывать нужно. Уже забытый колодец старых московских лестниц исписан плотными слоями. Здесь и Цой, и Диана Арбенина и классические надписи по типу "здесь был Вася" и "Боги, боги, как грустна наша жизнь" и стихи (по-видимому собственные) и черный котище, нарисованный на окне. В общем, четыре этажа мы пробираемся между "говорящими стенами", насыщенными духом того, что народ хотел сказать перед лицом героев романа. Последний штрих — бомж, спящий посередине последнего лестничного пролета."

Лестница периодически закрашивается, а потом изрисовывается снова. А в квартире находится

Дальше мы возвращаемся к началу романа и направляемся на Патриаршие пруды, которые совсем рядом.
Ну что сказать про Патриаршие? Наверное все уже сказал Булгаков. Можно просто пройтись и попытаться представить, где же стояла та самая лавочка, где рассказывал о Понтии Пилате Воланд, и где со стороны Бронной был тот самый турникет, около которого Аннушка пролила масло.

Обходим пруд и по БольшомуПатриаршему переулку выходим на Спиридоновку. Здесь, догоняя Воланда, бежал по Спиридоновке Бездомный и он же в эпилоге "через Спиридоновку с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки".

Здесь обращаем внимание на дом 17 — особняк Саввы Морозова (архитектор Шехтель) - первый на нашем пути "кандидат" на дом Маргариты. Вообще что-то странное творится с домом Маргариты: ни один из вариантов не подходит полностью, а ведь именно про него Булгаков писал: "Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу — особняк цел еще до сих пор". Многочисленность "кандидатов" на дом Маргариты и недостатки каждого из них заставляют думать, что возможно до наших дней он не уцелел. Тем не менее, каждый из "кандидатов" по своему интересен и красив.

С сюжетом романа косвенно пересекается и , он же - музей М.Горького. Сюда поучительно заглянуть непосредственно после музея Булгакова, чтобы сравнить условия жизни советских писателей.

Спиридоновка приводит нас к площади Никитских ворот. Дальше пути Воланда и его спутников разделились, соответственно разветвляются и возможные маршруты. Можно пройти по Большой Никитской к Александровскому саду (именно так, судя по тексту, Бездомный гнался за Воландом), где беседовал с Маргаритой Азазелло, и вернуться на Арбатскую площадь по Знаменке, кинув взгляд на стоящее на углу Моховой и Знаменки здание дома Пашкова, "одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад", на каменной террасе на крыше которого в последних главах романа наблюдал за сгущающейся грозой Воланд и куда приходил к нему Левий Матфей. Можно от Никитской площади пройти по Никитскому бульвару до Арбатской площади (туда уехал на трамвае Коровьев). Но наш маршрут сделает небольшое ответвление и пойдет по другому бульвару - Тверскому (возможно именно так поехал на подножке трамвая Бегемот).
Доходим до дома 25: "старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунной решеткой".

Сейчас это здание Литературного института, а в романе — Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ. Кстати, еще одна возможность приблизиться к МАССОЛИТовскому духу — поообедать в знаменитом дубовом зале ресторана современного Дома Литераторов — ЦДЛ, Б.Никитская, д.53 — куда, сколько знаю, сейчас пускают всех желающих.
От Тверского бульвара выходим на Тверскую, проходим по ней совсем немного и сворачиваем в Большой Гнездниковский переулок. Именно здесь состоялась встреча Мастера и Маргариты (помните: "Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась... Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно"). И мы пройдем этот путь по искривляющемуся переулку.

Вернувшись к площади Никитских ворот, продолжаем маршрут, повторяя путь Бездомного в эпилоге — по Большой Никитской улице до Ножового переулка и дальше в Малый Ржевский переулок, д.6 — именно здесь находится самый подходящий (на мой субъективный взгляд) "кандидат" на дом Маргариты ( .

