crimea-fun.ru

Из чего сделана арфа. Арфа – государственный символ Ирландии

Прародительницей всех струнных инструментов исследователи считают именно арфу. К тому же этот инструмент овеян флёром романтики и любви.
«На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен,
Она никогда не звучит
Под рукою раба...»
(автор неизвестен).

И не плениться арфой, наверное, невозможно.

Арфе посвящали стихи, песни, о ней писали в своих произведениях многие прозаики. Например, Лев Толстой в «Войне и мире» рассказывает, как на арфе играла Наташа Ростова.

Доподлинно установить, сколько веков насчитывает история , не представляется возможным. По словам учёных, появилась она в глубокой древности, по ведущей гипотезе, на создание арфы, как музыкального инструмента человека навёл обыкновенный лук во время охоты. Кто-то из охотников, обладая утончённым слухом и способностью чувствовать прекрасное заметил, что при натягивании тетивы, она издаёт нежный приятный звук.

Повторив своё действие несколько раз, и убедившись в правильности своего восприятия, он стал экспериментировать. Натянутая рядом с первой более короткая тетива, издавала немного другой звук, а вместе с первой их звучание создавало уже мелодию. Пусть и примитивную, но способную усладить слух древних людей. Таким образом, и появился первый струнный щипковый инструмент.

Позднее к первой и второй струне были присоединены последующие, которые имея разную длину, издавали разные звуки. Этот древнейший музыкальный инструмент назвали арфой.

Арфы были очень популярны в Древнем Египте. Один из древних иероглифов означавших слово «прекрасное» одновременно означал и слово «арфа».

Их изображения на фресках, относящихся к XV веку до нашей эры, всё ещё напоминают лук. Одно время даже считалось, что родиной арфы был Египет.

Древнеегипетские арфы поражают красотой: их покрывали золотом, серебром, инкрустировали перламутром и драгоценными камнями.

Постепенно они усовершенствовались, появились арфы дугообразные и угловые, большие и малые.

Играли на них стоя, и лишь малую угловую арфу сидящий музыкант ставил на колени, и защипывал струны пальцами или плектром.

Мелодия арф звучала, и во время , на придворных церемониях, в театрах, и в частных домах.

Древний Египет славился множеством талантливых арфистов и арфисток. Сохранились даже некоторые имена.

Например, имена Неферхотеба и Онху – египетских арфистов, живших 4000 лет тому назад, арфиста Александра, который вызывал восторг слушателей своей игрой на арфе во II веке н.э., певиц-арфисток Бакит, Сешешет. В папирусах можно найти и другие имена музыкантов древности.

В Древней Месопотамии – Междуречье, арфу называли не иначе, как «царицей инструментов».

Вавилонский гимн о сотворении человека исполнялся под аккомпанемент одних только арф.

Но чаще всего арфы звучали в больших оркестрах, в которые входило до 500 музыкантов.

В древнейших гробницах в Уре были обнаружены захоронения арфистов в драгоценных венках вместе с арфами.

Одной из древнейших арф считается арфа обнаруженная археологами при раскопках шумерского города Ура в Месопотамии. Учёные считают, что этой арфе не менее четырёх с половиной тысяч лет.


Историк Иосиф Флавий, живший в 1 веке нашей эры, писал, что в Палестине во время праздничных торжеств, на арфах играли до 40 000 арфистов.

Известна была арфа и в Иудее, так как на арфе играл ещё царь Давид.

В античные времена арфа была распространенным музыкальным инструментом не только на Востоке, большой популярностью она пользовалась в Древней Греции и Риме, куда, по-видимому, и пришла с Древнего Востока… Хотя древние греки считали, что арфу изобрёл Гермес.

С арфой всегда появлялась муза танца и песни .

Арфу считали символом искусства, красоты, гармонии, спокойствия.

Древнегреческие арфы были треугольными.

В древности арфы были частью культуры кельтов. Их бог огня Дагда управлял сменой времён года игрой на арфе. Сейчас арфа является эмблемой Уэллса.

Обнаружены арфы и при раскопках на территории Средней Азии. Например, портрет арфистки с инструментом в руках обнаружен в Таджикистане среди настенных росписей древнего города Пенджикента.

Фреска с играющей на арфе женщиной найдена при раскопках города крепости III века Топрак-Кала, на территории Древнего Хорезма, во дворце шахов.

