crimea-fun.ru

Как изображен островским мир дельцов в бесприданнице. Дельцы новой формации в пьесе А

У них арифметика вместо души.
А. Н. Островский
Пьеса “Бесприданница” – сороковое оригинальное произведение Островского, над которым опытный драматург работал непривычно долго – четыре года. Он впервые выводил на сцену в своей пьесе новых героев – промышленников, судовладельцев, дельцов новой формации, появившихся с зарождением и развитием капитализма в России.
Мокий Парменыч Кнуров – “крупный делец нового времени с громадным состоянием”. Василий Данилыч Вожеватов – “представитель богатой торговой фирмы”. Сергей Сергеевич Паратов – “блестящий барин, из судохозяев”. Вот они герои нового времени.
Фразу “у них арифметика вместо души” произносит в пьесе Сергей Сергеич Паратов. Так он характеризует иностранцев, которые служат у него на судне. “У них душа коротка”, – говорит он с уверенностью в собственном превосходстве. Да, Паратов любит и умеет жить красиво. Он остроумен, азартен, умеет ценить красоту. Но еще больше умеет прицениться: “Найду выгоду, так все продам, что угодно, – признается он Кнурову. – У меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски”. Как ни жаль ему расстаться со своей свободой, со своей веселой жизнью, но золотые прииски, без сомнения, ценнее и выгоднее. Кнуров и Вожеватов одобряют сделку: ведь не жениться же в самом деле на бесприданнице Ларисе! Разве что повеселиться с ней напоследок! Вожеватов тоже с гордостью говорит о том, что не замечает в себе того, “что любовью-то называют”. Зато хорошо знает, что “всякому товару цена есть”, и лишнего не передаст. Хоть и “дорогой бриллиант” Лариса Дмитриевна, но состояние она купцу Вожеватову не прибавит. Проиграв Кнурову возможность “прокатиться” в Париж с Ларисой, Вожеватов доволен: “Я не в убытке: расходов меньше”. Даже слов утешения не нашлось в его душе для подруги детства. “Честное купеческое слово”, данное Кнурову в бесчестной сделке, важнее сочувствия, сострадания. Да и откуда взяться таким чувствам, если “у них арифметика вместо души”.
Почти полтора века живут на сцене герои Островского. Образы Кнурова, Вожеватова, Паратова в наше время так же узнаваемы, как и на заре товарно-денежных отношений. Они носят новомодные европейские костюмы, ездят в современных автомобилях, собираются на выставку в Париж. И все считают, считают…

Сочинение по литературе на тему: Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”

Другие сочинения:

  1. Главной героиней пьесы А. Н. Островского “Бесприданница” является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет “небольшое состояние”, давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, “любит и сама пожить весело”. Харита Игнатьевна очень ловкая: Read More ......
  2. “Бесприданница” одна из наиболее значительных пьес Островского последнего периода – “Бесприданница” (1878) – и некоторых отношениях напоминает “Грозу”. Но различий, пожалуй, больше чем сходства. Композиция новой пьесы организована более строго: все события,- происходящие в течение одного дня, прямо связаны с Read More ......
  3. Драма “Бесприданница” была написана А. Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реформы 1861 года. Изменилось “темное царство”- быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет прежних, знакомых нам по “Грозе” дикости и невежества. В новом положении Read More ......
  4. о А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики “темного царства”, и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя Read More ......
  5. Вот красота-то куда ведет (показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут. А. Н. Островский. “Гроза” Через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают Read More ......
  6. Пьеса А. Н. Островского “Бесприданница” рисует новую эпоху, наступившую в России во второй половине 19 века. На смену патриархальным отношениям приходит капитализм с его культом денег, наживы, товарно-денежной философией. В этом мире вынуждена существовать главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Read More ......
  7. Действие пьесы “Бесприданница” развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы Дмитриевны Огудаловой (имя Лариса в переводе с греческого означает “чайка”). Из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем, что Лариса – девушка умная, тонко и глубоко Read More ......
  8. Творчество А. Н. Островского принадлежит к вер­шинам русской классической и мировой драмы. Од­ной из жемчужин является его пьеса “Бесприданни­ца”. В центре пьесы – судьба ее героини, Ларисы Дмит­риевны Огудаловой. Лариса всем взяла: красотой, умом, благородными манерами. “Да-с, талантов у нее Read More ......
Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”

Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница")

Трагедия... Это слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка - Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье.