Жаль, что появившаяся много после Булгакова "вставная челюсть" Нового Арбата уже не дает возможности проследить путь полета Маргариты. Поэтому хочется по возможности быстрее миновать его, как досадное препятствие на Булгаковском маршруте. Однако на подступах к Новому Арбату есть еще один объект, заслуживающий внимания. "На задворках" магазина Дом Книги на Новом Арбате (двор дома №10 по ул. Малая Молчановка) находятся скульптуры - работы Александра Рукавишникова, (см. также верхнее фото)

Дальше пересекаем Новый Арбат по подземному переходу около Дома Книги и выходим на Арбат. Арбат сегодня отлакирован и набит питательно-развлекательными заведениями, мало что роднит его с тем Арбатом, где "под Маргаритой плыли крыши автобусов, троллейбусов и легковых машин". Одннако мы пройдем его почти весь, потому что стоит свернуть в Большой Николопесковский переулок. Именно здесь летала Маргарита и здесь в Доме Драмлита она громила квартиру Латунского.

Правда по данным литературоведов, сама "роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома" перенесена фантазией Булгакова из Лаврушинского переулка (д.17 , р-н метро Третьяковская).
А в доме 54 по Арбату находился Торгсин, где состоялись последние московские похождения Коровьева и Бегемота.

Дальнейший маршрут строго не фиксирован, потому что выйти с Арбата на Пречистенку можно разными путями. Арбатские переулки неплохо сохранились, можно поплутать по ним, пытаясь представить себе пути погони Бездомного за Воландом (мы опять к нему возвращаемся) и пути других булгаковских героев. Выйдя на Пречистенку, нужно перейти ее и по Мансуровскому переулку выйти к одному из самых интересных мест на маршруте. Дом 9 — дом Мастера, те самые "две комнаты в подвале маленького домика в садике" ( .

По Мансуровскому переулку выходим на Остоженку и проходим немного налево, до дома 21. Это последний и на мой вкус самый подходящий по архитектуре "кандидат" на дом Маргариты. Небольшой и очень красивый дом действительно напоминает маленький готический замок, а в большом полукруглом окне второго этажа так легко представить Маргариту.

Дальше стоит пройти до конца путь погони Бездомного и найти дом 13 в переулке, описанном, как "унылый, гадкий и скупо освещенный", где в квартире 47 тот пытался найти Воланда. Из всех оставшихся на сегодня тринадцатых домов в переулках, ведущих к Москве-реке, наиболее подходящим мне показался дом в 1-м Зачатьевском переулке, построенный в 20-е годы 20 века.

Переулком можно выйти к реке, где купался Бездомный. Спуска к воде сейчас нет, но сама река и вид на фабрику Красный Октябрь почти такие же, как в те времена.
Если еще остался энтузиазм, можно закончить прогулку там же, где прощаются с Москвой ее герои: дойти до метро Кропоткинская, доехать до Воробьевых гор и подняться на канатке на обзорную площадку.
Здесь, на Воробьевых горах, прощались с городом Воланд со свитой и Мастер с Маргаритой и издавал свой свист Коровьев. Вы, как и они, увидите "пряничные башни Девичьего (Новодевичьего) монастыря".

Гляньте и вы на город, приобретший со времен Булгакова уже совсем иной облик, где за современными зданиями скрыты те улицы и переулки, по которым ходили наши герои.
Если у вас уже нет сил или времени добираться до Воробьевых гор, можно попрощаться с Москвой с Патриаршего моста. Правда его не было во времена Булгакова, но глядя на кремлевские стены, на исезнувший и возродившийся в новом обличье Храм Христа Спасителя, на разнокалиберные дома и спокойную реку - глядя на все это, так и хочется сказать словами Воланда: "Какой интересный город, не правда ли?"



#словомоскве
Нерешенной для меня загадкой остается местонахождение психиатрической больницы, где лежал Бездомный — "знаменитая психиатрическая клиника, недавно отстроенная под Москвой на берегу реки" — неизвестно. Слыхала, что называли "кандидата" в Химках, но подробностей не знаю. Также по своему статусу подходит больница им.Ганнушкина в Сокольниках, на берегу Яузы, она же — научно-исследовательский Институт психиатрии. Однако это во времена Булгакова было далеко не "под Москвой".

Загрузка...