Обнаружили археологи арфу и на Алтае в Пазырыкском кургане. По мнению учёных, эта арфа была изготовлена в V – III веках до н.э.

В Европе арфа особенно была популярна в Средние века.

Самыми лучшими исполнителями считались ирландские арфисты, которые под аккомпанемент маленькой переносной арфы исполняли ирландские саги. Сохранилась ирландская скульптура, изображающая арфу, которая относится к VIII веку.

У ирландцев есть своя легенда о возникновении арфы.
В ней рассказывается, что когда-то давным-давно одна молодая женщина задремала на берегу моря и сквозь сон услышала звучание подобное ветру, перебирающему сухожилия на скелете кита. Эта мелодия настолько ей понравилась, что она рассказала о ней своему мужу, который и изготовил первую арфу из дерева, натянув на ней жилы кита.

Но учёные считают, что первую арфу в Ирландию завезли мореплаватели на купеческих кораблях около 1200 лет до нашей эры. Сами ирландцы продолжают утверждать, что свою арфу они изобрели сами. Её прототипом они называют музыкальный инструмент под названием круит, который они усовершенствовали, сделав крепкую раму, а конские волосы заменили золотыми и серебряными струнами, и назвали инструмент арфой.

Но прежде всего арфы в средневековье звучали в церковных оркестрах и хорах. В те времена именно монастыри и соборы были своеобразными центрами музыкального искусства. И среди монахов было много талантливых исполнителей, теоретиков и педагогов.

Трактаты об инструментах, которые дошли до наших дней, написаны именно учёными монахами.

В XI-XII веках арфы были распространены в домах знати. И лишь в XIII – XV веках она становится народным инструментом и поёт в руках бродячих музыкантов, жонглеров и других.

Было время, когда в Англии арфа была под запретом, закон изданный английским правительством в 1367 году запрещал исполнителям музыки на арфе пересекать границу Англии.

Однако, чем больше запретов, тем сильнее желание познать запретный плод.

В XV – XVII веках в Италии, Франции, Англии и других странах появились большие арфы, которые во время игры ставились на пол. Постепенно назрела необходимость усовершенствования арфы.

Делались разные попытки, так в Италии одно время существовала арфа с двойным рядом струн, для обеих рук, называлась она двойная арфа – «doppia». Но во второй половине XVII века от её использования отказались.

В 1720 году Якоб Хохбрукер усовершенствовал арфу, приделал инструменту семь педалей, которые через проводники присоединялись к грифу и воздействовали на крючки, производившие повышение тона. Играть на арфе стало проще.

В 1810 году знаменитый фортепьянный мастер Себастьян Эрар создал педали двойного действия, которые давали возможность повышать звук на полутон и тон, соответственно диапазон звучания арфы расширился с пяти октав до шести с половиной.

Арфа имеет треугольную форму и состоит из резонансного корпуса, длиной около одного метра, к которому присоединена плоская дека, посередине которой прикреплена тонкая и узкая рейка из твёрдого дерева. В рейке пробиваются отверстия для крепления жильных струн. В верхней части прикрепляются колки для настройки этих струн. Для оказания сопротивления натяжения струн между грифом и резонансным корпусом в форме колонны приделывается брус.

Количество струн у арфы постепенно возрастало, сначала с 7 до 30. А у современной большой арфы их уже от 45 до 47. Весить арфа может до 20 килограмм.

Как и в прежние времена, арфу стараются сделать красивой и её изящную раму украшают резьбой и всевозможными орнаментами.

В России арфа появилась в XVIII веке, во времена императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Играли на ней девушки из аристократических семейств, в том числе и царевны.

Позднее готовить арфисток стали в Смольном институте, основанном Екатериной II.

Из этого института вышли первая русская арфистка Глафира Романовна Алымова (1758 – 1826), которую изобразил играющей на арфе художник Д. Г. Левицкий, В.М. Пушкарева, профессор Московской консерватории К.А. Эрдели.

В XIX веке уже считалось, что уметь играть на арфе должна каждая благовоспитанная девица из порядочного семейства.

Но на арфе играли и крепостные, например, Прасковья Ивановна Ковалева, по сцене Жемчугова, которая впоследствии стала женой графа Н. Шереметьева.

