crimea-fun.ru

«Летят журавли» — мой любимый фильм. «Летят журавли» — мой любимый фильм Название в Каннах

Более полувека назад на советские экраны вышла картина Михаила Калатозова "Летят журавли". Кинолента, повествующая о влюблённых, которых война разлучила навсегда, мгновенно снискала популярность за рубежом, получив в 1958 году "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля. Однако на родине вся партийная и советская печать отрецензировала "Журавлей" как "идеологически невыдержанный фильм" с неудачной драматургией. И всё же трудно будет найти другую картину, которая смогла бы лучше отобразить кинематографическую эпоху того времени и взглянуть на войну под другим углом.

"Летят журавли" был новаторским фильмом и по заявленной теме, и по форме. Режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский как будто заново открыли возможности кино. Ведь многие ленты послевоенного времени больше напоминали затянутые театральные представления, лишённые и намёка на искусство монтажа. Субъективная камера Урусевского помогла зрителю ближе разглядеть киногероя, увидеть мир его глазами, уловить, прочувствовать все нюансы его восприятий жизненных ситуаций. Помимо этого съёмки ручной камерой позволили оператору сделать композицию фильма динамичной. Поэтический киноязык дуэта Калатозов-Урусевский произвёл ошеломляющее впечатление. Операторские и режиссёрские решения картины стали хрестоматийными: практически каждый эпизод подробно разбирается в учебниках истории отечественного кинематографа.


Ещё одной важной составляющей успеха фильма стала актриса Татьяна Самойлова, молодая артистка с очень "противоречивой внешностью" для советского кинематографа. Её лицо не подходило ни под классический тип красавицы, ни под милый типаж жеманной служанки, а в данном случае нужна была совершенно новая история, чтобы выплеснулась скрытая в этом характере духовная сила. Девушку заметил ассистент Калатозова и предложил её кандидатуру Сергею Урусевскому, а тот в свою очередь убедил режиссёра. Впервые советскому зрителю был представлен образ "хорошей плохой героини". Вероника (в исполнении Самойловой) не была идеалом нравственности. Она изменила жениху, ушедшему на фронт, не стремилась демонстрировать всем и каждому мнимую добродетельность, но при этом казалась такой целостной, сильной, настоящей, "словно созданной для испытания на излом". Её внутренний мир настолько потрясал воображение, что зрители поневоле проникались к героине симпатией. В народе её стали называть "советской Бриджит Бордо". В результате, Татьяна Самойлова соединила фильм воедино, стала его центром и средоточием.

Её партнёр по съёмочной площадке Алексей Баталов сыграл роль возлюбленного Вероники - Бориса. Актёр превосходно воплотил образ честного, доброго, "лучистого" человека. Он не просто сыграл одного из миллионов павших героев Великой Отечественной войны - для зрителей, которые мгновенно влюбились в созданный актёром образ, Баталов явился воплощением мужества и благородства, достойным гордости целого народа.

Но, прежде всего, картина "Летят журавли" подкупила зрителей буйством чувств. Трагичностью первой любви, которой суждено было стать вечной, невозможностью соединиться любящим сердцам, которых разделила война. И ещё тем, что надежда на счастье не умирает даже тогда, когда драматический конец уже очевиден.

Именно фильму "Летят журавли" удалось с недосягаемой другим картинам глубиной выразить одну из основных оттепельных идей, связывающую эту эпоху с другими временами: "душа больше мира ей предназначенного".

Интересные факты :

Фильм снят по пьесе Виктора Розова "Вечно живые".

Рабочее название картины - "За твою жизнь".

На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию "Мосфильм". Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя — Клод Лелуш.

Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.

Главную героиню - Веронику - изначально должна была играть актриса Елена Добронравова.

О триумфе фильма "Летят журавли" на Каннском кинофестивале в 1958 году в СССР вышла только одна заметка без названия и фотографий, в газете "Известия" не были упомянуты ни режиссёр, ни автор сценария фильма.

"Летят Журавли" остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.

На фестивале название фильма было переведено как фр. Quand passent les cigognes (буквально "Когда пролетают аисты").

