Классный час на тему: Литературно-музыкальная композиция «Зимушка-Зима. Литературно-музыкальная композиция «Зимушка-зима Литературно-музыкальная композиция «С Новым годом!»
Попробуйте ответить на вопрос: «Какая у нас зима?» Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюж-ная». «Красивая, пушистая и белоснежная!» - восхищенно воскликнет другой.
Наша зима, действительно, очень разная. На первый взгляд, каждый год одно и то же: снег да мороз.
А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.
И день зимой разный! Утро раннее - тихое, неслышное, со съежившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер - длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждет появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замерзшей тишине ночного воздуха.
Наша зима у поэтов, музыкантов, художников - красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная и величественная.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз...
Но есть в зиме и что-то очень молодое и веселое. Другой поэт, П. Вяземский, встречая зиму, восклицает:
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
Все рады проказам «матушки-зимы». Мороз румянит щеки, пощипывает нос. А снег - легкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает. Весело зимой. А. А. Блок писал:
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
В стихах, в музыке всегда передается настроение человека. И тот, кто пишет о природе - звуками, красками, словами - невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и сердитой, а вьюга выглядит настоящей злюкой.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела...
Смолкла буря, наступило светлое и доброе утро, и мы восхищаемся вместе с Пушкиным:
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А другой поэт, С. А. Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу...
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Зима-волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен ее чарам. Тютчев пишет: «Чародейкою-зимою околдован лес стоит...» А Сергей Есенин вторит: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой повязалася сосна...»
Зима одевает природу в невиданные наряды. Послушаем еще Есенина:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
в сонной тишине,
и горят снежинки
в золотом огне.
А заря? лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой все по-другому. Все живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь - жизнь сна, время белой и тихой природы.
Послушайте, пожалуйста, некоторые музыкальные произведения и попробуйте рассказать, какие настроения в музыке о зиме передал композитор. Возьмите карандаши или краски и нарисуйте картинки к этим музыкальным произведениям.
Пояснение. Для беседы подбираются небольшие по объему музыкальные произведения. Это может быть инструментальная музыка:
Фрагменты произведений фортепианного цикла П.Чайковского «Времена года», фрагменты с тем же названием концерта Вивальди, небольшая фортепианная пьеса Крутицкого «Зима», «Утро» из «Детской музыки» Прокофьева, «Дед Мороз» из «Альбома для юношества» Р. Шумана и др.
А также вокальные произведения:
«Холодно, холодно», муз. А. Гречанинова;
«Зима», муз. Ц. Кюи;
«Береза», муз. В. Веселова;
«Проводы зимы», муз. Римского-Корсакова из оперы « Снегурочка ».
В тематической беседе могут прозвучать и другие стихи о зиме. Хорошо, если их исполнят дети или выразительно прочитают взрослые.
Прослушивание музыкальных произведений станет более активным, если предложить ребенку подобрать к услышанному музыкальному фрагменту соответствующего настроения стихотворения.
ЗИМА
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
П. Вяземский
СНЕГ ДА СНЕГ
Снег да снег.
Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены...
И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вон в окошке сидят с самоваром,
Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вот и бабушка с печи сползла,
И кругом ребятишки смеются.
Притаились ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка...
Вдруг ребята писклявых котят
Побросали обратно в лукошко...
Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор -
Великана из снега слепили!
Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза, -
Вот возьмет, вот ухватит в охапку!
И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу,
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.
А. Толок
МОРОЗ-ВОЕВОДА
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Н. А. Некрасов
* * *
Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.
А в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стеклам льются,
Жалобу кому-то
Ветер шлет на что-то
И бушует люто:
Не услышал кто-то.
А снежинок стая
Все в окно стучится
И слезами, тая,
По стеклу струится.
С. Есенин
ДЕТСТВО
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернули санки,
И я набок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
И. Суриков
* * *
Мама, глянь-ка из окошка, -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос;
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Неколючий, светло-синий
По ветвям развешан иней.
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тароватый
Свежей белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять».
А. Фет
Литературно-музыкальная композиция «С Новым годом!»
С новым годом, с новым годом!
Поздравляем сразу всех.
Пусть звучат с его приходом
Песни, музыка и смех.