В наше время арфа довольно сильно отличается от своих древних и средневековых предшественниц и используется и как солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра.

Для арфы писали такие известные композиторы, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Г.Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист, К. Дебюсси, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многие другие.

Своим непревзойдённым звучанием, способностью передавать звуки природы, рисовать воображению волшебные картины, арфа, как ни один другой инструмент во все времена вдохновляла не только композиторов, но и поэтов.

«Нет! Арфу слышу я: её волшебный звук.
На розах, дремлющих согласьем тихострунным,
Как эхо, мне вдали щекочет нежно слух;
Иль шумом будит вдруг вблизи меня перунным».

(Г. Р. Державин).

«Когда на арфу ты положишь руку,
Чтоб струны вздрогнули в игре чудесной,
Ты вспомнишь вдруг, прислушиваясь к звуку:
«Его я развлекала этой песней…»

(Адам Мицкевич).

«Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы лёгкий звон,
Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..»

(Фёдор Тютчев).

Арфа – один из самых древнейших музыкальных инструментов.

Ранние изображения арфы относятся к III в. до н.э.

Мозаичное изображение арфы (империя Сасанидов, III век н. э.)

История арфы

Арфа – щипковый многострунный инструмент. В простейших видах арфа встречается почти у всех народов мира. Отсюда большое разнообразие арф: известны египетские, финикийские, палестинские, греческие, турецкие, римские и другие виды арф.

Древнеегипетская арфа (XIV в. до н. э.)

В начале нашей эры арфа стала любимым инструментом ирландских и шотландских бардов (в средние века их называли трубадурами и миннезингерами).

У каждого народа была арфа собственной конструкции, называлась она тоже по-разному: грузинская арфа – чанги, осетинская – дуадастанон и т.д.

До XVIII в. не существовало хроматической арфы, хотя она имела большой звуковой объём (пять октав). Правда, попытки создания хроматических арф относятся уже к XVI в. Но только в 1720 г. баварский мастер, изготовитель музыкальных инструментов Якоб Хохбруккер построил хроматическую арфу с педально-крючковым механизмом для перестройки струн. Он присоединил к корпусу инструмента пять педалей, позволявших исполнителю укорачивать струны при звукоизвлечении. Тем самым расширился диапазон удобных для извлечения звуков.

Доменикино «Царь Давид, играющий на арфе» (XVII в.)

Во второй половине XVIII в. инструмент популяризовали его сын Симон и племянники Кристиан и Целестина – они были успешно концертировавшими арфистами.

В 1810 г. в Париже Себастьян Эрар усовершенствовал механизм Хохбрукера и запатентовал современную арфу с двойной педалью, благодаря которой этот инструмент занял своё современное место как в оркестре, так и в качестве солирующего инструмента.

Дмитрий Левицкий. Портрет Алимовой

Запатентованная арфа с двойной педалью Себастьяна Эрара используется и в настоящее время и является классической арфой, предназначенной для профессиональных исполнителей.

Французский мастер (немецкого происхождения) по изготовлению музыкальных инструментов, Себастьян Эрар расширил технические возможности не только арфы, но и фортепьяно

Устройство арфы

Современная педальная арфа «двойного действия», изобретённая С. Эраром, представляет собой большую деревянную раму треугольной формы с изогнутой верхней стороной. Внутри рамы по вертикали натянуты струны разной длины и настройки. Одним концом струны закрепляются на деке (плоской верхней части корпуса), а другим – наматываются на колки в верхней (изогнутой) части инструмента, несущей на себе диски педального механизма.

Педальная арфа XIX века

Система рычагов размещена в колонне (на противоположной исполнителю стороне арфы), соединяет рычаги с педалями, вмонтированными в деревянное основание-пьедестал. Каждая из педалей приводит диски в движение. Они укорачивают рабочую длину струны с таким расчётом, чтобы её звучание повышалось на полтона (при нажатии педали до половины) или на тон (при полном нажатии педали). 7 педалей воздействуют на одноимённые струны звукоряда арфы одновременно во всех его октавах. Таким образом арфа может перестраиваться во все мажорные и минорные тональности.

Тембр арфы очень нежный, серебристый. Техника игры на арфе разнообразна: аккорды, глиссандо, арпеджио, пассажи, флажолеты, игра у деки, тушение лишних звуков). Но передача мелодии у арфы недостаточна.