"Летят журавли" был одним из самых любимых фильмов Пабло Пикассо.

Картина внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая кассовая из всех, когда-либо получивших Гран-при на Каннском фестивале.

Фестивали и премии :

1958 МКФ в Каннах
Гран-при "Золотая пальмовая ветвь" (Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Каннах
Приз высшей технической комиссии Франции (Сергей Урусевский)

1958 МКФ в Локарно
Почётный Диплом (Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Мехико
Почётный приз (Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Мехико
Диплом международного смотра (Сергей Урусевский)

Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. Во время прогулки они слушают, как часы на Спасской башне бьют 4 часа ночи, после чего возвращаются домой. Именно этим утром началась война. Борис, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники и оставляет ей в подарок игрушку - белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним.

В Москве начинаются бомбёжки. Однажды, когда Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него никаких вестей, они с матерью идут и разговаривают. Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги. Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочные работы. Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку - подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблен, а родители погибли.

Смотрите и скачивайте наши фильмы в App Store - https://itunes.apple.com/ru/app/mosfil-m/id463145701?mt=8 Google Play - https://play.google.com/store/apps/details?id=r...

Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюблённый в Веронику Марк - талантливый пианист, имеет бронь, и на фронт не попадает. Борис также советует ему не ходить. Марк продолжает добиваться Веронику, и она, уступив его настойчивости, выходит за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, отец не отворачивается от неё.

Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях. Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники. Борис бьёт его по лицу, и их обоих «в воспитательных целях» отправляют в разведку. Под разрывами снарядов и под пулями Борис, вынося на себе раненого напарника, сражен точным выстрелом.

Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач - Фёдор Иванович. Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса (о смерти которого она не знает).

Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит что не он, а она потеряла своё счастье. Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя, теряет голову и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис.

Вернувшись с мальчиком домой, к Бороздиным, она хочет дать ему поиграть игрушку-белку, прощальный подарок Бориса. Но выясняется, что игрушку унёс Марк, якобы подарить какому-то мальчику. Со слов дочери Фёдора Ивановича Вероника узнаёт, что Марк уже давно ходит к какой-то женщине.

Тем временем Марк развлекает толпу разодетых спекулянтов и барыг игрой на пианино и романсами. На столе со снедью стоит игрушка, подаренная Марком любовнице. Какая-то тётка, говоря, что «всё уже попробовала, а вот золотых орешков не щёлкала», хватает белку и находит под орехами записку, не замеченную Вероникой.

В этот момент Вероника вбегает в этот вертеп, вырывает записку из рук, даёт Марку пощечину и уходит.

Фёдор Иванович узнаёт, что Марк получил бронь не за заслуги, а по блату. Марк, придя домой, встречается с ним, и отец семейства выгоняет его из дома. Вероника тоже хочет уйти, но Фёдор Иванович убеждает её, что она не виновата, и что её нельзя осуждать за её ошибку.

Вероника стирает бельё. Заходит солдат, которого Борис спас во время разведки. Солдат рассказывает Веронике, что Борис погиб, но она не верит этому, так как солдат всего лишь видел, как Бориса тяжело ранило и его унёс на плащ-палатке товарищ Степан, но не видел самой смерти Бориса - о котором известно лишь, что он пропал без вести.

Конец войны. Мирная Москва. Вероника по-прежнему не может забыть Бориса и ждёт - потому что «человек должен надеяться хоть на что-то хорошее».

Приезжает поезд с возвращающимися фронтовиками. Их встречают с букетами цветов и со слезами на глазах. Вероника бежит сквозь толпу и ищет Бориса и Степана. В конце концов она находит последнего, и он передаёт ей фотокарточку, которую она в своё время подарила Борису. Вероника понимает, что Борис погиб. Плача, она бредёт сквозь толпу.

Степан с паровоза говорит речь о том, что радость победы огромна, а горе от потерь - безмерно, и что люди теперь сделают всё, чтобы никогда, никогда не было такой войны. Вероника идёт сквозь толпу и раздаёт по цветочку из своего букета фронтовикам. И тут все видят, как над Москвой летят журавли.