В чем же причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает чуткой любящей душой, музыкальной одаренностью, красотой. Но это богатство не может заменить того, что больше всего ценится в мире дельцов - денег, приданого, которое бы обеспечило ей достойное положение в обществе. Рассуждая о предстоящем замужестве Ларисы, Вожеватов откровенно говорит о том, что в нынешнее время столько женихов, сколько приданых, то есть каждый человек ищет прежде всего выгоду. Поэтому жизнь Ларисы превращается, по выражению Карандышева, в цыганский табор. Она вынуждена по приказанию предприимчивой маменьки любезничать с богатыми холостяками, развлекать многочисленных гостей, привлекая их пением и красотой.

Первый же диалог Ларисы с женихом убеждает нас в том, что ей не по нраву такая шумная, беспорядочная жизнь. Ее чистая и честная натура стремится к тихому семейному счастью с любимым человеком. Вожеватов называет Ларису простоватой, подразумевая под этим определением не глупость, а искренность, отсутствие хитрости, лести и притворства. Эта девушка создала своим поэтичным воображением свой собственный мир, в который ее уносит музыка. Она прекрасно поет, играет на гитаре и фортепиано, выражая в звуках старинного романса свои сокровенные чувства и переживания. Обладая возвышенной поэтической душой, Лариса воспринимает окружающих людей как героев русского романса, не видя их пошлости, цинизма, корыстолюбия. Паратов в ее глазах - идеал мужчины, Карандышев - честный, гуманный, не понятый окружающими человек, Вожеватов - близкий друг детства. Но все эти герои оказываются не такими, они раскрывают свою истинную сущность в их отношении к Ларисе. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит любящую девушку ради мимолетного удовольствия. Он, не задумываясь, оставляет ее ради женитьбы на владелице золотых приисков. С циничной откровенностью он признается Кнурову в том, что для него нет ничего заветного, что он готов продать все что угодно ради выгоды. И действительно доказывает это делом: продает "Ласточку", отказывается от любимой девушки. Значит, всеми действиями Паратова движет стремление к богатству, выгоде. Такова жизненная позиция и остальных героев пьесы, потому что все их отношения определяет тугой кошелек. Разговоры действующих лиц постоянно сводятся к деньгам, к купле-продаже. Вспомним примечательный диалог Хариты Игнатьевны Огудаловой с богатым купцом Кнуровым накануне званого обеда у Карандышева. Мокей Перменыч совершенно недвусмысленно предлагает Огудаловой взять на содержание ее дочь. И родная мать слушает его с пониманием и благодарностью, фактически принимая это предложение.

Пожалуй, единственным человеком в пьесе, для которого деньги не играют никакой роли, оказывается Лариса. Она ценит в людях не богатство, а доброту, честность, порядочность. Именно поэтому она решает выйти замуж за бедного чиновника Карандышева и уехать с ним в деревню. Потеряв всякую надежду на счастье с любимым человеком, она хочет хотя бы понимания и уважения, честной, достойной жизни. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него сочувствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение будущего мужа вызовет со временем ее ответное чувство. Но многие бестактные реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с доброй и чуткой душой, который сможет сделать героиню счастливой. Это и попреки "цыганским табором", и ревнивые придирки к свободному разговору с Васей Вожеватовым, и злобная зависть к преуспевающим дельцам. Сама нелепая идея званого обеда - результат болезненного уязвленного самолюбия, зависти, ревности и тщеславия, которые, в общем-то, и составляют основу его характера. Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скромной и простой свадьбе. Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать красотой и богатым нарядом невеста. И Лариса произносит здесь почти пророческие слова: "Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите". В финале драмы Карандышев найдет более точное и жестокое слово, которое ударит Ларису, как пощечина. Это слово - "вещь". Именно оно помогает осмыслить причину трагической судьбы героини. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе красота, любовь, честь. Все это товар, имеющий своего покупателя. Ведь Кнуров и Вожеватов деловито заключают торговую сделку, разыгрывая Ларису в орлянку. Связанный "честным купеческим словом", Василий Вожеватов, старинный друг детства, отказывает ей даже в жалости и утешении, чтобы уступить дорогу выигравшему Кнурову.