Звук арфы наполняет душу гармонией. Учёные считают, что звуки арфы благотворно влияют на организм человека, оздоравливают его. Ещё Пифагор использовал звуки этого инструмента для врачевания болезней.

Вдохновляет арфа не только музыкантов, но и поэтов, художников.

В симфонической буре оркестра
Наступает порой тишина,
И тогда после страстного presto,
Чуть вздыхая, рокочет она.

Длится звук, то далекий, то близкий,
И под плеск задремавших лагун
Лебединые руки арфистки
Бродят в роще серебряных струн...

Всеволод Рождественский «Арфа»

Современная арфа изящна по форме, её рама похожа на крыло большой бабочки. Арфу считают самым поэтичным музыкальным инструментом.

Разновидности арфы

Существует разновидность арфы, предназначенная для игры вдвоём (в четыре руки).

Андская (индейская, перуанская) арфа – довольно крупный инструмент с особой сочностью звучания басового регистра. Распространена среди индейских народов Анд в Перу, Боливии, Эквадоре.

Валлийская арфа – арфа с тремя рядами струн (каждый ряд примерно по 30 струн). Особенно распространена в Уэльсе, является валлийским национальным инструментом.

Ирландская арфа (кельтская) – наколенная арфа, небольшой по размеру инструмент.

Леверсная арфа не имеет педалей, строй меняется при повороте рычажков на колковой раме. Количество струн: 20-38.

Электроарфа – разновидность педальной арфы, оборудованная электронными звукоснимателями.

Применение арфы

Арфа используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В оркестр арфа была введена К. Монтеверди («Орфей», 1607), Г. Ф. Генделем («Юлий Цезарь», 1724) и К. В. Глюком («Орфей и Эвридика», 1762).

Но как сольный инструмент арфа приобрела популярность в XVIII -XIX вв. Сольные произведения для арфы писали И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, М. И. Глинка, Л. Шпор, К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит и др.

Сочинения для арфы с оркестром или для арфы и других солирующих инструментов с оркестром созданы в XX в. P. M. Глиэром, С. Н. Василенко, Э. Кшенеком, А. Жоливе, Э. Вила Лобосом, П. Хиндемитом.

Крупнейшие арфисты

Известные зарубежные арфисты: Р. Н. Ш. Бокса, Э. Пэриш-Алварс, Ф. Й. Дизи, М. Гранжани, К. Сальседо, Н. Сабалета.

В нашей стране арфа является довольно популярным инструментом, поэтому отечественных арфистов у нас также немало: А. Г. Цабель, И. И. Эйхенвальд, А. И. Слепушкин, Н. И. Амосов, К. А. Эрдели, В. Г. Дулова, Е. А. Синицына, О. Г. Эрдели.

И. Грабарь. Портрет В.Г. Дуловой (1935)

Арфа – государственный символ Ирландии

Уже много веков арфа является политическим символом Ирландии. Впервые она была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии Якова VI (он же Король Англии Яков I), и с тех пор присутствовала на всех Королевских Флагах Англии, Британии и Соединенного Королевства, хотя стиль изображения со временем менялся.

Герб Ирландии

С 1922 г. Ирландское Свободное государство использует арфу в качестве государственного символа на Большой государственной печати Ирландии, на гербе, Президентском флаге и Президентской печати, а также в ряде других государственных символов и документов. Арфа также изображается на ирландских монетах, начиная со средневековых и до современных ирландских монет евро.

- (лат. harpa, от древн. герм. harpha). 1) музыкальный инструмент в виде большого прямоугольного треугольника с струнами неравной длины. 2) слизняк из семейства трубянковидных. 3) мозговая белая пластинка с поперечными палочками, между задних ножек … Словарь иностранных слов русского языка

"Арфа" - «АРФА», любовное стих. раннего Л. (1830 31). Состоит из двух октав с мужскими рифмами. Образ звучащей после смерти певца арфы стал особенно популярен в рус. поэзии после баллады Жуковского «Эолова арфа» (1814), в к рой явно ощущается связь с… … Лермонтовская энциклопедия

арфа - Ирландская арфа часто фигурирует на страницах кельтских мифов и легенд. Сохранились ее многочисленные изображения на резных каменных рельефах, датируемые VIII X вв. и сохранившиеся в разных провинциях Ирландии и на западе Шотландии. В то же время … Энциклопедия мифологии

