crimea-fun.ru

Как появилось имя в древние времена. Как рождаются имена

Вопрос: по отрывкам из былин предположите, почему у былинных героев такие имена (прозвища). Какие фамилии могли произойти от этих имен, Проанализируйте тексты былин: есть ли среди герое отрицательные? Докажите свой ответ.

Ответ: Фамилии на Руси появились позже чем в Европе и в основном они происходят от отчества одного из предков, от дедичества либо от прозвища и по роду деятельности. Самыми первыми фамилии у нас получили их жители Великого Новгорода, которые первыми переняли этот важный обычай от Литовского княжества. Далее фамилии стали получать московские бояре и князья, а затем эта традиция распространилась примерно в 14-15 веке и по всей Руси. Это касалось только знатных и именитых людей, но до начала 18 века большая часть общего населения России фамилий так и не имела, данная ситуация продолжалась вплоть до 1861 года когда было отменено крепостное право на Руси.

Для того определить человека как члена общества ему давалось прозвище которое было привязано к месту откуда родом человек, или указывало на сословие из которого он происходил. Так же прозвище могли дать и по роду деятельности. Прозвище далее частично перешло в Фамилии. Так же прозвище было привязано к месту и фамилии «Барина» у которого человек был крепостным, чтобы определить его принадлежность.

Богатырь Илья Муромец получил свою фамилию «Муромец» по названию города Муром, к которому принадлежало село Карачарово, в котором он родился.

Богатырь Алеша Попович имел свою фамилию от принадлежности к поповскому сословию, его отец был поп (священнослужитель).

Богатыри положительные герои былин.

Соловей–Разбойник имел прозвище «Разбойник» по виду своего промысла. Жил он не трудом, а тем, что грабил путников и ближайшие селенья. Соловей-Разбойник отрицательный герой.

От сочетания имени и фамилии: Илья Муромец и Алеша Попович могли произойти фамилии: Муромский, Ильин, Попов, Алешин. От прозвища «Соловей-Разбойник» могла произойти фамилия Соловьев.

Вопрос: Вспомни, почему великие князья Ярослав Мудрый и Владимир Красное Солнышко имели такие прозвища. Почему в народе царя Ивана IV называли Грозным?

Ответ: существуют разные версии таких прозвищ великих князей, приведем наиболее соответствующие действительности.

Мудрость была символом жизни Ярослава. Именно в период его правления государство Киевская Русь достигло пика могущества:

Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем.

Русь достигла широкого международного признания. C семьей киевского князя стремились подружиться и породниться крупнейшие знатные дворы Европы.

Князь был образованным человеком, знавшим несколько иностранных языков и имевшим богатую библиотеку.

Был составлен свода законов «Русская правда» (по мнению некоторых исследователе историков именно за это получил такое прозвище).

Добился утверждения христианства.

Было завершено создание церковной иерархической организации, и Киев стал церковным центром.

Активную энергию народа пытался направить не на войны, а на хозяйственную деятельность, на укрепление веры и духа, поощрение строительства, искусств и ремесел. В этом заключалась его основная мудрость как правителя.

Владимир Красное Солнышко.

Огромное уважение и почитание со стороны простого народа и церкви за щедрость и заботу о простом люде, широкая просветительская деятельность, бесчисленное множество грандиозных сражений и громких завоеваний, скорее всего, и явились основной причиной возникновения такого высокого прозвища, как «Красно солнышко». До наших дней дошли сведения о великолепных пирах, которые устраивались щедрым князем для простого народа, подобные широкие жесты также дают все основания для возникновения подобного названия, ведь «красным солнышком» в 10-11 веке было принято ласково называть любимых и близких людей.

Возможно, подобный эпитет возник во многом благодаря военной славе князя, борца с так называемыми темными силами с помощью богатырей русских и членов своей многочисленной семьи, собранной им под своим покровительством точно так же, как солнце собирает вокруг себя звезды и другие небесные тела.

Почему в народе царя Ивана IV называли Грозным?

Может показаться, что самодержец получил прозвище из-за очень крутого нрава: даже люди, не увлекающиеся историей, слышали о казнях, опричнине и, конечно, об убийстве Иваном его собственного сына, что подвергается большому сомнению Вот народ, вспоминая об ужасах правления царя, и назвал его Грозным.