В финале драмы к потрясенной Ларисе приходит прозрение. Она осознает себя вещью, которой распоряжаются по своему усмотрению окружающие люди. Жестокость этого открытия вызывает в героине отчаянный протест, который выражается в мысли о самоубийстве. Но у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход - бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова. В таком случае она станет по крайней мере дорогой вещью богатого хозяина. Такое решение означает нравственную смерть героини, от которой ее спасет выстрел Карандышева. Последние слова Ларисы - это благодарность за то, что она избавлена от унижения и окончательного падения. Для нее, как и для Катерины Кабановой, нет места в жестоком мире выгоды, наживы, обмана и предательства. Таким образом, замечательная драма Островского "Бесприданница" раскрывает конфликт чистой, честной, одухотворенной личности с обществом, где все подчинено могущественной власти денег.


Прошло двадцать лет после грозы, разразившейся над городом Калиновом, и А. Н. Островский вновь переносит действие пьесы на берега Волги в город Бряхимов. Такой город существовал когда-то в древности, но во времена Островского такого географического места уже не было. Вымышленным названием автор хочет подчеркнуть, что события, разворачивающиеся в пьесе «Бесприданница», могли произойти в любом городе России.

Он стремится придать своему произведению размах эпичности и указать на типичность протекающих в Бряхимове общественных явлений.

И снова, как и в пьесе «Гроза» ведущей является тема красоты в «жестоком мире», той самой красоты, что «ведёт в омут». Из первой ремарки мы узнаём, что ещё выше берег Волги, чем в Калинове: «так высоко, что умрёшь прежде, чем долетишь». А это значит, что идеал ещё более недосягаем, а судьба героини более трагична, чем судьба Катерины. Мир более жесток.

В описании места действия появляется новая деталь – «чугунная решётка», за которой открывается вид на Волгу, на большое пространство: леса, сёла. Эта чугунная решётка символична. Она указывает на то, что ещё более утрачено людьми чувство истинной красоты, ещё более усилено чувство несвободы, если на Волгу можно смотреть только через решётку.

Появляется кофейня – новое веяние времени. Но из диалога хозяина кофейни буфетчика Гаврилы и его слуги Ивана мы узнаём, что бульвар пуст даже по праздникам. Как тут не вспомнить слова Кулигина из «Грозы»: «Бульвар сделали, а не гуляют». За 20 лет быт бряхимовцев не изменился, они продолжают жить по старинке: поздняя обедня, обед с пирогами и щами, трёх-четырёхчасовой послеобеденный сон, а затем чай из самовара «до третьей тоски».

А что же купечество? Изменилось ли оно за 20 лет? Попробуем сравнить купеческий мир Калинова и Бряхимова.

Вот на бульваре в гордом одиночестве «проминает» себя Мокий Пармёныч Кнуров. Как всегда, Островский наделяет своего героя «говорящим» именем. Оно многое может рассказать о герое и его характере. Имя «Мокий» в переводе с греческого означает «осмеивающий» и подчёркивает высокомерие и чувство превосходства богатого купца над другими. Отчество «Пармёныч» переводится как «твёрдо стоящий» и указывает на уверенность героя в своей силе и могуществе. «Для меня невозможного нет», «Хорошо тем, у кого деньги есть» - эти высказывания «миллионщика» показывают, что его уверенность и сила проистекают от капитала. Фамилия «Кнуров» образована от слова «кнур», которое в словаре Даля истолковывается как «боров, хряк» и указывает на животное начало в герое, его бездуховность, безнравственность.

От своего неграмотного и невежественного собрата Кнурова отличает европейская образованность, например, он читает французскую газету. Ограниченному существованию Савёла Прокофьевича противопоставлен широкий кругозор Кнурова, имеющего широкие международные связи, совершающего поездки за границу и собирающегося на выставку в Париж. Дикой собирает своё состояние по копейкам, обсчитывая мужиков. Из-за нежелания расставаться с деньгами скупой и алчный Дикой раздражителен и вспыльчив. «Миллионщика» Кнурова отличает спокойствие и невозмутимость. Он уверен, что за деньги можно купить всё, даже любовь и красоту. Самодурство Дикого проявляется в его своеволии и самоуправстве. Его жизненное кредо заключено в двух фразах: «Кто мне запретит??» и «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». В отличие от «значительного лица» Калинова Мокий Пармёныч боится людского осуждения, соблюдая лишь внешние приличия: например, он пьёт шампанское из чайника. Но в то же время, предлагая Ларисе стать его содержанкой, он говорит ей, чтобы она не боялась людского осуждения. он обещает ей такое содержание, которое заставит замолчать любого ревнителя нравственности. В душе Дикого ещё живёт тусклый свет нравственности. Во время поста, обидев мужика, пришедшего за расчётом, Савёл Прокофьевич просит у него прощения, кланяясь в ноги. Для Кнурова же характерна полная бездуховность.