План:

    Введение
  • 1 Содержание
  • 2 В ролях
  • 3 Съёмочная группа
  • 4 Интересные факты
  • 5 Название в Каннах
  • Примечания

Введение

«Летят журавли» - советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года.

Рабочее название при съёмках - «За твою жизнь».


1. Содержание

Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны.

Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. На следующий день начинается Война. Борис уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники, и оставляет ей в подарок игрушку - белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладет записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним.

Во время бомбёжки Москвы погибают родители Вероники, и Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним. Спустя некоторое время главная героиня выходит замуж за двоюродного брата Бориса, Марка, который давно был в нее влюблен. Этот поступок тяжело воспринимает все семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры героя Алексея Баталова, отец не отворачивается от нее. Марк, талантливый пианист, получает бронь, и на фронт не попадает.

Борис со своим товарищем, Степаном, выходит из окружения. Один из солдат неудачно шутит по поводу его невесты, оставшейся дома. Борис бьет его по лицу и их обоих, за нарушение дисциплины, отправляют в разведку. В разведке солдата ранят, и Борис, вынося его на себе, получает смертельное ранение.

Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач - Фёдор Иванович. Вероника несчастна, она понимает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса. Однажды в госпитале один из солдат не выдерживает, и выходит из себя, потому что в этот день ему сообщили, что его невеста сбежала, пока он воевал. Фёдор Иванович, успокаивая его, говорит чтобы тот не печалился, потому что она, а не он потерял свое настоящее счастье. Весь госпиталь поддерживает его, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к таким, как она, в смятении выбегает из госпиталя, теряет голову и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис.

Вернувшись с мальчиком домой, к Бороздиным, она хочет дать ему поиграть единственную игрушку - белочку. Но выясняется, что белочку унёс Марк, якобы, чтобы подарить её какому-то мальчику. Тут она выясняет, со слов дочери Фёдора Ивановича, что Марк уже давно ходит к какой-то женщине.

Тем временем Марк развлекает толпу разодетых спекулянтов и барыг игрой на пианино и романсами. Стол ломится от дефицитной снеди, на столе стоит подаренная Марком любовнице игрушка. Какая-то тётка, говоря, что всё уже попробовала, только вот орешков не едала, хватает белку и находит там записку, не найденную Вероникой. Вероника вбегает в этот вертеп, вырывает записку из рук, даёт пощечину Марку и уходит.

Фёдор Иванович узнаёт, что Марк получил бронь не за заслуги, а по блату. Марк, придя домой, встречается с ним, и отец семейства выгоняет его из дома. Вероника тоже хочет уйти, но Фёдор Иванович убеждает её, что она не виновата, и что её нельзя осуждать за её ошибку.

Вероника стирает бельё. Заходит солдат, которого Борис спас во время разведки. Солдат рассказывает Веронике, что Борис погиб, но она не верит этому, так как солдат всего лишь видел, как Бориса тяжело ранило и его унёс на плащ-палатке товарищ Степан, но не видел самой смерти Бориса.

После войны. Мирная Москва. Солдат и Вероника общаются на набережной, и тот удивляется, зачем же Вероника ждёт. Она отвечает, что человек должен надеяться хоть на что-то хорошее.

Приезжает поезд, привёзший фронтовиков. Толпа встречает их слезами и букетами цветов. Вероника бежит сквозь толпу и ищет Степана. Встретившись с ним, она понимает, что Борис погиб. Плача, она бредёт сквозь толпу.

Степан с паровоза говорит речь о том, что радость победы огромна, а горе от потерь - безмерно, и что люди теперь сделают всё, чтобы никогда, никогда не было такой войны. Вероника идёт сквозь толпу и раздаёт по цветочку из своего букета фронтовикам. И тут все видят, как над Москвой летят журавли.