Но что, если слово «грозный» в старину имело не столь отрицательное значение, как в наши дни? Можно предположить, что «Грозный» - это синоним эпитета «Великий», и призвано подчеркнуть могущество и справедливость государя. А уважать Ивана было за что: он присоединил к Руси Казанские и Астраханские ханства, перевооружил армию и создал стрелецкое войско, укрепил государственную власть, создал Судебник, при нем Ермак совершил свой знаменитый поход в Сибирь. Поэтому народ, вспоминая строгие, но справедливые времена, прозвал царя Грозным. Наконец, у одного из предшественников, а именно у Ивана III, было два прозвища: «Великий» и «Грозный», но ни в каких зверствах замечен он не был.

Так или иначе, каждая из этих версий имеет право на существование, но споры о личности Ивана Грозного длятся уже несколько веков, и не похоже, что им суждено прекратиться.

Домашнее задание: Узнай, что означают имена членов твоей семьи. Какие старинные имена твоего народа ты знаешь? Что они означают?

Ответ: Мою маму зовут Елена, имя греческого происхождения означает «солнечный луч», «светлая как факел».

Папу зовут Владимир, имя славянское, означает «Владеющий миром».

Мое имя Иванна (Иоанна) от древнееврейского "йоханан" - женская форма мужского имени Иван. В переводе с древнееврейского означает «божья благодать» или "бог милует".

Доброго времени суток, Надежда Михайловна! С удовольствием познакомилась с Вашим ресурсом! Тема урока актуальна, познавательна, социально направлена, ориентирована на перспективу. Всегда задаюсь вопросом: "Как знания, умения, полученные на уроке, могут пригодиться школьнику в повседневной жизни?" После ознакомления с данным ресурсом у меня такого вопроса не возникло, т.к. урок ориентирован на зону ближайшего развития. Не скрою,я сама систематизировала и расширила знания и представления по данной тематике. Цель, которая поставлена, в полной мере определила логику изучения содержания материала и характер взаимодействия учителя с учениками. Выдержаны этапы урока, в ходе которых формулировались проблемы и способы их решения, развивалось умение работать по плану, умение делать выводы. Прекрасно организовано действие учащихся по принятию цели урока. Были использованы словесно-наглядные, практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствовали мотивации, обеспечивали диалог в обучении. Понравился этап актуализации знаний через деятельность с лентой времени. Подобран интересный литературный ряд: с глубоким содержанием и смыслом загадки про имя, отрывок из "Одиссеи" Гомера (здорово, что уже третьеклассники знакомятся с таким серьезным произведением), "Святцы", "Конвенция о правах ребенка", "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова, рассказ Л. Успенского "Тяжелый случай" (хорошо, что читается подготовленным учеником - это придало правильный эмоциональный настрой для принятия идеи рассказа), который определенно смотивировал на изучение темы. Этап открытия нового знания представлен в виде мини-исследований в группах. Такая форма организации познавательной деятельности способствует обеспечению сотрудничества между учащимися, включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Информация для исследований представлена ёмкая, содержательная, что на мой взгляд, оправданно. Это и элемент опережающего обучения, и обучение на высоком теоретическом уровне. Дети должны сталкиваться с трудностью, уметь извлекать нужную информацию, обобщать её. Учитель предлагает домашнее задание на выбор - это позволит отрефлексировать свою педагогическую деятельность на данном занятии. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия. Однако, мне кажется, что прием задавания одних и тех же вопросов каждому ученику не совсем удачный. Дети понимают какой ответ необходим и приспосабливаются - выдают тот, который, как они думают, от них хотят услышать. Много рефлексивных приемов описано в литературе, я бы посоветовала воспользоваться приемом незаконченного предложения, "Синквейн", "Кластер", различными символами и только на добровольной основе. Согласна с коллегами, меня тоже смутил этап мотивации - он смотивировал ребят, но скорее посредством принуждения. Впечатлила презентация - интерактивная, качественная, стильная, которая послужила прекрасным дополнением к уроку. Беру себе на заметку этап выхода на новую тему - учитель грамотно подвел детей к изучению следующей темы; это, безусловно, смотивирует некоторых ребят на подготовительную работу к уроку - кто-то обязательно захочет узнать информацию о своей или других фамилиях.
Урок получился продуктивным! Все подобранные задания способствуют достижению поставленной цели и соответствуют содержанию учебного материала. Надежда Михайловна, спасибо за ресурс! Беру его в свою копилку и посоветую коллегам. Ресурс будет актуален на уроках окружающего мира других УМК, также на уроках литературного чтения, русского языка, кружках исторической, краеведческой направленности.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов! C уважением, Наталья Витальевна