Пусть каждый день и каждый час
К вам новое прибудет.
Пусть добрым будет ум у вас
И сердце добрым будет.
Пусть же песня моя пролетает, как птица,
Новый год вот уже на пороге.
Будем с вами, друзья, мы сейчас веселиться,
Чтобы прочь улетели тревоги.
(исполнение песни «Кабы не было зимы…»)
И беседу свою поведу я о том,
(То не сказки, а. истинно, были).
Вспоминайте родимый отеческий дом
И того, кого верно любили.
И ненадобно сердцу томительной скуки,
Уважаемый, милый народ.
Отработали ваши проворные руки,
Но стучатся сердца в новый год.
(исполнение песни «Течет ручей»)
Мы сегодня раскроим вам наши секретики,
Пожеланья плывут чередой:
Низкий-низкий поклон уважаемым медикам,
Вас обходит болезнь стороной.
Мы вам желаем любви и ласки,
Пусть метели веют,
Пусть герои доброй сказки
Сердце вам согреют.
(Инсценировка «Сказка о золотой рыбке на новый лад»)
Пусть для вас в новый год расцветает смородина,
Зажигают костры рыбаки.
И поклон до земли тебе, милая Родина,
Пусть не знают нужды старики.
(Исполнение песни «Дорогие мои старики»)
Любо при честном народе закружиться в хороводе
И поплыть, как по волнам, в песнях бабушек и мам.
Вспомним песенку такую, про утушку луговую.
Любит весь честной народ наш старинный хоровод.
(Хоровод «Выйду на улицу…»)
Четырнадцатый год тысячелетья нового…
И пускай пролетают года.
Я хочу, чтобы вы всегда были здоровыми
И весёлыми были всегда.
Навсегда пусть уйдёт из души скука – лишенько…
Пусть сияют во ржи васильки.
Пусть счастливо живёт интернат – наши «Вишенки»,
Пусть без горя живут старики.
Пусть летит над землёй моя песня несмелая!
Посмотрите – а жизнь хороша!
Я считаю, что вы не совсем престарелые,
Коль у вас молодая душа.
С Новым годом! Желаем вам счастья и радости.
Встретить утренний мирный рассвет.
Пусть останутся в старом печали…
Вам – радости.
И без горя прожить сотню лет.
(Исполнение песни «Мы желаем счастья вам»)
10
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Кадыйская общеобразовательная школа»
имени М.А.Четвертного
Кадыйского муниципального района Костромской области
Сценарий рождественской музыкально-литературной композиции
для учащихся начальной школы «Взошла звезда ясная» подготовила учитель начальных классов Смирнова Елена Геннадьевнап. Кадый
2013 год
Цель : ознакомление детей с традициями народного праздника.
Задачи :
1.Дать детям представление об истории происхождения праздника.
2 . Развивать у детей духовные и нравственные качества.
3. Воспитывать любовь к традициям родного края. Действующие лица и исполнители: Бабушка Внук Мария Иосиф Хозяин гостиницы Ангелы Пастухи Пальма Маслина Ёлка Стихи читают Чтец 1: Вот и скатерть на столе, Нынче праздник на земле, Тот, который нам сияет Даже в самой смертной мгле.
Чтец 2: Блещет древо за окном, Будет песня, будет дом. Будет горечь, будет радость – Всё мы с ним переживём.
Чтец 3: Нынче, вся земля светла, И звонят колокола, И ровнее бьётся сердце, И стройней звучит хвала.
Хор:
Рождественская песня
Зажигает вечер, праздничные свечи На Рождество. Снова так случится, в двери постучится К нам волшебство. И под запах хвои вспомнится былое, Позабудем злое, час пробьёт. Слышишь, как по крыше, ходит тише мыши Новый год.Припев: Динь! Дон! Бьют часы на башне. Динь! Дон! Где ты, год вчерашний? В норке ли мышиной? В ратуше старинной? Иль в дремучей чаще? Вспоминай почаще нас.
На сцене, сбоку сидят мальчик с бабушкой.
Мальчик: Вот и Рождество пришло! Кругом огни, все люди друг другу дарят подарки!
Бабушка: А ты знаешь, какой был самый первый и самый главный подарок?