2. В ролях

Актёр Роль
Татьяна Самойлова Вероника Вероника
Алексей Баталов Борис Борис
Александр Шворин Марк Марк
Василий Меркурьев Фёдор Иванович Фёдор Иванович
Антонина Богданова бабушка Бориса и Ирины
Валентин Зубков Степан Степан
Валентина Ананьина сотрудница Бориса
Валентина Владимирова солдатка
Леонид Князев Сачков Сачков , сослуживец Бориса
Борис Коковкин Чернов Чернов
Екатерина Куприянова Анна Михайловна Ковалёва Анна Михайловна Ковалёва
Константин Никитин Володя Володя
Николай Сморчков Захаров Захаров , раненый
Светлана Харитонова Ирина Бороздина Ирина Бороздина
Даниил Нетребин раненый
Георгий Куликов инженер с завода

3. Съёмочная группа

  • Автор сценария: Розов, Виктор Сергеевич
  • Режиссёр: Калатозов, Михаил Константинович
  • Оператор-постановщик: Урусевский, Сергей Павлович
  • Художник-постановщик: Свидетелев, Евгений Васильевич
  • Композитор: Вайнберг, Моисей Самуилович
  • Тексты песен: Коростылев, Вадим Николаевич
  • Звукорежиссёр: Майоров, Игорь Петрович
  • Художник по костюмам: Наумова, Лидия Ивановна

4. Интересные факты

  • На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя - Клод Лелуш. Вернувшись во Францию он позвонил директору Каннского фестиваля и сказал, что видел фильм, который обязательно надо пригласить на фестиваль. Вскоре отборщик Канна отправился в Москву и фильм включили в конкурс.
  • Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.
  • Никита Хрущёв после просмотра фильма гневно его раскритиковал, назвав главную героиню «шлюхой» .
  • Во время съёмок Самойлова болела туберкулёзом.
  • О триумфе фильма на Каннском кинофестивале в 1958 году в СССР вышла только одна заметка без названия и фотографий. В заметке в Известиях не были упомянуты ни режиссер ни автор сценария фильма.

5. Название в Каннах

Фильм «Летят Журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.

На фестивале название фильма было переведено как фр. Quand passent les cigognes (буквально «Когда пролетают аисты»), поскольку дословный перевод слов «журавль» (grue, на сленге также «проститутка») и «лететь» (voler, омоним также «красть») дал бы второй смысл «проститутки воруют».


Примечания

  1. Актриса, которая повергла Софи Лорен - www.interfax.ru/culture/txt.asp?id=11564 // interfax.ru
  2. Занимательные факты о Татьяна Евгеньевна Самойлова (Tatiana Samoilova) - www.peoples.ru/art/cinema/actor/samoilova/facts.html
  3. Летят журавли и спутник - www.izvestia.ru/retro/article3141976/ Известия. 18.05.2010
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 06:06:32
Похожие рефераты:

Степанов - Журавли летят

Картина «Летят журавли» нарисована великим русским художником Алексеем Степановичем Степановым в 1891 году. Это самая популярная работа художника. Людей восхищает невероятная красота картины и то сколько чувств отразил в ней Степанов.

На картине изображены крестьянские дети, любующиеся пейзажем. Особое внимание художник уделяет их одежде- лапти, повязанные платочки, онучи. По этим деталям видно насколько тяжело им живётся, но несмотря на это они не теряют своей детской любознательности и с особым интересом наблюдают за природой.

Природа этой картины невероятна. Именно на этой картине художник изобразил истинную и неповторимую красоту русской земли: бескрайние луга, леса и села. Наступила весна и природа начала просыпаться после долгой зимы: трава уже позеленела и совсем скоро на деревьях распустятся первые почки. И на фоне всей этой красоты слышится журавлиный клич. Журавли вернулись домой! И кажется, что это начало чего-то нового и обязательного хорошего!

Картина «Летят журавли» вызывает двойственные и неопределенные чувства. Сначала чувствуется восхищение от невероятной красоты русского пейзажа, а затем ощущается невыносимая горечь от осознания того насколько была тяжела жизнь русских крестьян. Мне кажется, что это одна из самых удивительных и чувственных картин за всю историю русского искусства.

Загрузка...