Ещё один достойный преемник «миллионщика» - молодой купец Василий Данилович Вожеватов. Фамилия этого героя образована от слова «вожеватый» - то есть тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приятный в общении. «Пожилой человек с громадным состоянием» Кнуров – представитель «крупных дельцов последнего времени. Он ни с кем не разговаривает в Бряхимове, «разговаривать» ездит в столицу. Вожеватов – очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, одетый, как европеец. Разговорчивость его объясняется молодостью. «…малодушеством занимается, ещё мало себя понимает; а в лета войдёт, такой же идол будет», - говорит слуга Иван.

Жестокость и безнравственность этих купцов проявляется в отношении к бесприданнице Ларисе. Узнав о том, что Паратов обманул девушку, они разыгрывают её в решку.

Мы видим, что мир патриархальных купцов сменяется царством хищных, цепких и умных дельцов, обладающих большей жестокостью и безнравственностью. Положение красоты в мире золота и чистогана становится ещё более трагичным. Гибель талантливой, чувствительной Ларисы в этом жестоком мире предопределена.

Ещё один представитель «жестокого мира» - блестящий барин Паратов. В фамилии этого героя скрестились значения двух слов: «парад» и «барат». Барат – обмен товара на товар, «баратерия» - обман по счетам торговли. Промотавшийся барин продаёт своё судно «Ласточку» дёшево и заявляет покупателю Вожеватому: «Что такое жаль, я не знаю». Судохозяин продаёт свою свободу за золотые прииски невесты. Вновь увлечённый Ларисой, он даёт ей обещание и обманывает вверившуюся ему девушку, расчёт и стремление к выгоде побеждают. Этот герой любит «парадировать», то есть «щеголять, франтить напоказ». Он едет на полном ходу на «Ласточке», стремясь обогнать пароход «Самолёт». Разгорячившись, подбрасывает в топку дрова. Но машинист останавливает барина, опасаясь, что котёл взорвётся. Встречая блестящего барина, бряхимовцы в честь него палят пушки. За ним едет коляска с четырьмя иноходцами в ряд. В городе царит ажиотаж: «Барин приехал!» Привыкший жить на широкую ногу, Сергей Сергеевич Паратов не жалеет денег, живёт на широкую ногу.

Стремление к материальным благам характерно и для Хариты Игнатьевны Огудаловой, матери Ларисы. «Любит и сама пожить весело». А средства у неё невелики», - говорит о ней Вожеватов. Средством для добывания денег становятся её дочери. Её дом, по выражению Карандышева, похож на цыганский табор, она держит его открытым, надеясь привлечь богатых женихов. Эта вдова средних лет одета изящно, но смело и не по летам, что оправдывает её имя. Харита – значит «любезная, прелестная», но этим именем чаще всего называли цыганок в хоре, а Игнатами каждого из цыган. Фамилия этой бойкой женщины произведена от глагола «огудать» - «обольстить, обмануть, надуть, провести». она и добывает деньги обманом. Вожеватов дарит Ларисе на день рождения подарок за 500 рублей. Огудалова говорит Кнурову, что хочет сделать дочери подарок, и тот даёт ей за подарок Вожеватого тысячу рублей. Такую уловку она проделывает и с Паратовым. Но тот знает о хитрости этой женщины и говорит ей: «Тётенька, тётенька! Ведь уж человек с трёх взяла. Я тактику-то вашу помню». Он обещает привезти подарок «получше».

Конспект урока по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Тема: Мир купечества в пьесе «Бесприданница»

Цель: выявить, что изменилось в купечестве за 20 лет, после написания пьесы «Гроза»; определить место Ларисы Огудаловой среди жителей города Брехимова.

Задачи:

Развивающая: показать особенности композиции пьесы для дальнейшего понимания смысла произведения; развивать театральное воображение детей

Воспитательная: вызвать сочувствии к талантливому человеку, находящемуся в центре торговых отношений; показать, что основной мотив пьесы – мотив купли-продажи, вещи.