Арфа - Арфа. АРФА (от древнегерманского harpa), многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения в 3 м тысячелетии до нашей эры. Различного типа арфы встречаются у многих народов мира. Современная педальная арфа изобретена в 1801 С.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

арфа - Арфа. арфа креольская (arpa criolIa), старинная диатоническая арфа без педалей, обычно в строе до мажор. С XVI в. была распространена преимущественно в городах тихоокеанской зоны Южной Америки, а также Мексики, позже проникла в сельские местностиЭнциклопедический справочник «Латинская Америка»

АРФА - (от нем. Harfe) многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения в 3 м тыс. до н. э. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 С. Эраром (S. Erard) во Франции … Большой Энциклопедический словарь

АРФА - АРФА, арфы, жен. (от лат. harpa) (муз.). Музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами, которые перебираются пальцами. ❖ Эолова арфа (спец.) ящик с натянутыми струнами, которые мелодично звучат от действия… … Толковый словарь Ушакова

АРФА - жен. стоячие гусли; музыкальное струнное орудие треугольником, с ножкою на долгом углу; объем арфы в шесть октав, для полутонов есть подножки; струны (металлические и кишечные) перебирают пальцами. Арфные, арфовые звуки. Арфичные ноты. Арфист муж … Толковый словарь Даля

арфа - хордофон, дуадастанон, чанг(и), решето, сито Словарь русских синонимов. арфа сущ., кол во синонимов: 8 арпанетта (1) … Словарь синонимов

Книги

  • Арфа Давида. Сборник христианских песен , Ю.В. Пастернак. Арфа Давида. Сборник христианских песен… Купить за 241 руб
  • Арфа и бокс , Виктор Голявкин. В настоящее издание вошел замечательный лирический роман Виктора Голявкина "Арфа и бокс" (1969), адресованный взрослым… Купить за 190 руб
  • Арфа кельтская, арфа оркестровая, висл, пандеретта и виола да гамба. История одного принца , Ольга Пикколо. Приглушённое звучание ирландской арфы и изящной виолы под пальцами артистки ирландского оркестра Reelroad Анастасии Карасёвой (ирландская арфа) и артиста Мариинскоготеатра Владимира Гаврюшова…

Арфа - один из самых древних музыкальных инструментов человечества. Происхождение арфы начинается от лука с натянутой тетивой. Арфы, изображённые на фресках из египетских гробниц (бенты), своей формой ещё напоминают луки, а эти арфы не самые древние. Самую древнюю арфу археологам удалось обнаружить при раскопках шумерского города в Мессопотамии, её возраст оценивают в четыре с половиной тысячи лет. Арфа не раз упоминается в Библии, она была самым распространённым и любимым музыкальным инструментом на древнем Ближнем Востоке, в Греции, Риме. Арфа Аполлона является символом прекрасного и романтического.

В Европу арфа попала в начале средних веков и пользовалась большой популярностью, особенно в Ирландии, где до сих пор её изображение используется во многих государственных символах, в том числе, на гербе и президентском флаге.

Арфа постоянно усовершенствовалась, в начале XVIII века немецкий мастер Гохбрукер из Донаувёрта (Бавария, Германия) изобрёл педали для арфы, что позволило повысить хроматическую гамму и облегчить игру на арфе. Почти век спустя, в 1810 году, фортепианный мастер Себастьян Эрар создал арфу с педалями двойного действия. Этими педалями можно дважды перестроить струну, повысив звук на полутон и тон, и тем самым обеспечить хроматический звукоряд в диапазоне шести с половиной октав.

Арфа имеет треугольную форму, на раму натягивают струны, в настоящее время используется 45-47 струн, но в разные времена и у разных народов их количество было от 7 до 30. Считается одним из самых красивых инструментов в оркестре. Её рама украшена резьбой и орнаментом, иногда и золотом с перламутром, а изящные очертания скрывают треугольную форму. Вес арфы может достигать 20 килограмм.

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо (скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд), флажолеты.

Первая арфа в России появилась во времена Екатерины II. В 1765 году царица приобрела для воспитанниц Смольного института арфу, и инструмент сразу вошёл в моду в аристократической среде. "На арфе играет лишь тот, кто свободен и знатен" - сказал поэт.