Мальчик: Ну… Наверное… Может быть… А…
Бабушка: Сейчас, я расскажу одну историю, а ты подумай.
Музыкальный проигрыш.
На сцену выходят Иосиф и Мария. Они ищут место для ночлега, стучат в гостиницу.
Иосиф: Добрый вечер, хозяин! Нет ли у вас в гостинице свободной комнаты, чтобы переночевать бедным путникам?
Мария: Мы, пешком шли сюда, из далёкого города Назарета, и так устали.
Хозяин: Нет у меня ни одной свободной комнаты, путники. Из-за приказа кесаря, переписать весь народ страны в наш Вифлеем, прибыло столько людей, что и не сосчитать.
Иосиф: Нам бы хоть, чуланчик какой.
Хозяин: Я уже, и чулан последний сдал купцу. Осталась только пещера для скота, да вы ведь, туда не пойдёте. Там ничего нет, кроме соломы.
Мария: Пойдём, найдём эту пещеру. Переночуем на соломе.
Хор: В Вифлееме тишина,
Спят луга и спят стада.
Ночь светла как никогда -
В небе яркая звезда
Освещает всё вокруг:
Реки, горы, лес и луг.
1-й пастух: Ночь темна, не растерять бы нам наши стада.
2-й пастух: Посмотри, какой сильный, яркий свет полился вдруг с неба! Что это? Как страшно!
1-й ангел: Не бойтесь. Я, возвещаю вам и всем людям, радость великую. В эту минуту, в Вифлееме Иудейском, родился младенец. Это, будущий Спаситель мира – Иисус Христос. Идите в город и там, в пещере найдёте младенца в пеленах, лежащего в яслях для скота.
Хор: Пастухи в вертеп вошли,
Бога в ясельках нашли.
Рядом Дева-мать сидела,
На дитя своё глядела.
И светилось всё вокруг:
Небо, горы, лес и луг.
Чтец 4: В яслях лежит Ребёнок.
Матери нежен лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик.
Мария поёт: Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, младенец Святой. (2 раза)
Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй. (2 раза)
Хор: Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой младенец глядит,
Взгляд его о любви говорит
И сияет красой. (2 раза)
Хор: Днесь Христос от девы Чистой нам рождается,
Бог, невидимый от века, в мир является.
Хоры ангелов слетают в изумлении
И согласно воспевают песнопение:
Ангелы поют: «Слава, слава в Вышних Богу и на земли мир.
В человецех, в человецех благоволение!»
2-й ангел: Ясная ночь. Тихо кругом.
Ярко горит звезда над пещерой.
Ангелов хор смолк за холмом,
Свет голубой, тихо льётся из щелей.
В яслях, младенец Спаситель лежит,
Тысячи лет его ждали прихода.
Счастье тому, кто к нему поспешит.
Счастливы люди! Ликует природа!
1-й пастух: Мы, пришли поклониться, Божественному младенцу. Вот, хлеб у меня, сыр, мёд. Мы, принесли ему эти скромные дары.
2-й пастух: А я, положу в ясли, свежей травы и пахучего сена.
Пастухи поют: Несём вам новость из Вифлеема –
Бросьте свои дела.
Там Пресвятая Дева Младенца-
Господа родила.
Слушайте, разумейте, внимайте,
Господа своего восхваляйте
И Матерь Его.
Новостью этой жить все народы
Будут до дней конца.
Свет Вифлеема по всей вселенной
Льёт нам любовь Творца.
Слушайте, разумейте, хвалите,
Господа ныне благодарите
И Матерь Его.
Пальма: Какое счастье! Я, стройная пальма расту у самого входа в пещеру, в которой родился Иисус Христос.
Маслина: И я, пахучая маслина, выросла здесь же.
Ёлка: И я, зелёная ёлка, расту тут!
Пальма: Коль, Господи, будешь
Ты злыми людьми
Покинут без пищи,
Мой дар ты прими.
Я ветви радушно тебе протяну
И плод золотистый на землю стряхну.
Я буду лелеять и влагой питать
И соком янтарным его наливать.
Маслина: Коль злобой гонимый жестоких врагов,
В безбрежной равнине зыбучих песков,
Ты, Господи, будешь приюта искать,
Бездомным скитальцем в пустынях блуждать,
Тебе я открою зелёный шатёр,
Тебе я раскину цветочный ковёр.