До появления христианства на Руси для наречения младенцев использовались древнерусские самобытные имена. По традиции имена отражали черты характера и особенности человека, например, Умник, Хитр, Добр, Храбр, Молчан, Косой, Красава, Кудряш, Черняк, Хромой, Беляй. Иногда сыновей в семье называли в порядке очередности их появления на свет, к примеру: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Старшой и др. Некоторые имена обозначали род деятельности или профессию, например, Селянин, Кожемяка и др. В древности такие особенности в присвоении имен были у многих народов. Так, индейцы тоже подмечали особенности людей и отражали их в именах: Хитрая Лиса, Орлиный глаз и пр.

С принятием христианства имена закреплялись в специальных церковных календарях. Но и в наши дни можно встретить фамилии, произошедшие от прозвищ: Жук, Кот, Воробей, Волк. С XI по XVII век популярностью стали пользоваться византийско-греческие имена. Свое развитие получила также двух именная система, когда человеку при рождении давали одно имя, а называли по-другому. Широкое распространение в этот период получили имена, состоящие из двух корней, последний из который «–слав». Так появились имена со славянскими корнями: Борислав , Святослав , Ярослав , Вячеслав и имена с византийско-греческими корнями: Мирослав, Станислав , Бронислав и др.

Одно время у славян существовала интересная традиция, когда ребенка нарекали именем, которое знали только близкие родственники, а потом заворачивали ребенка в рогожку и выносили за порог. Таким образом, показывали нечистой силе, что ребенка им подкинули, и он не родной. Затем малышу давали второе имя, чья задача была отпугнуть злых духов. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Этот обряд означал, что человек будет носить неприглядное имя, чтобы никто не смог ему навредить. Свое истинное имя нельзя было говорить никому. В подростковом возрасте проводили второй обряд и тогда ребенку присваивали окончательное имя, которое должно было отражать его уже сформировавшийся характер.

Эта традиция быстро сошла на нет, так как человека называли прозвищем, и его характер менялся соответственно. Смысла в имени-обереге в этой ситуации было мало, так как связи с этим именем человек не имел.

Привычное для нас именование людей по формуле - фамилия, имя, отчество - было введено в начале XVIII века до 1917 г. Тогда же были согласованы списки имен , которые можно выбрать для ребенка, так же появились псевдонимы. В советское время было популярно образовывать новые имена, отражающие события в стране. Это были очень необычные имена, которые носили в основном девочки. Согласитесь, не каждый день встретишь женщину с именем Идея, Октябрина или Искра. Иногда такие имена звучали довольно несуразно, как например девочка с именем Артиллерийская Академия. Однако некоторые имена настолько понравились, что они существуют и по сей день: Лилия , Нинель (Ленин только наоборот),

На просторах волнистой травы
С лентой ветра в седых волосах
Застыл Слав у подножья горы,
Созерцая округу, как птах.

Думу думал. И тенью печаль
Затаилась меж хмурых бровей:
Не себя ему было так жаль,
А рыдающих жён, матерей.

У холмов тут он встретит врага,
Схоронившись с ватагой своей,
И порубит со шлемов рога,
За ту землю, что нету родней

Слав вздохнул. Повернувши коня
Возвратился к колонам дружин...
В лучах солнца горела броня,
Плавя сотни щитов, как в один.

Словно небо держа на плечах
Проезжал вдоль внимательных лиц -
Нет нужды здесь в высоких речах -
Станут на смерть, не падая ниц.

Вот и звезды погасли в ночи,
Расплескался по полю туман,
Только скрип, с каким точат мечи,
Раскрывал, что затишье – обман.

Князь, укутавшись в искры костра,
Прогонял с сердца холода жуть.
Лишь усталость сомкнула глаза -
До рассвета осталось чуть-чуть.

Дневной свет разогнал страхи тьмы.
«Тверже шаг! Строй держать! Веселей!
День сегодня мы взяли взаймы!
Так неужто наш недруг смелей?»

На своём вороном впереди...
Князь спокоен, как лука струна,
Что способна в мгновенье нести
Смерть врагу, испив крови сполна.

Вот холмы, вот подножье горы...
Рог трубит построение полкам.
И противника реют шатры,
И тревожная дрожь по рукам.