Как эффектный сольный и как аккомпанирующий инструмент арфу широко использовали и любили ведущие , П. Чайковский, М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многие другие. Из европейских композиторов арфой наиболее широко пользовались Г. Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист . Рихард Вагнер в своей опере "Золото Рейна" использовал в оркестре шесть арф, но обычно в оркестре используют одну-две арфы.

P.S. Очень интересная статья про арфу есть у Катерины Антоненко. https://shenna.livejournal.com/486571.html

Музыкальный инструмент: Арфа

Золотистые струны, напоминающие лучи солнца… Изящная рама, украшенная резьбой и орнаментом – как крыло огромной бабочки. Благородный звук и мягкий серебристый тембр… Неудивительно, что именно арфу считают самым красивым и поэтичным музыкальным инструментом. А еще загадочным.

В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – монахов и богословов, в конце прошлого тысячелетия её причисляли к аристократическим пристрастиям, сегодня – это великолепный инструмент, на котором играют преимущественно женщины, но слушают все без исключения. На арфе можно играть практически всё – от церковной музыки до рока.

Арфа вдохновляла поэтов и музыкантов, зарождала в душах творческие посылы, наполняла любовным пылом романтические сердца. Даже по форме этот инструмент напоминает крыло сказочной бабочки.

Историю арфы и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук арфы

Завораживающие звуки арфы не могут оставить равнодушными никого. Глубокое, будто неземное звучание этого щипкового инструмента будоражит воображение и заставляет соглашаться с невероятными легендами её божественного происхождения. При игре на арфе часто используется глиссандо – быстрый перебор струн пальцами. При этом появляется целый каскад звуков, напоминающий искрящийся водопад.


На протяжении нескольких сотен лет этот струнный щипковый музыкальный инструмент пользуется большой популярностью у композиторов. В. Моцарт , К. Дебюсси, Г. Гендель , С. Василенко, Р. Глиэр и др. написали концерты для арфы с оркестром. А все потому, что обладает инструмент удивительными темброво-колористическими возможностями. Арфа может имитировать игру на различных музыкальных инструментах – лютне, клавесине или гитаре , как например, у М. Глинки в «Арагонской хоте ».. Обычное количество октав – 5. С помощью педалей можно извлекать звуки от «ре» контроктавы до «фа» четвёртой октавы.

Арфа – обязательный участник любого симфонического оркестра. Как правило, в нём 1 или 2 таких инструмента, однако бывали и исключения. Например, в опере-балете «Млада» Римского-Корсакова участвует 3 арфы, в опере «Золото Рейна» Вагнера их шесть. На ней аккомпанируют другим инструментам, но часто отдают и сольные партии (балеты Чайковского «Щелкунчик », «Лебединое озеро», «Спящая красавица », «Раймонда» Глазунова ).

Фото :





Интересные факты

  • Существует арфа для игры в 4 руки, на ней могут играть сразу 2 исполнителя.
  • Самое долгое исполнение на арфе длилось 25 часов и 34 минуты. Юной американской арфистке Карле Сите было всего 17 лет, когда она выдержала столь длительный марафон в 2010 году, исполняя музыку разных жанров.
  • В России начался промышленный выпуск арф в Ленинграде, через 3 года после окончания Второй мировой войны.
  • Изображение арфы присутствовало на знамёнах Британии. Впервые её нанёс на флаг Король Шотландии и Англии Джеймс.


  • По приданию, кельтский бог изобилия, играя на арфе, менял времена года.
  • Жрецы древнего Египта проводили ритуалы с участием арфы.
  • До XIX века арфу причисляли к чисто мужским инструментам. Однако в 1929 году на раскопках царской гробницы в Уре нашли около 70 скелетов женщин с золотыми и серебряными арфами в руках.
  • Учёные считают, что благодаря энергетическим потокам, порождаемым игрой на арфе, человеческий организм оздоравливается. Ещё Пифагор использовал звуки этого инструмента для врачевания болезней. Сегодня существует целое направление нетрадиционной медицины – арфотерапия, как одно из направлений виброакустической терапии.
  • Среди арфистов очень много долгожителей. Например, солистка Большого театра, знаменитая арфистка В.Г. Дулова прожила 90 лет, а её коллега арфистка К.К. Сараджева почти 100 лет.
  • В течение многих сотен лет (с XIII века) этот инструмент был символом Ирландии. Став Свободным государством, Ирландия не утратила своё почтение к арфе. Она есть на гербе, президентской и государственной печатях, флаге, монетах и т.д.