Приди ты на отдых под мирную сень:
Там сумрак отрадный, там свежая тень.
Ёлка: Возьмите и меня с собой, я тоже, хочу поклониться Божественному младенцу.
Пальма: Куда тебе с нами! Что у тебя есть? Только колючие иголки, да противная липкая смола.
Уходят к младенцу.
Ёлка: Никого. Одна я, одинока.
Ночь тиха. Звезда зовёт, горит.
Все идут, идут к святой пещере.
Каждый к Сыну Божьему спешит.
Ну, а я? Ничтожнейшая ёлка.
Вся в колючках здесь стою в глуши.
Я отсюда за младенца только
Помолюсь тихонько от души.
3-й ангел: Как скромна ты, милая ёлка. Я вознагражу тебя, сейчас ты засияешь огнями, тебя украсят звёзды с небес. И к тебе первой протянет младенец свои ручки и улыбнётся тебе, ёлка. (Снимает с неба звёзды и вешает на ёлку).
И теперь каждый год в день Рождества Христова ты будешь красоваться в сиянии множества огней, а дети, глядя на тебя, будут радоваться и веселиться. И ты, скромная ёлка, станешь символом великого праздника – Рождества Христова.
Хор: Вот ель в лесу, как зелена
И как она прекрасна,
Но как прекраснее она,
Когда в дому, свечей, полна,
Она сияет ясно.
Ёлка: В одну из радостных ночей
Господь Иисус родился.
Он – Тот, Кто искупил людей,
Ведь без него во тьме своей
Мир этот заблудился.
Хор: Для всех, кто верит во Христа,
И ночью свет сияет.
А эта ночь для нас свята,
Да будет радость всех чиста,
Иисус здесь пребывает.
Ёлка: Впусти Его, дитя, в свой дом:
Он в сердце обитает,
Он сад устроить хочет в нём,
Обогатит того плодом,
Кто в дом Его впускает.
Мальчик: А! Я понял, что это за подарок! Это – Иисус!
Бабушка: Да. Ведь Бог, так сильно возлюбил Своё творение, что не хотел, чтобы человечество погибло во зле. И на землю, в образе маленького ребёнка, был послан Божий Сын, которому, надлежало стать Спасителем мира.
Мальчик: А ещё, я узнал, почему именно ёлку наряжают на рождественские праздники. И главное украшение – это Вифлеемская звезда.
Хор: Взошла звезда ясная, тихая, прекрасная.
И горит для всей вселенной над вертепом Вифлеема.
О, грядущее спасенье, грешным людям избавленье,
В этот час Святой Бог родился мой.
Чтец 5: Однажды в год, бывает ночь такая,
Когда на ёлках серебрится снег
И среди звёзд, одна звезда большая
Сияет радостней и ярче всех.
Чтец 6: Она сияет в вышине,
Она восходит в тишине,
Когда, на землю ночь придёт,
И хор небесный воспоёт,
И люди вторят той хвале –
Христос родился на земле!
Хор: Рождественская песня
Огонёк качнётся, ото сна очнётся Сказочный мир. Оживают тени, затевают тени Праздничный пир. Вьюга за окошком, подожди немножко, Сядем на дорожку, Старый год. Старый год присядет, веточку пригладит И вздохнёт.Припев: Динь! Дон! Бьют часы на башне. Динь! Дон! Где ты, год вчерашний? В норке ли мышиной? В ратуше старинной? Иль в дремучей чаще? Вспоминай почаще нас.
Зажигает вечер праздничные свечи На Рождество. Утро гасит свечи, умолкают речи, Удержать нам нечем колдовство. Не горюй, вернётся, через год вернётся К нам Рождество.
Припев: Динь! Дон! Бьют часы на башне. Динь! Дон! Где ты, год вчерашний? В норке ли мышиной? В ратуше старинной? Иль в дремучей чаще? Вспоминай почаще нас.