Стуки сердца застыли на миг,
Тишина стала вязкой, как воск,
И кукушки единственный крик,
Как иглою, вонзается в мозг.

Копий лес, покачнувшись опал,
Всё лавиной в движенье пришло,
Грозный рёв окатил перевал
И затем скулы злостью свело.

Стал плечом к брату брат, к другу друг,
Сталью встретил врагов авангард.
Тетива пела песню вокруг,
Будто сорванным голосом бард.

Засвистели булатом клинки -
Слав метался, как яростный зверь,
Рассекая людей на куски,
В мир иной открывая им дверь.

Ещё шаг, ещё взмах, ещё труп.
Свет померк в хороводе смертей:
Кровь за кровь, глаз за глаз, зуб за зуб -
В стонах боли тонул звон мечей.

То ли год пролетел, то ли день,
Дрогнул вражеский строй и бежал,
Словно, мчалась за ним страха тень,
Флаги бросил и в землю втоптал.

Грянул гром, расколов небосвод,
Дал свободу потокам воды,
Что омыла с тел раны и пот,
Как слеза безутешной вдовы.

Тучи вскоре сменила луна -
Всё бродил Князь средь павших друзей,
Сам рукой закрывал им глаза,
Обещал воспитать их детей.

И плясали ушедшие в смерть
Танец душ в погребальных кострах,
Засверкала измятая медь
На воскинутых в воздух щитах.

С той поры уж прошло много лет.
Слав в земле родной принял покой,
Но сдержала дочь данный обет:
Внука князя святила золой.

Новорожденный плакал навзрыд,
И смеялась счастливая мать.
Пил народ хмельной мёд из корыт,
Спорил громко о том, как назвать.

Им сказала княжна свой ответ: -
«В память деда ему имя дам.
Будет чистым оно, как рассвет,
Остальное возьмёт в жизни сам.

Стань, как Слав. - Прошептала она,
Сына бережно на руки взяв.
Честной люд подхватил, как волна,
Имя гордое: – «Станислав!»
-------
25 июля 2013 г.

Рецензии

Строки понравились. 5+++

В ведической культуре славян имя человека непосредственно
связано с его судьбой и эволюционным уровнем развития. Если
варна∗
(эфирное тело) родившегося ребёнка соответствует свещеннослужителю, то его имя имеет два корня. И один из корней
обычно “слав” – то есть славящий, или “любо” – любящий.

Для того чтобы убедиться в том, что славяне произвели своё
название от Славы, достаточно привести некоторые славянские
собственные имена, в состав которых вошёл корень “слав” как
основополагающее понятие. СтаниСлав, Суди-Слав, Тверди-Слав, Чуро-Слав, Яро-Слав и т. д. В "Слове о полку Игореве” из 20 славянских имён 14 оканчиваются
на “Слав”, а в летописи Нестора из 130 славянских имён 103 приходятся на тот же корень.
*
Качество стойкости отражено в именах: СтаниСлав, Станил, Стоян и др.

Станислав почитал Ваш отзыв, так что примите благодарность от нас обоих.

Шлем Вам наши самые добрые и теплые пожелания.

С искренним уважением, Инна и сын.))


Как и когда появились имена людей?
Как получилось, что когда-то некоторых девочек называли Дорогой, Субботой или Досадой, а мальчиков - Орлом, Волком или даже… Бараньей головой?
Как мы узнаем, что имя Петр означает «камень», Клавдия - «хромая», а Филипп - «любитель коней»?
Что означають имена Чипка, Педа и фамилии Гриневич, Ящук, Мацько? Когда людям давали фамилии принудительно?
Чье имя … «расстреляли»?

Имя… Оно стало Верном другом человека. В бесконечном ряде живых существ Человек наделен правом: он, только он, имеет право выбирать имена - себе, детям своим, всему тому, что его окружает, городам, селам, животным, растениям, планетам, частицам атома. Как свидетельствует Ветхий завет, даже всемогущий Бог, за один день вылепил из глины животных и птиц, но не осмелился дать им названий, а привел их к человеку, чтобы увидеть, как он их назовет. Так что, дать имя не такое уже и легкое дело. Поэтому и не удивительно, что история человеческого имени прошла очень трудный путь.