План урока:

    Вступительное слово учителя.

    Что изменилось в мире купечества за 20 лет?

    Работа с афишей.

    Создание воображаемых декораций.

    Работа над экспозицией (Нравственная атмосфера в городе Бряхимове. Место Ларисы среди жителей этого города).

    Заключение. Вывод урока.

Ход урока:

    Вступительное слово учителя. 1870-1880-е годы в России характеризуются накалом общественной борьбы, проведением реформ. Толчком для всего этого послужила отмена крепостного права в 1861 году. Тогда власть в свои руки взяли купцы, и капиталистические отношения проникли во все сферы жизни, вплоть до духовной, нравственной.

В 1859 году А.Н. Островским была написана пьеса «Гроза», где мир купцов был представлен, как «темное царство». Спустя 20 лет, Островский пишет свою «юбилейною» пьесу – «Бесприданница». И снова в центре событий купеческое общество, уже претерпевшее некие изменения. Общество представлено: кабатчиками, процентщиками, банковскими дельцами и прочими казнокрадами.

Если мы вспомним Дикого и Кабаниху из «Грозы» и сравним их с купцами Кнуровым и Вожеватовым из «Бесприданницы», то наверняка заметим, что купцы позднего творчества Островского более образованные, интеллигентные и успешные. Они не позволяют себе грубостей, открытого хамства и просторечий, их интересует выгода и торговля, достаток и уважение к ним окружающих.

Таких людей Салтыков - Щедрин называл «чумазыми» - людей, которым «известен только грош». Таким было общество, когда Островский писал свою 40-ю пьесу, поэтому по праву пьесу «Бесприданница» можно считать драмой буржуазной эпохи.

    Работа с афишей .

Очертив границы времени, в которые происходит действие пьесы и ознакомившись с представителями этого времени, мы может подойти непосредственно к самому произведению. Но прежде чем преступить к его анализу, необходимо познакомиться с главными действующими лицами. Итак, представьте, что вы пришли в театр на спектакль «Бесприданница». Взяли в руки программку и стали знакомиться со списком действующих лиц. Прочитайте афишу.

Можете ли вы догадаться, что важно для жителей города Бряхимова? (Для них важен их внешний вид и их капитал. В афише дана степень богатства того или иного персонажа, а так же их одежда, как показатель обеспеченности и положения в обществе)

Обратите внимание на характеристику, данную Сергею Сергеевичу Паратову. Что особенного вы заметили? (Появляется мотив блеска – «блестящий барин» и мотив купли-продажи)

Что отличает Ларису от других персонажей? Какое место среди них она занимает? (Она обозначена без фамилии. Вид ее скромен, о доходах ее не упоминается, она явно лишняя среди остальных персонажей).

Мы познакомились со списком действующих лиц, обозначили для себя их особенности. Теперь, для полного понимания пьесы, нужно представить город Бряхимов, в котором происходит действие пьесы.

3. Создание воображаемых декораций.

Прочитайте первую ремарку.

Город Бряхимов располагается на берегу Волги и отделён от реки чугунной решеткой. На самом ее высоком берегу находится городской бульвар, с площадкой перед кофейной, где мы и слышим разговор буфетчика Гаврилы и слуги Ивана.

Но ничего вас не смутило в описании города? (решетка)

Кому посвящено первое явление? (Ивану и Гавриле)

О ком и чем они говорят? (О Кнурове и его образе жизни, о Вожеватове) Что именно мы узнаем? (Кнуров мало с кем разговаривает, для этого он ездит в Петербург, Москву и за границу, он миллионер. Вожеватов еще не малодушен, как Кнуров, но всё к тому придет)

И вот перед нами предстают два образа: Кнуров и Вожеватов – богатые купцы.

Обратимся и этимологии имен этих героев.

Мокий Парменыч Кнуров:

    Мокий – осмеивающий

    Пармений – твердостоящий

    Кнуров – кнур - хряк

Василий Данилыч Вожеватов:

    Вожеватов – вожеватый – беспардонный, приветливый, умеет обходиться с людьми

Соответствуют ли имена и фамилии их носителям? (Да. Кнуров – серьезный, достигший богатств своим умом; Вожеватов – может найти общий язык со всеми)

Вначале урока мы говорили, что Кнуров отличается от Дикого образованностью и деловой хваткой. Найдите примеры, подтверждающие это. (Чтение газеты на публике, да еще и на французском; поездки на выставки за границу; Вожеватов пользуется советами англичан (шампанское для горла)).