Список использованной литературы
- Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники 17-20 в. М.: «Дом книги» 2011. Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники, Ярославль, «Холдинг», 2000 Петров В.М. , Гришина Г.Н. , Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей, М.: «Сфера», 1999 Соколов А.В. Сценарии православных праздников, М.: «Школьная Пресса», 2004. Шевченко Л. Л. Православная культура, 1-й год обучения, М., «Дом книги», 2009 Детская Библия. М: « Российское библейское общество», издание девятое, 1990. Православный народный календарь. Времена года. Ростов – на – Дону: АО «Книга», 1995. Рождественские праздники в школе. Волгоград: «Учитель», 2003.
Использованные Интернет-ресурсы
1. http:// muzofon.com
(В зал, где стоит нарядная елка, входят дети с елочными украшениями и наряжают её.)
Ребенок 1:
К нам целый год на праздник собиралась
Зеленая красавица лесов.
Потом тихонько в этом зале наряжалась,
И вот теперь наряд ее готов.
Ребенок 2 : Мы все на елочку любуемся сегодня,
Она нам дарит нежный аромат.
И самый лучший праздник новогодний
Приходит вместе с нею в детский сад.
Ребенок 3:
Говорят, под Новый год, что не пожелается,
Все всегда произойдет, все всегда сбывается.
Могут даже у ребят сбыться все желания.
Нужно только, говорят, приложить старания.
Ведущий : Ребята, давайте расскажем елочке о своих желаниях. Может она их исполнит?
(Исполняется песня «Расскажи нам, елочка, сказку».)
(Звучит музыка. Ведущая говорит на фоне музыки.)
Ведущий:
Все началось в чудесный Новогодний вечер,
Когда кружил на улице снежок.
Такой веселый, чистый, нежный,
Летел в окошко нежный, как пушок.
А за окошком шли приготовленья:
Подарки, елка и большой пирог.
И в полночь, что произойдет сегодня,
Никто предугадать не мог.
(Звучит музыка, в зал входит девочка, она танцует с игрушкой - Щелкунчиком, садится в кресло. Звучит музыка эльфов.)
Ведущий:
Огни хвойной ели и звезд за окном,
Решили поведать ей сказку, потом
Мари посмотрела тихонько вокруг
И эльфов круженье увидела вдруг.
Все вмиг засверкало, навеяло сон
И дом в одночасье был в сон погружен.
(Исполняется «Танец эльфов». Мари засыпает, ей сниться сон. Появляется мальчик-Щелкунчик, они танцуют.)
Ведущий:
Как только 12 пробило, вокруг
Писк и шипение послышалось вдруг.
Как черная туча, пища и скребя,
Все мыши округи собрались сюда.
(Выход мышей с Мышильдой.)
Мышильда:
Это что за веселье? Какой Новый год?
Вы что позабыли, что в замке живет Мышильда?
Да, я - королева мышей!
И здесь все должно быть по воле моей!
Щелкунчик:
Ну, нет, хоть смогла ты на праздник попасть,
Мы здесь не допустим мышиную власть!
Мари:
Сегодня здесь праздник, здесь столько гостей,
И елка нас манит гирляндой своей.
На елке развешан веселый наряд:
Драже, леденцы, пастила, мармелад.
Возьми вот конфету, отведай скорей,
Попробуй, Мышильда, ты станешь добрей.
(Мышилъда берет конфету, пытается укусить — ломает зуб.)
Мышильда:
Вы мне заплатите за мой любимый зуб!
Обидели меня, Мышильду! Вот я вам!
И праздник продолжать я вам не дам!
Сейчас я устрою вам свой маскарад,
Никто не посмеет, есть мой мармелад!
Мышиное войско! Вперед, победим!
Весь замок займем, а конфеты съедим!
(Мышилъда наступает на Мари и Щелкунчика, они в страхе пятятся назад, мыши танцуют.)
Щелкунчик:
Солдаты мои! Выходите скорей!
Разгоним по норам противных мышей.
Их место должно быть в подвале сыром,
За мной! Неприятеля мы разобьем!
(Разыгрывается сценка «Сражение». Щелкунчик побеждает. Мышильда в страхе убегает. Щелкунчик снимает маску.)
Щелкунчик:
Мышильда сбежала, возврата ей нет!
Теперь я открою для вас свой секрет:
Развеялись чары маски моей,
И снова я принц королевства Сластей.