Наши далекие предки все имена людей, животных, растений, гор, рек, небесных тел, очевидно, считали именами собственными, похожими на наши нынешние названия. (Недаром же в некоторых языках, например, в немецком, кроме давнего, и сейчас все существительные имена пишутся с большой буквы). Наши предки могли легко выбирать из окружающего их мира различные названия, которые им заменяли имя, фамилию и отчество: Камень, Дуб, Орел, Медведь, Лось, Олень, Лето, Зима и т.д. Странный выбор Вы скажете. Конечно, сегодня он кажется странным. Но в те давние времена он был вполне нормальным.

Однако выбирали родители-язычники имена для своих детей не просто так. Они - люди, что верили в заклинания, в талисманы, всегда старались выбрать из тысячи названий и имен одно, наиболее подходящее для ребенка. Именно то, которое будет помогать, их детям стать счастливыми, оберегало бы от злых духов, и было бы примером в их жизни.

Одними из первых таких имен, очевидно, были имена - целые фразеологизмы, предложения-пожелания, предложения-заклинания. Такие имена уже много тысяч лет назад имели, скажем, давние шумеры (Енму-дугга - мой господин (будь) добр), семитские народности (Небу-булит - о небо, дай мне жизнь). Такие имена имеют и таджики (Кизлярбас - хватит, не надо (больше) девочек). Немало таких имен было и у древних славян. Отголосок таких имен ощущается и сейчас (Богдан - богом данный (сын), Дзедумила - дедушке милая, Станислав - приказ: «Стань славным!» и т.д.).

Стремление «наградить» ребенка именем-талисманом воспитывало у наших предков всего мира уважение к сильным животным. Родители считали, что вместе с именем на ребенка «перейдет» выносливость и смелость зверя. На Востоке издавна таким названием было имя Лев, а у нас - Волк. Последним называли своих детей: сербы (Вук), поляки (Вильк), немцы (Вольф), румыны (Лупул), Восточные славяне (Вовк, Волк). Об этом свидетельствуют и нынешние имена (Вук Караджич, Вольфганг), это имя Гете поляки когда-то даже перевели как Вильколаз (т.е. Волкоход).

Рубрики:

В католических странах, например, в Польше, младенец в день крещения получал не одно, а два, три и даже больше имен. В некоторых странах, например, в Испании и Португалии, количество имен ребенка зависит от социального положения или титула родителей. Обычному дворянину-идальго позволено там иметь шесть имен, дворянам-грандам – двенадцать, а более высоким сановникам – сколько хочет. Даже жена известного художника Гои официально подписывалась такими (и это еще не все) именами: Мария дель Пилар-Тереза-Катаена-Фелиция-Луиза-Каталина-Антонина-Изабелла; но в жизни ее называли просто Катаена. Еще больше имен имеют японцы.

Много нового в наши имена внес 1917-й год и первые пятилетки социалистического строительства. Родились новые имена, иногда очень странные (Трактор, Сталь, Идея, Иртыш и т.д.). Иногда появлялись имена, связанные с какими-то событиями, произошедшими в стране, например, славные полеты Валерия Чкалова и героические подвиги космонавтов умножили в тот час рождения Юриев, Германов, Валентин.…Какая-то польская мама в 1966 году назвала свою дочь именем…Гагаринка.

Иногда рой новых имен появлялся после выхода какого-то интересного фильма, книжки или спектакля. Как-то, например, В Перми после постановки оперы «Аида» в свидетельствах о рождении очень много появилось имен Аид.

Очень часто на появление новых имен, не типичных для определенного народа, влияет мода. В 19 веке появилась мода на иностранные имена, которые выбирались из французских, английских и немецких журналов. Именно от сюда к нам пришли имена: Эльвира, Улиса, Эвелина, Луиза, Пальмира, Жанетта, Эмилия, Лала, Стела, Эдуард, Ричард, Альбина, Жоржета и др.

Эта мода не прошла и теперь. На Урале, в Свердловске в прошлом веке было зафиксировано имя Пегас. Некоторые эти имена прижились благодаря прежнему носителю этого имени. Например, фамилия Пушкин (т.е. сын отца, фамилия которого была Пушка) в свое время считалась простой и непонятной. Но вот появился гениальный творец «Евгения Онегина» и фамилия зазвучала по-новому.

Бывает и наоборот. Например, хорошее значение и звуковая форма в имени Пульхерия (прекрасная) или Евдокия (добрая, счастливая) совсем вышли из моды и практически не встречаются.

Ответить С цитатой В цитатник
Загрузка...