А теперь обратимся, непосредственно, к сцене «чаепития». От кого мы узнаем о Ларисе Огудаловой? (от Вожеватова) Какой новостью он делится с Кнуровым? (Лариса выходит замуж)

А теперь давайте представим, как именно об этой новости рассказывает Вожеватов и как реагирует на это Кнуров.

Из разговора Вожеватого и Кнурова мы узнаем о семье Огудаловых, о членах ее семьи и о их положении в обществе. Лариса – бесприданница, хотя смотреть на нее и восхищаться ею может каждый. Каждый мужчина, бывавший в доме Огудаловых с радостью бы взял в жены Ларису, но есть одно препятствие – материальная ее несостоятельность.

    Работа над экспозицией.

Для понимания образа Ларисы важно обозначить ее место в обществе. Что о ней как о личности мы узнаем со слов Вожеватова и Кнурова? Обоснуйте свой ответ примером из текста.

(Вожеватов говорит, что Лариса – простовата, не глупа, пошла не в мать, чувствительна. Она находится под давлением матери. Кнуров: «эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой оправы требует»)

Какое общество окружает Ларису? (купеческое общество, которое посещает костюмированные вечера у Огудаловых. Около Ларисы вьется много женихов,а так же бывает много сброду, поэтому дом их похож на базар)

Что становится известно о женихе Ларисы? Достоин ли он, по мнению Кнурова, Ларисы? (Не достоин. Он всегда был запасным вариантом жениха. Он чудак, очень ревнивый. Совершает попытки влиться в светское общество)

В каком явлении появляются Огудаловы и Карандышев?(3явление) Участвует ли в беседе Лариса? (Нет. Она по приходу села на скамейку у решетки и стала смотреть на Волгу)

Представьте картину: Лариса сидит на скамейку и смотрит в бинокль на Волгу, от нее ее отделяет решетка. Символичен ли образ решетки? Почему

Откройте 4 явление. Перед нами сцена разговора Ларисы и Карандышева. Какие у них отношения? Приведите примеры из текста. (Лариса: «Я еще только хочу полюбить вас», «вы хороший и честный человек, но в сравнении с С.С. вы теряете всё». Лариса не любит Карандышева, в ней еще живы чувства е Паратову. Карандышев не слышит Ларису, он занят собой и своим окружением, его цель – влиться в мир купечества и богатства)

Что мы узнаем об отношениях Ларисы и Паратова? (Паратов для нее – идеал мужчины, она его любила, но он исчез)

Здесь и назревает основной конфликт драмы. Образовывается любовный треугольник между Ларисой – Карандышевым - Паратовым. Но на нем мы остановимся подробнее на следующем уроке.

    Вывод урока.

Итак, давайте отметим место Ларисы среди жителей Бряхимова. Лариса остается непонятой матерью, женихом. Возникает тема одиночества творческой личности в мире капиталистических отношений. Людьми в городе движет жажда наживы, денег. Четко концепцию купечества озвучил Паратов: «Найду выгоду, так всё продам, что угодно». На ряду с мотивом наживы и одиночества, возникает мотив блеска. Он касается не только блестящего барина Паратова, но и всего его окружения, их жизненных принципов. Таких людей привлекает любой блеск: блеск монет, блеск золота, внешний лоск и блеск миллионщиков.

В таком мире и приходится существовать Ларисе, для которой тихое семейное счастье – основа жизни.

Домашнее задание : перечитать 2-4 действия и написать сочинение на тему: «Есть ли место Ларисе Огудаловой в мире купечества?»

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-06-27

Узнай цену своей работы

Трагедия... Это слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка - Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье.

В чем же причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает чуткой любящей душой, музыкальной одаренностью, красотой. Но это богатство не может заменить того, что больше всего ценится в мире дельцов - денег, приданого, которое бы обеспечило ей достойное положение в обществе. Рассуждая о предстоящем замужестве Ларисы, Вожеватов откровенно говорит о том, что в нынешнее время столько женихов, сколько приданых, то есть каждый человек ищет прежде всего выгоду. Поэтому жизнь Ларисы превращается, по выражению Карандышева, в цыганский табор. Она вынуждена по приказанию предприимчивой маменьки любезничать с богатыми холостяками, развлекать многочисленных гостей, привлекая их пением и красотой.