Нас ждут во дворце на большой маскарад,
Вот фея Драже и принц Мармелад. (Выходят.)
Фея Драже:
Мы рады приветствовать милых гостей
В королевстве чудес, в королевстве Сластей.
Здесь ждут вас волшебные превращенья,
И каждый по вкусу найдет угощенья.
Принц Мармелад:
Конфеты, зефир, леденцы, шоколад -
Все ждут вас сегодня на бал-маскарад.
Любимому принцу, гостям - наш привет!
А елка зовет танцевать менуэт.
(Исполняется «Менуэт».)
Щелкунчик : Гости дорогие, я познакомлю вас с жителями моего королевства.
Скорее выходи, гостей встречай, ароматный, золотистый чай. (Выходят два ребенка в китайских костюмах, исполняют «Танец чая».)
Мари:
И все, конечно, знают, к чаю
Мы, русский пряник приглашаем,
Красив, пахуч и так хорош,
Такого в целом мире не найдешь.
Пляши веселей, каблучков не жалей,
Нет в мире задорней пляски твоей!
(Исполняется «Русский танец».)
Щелкунчик:
В королевстве у меня добра не счесть,
Что не пожелаете, все есть!
Например, есть Шоколад - испанец,
Посмотрите на его прекрасный танец.
(Исполняется «Танец Шоколада».)
Щелкунчик:
А теперь, любезные друзья,
Гордость вам свою представлю я.
Это черный Кофе - дар востока,
Прибыл из Аравии далекой.
(Исполняется «Танец Кофе». Входит принц Зефир.)
Принц Зефир:
Принц мой! Вспомни, наконец, и о зефире.
Я ведь тоже знаменитый в целом мире:
Пышный, ароматный, белоснежный
И на вкус необычайно нежный.
Для гостей хотим мы станцевать,
Надо только мне сестриц своих позвать.
(Исполняется «Танец Зефира».)
Щелкунчик:
Вижу я, что королевство процветает,
Все здесь радует меня и удивляет.
Вот, как бабочки под новогодней елью
Леденцы с душистой карамелью.
(Исполняется «Танец Карамелек и Леденцов».)
Мари:
Как чудесен новогодний вечер:
Танцы, шум, веселый детский смех...
Хочется, чтоб счастье длилось вечно
И его хватило бы на всех.
Приглашаю всех на танец я,
Вальс станцуем всем на радость,
Становитесь в круг скорей, друзья!
(Все танцуют «Вальс».)
(После танца все уходят за ширму, Мари, кружась, садится в кресло. Появляются эльфы, Мари просыпается, на коленях у нее лежит корона, а рядом плащ принца.)
Мари:
Какой прекрасный видела я сон:
Я танцевала на балу у принца.
Там было так прекрасно, так светло,
Не знала я, что все мне только сниться.
А может это вовсе и не сон?
Вот принца плащ, а вот его корона,
Скажите, где же принц, где он,
Его хочу я видеть снова.
Щелкунчик, милый, где же ты?
Нам было весело с тобою,
Но это были лишь мечты,
Ведь в детстве все случается порою.
(Мари забирает плащ, корону и уходит.)
Ведущий:
Бывает так, что наши сны -
Есть отражение мечты.
Все дети очень любят сказки,
Где зло добром побеждено,
Где каждую Мари так страстно
Ждет милый принц уже давно.
Что ж, пусть мечтают чаще дети,
Пусть светятся у них глаза.
И после каждой новогодней ночи
Их взгляд не исказит слеза.
Ведь Новый год приносит счастье,
Приносит радость в каждый дом.
И этот сказочный, чудесный праздник,
Пускай для них не будет сном!
(На протяжении всего сценария используется музыка П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик».)
Елена Стрижакова
музыкально-литературная композиция)
Цель: - Совершенствовать песенно-хоровые навыки при передаче настроения песни.
Развивать артистизм при передаче танцевального образа
Научать видеть и слышать красоту слова, музыки, движения. Находить изобразительные средства для передачи цвета настроения зимнего образа.
Развивать музыкально-образной мышление, чувство гармонии природы в творчестве.
Новый год, зима, крещенье,
Смех, веселье, кутерьма,
И забавные подарки,
Игры, танцы, чехарда.