  • Самый многочисленный ансамбль арф был собран в Асунсьон, Парагвай, 26 октября 2013 для исполнения на фестивале 2-х музыкальных произведений. Участвовало 420 арфистов из разных стран и всех возрастов, самому младшему было 8 лет, а старшему 70. Все участники прослушивались перед исполнением профессиональными арфистами и учителями.
  • В Греции считали, что звуки арфы создают лестницу, соединяющую небо и землю, богов и смертных, в Египте и Сирии приписывали магические свойства и полагали, что арфа открывает двери в рай, и поэтому украшали их очень дорого: покрывали золотом или серебром, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Все народности наделяют этот инструмент необычными, волшебными свойствами. Судя по тому, как благотворно влияют эти бархатистые звуки на людей, эти версии становятся правдоподобными.

Произведения:

Р. Глиэр - Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор (слушать)

В.А.Моцарт - Концерт для флейты, арфы и оркестра до-мажор (слушать)

К. Дебюсси - Концерт для арфы и оркестра (слушать)


Конструкция

Устройство инструмента довольно простое: треугольная рамка с элегантным изгибом и ряд струн, натянутых на неё. Количество струн у современных арф варьируется от 40 до 47. Весит музыкальный инструмент около 30 кг , но это не мешает ему оставаться изысканным и утонченным.

Рамка состоит из нескольких частей:

  • Резонансный корпус с закруглением книзу.
  • Дека с твёрдой рейкой.
  • Рама с колками для закрепления струн.
  • Передний брус в виде прямой колонны.
  • Основание (в некоторых моделях ножки или подставки).

У педальной арфы имеется механизм для изменения высоты звука 46 струн. Корпус изготавливается из дерева или металла. При этом украшается резьбой, позолотой, декоративными элементами. Для удобства отсчёта, ноты «до» в начале каждой октавы окрашены красным цветом, ноты «фа» – чёрным или синим.

Производители : Aoyama (Япония), Camac (Франция), Horngacher (Германия), Lyon & Healy (США), Salvi (Италия), Thurau-Harfenmanufaktur (Германия).

Разновидности

Классификация данного инструмента крайне проста, разделение существует по наличию или отсутствию педалей, а также по размерам. Различают основные виды и их категории:

  • Педальная арфа. Профессиональный инструмент, который так же может быть электрический, оборудованный звукоснимателями. Отличается наличием педального механизма из 7 педалей. Вес 30-50 кг. Высота до 2-х метров.
  • Леверсная арфа. Эта разновидность может быть разных размеров. Число струн колеблется от 22 до 44. Вес варьируется от 5 до 15 кг. Педальный механизм заменяют верхние рычажки-леверсы.
  • Наколенная арфа, ирландская или кельтская. Лишена возможности брать басы, имеет от 12 до 22 струн. Весит не более 5 кг.

История

По поводу возникновения арфы слагают легенды и притчи. Принято считать прародителем этого инструмента деревянный лук, натянутая тетива которого издаёт звучание, а витиеватый контур напоминает изгибы арфы. Её находят на раскопках древних шумерских поселений, что говорит о том, что арфа появилась на заре эволюции человеческой расы.

Подобные инструменты всплывают в Африканских племенах, древнем Египте, Греции, Римской Империи. Их украшали драгоценностями, добавляли элементы из слоновой кости, золота, серебра. В Золотом веке на этом инструменте исполняли преимущественно церковные произведения. Музыку для них сочиняли монахи.

В странах Европы на арфах с VIII века играли бродячие артисты, они использовали инструменты небольших размеров. Крупногабаритные разновидности распространились в XVI-XVII веках. Люди старались расширить диапазон инструмента и применяли различные преобразования и дополнения. Арфу начали включать в хоровые и оркестровые выступления. Педали, позволяющие наделить её большим диапазоном, придумал Я. Хохбрукер в 1720 году, продолжив идею использования регулирующих ключей, возникшую в 1660 году. Прототип современной арфы создал Себастьян Эрар. Широкое использование этого волшебного инструмента русскими меломанами началось в XVIII веке.

Видео: слушать арфу

Загрузка...