Первый же диалог Ларисы с женихом убеждает нас в том, что ей не по нраву такая шумная, беспорядочная жизнь. Ее чистая и честная натура стремится к тихому семейному счастью с любимым человеком. Вожеватов называет Ларису простоватой, подразумевая под этим определением не глупость, а искренность, отсутствие хитрости, лести и притворства. Эта девушка создала своим поэтичным воображением свой собственный мир, в который ее уносит музыка. Она прекрасно поет, играет на гитаре и фортепиано, выражая в звуках старинного романса свои сокровенные чувства и переживания. Обладая возвышенной поэтической душой, Лариса воспринимает окружающих людей как героев русского романса, не видя их пошлости, цинизма, корыстолюбия. Паратов в ее глазах - идеал мужчины, Карандышев - честный, гуманный, не понятый окружающими человек, Вожеватов - близкий друг детства. Но все эти герои оказываются не такими, они раскрывают свою истинную сущность в их отношении к Ларисе. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит любящую девушку ради мимолетного удовольствия. Он, не задумываясь, оставляет ее ради женитьбы на владелице золотых приисков. С циничной откровенностью он признается Кнурову в том, что для него нет ничего заветного, что он готов продать все что угодно ради выгоды. И действительно доказывает это делом: продает "Ласточку", отказывается от любимой девушки. Значит, всеми действиями Паратова движет стремление к богатству, выгоде. Такова жизненная позиция и остальных героев пьесы, потому что все их отношения определяет тугой кошелек. Разговоры действующих лиц постоянно сводятся к деньгам, к купле-продаже. Вспомним примечательный диалог Хариты Игнатьевны Огудаловой с богатым купцом Кнуровым накануне званого обеда у Карандышева. Мокей Перменыч совершенно недвусмысленно предлагает Огудаловой взять на содержание ее дочь. И родная мать слушает его с пониманием и благодарностью, фактически принимая это предложение.

Пожалуй, единственным человеком в пьесе, для которого деньги не играют никакой роли, оказывается Лариса. Она ценит в людях не богатство, а доброту, честность, порядочность. Именно поэтому она решает выйти замуж за бедного чиновника Карандышева и уехать с ним в деревню. Потеряв всякую надежду на счастье с любимым человеком, она хочет хотя бы понимания и уважения, честной, достойной жизни. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него сочувствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение будущего мужа вызовет со временем ее ответное чувство. Но многие бестактные реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с доброй и чуткой душой, который сможет сделать героиню счастливой. Это и попреки "цыганским табором", и ревнивые придирки к свободному разговору с Васей Вожеватовым, и злобная зависть к преуспевающим дельцам. Сама нелепая идея званого обеда - результат болезненного уязвленного самолюбия, зависти, ревности и тщеславия, которые, в общем-то, и составляют основу его характера. Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скромной и простой свадьбе. Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать красотой и богатым нарядом невеста. И Лариса произносит здесь почти пророческие слова: "Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите". В финале драмы Карандышев найдет более точное и жестокое слово, которое ударит Ларису, как пощечина. Это слово - "вещь". Именно оно помогает осмыслить причину трагической судьбы героини. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе красота, любовь, честь. Все это товар, имеющий своего покупателя. Ведь Кнуров и Вожеватов деловито заключают торговую сделку, разыгрывая Ларису в орлянку. Связанный "честным купеческим словом", Василий Вожеватов, старинный друг детства, отказывает ей даже в жалости и утешении, чтобы уступить дорогу выигравшему Кнурову.

В финале драмы к потрясенной Ларисе приходит прозрение. Она осознает себя вещью, которой распоряжаются по своему усмотрению окружающие люди. Жестокость этого открытия вызывает в героине отчаянный протест, который выражается в мысли о самоубийстве. Но у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход - бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова. В таком случае она станет по крайней мере дорогой вещью богатого хозяина. Такое решение означает нравственную смерть героини, от которой ее спасет выстрел Карандышева. Последние слова Ларисы - это благодарность за то, что она избавлена от унижения и окончательного падения. Для нее, как и для Катерины Кабановой, нет места в жестоком мире выгоды, наживы, обмана и предательства. Таким образом, замечательная драма Островского "Бесприданница" раскрывает конфликт чистой, честной, одухотворенной личности с обществом, где все подчинено могущественной власти денег.

Загрузка...