Всё сбывается на свете,
Если очень захотеть,
И на зимнюю прогулку,
Мы хотим вас пригласить.
Попадём мы в мир мечтаний,
В мир волшебных детских грёз,
Где любовь, добро и счастье,
Водят с нами хоровод. (Е. Стрижакова)
«Зимняя сказка» музыка В. Шаинского, слова М. Танича
Летела снежинка, парила, кружилась,
И на руку тихо ко мне приземлилась,
Кристальная грань, белоснежны узоры,
Ты таинство, чудо великой природы. (Е. Стрижакова)
Песня «Снеженика» музыка Я. Дубравина, слова М. Пляцковского Кто скажет, что такое снег?
В ладонь возьмёшь, его как нет,
Одна вода из рук бежит,
А на земле лежит, блестит!
Неслышно падает, ложится,
На солнце зимнем весь искрится,
Как будто весь из самоцветов,
Поэтами в веках воспетых. (Е. Стрижакова)
Песня «Первый снег» музыка В. Боганова, слова В. Орлова
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-1527-1418107945.jpg)
Волшебная книга зимы открывается,
Добрые слова о матушке Зиме – появляются:
Талантлива-хрустальна, чиста и холодна,
Узоры кружевные плетёшь нам не спеша,
И как невеста в белом, щедра любовь твоя,
Свой поцелуй оставишь, заворожив слегка.
Согреть землю большую пушистеньким снежком,
А можешь раствориться льдинками звеня,
Колдунья, чаровница, Зимушка – Зима. (Е. Стрижакова)
«Вальс снежных хлопьев» музыка П. Чайковского из балета «Щелкунчик» – Зелёная ёлка, где ты росла?
– В лесу на поляне, что у ручья.
– А кто на поляне остался сейчас?
– Братья и сёстры, скучаю без вас.
– Ты не грусти, у нас хорошо,
– Только до леса от вас далеко.
– Хочешь вернуться? Вернуться в лесок?
– Там от меня остался пенёк.
– Ты посмотри, как рады тебе!
– Радость дарить приятно вдвойне! (Е. Стрижакова)
«Ёлка» музыка Е. Тиличеевой, слова Е. Шмаковой
Метель гудит и дует ветер,
И тучи по небу плывут,
Не видно мне дороги длинной,
По ней мой путь лежит домой.
Глаза так слепит сильный втер,
И снег летит, летит в лицо,
Метель и вьюга – две подруги,
Зимой нам встретиться дано. (Е. Стрижакова)
Музыкальный оркестр на музыку Г. Свиридова «Метель»
Зимой в мороз в туфлях не выйдешь,
И в платье тоже не пойдёшь,
Шубейку потеплей накинешь,
И в валенках гулять пойдёшь. (Е. Стрижакова)
Русский народный танец «Валенки»
Я сегодня нагуляюсь, наиграюсь от души,
Раскраснеюсь на морозе, так, что Дед Мороз, смотри:
Как на санках, и на лыжах с горки снежной вверх и вниз,
А потом снежки и крепость приготовят нам сюрприз.
Детский смех, зимою снежной,
Чистый воздух и игра,
Станем мы с тобою крепче,
Не простынем никогда! (Е. Стрижакова)
Хоровод «Что нам нравится зимой» музыка Е. Тиличеевой
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-1527-1418108179.jpg)
Незаметно пролетел зимний день зимы,
Мы с тобой полюбоваться им сполна смогли:
Это вихрь и созерцанье,
Это детский смех, игра,
И, конечно, расставанье,
Как появится Звезда. (Е. Стрижакова)
Песня – танец «Звёздочки» музыка и слова Л. Гусевой
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-1527-1418107727.jpg)
Книга зимы закрывается,
Но чудеса продолжаются,
В картинах, что рисуем мы,
В стихах и музыке зимы.
«Декабрь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-1527-1418107693.jpg)
Ярко освещая данную тематику способами компиляции (сборники стихов известных поэтов, демонстрационно-иллюстративный материал, учебники) достигается эффект погружения ребёнка в мир прекрасного и на примерах мировой классики формируются его предпочтения.
Данная зарисовка лишь часть отражения большой подготовительной работы, основанная исключительно на моём творчестве и программном материале ДОУ.